УДК 378
И. Ю. Матвеева
канд. пед. наук, доцент, Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
«БИБЛИОТРАНСФЕР»: ПРОЕКТ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБМЕНА СТУДЕНТАМИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ
Академическая мобильность и обмен - важные показатели обеспечения права студентов на обучение и проведение научных исследований в других образовательных организациях. В результате реформирования высшего профессионального образования усиливаются процессы регионализации. Проекты академической мобильности позволяют вузам преодолеть данную тенденцию, а студентам интегрироваться в образовательные процессы других регионов и стран, обогатить собственную профессиональную компетентность.
В 2015-2016 гг. в Челябинском государственном институте культуры успешно реализован проект академического обмена студентами региональных вузов «Библиотрансфер». В нем приняли участие студенты и преподаватели восьми вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Программа академического обмена включала 72 часа (в том числе 36 контактных) и складывалась из трех ключевых направлений: всероссийская научная студенческая конференция «Библиотечный мир глазами студентов»; лекции, тренинги и практические занятия ведущих преподавателей кафедр библиотечно-информационной деятельности, культурологии и социологии института; профессиональные экскурсии и презентации социально значимых проектов библиотек Челябинской области. Данное мероприятие способствовало «погружению» участников в образовательную среду Челябинского государственного института культуры, обусловило выработку дополнительных стимулов для образовательной и практической деятельности студентов, открыло новое видение будущей профессии, развило профессиональные компетенции и, в конечном итоге, способствовало более глубокой их профессионализации. Для преподавателей проект стал площадкой обмена опытом, поиска решений сложных проблем высшего библиотечного образования, поводом для дальнейшего развития направлений академической мобильности в рамках единого профессионального пространства.
Ключевые слова: проект «Библиотрансфер», академический обмен студентами, высшее библиотечное образование, студенческая научная конференция, региональные вузы культуры
Для цитирования: Матвеева, И. Ю. «Библиотрансфер»: проект Челябинского государственного института культуры по организации академического обмена студентами региональных вузов / И. Ю. Матвеева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 2 (46). - С. 39-45.
Появление и развитие студенческой мобильности и академического обмена обусловлено интеграцией образования в единое экономическое пространство европейских стран [2; 5]. В рамках Болонского процесса они рассматриваются в качестве обязательного условия формирования единого образовательного пространства. При внедрении принципов Болон-ского процесса в образовательную систему РФ академическая мобильность становится неотъемлемой частью любого вуза. На нормативном
уровне (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.) закреплено академическое право обучающихся на «направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств» [4].
39
В современной системе образования показатели академического обмена свидетельствуют об эффективности вуза. В модуле сбора данных Министерства образования РФ «Мониторинг деятельности вуза за ... год» имеются показатели распределения численности студентов образовательной организации, прошедших обучение в других образовательных организациях России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Внимание к данному направлению учебной деятельности обусловлено не только необходимостью вуза соответствовать основным принципам современного реформирования высшей школы, но и важностью обеспечения условий для более полной творческой реализации студенчества и педагогов вузов.
Реформы высшей школы последних десятилетий направлены на индивидуализацию основных образовательных программ вузов, что усилило их региональный локус. В стандартах поколения ФГОС ВО полностью отсутствуют обязательные дисциплины, ранее воплощавшие семантическое ядро образования и профессии. Региональные вузы в определении содержания образовательного процесса опираются на свои учебные школы менеджмента (МГИК), школы специалистов по автоматизации (МГИК, Кемеровский ГИК), читателеведения (ЧГИК, МГУКИ, СПбГУКИ), референтов-аналитиков (СПбГУКИ) и т. д., в связи с чем структура, содержание и технология образовательного процесса в различных вузах существенно отличается. Академический обмен позволяет наметить другую тенденцию - к интеграции. Не случайно ряд авторов [1; 6] академическую мобильность рассматривают как средство глобализации образования.
Поэтому современные образовательные учреждения высшего профессионального образования заинтересованы в создании условий для формирования и осуществления совместных программ академического обмена в российском и международном образовательном пространстве на основе признания академических достижений друг друга.
Челябинский государственный институт культуры имеет огромный опыт по организа-
ции творческих и научных мероприятий. Вузом ежегодно проводится более тридцати научных конференций, научных и творческих мероприятий [8]. С 2015 г. в институте реализуется проект академического обмена студентами региональных вузов, обучающимися по направлению 51.03.06 Библиотечно-инфор-мационная деятельность.
Причиной создания такого проекта стала необходимость обеспечить интеграцию студентов-библиотекарей очной формы обучения в российское образовательное пространство, повысить их профессиональную мотивацию.
В последние десятилетия наблюдалась устойчивая тенденция отсева обучающихся в связи с профессиональным разочарованием и бесперспективностью, обусловленной невысоким социальным статусом библиотечной профессии и низкой оплатой труда. Показатели трудоустройства выпускников по профессии были низки, между тем постепенно развивался дефицит квалифицированных кадров в библиотеках области. Для разрешения сложившегося противоречия кафедра библиотеч-но-информационной деятельности ЧГИК предприняла ряд шагов, достигнув более глубокой профессионализации студентов за счет организации их участия в профессиональных мероприятиях библиотек области (зональных методических объединениях, творческих лабораториях, школах инноватики, межрегиональном библиомарафоне молодых библиотекарей «Формула успеха» и др.), практики на базе ведущих библиотек России (РНБ, Библиотека Академии наук, Государственная публичная научно-техническая библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук и др.), проведения профессиональных экскурсий в ведущие российские и зарубежные библиотеки (Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Уфа, Стокгольм, Хельсинки, Осло, Копенгаген и др.) [3]. Ознакомление с достижениями различных библиотек, творческими и инициативными специалистами, реализованная возможность презентовать собственные проекты и результаты научно-исследовательской деятельности делают библиотечную профессию
40
«живой» и перспективной, тем самым повышают мотивацию на обучение студентов и будущую профессиональную деятельность, формируют в их сознании системный взгляд на современное состояние и будущее библиотечной деятельности.
В продолжение этой работы кафедрой был разработан, а ректоратом поддержан проект академического обмена студентами региональных вузов «Библиотрансфер», целью которого стало обеспечение целостности образовательного пространства вузов путем академической мобильности студентов и преподавателей региональных образовательных учреждений, ведущих подготовку библиотечных специалистов высшей квалификации. Задачами проекта мы выбрали реализацию академических обменов студенческих групп и преподавателей; повышение квалификации работников образовательных учреждений культуры; разработку интегрированных образовательных программ; повышение качества профессионального образования в сфере культуры.
Уже в мае 2015 г. ЧГИК принял первых гостей. Двенадцать студентов из Пермского государственного института культуры и Омского государственного университета посетили Челябинск (11-15 мая 2015 г.). А в 2016 г. в проекте приняли участие двадцать восемь студентов из Восточно-Сибирского, Кемеровского, Пермского, Самарского, Тюменского институтов культуры, Новосибирского государственного педагогического университета и Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (16-20 мая 2016 г.).
Программа академического обмена включает 72 часа (в том числе 36 аудиторных) и складывается из нескольких направлений:
- научная студенческая конференция;
- лекции и практические занятия ведущих преподавателей кафедры библиотечно-инфор-мационной деятельности и культурологии и социологии института;
- профессиональные экскурсии в библиотеки Челябинской области;
- культурная программа.
В этом году состоялась вторая Всероссийская научная студенческая конференция «Библиотечный мир глазами студентов». В докладах участников проведен многоаспектный анализ библиотеки как социального института, способствующего читательскому, творческому и интеллектуальному развитию личности, рассмотрена трансформация библиотечного фонда, обусловленного интеграцией традиционных и электронных ресурсов. Особое внимание уделялось различным аспектам автоматизированных библиотечных технологий как инновационному ресурсу отрасли. Во время конференции функционировали секции «Библиотечное дело в контексте социокультурной действительности», «Маркетинг как средство взаимодействия библиотеки с местным сообществом», «Библиотека как институт читательского, творческого и интеллектуального развития личности», «Современный фонд: интеграция традиционных и электронных ресурсов», «Автоматизированные библиотечные технологии как инновационный ресурс отрасли».
Конференция продемонстрировала широту тематики научных изысканий обучающихся по библиотечному направлению, сочетающих как теоретические, так и практические исследования. Участие студентов в данном мероприятии (по их отзывам) способствует более глубокой профессионализации, является эффективным средством апробации результатов собственной научно-исследовательской работы, презентации своего видения деятельности и профессии, развития собственных коммуникативных компетенций.
Лекционные и практические занятия со студентами были рассредоточены по всему периоду их пребывания в институте. Для формирования общекультурных компетенций мы пригласили выступить с проблемными и актуальными лекциями преподавателей кафедры культурологии и социологии кандидатов культурологии, доцентов М. Л. Шуб («Акционизм как феномен современной культуры») и И. Д. Ту-зовского («Риски и угрозы цифровой эпохи»).
Преподаватели кафедр библиотечно-информационной деятельности и документове-
41
дения и издательского дела подготовили лекции: «Институт бестселлера: современные мировые тенденции» (прочитана доктором педагогических наук, профессором Т. Д. Рубановой), «Современные тенденции библиотечной архитектуры и дизайна» (представлена кандидатом педагогических наук, доцентом К. Б. Лавровой). При составлении программы мы старались сделать акцент на интерактивные формы учебного процесса, поэтому большинство мероприятий прошло в форме практических занятий: тренинг по сопряжению личных и профессиональных целей «Искусство складывать паз-лы» (ведущая: кандидат педагогических наук, доцент И. Ю. Матвеева), презентация творческих программ студентов «Библиотека вне формата» (ведущая: кандидат педагогических наук, доцент Л. В. Сокольская), практикум «Библиографический детектив» (ведущая: кандидат педагогических наук, доцент Ю. В. Гу-шул). Отдельный день программы был выделен для группового тренинга кандидата педагогических наук, доцента кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета С. В. Рябова «Проектирование социальных инициатив», на котором студенты осваивали умения, связанные с выработкой перспективных идей социального проектирования, их опредмечиванием в форму проекта и организационными особенностями реализации и управления проектами.
Профессиональную программу дополняли экскурсии в челябинские библиотеки, в том числе в главную в области - Челябинскую областную универсальную научную библиотеку. В результате гости получили представление о технологических особенностях деятельности учреждения и его социально значимых проектах. Деятельность ЦБС Челябинска была раскрыта в презентации «Центральная городская библиотека в инфраструктуре города: россыпь интересных дел». Для знакомства с еще одной интересной библиотекой - Челябинской областной юношеской - была выбрана форма мастер-класса «Проект "Погружение в классику"» с посещением мероприятия «Откровенье вечной красоты: образ Девы Марии в искусстве»
(ведущая: зав. отделом литературы по искусству ЧОЮБ А. В. Чаусова). Специалисты «Объединения городских библиотек» Магнитогорска Н. Л. Карпичева и И. В. Гончаров провели мероприятие «Книга как поэзия -Кино как проза», представившее деятельность Центра визуальной культуры «ВЕК». Никого не оставила равнодушным демонстрация профессионально выполненных видеороликов о поэтическом творчестве местных авторов. Это мероприятие наглядно показало этапы жизненного цикла библиотечного проекта, возможность реализации на базе библиотеки эффективных инновационных форм поддержки и продвижения чтения.
Для преподавателей института и руководителей студенческих групп был организован круглый стол по проблемам развития современного высшего библиотечного образования (модератор: кандидат педагогических наук, доцент И. Ю. Матвеева), на котором участники обсудили вопросы практической реализации требований стандартов ФГОС ВО по направлениям 51.03.06 и 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность; нормативные, содержательные и организационные аспекты подготовки учебно-методического обеспечения ФГОС ВО; взаимодействие вуза с работодателями в свете задач ФГОС ВО и профессиональных стандартов; формы сетевого взаимодействия вузов, осуществляющих подготовку библиотечных специалистов, и опыт эффективной профориентационной работы с абитуриентами и студентами. Такое общение дало возможность обмена опытом по ключевым проблемам подготовки библиотекарей высшей квалификации, с которыми сталкивается каждый вуз, участники наметили пути консолидации усилий в совместном решении образовательных задач и преодолении вызовов образовательных реформ, стоящих перед организаторами высшего библиотечного образования.
Для гостей была продумана культурная программа, вызвавшая интерес и восхищение всех гостей города: экскурсия в Челябинский государственный краеведческий музей, пешая экскурсия по центру города «Вечерний Челя-
42
бинск», посещение Челябинского государственного драматического камерного театра, Театра драмы им. Н. Орлова, театра «Манекен» раскрыли культурную палитру нашего региона, подарив глубокие ощущения зрителям.
В последний день «Библиотрансфера» мы просим участников оценить спектр и качество проведенных мероприятий, организацию проекта. И в том, и в этом году получены положительные оценки наших усилий. Так, в 2016 г. средний бал за организацию мероприятий составил 4,79 (из 5 возможных), за тематику проводимых мероприятий участники поставили 4,76 балла, наиболее удачными из них названы проблемные лекции И. Д. Тузовского, М. Л. Шуб, К. Б. Лавровой; практические занятия И. Ю. Матвеевой, С. В. Рябова и др. Из культурной программы были особо отмечены посещение театров города, краеведческого музея, пешая экскурсия по городу и т. п.
Самыми ценными стали высказывания студентов о влиянии проекта на профессиональное мировоззрение и ощущение. Они свидетельствуют о результативности нашего проекта на уровне каждой отдельно взятой личности. Приведем выдержки из рассуждений некоторых студентов1:
«Узнала много нового о своей профессии, легче могу в ней ориентироваться. Сейчас понятно, в какую именно сферу я хочу "погру-жатъся"...»;
«...Оценила важность нашей профессии, поняла, что нам всем есть к чему стремиться! Получила вдохновение и удовольствие от проекта!»;
«...После выступления на конференции было ощущение, что я могу "горы свернуть". Этот проект дает возможность нам попробовать свои силы, пообщаться с интересными людьми и, конечно, узнать много нового и интересного».
Все участники отметили целесообразность дальнейшего развития проекта, выразили надежду, что через год им снова предоставится возможность принять участие в нем.
1 Анкетирование проводилось анонимно, поэтому авторы высказываний не указываются.
По итогам мероприятия все студенты получили сертификаты участников академического обмена студентами вузов «Библи-отрансфер-2016» на базе Челябинского государственного института культуры и второй всероссийской научной студенческой конференции «Библиотечный мир глазами студентов». Результаты своих научно-исследовательских работ, озвученных на конференции, участники могут опубликовать в журнале «Молодые в библиотечном деле» (главный редактор Т. С. Макаренко, Москва).
Подводя итоги проекта, стоит отметить, что актуальность задач включения отечественной системы высшего образования в мировое образовательное пространство предполагает в первую очередь осознание и обеспечение целостности национальной образовательной системы, в том числе и отраслевых ее компонентов.
В ХХ в. в России сформирована уникальная система высшего профессионального образования библиотечных специалистов. Под влиянием внешних факторов она трансформируется, в ней намечаются и развиваются глубокие противоречия, среди которых очевидна разобщенность субъектов образовательного процесса.
Наш опыт организации программ академических обменов подхвачен другими вузами. В 2015-2016 учебном году студенты кафедры с ответными визитами побывали в Пермском государственном институте культуры и Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.
Программа академического обмена дает много преимуществ и возможностей всем участникам: мобильность преподавателей и студентов, обмен методиками обучения, организация профессионального общения, продвижение инновационных элементов образовательных программ и др. Участниками была поддержана идея об организации ежегодного проекта академического обмена студентами региональных вузов на базе учреждений высшего образования различных регионов. Безусловно, существует ряд финансовых, технологических и организаци-
43
онных противоречий реализации данного проекта во всероссийском масштабе. За рубежом развита практика финансовой поддержки подобных инициатив со стороны международных, национальных и независимых общественных фондов [7]. Однако результат будет стоить приложенных усилий: академическая мобильность студентов и
преподавателей вузов не только обеспечит сопоставимость и интеграцию образовательных программ, повышение личной мотивации будущих библиотекарей на творческие и образовательные достижения, но и выступит одним из инструментов оценки качества образовательной среды соответствующих вузов.
1. Дусь, Ю. П. Инновационное развитие академической мобильности в условиях реформирования высшей школы / Ю. П. Дусь // Вестник Омского университета. - 2010. - № 2. - С. 215-223.
2. Кочнева, Е. Д. Современные тренды студенческой мобильности / Е. Д. Кочнева // Дискурс-Пи. - 2013. -Т. 10. - № 3. - С. 36-39.
3. Матвеева, И. Ю. Путешествие в библиотечных пространствах - форма введения молодых в библиотечную инноватику / И. Ю. Матвеева // Молодые в библиотечном деле. - 2016. - № 5. - С. 25-33.
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] / Правительство Рос. Федерации. - Москва: [б. и.], 2012. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362.
5. Слепухин, А. Ю. Интеграция образовательного пространства высшей школы: глобальное и локальное / А. Ю. Слепухин // Интеграция образования. - 2005. - № 1-2. - С. 1-7.
6. Смит, Н. Л. Академическая мобильность: инструмент глобализации образования или вызов высшему образованию в России? / Н. Л. Смит // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - № 7 (54). - С. 229-241.
7. Теребина, П. В. Педагогические условия обеспечения академической мобильности студентов вузов гуманитарного профиля / П. В. Теребина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 20. -С. 180-184.
8. Штолер, А. В. Научно-исследовательская деятельность вузов культуры и искусств: опыт сопоставительного анализа / А. В. Штолер, Н. Н. Штолер // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 1 (41). - С. 6-20.
Received 21.06.2016
I. Matveeva
Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
"BIBLIOTRANSFER": THE PROJECT OF THE CHELYABINSK STATE INSTITUTE OF CULTURE AND ARTS OF ORGANIZING REGIONAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS STUDENTS ACADEMIC EXCHANGE
Abstract. Academic mobility and exchange are important indicators of guaranteeing the right of students to study and carry out research studies in other educational institutions. As a result higher professional education reforms the role of the regional processes is raising. Different projects of academic mobility allow higher educational institutions to overcome this tendency and help the students to integrate into educational processes of other regions and countries, to enrich their own professional competence.
During the years 2015-2016 the "Bibliotransfer" project of regional high schools students' academic exchange has been implemented in the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. The students and teachers of 8 higher educational institutions training bachelors in specialty 51.03.06 "Library-informational activity" partici-
44
pated in this project. The program of academic exchange contained 72 hours (including 36 contact hours) and consisted of three key directions: all-Russian students scientific conference "Library world in the eyes of students"; lectures, trainings and tutorials of leading teachers of library-informational activity and culturology and sociology chairs of the institute; professional excursions and presentations of socially important projects of the Chelyabinsk region libraries. This arrangement promoted the participants' "immersion" into "educational environment" of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, stipulated additional incentives for educational and practical activities of students and opened new vision of future profession, developed professional competences and in the long run promoted deeper their professional qualities. As for the teachers the project has become the ground for experience exchange, solutions of higher library education complicated problems and the reason for further development of academic mobility within the frames of the united professional environment directions.
Keywords: "Bibliotransfer" project, academic exchange of students, higher library education, students scientific conference, regional higher educational institutions of culture
For citing: Matveeva I. 2016. "Bibliotransfer": the project of the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts of organizing regional higher educational institutions students academic exchange. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (46): 39-45.
References
1. Dus UI. 2010. Innovative development of academic mobility in the conditions of reforming of the higher school. Herald of Omsk University. No 2: 215-223. (In Russ.).
2. Kochneva E. 2013. Modern trends of student mobility. Diskurs-PI [Discourse-PI]. Vol. 10. No 3: 36-39. (In Russ.).
3. Matveeva I. 2016. Travel to library spaces - form the introduction of the young to library innovation. Molodye v bibliotechnom dele [Young in library business]. No 5: 25-33. (In Russ.).
4. About education in the Russian Federation: Federal law from 29.12.2012 No 273-FZ [Electronic resource]. 2012. Moscow: [without publisher]. Available from: http://base.garant.ru/7029136. (In Russ.).
5. Slepukhin A. 2005. Integration of educational space of higher education: global and local. Integration of education. No 1-2: 1-7. (In Russ.).
6. Smit N. 2014. Academic mobility: an instrument of globalization of education or the challenge to higher education in Russia? Service in Russia and abroad. No 7 (54): 229-241. (In Russ.).
7. Terebina P. 2014. Pedagogical conditions of ensuring the academic mobility of students of higher educational institutions of humanitarian profile. Theory and practice of social development. No 20: 180-184. (In Russ.).
8. Shtoler A., Shtoler N. 2015. Research activity of higher education institutions of culture and arts: experience of the comparative analysis. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 1 (41): 6-20. (In Russ.).
Received 21.06.2016
45