Научная статья на тему 'Содержание информационной культуры выпускника университета культуры и искусств в контексте ФГОС ВПО третьего поколения'

Содержание информационной культуры выпускника университета культуры и искусств в контексте ФГОС ВПО третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная культура / информационная компетенция / выпускник университета культуры и искусств / ФГОС ВПО третьего поколения / содержание обучения / инвариантная модель / учебная программа курса / учебно-методическое обеспечение / социальный заказ системе образования

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Людмила Ивановна

Рассматривается содержание социального заказа системе образования и значение компетентностного подхода в реализации ФГОС ВПО третьего поколения. Предлагается механизм формирования информационной культуры выпускника университета культуры и искусств на основе согласования педагогическим сообществом университета единой научно-методической платформы для решения данной задачи как совокупности разработки модели информационной культуры выпускника, содержания и технологий обучения, принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание информационной культуры выпускника университета культуры и искусств в контексте ФГОС ВПО третьего поколения»

УДК 378.016

ББК 73+74.58

Л. И. Лазарева

СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Рассматривается содержание социального заказа системе образования и значение компе-тентностного подхода в реализации ФГОС ВПО третьего поколения. Предлагается механизм формирования информационной культуры выпускника университета культуры и искусств на основе согласования педагогическим сообществом университета единой научно-методической платформы для решения данной задачи как совокупности разработки модели информационной культуры выпускника, содержания и технологий обучения, принятия управленческих решений.

Ключевые слова: информационная культура, информационная компетенция, выпускник университета культуры и искусств, ФГОС ВПО третьего поколения, содержание обучения, инвариантная модель, учебная программа курса, учебно-методическое обеспечение, социальный заказ системе образования.

L. I. Lazareva

THE CONTENT OF INFORMATION CULTURE OF A GRADUATE OF UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS IN THE CONTEXT OF THE FSES OF THE THIRD GENERATION FOR HPE

The content of the social order to the education system and value of competence based approach in implementing of the FSES of the Third Generation for HPE is reviewed. A proposed mechanism of information culture of a graduate of University of Culture and Arts, based on matching teaching university community with unified scientific and methodological platform for solving this problem as a set of model information culture of a graduate, content and technology training, management of decision making.

Keywords: information culture, information competence, a graduate, of University of Culture and Arts, GEF HPE third generation, training content, invariant model, curriculum for the course, educational support, social order of the education system.

Стремление России укрепить передовые позиции в составе высокоразвитых государств заставляют ее социальные институты развиваться в инновационном режиме. Ускоренный темп преобразований объясняется государственной политикой «догоняющих стратегий», опирающейся на производство и использование высоких технологий, требующих социально-экономических условий, в которых основным рычагом преобразований становится

человеческий капитал, обладающий профессиональной компетентностью и творческими способностями, готовый создавать новую интеллектуальную продукцию. В формировании такого типа человеческого капитала особая роль отводится системе образования.

На страницах периодических научно-педагогических изданий содержится немало критических замечаний в адрес отечественного образования: его целей, задач,

механизмов преобразований. Однако все едины в том, что результатом деятельности системы образования в целом должен быть человек, готовый и способный осуществлять культуросообразные виды деятельности, умеющий принимать ответственные решения и отвечать за них. Еще в 1970 году американский ученый и теоретик Э. Тоффлер кратко и точно отразил недостатки современной системы образования, дал образно яркую характеристику качеств человека, востребованного будущим развитием общества. Он подчеркивал, что технологии завтрашнего дня требуют не миллионы начитанных людей, готовых работать в унисон на бесконечно монотонных работах, они требуют людей, у которых «будущее в крови». В частности, он писал, что изучаемое в современной образовательной системе является безнадежным анахронизмом при доминировании в образовании таких черт, как строгая регламентация жизни, авторитарная роль преподавателя и пренебрежение индивидуальностью ученика. Поэтому школа, по мнению ученого, должна давать не только информацию и репродуктивное ее усвоение учащимися, но и способы работы с нею. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать чем, когда и как их заменять. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться [13]. Характеристика личности специалиста-профессионала, по мнению нобелевского лауреата Г. Беккера, опирается на три составляющие: здоровье (физическое, психическое и социальное), интеллект (творческий и формально-логический) и совесть (социальная ответственность) [см.: 11]. Именно такой тип личности востребован современным обществом и, являясь социальным заказом, инициирует мировую реформу образования, в русло которой влилась и Россия.

Интеграция системы высшего профессионального образования Российской

Федерации в мировую систему высшего образования связана с ее вхождением в Бо-лонский процесс, методологической основой которого является компетентностный подход. Данный вектор, «магистральный сюжет» направления деятельности государства в сфере образования зафиксирован Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [14].

Компетентность как базовая категория современного образования достаточно широко представлена и исследована в отечественной и зарубежной педагогике. Наиболее точной мы считаем формулировку, предложенную Ф. Вайнертом на основе исследования, осуществленного им по заказу Организации экономического сотрудничества и развития (OECD): компетенции - это когнитивные способности и умения, которыми обладает индивидуум или которые он может приобрести в процессе учения, позволяющие ему решать определенные проблемы, а также связанные с этим мотивационные, волевые и социальные готовности (диспозиции) и способности решать проблемы успешно и ответственно в вариативных ситуациях [23]. На основе данного определения Совет Европы обозначил пять групп ключевых компетенций, овладение которыми и выступает одним из основных критериев качества образования специалистов-профессионалов:

- Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

- Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, призванные препятствовать возникновению расизма и ксенофобии, распространению климата нетерпимости. Образование должно «вооружить» молодежь межкультурными

компетенциями, такими, как понимание различий, уважение друг друга, умение жить с людьми других культур, языков и религий.

- Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важные в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение.

- Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, рекламе.

- Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни [см.: 6].

Перечисленные общие компетенции нашли отражение в ФГОС ВПО третьего поколения в требованиях к результатам освоения образовательных программ бакалавриата и магистратуры. В связи с тем, что некоторые ФГОС ВПО уже утверждены, мы рассмотрели зафиксированные в них общие компетенции и сравнили их в различных направлениях бакалавриата, относящихся к гуманитарной области знания, которые будут реализовываться в Кемеровском государственном университете культуры и искусств. В частности, были рассмотрены следующие направления: 033000 - «Культурология», 071200 - «Хо -реографическое искусство» и 071800 -«Социально-культурная деятельность».

Проведенное сравнение и анализ позволили сделать вывод, что требования к результатам освоения основных образовательных программ по формированию общих компетенций далеки от уни-

фикации. Во-первых, в представленных ФГОС ВПО общие компетенции имеют различное содержание, в то время как они должны отражать инвариантную, то есть неизменную составляющую подготовки бакалавров независимо от ее направления. Во-вторых, количество общих компетенций колеблется от 16 до 25, следовательно, при одинаковой продолжительности и трудоемкости основных образовательных программ у выпускников должно сформироваться разное количество компетенций, что ставит студентов и преподавателей в неравные условия. В-третьих, общекультурные компетенции иногда подменяются профессиональными компетенциями, например, «применять способность выполнять и использовать в профессиональной деятельности биомеханический анализ танцевальных движений человека, применять на практике принципы медицинской профилактики травматизма, охраны труда в хореографии» [12] вряд ли понадобится культурологу, музыканту или дизайнеру в качестве общей, ключевой жизненной компетенции. В-четвертых, не вполне ясно содержание аспектов различных общекультурных компетенций и, в частности, информационной компетенции, которая интересует нас более других.

Анализ содержания информационной компетенции в ФГОС ВПО позволяет выделить следующие умения, при овладении которыми выпускник готов:

• работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

• работать с компьютером как средством управления и получения информации;

• использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации;

• осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества.

Представленные формулировки информационной компетенции носят общий,

«обтекаемый» характер и не дают конкретного операционального описания ее содержания. Чтобы раскрыть его во всей полноте, необходимо обратиться к определению понятия «информационная компетенция». В настоящее время в связи с лингвистическими особенностями языка в различных странах существуют следующие синонимы понятия «компетенция». Так, например, в англоязычных текстах встречается термин «skills» - умения, навыки, искусство, мастерство. В Германии распространен термин «Schlüsselkompetenzen» - ключевые квалификации. Во Франции используется определение, основанное на трех аспектах: знания (savoir и connaissance), опыт (savoir faire или savoir agir) и поведенческие характеристики (savoir e~tre or la faculte' de s'adapter).

В отечественной педагогической науке понятия компетенции и компетентности разграничиваются по своему содержанию, однако различные авторы предлагают индивидуальную трактовку каждого из понятий, что приводит к их смешению и терминологической путанице. В связи с этим в ряде научных публикаций они стали употребляться как условные синонимы, в содержание которых входит совокупность готовности (знания, умения и навыки) и способности (качества личности) применить знания, умения и навыки в практической деятельности [6; 7]. Поскольку в содержании общих компетенций ФГОС ВПО доминируют понятия готовности и способности, мы будем использовать термин «компетенция» во избежание терминологической путаницы.

Информационная компетенция включает в себя знания, умения и навыки работы с информацией, связанные с освоением процессов ее поиска, анализа, отбора, организации, преобразования, сохранения и передачи. В то же время ограничивать понятие «информационной компетенции» только знаниями, умениями и навыками

было бы неверно, так как природа компетенции предполагает развитие качеств или свойств личности. Кроме того, деятель-ностный характер информационной компетенции имеет в своей основе целевую доминанту - способность личности создавать новые информационные продукты на основе развития критического мышления. Владение технологическими алгоритмами при работе с информацией в данном контексте становится лишь средством для достижения основной цели информационной деятельности, связанной с рождением нового интеллектуального артефакта. Наличие творческого аспекта позволяет говорить не столько об информационной компетентности, сколько об информационной культуре, так как, с одной стороны, культура предполагает наличие отработанных нормативных способов деятельности, а с другой - является условием порождения нового, то есть в ней присутствует потенциальное содержание, формы и виды деятельности, способные это новое продуцировать.

Любая культура, в том числе информационная культура личности, содержит ценностно-мировоззренческую доминанту и обусловлена результатами ее творческой деятельности. В общей культуре личности, частью которой является информационная культура, это интеллектуальная и духовная продукция, порождение нового опыта и ценностей, способность создавать и передавать ценности, которые отражают содержание мировоззренческого компонента [1; 5; 7]. Таким образом, содержание информационной культуры личности гораздо шире понятия информационной компетенции, поскольку кроме информационной компетенции включает в себя информационное мировоззрение [4].

В связи с этим целесообразнее говорить о формировании не информационной компетенции, а информационной культуры личности студента. Особенно актуаль-

но это для вузов культуры и искусства, в которых ведется подготовка профессиональных кадров для социокультурной сферы общества. Социальное пространство и культура взаимно детерминированы. Куль -тура имеет два образующих компонента: создание идеальных продуктов и их материализация. Рукотворная деятельность человека в современную эпоху привела к появлению высокоразвитой техносферы, которая отличается ускоренными процессами автоматизации и алгоритмизации. При этом сущностные характеристики деятельности человека растворяются в технократических условиях, определяющих характер и образ жизни общества. Расширение технологических возможностей теоретически должно сопровождаться возрастанием его духовности. Однако распад общества на профессиональные группы, определяющиеся конкретными технологиями и функциями, доминирование управления человеческим фактором, как средством для достижения высокой рентабельности современных технологических процессов, представляет собой угрозу для развития культуры в ее гуманном и гуманитарном значении.

В данной ситуации подготовка профессионалов, особенно в вузах культуры и искусства, способных реализовывать социокультурные технологии в различных общественных сферах с целью их гуманизации, приобретает особо важное значение. Содержание этой подготовки должно быть основано на развитии приоритета духовной активности, основным механизмом которой становится критическое мышление выпускника вуза.

Информационная культура личности как образовательный феномен направлена именно на формирование критического мышления студентов, развитие их творческих, «созидающих» способностей. Кроме того, большинство выпускников университета культуры и искусств имеют педагоги-

ческую квалификацию и выполняют образовательную функцию не только в системе образования, но и в учреждениях таких социальных сфер общества, как здравоохранение, культура, социальная работа, а также в пенитенциарной системе. Социально-культурная деятельность осуществляется с различными категориями граждан на основе педагогизации среды - управления через среду процессами развития и воспитания личности, востребованной современным обществом. Сложившиеся в процессе обучения ценностные ориентации выпускников вуза в области информационной культуры могут стать основанием для их трансляции в социальную среду, стержнем субъектно-прагматического метода воспитания субъектов среды, когда полезность информационной культуры, как качества личности, будет осознаваться участниками любого социального взаимодействия.

Поскольку в вузах культуры и искусства ведется подготовка профессиональных кадров для различных направлений социально-культурной отрасли, корректнее говорить о формировании информационной культуры специалиста-профессионала конкретной области деятельности. Информационная культура специалиста -это часть информационной культуры личности, обеспечивающая ее успешную профессиональную адаптацию и составляющая основу для выработки рационального информационного стиля мышления и поведения в профессиональной деятельности [8]. Различие определений понятий «информационная культура личности» и «информационная культура специалиста» связано с фиксацией определенной профессиональной специфики, которая в каждом конкретном случае должна быть четко указана, позволяя вычленять отличительные особенности информационной культуры различных направлений подготовки бакалавров (культурологов, музыкантов, дизайнеров, социальных педагогов и т. д.).

В то же время, несмотря на характерную для каждой области деятельности специфику информационной культуры, можно говорить об общих требованиях по работе с информацией для любой категории профессиональных кадров.

Таким образом, в информационной культуре личности выделяется инвариантная и вариативная части. Инвариант - это такой компонент содержания образования, который остается постоянным и неизменным независимо от изменения условий функционирования педагогической системы. Вариативная часть предполагает изменение, специальный отбор содержания образования на основе изменения условий функционирования педагогической системы. Инвариантная часть информационной культуры и определяется в ФГОС ВПО содержанием общих компетенций в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, связанных с выработкой способности и готовности выпускника вуза работать с информацией в социально-профессиональной среде в условиях информационного общества. Освоение вариативной части информационной культуры выпускника вуза осуществляется параллельно с формированием профессиональных компетенций, с учетом профессиональной специфики информационных ресурсов, их поиска, создания информационных продуктов конкретной профессиональной деятельности и т. д. Безусловно, инвариантная часть является базовой для вариативной, она связана с освоением универсальных способов деятельности с информацией.

Исходя из вышесказанного, актуальным становится вопрос о конкретном и точном описании требований к информационной культуре выпускника вуза, ее инвариантного компонента, что позволит ясно представлять результаты сфор-мированности информационной культуры, которых должны достичь студенты в

процессе обучения. Детальное описание требований к инвариантной части информационной культуры выпускника вуза поможет преподавателям обеспечить научно-обоснованное, дидактически приемлемое сопровождение процесса формирования информационной культуры, разработать содержание и соответствующие технологии обучения. В связи с этим важным является представление об имплицитной модели инварианта информационной культуры выпускника вуза и соответствующем ей содержании обучения.

Обратимся к анализу теоретического и практического педагогического опыта в данном направлении подготовки выпускника вуза. Есть ли он в российском образовании? Можно ответить утвердительно: да, он есть. Этот опыт накоплен в Научно-исследовательском институте информационных технологий социальной сферы Кемеровского университета культуры и искусств, в рамках которого на протяжении десяти лет ведется активный научно-исследовательский поиск по определению путей и средств формирования информационной культуры личности [11; 15-21].

Именно с позиций данной научной школы мы и будем рассматривать обозначенное выше моделирование и содержание обучения для формирования инвариантной составляющей информационной культуры выпускника вуза.

Модель инварианта информационной культуры выпускника вуза/бакалавра в рамках компетентностного подхода опирается на содержание компонентов информационной культуры личности: информационной компетенции и информационного мировоззрения - и составлена на основе комплекса требований к знаниям и умениям по курсу «Основы информационной культуры личности», предназначенного для студентов вуза [2]. Совокупность знаний и умений была выявлена на основе контент-анализа содержания учебной

программы вышеназванного курса, ее четырех основных инвариантных разделов. Личностный компонент содержания информационной компетенции, включающий интеллектуально-познавательные, коммуникативно-поведенческие и эмоционально-волевые качества выпускника вуза, а также мировоззренческий компонент, состоящий из аксиологического, морально-этического и социально-правового аспектов, детально рассмотрены и описаны в ходе диссертационного исследования автора статьи [9].

Безусловно, содержание аспектов информационной культуры бакалавра может быть расширено, в первую очередь, в ее вариативной части, которая детерминирована профессиональной спецификой его подготовки, и чем более конкретно это содержание будет раскрыто, чем чаще оно будет обновляться в связи с новыми социальными запросами к специалистам-профессионалам, тем выше будет уровень их информационной культуры. Модель инварианта информационной культуры выпускника вуза содержит в себе диагностич-

но поставленные цели обучения - какие знания, умения, способности и качества личности нужно формировать у студентов в области информационной культуры. Исходя из этого, встает вопрос о содержании обучения.

Содержание обучения, направленного на формирование информационной культуры студента вуза, представлено основными образовательными программами (ООП) ФГОС ВПО, их базовой частью, и основными образовательными программами вузов, содержащих вариативную часть ООП ФГОС ВПО, в которых указаны дисциплины, непосредственно ориентированные на получение знаний, освоение умений и способов деятельности с информацией. Кроме того, здесь же указано соответствие между общекультурной информационной компетенцией и дисциплиной, на которой она должна формироваться. Покажем это соответствие в таблице по обозначенным ранее направлениям подготовки бакалавров в университете культуры и искусств (см. табл. 1).

Таблица 1

Направление подготовки бакалавров

Содержание информационной компетентности направления подготовки бакалавров

Учебная дисциплина базового компонента ООП ФГОС ВПО

071200 Хореография

ОК - 7: Способность пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных задач, владеть необходимыми для этого компьютерными программами

Модуль «История и теория искусств»: хореографическое искусство, театральное искусство, музыкальное искусство, изобразительное искусство. Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии

Обеспеченность формирования информационной компетенции учебными дисциплинами ООП ФГОС ВПО (на примере направлений подготовки бакалавров)

Продолжение таблицы 1

Направление подготовки бакалавров Содержание информационной компетентности направления подготовки бакалавров Учебная дисциплина базового компонента ООП ФГОС ВПО

ОК - 14: Способность осознанно владеть культурой мышления (обобщать, анализировать, синтезировать), воспринимать новую информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения Модуль «История и теория искусств»: хореографическое искусство, театральное искусство, музыкальное искусство, изобразительное искусство. Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии Экономическая теория

033000 Культурология ОК -1: Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей ее достижения История Философия Иностранный язык Социология Психология Правоведение Этика Педагогика Русский язык и культура речи Экономика Менеджмент Безопасность жизнедеятельности

ОК -11: Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны Математика в социально-гуманитарной сфере Информационные технологии Концепции современного естествознания

ОК -12: Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией Математика в социально-гуманитарной сфере Информационные технологии Концепции современного естествознания

ОК -13: Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Математика в социально-гуманитарной сфере Информационные технологии Концепции современного естествознания

Окончание таблицы 1

Направление подготовки бакалавров Содержание информационной компетентности направления подготовки бакалавров Учебная дисциплина базового компонента ООП ФГОС ВПО

071800 Социально-культурная деятельность ОК -1: Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей ее достижения Отечественная история Экономика Иностранный язык Педагогика Психология Культурология Социология Теория и история социально-культурной деятельности Педагогика досуга Социально-культурная работа Основы культурной политики Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности Основы информационной культуры и информатика Учебная и производственная практика

ОК - 11: Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны Теория и история социально-культурной деятельности Педагогика досуга Социально-культурная работа Основы культурной политики Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности Основы информационной культуры и информатика

ОК - 12: Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией Теория и история социально-культурной деятельности Педагогика досуга Социально-культурная работа Основы культурной политики Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности Основы информационной культуры и информатика

ОК -13: Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Теория и история социально-культурной деятельности Педагогика досуга Социально-культурная работа Основы культурной политики Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности Основы информационной культуры и информатика

Анализ табл. 1 вызывает множество вопросов. Во-первых, почему, например, при подготовке хореографов владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей ее достижения возможно формировать только на таких предметах, как история хореографии, история музыки, история театра, история изобразительного искусства, анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии, а на других дисциплинах овладевать культурой мышления, анализом и обобщением информации и т. д. необязательно? Во-вторых, неясны дидактические условия учебно-воспитательного процесса по формированию информационной компетенции студентов. Исходя из анализа соответствия учебных дисциплин и общей информационной компетенции, предполагается, что некоторые преподаватели обязаны эти компетенции формировать, а для некоторых это вовсе необязательно. Как показывает практика, далеко не все преподаватели содержательно и методически готовы вести работу по обучению студентов информационным умениям и навыкам, формировать их информационную культуру, поскольку сами имеют недостаточное представление о технологии как совокупности содержания, методов, организационных способов формирования информационной культуры студентов в различных ее компонентах. В целом, складывается впечатление, что в ООП ФГОС представленных направлений подготовки бакалавров соответствие учебных дисциплин содержанию информационной компетенции, которая должна на них формироваться, носит случайный, приблизительный характер, не вполне ясно, что, где и как изучать и осваивать. Как же решить эту проблему? Рассмотрим один из вариантов ее решения.

Предложенная модель и содержание формирования информационной компе-

тенции в ООП ФГОС, ее базовой части, носит, на наш взгляд, экстенсивный характер, опирающийся на количественный подход к формированию информационной компетенции студентов за счет увеличения учебных дисциплин при отсутствии соответствующих организационно-педагогических и научно-методических условий. Путь этот малоэффективен. Более целесообразен интенсивный путь, связанный с концентрированным, дающим наибольшую результативность способом введения специальной учебной дисциплины, например, «Основы информационной культуры студентов», которую можно и теперь уже должно включать в вариативную часть ООП вузов. В условиях, когда в настоящее время активно идет процесс разработки учебных планов по различным направлениям подготовки бакалавров, упустить эту возможность было бы весьма неосмотрительно. Стимулом, пусть и внешним, для такого включения должны стать грядущие процедуры оценки качества образовательных результатов выпускников вуза совокупностью мероприятий государственного надзора и контроля, не ограничивающихся только итоговой аттестацией, а практикующих плановые и неплановые проверки содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, основанных, в том числе, и на проверке общекультурных компетенций. К чести разработчиков ООП ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавров «Социальный педагог» и «Социально-культурная деятельность» такая дисциплина включена в типовые (примерные) учебные планы.

Содержание учебного процесса определяется не только учебными планами, но и учебными программами по предмету, фиксируется в учебно-методической литературе. Обратимся к рассмотрению программного обеспечения курса. В настоящее время существуют различные варианты

учебных программ, ориентированных на формирование информационной культуры студентов. Но, как показывает их анализ, они в основном нацелены на овладение умениями и навыками работы с персональным компьютером, подготовку работников, обладающих высокой техникой использования медиасредств. При этом главным становится получение возможности найти информацию, зачастую избыточную, а как с ней работать дальше, как сделать ее основой собственного интеллектуального продукта - не ясно. Потому и идет массовая подготовка «потребителей» информации, а не ее творческих «создателей». Кроме известной однобокости некоторые программы предназначены для конкретных направлений подготовки, ориентированы на узкоспециальное обучение и потому не могут считаться универсальными для студентов различных вузов.

Наиболее полно и всесторонне содержание обучения по формированию информационной культуры представлено в вышеназванной программе курса «Основы информационной культуры личности». В содержании программы соблюдены принципы вариативности, системности, дифференцированного, деятельностного, технологического подхода, профилиро-ванности, и оно полностью соответствует требованиям к результатам освоения ООП ФГОС ВПО. Основным из перечисленных выше принципов является принцип вариативности, из которого логически вытекают остальные. Принцип вариативности связан с тем, что программа имеет инвариантную основу, на которой можно создавать варианты программ, адаптированных для различных направлений подготовки выпускников вузов. Инвариантная модель состоит из четырех разделов:

- Информационные ресурсы общества и информационная культура.

- Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

- Аналитико-синтетическая переработка информации.

- Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся.

Целью первого раздела является формирование у студентов знаний о составе, структуре, закономерностях и функционировании современных документальных потоков. Студенты должны получить представление о принципах работы Государственной системы научно-технической информации. На основе полученных знаний студенты приобретут умения и навыки по свободной ориентации в типах и видах документов, необходимых для учебной и научно-исследовательской работы, использованию системы информационных изданий, как средства слежения за документальными потоками по изучаемому направлению подготовки, применению на практике основных методов свертывания информации.

Цель второго раздела - отработка алгоритмов поиска информации по различным типам запросов - адресного, фактографического и тематического, возникающих в ходе учебной и научно-исследовательской деятельности. Овладение студентами технологии информационного самообслуживания в библиотеке на основе целостного представления о структуре и назначении справочно-библиографического аппарата библиотеки как информационно-поисковой системы.

Целью третьего раздела программы становится обучение студентов формализованным методам свертывания информации и рациональным приемам интеллектуальной работы с текстами учебных и научных документов. В результате изучения теоретических сведений и их практического применения студенты должны научиться составлять различные виды планов, выписок, конспектов, аннотаций, обзоров и рефератов литературы.

Цель четвертого раздела ориентирована на выработку у студентов умений технологически грамотно подготавливать учебные и научные тексты, знать требования, предъявляемые к их языку и стилю, правилам оформления учебных рефератов, курсовых и дипломных работ, проектов. Все разделы программы изучаются с привлечением как традиционных, так и новых информационных технологий, с использованием современных медиаресурсов в «цифровой» образовательной среде.

Данный инвариант программы курса «Основы информационной культуры личности», как было сказано выше, логично и легко «ложится» в основу вариативных программ, предназначенных для различных направлений подготовки выпускников вузов. В качестве примера, приведем учебно-тематический план программы курса «Основы информационной культуры социального педагога», который включен в рабочий учебный план кафедры «Социальная педагогика» и успешно реализован в 2009/2010 учебном году.

Тематический план курса «Основы информационной культуры социального педагога»

№ п/п Разделы и темы курса Всего часов В том числе

лекция практикум семинар

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура 8

1.1. Информационное общество. Информационная культура как условие социальной безопасности граждан 2 2 - -

1.2. Информационная культура социального педагога: подходы к определению понятия 2 1 1 -

1.3. Содержание компонентов информационной культуры социального педагога 2 1 - 1

1.4. Информационные ресурсы в сфере социальной педагогики 2 1 - 1

Раздел 2. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в области социально-педагогической информации 4

2.1. Типы информационных запросов и алгоритмы их выполнения 2 1 - 1

2.2. Библиотека как поисковая система социально-педагогической информации 1 - 1 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.3. Технология информационного самообслуживания социального педагога в библиотеке 1 - 1 -

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в профессиональной деятельности социального педагога 16

3.1. Аналитико-синтетическая переработка информации в профессиональной деятельности социального педагога: сущность, назначение, виды 2 - - 2

Продолжение таблицы

№ п/п Разделы и темы курса Всего часов В том числе

лекция практикум семинар

3.2. Учебный и научный текст как объект аналитико-синтетической переработки 2 1 1 -

3.3. Чтение как смысловое восприятие учебного и научного текста 2 1 1 -

3.4. Выписки как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов 2 1 - 1

3.5. Конспект как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов, результат чтения 2 1 - 1

3.6. Тезисы как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов 2 1 1 -

3.7. План как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов 2 1 1 -

3.8. Реферат и аннотация как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов 2 1 - 1

Раздел 4. Структура, правила подготовки и оформления результатов учебной и профессиональной деятельности социального педагога 30

4.1. Технология разработки и оформления социально-педагогической программы сопровождения, помощи и поддержки различных категорий граждан 2 1 1 -

4.2. Технология разработки и оформления методических рекомендаций 2 1 1 -

4.3. Технология разработки и оформления тезисов доклада, научной статьи, учебного реферата 4 2 1 1

4.4. Технология разработки и оформления социально-педагогической программы опытно-экспериментальной работы 4 2 1 1

4.5. Технология разработки и оформления документов концептуального характера 2 1 1 -

4.6. Технология разработки и оформления социально-педагогических материалов проблемно-ориентированного характера 4 2 2 -

4.7. Технология разработки и оформления описания опыта социально-педагогической работы 4 2 - 2

Окончание таблицы

№ п/п Разделы и темы курса Всего часов В том числе

лекция практикум семинар

4.8. Технология разработки и оформления психолого-диагностических материалов деятельности социального педагога 4 2 1 1

4.9. Технология разработки и оформления локальных актов социально-педагогической направленности 4 2 1 1

Раздел 5. Социально-педагогическая деятельность по формированию информационной культуры различных категорий граждан 4

5.1. Программно-методическое обеспечение формирования информационной культуры различных категорий граждан 2 1 - 1

5.2. Технологии обучения информационным умениям и навыкам различных категорий граждан 2 1 - 1

Всего по курсу 62 30 16 16

В представленном варианте учебно-тематического плана программы «Основы информационной культуры личности», адаптированной для социальных педагогов, помимо основных четырех разделов включен пятый раздел, отражающий специфику педагогической деятельности этой категории бакалавров, направленный на формирование информационной культуры различных категорий граждан. Общий объем часов и их распределение носят в представленном учебно-тематическом плане условный характер и могут быть изменены. Также могут быть откорректированы и некоторые темы учебно-тематического плана в зависимости от профессиональной специфики направлений подготовки бакалавров, но инвариантная основа курса остается неизменной, является каркасом, «фундаментальным ядром» содержания курса.

Характеристика следующего аспекта дидактической категории «содержание обучения» связана с учебно-методическим обеспечением процесса формирования

информационной культуры выпускника вуза. Учебно-методическое обеспечение содержания инварианта программы представлено курсом лекций, методическими разработками по созданию разнообразных информационных продуктов, тестами, позволяющими оценить уровень информационной культуры личности. Все эти материалы стали доступны педагогической общественности благодаря выходу в свет двух книг - «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях» и «Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины» [2; 3]. Однако надо признать, что данного учебно-методического обеспечения явно недостаточно: нет учебника, полностью освещающего содержание курса, учебных пособий, необходимого количества методических рекомендаций по изучению отдельных тем, современных диагностических материалов и т. п. Среди основных причин - неопределенность

статуса учебной дисциплины «Информационная культура личности» и отсутствие подготовленных преподавателей, готовых внедрить этот курс в учебный процесс.

Предложенный анализ содержания формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте ФГОС ВПО третьего поколения фиксирует внимание лишь на некоторых моментах начального этапа их внедрения, отвечающего на вопрос «зачем и чему учить?». Не менее важным является поиск ответа на вопрос «как учить?». И здесь речь должна идти о технологиях обучения. Технологическая составляющая формирования информационной культуры выпускника вуза - важный и мало исследованный предмет педагогической науки. Очевидно, что основной областью данных исследований будут когнитивные технологии и технологии контекстного обучения. Интенсивный путь формирования информационной культуры выпускника вуза, связанный с введением специальной дисциплины, изучаемой по руководством высококвалифицированного в этой области преподавателя, должен перерасти в экстенсивный, в котором полученные эталонные знания и алгоритмические умения будут совершенствоваться на всех дисциплинах при условии использования вышеперечисленных технологий обучения и подготовленности преподавате-

лей к такого рода деятельности, например, во внутрикорпоративной системе повышения профессионального мастерства педагогических кадров. Научно-методические ресурсы для организации такой работы имеются в Кемеровском университете культуры и искусств и сконцентрированы в НИИ ИТ СС. Кроме того, целесообразным с точки зрения координации всех организационных, научно- и учебно-методических усилий по формированию информационной компетенции студентов является создание межфакультетской кафедры в рамках Института информационных технологий или же при НИИ ИТ СС. Безусловно, вопросы появления новых структур педагогической системы вуза, активизация внутрикорпоративных методических ресурсов по повышению профессионального мастерства педагогических кадров - это дело стратегического целеполагания менеджеров университета высшего звена. На данном временном этапе следует решить основополагающую задачу - принятие педагогическим сообществом университета единой научно-методической платформы по разработке структуры и состава содержания формирования информационной культуры выпускников вуза в условиях компетент-ностной методологической основы новых ФГОС ВПО.

Список литературы

1. Володарская Е. Б., Степанова М. М. Творчество как неотъемлемое требование к профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков // Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур: сб. ст. по материалам II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Москва, 20 ноября 2009 г.). М.: РГСУ, 2009. С. 124-127.

2. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. М.: Школьная б-ка, 2002. 288 с.

3. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 512 с.

4. Данильчук Е. В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. 2003. № 1. С. 65-73.

5. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-27.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования [Электронный ресурс]. URL: http//aspirant. rggu.ru

7. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

8. Квартерникова Т. О. Информационная культура специалиста в контексте информатизации библиотечного образования // Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности: тезисы междунар. науч. конф., Самара, 27-30 сентября 1999 г. / Самарская гос. академия культуры и искусств. Самара, 1999. С. 179-181.

9. Лазарева Л. И. Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 26.10.07. Кемерово: КемГУ, 2007. 23 с.

10. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. М., 1992. 17 с.

11. Майбуров И. А. Инвестирования и человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4. С. 4-18.

12. Проекты ФГОС высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http:mon.gov.ru.

13. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. 261 с.

14. Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании [Электронный ресурс]. URL: http: mon.gov.ru.

15. Gendina N. Coordination of higher educational institutions and professional library associations - the key to training quality rise of librarians of XXI century // Management, Marketing and Promotion of Library Services. Based on Statistics, Analyses and Evaluation / edited by Trine Kolderup Flaten; International Federation of Library Associations and Institutions. Munchen: K. G. Saur, 2006. P. 169-178.

16. Gendina N. Information Literacy or Information Culture: Separation for Unity: Russian Research Results [Electronic resources] // World Library and Information Congress: 70th IFLA General Conference and Council, August 22-27 2004, Buenosaires, Argentina: Conference Papers. CD-ROM.

17. Gendina N. I. Information Culture in the Information Society: the View from Russia // UNESCO between Two Phases of the World Summit on the Information Society: proceedings of the international conference held in Saint Petersburg, Russian Federation, may 17-19, 2005. M., 2005. P. 97-105.

18. Gendina N. I. Tpaining librarian at Kemerovo Institute of culture / N. I. Gendina, S. A. Sbitnev, E. V. Titarenko // Journal of education for library and information science. 1996. 37(1). P. 67-71.

19. Gendina N. IFLAs role in diffusing professional norms: LTR - project in Russia [Electronic resources]. URL: http://www.ifla.org/IV/ifla72/papers/137-Gendina-en.pdf

20. Gendina N., Petrova V., Fedorov A. Information literacy: an international state-of-the art report [Russian Federation] / N. Gendina, V. Petrova, A. Fedorov. URL: www.infolitglobal. info.

21. Gendina N. Could Learners Outcomes in Information Literacy Be Measured: Pluses and Minuses of Testing? [Electronic resources] // World Library and Information Congress 74th IFLA General Conference and Council Quebec City. Canada, 10-14 August 2008. CD-ROM.

22. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. San Francisko, Josey-Bass Co, 1972. 214 p.

23. Weinert F. E. (1999) Concepts of Competence (Contribution within the OECD project Definition and selection of competencies: Theoretical and conceptual faundations (DeSeCo)). Neuchatel: DeSeCo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.