УДК 37
НЕПРЕРЫВНОЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
А. Л. Третьяков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
О. Л. Чурашева
Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург
В статье авторами рассмотрены тренды меняющейся российской образовательной политики. Отмечена инновационностъ библиотечно-информационного образования на современном этапе развития Российской Федерации. Акцентировано внимание на конференции «Взаимодействие библиотек и образовательных организаций в реализации программ дополнительного профессионального образования» как интегратора ведущих идей библиотечно-информационной отрасли. Определяются новейшие тенденции би-блиотечно-информационного образования.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, непрерывность, образовательная политика, акторы библиотечно-информационной сферы, лидеры библиотечно-информационной науки.
Система образования в нашей стране претерпевает большие изменения. Её дальнейшее развитие связано с пониманием приоритета данной сферы для социально-экономического и социально-культурного развития страны.
Необходимо решать проблемы качества, гуманизации и демократизации, доступности образования на всех ступенях непрерывного образования.
Российские социально-экономические и социально-культурные реформы происходят в контексте глобальных изменений в мире в целом и в европейском регионе в частности.
Интеграционные процессы в социально-экономической сфере в Европе веду к интеграции и в социокультурной сфере. Образование, включённое в диалог культур, является феноменом культуры и одновременно ее движущей силой. Поэтому важно определить место образования в современной культуре и выявить интеграционные процессы в нём.
Надо сказать, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития [3]. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных факторов развития человеческого потенциала, которые, в том числе, характеризуются не всегда достаточно высоким качеством и доступностью услуг в сфере образования. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
С 2011 года с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ныне - ФГОС 3+ и ФГОС 3++), в российской системе образования начались системно-функциональные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и социальному заказу современного общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественного образовательного пространства [1].
Следует отметить, что для российского образования современной России в целом характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. На наш взгляд, именно Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» должны исправить данную ситуацию и существующий ныне проект профессионального стандарта по библиотечному делу.
Отметим, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Важной составляющей же непрерывного образования российских граждан является дополнительное образование взрослых, призванное мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения к повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Современная социокультурная ситуация настоятельно требует проведения общероссийского мониторинга кадровой ситуации. Необходима выработка определенной стратегии в подготовке специалистов библиотечного дела, как в масштабе страны в целом, так и в субъектах Российской Федерации, в частности.
На работников библиотечно-информационных организаций названные тенденции оказывают двоякое влияние: во-первых, как на специалистов, работников бюджетной сферы, во-вторых, как на представителей профессии, социального института, призванного содействовать государству и обществу в решении стоящих перед ними задач, что требует обеспечения необходимого профессионального / компетентностного уровня [2].
В этих условиях:
- образование через всю жизнь является основой сохранения социального статуса и профессиональной независимости современных специалистов;
- дополнительное профессиональное образование становится активно действующим социально-экономическим институтом, основанным на инновационном потенциале экономики, бизнеса, образования, необходимой составной частью образования через всю жизнь;
- непрерывное профессиональное развитие специалистов есть движущий фактор экономического развития страны и др.
Непрерывное профессиональное образование на базе профильного вуза, способного обеспечить непрерывное обучение специалистов на всех этапах профессионализации, начиная со стадии формирования профессиональных намерений и заканчивая стадией профессионального мастерства, основано на признании необходимости обучения во все периоды жизни специалиста и обеспечивает преемственность, высокий содержательный уровень обучающих программ, связь с работодателем при их разработке, тем самым развивая и наращивая профессиональную компетентность специалистов, единую целевую установку, адаптивность, мобильность, социальную защищённость и творческое развитие [4].
Итак, 16-17 марта 2017 года Санкт-Петербург стал центром притяжения профессионалов библиотечно-информационной сферы из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Самары, Казани, Кемерово, Минска, Словении, США, Франции, Индии и ряда других.
Тема конференции 2017 года «Взаимодействие библиотек и образовательных организаций в реализации программ дополнительного профессионального образования».
В рамках данной работы мы обозначим реперные точки непрерывного библиотечно-информационного образования, которые были выявлены при обсуждении и формировании резолюции конференции.
Таким образом, были обозначены проблемные позиции, среди которых мы должны выделить следующие.
1. В докладе кандидата педагогических наук, доцента, Председателя Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации Т. Я. Кузнецовой акцентировалось внимание на кадровом потенциале российских библиотек и путях его развития. В данном положении выделялись базовые функции библиотек, информационное обеспечение всех социальных проблем общества. По мнению докладчика, библиотеки должны стать интеллектуально-культурно-досуго-выми учреждениями и открытыми университетами. В связи с этим, необходимо формировать профессиональные компетенции библиотекаря и предпринимать попытки к формированию нового профессионального авторитета библиотекаря.
Библиотекарь новой формации - это аналитик, информационный навигатор и посредник, инструктор, хранитель документного культурного наследия, специалист по чтению, организатор культурно-досуговой деятельности.
Вопрос профессиональной переподготовки работников библиотек в настоящее время как никогда актуален, однако по данным ряда источников необходимо переподготовка 30 ООО библиотекарям.
Итак, необходима новая модель высшего библиотечного образования и формирование практикоориентированной высшей школы.
2. В докладе декана библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры В. В. Брежневой и главного библиографа Управления библиографическими информационными службами Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского было акцентировано внимание на взаимодействии образовательных организации и библиотечно-информационных учреждений в реализации программ дополнительного профессионального образования. Была представлена модель непрерывного библиотечно-информационного образования (профессиональное, переподготовка кадров, повышение квалификации, внутрибиблио-течное обучение).
3. Профессор кафедры информационного менеджмента библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры, руководитель Научно-образовательного центра библиотечно-информационных технологий И. С. Пилко предложила для профессиональной аудитории дискуссионный вопрос «Панегирик библиотечной профессии или системна ли система дополнительного профессионального образования?».
4. Заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат педагогических наук М. П. Захаренко представила нестандартный инновационный опыт Учебного центра РГБМ по подготовке библиотекарей, обслуживающих молодёжь. Были рассмотрены вопросы межбиблиотечного методического вебинариума и аспекты визуализации внедрения библиотечно-информационных инноваций.
5. В. К. Клюев, профессор, председатель Учебно-методических советов вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, Почётный
работник высшего профессионального образования Российской Федерации представил доклад «Актуализация образовательных стандартов отраслевых бакалавриата и магистратуры: ближайшие и отдалённые перспективы». Докладчик акцентировал внимание на проблемах подготовки высшей профессиональной библиотечно-информационной сферы, а также многоуровневости и преемственности профильного образования.
Большое внимание было уделено принципам ФГОС 3++, среди которых надо выделить:
• актуализация старых стандартов;
• формирование нового ФГОС исходя из профессионального опыта;
• ФГОС и примерная основная образовательная программа (ПООП) - единый комплекс рекомендательного обеспечения и реализации ПООП;
• в ПООП выделяется обязательная часть для применения при разработке ПООП;
• актуализированный ФГОС ВО 3++ вступают в силу с 01.09.2018 г. применяются для обучающихся с нового приёма.
Надо отметить, что ФГОС 3++ предоставляют широкие полномочия вузам и способствуют формированию компетентностной модели бакалавра и магистра библиотечно-информационной деятельности.
Среди перспективы выделяется внедрение ФГОС 4 поколения на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру библиотечно-информационной деятельности.
Дальнейшие дни работы конференции были посвящены следующим вопросам:
1. Образовательные проекты национальных библиотек.
2. Корпоративные образовательные проекты.
3. Библиотека. Дополнительное профессиональное образование: потребности и возможности.
4. Мастер-класс «Освоение технологического подхода к библиотеке: от контактного варианта к дистанционному. Трансформация традиционных продуктов и услуг библиотеки в виртуальные» и др.
Таким образом, для успешного решения названных задач система непрерывного профессионального образования библиотечно-информационных специалистов должна складываться согласно инновационным стратегиям развития библиотеки и модели образования, ориентированной на приоритет личностных и профессиональных качеств специалистов, их саморазвитие и самосовершенствование.
Список литературы
1. Борисова О. О. Дополнительное библиотечно-информационное образование: некоторые дискуссионные вопросы [Текст] / О. О. Борисова // Вторые Владиславлевские чтения: матер, межрегион, науч.-практ. конф. - Белгород, 2010. - С. 11-21.
2. Борисова О. О. Непрерывное библиотечно-информационное образование как отражение государственной политики в области высшего образования [Текст] / О. О. Борисова//Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. - Белгород, 2016. - С. 29-33.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 01.04.2017).
4. Савич Л. Е. К вопросу о стратегии, организации и содержании непрерывного би-блиотечно-информационного образования [Текст] / Л. Е. Савич, Н. А. Шайтанова II Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 3. -С. 75-79.
CONTINUOUS LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE WORLD EDUCATIONAL SPACE
A. L. Tretyakov
Russian Academy ofNational Economy and Public Service under the President oftheRussianFederation, St. Petersburg, [email protected]
O. L. Churasheva
St. PetersburgStatelnstitute ofCulture, St. Petersburg, [email protected]
In the article the authors consider the trends of the changing Russian educational policy. Innovation of library and information education at the present stage of development of the Russian Federation was noted. Attention isfocused on the conference «Interaction of libraries and educational organizations in the implementation of additional professional education programs» as an integrator of the leading ideas of the library and information industry. The latest trends in library and information education are being determined.
Keywords: library and information education, continuity, educational policy, actors in the library and information sphere, leaders of the library and information science.
References
1. Borisova О. O. (2010) Dopolnitelnoe bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie: nekotoryie dis-kussionnyievoprosyi [=Additional Library and Information Education: Some Discussion Issues], in: Vto-ryie Vladislavlevskie chteniya [=The Second Vladislavlev Readings], Belgorod, pp. 11—21. (In Russ.).
2. Borisova О. O. (2016) Nepreryivnoe bibliotechno-informatsionnoe obrazovanie как otrazhenie gosudarstvennoy politiki v oblasti vyisshego obrazovaniya [=Continuous Library and Information Education as a Reflection of State Policy in the Field of Higher Education], in: Nauka. Kultura. Iskusstvo: aktualnyie problemyi teorii ipraktiki [=Nauka. Culture. Art: actual problems of theory and practice], Belgorod, pp. 29-33. (In Russ.).
3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. No. 1662-r [=The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020: approved. Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r], available at: http://www.garant.ru, accessed 01.04.2017. (In Russ.).
4. Savich L. E. and Shaytanova, N. A. (2014) К voprosu о strategii, organizatsii i soderzha-nii nepreryivnogo bibliotechno-informatsionnogo obrazovaniya [=To the question of strategy, organization and content of continuous library and information education], in: VestnikKazansk-ogo gosudarstvennogo universiteta kulturyi i iskusstv [=Bulletin of the Kazan State University ofCulture and Arts], No. 3, pp. 75-79. (In Russ.).
Третьяков Андрей Леонидович - ведущий специалист Центра информационной поддержки научных исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Чурашева Ольга Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения, Санкт-Петербургский государственный институт культуры.