Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной культуры библиотекаря'

Педагогические условия формирования профессиональной культуры библиотекаря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / БИБЛИОТЕКАРЬ / ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УЧЕБНЫЙ СПЕЦКУРС / LIBRARIAN PROFESSIONAL CULTURE / DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL CULTURE / LIBRARIAN PROFESSIONAL MODEL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / TRAINING SPECIAL COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко Екатерина Анатольевна, Туранина Неонила Альфредовна

Содержатся результаты исследования профессиональной культуры специалистов библиотечно-информационной сферы; обоснована необходимость повышения уровня профессиональной культуры; разработано и представлено качественно новое организационно-педагогическое условие, направленное на эффективное формирование и развитие профессиональной культуры библиотекаря: учебный спецкурс «Профессиональная культура специалиста библиотечно-информационной сферы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куриленко Екатерина Анатольевна, Туранина Неонила Альфредовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of forming librarian’s professional culture

This article is devoted to the professional culture of specialists, who work in the librarian information sphere. The diagnostics of professional culture level conducted as anonymous questioning was carried on among the students studying the course 51.03.06 «Librarian information activity» and young librarians, which results have revealed insufficiency of their professional competences. The study purpose is enhancing the professional culture of specialist in the library-information field. The research objectives are: to define the concept «professional culture», to analyze a problem of pedagogical conditions in contemporary science, to substantiate the necessity of introducing new organizational pedagogical conditions in the training process of bachelors future librarians, to work out an organizational pedagogical condition a content of training special course aimed to solving the problem of insufficiency of librarians’ professional culture. The authors have suggested an organizational pedagogical condition: introducing a special course «Professional culture of specialist of the librarian-information sphere» in the curriculum of some groups. Its content is designed to develop actively future librarians’ professional culture and to master their theoretical and practical competences. The special course content is based on the recognition of professional culture as universalizable characteristics of various types of library-information activities and library communications that reflect the fullness and diversity of professional interests and needs, value orientations, capabilities and abilities of a librarian professional. Thematic sections of the special course are defined in accordance with modern requirements to the culture of a specialist who fulfills specific kinds of librarian activities: pedagogical, bibliographic, innovative, methodical, communicative, and also librarian information serving, etc.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной культуры библиотекаря»

БИБЛИОСФЕРА, 2017, № 3, с. 45-50 / BIBLIOSPHERE, 2017, no 3, pp. 45-50

Библиотековедение

УДК 023.5 ББК 78.3п

DOI 10.20913/1815-3186-2017-3-45-50

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕКАРЯ

© Е. А. Куриленко, Н. А. Туранина, 2017

Белгородский государственный институт искусств и культуры Белгород, Россия; e-mail: [email protected]

Содержатся результаты исследования профессиональной культуры специалистов библиотечно-информацион-ной сферы; обоснована необходимость повышения уровня профессиональной культуры; разработано и представлено качественно новое организационно-педагогическое условие, направленное на эффективное формирование и развитие профессиональной культуры библиотекаря: учебный спецкурс «Профессиональная культура специалиста библиотечно-информационной сферы».

Ключевые слова: профессиональная культура, библиотекарь, диагностика, профессиональная модель, педагогические условия, учебный спецкурс.

Для цитирования: Куриленко Е. А., Туранина Н. А. Педагогические условия формирования профессиональной культуры библиотекаря // Библиосфера. 2017. № 3. С. 45-50. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-3-45-50.

Pedagogical conditions of forming librarian's professional culture E. A. Kurilenko, N. A. Turanina

Belgorod State University of Arts and Culture, Belgorod, Russia; e-mail: [email protected]

This article is devoted to the professional culture of specialists, who work in the librarian information sphere. The diagnostics of professional culture level conducted as anonymous questioning was carried on among the students studying the course 51.03.06 «Librarian information activity» and young librarians, which results have revealed insufficiency of their professional competences.

The study purpose is enhancing the professional culture of specialist in the library-information field.

The research objectives are: to define the concept «professional culture», to analyze a problem of pedagogical conditions in contemporary science, to substantiate the necessity of introducing new organizational pedagogical conditions in the training process of bachelors - future librarians, to work out an organizational pedagogical condition - a content of training special course aimed to solving the problem of insufficiency of librarians' professional culture.

The authors have suggested an organizational pedagogical condition: introducing a special course «Professional culture of specialist of the librarian-information sphere» in the curriculum of some groups. Its content is designed to develop actively future librarians' professional culture and to master their theoretical and practical competences.

The special course content is based on the recognition of professional culture as universalizable characteristics of various types of library-information activities and library communications that reflect the fullness and diversity of professional interests and needs, value orientations, capabilities and abilities of a librarian professional. Thematic sections of the special course are defined in accordance with modern requirements to the culture of a specialist who fulfills specific kinds of librarian activities: pedagogical, bibliographic, innovative, methodical, communicative, and also librarian information serving, etc.

Keywords: librarian professional culture, diagnostics of professional culture, librarian professional model, pedagogical conditions, training special course.

Citation: Kurilenko E. A., Turanina N. A. Pedagogical conditions of forming librarian's professional culture // Biblio-sphere. 2017. № 3. P. 45-50. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-3-45-50.

Профессиональная культура, возникшая на этапе общественного разделения труда, представляет собой уникальный социальный феномен, включающий в себя саму сферу трудовой деятельности человека и качество этой деятельности. Все бытие человека существует под знаком профессиональной культуры, именно она во многом определяет степень развития человеческой цивилизации. Профессиональная культура как «определенная степень овладения человеком приемами и способами реше-

ния профессиональных задач» [12, с. 32] организуется на этапе формирования личности профессионала, в процессе освоения той или иной профессии индивид обогащает свою общечеловеческую культуру, трансформируя и дополняя ее. В ходе развития профессиональной культуры человек достигает все новых высот в трудовой деятельности, вырабатывая так называемое профессиональное мастерство, позитивно-созидательное отношение к собственному труду. Исследованию сущности профессиональной культуры

специалистов различных сфер деятельности посвящены труды видных отечественных ученых И. Ф. Исаева, Н. Я. Соколова, С. А. Дружилова, А. А. Харченко, Л. Н. Максимовой, В. В. Немоляева, Ф. В. Повшедной, Б. Н. Лозовского, Е. В. Бондаревской и др.

В процессе профессионального роста личность становится профессионалом, активно влияющим на развитие социума в целом и профессиональной деятельности в частности. Профессиональная культура повышается с приобретением опыта работы, но основы профессионализма закладываются образованием, приоритетной целью которого является формирование профессиональной компетентности. Профессиональная культура основывается на функциональной интеграции профессиональной и социальной компетентностей.

В современных условиях особенно актуальной становится адекватная, конструктивная, высокопрофессиональная социокультурная работа с населением, в частности в сфере информационно-библиотечной деятельности [15, с. 14]. Библиотечный специалист должен являть собой сплав общих (свойственных в полной мере любому образованному человеку), профессиональных и личностных характеристик, при этом профессиональная культура представляет собой своеобразный стержень [2, с. 738], на который определенным образом, перегруппировываясь и трансформируясь в соответствии со спецификой деятельности, «нанизываются» все вышеуказанные свойства. Проблемам профессиональной подготовки современного библиотекаря посвящены научные труды С. И. Головко, М. Н. Колесниковой, А. В. Соловьева и др.

Содержание профессиональной культуры библиотечного работника в равной степени направлено и на формирование благоприятных отношений внутри трудового коллектива, и вовне его - на пользователей библиотечно-информационных услуг, представителей администрации, муниципалитета, учредителей, спонсоров, меценатов, социальных партнеров и на все население. Важнейшей составляющей профессиональной культуры библиотечного работника является высокий уровень готовности к эффективным социальным коммуникациям в системах отношений «библиотекарь - библиотекарь», «библиотекарь - руководитель», «библиотекарь - пользователь», «библиотекарь - социальный партнер» [14, с. 169-170].

Профессиональное становление личности библиотекаря есть формирование личности профессионала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к социокультурной, библиотечно-информацион-ной деятельности. Профессиональная компетентность предполагает «развитие профессиональной направленности, формирование и интеграцию социально значимых и профессионально важных качеств личности, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека» [6, с. 106-107].

Педагогическую основу профессионального становления личности трудно переоценить. Подготовка библиотечно-информационных специалистов подра-

зумевает совершенно определенные организационные и педагогические условия формирования профессиональной культуры, являющиеся частью образовательного, учебно-воспитательного процесса. Качественный уровень профессиональной культуры специалиста напрямую зависит от педагогических условий. Проблема педагогических условий получила широкое освещение в трудах В. И. Андреева, В. А. Беликова, М. В. Зверевой, Н. В. Ипполитовой, А. Я. Найна, Е. Н. Новицкой, Б. В. Куприянова, Н. М. Яковлевой и др. В последние годы в научных журналах были представлены актуальные педагогические исследования Н. Г. Баженовой, И. В. Хлудеевой, А. А. Володина, Н. Г. Бондаренко, Н. М. Борытко, Н. А. Бочарни-ковой, Е. А. Синкиной, Н. В. Ипполитовой, Н. С. Стер-ховой [2, 3, 7, 8, 13].

В. А. Беликов под педагогическими условиями подразумевает «совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач» [1]. Е. Н. Новицкая определяет педагогические условия как специально созданные реальные обстоятельства профессионально ориентирующей работы обучаемых, способствующие формированию высокоуровневой профессиональной культуры как важнейшего личностного качества квалифицированного специалиста [11, с. 13]. В научных трудах Н. В. Ипполитовой данный термин трактуется не как некая совокупность мер педагогического воздействия, а как один из компонентов педагогической системы, «отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие» [7]. Б. В. Куприянов, С. А. Дынина отмечают, что педагогические условия есть планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверки результатов научно-педагогического исследования [10, с. 101-104].

Каждая приведенная трактовка в той или иной мере отражает сущность рассматриваемого явления. В нашей статье педагогические условия рассматриваются как компонент педагогической системы, представляющий собой «совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие» [8, с. 11]. Исследователи выделяют разновидности педагогических условий: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия и т. д.

Формирование профессиональной культуры специалиста библиотечно-информационной сферы осуществляется под воздействием объективных и субъективных факторов. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-ин-формационная деятельность» и учебный план подготовки бакалавров определяют наличие организаци-

Е. А. Куриленко, Н. А. Туранина, 2017, № 3, с. 45-50 / Е. А. КигНвпко, N. А. Гигапта, 2017, по 3, рр. 45-50

онно-педагогических условий формирования профессиональной культуры.

В первом семестре обучения по программе бакалавриата студентам предлагается освоить курс «Введение в специальность», входящий в вариативную часть профессионального цикла дисциплин направления подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информаци-онная деятельность», профиль подготовки «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности». Данный курс логически предваряет изучение таких предметов, как «Библиотековедение», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Отраслевые информационные ресурсы», «Документоведение» и других, и требует особого подхода к формированию базовых компетенций данной дисциплины: осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности; готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации биб-лиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовки и повышению квалификации. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в том числе 36 часов аудиторной нагрузки, 12 часов лекционных занятий, 24 часа практических занятий), самостоятельная работа студента составляет 36 часов. Форма итогового контроля - зачет. Проблемы профессиональной культуры в данном курсе рассматриваются весьма опосредованно в рамках темы «Профессионал современной библиотеки», где освещаются вопросы о роли специалиста биб-лиотечно-информационной сферы, требованиях к его личности, возможности профессионального и личностного роста, понятиях горизонтальной и вертикальной карьеры.

Авторы видят необходимость разработки новых решений для качественного формирования профессиональной культуры специалиста библиотечно-ин-формационной сферы по ряду причин: во-первых, результаты диагностики студентов-старшекурсников, обучающихся по стандартной учебной программе академического бакалавриата, и молодых библиотекарей продемонстрировали недостаточную сформи-рованность профессиональных компетенций у респондентов; во-вторых, новаторский характер деятельности библиотекаря требует ориентации специалиста на непрерывное повышение уровня профессиональной культуры в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней информационной среды; в-третьих, современная библиотека как центр передовых идей общества, революционно организованное пространство, активизирующее различные средства коммуникации и реализующее разноплановую деятельность, требует от специалиста высочайшего уровня сформированности профессиональных компетенций для дальнейшего продуктивного развития библиотеки как социально-коммуникационного института.

Диагностика уровня профессиональной культуры студентов 3-4 курсов по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», а также молодых библиотечных специалистов, проведенная с помощью анонимного анкетирования, по-

казала недостаточную сформированность профессиональных знаний, умений, навыков, чем подтвердила предположение авторов о необходимости принятия активных мер в этом направлении.

Цель исследования - повышение уровня профессиональной культуры специалиста библиотечно-ин-формационной сферы.

Задачи исследования:

1) раскрыть понятие профессиональной культуры;

2) проанализировать проблему педагогических условий в современной науке;

3) обосновать необходимость внедрения новых организационно-педагогических условий в процесс подготовки бакалавров - будущих библиотекарей;

4) разработать организационно-педагогическое условие - содержание учебного спецкурса, направленного на решение проблемы недостаточной профессиональной культуры библиотечных специалистов.

Этапы исследования:

1. Диагностика профессиональной культуры студентов-старшекурсников и библиотечных специалистов.

2. Разработка нового организационно-педагогического условия с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта - содержание учебного спецкурса, направленного на дополнительное развитие профессиональной культуры будущих библиотекарей.

3. Апробация спецкурса в вузе и на курсах повышения квалификации.

4. Контрольная диагностика слушателей спецкурса (студентов и библиотечных специалистов) с целью определения его эффективности.

Исходя из специфики педагогических условий как намеренно организованных внешних обстоятельств, предложено следующее организационно-педагогическое условие: введение в учебный план спецкурса «Профессиональная культура специалиста библио-течно-информационной сферы». Следует отметить, что идея внедрения учебных спецкурсов в рамках профессиональной подготовки библиотекарей не нова. Ученые-педагоги достаточно часто прибегают к этому способу с целью расширенной и углубленной разработки той или иной проблемы; иногда актуальные спецкурсы, наращивая объем и содержание, вводятся в учебные планы учебных заведений. Яркий пример -библиотечная профессиология, прошедшая путь от спецкурса (авторы А. И. Каптерев, М. В. Костюкова, Г. А. Алтухова и др.) до введения в учебный план как самостоятельной дисциплины, обязательной для изучения [5, с. 98-100].

На наш взгляд, целесообразно включение в учебный план спецкурса «Профессиональная культура специалиста библиотечно-информационной сферы», содержание которого активно способствует формированию профессиональной культуры будущих библиотекарей, совершенствованию теоретической и практической подготовки с целью эффективного осуществления различных видов профессиональной деятельности: научно-исследовательской и методической; информационно-аналитической; организационно-управленческой; проектной; психолого-педагогической;

технологической (оперативного решения производственных задач). Разработанный спецкурс имеет следующие характеристики: профессиональность, интег-рированность, коммуникативность, информированность, технологичность и т. д.

Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью повышения уровня профессиональной культуры студентов-библиотекарей и библиотечных специалистов как залога дальнейшего эффективного профессионального взаимодействия в условиях коммуникационного пространства современной библиотеки и интенсивного увеличения информационного потока.

Объект учебного курса - профессиональная культура специалиста библиотечно-информационной сферы.

Предмет учебного курса - особенности профессиональной культуры библиотекаря в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Цель учебного курса: углубленное изучение сущности и особенностей профессиональной культуры библиотекаря на теоретическом, практическом, методологическом уровнях.

Спецкурс тематически интегрирует содержательную базу профильных дисциплин, изученных ранее, актуализируя знания студентов, дополняя и трансформируя их, способствуя их переносу в практическую плоскость через осознание профессиональных ценностей, тем самым активно формируя профессиональную культуру будущих специалистов биб-лиотечно-информационной сферы.

Целесообразно введение спецкурса перед прохождением производственной практики, на заключительном этапе обучения, а для библиотечных специалистов - в рамках курсов повышения квалификации для молодых библиотекарей. Именно в этот период появляется высокий уровень мотивации к осуществлению профессиональной деятельности; происходит начальное становление личности специалиста библиотечно-информационной сферы, коррекция и развитие профессиональной культуры личности.

Известный ученый, теоретик и практик библиотечного дела Н. С. Карташов подчеркивал: «Принцип целостности библиотечной профессии дополняется принципом ее дифференциации. Библиотечная профессия выявляет себя через многообразие библиотечных специальностей» [9, с. 105]. Вся история эволюции библиотеки красноречиво подтверждает эту мысль исследователя, а развитие и перспективы библиотечного дела в XXI в. лишь подтверждают неоспоримый характер утверждения, его истинность. Содержание спецкурса определено в соответствии со следующим тезисом: профессиональная культура специалиста библиотечно-информационной сферы -универсализирующая характеристика разнообразных видов библиотечно-информационной деятельности и библиотечных коммуникаций, отражающая всю полноту и многообразие профессиональных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, возможностей и способностей библиотекаря-профессионала. Тематический план учебного спецкурса представлен в таблице 1. Общая трудоемкость разработанного спец-

курса - 32 часа, в том числе 12 часов лекционных занятий, 24 часа практических занятий. Форма итогового контроля - зачет.

В завершение курса студентам предложено разработать профессиональную модель библиотекаря новой формации, определить личностные и профессиональные качества для эффективного осуществления практической деятельности. Данный вид работы студенты осуществляют аудиторно, работая в группах, затем обобщенные результаты, подверженные критическому анализу в процессе дискуссии, фиксируются на мультимедийной панели. На основе выстроенной модели студенты проводят самодиагностику на предмет соответствия профессиональной модели современного библиотекаря, готовности к выполнению конкретных профессиональных функций, слушатели курсов работают аналогично.

Итоговый мониторинг был проведен в 6 группах: 4 группах студентов старших курсов и 2 группах на курсах повышения квалификации (КПК) молодых специалистов: 3 контрольные группы и 3 экспериментальные - освоившие предложенный учебный спецкурс в полном объеме. Результаты мониторинга представлены в таблице 2.

Эффективность разработанного спецкурса подтверждена результатами мониторинга групп студентов, обучающихся по программе академического бакалавриата по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», и молодых специалистов библиотечно-информационной сферы. Данные мониторинга демонстрируют положительную динамику, свидетельствуют о повышении уровня сформированности профессиональной культуры. Студенты, прослушавшие спецкурс, успешнее проходят производственную практику, во время которой получают профессиональные умения и опыт профессиональной деятельности, имеют меньше адаптационных проблем, более мотивированы и организованны.

Таким образом, содержание спецкурса «Профессиональная культура специалиста библиотечно-ин-формационной сферы» представляет собой качественно новое организационно-педагогическое условие для успешного формирования высокого уровня профессиональной культуры будущих библиотечно-информационных работников. Ведь «только хорошо обученный, правильно организованный и целенаправленный, мотивированный на саморазвитие и осуществление профессиональной карьеры персонал, заинтересованный в повышении рейтинга профессии, - гарантия успешного движения библиотек в будущее» [4, с. 69-71].

Следует отметить, что перспективы решения проблем формирования профессиональной культуры библиотекаря не ограничиваются введением учебного спецкурса, а выводы по результатам исследования не претендуют на окончательное решение данной проблемы. Необходима дальнейшая работа в этом направлении по поиску новых, качественных педагогических условий, отвечающих требованиям образовательных стандартов и социума и учитывающих передовые педагогические технологии.

Е. А. Куриленко, Н. А. Туранина, 2017, № 3, с. 45-50 / E. A. Kurilenko, N. A. Turanina, 2017, no 3, pp. 45-50

Т а б л и ц а 1

Тематический план учебного спецкурса «Профессиональная культура специалиста библиотечно-информационной сферы»

T a b l e 1

Thematic plan of training special course «Professional culture of a specialist of librarian-information sphere»

№ Тема Лекции Практические занятия

1. Профессиональная культура как «системное образование». Специфика функционирования профессиональной культуры специалиста библиотечно-информационной сферы. Основные компоненты. Профессиональный идеал 2 ч. 2 ч.

2. Педагогическая культура библиотекаря. Особенности и ценностные ориентации: индивидуально-личностные, профессионально-групповые, социально-педагогические 2 ч. 4 ч.

3. Культура библиотечно-информационного обслуживания. Культура библиографической деятельности. Эффективное комплектование фондов как результат высокой профессиональной культуры специалиста библиотечно-информационной сферы 2 ч. 2 ч.

4. Культура инновационно-методической работы в библиотеке. Готовность специалиста к изменениям и оценке состояния инновационной деятельности библиотеки. Научно-методическая деятельность библиотекаря как залог повышения эффективности библиотечной работы, выявления и распространения передового опыта, инноваций 2 ч. 6 ч.

5. Корпоративная культура библиотекаря. Коллективный характер библиотечной деятельности, психологический климат в коллективе. Творческая природа труда библиотекаря 2 ч. 2 ч.

6. Коммуникативная культура библиотекаря. Культура библиотечного общения. Эффективные вербальные коммуникации на различных уровнях биб-лиотечно-информационного пространства. Вербальный имидж библиоте каря. Коммуникативный потенциал личности специалиста библиотечно-информационной сферы 2 ч. 8 ч.

Итого: 36 ч. 12 ч. 24 ч.

Т а б л и ц а 2

Результаты мониторинга профессиональной культуры (ПК)в экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) группах

Т а Ь I е 2

Monitoring results of professional culture in experimental and control groups

Группы исследования Высокий уровень ПК, % Средний уровень ПК, % Уровень ПК ниже среднего, %

1 группа (3 курс) КГ 42 55 3

2 группа (3 курс) ЭГ 62 38 0

3 группа (4 курс) КГ 57 43 0

4 группа (4 курс) ЭГ 66 34 0

5 группа (КПК) КГ 58 42 0

6 группа (КПК) ЭГ 78 22 0

Список источников

1. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. Москва : Акад. естествознания, 2010. 310 с.

2. Бочарникова Н. А. Педагогические условия формирования профессиональной культуры у будущего социального работника // Педагогические науки. 2011. № 12. С. 738-741.

3. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-152.

4. Головко С. И. Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса // Научный диалог. 2014. № 2 : Педагогика. С. 61-77.

5. Елфимова Л. В. Развитие библиотечной профессиологии как научной и учебной дисциплины // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 2. С. 98-100.

6. Жиляева О. А. Содержание профессиональной культуры личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 63-1. С. 105-109.

7. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 383 с.

8. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.

9. Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение. В 2 ч. Ч. 2. Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1997. 256 с.

10. Куприянов Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.

11. Новицкая Е. Н. Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2002. 24 с.

12. Общая и профессиональная педагогика. В 2 кн. Кн. 1 / под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск : Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. 174 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Синкина Е. А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов технического вуза // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2012. Т. 14, № 1. С. 121-126.

14. Туранина Н. А., Куриленко Е. А. Эффективные вербальные коммуникации в современном библиотечном пространстве и подготовка кадров // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33/2. С. 169-170.

15. Туранина Н. А., Шушкова (Куриленко) Е. А. Речевая культура специалиста библиотечно-информационной сферы: проблемы и пути формирования. [S. l.] : LAP LAMBERT Academic Publ., 2014. 104 с.

References

1. Belikov V. A. Obrasovanie. Deyatel'nost. Lichnost. [Education. Activity. Personality]. Moscow : Acad. estestvoznaniya, 2010. 310 p. (In Russ.).

2. Bocharnikova N. A. Pedagogical conditions of forming professional culture of a future social worker. Pedagogicheskie nauki, 2011, 12, 738-741. (In Russ.).

3. Volodin A. A., Bondarenko N. G. An analysis of a notion «organizational pedagogical conditions». Izvestiya Tulskogo go-sudarstvennogo universiteta, 2014, 2, 143-152. (In Russ.).

4. Golovko S. I. A professional model of a worker of librarian-information servicing. Nauchnyi dialog, 2014, 2, 61-77. (In Russ.).

5. Elfimova L. V. Development of librarian professiology as a scientific and academic discipline. Kulturnaya zhizn' yuga Rossii, 2012, 2, 98-100. (In Russ.).

6. Zhilyaeva O. A. Content of professional culture of personality. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. I. Gertsena, 2008, 63 (1), 105-109. (In Russ.).

7. Ippolitova N. V. Teoriya i praktika podgotovki budushchikh uchitelei k patrioticheskomu vospitaniyu uchashchikhsya [Theory and practice of training future teachers for patriotic education of pupils] : dissertation. Chelyabinsk, 2000. 383 p. (In Russ.).

8. Ippolitova N., Sterhova N. Analysis of the concept «peda-gogical conditions»: essence, classification. General and Professional Education, 2012, 1, 8-14. (In Russ.).

9. Kartashov N. S., Skvortsov V. V. Obshchee bibliotekovedenie [General librarianship]. Vol. 2. Moscow : Izd-vo Mosk. Gos. Un-ta kultury, 1997. 256 p. (In Russ.).

10. Kupriyanov B. V. Modern approaches to define a concept essense «pedagogical conditions». Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova, 2001, 2, 101-104. (In Russ.).

11. Novitskaya E. N. Sistemnyi podhod k formirovaniyu profes-sionalnoi kultury studentov pedvuza [A systematic approach to form students' culture in a pedagogical institution] : av-toref. dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2002, 24 p. (In Russ.).

12. Simonenko V. D., Retivykh M. V. (ed.) Obshchaya i professio-nalnaya pedagoghika [General and professional pedagogics. Vol. 1]. Bryansk: Izd-vo Bryan. gos. un-ta, 2003, 174 p. (In Russ.).

13. Sinkina E. A. Organizational pedagogical conditions of professional competences development in students of a technical institution. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledova-telskogo politekhnicheskogo universiteta. Mashinostroenie, ma-terialovedenie, 2012, 14 (1), 121-126. (In Russ.).

14. Turanina N. A., Kurilenko E. A. Effective verbal communications in the modern librarian space and personnel training. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kulturi i iskusstv, 2015, 33/2, 169-170. (In Russ.).

15. Turanina N. A., Shushkova (Kurilenko) E. A. Rechevaya kul-tura spetsialista bibliotechno-informatsionnoi sfery: problemy i puti formirovaniya [Speech culture of a specialist of librarian information sphere: problems and forming ways]. S. l. : LAMBERT Acad. Publ., 2014, 104 p. (In Russ.).

Материал поступил в редакцию 22.02.2017 г.

Сведения об авторах: Куриленко Екатерина Анатольевна - аспирантка кафедры издательского дела и библиотековедения, Туранина Неонила Альфредовна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой издательского дела и библиотековедения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.