Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)
УДК 02:37
Б01 10.17223/22220836/17/19
М.В. Маслакова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА-БИБЛИОТЕКАРЯ
В статье рассмотрены информационно-аналитические компетенции при подготовке бакалавра по направлению 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» в ФГБОУ ВО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий» посредством отражения их в -учебных дисциплинах.
Ключевые слова: компетенция, аналитика, бакалавр, библиотечно-информа-ционная деятельность, учебная дисциплина.
Реформирование российской системы высшего библиотечно-информа-ционного образования в соответствии с требованиями Болонской декларации (1999 г.) предполагает введение двухуровневой вузовской подготовки: бакалавр - магистр. Компетентностно-ориентированное образование реализовано в третьем поколении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) базовых (ключевых) и специальных (профилируемых) профессиональных компетенций выпускника с квалификацией (степенью) бакалавр по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» [1. С. 86].
Под компетенцией в данном случае логично понимать способность дипломированного бакалавра библиотечно-информационной деятельности применять знания, умения и личностные качества для успешной работы (в целом и по отдельному профилю образовательной программы).
Среди особо значимых профессиональных компетенций, которыми должен обладать бакалавр по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», необходимо отметить информационно-аналитические компетенции, т. е. компетенции, включающие в себя процедуры анализа информации. Именно они позволят выпускнику качественно реа-лизовывать закрепленные в ФГОС ВПО по данному направлению подготовки бакалавров базовые информационно-аналитические, проектные и методические виды профессиональной деятельности.
С целью обеспечения качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности бакалавров библиотечно-информационной деятельности на отраслевом рынке труда правомерно выделить общепредметные информа-ционно-аналитические компетенции, необходимые для эффективного осуществления ими повседневных функциональных обязанностей (ПК-27 - ПК-33) [2], обеспечивающие изучением информационно-аналитических курсов.
Таким образом, в ФГОС ВПО для реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» в базовую (обязательную) часть подготовки студентов включен фундаментальный информационно-аналитический курс «Аналитико-синтетическая переработка информации». Освоение учебного курса «Аналитико-синтетическая переработка информации» закладыва-
ет фундамент для изучения других дисциплин библиотековедческого информационно-аналитического цикла.
Вариативная часть учебного цикла профессиональной подготовки бакалавра библиотечно-информационной деятельности определяется конкретным вузом в соответствии с различными профильными модулями (профилями), устанавливаемыми ФГОС ВПО. Для образовательной программы предусмотренного стандартом профиля «Информационно-аналитическая деятельность» кафедрой библиотечно-информационная деятельность ФГБОУ ВО «Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий» (ФГБОУ «ТГАКИиСТ») предложены 23 учебных курса:
• Гуманитарный, социальный и экономический цикл: «Русский язык и культура речи», «Концепции современного естествознания», «Иностранный язык (по профилю)», «Политология», «Краеведение», «Конфликтология».
• Информационно-коммуникационный цикл: «Математические методы и модели в профессиональной деятельности», «Информационная культура личности».
• Профессиональный цикл: «Информационные ресурсы», «Аналитические технологии», «Аналитика текста», «Организация информационно-аналитической деятельности», «Информационно-аналитические продукты и услуги», «Интеллектуальные информационные системы», «Мультимедийные технологии библиотечно-информационной деятельности», «Организационная культура информационной фирмы», «Библиографическая деятельность библиотеки», «Информационное право», «Введение в профессию», «Региональное библиотековедение», «Документационное обеспечение управления», «Информационно-правовые системы», «Методика преподавания библиотечных дисциплин».
Каждый из них обеспечивает развитие определенных общих и формирование соответствующих частных (специальных) информационно-аналитических компетенций.
На итоговом (VIII) семестре очного обучения бакалавров необходима также комплексная производственная практика по информационно-аналитической проблематике, поддерживающая всю совокупность профессиональных информационно-аналитических компетенций.
Таким образом, представленные в проектируемом цикле информационно-аналитической библиотековедческой подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности учебные дисциплины содержательно скоординированы друг с другом и системно отражают совокупность теоретико-прикладных знаний, ориентированных на использование в профессиональной деятельности, подготавливая тем самым бакалавра библиотечно-инфор-мационной деятельности с информационно-аналитическим профилем к следующему:
• упорядочению и целенаправленному пополнению документных массивов различного вида и назначения в соответствии с поставленными задачами, организации учета и хранения документов и данных на любых носителях;
• выявлению и отбору наиболее ценной и оригинальной информации по теме и проблеме в Интернете, в базах данных и в различных документных собраниях;
11б
M.B. Маслакова
• переработке и представлению информации потребителю в удобном для него формате - в виде таблиц, диаграмм, ранжированных рядов, рубрикаторов, библиографических списков, дайджестов, пресс-клиппингов, путеводителей по информационным ресурсам, справок, отчетов, обзоров, рефератов и др.;
• подготовке аналитических материалов для докладов руководителей с обобщениями и выводами, а также мультимедийных материалов к ним.
Литература
1. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образователь-ного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки G719GG Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2G1G г. № 3 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2G1G. № 14. С. 86.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки G719GG Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр»): приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2G1G г. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_law_П6361/?frame=i_(дaтa обращения: 25.G1.2G15).
Maslakova Maria V. Tyumen State Academy of culture, art and social technology (Tyumen, Russuian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 1G.17223/2222G836/17/19
DEVELOPING OF INFORMATIONAL AND ANALYTICAL COMPETENCE IN ACTIVITIES OF BACHELOR-LIBRARIAN
Key words: competence, analytics, bachelor, library and information activities, education courses.
Competence-oriented education was implemented in the third generation of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) basic and special professional competencies to graduate qualification (degree) Bachelor of direction G719GG.62 «Library and Information Activities».
In this case it is logical to understand that competence is an ability of graduate bachelor of library and information direction to apply the knowledge, skills and personal qualities for the successful work.
It should be noted the informational and analytical competence which include analysis routines is the most important professional competence that must have a Bachelor of direction «Library and Information Activities». «Analytic-synthetic processing of information» was included such fundamental information-analytical course in the basic part the preparation students of direction «Library and Information Activities» for the implementation of the basic educational program in the direction of Baccalaureate in FSES HPE.
Variety of the training cycle professional education Bachelor of Library and Information activities is determined by the particular institution according to the specialized units installed by FSES HPE.
For the educational program provided for the standard profile «information-analytical activity» of the Department of Library and Information Activities of «Tyumen State Academy of Culture, Arts and Social Technologies» was offered 23 education courses: «The Russian language and culture of speech», «Concepts of modern science», «Foreign language (the profile)», «Politology», «Local His-tory», «Conflictology», «Mathematical methods and models in professional activities», «Personal Information Culture»; «Information Resources», «Analytical Technology», «Text Analytics», «Or-ganization of information and analytical activities», «Information and analytical products and services», «Intelligent Information Systems», «Multimedia Technology Library and Information Activi-ties», «Organizational Culture information firm», «Bibliography activities of the library», «Information Law», «Introduction to the profession», «Regional library», «Document management», «information and legal systems», «Methods of Teaching library disciplines».
So presented in a projected series of Library Information and Analytical Bachelor of Library and Information Activities disciplines meaningful coordinated with each other and systematically reflect the totality of theoretical and applied knowledge, focused on the usage of a professional activity.
References
1. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystviye Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo stan-darta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 071900 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost' (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr»): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 13 yanvarya 2010 g. № 3 // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. 2010. № 14. P. 86.
2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 071900 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost' (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr»): prilozheniye k prikazu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 13 yanvarya 2010 g. № 3 [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_law_116361/?frame=1 (data obrashcheniya: 25.01.2015).