7. Alexeev L.L., Anashenkova S.V., Biboletova M.Z., Kovaleva G.S., Loginova O.B. and others. Planiruemye rezul'taty nachal'nogo obshchego obrazovaniia [Planned results of General primary education] Moscow, Education Publ., 2009. 120 p. (In Russ.).
8. Potashnik M. Kompleksnyi kharakter i vnutrenniaia vzaimosviaz' tselostnoi otsenki kachestva obrazovaniia na raznykh etapakh upravleniia [Complex nature and inner relationships of the integrated assessment of the quality of education at different stages of management]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 1999, no. 7-8, pp. 172-175. (In Russ.).
9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.05.2014 № 465 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniia po spetsial'nosti 43.02.01 Organizatsiia obsluzhivaniia v obshchestvennom pitanii" [Order of the Ministry of education and science dated 07.05.2014 No. 465 "On approval of the Federal state educational standard of secondary professional education in the specialty 43.02.01 "Organization of service in public catering"]. (In Russ.). Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165549.
10. Khutorsky A.V. Tipologiia lichnostnykh obrazovatel'nykh rezul'tatov i podkhody k ikh diagnostike [Typology of personal learning outcomes and approaches to their diagnosis]. VestnikInstituta obrazovaniia cheloveka [Bulletin of the Institute of education]. (In Russ.). Available at: http://eidos-institute.ru/journal/2014/0328.htm.
УДК 378:02
ЭФФЕКТИВНЫЕ ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ БИБЛИОТЕЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Туранина Неонила Альфредовна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой издательского дела и библиотековедения, Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород, РФ). E-mail: [email protected].
Куриленко Екатерина Анатольевна, аспирант кафедры издательского дела и библиотековедения, Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород, РФ). E-mail: [email protected].
Качество речи библиотекаря - важнейший компонент библиотечного общения и залог его профессионального успеха. Тем не менее формирование и развитие речевой культуры, коммуникативных навыков будущих специалистов является актуальной проблемой в сфере профессионального библиотечного образования. Исследованию речевой культуры специалистов библиотечно-информационной сферы уделяется недостаточное внимание в диссертационных исследованиях и на страницах периодических научных изданий.
Наиболее разработаны социально-психологические аспекты профессии, вопросы коммуникативной культуры затронуты лишь фрагментарно. Цели данной статьи - охарактеризовать особенности речевого взаимодействия в библиотечно-информационном пространстве, раскрыть сущность вербальных коммуникаций, предложить пути подготовки к их эффективному осуществлению в условиях вуза.
Авторами проведена серьезная работа по определению целостной картины, объективно отражающей особенности современного библиотечно-информационного пространства, в рамках которой разработаны пути подготовки в условиях вуза к эффективному осуществлению вербальных коммуникаций в указанной среде. Особый интерес представляет предложенный в статье путь формирования речевой профессиональной культуры посредством интеграции заданий в практические занятия профилирующих дисциплин.
Практическая значимость данной статьи заключается в разработке примерных заданий в русле метода ситуационного анализа, нацеленных на усиленную подготовку к коммуникативной стороне библиотечно-информационной деятельности и формирование позитивного вербального имиджа специалиста.
Предложенные меры ориентированы на систематическую, целенаправленную работу в указанном направлении, способствующую становлению личности специалиста, обладающего в полной мере
коммуникативными компетенциями, освоившего этические основы и тонкости, имеющего потенциал и мотивацию для формирования и достижения содержательного аспекта профессионального идеала, готового к осуществлению эффективных и адекватных прагматическим условиям общения вербальных коммуникаций.
Ключевые слова: вербальные коммуникации, библиотечное коммуникационное пространство, речевая культура, коммуникационные каналы, профессиональная подготовка библиотечного специалиста, метод ситуационного анализа.
THE EFFECTIVE VERBAL COMMUNICATION IN CONTEMPORARY LIBRARY FIELD AND STAFF TRAINING
Turanina Neonila Alfredovna, Dr of Philological Sciences, Professor, Head of Deparment of Publishing and Library Science Department, Belgorod State University of Arts and Culture (Belgorod, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Kurilenko Ekaterina Anatolievna, Postgraduate, Department of Publishing and Library Science, Belgorod State University of Arts and Culture (Belgorod, Russian Federation). E-mail: [email protected].
The quality of communication of librarians is an important component in librarian-user interaction and key to professional success. Forming and developing the communicative culture and skills of future specialists is nowadays a major problem in the field of professional library education. However there is not enough attention given to studying this problem in the theses and on the pages of periodicals.
Social psychological aspects of the profession of librarian have been considered quite well, but communicative culture issues are observed fragmentary. The aim of this article is to characterize specialities of speech interaction, to unravel the concept "verbal communication," to suggest the strategies of its effective training in a special higher education institution.
The authors has taken a serious work for revealing objectively the specialities of a modern library. Referring to this, there were defined some strategies for developing effective verbal communication qualities of students who are getting librarian education. Especially interesting is the idea of realizing the strategies during the practicals of majors.
The practical significance of this article resides in elaborating sample tasks according to the contextual analysis method, which help developing a positive verbal image of a specialist. They are aimed to prepare future professionals for communication in the process of their librarian information activity.
Hereinafter suggested strategies are oriented to systematic and intentional work in this direction. They create specialist's personality who is communicatively competent, has comprehended ethical fundamentals and subtleties, possesses a potential and motivation to perfect himself professionally, is ready to realize effective verbal communication, that is suitable for pragmatic conditions of interaction.
Keywords: verbal communication, library communicational field, speech culture, communication channels, vocational training of the library expert, method of case study.
Умение эффективно взаимодействовать с обществом и его отдельными членами, обмениваться информацией - важные отличительные способности человека, определяющие сущность его бытия. Реализуются они с помощью речи - посредством многочисленных вербальных коммуникаций. И если социальная коммуникация есть передача информации посредством знаков, символов и т. п., то понятие вербальной коммуникации значительно уже. Вербальная коммуникация - это взаимо-
действие, использующее в качестве знаковой системы человеческий язык, воплощенный в речи.
Вербальная коммуникация как составляющая часть социальной коммуникации в рамках социального взаимодействия является важнейшей, неотъемлемой частью современного социума. Профессия библиотечно-информационного специалиста относится к коммуникационному типу деятельности. Этим определяется безусловная важность формирования и развития коммуника-
тивной, речевой культуры в процессе обучения и профессиональной адаптации. Коммуникативные знания, умения и навыки, заложенные на начальном этапе становления личности библиотекаря, позитивно влияют на дальнейшую профессиональную деятельность: они не только формируют необходимые социально-психологическую и лингвистическую базы, но развивают и корректируют уже имеющийся речевой и поведенческий потенциал, активно способствуя формированию «привычки» дальнейшего самосовершенствования в сфере вербальных коммуникаций.
Готовность библиотекаря к вовлечению в коммуникативно-информационные библиотечные процессы определяет его профессиональный успех, позитивно влияет на формирование и поддержание вербального имиджа специалиста, имиджа самой библиотеки [9].
В современном социуме человек удовлетворяет свои информационные потребности посредством различных коммуникационных каналов -устных, документальных, электронных, гибридных (смешенных) [7]. На стыке документальной и устной коммуникации находятся аудио- и видеоматериалы; на стыке документальной и электронной - машинописные тексты; на стыке устной и электронной - радио, телевидение. На пересечении всех коммуникационных каналов располагаются кумулятивно-посреднические (термин из области социальной коммуникации) центры. Назовем их кумулятивно-коммуникационными в соответствии с их природой, то есть, по сути, это библиотеки, исходя из их социальных функций, во всем своем видо-типовом своеобразии. Эволюция коммуникационных каналов под воздействием социально-культурных факторов и научно-технического прогресса обязывает специалиста информационно-библиотечной сферы, учитывая его профессиональную расположенность в месте пересечения всех перечисленных каналов, постоянно развивать имеющиеся коммуникативные навыки. И главенствующую роль, не умаляя другие компоненты социального и культурного библиотечного взаимодействия, в данном случае играет уровень речевой культуры библиотекаря, являющийся залогом осуществления эффективных вербальных коммуникаций. При вовлечении студентов в коммуникационное пространство библиотеки как социального института, осуществляющего культурно-просветительские, ин-
формационно-образовательные функции, необходимо четко разграничить данное пространство по каналам взаимодействия исходя из объект-субъектных отношений. Профессиональное библиотечное коммуникационное взаимодействие, где одним из коммуникантов является библиотекарь, в соответствии с субъектами можно отразить в следующей схеме (см. рис. 1). Библиотекарь находится в центре библиотечного коммуникационного пространства, организует его и инициирует коммуникацию. Именно от библиотечного специалиста в большинстве своем зависит успех библиотечного общения, полное выполнение поставленных коммуникативных целей и задач.
Рисунок 1. Коммуникационное пространство современной библиотеки
Коммуникации в системе отношений «библиотекарь - библиотекарь» характеризуются горизонтальной направленностью с незначительными вертикальными вариациями (например, библиотекарь - заведующий краеведческим отделом, библиограф - старший библиограф - методист). Это взаимодействие коллег, выполняющих одно дело, решающих профессиональные задачи для достижения общей цели. Эталонная коммуникация в данной системе отношений основана на сотрудничестве, профессионализме, взаимопомощи, высокой степени речевого взаимодействия, здесь преобладают устные каналы коммуникации. Данный тип отношений во многом зависит от личных отношений в трудовом коллективе (привязанности, приятельские отношения, личная неприязнь).
В системе отношений «библиотекарь - руководство» под руководством понимается не только непосредственное начальство (директор
библиотеки, централизованной библиотечной системы, их заместители), но и учредители данного учреждения культуры, представители муниципалитета, предприятия, осуществляющие организацию и контроль за деятельностью библиотеки или централизованной системы. Такие отношения имеют вертикальную направленность и характеризуются высокой степенью официальности, строгим соблюдением морально-этических и речевых норм, готовностью решать поставленные задачи (со стороны библиотекаря). Часто указанные отношения реализуются посредством документальной коммуникации - в форме отчетов о проделанной работе, предложений по совершенствованию рабочего процесса, заявлений, объяснительных записок и проч. Это требует от специалиста высокого уровня владения культурой не только устной, но и письменной речи.
Система отношений «библиотекарь - пользователь» отражает саму суть и предназначение библиотеки. Этот социальный институт создан для выполнения общественно важных задач, отраженных в его функциях (коммуникативной, мемориальной, кумулятивной, образовательной, досуговой и т. д.), - сохранения, концентрации, распространения информации с образовательной, культурно-просветительской, развлекательной, вспомогательной целью.
Природа библиотеки изначально не была связана с использованием фондов обычными людьми, но в процессе своего исторического развития цивилизация пришла к демократизации библиотек. Таким образом, произошла качественная ценностная переориентация сущности библиотечной деятельности и в современном социуме мы уже говорим о доминировании коммуникативной функции библиотек. Теперь они создаются и функционируют и с целью удовлетворения информационных, социально-культурных потребностей общества и отдельных индивидов. Г. А. Алтухова пишет: «Библиотекарь всей своей деятельностью призван не только нести людям знания, информацию, культуру, но и правильно преподнести их, опираясь на свои знания, речевую культуру, нравственные и интеллектуальные качества» [1, с. 6]. Отношения в системе «библиотекарь - пользователь» требуют от специалиста библиотечно-информационной сферы наличия нестандартного мышления и эрудиции, высоких личностных и профессиональных
качеств: коммуникабельность, доброжелательность, внимательность и т. д.
Система отношений «библиотекарь - социальный партнер» подразумевает взаимодействие библиотечного специалиста с личностями, институтами, организациями, находящимися за пределами библиотечно-информационного коммуникационного пространства до начала коммуникативного контакта и после его завершения. Другими словами, они включаются в него исключительно в момент взаимодействия с библиотекой и ее персоналом. В качестве социального партнера могут выступать средства массовой информации, общественные организации и объединения, спонсоры и меценаты, их представители и т. п. Коммуникация в данной системе носит сугубо официальный характер и осуществляется строго по законам делового общения.
Библиотека есть средоточие различных, разнонаправленных коммуникационных потоков, в ней сходятся все коммуникационные каналы. Основное, самое универсальное средство коммуникации - речь. Она необходима на всех этапах осуществления библиотечной деятельности, во всех системах отношений, без речи немыслимо библиотечное коммуникационное пространство. Следовательно, именно формированию и развитию речевой культуры необходимо уделить первоочередное внимание в процессе подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы к осуществлению эффективных вербальных коммуникаций.
В учебных планах по подготовке профильных специалистов данной области крайне мало внимания уделяется вербальным коммуникациям, а изменение и совершенствование действующих учебных планов - процесс, требующий значительных временных затрат, различных согласований и утверждений на самом высоком уровне. При необходимости осуществлять подготовку будущих библиотекарей в условиях острого дефицита речеведческих дисциплин предлагаем ввести специальный комплекс упражнений в уже имеющиеся в учебных планах дисциплины, например, «Библиотековедение», «Докумен-товедение», «Русский язык и культура речи», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Документационное обеспечение управления библиотечно-информационной деятельностью»,
«Библиотечная этика». Также возможно использование аудиторного времени различных курсов по выбору, например, «Вербальный имидж библиотекаря», «Связь с общественностью в библиотеке», «Речевой этикет», «Речевая культура библиотекаря», «Этика и эстетика диалога» и др. Главное - работа по повышению уровня речевой культуры будущих библиотечных специалистов должна осуществляться системно, последовательно [11].
Приведенные образцы заданий предполагают включение речевых упражнений в содержание учебных дисциплин, формирующих профессиональные навыки, и носят творческий характер.
Используя метод ситуационного анализа (кейс-стади) можно предложить студентам смоделировать, подготовив диалоги, учитывая праг-магические условия общения и психологические факторы, следующие ситуации:
- расскажите о книжных новинках учащимся 7-го класса, которые только что пришли с урока физкультуры;
- пригласите старшеклассников на открытие выставки редких книг;
- убедите руководство библиотеки в необходимости закупки новых современных книжных стеллажей, учитывая, что старые стеллажи находятся в рабочем состоянии;
- проведите переговоры о закупке с представителем книжного издательства;
- убедите потенциального спонсора закупить для читального зала мультимедийное оборудование;
- дайте интервью журналисту профильного издания;
- прорекламируйте новое мероприятие «Библионочь» перед различной аудиторией (инженеры металлургического комбината, студенты института культуры и искусств, участники садового товарищества, старшеклассники);
- подготовьте развернутый план экскурсии по библиотеке для гостей города, подчеркните привлекательность учреждения, расскажите о достижениях, формах работы и т. д.
Формируя культуру письменной речи при подготовке к документальным вербальным коммуникациям, студентам следует предложить оформить документы, активно функционирующие в библиотечном коммуникационном пространстве:
- характеристика стажера библиографического отдела / ведущего библиотекаря читального
зала;
- деловое письмо (традиционное и электронное) с предложением о сотрудничестве с муниципальным театром / редакцией городской газеты;
- письмо-запрос в издательство;
- письмо-предложение о совместном проведении мероприятия;
- служебная записка о необходимости увеличения рабочего времени в праздничные дни;
- служебная записка о необходимости закупки книг местных авторов.
Также стоит предложить будущим библиотечным специалистам задания по составлению и воспроизведению различного вида выступлений, например, протокольно-этикетных (речь при встрече в библиотеке иностранных гостей; приветственная речь на открытии памятника А. С. Пушкину; похвальная речь в адрес спонсора; вступительная речь на открытии конференции по проблемам чтения), убеждающих (книга, которую стоит прочесть; нужно постоянно повышать уровень речевой культуры; недопустимо использовать в речи ненормативную лексику) и т. д.
Представленные упражнения, предлагаемые для практической работы студентов в рамках различных дисциплин на разных этапах обучения, вызывают у студентов неподдельный интерес своей нестандартностью, творческим характером. Они способствуют развитию речевой культуры будущих библиотечных специалистов, готовности к контакту с аудиторией и отдельными индивидами, уверенности в себе, в своей речи. При внедрении практик, основанных на моделировании будущей профессиональной деятельности (методе ситуационного анализа), бакалавры учатся контролировать свое психоэмоциональное состояние в различных ситуациях библиотечного общения, расширяют свой профессиональный кругозор и активный словарный запас; осваивают речевые приемы под руководством преподавателя при значительном объеме самостоятельной работы.
Таким образом, интеграция заданий по формированию и развитию речевой культуры в практические занятия профилирующих дисциплин способствует значительному повышению уровня готовности к эффективным вербальным коммуникациям в системах отношений «библио-
текарь - библиотекарь», «библиотекарь - руководство», «библиотекарь - пользователь», «библиотекарь - социальный партнер». Это являет-
ся ключевым моментом в подготовке грамотных, высококвалифицированных специалистов в библиотечно-информационной сфере.
Литература
1. Алтухова Г А. Основы культуры речи библиотекаря. - М., 2008. - 168 с.
2. Головина Н. Н. Библиотечная коммуникация как основа деятельности библиотек // Молодые в библ. деле. -2007. - № 3/4. - С. 57-60.
3. Езова С. А. Библиотечное общение: возможные пути моделирования // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 5. -С. 67-74.
4. Езова С. А. К профессиональной этике через метод кейсов: эффективная техника обучения // Библ. дело. -
2012. - № 08 (170). - С. 26-27.
5. Мейжис И. А. Социальная психология библиотечного дела // Библиотековедение. - 1993. - № 4. - С. 49-58.
6. Рябов М. А. Библиотека как коммуникативная система // Библиотековедение. - 2008. - № 2. - С. 28-31.
7. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. - СПб., 2002. - 461 с.
8. Спирина Н. М. Речевая культура библиотечного специалиста: формирование и развитие в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 194 с.
9. Туранина Н. А., Шушкова Е. А. (Куриленко). Вербальный имидж библиотечного специалиста: современные технологии его формирования в вузе // Образование и общество. - 2014. - № 4(87). - С. 53-55.
10. Туранина Н. А., Шушкова Е. А. (Куриленко). Культура общения библиотечного специалиста и ее роль в современном социуме // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2013. - Т. 19, № 2. - С. 153-155.
11. Туранина Н. А., Шушкова Е. А. (Куриленко). Речевая культура специалиста библиотечно-информационной сферы: проблемы и пути формирования. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 104 с.
References
1. Altukhova G.A. Osnovy kul'tury rechi bibliotekaria [The fundamentals of communicative culture of a librarian]. Moscow, 2008. 168 p. (In Russ.).
2. Golovina N.N. Bibliotechnaia kommunikatsiia kak osnova deiatel'nosti bibliotek [Communication style of a librarian as the basis of library work]. Molodye v bibliotechnom dele [Young professionals in librarianship], 2007, no 3/4, pp. 57-60. (In Russ.).
3. Ezova S.A. Bibliotechnoe obshchenie: vozmozhnye puti modelirovaniia [Communication in library: possible ways of modelling]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries], 2008, no 5, pp. 67-74. (In Russ.).
4. Ezova S.A. K professional'noi etike cherez metod keisov: effektivnaia tekhnika obucheniia [To the professional ethics by means of the case method: an effective teaching approach]. Bibliotechnoe delo [Librarian Science], 2012, no 08(170), pp. 26-27. (In Russ.).
5. Meizhis I.A. Sotsial'naia psikhologiia bibliotechnogo dela [Social psychology of librarianship], 1993, no 4, pp. 49-58. (In Russ.).
6. Riabov M.A. Biblioteka kak kommunikativnaia sistema [Library as a system of communication]. Bibliotekovedenie [Librarianship], 2008, no 2, pp. 28-31. (In Russ.).
7. Sokolov A.V. Obshchaia teoria sotsial'noi kommunikatsii [General social communication theory]. St. Petersburg, 2002. 461 p. (In Russ.).
8. Spirina N.M. Rechevaia kul'tura bibliotechnogo spetsialista: formirovanie i razvitie v usloviiah vuza: dis. kand. ped. nauk [Communicative culture of a librarian as a specialist: forming and developing of the competence in a higher institution: diss. PhD ped. sci.]. Moscow, 1998. 194 p. (In Russ.).
9. Turanina N.A., Shushkova E.A. (Kurilenko). Verbalnyi imidzh bibliotechnogo spetsialista: sovremennye tekhnologii ego formirovaniia v vuze [Verbal image of a librarian as a specialist: modern approaches for forming the image in a higher institution]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society], 2014, no 4(87), pp. 53-55. (In Russ.).
10. Turanina N.A., Shushkova E.A. (Kurilenko). Kul'tura obshcheniia bibliotechnogo spetsialista i ee rol' v sovremen-nom sotsiume [Communicative culture of a librarian as a specialist and its role in modern society]. Vestnik Kostrom-skogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova Vestnik [of Nekrasov Kostroma State University],
2013, vol. 19, no 2, pp. 153-155. (In Russ.).
11. Turanina N.A., Shushkova E.A. (Kurilenko). Rechevaia kul'tura spetsialista bibliotechno-informatsionnoi sfery [Communicative culture of a specialist of the librarian information sphere], LAP LAMBERT Academic Publ., 2015. 104 p. (In Russ.).