Раздел 3. Библиотечно-информационная деятельность.
Keywords: local (regional) information resources, electronic local (regional) information resources, local lore, culture and educational work of a library, a library, library collections, book exhibition.
УДК 004.9-057.87:023.55(571.17)
О. В. Дворовенко, кандидат педагогических наук, доцент Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)
Г. И. Сбитнева, кандидат педагогических наук, доцент Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)
sbitnevagalina@mail .ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Аннотация. Рассмотрены некоторые возможности повышения педагогической эффективности процесса подготовки студентов кафедры технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры (г. Кемерово, Россия), обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», посредством обращения к технологиям работы в электронной образовательной среде. Авторы отмечают существенную роль электронной образовательной среды в повышении показателей академической мобильности студентов современной образовательной организации высшего образования. Описан авторский опыт перевода учебных заданий из традиционного вида в формат, подходящий для электронного обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, электронная образовательная среда, интерактивные формы обучения, "Moodle", образовательные технологии, обучение студентов, преподавание в образовательной организации высшего образования.
В Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК) осуществляется реализация разноуровневых образовательных программ: довузовское (предпрофессиональная подготовка), вузовское (профессиональная подготовка по основным образовательным программам бакалавров, специалистов и магистров), послевузовское (аспирантура, докторантура, повышение квалификации и переподготовка кадров высшей квалификации).
КемГИК позиционирует себя как вуз, осуществляющий качественную подготовку выпускников в сфере культуры и искусств. Для вуза является важным тот факт, что выпускники, окончившие основные образовательные программы, возвращаются для обучения по программам послевузовской подготовки.
Подготовка квалифицированных специалистов немыслима без применения информационно -коммуникационных технологий. Одной из форм применения информационно-коммуникационных технологий в образовании является формирование электронной информационно-образовательной среды. В требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов за вузами закреплена обязанность по организации доступа обучающихся к такой среде. В стандартах нового поколения определены следующие требования:
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксация хода образовательного процесса, итогов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- формирование электронного портфолио обучающихся, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет»
В 2011 г. в КемГИК была разработана и внедрена в эксплуатацию электронная образовательная среда. В основе ЭОС КемГИК лежит система дистанционного обучения «Moodle» (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Система дистанционного обучения «Moodle» - свободная платформа для организации обучения, предлагающая не только набор статичных ресурсов, но и большой выбор интерактивных элементов, использование которых особенно подходит для обучения студентов-гуманитариев.
Внедрение ЭОС потребовало изменить психологию педагогов, чтобы настроить их на позитивное восприятие, показать, что электронная образовательная среда не заменяет, а дополняет традиционные формы проведения занятий. Кроме того, необходимо было организовать обучение. Управлением информатизации КемГИК были организованы курсы для преподавателей по разработке учебных дисциплин с применением интерактивных элементов системы дистанционного обучения Moodle. Это позволило в более широком аспекте увидеть возможности использования электронной образовательной среды. К примеру, на этапе внедрения электронная образовательная среда использовалась преподавателями КемГИК для размещения статичных учебных материалов по курсу, в настоящее время преподаватели практически во всех учебных курсах используют интерактивные элементы. Это способствовало дальнейшему развитию системы.
Одной из первых кафедр вуза, подключившихся к активному использованию электронной образовательной среды, явилась кафедра технологии документальных коммуникаций (кафедра ТДК). Профессорско-преподавательский коллектив кафедры был сразу ориентирован на наполнение электронно-образовательной среды интерактивным контентом. Многолетний опыт в использовании электронных образовательных технологий позволил выстроить четкую модель обучения студентов в виртуальном пространстве.
Реализация студенческой мобильности при помощи электронной образовательной среды КемГИК.
Студенты очной формы обучения привлечены к работе над интерактивными заданиями. Интерактивные элементы электронной образовательной среды значительно расширили педагогический потенциал преподавателей. Задания, связанные с прохождением тестов или формированием гипертекстового словаря по курсу, даются для самостоятельной работы и выполняются студентами вне аудиторных занятий. Преподаватель имеет возможность контролировать выполнение работы, консультировать студентов и оценивать работу, давая развернутые комментарии к ней. У студентов есть возможность включиться в обсуждение заданий, в том числе, и с преподавателем. Таким образом, преподаватели и студенты получают возможность работать в диалоговом режиме, что способствует формированию интереса обучающихся к предмету, и, несомненно, положительно влияет на качество изучения дисциплины.
Студенты заочной формы обучения не привязаны к месту обучения. Кафедра ТДК осуществляет подготовку по уникальным образовательным программам. Для оптимизации процесса обучения многие задания преподавателей были адаптированы на самостоятельное изучение. К тому же, возможности использования встроенных инструментов контроля (тест, задание) позволяют осуществлять контроль приобретенных знаний и умений. Организация обратной связи осуществляется при помощи элемента «Форум». Это позволяет студентам заочной формы обучения без отрыва от производства в межсессионный период выполнять задания и получать отзывы на них.
Магистранты обучаются без отрыва от производства. Работа со студентами-магистрантами возможна в двух вариантах: очно и заочно. При работе в режиме очного обучения, учебным графиком предусмотрены распределённые занятия - одна неделя каждый месяц. На таких занятиях студенты регулярно получают самостоятельные задания, результаты выполнения которых размещают в электронной образовательной среде. Второй вариант - заочный.
Раздел 3. Библиотечно-информационная деятельность...
Студенты заочной формы на установочной сессии получают задания и график предоставления их в ЭОС. Таким образом, без отрыва от производства магистранты заочной формы обучения имеют возможность получить в полном объеме учебный материал.
Содержательное наполнение курсов. Самой сложной работой при содержательной разработке учебных курсов оказалось переключить преподавателей на работу в интерактивном формате. Перед преподавателями были поставлены задачи:
1) переработать лекционный материал таким образом, чтобы он воспринимался без сопровождения преподавателем, легко усваивался, не требовал большого количества времени на изучение;
2) подобрать интерактивные элементы для проверки усвоенных знаний и умений обучающимися.
Большинством преподавателей было принято решение размещать теоретический материал в виде презентационного материала, подготовленного в программе MS Power Point. Весь подготовленный таким образом материал был отсмотрен методической группой с точки зрения соблюдения требований, выдвинутых для преподавателей. Некоторые из преподавателей решили расширить объемы теоретического материала, снабдив его текстовым сопровождением в формате pdf или doc. В качестве достоинства размещения лекционного материала в виде презентаций можно отметить наглядность представленного материала, умеренный объем. Использование в некоторых курсах элемента ЭОС «Лекция» позволяет контролировать время, затраченное на изучение теоретического материала, а также сразу осуществить проверку усвоенных знаний. Этот элемент оказался оправданным при обучении студентов заочной формы в условиях сокращения академических часов на изучение теоретического материала.
Достаточно популярным средством коммуникации в среде электронного обучения стал элемент «Форум». Обучаемые, по рекомендации преподавателя, выкладывают на форуме свои работы для обсуждения. Учащиеся проявляют интерес к выставленным работам и ведут обсуждение работ. В качестве недостатка стоит отметить, что не все обучаемые психологически готовы вступать во взаимодействие с другими слушателями, поэтому предпочитают отмалчиваться при обсуждении материалов. Преподаватели используют различные педагогические приемы для активизации студентов во время обсуждения самостоятельных заданий. Например, одно из заданий по предмету «Маркетинг библиотечно -информационной деятельности» при обсуждении на Форуме было сформулировано так: «Предложите вопрос по изученной теме для другого обучающегося и ответьте на вопрос, который задал предыдущий обучающийся». Обучающиеся невольно включались в дискуссию, а комментарии преподавателя только оживляли интерес к общению.
Самым распространенным элементом при использовании электронного обучения является «Задание». В модуле «Задание» преподаватели предлагают студентам выполнение работ, которые затем преподаватель проверяет. Достоинство этого модуля в том, что преподаватель может регламентировать сроки предоставления материала и применять штрафные санкции для студентов, которые нарушили эти сроки, может комментировать выполненные работы студентов, отправлять задания на доработку до тех пор, пока работа не будет соответствовать заданным критериям. Модуль «Задание» удобно использовать не только при организации самостоятельной работы студентов, но и на практических занятиях, поскольку материально-техническая база вуза позволяет обеспечить каждого студента отдельным рабочим местом. Такой подход позволил усилить степень самостоятельности студента во время аудиторных занятий и более эффективно использовать время общения с преподавателем в аудитории.
Использование интерактивных элементов электронной образовательной среды обогатило содержание проводимых учебных занятий, позволило увеличить объемы предоставляемой информации, а также включаться в интерактивный режим работы. Для дальнейшего увеличения степени использования ЭОС необходимо увеличить количество используемых интерактивных элементов. При использовании ЭОС преподавателям стоит обращать внимание на то, что она не должна заменять работу в аудитории и реальное общение со студентами.
Olga V. Dvorovenko, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)
Galina. I. Sbitneva, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)
sbitnevagalina@mail .ru
E-LEARNING IN TRAINING STUDENTS OF "LIBRARY AND INFORMATION SERVICE" EDUCATIONAL DIRECTION
Abstract. The article considers some opportunities for increasing pedagogical effectiveness of training students of the Technology of Documental Communication Chair, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), those who are taught in "Library and Information Service', educational direction, through technologies of e-learning. The authors note substantial contribution of e-learning environment in improving the higher education students' academic mobility figures. Also, the paper describes the authors' experience of reformatting educational tasks into a mode that fits for e-learning.
Keywords: e-learning, e-learning environment, interactive learning, "Moodle ", educational technologies, training students, teaching in educational organization of higher education.
УДК 027.5:908(571.150)"1953-1964"
М. А. Дёмин, доктор исторических наук, профессор Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)
Е. Н. Беневаленская, аспирант Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)
БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЛТАЯ В ЭПОХУ «ОТТЕПЕЛИ»
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края, в рамках научного проекта № 17-11-22005
Аннотация. На основе неопубликованных архивных материалов о работе библиотек Алтая во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. сделан анализ содержания, ключевых направлений и форм краеведческой деятельности учреждений, представляющих интерес для реконструкции культурно-образовательного ландшафта региона в контексте противоречивых изменений в общественно-политической и социокультурной жизни страны в эпоху т. н. «оттепели». Авторами установлено, что для данного этапа исторического развития региона характерно смещение акцента на форсированное развитие библиографической и просветительской работы библиотек.
Ключевые слова: библиотеки, местная история, Алтай, социокультурное пространство, эпоха «оттепели», идеологические установки.
Частичная либерализация внутриполитического курса во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. оказала заметное влияние на краеведческую работу библиотек. По словам исследователя истории библиотечного дела Сибири Е. Б. Артемьевой, в этот период «наблюдались такие положительные тенденции в деятельности библиотек как усиление внимания к информационно-