Научная статья на тему 'Сервис-ориентированные технологии библиотечно-библиографического обслуживания и поддержки чтения поколения z'

Сервис-ориентированные технологии библиотечно-библиографического обслуживания и поддержки чтения поколения z Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
169
44
Поделиться
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ПОКОЛЕНИЕ Z / СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ / GENERATION Z / LIBRARIAN SERVICE / BIBLIOGRAPHICAL SERVICE / UNIVERSITY LIBRARY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PROMOTION OF THE READING / RELEVANT AND USEFUL INNOVATIVE TECHNOLOGIES TO IMPLEMENT AT THE LIBRARY

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Гушул Юлия Владимировна, Тесля Елена Владимировна

Поколение Z, формирующееся на современном этапе развития информационного общества, отличается от всех предыдущих клиповым мышлением, гиперактивностью, мобильностью и др. качествами. Оно как никакое другое нуждается в особых формах и инструментах библиотечно-библиографического обслуживания, его инициативных направлениях (продвижение книги и чтения, организация интеллектуального досуга, предоставление точек доступа, формирование культуры восприятия и понимания текста и др.). В авангарде работы с юношеством находятся библиотеки вузов, которые включены в формирование взрослеющей, ищущей свое место в социуме, конструирующей круг социальных связей личности. Они предоставляют доступ к мировому массиву литературы, дающей образцы гуманизма, патриотизма, милосердия и др. Одновременно вузовские библиотеки ответственны за формирование профессионала, получающего профильные знания из предоставляемого мирового информационного потока. Библиотека в этом случае выступает главной образовательной площадкой вуза. Такая разноплановая работа требует обращения к новейшим сервис-ориентированным технологиям библиотечного и библиографического сопровождения личной и профессиональной траекторий развития индивидуума поколения Z. В статье перечислены основные сервис-ориентированные технологии (видеоконференции, вебинары и др.), включающие электронные библиографические инструменты поддержки и развития чтения (буктрейлеры, виртуальные выставки, обзоры и рекомендации книг на сайте, электронные рассылки и др.). Внимание акцентировано на библиографической составляющей работы, так как, по нашему мнению, именно она гарантирует библиотеке вуза роль интеллектуального лидера в обслуживании будущего профессионала. Суть библиографического сопровождения видится в предоставлении сжатой, переработанной информации в форме дайджестов, обзоров, фактографических досье, библиографических памяток, списков литературы, указателей в разных материальных трансформациях и в первую очередь в электронном виде. Библиотечная составляющая отражает видение библиотеки как многофункционального центра вуза, обеспечивающего проведение занятий, исследований, обсуждений в форматах видеоконференций, онлайн-лекций, через зонирование пространства, проведение различных интеллектуальных и досуговых мероприятий.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Гушул Юлия Владимировна, Тесля Елена Владимировна,

FORMS OF LIBRARY SERVICE IN SUPPORT OF GENERATION Z READING

In the beginning of the article the authors give a short description of some psychological and personality traits of Generation Z, such as clip perception of information, hyperactivity, mobility (social, career, occupational, labour market, interfirm etc.) and others. These personal qualities of Generation Z individuals are formed during the modern stage of the development of the information society. The generation certainly needs the special innovative forms of library service (for example different kinds of book promoting and reading options, novel methods of organization of around leisure activities, open access to information resources, various forms of information literacy and of course the promotion of the development of information literacy and reading skills and their practical application). University libraries promote learning and engagement for students and teachers across many interesting themes (social, cultural, historic, scientific and civic and others), and uphold the values of respect for intellectual integrity, freedom of enquiry, discussion and dialogue. New thinking and imaginative new ideas are now being proposed from university libraries. They also develop new kits for use with students and to support recreation. In addition, the article offers contemporary ideas which will help to build an adequate learning style with Generations Z students. To succeed in the information society, young people must develop new ways of thinking, both creative and imaginative. Only thinking on such a scale can create future-proofed security guarantees. Professors and students can now access a larger body of research in their University library. The University library remains main educational department. They can work with every customer individually and can work out individual programs of reading and researching. The authors talk about their vast experience in using online conferences, webinars, book trailers, virtual exhibitions, sms and mms messages etc. in their work in the Chelyabinsk State Institute of Culture and Omsk State Technical University. They use the library as a multifunctional centre to take classes, to give online lectures, to hold competitions, events, programs, symposia or other activities at their Universities. They can also serve as exhibit space and other very interesting and important opportunities.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сервис-ориентированные технологии библиотечно-библиографического обслуживания и поддержки чтения поколения z»

УДК 02

Ю. В. Гушул Е. В. Тесля

канд. пед. наук, канд. пед. наук,

Челябинский государственный институт культуры Омский государственный технический университет

E-mail: disser2007@yandex.ru E-mail: aev77@yandex.ru

СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЧТЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z

Поколение Z, формирующееся на современном этапе развития информационного общества, отличается от всех предыдущих клиповым мышлением, гиперактивностью, мобильностью и др. качествами. Оно как никакое другое нуждается в особых формах и инструментах библиотечно-библиографического обслуживания, его инициативных направлениях (продвижение книги и чтения, организация интеллектуального досуга, предоставление точек доступа, формирование культуры восприятия и понимания текста и др.). В авангарде работы с юношеством находятся библиотеки вузов, которые включены в формирование взрослеющей, ищущей свое место в социуме, конструирующей круг социальных связей личности. Они предоставляют доступ к мировому массиву литературы, дающей образцы гуманизма, патриотизма, милосердия и др. Одновременно вузовские библиотеки ответственны за формирование профессионала, получающего профильные знания из предоставляемого мирового информационного потока. Библиотека в этом случае выступает главной образовательной площадкой вуза. Такая разноплановая работа требует обращения к новейшим сервис-ориентированным технологиям библиотечного и библиографического сопровождения личной и профессиональной траекторий развития индивидуума поколения Z. В статье перечислены основные сервис-ориентированные технологии (видеоконференции, вебинары и др.), включающие электронные библиографические инструменты поддержки и развития чтения (буктрейлеры, виртуальные выставки, обзоры и рекомендации книг на сайте, электронные рассылки и др.). Внимание акцентировано на библиографической составляющей работы, так как, по нашему мнению, именно она гарантирует библиотеке вуза роль интеллектуального лидера в обслуживании будущего профессионала. Суть библиографического сопровождения видится в предоставлении сжатой, переработанной информации в форме дайджестов, обзоров, фактографических досье, библиографических памяток, списков литературы, указателей в разных материальных трансформациях и в первую очередь в электронном виде. Библиотечная составляющая отражает видение библиотеки как многофункционального центра вуза, обеспечивающего проведение занятий, исследований, обсуждений в форматах видеоконференций, онлайн-лекций, через зонирование пространства, проведение различных интеллектуальных и досуговых мероприятий.

Ключевые слова: библиотечное обслуживание, библиографическое обслуживание, вузовская библиотека, поколение Z, сервис-ориентированные технологии, библиографические инструменты продвижения чтения

Для цитирования: Гушул, Ю. В. Сервис-ориентированные технологии библиотечно-библиографического обслуживания и поддержки чтения поколения Z / Ю. В. Гушул, Е. В. Тесля // Вестник культуры и искусств. -2018. - № 3 (55). - С. 54-63.

Сегодня поколение 2, формируясь в электронной среде информационного общества, обладает новыми качествами субъектности и мышления (мобильность, креативность, гиперактивность, информационное мировоззрение, клиповое мышление, дизайн-мышление, ки-берсоциализация, формирование технократи-

ческого типа личности, готовность к медиапот-реблению и др.); относительно его будущего делаются диаметрально противоположные прогнозы - от характеристики приходящего в цивилизацию социума как отличающегося всеобщим падением культурного и образовательного уровня, активным формированием

54

потребительских качеств, всемерным проявлением дегуманистических тенденций, в большинстве случаев сознательно провоцируемым ввиду того, что необразованной/малообразованной, послушной массой легче управлять, до уверенности в формировании общества знаний с высокоразвитыми, интеллектуальными, инициативными, творческими и творящими членами. Школьники уже учатся иначе, процесс обучения окончательно переходит в электронный формат. Библиотеки, активно откликаясь на потребности поколения Z, уже перестраивают свою работу в направлении большей мобильности (музейные комплексы, фотозоны и летние читальни open air и др.), виртуальности (виртуальные музеи, архивы, выставки, справочные службы, читальные залы и др.), интерактивности (выставки и др.). Общество требует, чтобы они были ориентированы на развитие тех качеств, умений и навыков, которые помогут юным состояться как высокоорганизованной и профессиональной страте, определяющей будущее всей человеческой цивилизации. Библиотеки разных типов и видов, ведомственной принадлежности участвуют в формировании индивидуума, обеспечивают библиотечно-библиографическое, информационное и досуговое обслуживание развивающейся личности, предоставляют становящееся всё более злободневным и необходимым «психолого-образовательное сопровождение молодых людей» [3]. Последнее - прерогатива вузовских библиотек, которые приходят в жизнь вчерашнего школьника, когда он на шаг приближается к определению своего места в жизни, когда важно направить созидательную энергию молодости в каком-либо направлении, откорректировав его. Вузовские библиотеки формируют Личность, предоставляя всеми своими услугами доступ к образцам гуманизма, милосердия, творческого начала и др., и одновременно - Профессионала, обеспечивая знаниями, умениями и навыками работы с научным и производственным потенциалом, наработанным веками в исследовательской сфере. Главные качества юношеского возраста - са-

морефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных и профессиональных планов, готовность и стремление к самостоятельности, установка на сознательное построение собственной жизни - формируются тогда, когда молодой человек становится читателем вузовской библиотеки. Итак, настоящая статья посвящена краткому абрису актуальных сервис-ориентированных технологий в работе библиотеки вуза, направленных на информационное сопровождение поколения 2, включающих в том числе и библиографические инструменты продвижения знаний и поддержки чтения.

Актуальность включения в практику работы вузовских библиотек новых образовательных и научных сервисов подчеркивает траектория развития информационного общества и его электронизация и виртуализация, происходящие сегодня сжатие времени и пространства, формирование информационного мировоззрения, клипового мышления, кибер-пространства и новой коммуникативной реальности, изменение условий работы (режим многозадачности, мобильность, дефицит времени и внимания и др.). Сегодня библиотека как главная образовательная площадка вуза преследует цель не только предоставить читателям доступ к информационным ресурсам (преимущественно электронным), но и создать условия для работы медиаконференций, вебинаров, а также обеспечить внедрение интерактивных форм в процесс обучения. Библиотека выступает информационно-ресурсной базой для апробации и продвижения студенческих проектов и инициатив, организует мастер-классы, тематические и отраслевые «круглые столы», арт-рандеву, мероприятия социальной направленности, позиционируя свое комфортное пространство как «третье место». «Научные лаборатории» и «образовательные учебно-ресурсные центры» - это вчерашние инновационные, но ставшие уже почти традиционными сегодня форматы работы многих вузовских библиотек. Перечисленные образовательные и научные сервисы, реализуемые ими, способ-

55

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ствуют развитию информационной культуры студентов и повышению качества получаемого образования.

Показательно, что при проведении Дней специалистов для работников библиотечно-информационной сферы, различных совещаний и методических семинаров («Вузовская библиотека в электронной среде управления знаниями», Санкт-Петербург и др.), конференций («Система управления знаниями в информационной сфере российского общества: новые вызовы и возможности», Екатеринбург; «Современная библиотека в научно-образовательном пространстве университета: информационные ресурсы, технологии, проекты», Владивосток и др.) и курсов повышения квалификации вопросы расширения сервисов и их ассортимент обсуждаются как приоритетные, и вузовские библиотекари выступают флагманами по передаче опыта коллегам. Так, например, в 2018 г. в Омской государственной областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина в рамках Дня специалиста представители библиотечного сообщества обсуждали модели развития библиотек, в том числе средних специальных учебных заведений, в условиях информационного общества. В ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) планируется работа секции «Сервис-ориентированные технологии в научных библиотеках» с целью генерации теоретического знания на основе обобщения практического опыта библиотек области и страны в целом. В библиотеке Омского государственного технического университета работа с новыми читателями (студентами-первокурсниками) начинается с выявления и диагностики потребностей в условиях активной научно-исследовательской деятельности в учебно-ресурсных и научно-образовательных центрах.

Актуальными средствами работы с потенциальными читателями становятся продукты аналитико-синтетической переработки информации: виртуальные выставки, размещаемые на экранах в фойе, дайджесты и обзоры - на сайте, рекомендательные и информационные списки-напоминания - в группах в социальных сетях,

56

смс-оповещения на личный номер телефона или электронный адрес. Нам видится прямая зависимость и причинно-следственная связь между работой по наступательному (в ряде случаев) формированию информационной культуры и культуры чтения студентов и последующим самообслуживанием и самостоятельностью в работе с информационными ресурсами библиотеки, любого другого информационного учреждения, Интернета.

Мы уверены, что библиограф, библиотекарь должны видеть тенденции развития техносферы и применять технологии и инструменты формирования читателя-специалиста в инфосфере. Причем не просто применять, чтобы представитель поколения Ъ видел их и обращался к ним, но самим использовать и, самое главное, учить студентов владению техниками эффективного чтения, информационно-аналитическими технологиями одновременного извлечения информации из электронного и традиционного текстов, систематизации сохраняемых документов и актуальных источников информации, а также другими возможными техниками, приемами и технологиями работы со знанием в грядущем обществе. Как видим, всё перечисленное зиждется на библиографических процессах аналитико-синтетической переработки информации и обработки документов. Здесь мы подошли непосредственно к рассмотрению третьей составляющей нашей статьи (уже кратко обозначив первые две: характеристики поколения Ъ и некоторое перечисление сервис-ориентированных технологий) - библиотечному и библиографическому направлениям в деятельности вузовской библиотеки. Начнем с библиографического направления деятельности и главное внимание обратим на библиотеку как интеллектуальный центр, как главную образовательную площадку вуза. Важно понимать, что активное использование современных библиографических инструментов поддержки чтения повысит авторитет любой библиотеки в целом, особенно как средоточия и места получения (в том числе самостоятельного) выводного знания.

Библиографические инструменты продвижения книги и чтения (именно они лежат в основе образовательного процесса) сегодня разнообразны, но каким отдает предпочтение поколение 2: создаваемым библиотеками спискам литературы, виртуальным выставкам и буктрейлерам, или генерируемым научно-исследовательскими центрами электронным библиотекам и полнотекстовым подборкам, или предлагаемым неформальными группами в социальных сетях рекомендациям? В профессиональной печати появляются статьи библиографов, которые представляют различные инструменты и методики для презентации книг и продвижения чтения среди молодых людей, в том числе библиографические, сетевые. Не все авторы являются сотрудниками вузовских библиотек, но ценные предложения могут быть заимствованы, опыт творчески интерпретирован и в вузах. Так, например, многообразие библиографических инструментов поддержки чтения описали А. Д. Дмитриева (рекомендательные обзоры сайтов, обзоры информационных ресурсов и др.) [9], И. В. Баркова (электронные библиографические обзоры и виртуальные книжные выставки и др.) [2], Е. А. Кулешова (малые формы библиографии в реальной и виртуальной среде) [11].

Презентируют авторские библиографические инструменты Ю. В. Гушул (библиографические памятки и раздатки, викторины, библиографические уроки) [4; 5; 8], В. Г. Сви-рюкова (трансформации библиографической службы) [14], И. Г. Тиньгаева (библиографические игры, дни информации, дни библиографии и др.) [17], Е. Е. Смотрова (библио-трансформер, книжный микс, путеводитель по книгам, библиографический проект, биобиблиографический роман и др.) [15] и др. Во многих публикациях отмечаются различные формы и методы освоения библиографами и библиотекарями интернет-пространства с целью стимулирования читательской деятельности молодежи (веб-сайты библиотек, библиотечные блоги и размещение отзывов читателей и др.). Преподаватели уже очень активно

представляют и обсуждают опыт использования библиографических инструментов на занятиях, проходящих с обязательным участием библиографов и библиотекарей вузовской библиотеки [4-7]. Ассортимент библиографических инструментов поддержки чтения постоянно обновляется, библиографы ищут новые возможности привлечь к чтению молодежь и порекомендовать интересную книгу или электронный ресурс. О них пишут в профессиональной печати, их обсуждают на научно-практических конференциях, например, Международный библиографический конгресс, «Моргенштерновские чтения», «Чтение на евразийском перекрестке» и др. В Омске проходят конкурсы буктрейлеров, которые демонстрируют связь между создателями данного вида библиографической продукции и его потребителем - молодежью и провоцируют приток новых читателей в пространство библиотеки (электронное и традиционное).

Контент-анализ профессиональных публикаций показывает, что активно используются в работе библиографические пособия в традиционном виде малых форм (списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и др.) и библиографические, биобиблиографические указатели, обзоры, дайджесты, путеводители по отраслевому фонду библиотеки и др. Рейтинги книг могут включать аннотации, направленные на раскрытие темы и содержания. Библиотрансформер - как явление в ассортименте библиографической продукции и новый увлекательный формат представления библиографической информации - предложен к включению в практику Е. Е. Смотровой. Она определила свою инновацию следующим образом: «тип библиографического пособия (БП), максимально полно представляющий фактографическую и (или) библиографическую информацию об объекте библиографирования, на основе которой могут быть смоделированы другие типы БП» [15]. В состав библиотрансформера можно включить несколько самостоятельных информационных конструкций: досье (или указатель), персональную памятку, листовку,

57

книжную закладку (их детализация может отталкиваться от читательского адреса и от уровня освоения темы старшеклассником). Увере -ны, что обилие фактографической информации в малом объеме текста и соответственно материального носителя крайне необходимо студентам младших курсов, получающим сведения в первые два года обучения по дисциплинам, формирующим общенаучные компетенции.

Электронная библиография (или веблио-графия, медиабиблиография и др.), развиваясь поступательно, предлагает свой ассортимент библиографической продукции. Для читателей поколения Ъ можно разрабатывать веб-библиографические списки, содержащие адреса сайтов и интернет-ресурсов, подготавливать обзоры книг на ютьюб-канале в формате буктьюба. Как действенный рекомендательный ресурс образовательного контента можно рассматривать виртуальные выставки, которые сегодня присутствуют на сайте любой вузовской (и всех иных) библиотеки. Каждая предлагает свои эксклюзивные варианты представления информации в формате виртуальных выставочных продуктов [16]. Но есть и некоторые нюансы в работе с ними. В Омском государственном университете дизайна и технологий, например, до 2016 г. виртуальные выставки, кроме размещения на сайте библиотеки и в социальных сетях, демонстрировались на площадках вуза в реальном режиме в рамках библиотечных акций «Ни пуха, ни пера», «От сессии до сессии живется студенту весело».

Сегодня библиотека приобрела статус комфортного места для исследований, обсуждения медиапроектов. Смс-рассылки и оповещения в социальных сетях знакомят с коллекциями других библиотек-партнеров, а выставки художников в сетевом формате получили активное распространение как повод «зайти в библиотеку» для ознакомления или релаксации в реальном художественном пространстве. Действительно, библиографическая электронная рассылка обладает высоким рекомендательным потенциалом и содержит самый разнообразный фактографический материал,

58

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

оформленный как презентация одной книги или творчества автора/художника, как аннотированный библиографический список по теме или дайджест новых поступлений. В рассылке могут быть даны адреса полнотекстовых ресурсов (нам это видится самым актуальным на сегодняшний день), предоставляющих читателям возможность скачивания книги или статьи для работы в форме электронной подборки книг. Перечислим и другие действенные библиографические инструменты, которые могут помочь поколению Ъ в поиске информации: библиографические, фактографические, полнотекстовые базы данных, виртуальные библиографические обзоры и др. Всё более активно «проникают» в электронную среду - на сайты библиотек - библиографические энциклопедии и библиографические путеводители, библиографические слайд-фильмы, библиографические справочники и библиографические дайджесты, литературные карты.

Библиографические мероприятия, проводимые вузовской библиотекой, также крайне важны для поколения визуалов. Библиотечные практики описывают, нередко предлагая пошаговые инструкции к использованию, библиографические уроки [См. подробнее: 4; 6], библиографические биеннале, информационные брифинги [14]. Таким образом библиографы осуществляют поиск новых форм работы с документом, актуальных и понятных поколению Ъ. Мы солидарны с мнением О. Кондратьевой о необходимости библиографической поддержки читателей и сложности этой работы настолько, что «в подобное общение сможет (да и захочет) вступить далеко не любой библиотекарь, и связано это как с технологическими, так и с психологическими проблемами» [10, с. 135]. Авторы говорят в работе об общении при ведении литературного форума или сообщества, но вывод можно экстраполировать на любой библиографический ресурс, призванный вести серьезный разговор о тексте и чтении, о работе с книгой.

Как верно определили библиотекари А. А. Поспелова и Р. Р. Цурцумия, вузовская библиотека сегодня - многофункциональная среда [13]. Библиотечная составляющая об-

служивания читателей вузовской библиотекой направлена на максимальное использование сервис-ориентированных технологий. В современных условиях активного внедрения в образовательный процесс различных обучающих технологий (бизнес-тренинги, вебинары, онлайн-курсы, программы повышения квалификации, семинары и программы по развитию карьерного роста и др.) актуальным становится вопрос своевременного информирования всех заинтересованных лиц о многочисленных возможностях доступа к ним. Современному студенту, магистранту, аспиранту предлагаются авторские методики, формы группового и индивидуального воздействия. Выпускники вузов, приобретая профессии, уже на стадии обучения имеют возможность активного вовлечения в действенные (информационные, производственные, коммуникационные) процессы в выбранных сферах. Высокая конкурентоспособность и активность студентов говорит об их готовности к реализации собственных идей. Безусловно, библиотека вуза должна быть готовой выступить в таких условиях развития партнером по реализации стар-тапов и бизнес-идей. Опыт наших коллег из разных регионов России, Белоруссии, Финляндии, Швеции активно показывает продвижение библиотечного пространства для деловых неформальных встреч, презентаций, конференций, лекций, обучающих тренингов, семинаров, интеллектуальных игр. Для этого есть все необходимые элементы: информационно-ресурсная территория для апробации и продвижения студенческих проектов и инициатив (мастер-классов, круглых столов, акций и других мероприятий), традиционные и электронные информационные ресурсы, штат профессионалов, владеющих современными методиками работы с читателями и обработки информации, внимание отраслевого научного и профессионального сообщества к научно-исследовательским практикам студентов. Внедрение новых форм и методов работы с пользователями будет способствовать совершенствованию учебного процесса, развитию

самостоятельной научной и деловой активности студентов и, как следствие, формированию конкурентоспособного специалиста с высоким уровнем информационной культуры [1; 18].

Вузовские библиотеки способны развивать проекты и быть партнерами вуза при формировании современного, всесторонне образованного, информационно ориентированного, конкурентоспособного поколения Ъ путем обеспечения свободного доступа ко всем видам информации, необходимой для социального, профессионального и личностного становления. Они активно реализуют проекты по обучению навыкам поиска, систематизации, анализа нужной информации и работе с современными информационными технологиями; формируют предоставление возможности самореализации, развития и продвижения собственных проектов и идей. Новые сервисы вузовских библиотек способствуют не только развитию научной и образовательной деятельности, но и продвигают различные студенческие объединения, направленные на культурное, социальное и творческое развитие личности. Библиотека становится местом взаимодействия и первого соприкосновения выпускников со средой их будущей деятельности и потенциальными потребителями их товаров и услуг [12].

Проекты вузовских библиотек максимально рассчитаны на удовлетворение потребностей, возникающих в процессе научной и образовательной деятельности у студентов, научно-педагогических сотрудников, магистрантов и аспирантов. Благодаря внедрению в практику работы новых сервисов, ориентированных на основные категории пользователей, библиотека выступает современным образовательным, научно-исследовательским комплексом, осуществляющим свою деятельность в интересах науки и образования, открытым и доступным в условиях нового сервисного и клиентоориентированного подхода.

Такая разноплановая работа, безусловно, требует определенных усилий со стороны библиотекаря, сопровождающего молодого, пытливого и сегодня неординарного читателя

59

в самый непростой период его жизни, а также в непростой ситуации отношения общества и государственной власти к образованию, библиотекам, потенциалу молодых людей и их трудоустройству. Библиотекарь вузовской библиотеки сегодня является многофункциональным специалистом, работающим в условиях многозадачности и высокой мобильности; он выступает координатором деятельности студентов и преподавателей, ведет работу по актуализации рабочих мест, консультирует, объясняет нюансы пользования разными базами данных и разными программами, показывает особенности библиографических разысканий в традиционном фонде и СБА библиотеки и в мировых информационных ресурсах, подготавливает и читает лекции, проводит практические занятия, ведет персональные портфолио студентов и преподавателей в базах данных научного цитирования, организует мероприятия, для которых точечно разрабатывает презентации, сопроводительные материалы (видеоролики, выставки, информационные досье и др.) и т. д. Такое небольшое перечисление круга профессиональных действий библиотекаря-библиографа, требующих не только информационной грамотности и прикладных технических владений современными техникой и технологиями, но и, в большей степени, серьезной интеллектуальной подготовки и готовности к ее постоянной активации, выводит нас на одну из проблем, стоящих перед вузовским библиотечным сообществом: уровень и качественные характеристики подготовки библиотекаря (нередко оставляют желать лучшего), внутрен-

няя готовность к образованию в течение всей жизни, на наш взгляд, преимущественно отраслевому, в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности того вуза, в котором он работает. Здесь мы уже выходим на проблемы состояния библиотечного и школьного образования, имиджа профессии, учреждений культуры, которые определяют потенции набора на библиотечные специальности. Но это тема других статей и исследований. В целом, безусловно, есть и иные проблемы, которые стоят перед вузовской библиотекой: необходимость теоретического обобщения путей и результатов следования сервис-ориентированному подходу в обслуживании читателей, терминологического анализа, поиск аргументов активизации включения библиотеки во все образовательные процессы вуза и действенной заинтересованности (и помощи) в этом всех управляющих структур (до учредителей вузов), разработка и реальное следование национальным и региональным программам развития чтения всех заинтересованных сторон и др.

На данном же этапе нашей теоретической и практической погруженности в тему анализ литературы и собственный опыт показывают большое количество сервис-ориентированных технологий и библиографических инструментов библиотечно-библиографического обслуживания поколения Ъ, нуждающегося в особом подходе. Многообразие названных технологий и инструментов позволяет более точно и эффективно работать и предлагать спектр сервисов в формате, удобном и привычном для современного молодого человека.

1. Антюхов, А. Фактор конкурентоспособности современного вуза / А. Антюхов, Н. Фомин // Качество образования. - 2012. - № 12. - С. 20-23.

2. Баркова, И. В. Электронная библиография для детей: многообразие тем, разнообразие форм / И. В. Баркова // Библиография. - 2012. - № 3. - С. 58-64.

3. Богомаз, С. А. Стратегии самоосуществления у студенческой молодежи / С. А. Богомаз, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, М. А. Подойницина // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С. 49-58.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Гушул, Ю. В. Викторина как способ постижения текста (на материале литературно-библиографической проектной лаборатории) / Ю. В. Гушул // Четвертый международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 26-27 окт. 2017 г.) : материалы форума / науч. ред., сост. Ю. В. Гушул, В. Я. Аскарова ; М-во культуры Рос. Федерации, М-во культуры Челяб. обл., Рос. библ. ассоц., Рус. шк. библ. ас-соц., Юж.-Урал. отд-ние Рус. ассоц. чтения, Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2017. - С. 385-397.

60

5. Гушул, Ю. В. Междисциплинарная библиографическая лаборатория как форма читательской активности в образовательной траектории вуза / Ю. В. Гушул // Российская книжная палата: славное прошлое и надежное будущее : материалы науч.-метод. конф. к 100-летию РКП / Информ. телеграф. агентство России (ИТАР-ТАСС), Фил. «Рос. кн. палата» ; под общ. ред. К. М. Сухорукова ; сост. и отв. ред. М. Е. Порядина. - Москва : Рос. кн. палата, 2017. - С. 305-314.

6. Гушул, Ю. В. Общество знания - общество, активно работающее по выявлению и обработке скрытого знания (открытый библиографический урок) / Ю. В. Гушул // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2016. -№ 1 (45). - С. 209-211.

7. Гушул, Ю. В. Перспективы интеграции образовательных дисциплин «Информационные сети и системы» и «Библиографоведение» для студентов специальности 51.03.06 библиотечно-информационная деятельность / Ю. В. Гушул, А. В. Михайлова // Открытое образование. - 2016. - № 5. - С. 53-60.

8. Гушул, Ю. В. Читатель-студент: инициативы научной библиотеки вуза / Ю. В. Гушул // Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 27-28 мая 2010 г.) : сб. материалов форума / сост. В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул; М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», фак. информ. ресурсов и технологий, каф. библ.-информ. деятельности. - Челябинск, 2010. - С. 84-88.

9. Дмитриева, А. Д. Малые формы библиографических пособий для юношества в публичных библиотеках Санкт-Петербурга / А. Д. Дмитриева // Библиография. - 2015. - № 6. - С. 47-55.

10. Кондратьева, О. Итоги и выводы / О. Кондратьева, М. Самохина // Молодые читатели в Интернете / Рос. гос. б-ка для молодежи. - Москва : РГБМ, 2011. - С. 127-136.

11. Кулешова, Е. А. Малые формы библиографии в реальной и виртуальной среде / Е. А. Кулешова // Морген-штерновские чтения - 2016. Библиотеки регионов в цифровую эпоху: управление, ресурсы, технологии : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 6-7 окт. 2016 г.) / [сост. Н. П. Ситникова] ; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. библ. ассоц., М-во культуры Челяб. обл., Челяб. обл. универс. науч. б-ка, Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2017. - С. 199-204.

12. Макурина, А. В. Развитие библиотечных сервисов в целях повышения конкурентоспособности выпускников вузов / А. В. Макурина, Е. В. Тесля // Труды ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2015. -Вып. 8. Новые направления деятельности традиционных библиотек в электронной среде : материалы межрегион. науч.-практ. конф. (22-26 сент. 2014 г., г. Красноярск). - С. 207-211.

13. Поспелова, А. А. Вузовская библиотека как многофункциональная среда / А. А. Поспелова, Р. Р. Цурцумия // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 164-167.

14. Свирюкова, В. Сервис на сервере / В. Свирюкова // Библиотека. - 2016. - № 7. - С. 23-27.

15. Смотрова, Е. Е. Жанровое разнообразие современной библиографической продукции / Е. Е. Смотрова // Четвертый международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 26-27 окт. 2017 г.) : материалы форума / науч. ред., сост. Ю. В. Гушул, В. Я. Аскарова ; М-во культуры Рос. Федерации, М-во культуры Челяб. обл., Рос. библ. ассоц., Рус. шк. библ. ассоц., Юж.-Урал. отд-ние Рус. ассоц. чтения, Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2017. - С. 397-403.

16. Тетерина, И. Б. Виртуальный выставочный проект как новое направление деятельности вузовской библиотеки / И. Б. Тетерина // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы : науч.-практ. сб. / редкол. Г. Ю. Куд-ряшова (отв. ред.), Г. С. Щербинина (науч. ред.), А. К. Дубленных ; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Зонал. науч. б-ка. - Екатеринбург, 2015. - Вып. 14. Система управления знаниями в информационной сфере российского общества: новые вызовы и возможности. По материалам Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 5-7 окт. 2015 г.). - С. 81-85.

17. Тиньгаева, И. Г. Игровой формат в библиографии (к 100-летию Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина) / И. Г. Тиньгаева // Четвертый международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 26-27 окт. 2017 г.) : материалы форума / науч. ред., сост. Ю. В. Гушул, В. Я. Аскарова ; М-во культуры Рос. Федерации, М-во культуры Челяб. обл., Рос. библ. ассоц., Рус. шк. библ. ассоц., Юж.-Урал. отд-ние Рус. ассоц. чтения, Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск : ЧГИК, 2017. - С. 403-411.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

18. Himmelstrup A. The libraries are filling up with literature in new ways [Electronic resource]. Scandinavian Library Quarterly : [сайт]. Available from : http://slq.nu/?article=volume-49-no-4-2016-13. (accessed : 29.08.2018).

Получено: 29.08.2018

61

Gushul IU.

Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: disser2007@yandex.ru

Candidate of Pedagogic Sciences, Omsk State Technical University E-mail: aev77@yandex.ru

Teslia E.

FORMS OF LIBRARY SERVICE IN SUPPORT OF GENERATION Z READING

Abstract. In the beginning of the article the authors give a short description of some psychological and personality traits of Generation Z, such as clip perception of information, hyperactivity, mobility (social, career, occupational, labour market, interfirm etc.) and others. These personal qualities of Generation Z individuals are formed during the modern stage of the development of the information society. The generation certainly needs the special innovative forms of library service (for example - different kinds of book promoting and reading options, novel methods of organization of around leisure activities, open access to information resources, various forms of information literacy and of course the promotion of the development of information literacy and reading skills and their practical application). University libraries promote learning and engagement for students and teachers across many interesting themes (social, cultural, historic, scientific and civic and others), and uphold the values of respect for intellectual integrity, freedom of enquiry, discussion and dialogue. New thinking and imaginative new ideas are now being proposed from university libraries. They also develop new kits for use with students and to support recreation. In addition, the article offers contemporary ideas which will help to build an adequate learning style with Generations Z students. To succeed in the information society, young people must develop new ways of thinking, both creative and imaginative. Only thinking on such a scale can create future-proofed security guarantees. Professors and students can now access a larger body of research in their University library. The University library remains main educational department. They can work with every customer individually and can work out individual programs of reading and researching.

The authors talk about their vast experience in using online conferences, webinars, book trailers, virtual exhibitions, sms and mms messages etc. in their work in the Chelyabinsk State Institute of Culture and Omsk State Technical University. They use the library as a multifunctional centre to take classes, to give online lectures, to hold competitions, events, programs, symposia or other activities at their Universities. They can also serve as exhibit space and other very interesting and important opportunities.

Keywords: Generation Z, librarian service, bibliographical service, University library, innovative technologies ofpromotion of the reading, relevant and useful innovative technologies to implement at the library

For siting: Gushul IU., Teslia E. 2018. Forms of library service in support of generation Z reading. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 54-63.

1. Antiukhov A., Fomin N. 2012. Factor of Competitiveness of a Modern University. Kachestvo obrazovaniya. No 12 : 20-23. (In Russ.).

2. Barkova I. 2012. Electronic Bibliography for Children: Diversity of Themes and Forms. Bibliography. No 3 : 58-64. (In Russ.).

3. Bogomaz S., V. Klochko, O. Krasnoriadtseva, M. Podoinitsina. 2018. Strategies of Self-realization in Students. Voprosypsychologii. No 1: 49-58. (In Russ.).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Gushul IU. 2017. Quiz as a Way of Promotion Text (the New Project "Literary and Bibliographical Club" is an example). Chetvertyy mezhdunarodnyy intellektual'nyy forum «Chtenie na evraziyskom perekrestke» [Fourth International Intellectual Forum "Reading is at the Eurasian crossroads"] (Chelyabinsk, 26-27th of October 2017). Ed. by IU. Gusgul, V. Askarova. Chelyabinsk : Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. P. 385-397. (In Russ.).

5. Gushul IU. 2017. Interdisciplinary Bibliographical Club as an Innovative Form of the Reader's Activity in the University. Rossiyskaya knizhnaya palata: slavnoe proshloe i nadezhnoe budushchee [Russian Book Chamber:

References

62

a Glorious Past and a Good Future]. Ed. by M. Poriadina, K. Sukhorukov. Moscow : Russian Book Chamber. P. 305-314. (In Russ.).

6. Gushul IU. 2016. Knowledge Society is the Society of Knowledge Development and Knowledge Sharing. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 1 (45): 209-211. (In Russ.).

7. Gushul IU., Mikhailova A. 2016. Perspectives of integration of educational disciplines «Informational Networks and Systems» and «Bibliology» for students of specialty 51.03.06 Library and Information Activities. Open Education. V. 20. No 5 : 53-60. (In Russ.).

8. Gushul IU. 2010. A Student is a Reader: What Initiatives does the University Library have. Mezhdunarodnyy intellektual'nyy forum «CHtenie na evraziyskom perekrestke» [International Intellectual Forum "Reading is at the Eurasian crossroads"] (Chelyabinsk, 27-28th of May 2010). Ed. by IU. Gushul, V. Askarova. Chelyabinsk : Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. P. 84-88. (In Russ.).

9. Dmitrieva A. 2015. Small Forms of Bibliographical Tools for the Young People at the Public Libraries in Saint-Petersburg. Bibliography. No 6: 47-55. (In Russ.).

10. Kondrateva O., Samokhina M. 2011. Results and Conclusions. Molodyye chitateli v Internete [Young readers in Internet]. Moscow : Russian State Library of Youth. P. 127-136. (In Russ.).

11. Kuleshova E. 2017. Small Forms of Bibliography in the Real and Virtual Space. Morgenshternovskie chteniya -2016. Biblioteki regionov v tsifrovuyu epokhu: upravlenie, resursy, tekhnologii [Morgenshtern readings - 2016. Libraries of regions in the digital age: management, resources, technologies] (Chelyabinsk, 6-7th of October 2016). Ed. by N. Sitnikova. Chelyabinsk : Chelyabinsk State Institute of Culture. P. 199-204. (In Russ.).

12. Makurina A., Teslia E. 2015. Development of Librarian Services with the Aim in View Raising of Competitiveness of an University Graduators. Trudy GPNTB SO RAN [Collection of the State Public Scientific and Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science]. Vol. 8: Novye napravleniya deyatel'nosti traditsionnykh bibliotek v elektronnoy srede [New directions of activity of traditional libraries in the virtual space]. Novisibirsk : the State Public Scientific and Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science. P. 207-211. (In Russ.).

13. Pospelova A., Tsurtsumiia R. 2015. Multifunctional Environment of University Library as a Motivator for Student Self-dependent Work. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. No 5: 164-167. (In Russ.).

14. Sviriukova V. 2016. Service on a Server. Library. No 7: 23-27. (In Russ.).

15. Smotrova E. 2017. Kinds of Modern Bibliographical Production. CHetvertyy mezhdunarodnyy intellektual'nyy forum «CHteniye na evraziyskom perekrestke» [Fourth International Intellectual Forum "Reading is at the Eurasian crossroads"] (Chelyabinsk, 26-27th of October 2017). Ed. by IU. Gusgul, V. Askarova. Chelyabinsk : Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. P. 397-403. (In Russ.).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

16. Teterina I. 2015. A Virtual Exhibition Project as a New Direction of an University Library. Biblioteki vuzov Urala: problemy i opyt raboty [University libraries of Urals: problems and experience of work]. Ed. by Kudriashova G., Shcherbinina G., Dublennykh A. Vol. 14. Sistema upravleniya znaniyami v informatsionnoy sfere rossiyskogo obshchestva: novye vyzovy i vozmozhnosti [System of Knowledge Management at the Information Space of Russian Society: new challengers and possibilities]. Ekaterinburg : Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Eltsin. P. 81-85. (In Russ.).

17. Tingaeva I. 2017. Play Format of Bibliography. CHetvertyy mezhdunarodnyy intellektual'nyy forum «CHtenie na evraziyskom perekrestke» [Fourth International Intellectual Forum "Reading is at the Eurasian crossroads"] (Chelyabinsk, 26-27th of October 2017). Ed. by IU. Gushul, V. Askarova. Chelyabinsk : Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts. P. 403-411. (In Russ.).

18. Himmelstrup A. The libraries are filling up with literature in new ways [Electronic resource]. Scandinavian Library Quarterly : [site]. Available from : http://slq.nu/?article=volume-49-no-4-2016-13 (accessed : 29.08.2018).

Received 29.08.2018

63