6. Novatorov V.E. Sovremennye tekhnologii kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya [Modern technologies of cultural and leisure activities: status, problems and prospects of development]. Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University], 1999, vol. 3, pp. 109-114. (In Russ.).
7. Popova F.H. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' v kontekste kul'turologicheskogo issledovaniya. Avtoreferat diss. kand. kul'turologii. 24.00.01 [Cultural and leisure activities in the context of cultural studies. Author's abstract of diss. PhD in culturology. 24.00.01]. Chelyabinsk, 2004. 22 p. (In Russ.).
8. Sovremennye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Modern technologies of social-cultural activity]. Under the scientific. ed. prof. E.I. Grigorieva. Tambov, Pershina Publ., 2004. 512 p. (In Russ.).
9. Sokolov A.V. Sotsial'no-kul'turnaya sistema kak prostranstvo dlya realizatsii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Socio-cultural system as a space for the implementation of socio-cultural activities]. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom prostranstve. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh i uchebno-metodicheskikh statey [Socio-cultural activities in the educational space. Interuniversity collection of scientific and educational articles]. Ch. Ed. E.L. Kudrina; ed.-status. V.V. Tuev. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2007, pp. 94-100. (In Russ.).
10. Streltsov Y.A., Streltsova E.Y. Pedagogika dosuga. Uchebnoe posobie [Leisure Pedagogy. Textbook]. Moscow, MSICA Publ., 2010. 307 p. (In Russ.).
11. Surtaev V.Y. Sotsiokul'turnoe tvorchestvo molodezhi: metodologiya, teoriya, praktika. Monografiya [Social and cultural creativity of young people: methodology, the theory, practice. Monography]. St. Petersburg, St.PSICA Publ., 2000. 207 p. (In Russ.).
УДК 378.096
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Мишова Валерия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Огнева Элла Николаевна, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В последние годы российская система образования претерпевает глобальные изменения, в которых актуализируется проблема становления профессионального развития личности. В 2016 году был утвержден новый ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», в настоящее время на обсуждение профессиональной общественности вынесен проект нового стандарта, который предполагает ориентацию на профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Каждое следующее поколение стандарта отличается от предыдущего более общими формулировками компетенций и дает вузам возможность готовить выпускников, которые будут конкурентоспособными и обладать теми компетенциями, которые являются актуальными с учетом изменений, постоянно происходящих на рынке труда.
Был проведен сравнительный анализ состава компетенций, представленных в стандартах третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», охарактеризована мотивационная структура личности студентов, необходимая для успешного формирования компетенций, проведено исследование студентов на наличие мотивационных профилей для освоения компетенций. Результаты исследования позволили сделать вывод, что при подготовке студентов направления «Библиотечно-информационная деятельность» требуется обеспечить их планомерное погружение в основы изучаемой профессии. Для успешного освоения студентами компетенций, заложенных
в ФГОС ВО, в учебную деятельность следует постепенно вводить элементы деятельности будущей профессии, создавать определенные производственные ситуации. Таким образом, повышать их заинтересованность деятельностью и направленность на будущую профессию. Это возможно лишь с привлечением к образовательному процессу действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Ключевые слова: компетенции, образовательный стандарт, библиотечно-информационная деятельность, мотивационные профили, профессиональная деятельность.
THE STUDY OF MOTIVATIONAL STRUCTURE OF PERSONALITY AS A BASIS FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS TRAINING AREAS "LIBRARY AND INFORMATION WORK"
Mishova Valeriya Viktorovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Automated Information Processing Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Ogneva Ella Nikolaevna, Associate Professor of Department of Automated Information Processing Technology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
In recent years, the Russian education system is undergoing global changes, which actualizes the problem of formation of personal professional development. In 2016, a new standard in the direction of preparation "Library and Information Activities" was approved, the professional public is currently discussing a submitted draft of the new standard, which requires focus on professional standards, relevant professional activity of graduates of undergraduate programs in the direction of preparation "Library and Information Activities". Each successive generation of the standard differs from the previous with more general wording of competencies and gives universities the opportunity to prepare graduates to be competitive and to have those competencies that are relevant in view of the changes constantly taking place in the labor market.
A comparative analysis of the competencies represented in the standards of the third generation was conducted in the direction of preparation "Library and Information Activities", characterized by a motivational structure of personality of students necessary for the successful formation of competencies, students studied for the presence of motivational profiles for the development of competencies. The results of the study led to the conclusion that, in preparing students in the direction "Library and Information Activities" it is required to provide systematic students' immersion in the basics of the study of the profession. For the successful development of the competencies laid down in the standard, the educational activity should gradually introduce elements of future profession, create specific production situation, thus, to increase its interest in activities, and focus on the future profession. This is only possible with the involvement of the educational process of existing managers and employees of specialized organizations, enterprises and institutions.
Keywords: competence, educational standards, library and information work, motivational profile, professional activity.
Изменение парадигмы современного профессионального образования находит свое отражение в принципах компетентностного подхода, при котором одним из главных критериев качества образования является успешная профессиональная деятельность. Решающим этапом профессионального становления личности является процесс обучения в вузе, в рамках которого формируется адекватное представление о будущей профессии и отношение к ней.
Принятием в 2010 году образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата) [4] были созданы условия для развития российского библиотечно-информационного высшего профессионального образования на основе ком-петентностного подхода. 11 августа 2016 года утвержден новый ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная дея-
тельность» [3], так называемый стандарт 3+, который предполагает, что современный специалист в сфере библиотечно-информационной деятельности должен обладать соответствующими компетенциями в научно-исследовательской и методической, информационно-аналитической, организационно-управленческой, проектной, психолого-педагогической и технологической деятельности.
Хотелось бы отметить, что уже на обсуждение профессиональной общественности вынесен проект нового стандарта (3++) [5], который предполагает ориентацию на профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».
Каждое следующее поколение стандарта отличается от предыдущего большим обобщением в формулировках компетенций и дает вузам возможность готовить выпускников, которые будут конкурентноспособными и обладать компетенциями, являющимися актуальными с учетом изменений постоянно происходящих на рынке труда.
Вместе с тем, стоит вопрос о том, в какой мере студенты готовы к освоению основной образовательной программы и формированию у них компетенций, необходимых для профессиональной деятельностивбиблиотечно-информационнойсфе-ре. Следует отметить, что в процессе формирования компетенций особая роль принадлежит учебно-профессиональной мотивации студентов, от уровня развития которой зависит успешность процесса обучения.
В связи с этим на базе института информационных и библиотечных технологий ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» преподавателями кафедры технологии автоматизированной обработки информации было проведено исследование среди студентов института.
Целью данного исследования явилось проведение сравнительного анализа компетенций, представленных в стандартах третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», и выявление готовности студентов к овладению этими компетенциями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состав компетенций, представленных в стандартах третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».
2. Охарактеризовать мотивационную структуру личности студентов, необходимую для успешного формирования компетенций, предусмотренных стандартами третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».
3. Провести исследование студентов на наличие необходимых мотивационных профилей для освоения компетенций.
На первом этапе был проанализирован состав компетенций, представленных в стандартах третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Было выявлено, что стандарты лишь задают ориентиры на развитие личности студента в будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с компетенциями, отраженными в ФГОС ВО третьего поколения, современный специалист библиотечно-информационной деятельности (БИД) должен быть способен оперативно решать неординарные информационные задачи, уметь профессионально осуществлять экспертно-консультационную, научно-исследовательскую, проектную и творческую деятельность. Выпускник должен владеть методами анализа современных документальных потоков, отраслевых информационных ресурсов, технологией аналитико-синтетической переработки информации, методами выявления и изучения информационных потребностей субъектов информационного рынка, а также обладать профессиональными компетенциями в области проектирования, создания, внедрения и эксплуатации автоматизированных библиотечно-инфор-мационных систем.
Однако следует отметить, что в первом стандарте третьего поколения [4], кроме общего перечня компетенций, был представлен и перечень дисциплин базовой части основной образовательной программы с указанием компетенций, которые будут сформированы в результате их изучения.
В последующих редакциях ФГОС ВО уже нет привязки компетенций к дисциплинам и указывается, что «набор дисциплин, относящихся к базовой части программы бакалавриата, орга-
низация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы» [5]. Оговорен только обязательный перечень дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физкультура».
Таким образом, образовательная организация вправе самостоятельно определять перечень
дисциплин, посредством которых у студентов будут сформированы компетенции, направленные на готовность к будущей профессиональной деятельности в сфере БИД.
Далее был проведен сравнительный анализ компетенций, представленных в стандартах третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (табл. 1).
Таблица 1
Состав компетенций, представленных в стандартах третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»
ФГОС ВПО (3) ФГОС ВО (3+) ФГОС ВО (3++)
Наименование блока компетенций Кол-во Наименование блока компетенций Кол-во Наименование блока компетенций Кол-во
Общекультурные компетенции (ОК) 16 Общекультурные компетенции (ОК) 11 Универс альные компетенции (УК) 8
Профессиональные компетенции (ПК): 41 Общепрофессиональные компетенции (ОПК) 6 Общепрофессиональные компетенции (ОПК) 4
Профессиональные компетенции (ПК): 36 Профессиональные компетенции (ПК)
- производственно-технологическая деятельность 8 - технологическая деятельность 5
- организационно-управленческая деятельность 9 - организационно-управленческая деятельность 8
- проектная деятельность 4 - проектная деятельность 4
- научно-исследовательская деятельность 5 - научно-исследовательская и методическая деятельность 4
- информационно-аналитическая деятельность 7 - информационно-аналитическая деятельность 7
- психолого-педагогическая деятельность 8 - психолого-педагогическая деятельность 8
В результате анализа данных, представленных в табл. 1, была выявлена тенденция к уменьшению количества компетенций, отраженных в стандартах каждого следующего поколения. Кроме того, отличительной особенностью последнего утвержденного стандарта (3+) является то, что отдельным блоком выделены общепрофессиональные компетенции, таким образом, сделан акцент на необходимость формирования и развития личностных качеств обучающихся, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Проект будущего стандарта (3++) отличается тем, что в нем используются более обобщенные формулировки компетенций. В стандарте выделяют три блока компетенций: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные, которые, в свою очередь, разбиты по различным категориям. При этом универсальные и общепрофессиональные компетенции представлены в стандарте, а перечень профессиональных компетенций выпускника программы бакалавриата вуз будет устанавливать самостоятельно, исходя
из направленности программы, на основе содержания обобщенных трудовых функций из соответствующих профессиональных стандартов.
Второй этап исследования заключался в выявлении характеристики мотивационной структуры личности студентов, необходимой для успешного формирования компетенций, предусмотренных ныне действующим стандартом третьего поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». То есть определялось, какие ключевые мотиваци-онные профили личности студента необходимы для формирования каждой компетенции, так как в основе любой познавательной деятельности лежит мотивационно-ценностная сфера личности. К такой сфере относятся определенные потребности, установки, ценности личности, которые
являются определяющими направлениями в деятельности человека.
Мотивационная структура личности студентов исследовалась на основе методики В. Э. Миль-мана «Диагностика мотивационной структуры личности» [2]. При исследовании акцент делался только на те мотивационные профили, которые способствуют формированию компетенций, заложенных в ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». В результате была составлена матрица соответствий элементов мотивационной структуры личности (мотивационного профиля) и формируемых компетенций. В табл. 2 приведен пример соответствующей матрицы для блока общепрофессиональных компетенций.
Таблица 2
Матрица соответствий элементов мотивационной структуры личности студентов и общепрофессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»
Наименование мотивационного профиля Код компетенции
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6
мотивация общей активности + + + + + +
мотивация социальной полезности + +
мотивация творческой активности + + +
Таким образом, среди множества мотиваци-онных профилей, позволяющих оценить направленность личности на будущую профессию, были выбраны следующие профили: мотивация общей активности, мотивация творческой, развивающей активности, мотивация социальной полезности.
Мотивация общей активности показывает энергичность, стремление студента приложить свою жизненную энергию и умения в какой-либо сфере деятельности. В нее включаются такие мотивы, как активность, выносливость, упорство.
Мотивация творческой активности отражает стремление студента использовать свою энергию и возможности в той сфере, где можно получить творческие результаты; включает в себя созидание, достижение, понимание, сознание.
Социальная полезность представляет собой мотивацию поддержания жизнедеятельности и комфорта в социальной сфере, здесь отражается стремление студента получать внимание и одобрение окружающих, престиж, положение в об-
ществе, влияние и власть, и включает в себя уважение, честолюбие, доминирование [2, с. 38].
На заключительном этапе было проведено исследование студентов на наличие у них необходимых мотивационных профилей для освоения компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». В исследовании участвовали студенты дневной и заочной форм обучения института информационных и библиотечных технологий, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Общее количество респондентов составило 206 человек.
На основе используемой методики В. Э. Миль-мана [2] исследовались общие мотивационные профили учащихся. Методика предполагает использование анкеты, состоящей из 112 утверждений, при этом каждый опрашиваемый оценивался по четырехбалльной шкале. Результаты исследования представлены на рис. 1.
МОТИВАЦИЯ
ОБЛЕЙ АКТИВНОСТИ
cpn^nnm 4%
аы lue
ер^дн-егв
2ВК
МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
а)
б)
мотивация
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
ВЫШЕ
среднего
40&
в)
Рисунок 1. Результаты исследования мотивационного профиля студентов направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»
Результат мотивации общей активности исследования показал (рис. 1, а), что в большей степени преобладают студенты со средней мотивацией (44 %). То есть можно сказать о том, что студенты обладают жизненной энергией, стремлением развиваться в определенной сфере деятельности. При этом необходимо направить интерес студентов на профессиональную деятельность, развить увлеченность будущей профессией.
При исследовании на мотивацию творческой активности были получены позитивные результаты (рис. 1, б). Студенты с низким показателем отсутствуют. Большая часть респондентов обладает мотивацией выше среднего - 44 %. Следовательно, можно сделать вывод, что студенты обладают потенциалом к творческой деятельности и развиваются в сфере личных интересов. Но при этом необходимо направить студентов на развитие творческой деятельности именно в библиотечно-информационной сфере.
Данные на исследование мотивации социальной полезности имеют большой разброс (рис. 1, в). Наблюдается преобладание среднего и выше среднего показателя. Для развития мотивации социальной полезности необходимо ввести формы занятий для студентов, отвечающие принципам диалогичности и самореализации, то есть необходимо обеспечить развитие коммуникативных умений для сотрудничества и партнерства,
организовать формы работы для студентов, в которых будет осуществлен самоанализ выполненной деятельности.
Проведенное исследование показало, что студенты обладают необходимым интеллектуальным потенциалом, у них присутствует интерес к будущей профессиональной деятельности, выражено стремление к самореализации, самоутверждению, но они слабо ориентированы на приобретение специальных умений и навыков будущей профессии. Большинство студентов заинтересовано в высшем образовании как некоей базе статусно-престижной деятельности. Следовательно, необходимо направить устремления студентов на освоение приемов, умений и навыков в библиотечно-информационной сфере, организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы активно задействовать студентов в познавательной деятельности и заинтересовать их перспективами личностного развития именно в будущей профессии. Нужно показать студентам актуальные проблемы библиотечно-информационной деятельности и наметить пути их совместного решения в активном взаимодействии с коллегами, преподавателями, используя возможности профессионального образования на занятиях, во внеаудиторной работе и т. п.
Следовательно, мы пришли к заключению, что при подготовке студентов направления «Биб-
лиотечно-информационная деятельность» необходимо обеспечить их планомерное погружение в основы изучаемой профессии. Для успешного освоения студентами компетенций, заложенных в ФГОС ВО, в учебную деятельность следует постепенно вводить элементы деятельности будущей профессии, создавать определенные производственные ситуации, таким образом, повышать их заинтересованность деятельностью и направленность на будущую профессию. Это возможно лишь с привлечением к образовательному процессу действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
Идеи, заложенные в проекте нового стандарта, расширяют возможности вуза по подготовке конкурентноспособного и востребованного на рынке труда профессионала в сфере библиотечно-информационной деятельности. Соответственно, перед российскими вузами в ближайшие годы будет продолжать стоять задача по разработке профессиональных компетенций, которые позволят сформировать у обучающихся готовность выполнять трудовые функции, заложенные в профессиональных стандартах, соответствующих профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность».
Литература
1. Зилева В. В. Подготовка студентов вуза к проектированию творческой деятельности // Мир науки, культуры и образования. - Горно-Алтайск, 2010. - № 2. - С. 6-8.
2. Мильман В. Э. Мотивация творчества и роста. - М.: Мирея, 2005. - 165 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1001 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность" (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/510306.pdf (дата обращения: 10.10.2016).
4. Приказ Минобрнауки России от 13.01.2010 № 3 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 "Библиотечно-информационная деятельность" (квалификация (степень) "бакалавр")» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/7/20111115133513.pdf (дата обращения: 10.10.2016).
5. Проект: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFG0SV0/BAK/510306_B.pdf (дата обращения: 10.10.2016).
6. Скипор И. Л. Технологический подход как методологическая база проведения научных исследований и моделирования образовательных программ подготовки кадров библиотечно-информационной сферы // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 22. - С. 32-51.
References
1. Zileva V.V. Podgotovka studentov vuza k proektirovaniyu tvorcheskoy deyatel'nosti [Preparation of students of high school to design creative activities]. Mir nauki, kul 'tury i obrazovaniya [The world of science, culture and education]. Gorno-Altaysk, 2010, no. 2, pp. 6-8. (In Russ.).
2. Milman V.E. Motivatsiya tvorchestva i rosta [Motivation creativity and growth]. Moscow, 2005. 165 p. (In Russ.).
3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 11.08.2016 № 1001 "Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'-nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 "Bibliotechno-informatsi-onnaya deyatel'nost'" (uroven' bakalavriata)" [The Order of the Russian Ministry of 08.11.2016, № 1001 "On approval of the Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 51.03.06 "Library and information activities" (undergraduate level)"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/510306.pdf (accessed 10.10.2016).
4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 13.01.2010 № 3 "Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 071900 "Bibliotechno-informatsi-onnaya deyatel'nost" (kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr")" [Order of the Russian Ministry of 13.01.2010, № 3 "On approval of the Federal state educational standard of higher professional education in the field of training 071900 "Library and Information Activities"(qualification (degree) "Bachelor")"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgos/7/20111115133513.pdf (accessed 10.10.2016).
5. Proekt: Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 "Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost' (uroven' bakalavriata)" [Project: Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 51.03.06 "Library and information activities" (undergraduate level)]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFGOSVO/BAK/510306_B.pdf (accessed 10.10.2016).
6. Skipor I.L. Tekhnologicheskiy podkhod kak metodologicheskaya baza provedeniya nauchnykh issledovaniy i modelirovaniya obrazovatel'nykh programm podgotovki kadrov bibliotechno-informatsionnoy sfery [Technological approach as a methodological basis of the research and modeling of educational training programs of libraryinformation sphere]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 22, pp. 32-51. (In Russ.).
УДК 378
СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Дворовенко Вадим Николаевич, аспирант кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Дворовенко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье описывается опыт кафедры технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры по использованию электронной образовательной среды при обучении бакалавров и магистров направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Авторы рассматривают средства электронной образовательной среды вуза, построенной на базе системы дистанционного обучения Moodle, с позиции требований образовательных стандартов нового поколения.
Преподаватели кафедры технологии документальных коммуникаций КемГИК включились в активное использование электронной образовательной среды в образовательном процессе с первых дней внедрения. За пятилетний период кафедра перешла от размещения в электронной образовательной среде статичных ресурсов к применению разнообразных форм электронного обучения, реализуемых модулями системы дистанционного обучения Moodle.
В работе обосновывается выбор средств электронной образовательной среды для решения предписанных стандартом задач: обеспечение доступности организационных ресурсов; организация синхронного и асинхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса; реализация различных видов занятий с применением электронного обучения; сбор и хранение результатов образовательной деятельности; формирование электронного портфолио студента на основе этих результатов.
Авторы делают выводы о том, что опыт кафедры документальных коммуникаций КемГИК позволяет заключить, что электронная образовательная среда вуза, построенная на базе системы дистанционного обучения Moodle, соответствует требованиям стандартов нового поколения.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, образовательный стандарт, электронная образовательная среда, электронное обучение, СДО Moodle, Кемеровский государственный институт культуры.