Научная статья на тему 'Формирование исследовательских компетенций у студентов направления подготовки "Библиотечно-информационная деятельность"'

Формирование исследовательских компетенций у студентов направления подготовки "Библиотечно-информационная деятельность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / LIBRARY AND INFORMATION WORK / STUDENTS' TEACHING / COMPETENCIES / RESEARCH COMPETENCIES / RESEARCH METHODS / TRAINING PROGRAMMES / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сбитнева Галина Ивановна, Дворовенко Ольга Владимировна

Введение. Среди компетенций, определяемых ФГОС ВПО, исследовательским компетенциям отводится особая роль, поскольку научный поиск в библиотеке любого типа важнейший элемент структуры ее деятельности. В статье рассмотрен опыт кафедры технологии документальных коммуникаций (ТДК) Кемеровского государственного института культуры по формированию исследовательских компетенций при подготовке бакалавров. Методология. Библиометрический анализ РЖ ВИНИТИ «Информатика» показал рост научноисследовательской составляющей в деятельности современных библиотек. Для определения деятельности по формированию готовности студентов к научным исследованиям в последующей практической деятельности проанализированы учебные программы кафедры ТДК. Использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы, структурный анализ учебнометодических материалов, метод сравнения и библиометрический. Результаты. Анализ наполняемости предметных рубрик реферативного журнала «Информатика» свидетельствует о росте количества исследований в области библиотечноинформационной деятельности. Это обстоятельство должно быть учтено при подготовке бакалавров библиотечно-информационной сферы. Изучение учебных программ по данному направлению позволило выявить дисциплины, на которых формируются исследовательские компетенции. Установлено, что они формируются в рамках профессиональных дисциплин, поэтому овладение ими происходит не только при научно-исследовательской работе студентов, но и в ходе лекционных и практических занятий. На примере учебных дисциплин «Отраслевые информационные ресурсы» и «Организация информационно-аналитической деятельности», «Библиотековедение» показано, как осуществляется формирование компетенций в ходе выполнения практических работ. Заключение. Авторы делают вывод о том, что исследовательские компетенции наряду с профессиональными формируются при изучении дисциплин кафедры ТДК. Практические занятия позволяют реализовать исследовательские компетенции путем выполнения разнообразных видов заданий. Более глубокое освоение новых методов и технологий применения отдельных методов библиотечно-информационной деятельности должно осуществляться в ходе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сбитнева Галина Ивановна, Дворовенко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENTS' RESEARCH COMPETENCIES FOR THE TRAINIG PROGRAM "LIBRARY AND INFORMATION WORK"

Introduction. Among the competences defined by the State standards of higher education, research competencies have a special role. Research is the most important element in the structure of activities in the library of any type. The article describes the experience of Technology Department of Documentary Communications of Kemerovo State Institute of Culture in forming of research competencies during the preparation of bachelors. Materials and Methods. Bibliometric analysis of the abstract journal “Informatics” showed the growth of the research component in the activity of modern libraries. To analyze department activity in preparing students for scientific research in further practical activities, education programmes were analyzed. A set of research methods was used: theoretical analysis of literature, structural analysis of scientific and methodological materials, a comparison method, a bibliometric method. Results. The analysis of the content of subject headings in the abstract journal “Informatics”shows the growth of research in the field of library and information work. This circumstance should be taken into account when training bachelors for library and information sphere. Analysis of the State standards of higher education for the direction “Library and information work” discovered competencies related to research activity. The studying of education programmes for this direction made it possible to identify the courses in which the research competencies are formed. It was determined, that research competencies are formed within the professional competencies. Thus, mastering of the research competencies occurs in the research work, as well as on lectures and practical classes. The formation of competencies during practical work is shown by the examples of courses “Branch information resources” and “Organization of information and analytical work”, “Librarianship”. Conclusions. The authors conclude that the research competencies are formed along with the professional competencies in the disciplines of the department. Practical classes make it possible to use a variety of types of exercises to form the research competencies. The technologies of particular methods of library and information work should be studied deeper during the preparation for the term papers and graduation theses.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательских компетенций у студентов направления подготовки "Библиотечно-информационная деятельность"»

Conference (Kemerovo, April 11, 2018). Kemerovo, Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, 2018, pp. 30-33. (In Russian).

2. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke i realizacii adaptirovannyh obrazovatel'nyh programm srednego professional'nogo obrazovaniya [Guidelines for the development and implementation of adapted educational programs of secondary vocational education]. A letter from the Ministry of education and science of the Russian Federation from 22.04.2015 no. Ak-06-443. Available at: http://www.garant.ru (accessed 15.05.2018). (In Russian).

3. Professional'nyj standart "Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya" [Professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional professional education"]. Order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation dated September 8, 2015 no. 608n. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (accessed 15.05.2018). (In Russian).

УДК/UDC 378:002 Г. И. Сбитнева, О. В. Дворовенко

G. Sbitneva, O. Dvorovenko

формирование исследовательских компетенций у студентов направления подготовки «библиотечно-информационная деятельность»

THE FORMATION OF STUDENTS' RESEARCH COMPETENCIES FOR The TRAINIG PROGRAM "LIBRARY AND Information wORK"

Введение. Среди компетенций, определяемых ФГОС ВПО, исследовательским компетенциям отводится особая роль, поскольку научный поиск в библиотеке любого типа — важнейший элемент структуры ее деятельности. В статье рассмотрен опыт кафедры технологии документальных коммуникаций (ТДК) Кемеровского государственного института культуры по формированию исследовательских компетенций при подготовке бакалавров.

Методология. Библиометрический анализ РЖ ВИНИТИ «Информатика» показал рост научно-исследовательской составляющей в деятельности современных библиотек. Для определения деятельности по формированию готовности студентов к научным исследованиям в последующей практической деятельности проанализированы учебные программы кафедры ТДК. Использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы, структурный анализ учебно-методических материалов, метод сравнения и библиометрический.

Результаты. Анализ наполняемости предметных рубрик реферативного журнала «Информатика» свидетельствует о росте количества исследований в области библиотечно-информационной деятельности. Это обстоятельство должно быть учтено при подготовке бакалавров библиотечно-информационной сферы. Изучение учебных программ по данному направлению позволило выявить дисциплины, на которых формируются исследовательские компетенции. Установлено, что они формируются в рамках профессиональных дисциплин, поэтому овладение ими происходит не только при научно-исследовательской работе студентов, но и в ходе лекционных и практических занятий. На примере учебных дисциплин «Отраслевые информационные ресурсы» и «Организация информационно-аналитической деятельности», «Библиотековедение» показано, как осуществляется формирование компетенций в ходе выполнения практических работ.

Заключение. Авторы делают вывод о том, что исследовательские компетенции наряду с профессиональными формируются при изучении дисциплин кафедры ТДК. Практические занятия позволяют реализовать исследовательские компетенции путем выполнения разнообразных видов заданий. Более глубокое освоение новых методов и технологий применения отдельных методов библиотечно-информационной деятельности должно осуществляться в ходе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ.

Introduction. Among the competences defined by the State standards of higher education, research competencies have a special role. Research is the most important element in the structure of activities in the library of any type. The article describes the experience of Technology Department

of Documentary Communications of Kemerovo State Institute of Culture in forming of research competencies during the preparation of bachelors.

Materials and Methods. Bibliometric analysis of the abstract journal "Informatics" showed the growth of the research component in the activity of modern libraries. To analyze department activity in preparing students for scientific research in further practical activities, education programmes were analyzed. A set of research methods was used: theoretical analysis of literature, structural analysis of scientific and methodological materials, a comparison method, a bibliometric method.

Results. The analysis of the content of subject headings in the abstract journal "Informatics"shows the growth of research in the field of library and information work. This circumstance should be taken into account when training bachelors for library and information sphere. Analysis of the State standards of higher education for the direction "Library and information work" discovered competencies related to research activity. The studying of education programmes for this direction made it possible to identify the courses in which the research competencies are formed. It was determined, that research competencies are formed within the professional competencies. Thus, mastering of the research competencies occurs in the research work, as well as on lectures and practical classes. The formation of competencies during practical work is shown by the examples of courses "Branch information resources" and "Organization of information and analytical work", "Librarianship".

Conclusions. The authors conclude that the research competencies are formed along with the professional competencies in the disciplines of the department. Practical classes make it possible to use a variety of types of exercises to form the research competencies. The technologies of particular methods of library and information work should be studied deeper during the preparation for the term papers and graduation theses.

Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, обучение студентов, компетенции, исследовательские компетенции, методы исследований, учебные программы, образовательные стандарты.

Keywords: library and information work, students' teaching, competencies, research competencies, research methods, training programmes, educational standards.

Введение

Социально-экономические условия существования современного общества, повсеместное внедрение новых информационных технологий коснулись различных сфер деятельности общества и, конечно, непосредственно библиотек. Важнейшим элементом в структуре деятельности библиотек различных типов стала исследовательская деятельность. Библиотеки ежегодно готовят, публикуют, представляют на сайтах аналитические отчеты о своей работе. Научные исследования связаны с актуальными вопросами библиотечной практики пользователей, их интересами, запросами, информационными потребностями, степенью их удовлетворенности. Внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к росту объема, видового разнообразия информационных ресурсов, что послужило причиной спроса на аналитическую информацию, которая является результатом исследовательской деятельности библиотек. Библиотеки всех типов ведут исследовательскую работу по изучению истории своего края. Все это неизбежно влияет на формирование современной информационно-библиотечной практики, к которой должен быть готов выпускник — будущий библиотечный специалист. Вызовы современной практики нашли свое отражение в стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль «Информационно-аналитическая деятельность», квалификация (степень) выпускника — бакалавр) [1].

Основой современного высшего образования является компетентностный подход. Среди компетенций, которые должны быть сформированы в результате обучения в высшей школе, указывается и исследовательская компетенция. Анализ литературы показал, что в ряду рассматриваемых исследовательские компетенции занимают 4,2 %. Для сравнения — самый высокий показатель у профессиональных компетенций (9 %) [2].

В работе А. В. Захаровой отражены представления о месте исследовательских компетенций в структуре компетенций образовательных стандартов вуза и ФГОС [3]. Образовательные стандарты в подготовке специалистов информационно-библиотечной сферы рассматриваются в профессиональной литературе [4]. Необходимость и пути формирования научно-исследовательских

компетенций студентов отмечают В. П. Шестак, Н. В. Шестак [5], в том числе в высшей школе [6-9]. В вузах культуры вводятся курсы по научно-исследовательской работе как для магистрантов, так и для бакалавров [Ю].

Формирование исследовательских компетенций чаще всего связывают с научно-исследовательской деятельностью студентов. Обращают на себя внимание работы А. В. Хуторского [11], в которых, на наш взгляд совершенно справедливо, исследовательские компетенций рассматриваются как составная часть профессиональных. Такой подход позволяет расширить спектр учебных занятий, нацеленных на совместное формирование профессиональных и исследовательских компетенций.

Целью настоящего исследования является рассмотрение опыта кафедры технологии документальных коммуникаций (ТДК) Кемеровского государственного института культуры по формированию исследовательской компетенции в процессе подготовки бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

Методология

Для определения роли научных исследований в информационно-библиотечной работе на основе реферативного журнала ВИНИТИ «Информатика» изучены материалы по теме «Научные исследования» за последние 10 лет. Объектом данной работы являются исследовательские компетенции, формируемые на дисциплинах кафедры ТДК. Для определения деятельности кафедры по формированию готовности студентов к научным исследованиям в последующей практике проанализированы учебные программы дисциплин кафедры ТДК. Анализу подвергались обозначенные в учебных программах требования к формируемым в курсе знаниям, умениям, компетенциям и описание практических занятий. Последовательно рассмотрены значимость научно-исследовательской работы курса и исследовательские компетенции, которые должны быть сформированы согласно федеральному государственному образовательному стандарту и в ходе преподавания отдельных предметов (фрагменты практических занятий). Разнообразная исследовательская база потребовала комплекса методов (теоретический анализ литературы, структурный анализ учебно-методических материалов, метод сравнения, библиометрический метод).

Результаты

О роли научно-исследовательской составляющей деятельности библиотек свидетельствует выделение отдельной предметной рубрики в основном текущем указателе информационно-библиотечной тематики — РЖ ВИНИТИ «Информатика». Количественная характеристика наполняемости предметной рубрики «Научные исследования» в динамике за 10 лет представлена на рисунке 1.

Данные рисунка демонстрируют устойчивый интерес библиотечного сообщества к исследовательской работе. Динамика роста документопотока по теме положительна. С 2015 г. количество работ по данной тематике растет. Средняя скорость роста в целом Уср = 0,02, за последние 3 года она составила 0,12, что означает средние темпы роста документопотока. О значимости научных

100 90 80 70 ВО 50 40 30 20 10 О

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 1. Отражение исследовательской деятельности в РЖ «Информатика»

85. 85, *89

74

|65

Г52 '58

47' ^47

исследований можно судить и по числу научных конференций разного статуса: международных («Научные исследования и разработки», г. Уфа, 2015 г), всероссийских («Современные направления научных исследований: тенденции и перспективы», Челябинск, 2014 г), межрегиональных («Теория и практика научных исследований в библиотеках», г. Абакан, 2015 г.) и др.

Среди публикаций преобладают статьи сотрудников библиотек вузов, РАН, институтов РАН. Основное место среди публикаций занимают статьи, в которых анализируется практический опыт одной библиотеки. Количество теоретических статей, определяющих уровень и темпы развития библиотековедения как науки, очень незначительно. Только сотрудники библиотек вузов и РАН пишут о методах исследования [12]. К этому можно добавить, что практически отсутствуют работы, в которых предлагаются сравнительный анализ деятельности библиотек, прогнозы развития информационно-библиотечной практики. Кроме того, в исследовательской среде не представлена самая многочисленная категория библиотечного сообщества муниципалитетов.

Однако отсутствие статей представителей муниципальных библиотек не означает, что эти библиотеки в реальной ситуации не участвуют в научных исследованиях. Практика показывает, что одним из важнейших направлений деятельности современной библиотеки является информационная аналитика, которая по сути своей относится к научно-исследовательской. Это связано как с увеличением доли внутренней интеллектуальной аналитической деятельности, так и с расширением количества и спектра интеллектуальных аналитических продуктов и услуг для пользователей. В связи с этим возрастает важность научно-исследовательской составляющей в организации работы библиотек всех типов.

Изменения в области информационно-библиотечной практики должны быть учтены в системе подготовки кадров. Важнейшая цель современного профессионального образования не только дать будущему специалисту определенный комплекс знаний и умений, но и сформировать установку на непрерывное расширение и углубление знаний и умений, что является ключевым для продолжения учебы в течение всей жизни. В результате обучения выпускник должен овладеть комплексом существующих методов изучения объектов библиотечно-информационной деятельности.

В федеральных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» определены требования к выпускнику, связанные с его научно-исследовательской деятельностью: выпускник вуза должен быть готов к исследовательской и аналитической деятельности. Специалист, обладающий исследовательской компетенцией, в дальнейшем на рабочем месте должен уметь активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, не только пользоваться готовыми, но создавать и выбирать новые, более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии.

В структуре компетенций, определяемых ФГОС ВО, исследовательским компетенциям отводится особое место, поскольку универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах деятельности.

Под исследовательской компетенцией принято понимать совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении нового знания, интеллектуального продукта, создании проекта, решении проблемы; качеств и умений, которые человек должен проявлять в ходе эффективного исследования.

В рамках образовательной программы высшей школы научно-исследовательскую компетентность можно охарактеризовать как одну из важнейших целей обучения. Причем она одновременно является целью, результатом обучения и средством эффективного развития личности [3]. Научно-исследовательская компетентность включает элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии. Исследовательская компетенция относится к ключевым. Она составляет основу будущей профессиональной деятельности специалистов, формирует методы и приемы достижения значимых учебных и профессиональных целей, обеспечивает способность будущего специалиста вступать в отношения с меняющейся внешней средой и максимально быстро адаптироваться к ней [5; 11].

В ФГОС ВО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавриат) обозначены исследовательские компетенции, которыми должен владеть выпускник [1].

• Общепрофессиональные компетенции:

- готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ОПК-1);

• профессиональные компетенции:

- способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности (ПК-1);

- готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности (ПК-2);

- способность к научно-методическому сопровождению библиотечно-информационной деятельности (ПК-3);

- готовность к проведению социологических, психолого-педагогических и маркетинговых исследований (ПК-4);

- способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-5);

- способность к информационной диагностике профессиональной области и информационному моделированию (ПК-7);

- готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-9);

- способность к применению методов и процедур информационного анализа текстов (ПК-10);

- способность к анализу управленческой деятельности библиотечно-информационных организаций (ПК-14);

- готовность к владению методами качественной и количественной оценки работы библиотеки (ПК-36).

В образовательной среде при формировании исследовательских компетенций принято делать основной акцент на научно-исследовательской работе студентов. Это вполне справедливо. Поскольку исследовательские компетенции являются частью профессиональных компетенций, то их формирование в рамках профессиональных компетенций должно осуществляться всеми видами образовательной деятельности. При обучении студентов по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» исследовательские компетенции формируются в ходе аудиторных занятий, реализуются на учебной и производственной практиках, отражаются в студенческой научно-исследовательской работе, контролируются посредством промежуточной и итоговой аттестации. Освоение исследовательских компетенций в рамках профессиональных компетенций происходит на практических занятиях и закрепляется различными методами исследований.

Анализ рабочих учебных программ по направлению подготовки «Библиотечно-информаци-онная деятельность», подготовленных преподавателями кафедры технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры, показал, что исследовательские компетенции в той или иной мере реализуются в рамках профессиональных компетенций большинства учебных курсов (табл. 1).

Таблица 1

Исследовательские компетенции, формируемые на дисциплинах учебного плана

Код и наименование компетенции по ФГОС ВО (3+) Дисциплины

ОПК-1 — готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий • Библиотековедение • Библиографоведение • Отраслевые информационные ресурсы • Информационное обеспечение образования • Сетевые технологии • Информатика • Мультимедийные технологии

ПК-1 — способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности • Библиографоведение • Менеджмент библиотечно-информационной деятельности • Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий • Организация информационно-аналитической деятельности • Технологическое проектирование

ПК-2 — готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности • Библиотековедение • Библиографоведение • Отраслевые информационные ресурсы • Технологическое проектирование • Организация информационно-аналитической деятельности

ПК-3 ... и т. д.

Данные в таблице свидетельствуют о том, что одна и та же компетенция находит свое отражение в различных учебных предметах. Больше всего компетенций формируется на дисциплинах, связанных с аналитикой. В процессе освоения предметов учебного плана происходит «наращивание» компетенций. Например, компетенция ПК-2 формируется на курсах «Библиотековедение», «Отраслевые информационные ресурсы» и «Организация информационно-аналитической деятельности». Раскрытие научно-исследовательских компетенций происходит на различных дисциплинах через формируемые знания, умения и владения (табл. 2).

Таблица 2

Формируемые знания, умения, владения на отдельных дисциплинах учебного плана

Дисциплина Обучающийся должен

Аналитика текста владеть методами распознавания аналитических текстов и их жанров

Аналитико-синтетическая переработка информации владеть методами анализа и синтеза информации

Аналитические технологии • владеть приемами анализа предметного поля; • освоить алгоритмы информационно анализа; • владеть методами сравнительного анализа сайтов предприятий конкурентов/партнеров; • оценивать аналитическую деятельность предприятий

Библиографоведение • владеть методами, способами и средствами распознавания библиографической продукции с позиции формы, типа, вида, жанра; • владеть методикой исторического анализа фактов, явлений; • владеть методами сбора, анализа, обобщения информации

Библиотековедение • знать общенаучные и специальные методы библиотековедческих исследований, требования к их применению; • уметь разрабатывать исследовательский инструментарий социологических методов для конкретного прикладного библиотековедческого исследования; • владеть методиками сбора, анализа, упорядочения и представления научной информации в прикладных библиотековедческих исследованиях

И т. д.

Каждая из учебных дисциплин предполагает овладение отдельными методами библиотечно-информационной деятельности. Так, на дисциплине «Библиотековедение» формируются представления об общенаучных и специальных методах библиотековедческих исследований, на «Основах информационной культуры личности» изучаются методы диагностики, на курсе «Аналитика текста» изучаются методы распознавания жанров. При изучении предмета «Основы информационной культуры личности» формируются навыки применения методов диагностики информационных знаний и умений пользователей.

Можно отметить, что овладение комплексом исследовательских методов возможно только через весь спектр дисциплин. Примеры формирования научно-исследовательских компетенций в практических работах на различных учебных дисциплинах приведены в таблице 3.

Таблица 3

Формирование научно-исследовательских компетенций в практических работах (примеры)

Дисциплина Семестр Название практической работы Образовательные технологии Изучаемые методы

Библиотековедение 2-й Изучение методов библиотечных иследований Конференция Социологический, структурный

Отраслевые информационные ресурсы 3-й Наукометрическое портретирование Кейс-стади Наукометрический анализ

Окончание таблицы 3

Дисциплина Семестр Название практической работы Образовательные технологии Изучаемые методы

Отраслевые информационные ресурсы 3-й Старение документопотока Дискуссия Библиометрический анализ

Организация информационно-аналитической деятельности 7-8-й Анализ новостной информации Анализ информации; эмоциональная оценка

Организация информационно-аналитической деятельности 7-8-й Информационная оценка объекта Дискуссия Информационный анализ; сопоставление данных

Аналитика текста 6-7-й Аналитический текст как средство познания Классификация; оценка

Аналитика текста 6-7-й Модели аналитических текстов Метод типологии; моделирование

Аналитика текста 6-7-й Оценка качества аналитических текстов Дискуссия Методы оценки качества: рецензирование; экспертная оценка

Анализ нескольких примеров таблицы позволяет отметить:

• исследовательские компетенции формируются последовательно в ходе изучаемых курсов;

• используются различные технологические приемы проведения практических занятий;

• исследовательские компетенции реализуются через владение различными методами исследований.

Далее представлены примеры практических заданий, направленных на овладение отдельными методами научных исследований библиотечно-информационной деятельности по курсам [13-15].

Организация информационно-аналитической деятельности

(фрагмент) Тема «Анализ новостной информации» цель: освоить методику отбора и анализа новостной информации Задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сформировать знания о методике сбора и анализа новостной информации;

• сформировать умения анализировать новостную информацию о деятельности организации. Задание: проанализируйте новостную информацию о деятельности организации. Технология работы

1. Охарактеризовать деятельность компании.

2. Проанализировать новостные сайты за период до 3 лет с целью поиска информации о деятельности организации.

3. Заполнить таблицу.

Количественные показатели публикаций о деятельности _(название анализируемой компании)

Новостной сайт Категории Количество публикаций

Абс. %

Всего

4. Осуществить смысловой анализ новостной информации о деятельности организации. Выделить положительные, нейтральные и отрицательные высказывания. Осуществить количественный анализ публикаций различной эмоциональной окраски. Заполнить таблицу.

Эмоциональная оценка содержания новостных публикаций о деятельности_(название организации)

Заголовок новости Высказывание Источник

Положительные высказывания

Нейтральные высказывания

Негативные высказывания

5. Сформируйте выводы о новостных публикациях о деятельности организации.

Дисциплина «Организация информационно-аналитической деятельности» нацелена на формирование готовности организовать работу библиотечно-информационных служб различных видов, овладение технологиями информационно-аналитической работы. В ходе освоения предметного поля студенты изучают отдельные методы информационно-аналитической деятельности, углубляют методики, предложенные другими курсами.

Отраслевые информационные ресурсы

(фрагмент)

Тема «Наукометрическое портретирование»

цель: освоить методику создания наукометрического портрета ученого

Задачи:

• закрепить умения использования библиометрических методов анализа документопотока;

• сформировать практические умения использовать результаты анализа первичного документального потока для создания наукометрического портрета.

Задание: составить наукометрический портрет ученого.

Технология работы

1. Проанализировать список трудов ученого по заданным признакам (содержательная, видовая структура, географическая, издательская, хронологическая структура).

2. Упорядочить последовательно список трудов ученого по заданным признакам

3. Подсчитать количественную характеристику признака, представить данные в табличной форме.

Видовая структура списка литературы

Виды документов Количество

Абс. Отн. ( %)

4. Составить наукометрический портрет ученого (возраст при защите кандидатской и докторской диссертаций, совпадение их тематики, направления деятельности: научно-исследовательская, научно-методическая, редакторская, учебно-воспитательная, организаторская, пропагандистская, изобретательская и т. д.; написание монографий, учебников и т. д.; межпредметные и межрегиональные связи автора; наличие научной школы; пик и спад авторской активности; изменение тематики работ с течением времени; его статус в вузе; общая оценка деятельности).

Целями освоения дисциплины «Отраслевые информационные ресурсы» являются формирование знаний об отраслевых информационных ресурсах; подготовка к использованию отраслевых

информационных ресурсов для удовлетворения профессиональных информационных потребностей субъектов информационного рынка. В ходе изучения курса студенты осваивают библиоме-трические, наукометрические методы, которые затем закрепляются в ходе практики и индивидуальной научно-исследовательской работы.

Библиотековедение

(фрагмент)

Тема «Система методов библиотековедческих исследований»

цель: получить представление о назначении различных методов исследования.

Задание: изучить основные характеристики научных методов, используемых в библиотековедческих исследованиях.

Рекомендации к выполнению

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Определить исследовательский инструментарий социологических методов исследования.

3. Представить результаты в виде таблицы.

Исследовательский инструментарий социологических методов

Методы Исследовательский инструментарий метода

Анкетирование

Интервьюирование

Тестирование

Наблюдение

Эксперимент

Представленные примеры свидетельствуют о том, что ассортимент разработанных практических занятий способствует формированию исследовательских компетенций в структуре профессиональных компетенций. Особая роль отводится освоению методов анализа информации об отдельном объекте.

Заключение

На дисциплинах кафедры ТДК исследовательские компетенции формируются вместе с профессиональными. Практические занятия позволяют реализовать исследовательские компетенции через разнообразные виды заданий.

На курсах акцентируется внимание на отдельных исследовательских методах, связанных с целями, задачами, предметным полем отдельной дисциплины. Таким образом, через учебные задания под непосредственным руководством преподавателя создается база для овладения исследовательскими компетенциями.

Более глубокое освоение новых методов и применение отдельных методов библиотечно-информационной деятельности должны осуществляться в ходе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ.

Работа по формированию исследовательских компетенций на отдельных предметах носит пока разобщенный характер, поэтому необходимы исследования на уровне кафедры, рассмотрение практических заданий с точки зрения уточнения ассортимента формируемых компетенций. Целесообразно изучить требования работодателей к исследовательским компетенциям выпускников.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : проект. URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/510306_B_3plus_17072017.pdf (дата обращения: 17.04.2018).

2. Сбитнева Г. И. Цитирование литературы по теме «Компетентностный подход в образовании» // Десятые Макушенские чтения : материалы науч. конф. (Томск, 12-14 мая 2015 г.). Новосибирск, 2015. С. 390-395.

3. Захарова А. В. О месте исследовательских компетенций в структуре компетенций образовательных стандартов вуза категории «Национальный исследовательский университет» и ФГОС // Alma mater. 2014. № 2. C. 60-66.

4. Олефир С. В. Профессиональные стандарты и профессиональное развитие библиотечного специалиста // Научные и технические библиотеки. 2016. № 1. С. 51-58.

5. Шестак В. П., Шестак Н. В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. C. 115-119.

6. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития / И. С. Пилко, Л. Г. Тараненко, М. Г. Ли, О. В. Абалакова. М. : Литера, 2014. 300 с.

7. Коршунов О. П., Леликова Н. К., Лиховид Т. Ф. Библиографоведение. СПб. : Профессия, 2014. 287 с.

8. Моргенштерн И. Г. Общее библиографоведение. СПб : Профессия, 2005. 208 с.

9. Общее библиотековедение / науч. ред.: М. Я. Дворкина, Л. И. Сальникова. М. : МГИК, 2015. 300 с.

10. Крейденко В. С. Библиотечные исследования. М. : Рус. шк. библ. ассоц., 2007. 351 с.

11. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Электронный ресурс] // Обновление российской школы : доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции (26 августа - 10 сентября 2002 г.]. URL: http://www.eidos.ru/conf/ (дата обращения: 17.04.2018].

12. Лаврик О. Л. Особенности научных исследований в библиотеках разного статуса // Труды ГПНТБ СО РАН / отв. ред.: Е. Б. Артемьева, О. Л. Лаврик. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2016. Вып. 10. С. 6-17.

13. Дворовенко О. В. Организация информационно-аналитической деятельности : практикум по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация «бакалавр». Кемерово, 2018. 111 с.

14. Сбитнева Г. И. Отраслевые информационные ресурсы : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «071900.62 Библиотечно-информационная деятельность», квалификация (степень] выпускника - «бакалавр». Кемерово, 2014. 173 с.

15. Брагина Г. И. Библиотековедение. Разделы 2-4 : учебно-методический комплекс дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «071900.62 Библиотечно-информационная деятельность», квалификация (степень] выпускника - «бакалавр». Кемерово, 2013. 115 с.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost' (uroven' bakalavriata] [Federal state educational standard of higher education in the field of training 51.03.06 Library and information activities (bachelor's level]]: proekt. Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/510306_B_3plus_17072017.pdf (accessed 17.04.2018]. (In Russian]

2. Sbitneva G. I. TSitirovaniye literatury po teme "Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii" [Citing literature on the topic "Competence in Education"]. Tenth Makushenskie readings. Materials of the scientific conference (Tomsk, May 12-14, 2015]. Novosibirsk, 2015, pp. 390-395. (In Russian]

3. Zakharova A. V. 0 meste issledovatel'skikh kompetentsiy v strukture kompetentsiy obrazovatel'nykh standartov vuza kategorii "Natsional'nyy issledovatel'skiy universitet" i FG0S [0n the place of research competencies in the structure of competencies of educational standards of the university "National Research University" and GEF]. Alma mater, 2014, vol. 2, pp. 60-66. (In Russian].

4. Olefir S. V. Professional'nyye standarty i professional'noye razvitiye bibliotechnogo spetsialista [Professional Standards and Professional Development of the Library Specialist]. Scientific and Technical Libraries, 2016, vol. 1, pp. 51-58. (In Russian].

5. Shestak V. P., Shestak N. V. Formirovanie nauchno-issledovatel'skoy kompetentnosti i "akademicheskoe pis'mo" [Formation of research competence and "academic writing". Higher education in Russia, 2011, vol. 12, pp. 115-119. (In Russian].

6. Pilko I. S., Taranenko L. G., Li M. G., Abalakova 0. V. Bibliotechno-informatsionnoye obrazovaniye: novyye kontseptsii i tekhnologii razvitiya [Library and information education: new concepts and technologies of development]. Moscow, Litera, 2014, 300 p. (In Russian].

7. Korshynov 0. P., Lelikova N. K., Likhovid T. F. Bibliografovedeniye [Bibliography]. Saint Petersburg, Profession, 2014, 287 p. (In Russian]

8. Morgenshtern I. G. 0bshcheye bibliografovedeniye [General bibliography]. Saint Petersburg, Profession, 2005, 208 p. (In Russian]

9. 0bshcheye bibliotekovedeniye [General library science]. Ed. M. Y. Dvorkina, L. I. Sal'nikova. Moscow, Moscow State Institute of Culture, 2015, 300 p. (In Russian].

10. Kreydenko V. S. Bibliotechnyye issledovaniya [Library research]. Moscow, Russian School Library Association, 2007, 351 p. (In Russian].

11. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoy paradigmy obrazovaniya [Key Competencies as a Component of the Personality-0riented Education Paradigm]. Update of the Russian school. Reports of the 4th All-Russian Remote August Pedagogical Conference (August 26 - September 10,2002). Available at: http://www. eidos.ru/conf/ (accessed 17.04.2018]. (In Russian].

12. Lavrik 0. L. 0sobennosti nauchnyh issledovanij v bibliotekah raznogo statusa [Peculiarities of Scientific Research in Libraries of Different Status]. Proceedings of SPSL SB RAS. Ed. E. B. Artemyeva, 0. L. Lavrik. Novosibirsk, The State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2016, iss. 10, pp. 6-17. (In Russian].

13. Dvorovenko 0. V. 0rganizaciya informacionno-analiticheskoj deyatel'nosti : praktikum po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informacionnaya deyatel'nost', kvalifikaciya "bakalavr" [0rganization of information and analytical activity: workshop on training 51.03.06 Library and information activities, qualification "Bachelor"]. Kemerovo, 2018, 111 p. (In Russian].

14. Sbitneva G. I. 0traslevye informatsionnye resursy [Branch Information Resources]: educational and methodical complex of discipline for full-time and part-time students in the direction of training "071900.62 Library and information activities", qualification (degree] of the graduate - "Bachelor". Kemerovo, 2014, 173 p. (In Russian].

15. Bragina G. I. Bibliotekovedeniye Razdely 2-4 [Library science Sections 2-4]: educational and methodical complex of discipline for full-time and part-time students in the direction of training "071900.62 Library and information activities", qualification (degree] of the graduate - "Bachelor". Kemerovo, 2013, 115 p. (In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.