Научная статья на тему 'Информационная культура выпускников вузов культуры и искусств: опыт реализации компетентностного подхода к моделированию комплекса учебных программ'

Информационная культура выпускников вузов культуры и искусств: опыт реализации компетентностного подхода к моделированию комплекса учебных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / УНИВЕРСИТЕТЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / PERSONAL INFORMATION CULTURE / UNIVERSITY OF CULTURE AND THE ARTS / CURRICULUM / COMPETENCE / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гендина Н. И.

Рассматриваются достоинства и недостатки компетентностного подхода при создании комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гендина Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The information culture university's graduates: competence approach to modeling of complete set

Strengths and weaknesses of competence-based approach to create a set of curriculum for the course «Basics of Personal Information Culture» are considered.

Текст научной работы на тему «Информационная культура выпускников вузов культуры и искусств: опыт реализации компетентностного подхода к моделированию комплекса учебных программ»

УДК 37.00

Н.И.Гендина

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К МОДЕЛИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

Рассматриваются достоинства и недостатки компетентностного подхода при создании комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности».

Ключевые слова: информационная культура личности, университеты культуры и искусств,

компетентность, учебные программы, моделирование.

Gendina Natalia Ivanovna THE INFORMATION CULTURE UNIVERSITY’S GRADUATES: COMPETENCE APPROACH TO MODELING OF COMPLETE SET

Strengths and weaknesses of competence-based approach to create a set of curriculum for the course «Basics of Personal Information Culture» are considered.

Keywords: personal information culture, university of culture and the arts, curriculum, competence, modeling

Причины создания комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности». Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого человека в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности. Исходя из этого, к числу основных причин разработки комплекса можно отнести следующие:

- доминирование принципа «обучение в течении всей жизни», необходимость профессионального самосовершенствования выпускников университета в условиях роста объемов профессиональной информации и внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы профессиональной и личной жизни человека.

- отнесение информационной грамотности и информационной культуры личности к разряду ключевых компетенций в системе образования;

- переход отечественной системы высшего образования к реализации третьего поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), обусловивший резкое возрастание доли самостоятельной работы в процессе обучения, что в свою очередь, определило необходимость специальной подготовки студентов в области работы с информацией.

Цели и задачи учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности»

Основные цели:

- формирование целостного представления о роли и месте информационной культуры в жизни современного общества, различных социальных групп и личности;

- получение представлений об информационной культуре как интегративном

междисциплинарном научном направлении и области деятельности;

- формирование информационного мировоззрения личности как основы развития

профессионального самосознания в целях личного профессионального саморазвития и постоянного

повышения уровня профессиональной квалификации.

Общими задачами изучения курса для студентов всех направлений подготовки являются:

- формирование информационной компетентности в области профессиональных

информационных ресурсов;

- формирование информационной компетентности в области поиска информации в традиционной и электронной информационной среде;

- формирование информационной компетентности в области анализа, синтеза и критической оценки профессиональной информации;

- формирование информационной компетентности в области самостоятельной подготовки информационных продуктов по основным видам профессиональной деятельности.

Специфическими задачами для отдельных категорий обучаемых является:

Для бакалавров по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»:

- овладение технологией формирования информационной культуры различных категорий пользователей библиотеки.

Для бакалавров по направлению «230700 Прикладная информатика».

- овладение технологией информационного обучения основам информационной культуры

личности различных категорий пользователей автоматизированных информационных систем.

Для аспирантов университета культуры и искусств:

- овладение технологией поиска и аналитико-синтетической переработки информации в целях получения нового знания;

- расширение, углубление и систематизация знаний и умений по работе с информацией как основы качественного информационного самообеспечения профессиональной деятельности вузовского педагога, исследователя.

Состав и структура комплекса учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности».

Комплекс включает в свой состав восемь рабочих учебных программ, в том числе программу для аспирантов, рассчитанную на послевузовское обучение, а также семь программ по следующим направлениям (профилям) подготовки в бакалавриате:

- 033000 «Культурология»;

- 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Музыка»;

- 050400 «Психолого-педагогическое образование» и профилю подготовки «Психология и социальная педагогика»;

- 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» ;

- 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль подготовки «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»;

- 100400 «Туризм».

- «230700 Прикладная информатика».

Курс «Основы информационной культуры личности» входит в состав вариативной части основной образовательной программы бакалавриата.

Разработку комплекса программ осуществил творческий коллектив преподавателей и научных сотрудников, представляющих НИИ информационных технологий социальной сферы (НИИИТ СС КемГУКИ), а также различные выпускающие кафедры КемГУКИ: музейного дела, социальной педагогики, технологии документальных коммуникаций, технологии автоматизированной обработки информации. В основу разработки комплекса были положены результаты исследований НИИИТ СС КемГУКИ, обеспечивающего на протяжении более чем десяти лет разработку теоретических основ формирования учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности» и ее методическое обеспечение [1; 7; 8] .

Структура рабочих учебных программ.

Все программы имеют единую структуру и включают две части: собственно учебную программу и приложение.

Приложение играет важную роль в составе каждой учебной программы, представляя собой микросправочник информационных ресурсов по определенному направлению подготовки бакалавров. Оно позволяет сделать обозримым изучаемую студентами предметную область, четко обозначить границы используемого понятийно- терминологического аппарата.

Использование компетентностного подхода при построении комплекса учебных программ.

Все включенные в состав данного комплекса учебные программы, независимо от направления (профиля) подго-товки, направлены на формирование одной из ключевых компетентностей современного человека

- информационной, включающей готовность искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем профессиональной деятельности и личных целей.

Методом экспертной оценки в текстах ФГОС ВПО по каждому из направлений (профилей) подготовки бакалавров были выявлены общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), связанные с формированием готовности выпускника университета культуры и искусств работать с информацией, используя для этого персональный компьютер и информационные технологии. После устранения синонимии в названиях компетенций, их группировки и обобщения, было проведено распределение общекультурных и профессиональных компетенций по четырем разделам курса «Основы информационной культуры личности» (см. табл.1).

Табл. 1.

Распределение общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО, по разделам курса «Основы информационной культуры личности»

Раздел курса Состав компетенций

Обшекультурные компетенции Профессиональные компетенции

Раздел I. Информацион ные ресурсы общества и информационная культура 1)способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; 2) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; 3)способен использовать нормативные правовые документы (международные и отечественные) в своей деятельности и соответствующей предметной области; 4) способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях 1) способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности; 2) способен использовать на практике основы действующего законодательства в сфере своей деятельности

Раздел II. Основные типы информационн о-поис-ковых задач и алгоритмы их решения 1) способен находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию с использованием информационно-комму-никационных технологий 2) способен самостоятельно находить и использовать различные источники информации при проектировании информационного продукта (культурного, туристского продукта)

Раздел III. Аналитикосинтетическая переработка источников информации 1) способен логически верно выстраивать устную и письменную речь; 2) способен формулировать и высказывать свои мысли, выступать публично и работать с научными текстами; 3) способен понимать, изучать и критически анализировать научную информацию.., используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации 4) владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

Раздел IV. Технология подготовки информацион ных продуктов способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики; 1) способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; 2) готов использовать современные информационные технологии при разработке и ре-ализации новых информационных продуктов (культурных, туристских и др.); 3) готов применять современные ИТ для формирования баз данных в своей предметной области 4) способен разрабатывать и реализовывать

с учетом отечественного и зарубежного опыта, различные программы (учебные, образовательные, культурновоспитательные, культурно-

просветительские, программы со-циального сопровождения и поддержки, реги-ональные программы сохранения и освоения культурного и природного наследия и др.);

5) способен готовить и оформлять результаты

научных исследований, научные отчеты, аналитические справки, и пояснительные запис-ки, обзоры научной литературы и электронных информационнообразовательных ресурсов для

профессиональной деятельности;

6) способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

Данная таблица отражает информационные компетенции, общие для всех направлений (профилей) подготовки бакалавров. Эти компетенции связаны с получением, хранением, переработкой информации, применением компьютера и информационных технологий, и подготовкой на этой основе самостоятельных информационных продуктов в соответствии с основными видами профессиональной деятельности.

В целом курс «Основы информационной культуры личности» базируется на комплексе компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности выпускника университета культуры и искусств: производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной, культурно-просветительской и др. В совокупности эти компетенции определяют готовность вы-пускника к самостоятельной, ответственной, продуктивной деятельности, связанной с решением личност-ных и профессиональных задач в современном информационном пространстве, перенасыщенном разно-родной, неоднозначной и противоречивой информацией.

ФГОС ВПО третьего поколения как основа разработки комплекса учебных программ: возможности и ограничения. Разработка комплекса учебных программ по семи направлениям подготовки бакалавриата позволила выявить возможности и ограничения третьего поколения вузовских образовательных стандартов как рабочего инструмента, позволяющего вузовским преподавателям создавать учебно-методическое обеспечение на единых методологических основаниях, обеспечивать соблюдение дидактических принципов системности, последовательности, преемственности.

Важнейшим достоинством ФГОС ВПО третьего поколения является наличие перечня видов профессиональной деятельности, общекультурных и профессиональных компетенций, дающих возможность моделировать содержание рабочих учебных программ более целенаправленно и четко. Наряду с этим стандарты содержат явное указание тех информационных продуктов, которые интегрируют результаты профессиональной подготовки целого ряда учебных дисциплин. Информационные продукты указываются в составе профессиональных задач, соотнесенных в соответствии с видами профессиональной деятельности, либо при формулировке профессиональных компетенций. Так, например, бакалавры по направлению подготовки 033000 «Культурология» в рамках научно-исследовательской деятельности должны владеть методами подготовки таких информационных продуктов как, обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований, статьи, презентации; научные отчеты; сообщения, доклады, заявки на проекты; научное описание социокультурных проектов. Результатом проектной деятельности бакалавров по направлению подготовки 100400 «Туризм» является подготовка программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и другие продуктов туристской деятельности. В составе профессиональных компетенций бакалавров по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» предусмотрена подготовка учебных программ базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1) и культурно-просветительских программ (ПК- 9).

Наличие таких конкретных сведений о результатах профессиональной деятельности дает возможность разработчикам рабочих учебных программ по курсу «Основы информационной культуры

личности» четко профилировать содержание каждого из разделов, потому что ФГОС ориентирует на достижение того результата (информационного продукта), в котором аккомулируются все действия с информацией. Ведь для того, чтобы создать с помощью компьютера и ИКТ любой из информационных продуктов, от обзора публикаций до конкретного образовательного, культурно-просветительного проекта или региональной программы сохранения и освоения культурного и природного наследия, необходимо сначала провести поиск, обработку, анализ и критическую оценку информации. Лишь на такой информационной основе возможного создание подлинно нового, креативного продукта (информационного, туристского, культурного и т.д.).

Однако анализ ФГОС третьего поколения как инструмента разработки рабочих учебных программ выявил не только его безусловные достоинства, но и явные недостатки. В ходе анализа было осуществлено сопоставление семи анализируемых ФГОС ВПО по областям, объектам и видам профессиональной деятельности. Результаты сопоставительного анализа ФГОС ВПО по областям, объектам и видам профессиональной деятельности позволяют утверждать следующее:

Несмотря на наличие инструктивно-методических материалов по реализации деятельностно-ком-петентностного подхода в ФГОС третьего поколения [2; 3], у разработчиков стандартов отсутствует единое понимание того, что является областью и объектом профессиональной деятельности бакалавров. В качестве областей профессиональной деятельности бакалавров выступают логически разнородные понятия:

а) названия наук и областей знания (культурология и социально-гуманитарное знание);

- наименование отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства (образование, здравоохранение, социальная сфера);

б) перечень видов практической деятельности (практическая деятельность по формированию и использованию библиотечно-информационных ресурсов и т.п.);

в) перечень типов учреждений и организаций, в которых могут быть востребованы бакалавры (музеи и учреждения музейного типа, художественные галереи, библиотеки, архивы; фонды, образовательные учреждения, центры эстетического воспитания и др.);

г) перечень технологических процессов, которые бакалавры призваны реализовывать в своей профессиональной деятельности (разработка и реализация туристского продукта; системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов информационных систем и т.д.).

В качестве объектов профессиональной деятельности бакалавров также выступают логически разнородные понятия:

- абстрактные категории (фундаментальные проблемы теории и истории культуры; культурные формы и т.п.);

- процессы (обучение, воспитание, развитие, формирование и организация документных

- ресурсов общества; оптимизация функционирования библиотечно-информационных сетей и систем и

др,)

- объекты (культурное и природное наследие, формы и средства музейной коммуникации, потребители услуг туристской индустрии, данные, информация, знания; прикладные и информационные процессы; прикладные информационные системы и др.)

При выделении и формулировке видов профессиональной деятельности у разработчиков ФГОС наблюдается отсутствие единого подхода, нарушение принципов системности и объективности. Так, наряду с пониманием отдельных видов профессиональной деятельности как обобщенных типов профессиональных задач (производство и технология, организация и управление, исследование, образование, просвещение, проектирование, сервис, экспертиза и т.д.), в некоторых стандартах для обозначения видов профессиональной деятельности используются несопоставимые, узкопрофессиональные понятия. Например, разработчики ФГОС по направлению 050400 - Психологопедагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» используют в качестве наименования вида профессиональной деятельности понятие «Психолого-педагогическое сопровождение» (образования, детей) и др.

Для наименований видов профессиональной деятельности в стандартах применяются категории различной степени общности. Так, наряду с выделением проектной, аналитической деятельности в самостоятельные виды профессиональной деятельности, в ФГОС по направлению 033000 «Культурология» используется понятие «проектно-аналитическая и экспертная деятельность», в ФГОС по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» в единый вид деятельности объединяются научно-исследо-вательская и методическая.

Нарушение принципов системности и объективности проявляется в том, что при сопоставлении

ФГОС родственных направлений выявлена неопределенность и субъективизм в количественных и качественных показателях, характеризующих виды профессиональной деятельности в том или ином стандарте, рассогласование между внутренними параметрами стандартов. Например, в стандарте по направлению 033000 «Культурология имеет место противоречие между объектом профессиональной деятельности - «просвещение и образование в сфере культуры» и профессиональной компетентностью

- способностью осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях (ПК-19) (выделено мной - Н.Г.)

Важнейшим при этом является вопрос о критериях, на основании которых выделяется как количество видов профессиональной деятельности, так и их состав. Так, в частности, возникает вопрос, почему для одних направлений подготовки предусмотрен тот или иной вид деятельности, а для других нет? В частности, удивляет отсутствие такого вида деятельности, как научно-исследовательская для ФГОС по 050400 - Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика».

Всего при анализе ФГОС было выявлено 15 наименований видов профессиональной деятельности. Максимальное количество - шесть видов деятельности характеризует подготовку бакалавров по направлениям 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» и 033000 «Культурология», минимальное - три вида названо в стандартах по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», и направлению 050400 - Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика». Наиболее типичными являются производственно-технологическая, организационно-управленчес-кая, проектная, научноисследовательская виды профессиональной деятельности.

В понятийно-терминологическом аппарате, используемом в анализируемых ФГОС ВПО, имеет место не унифицированная терминология: синонимия в названии видов деятельности, методов, формулировки компетенций. Разработчики ФГОС именуют родственные виды деятельности по-разному. Например, в текстах ФГОС ВПО фигурируют образовательная, педагогическая, преподавательская и психолого-педагоги-ческая деятельность, границы между которыми достаточно «размыты» и неопределенны.

Использование стандартов затрудняет включение в их состав понятий, не имеющих четких дефиниций: «культурные значения» «культурные формы», «культурные массовые коммуникации», «новые культурные продукты», «глобальное и локальное измерение» (033000 «Культурология»); «новые культурные продукты», «туристский продукт» (100400 «Туризм») и др.

Самостоятельной проблемой, существенно ограничивающей возможности использования ФГОС третьего поколения как инструмента разработки рабочих учебных программ, является отсутствие в большинстве из анализируемых стандартов указания на то, где, в каких конкретно типах и видах учреждений, организаций, фирм и т.п. призван работать будущий бакалавр (см. табл. 2).

Таблица 2. - Представленность типа, вида учреждения, организации - потенциального места работы бакалавра в анализируемых ФГОС ВПО

№ Направление (профиль) подготовки Наличие / отсутствует указания на конкретный тип, вид учреждения, организации - потенциального места работы бакалавра

033000 «Культурология» 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 033000 Культурология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: • деятельность в научно-исследовательских институтах и центрах, музеях, библиотеках, архивах; • в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления; в аналитических центрах, общественных и государственных организациях; работа в фирмах и консалтинговых компаниях, общественных и государственных организациях; в системе печатных и электронных средств массовых коммуникаций, издательствах, рекламно-информационных и туристических агентствах, в системе маркетинговых коммуникаций; • в организациях и учреждениях культуры (музеях, библиотеках, культурных центрах); • деятельность в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования.

050100 «Педагогическое образование», профиль «Музыка» нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

050400 «Психологопедагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» нет

071900 «Библиотечноинформационная деятельность» Библиотеки (Примечание: стандарт не выделяет их в составе областей и видов профессиональной деятельности, они упоминаются лишь в составе профессиональных компетенций).

072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: • музеи и учреждения музейного типа, художественные галереи (государственные, общественные, ведомственные, частные); • библиотеки, архивы; фонды; общественные организации; • реставрационные мастерские; • экскурсионные бюро и туристические фирмы; • научно-исследовательские институты и экспертно-аналитические центры; • органы управления объектами культурного и природного наследия разного уровня и ведомственной подчиненности; • образовательные учреждения, центры эстетического воспитания; средства массовой информации. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия готовится к следующим видам профессиональной деятельности: • научно-исследовательская деятельность: в высших учебных заведениях, • организационно-управленческая деятельность: в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления: • культурно-просветительская деятельность: в экскурсионных бюро и туристических фирмах,

100400 «Туризм» нет

230700 «Прикладная информатика» нет

Отсутствие в ряде стандартов указания на типы, виды учреждений и организаций, их «отстраненность» от будущих мест работы бакалавров входит, на наш взгляд, в противоречие с основными идеями разработки ФГОС ВПО третьего поколения - ориентацией на результат обучения и активное участие представителей работодателей в разработке и экспертизе стандартов, что зафиксировано в соответствующих законах РФ [5; 6], реализацией компетентностного, т.е практикоориентированного подхода, не согласуется с одной из важнейших задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы - «приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» [4].

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Потребность в специальной информационной подготовке выпускников университета обусловлена, как минимум, двумя причинами: во-первых, задачами успешного овладения основной образовательной программой в период обучения, во-вторых, задачами плодотворной будущей профессиональной деятельности. Совершенно очевидно, что без способности самостоятельно находить, анализировать и обрабатывать научную информацию с использованием персонального компьютера и информационно-коммуникацион-ных технологий невозможно реализовать такое важнейшее требование ФГОС ВПО третьего поколения, как сокращение объема аудиторных часов и увеличение объемов самостоятельной работы студентов. В свою очередь, самостоятельная работа студентов современного университета предполагает значительное увеличение доли интерактивных занятий на основе

информационных образовательных технологий, активное освоение электронного образовательного контента, представленного в Интернет и электронных библиотеках. Учебный курс «Основы информационной культуры личности» является одним из способов развития умений самостоятельно осваивать знания. Он закладывает основы умений учиться в современном вузе, дает студентам возможность овладеть метапредметными знаниями, умениями и навыками, связанными с поиском, переработкой и эффективным использованием информации, то есть с формированием информационной компетентности и информационной культуры личности.

2. Плодотворность будущей профессиональной деятельности выпускника университета, независимо от направления (профиля) подготовки, также неразрывно связана с информационной компетентностью и информационной культурой личности. Причина этой взаимосвязи заключается в том, что выпускники университета относятся к категории работников, занимающихся интеллектуальным трудом, который предполагает, прежде всего, работу с информацией. Суть такого труда, если использовать обобщение, заключается в получении информации (зачастую разнородной и противоречивой), ее переработке (критическом анализе, сопоставлении, сравнении, классификации и синтезе) и выработке на этой основе решений, за которые работник интеллектуального труда несет ответственность. Диапазон задач, решаемых выпускниками университетов, их сложность и новизна обусловили потребность в креативной личности, способной не просто к интеллектуальной, но к инновационной деятельности. Инновационная деятельность также невозможна без информационной компетентности - способности выпускника университета самостоятельно отыскивать, осваивать, критически оценивать необходимую информацию и на этой основе находить нестандартные решения возникающих профессиональных задач.

3. Особое значение и информационная культура личности имеет для выпускников университетов культуры искусств, связанных с художественным творчеством. Новая, многообразная по форме представления информация может дать толчок воображению, рождению новых образов, стимулировать творческое мышление, интуицию. Однако такая способность предполагает наличие у личности не только определенных психофизических качеств, но и приобретаемых информационных знаний, умений, навыков, информационнного мировоззрения, которые и формируются в рамках учебного курса «Основы информационной культуры личности».

4. Информационная компетентность и информационная культура личности влияют также на профессиональную мобильность высококвалифицированных кадров, поскольку без владения приемами рациональной работы с информацией, включая использование персонального компьютера и ИКТ, приобретение новых знаний, умений и навыков существенно затрудняется, практически невозможны профессиональная переподготовка и повышение квалификации, изменение направленности профессиональной деятельности, что решающим образом определяет жизненное благополучие выпускника университета в современном динамично меняющемся мире.

5. ФГОС ВПО третьего поколения, если рассматривать их как генераторы рабочих учебных программ, позволяют реализовать на практике единую методологическую основу - компетентностный подход за счет учета государственных требований к результатам освоения ООП, выраженным в форме общекультурных и профессиональных, компетенций, обеспечить соблюдение дидактических принципов системности, последовательности, преемственности. Наличие в составе ФГО СВПО перечня видов профессиональной деятельности, общекультурных и профессиональных компетенций, информационных продуктов, которые интегрируют результаты профессиональной подготовки, открывают перед вузовскими преподавателями возможность определять содержание рабочих учебных программ более целенаправленно и четко.

6. Возможности использования в вузах ФГОС ВПО третьего поколения как генераторов рабочих учебных программ существенно снижаются из-за нарушений принципов системного подхода к их построению, о чем свидетельствует проведенный анализ стандартов по родственным направлениям подготовки бакалавров. К их числу относится неунифицированная терминология, отсутствие единого (логически совместимого) подхода к трактовке областей, объектов и видов профессиональной деятельности бакалавров, субъективизм и отсутствие четких критериев, на основании которых выделяется как количество видов профессиональной деятельности, так и их состав, отсутствие в некоторых стандартах указания на типы и виды учреждений, организаций, фирм и т.п., в которых призван работать выпускник университета (бакалавр). Учитывая нормативный характер ФГОС третьего поколения и то, что они в ближайшее время будут определять качество создаваемого вузами учебнометодического обеспечения, частности, учебных рабочих программ, следует предусмотреть возможность сведения к минимуму имеющихся недостатков.

Литература

1. Г ендина Н.И. Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности. Saarbrncken: Lambert Academic Publishing, 2012. - 186 с.

2. О разработке вузами основных образовательных программ: Инструктивное письмо Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Электронный рес^тс].URL:http://www.edu.ru/db/portal/spe/ 3v.htm

3. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты /

B.А.Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н.Ковтун, С.В.Коршунов, И.Б.Котлобовский, О.П.Мелехова,

C.Е.Родионова, И.Г.Телешова. М.: Университетская книга, 2010. - 248 с.

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.fcpro.ru/program/program-textа

5. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта» [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2007/12/05/obrazovanie-stansart-dok.html

6. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2007/12/06/obrazovanie-dok.html

7. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А.Стародубова, Ю.В.Уленко. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.

8. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие / Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А.Стародубова, И.Л.Скипор. 2-е изд., перераб. М.: Школьная б-ка, 2003. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.