W 378 Ю.В. Гушул, А.В. Михайлова
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2016-5-53-60
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры»,
Челябинск, Россия
Перспективы интеграции образовательных дисциплин «Информационные сети и системы» и «Библиографоведение»
для студентов специальности 51.03.06 библиотечно-информационная деятельность
Цель исследования — поиск путей оптимизации и модернизации образовательного процесса вузов культуры на основе активного внедрения информационных технологий и интеграции дисциплин библиотечной специальности. В статье описан инновационный интеграционный проект по двум дисциплинам — «Информационные сети и системы» и «Библиографоведение», представляющий собой лабораторную работу по созданию сайта конкретной тематики. Следовало выявить, насколько междисциплинарный интеграционный проект повышает эффективность образовательного процесса, обеспечивает расширение знаний, показывает возможность их практического применения и, главное, позволяет моделировать информационную среду и развивать навыки по реализации интегра-тивной функции в будущей профессиональной деятельности. Материалы и методы: анализ учебно-методической документации показал возможность междисциплинарной работы. Дисциплины взаимодополнимы и предоставляют условия для взаимного использования практических и лабораторных результатов, что взимо-обогащает дисциплины и выводит библиотечное образование на новые рубежи междисциплинарности, моделирования информационной среды будущей профессиональной деятельности, повышения ответственности студентов за свою работу на основе внедрения информационных технологий. Метод наблюдения позволил выявить и обосновать методические решения в организации лабораторной работы по дисциплине «Информационные сети и системы»: использовать наработки дисциплины «Библиографоведение», повысить эффективность поиска и экстрагирования информации в мировом информационном пространстве, начать с проектирования сайта, посвященного конкретной персоне, использовать в разработке такое программное обеспечение, как Конструктор сайтов и др. Анализ полученных первых результатов показал проблемное поле интеграции: неготовность студентов-будущих библиотекарей брать ответственность за качество работы на себя, повышение трудовых
затрат преподавателей, повышение личности преподавателя в образовательном процессе, значительное усиление роли самостоятельной работы студентов и неготовность их к ней и др. Результаты: Проанализирован первый опыт выполнения интеграционного проекта студентами, предложены методические решения по реализации междисциплинарного проекта. Подробно описан предлагаемый к использованию сервис на основе Конструктора сайтов. Проанализированы его возможности: выбор макета, темы оформления, хостинга для размещения, подключение виджетов, размещение ссылок на сторонние ресурсы и пр. — для овладения этой информационной технологией студентами-библиотекарями. Подчёркнута возможность дальнейшего развития полученного на занятиях по дисциплине «Информационные сети и системы» проекта «Сайт конкретной персоны» в рамках курсовой по другим дисциплинам и выпускной квалификационной работы. Увидены и названы проблемные зоны современного образовательного процесса: сложность в постижении информационных технологий для сегодняшнего уровня абитуриентов библиотечных специальностей, нежелание студентами нести ответственность за результат и неумение управлять собственной самостоятельной работой и др. Заключение: Отмечена актуальность интеграционного междисциплинарного проекта и соответствие его новой образовательной парадигме — моделированию информационной среды будущей профессиональной деятельности. В этом важнейшее значение имеет внедрение информационных технологий в образование и научно-исследовательскую работу студентов. Интеграционный проект реализуется в институте культуры при подготовке будущих библиотекарей.
Ключевые слова: интеграция образовательных дисциплин, технология сайтостроения, библиографоведение, интегративная функция библиотеки.
Julia V. Gushul, Anna V. Mikhailova
Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia
Perspectives of integration of educational disciplines «Informational Networks and Systems» and «Bibliology»
for students of specialty 51.03.06 Library and Information Activities
The purpose of research - to find ways to optimize and modernize the It should be revealed how interdisciplinary integration project increases
educational process of high schools of culture based on the active the efficiency of the educational process, provides enhanced knowledge,
introduction of information technology and the integration of the shows the possibility of their practical use and, more importantly, allows
disciplines of library profession. This article describes an innovative you to simulate the information environment and develop skills for the
integration project in two disciplines - «Informational Networks and implementation of the integrative function in the future professional activity.
Systems» and «Bibliography», which is a lab to create a site on the Materials and Methods: Analysis of educational-methodical
specific theme. documentation showed the possibility of interdisciplinary work.
Disciplines are complementary and provide conditions for .sharing of practical and laboratory results that enriches disciplines and outputs library education to a new level of interdisciplinarity, the modeling of the information environment of the future professional activity, increasing students responsibility for their work on the basis of introduction of information technologies.
The method of observation revealed and substantiated methodological solutions in the organization of the laboratory work on the discipline «Information systems and networks»: use developments of the discipline «Bibliography», improve the efficiency of search and extraction of information in the global information space, to start with site design, dedicated to a specific person, use developing a software like site builder, etc.
The analysis of the first results showed the problematic integration of the field: unwillingness of students-future librarians to take responsibility for the quality of the work itself, increasing labor costs of teachers, enhancing the personality of the teacher in the educational process, a significant strengthening of the role of independent work students and their unwillingness to her and others.
Results: the first experience of the implementation of the integration project analyzed by the students, proposed methodological solutions
for the implementation of an interdisciplinary project. The use of the offered service based on the site builder described in detail. Analyzed its possibilities: layout choices, themes, host to host, the connection widgets, posting links to other resources, etc. - for the acquisition of information technology-librarians students. It emphasized the possibility of further development resulting in the classroom for discipline «Information systems and networks» project «site specific person» in the foreign exchange in other disciplines and final qualifying work. Seen and identified problem areas of modern educational process: the difficulty in understanding of information technology to the current level of library specialties entrants, the reluctance of students to be responsible for the result and the inability to manage their own independent work and others. Conclusion: The urgency of the integration of interdisciplinary project and its compliance with the new educational paradigm - the modeling of the information environment of the future professional activity. In this crucial implementation of information technology in education and research work of students. The integration project is implemented in the Institute of Culture when preparing future librarians.
Keywords: integration of educational disciplines, site building technology, Bibliography, integrative function library.
1. Введение
В свете современной парадигмы развития информационного общества, построения и функционирования единого информационного пространства, а также ориентации на работу с электронными информационными ресурсами, каждое учреждение должно уметь заявить о себе в Интернете, в том числе, библиотека. Так, например, с помощью веб-сайта можно создать образ библиотеки как ресурсного центра, или как площадки виртуального справочно-библиографического обслуживания, дискуссионного центра для обсуждения прочитанного, платформы для е-образования и е-обучения и т.д. При всём многообразии перечисленных и других образов позиционирования библиотеки, в любом случае ею должна выполняться функция предоставления документа потребителю, в стенах библиотеки или вне её, в традиционном или в электронном виде. Сегодня становится всё более актуальным предоставление документа или информации о документе удалённому пользователю, безусловно, в электронном виде, и возможным - через сайт библиотеки. Но, по утверждению специалистов, только непосредственно библиотечные веб-сервера могут обеспечить полноценный удаленный поиск и предоставить возможность заказа литературы [1, с. 15]. К сожалению, на сегодняшний день не все библиотеки оснащены подобными веб-серве-
рами. Чаще это либо страница группы в социальной сети, либо сайт на основе блог-платформы, либо веб-ресурс ознакомительного характера. В случае, если библиотечный сайт позиционируется как визитная карточка, то внимание библиотекарей, создающих сайт, акцентируется на представлении библиотеки внешнему миру. Такое видение позволяет библиотеке знакомить всех заинтересованных пользователей Интернета с информацией о себе и о предоставляемых информационных ресурсах и услугах, предлагать пользователям обсуждать злободневные проблемы, участвовать в различных проектах и мероприятиях библиотеки, района, города и др. Конечно, в большинстве случаев разработка и создание веб-сайта - прерогатива специалистов (программистов, вебмастеров и т. п.), однако библиотекарь либо активно включен в работу программиста, предлагая ему контент для размещения - пассивная роль, либо библиотекарь может (и более того, возможно, - должен) сам создать и вести сайт - активная роль, однако, требующая уже в вузе формирования особых компетенций, знаний, умений, навыков работы. Такой сайт может оказаться не сверхсовременным с точки зрения дизайна и исходного кода веб-страниц, но вполне работоспособным и отвечающим большинству потребностей его создателей. А благодаря содержательному наполнению, продуманной структуре и удобной навигации, при условии регулярно-
го обновления библиотечные сайты, создаваемые и поддерживаемые библиотекарями, могут считаться авторитетными и оперативными источниками информации и центрами межличностного интеллектуального общения.
Первые библиотечные сайты появились в середине 1990-х гг. Сегодня размещенный на информационно-справочном портале Library. ru каталог библиотечных сайтов насчитывает 2486 адресов. Это сайты российских библиотек различных типов и ведомственной принадлежности. Наибольшую часть этого списка занимают ссылки на муниципальные библиотеки - 439 наименований, а также библиотеки высших учебных заведений - 321. Существенную часть каталога -204 ссылки - составляют библиотечные блоги [2].
Данные факты подтверждают, что у библиотекарей есть не только большой интерес и желание научиться создавать веб-сайты и пользоваться блогосферой, но они успешно осваивают эти технологии. Таким образом, необходимо включать изучение данных технологий в курсы подготовки по библиотечным специальностям, в том числе, переподготовки и повышения квалификации. Ведь для библиотекарей важно не только иметь собственные сайты, но и понимать, как они устроены (построены). Такой подход - научить конструировать сайт - уже используется в работе, отражён в программах
учебных курсах вузов. Но важна и содержательная работа с контентом, целесообразно не только научить конструировать (это просто при наличии самообразовательных популярных сайтов и курсов ГГ-направленности), но и - что самое сложное - дать знания для наполнения сайта и развить способность к самообучению и самообразованию. Поэтому педагоги кафедры библи-отечно-информационной деятельности и кафедры информатики пришли к убеждению объединить изучение некоторых тем по двум дисциплинам: «Информационные сети и системы» и «Библиогра-фоведение» с целью получения результата: дать знания, научить использовать информацию через «моделирование информационной среды будущей профессиональной деятельности»[3, с. 3], формировать важную сегодня для библиотечной профессии компетенцию осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Кроме того, единство кафедр и дисциплин приводит к реализации принципа дополнения в обучении. Преимущества взаимодействия дисциплин:
- способствует интенсивному потреблению и обмену знаниями;
- повышает мотивацию к учёбе и качественному выполнению практических заданий;
- раскрывает личностные качества, интеллектуальный уровень и творческий потенциал студентов;
- способствует формированию навыков самостоятельной работы;
- реализует возможность саморазвития;
- заинтересовывает студентов изучаемыми дисциплинами.
2. Учебно-методическое и программное обеспечение интеграции двух дисциплин -«Информационные сети и системы» и «Библиографоведение»
В рамках дисциплины «Информационные сети и системы» для специальности 51.03.06 Библиотеч-но-информационная деятельность
квалификация - бакалавр, которая читается в 4 семестре, нами предложено изучение технологии создания веб-сайта на основе конструктора сайтов для того, чтобы будущие библиотечные работники могли обозначить свою библиотеку в сети Интернет, научились успешно вести работу с контентом, понимать, что нужно сделать для эффективной работы сайта, как расположить его на устраивающем сервере в Интернете и решать подобные вопросы самостоятельно без помощи программистов.
Изучение технологии создания веб-сайта на основе конструктора сайтов укладывается в тему «Создание и работа с веб-ресурсом» раздела «Информационные сети», которая рассчитана на 20 часов, из них лекция 4 часа, практические занятия 6 часов, самостоятельная работа 10 часов[4].
Эта работа предусматривает формирование следующих компетенций:
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях(ОК-13);
способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей (ПК-1);
готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов(ПК-31),
которые дополняют формируемые в дисциплине «Библиографо-ведение» компетенции [5]:
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией(ОК-12);
- готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий(ПК-4).
В результате освоения темы «Создание и работа с веб-ресурсом» дисциплины «Информационные сети и системы» обучающийся должен:
узнать тенденции развития новых информационных технологий
и применение их в библиотечно-информационной деятельности;
научиться использовать сетевые, мультимедийные информационные технологии при формировании информационных ресурсов, обслуживании пользователей;
освоить работу с ресурсами глобальных компьютерных сетей;
овладеть методами сбора, обработки, организации, хранения, распространения и представления информации[4],
что дополняет получаемые при изучении дисциплины «Библиогра-фоведение» знания теоретических основ создания библиографических ресурсов, классификации и управления ими, а также владения перспективными методами библиографической деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий [5].
Исходя из задач, которые выделяет Л. Я. Филиппова в работе по созданию веб-сайта библиотеки учебного заведения [6, с. 57], можно предложить следующее обоснование необходимости изучения самостоятельного создания библиотечного веб-сайта:
использование веб-сайта для предоставления доступа широкому кругу пользователей сети к продуктам собственной генерации (базам данных, электронным каталогам, методическим и библиографическим материалам и др.);
развитие и подтверждение профессиональных компетенций в ходе создания и ведения библиотечного веб-сайта;
изучение реализации различных функций библиотеки с использованием новых информационных услуг в сети Интернет;
изучение использования вебсайта как действенного средства продвижения и рекламирования своей библиотеки в международном информационном пространстве.
Таким образом, формирование в вузе знаний, умений и навыков по самостоятельному созданию библиотечного сайта представляется крайне важной, практикоориенти-рованной задачей во время занятий по дисциплине «Информационные сети и системы».
Цель занятия «Создание веб-ресурса на основе конструктора сайтов» - научить студента создавать и администрировать работу веб-сайта - реализуется с помощью такого сервиса, как Конструктор сайтов.
Первые конструкторы сайтов появились примерно 15 лет назад, с тех пор они значительно изменились и сейчас большинство конструкторов работают по SaaS модели (англ. Software as a Service — программное обеспечение как сервис/услуга). Данная модель обслуживания представляет собой одну из форм облачных вычислений, при которой пользователям предоставляется готовое программное обеспечение (в нашем случае конструктор сайтов), полностью поддерживаемое провайдером, который сам следит за его работоспособностью, занимается обновлением программного обеспечения, технической поддержкой. А пользователь имеет доступ к функциям конструктора с клиентских устройств, таких как веб-браузер, либо мобильное приложение.
Сегодня конструкторы сайтов предоставляют пользователям большой набор инструментов, который позволяет создавать и администрировать сайты онлайн без каких-либо специализированных знаний. Конструктор предоставляет возможности по выбору типа будущего сайта (визитка, проект, магазин, личная страница и т. д.), готового шаблона дизайна, цветового оформления и модулей, которые будут на нём отображаться. Кроме того, студентам не понадобится изучать языки программирования для публикации различных страниц - конструкторы сайтов позволяют избежать этой сложной работы. Данные сервисы открывают разработчикам достаточно возможностей для самостоятельного создания сайтов, которые по качеству могут не уступать продуктам небольших веб-студий, выполняющих заказы для малого и среднего бизнеса. А в удобстве использования некоторые веб-студии даже проигрывают перед конструкторами, поскольку внесение разработчиком даже незначительных изменений в ресурсе требует оплаты. Таким образом,
используя конструктор, библиотечные работники могут по желанию самостоятельно и оперативно вносить поправки, причём совершенно бесплатно! Это немаловажно в условиях современного недофинансирования.
Нами были проанализированы различные конструкторы сайтов, представленные в сети Интернет. Подавляющая часть конструкторов сайтов в нашей стране (больше 90 %) — это иностранные сервисы (с русским интерфейсом). Исходя из таких критериев, как простота, понятность, удобство, функционал не для программиста, выбор был сделан в пользу сервиса WIX.COM. Это достаточно приятный в обращении конструктор сайтов, который ориентирован на аудиторию начинающих пользователей.
Самым очевидным плюсом выступает то, что сервис представляет собой визуальный редактор, а это значит, что большинство преобразований можно провести при помощи мыши. Отсутствие возможности правки кода - и плюс, и минус одновременно. Продвинутым пользователям негде будет развернуться, но у новичков не возникнет проблем. Таким образом, для уровня подготовки библиотекарей наличие редактора кода - не обязательная составляющая сервиса.
Система имеет многоуровневую структуру панели управления, но, благодаря продуманности, воспринимается она легко. Навигацию освоят даже новички довольно быстро. Ценовая политика присутствует, но в рамках освоения курса для решения поставленных задач более чем достаточным является использование бесплатных шаблонов.
Предлагаемые сервисом шаблоны видятся основной гордостью. Они действительно красивы, качественны и разнообразны. Даже после выбора определенного варианта в процессе разработки возможно сменить, подстроить под свой проект дизайн нужной страницы. Также здесь присутствует очень яркая и функциональная административная панель. Есть интересные возможности вставки видео на фон, добавления широкоформатных полосок для разделения блоков, раз-
нообразных геометрических форм, редактирования изображения и прочее.
Отдельно стоит отметить возможности сервиса WIX для работы с графикой. Пользователям не придётся вручную подгонять изображения по размеру - в редакторе можно кадрировать, растягивать, изменять масштаб и прочее. Любую картинку получится вписать в заданную область без проблем. Также здесь можно накладывать эффекты, создавать анимации и т. д. Очень полезной является возможность подключения виджетов, значительно расширяющих возможности конструктора. Используя их, можно, к примеру, построить неплохой форум, подключить систему консультанта.
Таким образом, можно сделать вывод, что конструктор сайтов -достаточно удобный и перспективный сервис для построения библиотекой собственной веб-страницы в сети Интернет.
3. Апробация интеграционного проекта
Для построения веб-страницы студентам было предложено использовать материалы, разработанные при выполнении заданий по дисциплине «Библиографо-ведение». Почему именно «Биб-лиографоведение»? Во-первых, библиограф, как индивидуальный субъект библиографической деятельности библиотеки, выполняет самую большую часть работ по организации контента библиотечного сайта. Во-вторых, библиографы, совместно с коллегами-сотрудниками библиографического отдела библиотеки, создают и ведут базы данных библиотеки, отбирают для пользования генерируемые иными учреждениями или библиотеками, организуют работу виртуальной справочной службы, разрабатывают и выставляют на сайт библиографические пособия любого формата (буктрейлер, виртуальная выставка, список литературы, обзор, дайджест, информационная подборка, путеводитель по фонду библиотеки, презентация и др.). Поэтому именно библиографам в
первую очередь важны знания и умения по не только созданию сайта, но и по организации дальнейшей работы с ним: содержательному наполнению, своевременной актуализации контента, оптимизации, архивации и т.д.
Инновационно для Челябинского государственного института культуры решение объединить усилия разных дисциплин, в первую очередь, библиографоведческих и информатики, которые, взятые по отдельности учат находить и оценивать информацию, но в своём единении - учат осознанно, активно использовать информацию, нести ответственность за выбранное конструктивное решение, позволяют реализовать «такой главный принцип конструктивизма, как принцип активного личного понимания - конструирования знания в процессе обучения»[7, с. 20]. Студентами вырабатываются умения:
- аргументированно выбрать персону,
- сгруппировать имеющуюся информацию о персоне согласно разделам сайта,
- выгодно подать информацию читателю.
Показательно, что работы, выполняемые студентами, становятся доступными в Интернете, поэтому ожидается, что студенты будут стремиться выполнить их качественнее. Надеемся, что и для библиотечной специальности будет актуально высказывание Сеймура Пейперта (Seymour Papert) и Жана Пьяже(Теап Piaget) на сайте Future of Learning Group что «эффективность обучения значительно возрастает, если люди лично заинтересованы в работе с удобными им средствами и в получении личного результата...»[Цит. по: 7, с. 20]. И хотя преподаватели дали возможность студентам-библиотекарям работать с очень перспективной технологией и выставить результат на всеобщее обозрение, заинтересованности в качестве работы пока не наблюдается. Тому есть объективные причины, но это -тема отдельной статьи о мотивации (или, точнее, об отсутствии её) учёбы на библиотечной специальности.
Сложность в работе студентам доставила такая двойственность
задачи: с одной стороны - было необходимо сконструировать сайт, с другой стороны - важно было изучить большой массив информации о жизни и деятельности конкретного библиографоведа, чтобы чётко систематизировать его, сгруппировать по разделам, назвать эти разделы, выделить подразделы, заполнив их контентом так, чтобы он одновременно и не повторялся, и работали перекрёстные ссылки. Причем массив информации о конкретном библиографоведе рассеян по многим ресурсам, как традиционным, так и электронным, часто, если это - наш современник, ещё не обрабатывался, не сводился воедино, ещё чаще - о библиографоведах присутствуют отдельные разделы или параграфы в монографиях, учебных изданиях, справочниках, либо лишь отдельные фрагменты в тексте, конкретные упоминания о том или ином факте. Всю разноплановую работу по выявлению разрозненного материала студенты, конечно, выполняли на занятиях (как семинарских, так и практических) по дисциплине «Библиографоведе-ние», согласно темам: «Субъекты библиографической деятельности», «Информационное, документальное и библиографическое обеспечение библиографии. Библиографовед-ческая литература», «Генезис биб-лиографоведения», «Теоретическая часть библиографоведения. Труды специалистов», «Историография библиографии (историческая часть библиографоведения). Труды специалистов», «Методико-технологи-ческая часть библиографоведения», «Организационно-управленческая часть библиографоведения», «Ведущие направления современных биб-лиографоведческих исследований». Всего - 49 часов аудиторной и самостоятельной работы, из которых 6 ч. отводится на семинарские занятия, 14 ч. - на практические занятия, минимум часов на лекционную, максимум часов - на самостоятельную работу. Кроме того, по дисциплине предлагаются для написания рефераты или эссе по теме «Персоналии библиотечно -библиографиче ского дела прошлого и настоящего» [5], которые можно выполнять как основу контента сайта. Некоторые,
Б. С. Боднарский 1913-1929 гг. редактор «Библиографических известий»
журнал, издававшийся Русским
библиографически м обществом при Московском университете
Рис. 1. Пример презентационной страницы студенческой работы
особо активные и творческие студенты выполняют презентации по выбранным персоналиям, которые также можно использовать при наполнении разрабатываемого сайта:
Предполагается, что работа по выявлению биобиблиографической информации начинается(согласно учебному плану) в первом семестре, продолжается во втором; именно для того, чтобы она не проводилась «в стол», но была видна и студенту, и стороннему пользователю(действительно, просматривается огромный массив информации, выявляются интересные данные, в том числе, малоизвестные, либо неизвестные широкому кругу специалистов, к примеру, прижизненные издания В. С. Сопи-кова в фонде Научной библиотеки Челябинского государственного института культуры или оцифрованные и выставленные на сайте той или иной библиотеки работы изучаемой персоны, в том числе, прижизненные), мы и предприняли попытку совместной работы по созданию персонального сайта, с которым - в этом безусловный плюс работы - можно продолжать работать и в будущем, своевременно пополняя его новыми материалами, обогащая обратной связью с пользователями. Предполагается, что визуализация, наглядность и востребованность собственной работы принесет студентам удовлетворение, чувство успеха работы, самореализации, позволит выполнить задание лучше.
Итак, для разработки предлагается создать сайт, посвящён-ный конкретной персоне - биб-лиографоведу (В. С. Сопиков, В. И. Межов, Б. С. Боднарский, Н. В. Здобнов, О. П. Коршунов, И. Г. Моргенштерн и др.).
Рис. 2. Пример главной страницы сайта-лабораторной работы студента
СОВРЕМЕННИКИ О В.И. МЕЖОВЕ
В. Ивлиев автор статьи "В И. Межов: Облегчить труд
В.И. Межов был именно таким "понимающим" русским интеллигентом".
"Труды Межова появлялись в печати очень быстро, поражая тем самым современников: когда же он столько успевал работать?! Тем более, что он активно и разнообразно отдыхал. Межов хорошо играл на фортепьяно и даже сочинил несколько музыкальных произведений, а в фотографии достиг высокого уровня мастерства. Он брал уроки рисования у академика П. П. Соколова, посещал Эрмитаж, делал копии".
'Главною отличительною чертою характера этого человека был о страшное упрямство и настойчивость — с этими атрибутами он и достиг славы на поприще библиографии"
".. один из весьма значительных и интересных явлений русской библиографии XIX века".
Рис. 3. Пример оформления студентом раздела «Воспоминания современников»
Рис. 4. Пример оформления студентом раздела «Полезные ресурсы»
Студенту было предложено определить разделы создаваемого сайта, они, по сути, уже классические для такого рода сайтов, аналогично выделяются и в биобиблиографии:
- биография персоны
- труды персоны
- литература о персоне.
Некоторые, особо творческие
студенты уже могут выделить иные разделы, в зависимости от выявленного материала: «Воспоминания современников о персоне» (в этом случае выполняют сложную работу по экстрагированию высказываний о персоне в тексте, осваивая технологию поиска информации с помощью вспомогательных указателей, к примеру, Именного), «Полезные ресурсы» (в этом случае студент дает ссылки на богатые ресурсы библиотек или иных информационных учреждений по теме) (см. рис. 3, 4).
При поиске информации для наполнения сайта по заданным параметрам («биографические сведения», «научные статьи», «библиографические указатели», «мнение» и др.) студенты работают с электронными каталогами библиотек мира, базами данных. В нашем случае -студенты активно работают с документным фондом собственной вузовской библиотеки, в редком фонде которой сосредоточено более 10 тыс редких изданий (и книг, и брошюр, и листовок, и библиографических, и периодических изданий) с XVI в., безусловно, соблюдая все правила и условия работы с редкими и ценными изданиями. В случае с библиографическим указателем В. С. Сопикова студентка работала с прижизненным изданием его знаменитого библиографического указателя, который анализировала не только согласно библиографическим критериям и библиографическому описанию, но подготавливала описание данного издания как библиографической редкости, по сути уже - исторической ценности. Почётно, что библиотека вуза располагает редкостями XVI -первой половины XX в., и студенты, проведя разыскание, могут с ними работать, описывать, включать информацию о них в генерируемый собственный ресурс, тем самым ин-
Рис. 5. Пример оформления студентом ссылок на внешние ресурсы
формируя научную общественность об имеющихся ценностях в фонде библиотеки и возможности работы с ними. Таким образом одновременно для студентов:
- формируются необходимые компетенции,
- осуществляется наполнение информационно-образовательного пространства вуза,
- явственно моделируется информационная среда будущей профессиональной деятельности, о чём мы напомнили выше [3, с. 3],
- наглядно демонстрируется реализация интегративной функции современной библиотеки [8]. Студенты не только видят, что современное информационно-образовательное пространство библиотеки имеет пути выхода в информационно-образовательное пространство других библиотек города, региона, страны [8, с. 25], но, более того, сами участвуют в расширении информационно-образовательного пространства вуза и его интеграции в музейное, архивное пространства, за счёт выявления документов в музейных, архивных фондах, фондах редких и ценных изданий, также за счёт подготовки вторичной информации, включающей элементы, специфические для музейного отражения экспоната, архивного описания ценного документа. В конечном итоге библиотекари выходят в глобальное информационно-образовательное пространство - это требование
времени - со студенческой «скамьи», из студенческой аудитории. Это позволит будущим профессионалам впоследствии грамотно и активно участвовать во внешней интегративной политике библиотеки, предоставляя пользователям актуальные ссылки на мировые и государственные серверы, списки веб-адресов, электронных журналов, учебников, сайтов по отраслям знания. В этом видим значимость нашего интеграционного проекта двух дисциплин: «Информационные сети и системы» и «Библиогра-фоведение».
Таким образом, совместная образовательная деятельность по двум дисциплинам «Информационные сети и системы» и «Библиографо-ведение» из предлагаемого[3, с. 3]. пакета учебных программно-методических средств позволяет проводить на высоком инновационном уровне лабораторную рабоmу(computer-assisted laboratory research) «Создание веб-ресурса на основе конструктора сайтов», что особенно актуально для дисциплин библиографоведческого направления: «Библиографоведение», «Информационно-библиографическая деятельность библиотеки» как практика для студентов. Междисциплинарный проект позволяет также формировать систему информационного обеспечения лекционных занятий (computer-aided lecture data support), что является большой помощью для преподавателя.
4. Заключение
Таким образом, потенциал интеграции образовательных дисциплин значим для ценностного осмысления современной парадигмы образовательного процесса, для создания условий диалога и новых способов приобретения знаний.
Уроки первого опыта интеграционной деятельности:
- совместные интеграционные проекты и интеграционная деятельность перспективны и являются будущим системы образования;
- освоение метода проектной деятельности (и всех вытекающих последствий необходимых взаимодействия, взаимопонимания, совместного изучения, освоения новых знаний и т. д.) студентами и преподавателями;
- межпредметный проект требует значительных усилий во внеучебное время, квалифицированной координации усилий и взаимодействия разных педагогов с разных кафедр, слаженной работы многих творческих групп или индивидов, интеграции материальных, временных и интеллектуальных усилий;
- проектная деятельность требует большой самостоятельности студентов и ответственности за выполняемую работу, к чему абсолютное большинство на библиотечном факультете совершенно не готовы;
- наполнение и поддержание целостности информационно-образовательного пространства вуза происходит при непосредственном участии вузовской библиотеки;
- будущие библиотекари осваивают современные технологии для реализации интегративной функции библиотеки.
В целом, применение Интернет-технологий в библиотеках, включение информационных ресурсов глобальной сети в образовательный процесс приводит к наполнению информационно-образовательного пространства вуза и библиотеки очень важной и нужной информацией, формирует грамотного и активного специалиста XXI века.
Литература
1. Шрайберг Я.Л. Автоматизация библиотек сегодня: оценка и осмысление подходов и проблем // Научные и технические библиотеки. 1999. № 2. С. 4-18. URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb99/2/f02_01.html. Проверено: 03.08.16.
2. Library.Ru : информационно-справочный портал / АНО «Институт информационных инициатив», Российская государственная библиотека для молодёжи. URL: http://www.library.ru/3/biblionet/. Проверено: 19.07.16.
3. Божко В.П., Батьковский А.М., Батьковс-кий М.А., Наумов И.С. Развитие образования на основе внедрения информационных технологий обучения // Экономика, Статистика и Информатика. Вестник УМО МЭСИ. 2014. № 1. С. 3-6. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=21187637. Проверено: 03.08.16.
4. Информационные сети и системы : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) выпускника «бакалавр», форма обучения - очная, сроки изучения - 4 семестр / авт.-сост. А. В. Михайлова, В. А. Таратута. - Челябинск, 2013 - 26 с.
5. Библиографоведение : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071900 Библи-отечно-информационная деятельность, квалификация (степень) «бакалавр», форма обучения - дневная, сроки изучения - 3, 4 семестры / авт.-сост. Ю. В. Гушул. Челябинск, 2014. 51с.
6. Филиппова Л.Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб-сайтов учебных заведений: (из зарубежного опыта) // Научные и технические библиотеки. 2002. № 2. С. 55-58. URL: http://www.gpntb.ru/ win/ntb/ntb2002/2/f02_10.htm. Проверено: 03.08.16.
7. Нисилевич А. Б., Стрижова Е. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в информационно-обучающей среде вуза и принципы социального конструктивизма // Экономика, Статистика и Информатика Вестник УМО МЭСИ. 2014. № 1. С. 20-22. URL: http:// elibrary. ru/item.asp?id=21187641. Проверено: 03.08.16.
8. Михайлова А.В. Интегративная функция библиотеки в информационно-образовательном пространстве вуза // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 3. С. 21-27. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=24231526. Проверено: 03.08.16.
Сведения об авторах
Юлия Владимировна Гушул,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, директор Научно-образовательного центра «Информационное общество» ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», Челябинск, Россия Эл. почта: [email protected]
Анна Викторовна Михайлова,
аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности, старший преподаватель кафедры информатики, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», Челябинск, Россия Эл. почта: [email protected]
References
1. Shraiberg Ya.L. Avtomatizatsiya bibliotek segodn-ya: otsenka i osmyslenie podkhodov i problem // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 1999. № 2. Pp. 4-18. Available at: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb99/2/f02_01.html. Accessed: 03.08.16. (in Russ.)
2. Library.Ru : informatsionno-spravochnyi portal / ANO «Institut informatsionnykh initsiativ», Rossiiskaya gosudarst-vennaya biblioteka dlya molodezhi. Available at: http://www. library.ru/3/biblionet/. Accessed: 19.07.16. (in Russ.)
3. Bozhko V.P., Bat'kovskii A.M., Bat'kovskii M. ., Naumov I.S. Razvitie obrazovaniya na osnove vnedreniya informatsionnykh tekhnologii obucheniya // Ekonomika, Statistika i Informatika. Vestnik UMO MESI. 2014. № 1. Pp. 3-6. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=21187637. Accessed: 03.08.16. (in Russ.)
4. Informatsionnye seti i sistemy : rabochaya programma distsipliny po napravleniyu podgotovki 071900 Biblio-techno-informatsionnaya deyatel'nost', kvalifikatsiya (ste-pen') vypusknika «bakalavr», forma obucheniya - ochnaya, sroki izucheniya - 4 semestr / avt.-sost. A. V. Mikhailova, V A. Taratuta. - Chelyabinsk, 2013 -26 P. (in Russ.)
5. Bibliografovedenie : rabochaya programma distsipliny po napravleniyu podgotovki 071900 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost', kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr», forma obucheniya - dnevnaya, sroki izucheni-ya - 3, 4 semestry / avt.-sost. Yu. V Gushul. Chelyabinsk, 2014. 51 P. (in Russ.)
6. Filippova L.Ya. Sozdanie kontenta (soderzhaniya) bibliotechnykh veb-saitov uchebnykh zavedenii: (iz zarubez-hnogo opyta) // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2002. № 2. Pp. 55-58. Available at: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ ntb2002/2/f02_ 10.htm. Accessed: 03.08.16. (in Russ.)
7. Nisilevich A.B., Strizhova E.V. Formirovanie in-oyazychnoi kommunikativnoi kompetentsii v informatsionno-obuchayushchei srede vuza i printsipy sotsial'nogo konstruk-tivizma // Ekonomika, Statistika i Informatika Vestnik UMO MESI. 2014. № 1. Pp. 20-22. Available at: http://elibrary.ru/ item. asp?id=21187641. Accessed: 03.08.16. (in Russ.)
8. Mikhailova A.V. Integrativnaya funktsiya biblioteki v informatsionno-obrazovatel'nom prostranstve vuza // Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kul'tury i iskusstv. 2015. № 3. Pp. 21-27. Available at: http://elibrary. ru/item.asp?id=24231526. Accessed: 03.08.16. (in Russ.)
Information about the authors
Julia V. Gushul
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of library and information activity, Director of the Research and Education Center «Information Society» Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]
Anna V. Mikhailova
Graduate student of the department of library and information activity, Senior Lecturer of the Department of Informatics Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]