Научная статья на тему 'Школьные библиотеки в информационно-образовательном пространстве региона: новые возможности'

Школьные библиотеки в информационно-образовательном пространстве региона: новые возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4000
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / КОРПОРАТИВНЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олефир Светлана Валентиновна

Раскрыты задачи школьных библиотек в обеспечении доступа участников образовательного процесса к единому информационно-образовательному пространству. Представлены направления деятельности школьных библиотек Уральского региона по продвижению чтения и библиотечно-информационному обслуживанию учащихся и педагогов в электронной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL LIBRARIES IN INFORMATION AND EDUCATION SPACE: NEW POSSIBILITIES

The problems of school libraries in providing access to information and education space for participants of educational process are described in the article. Lines of school libraries activity for advancement reading, library and information service to pupils and students in the electronic environment of Ural region are presented.

Текст научной работы на тему «Школьные библиотеки в информационно-образовательном пространстве региона: новые возможности»

УДК 371.39

С. В. Олефир

ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

РЕГИОНА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Раскрыты задачи школьных библиотек в обеспечении доступа участников образовательного процесса к единому информационно-образовательному пространству. Представлены направления деятельности школьных библиотек Уральского региона по продвижению чтения и библиотечно-информационному обслуживанию учащихся и педагогов в электронной среде.

Ключевые слова: информационно-образовательное пространство, информатизация образования, школьные библиотеки, корпоративные библиотечные проекты, информационная культура личности.

Изменяющиеся общественные потребности, задача «обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспеченности безопасности в информационном обществе» [1, с. 3] определяют новые требования к качеству образования, его структуре и методам обучения, образовательным результатам. Экономика, основанная на знаниях, парадигмах открытого образования, электронные сервисы в области образования и науки позволяют создать образовательную систему, в которой каждый человек независимо от финансового и социального положения получит право на образование, а также на индивидуальную образовательную траекторию, соответствующую личным способностям и жизненным установкам. Решению этих задач способствуют процессы информатизации образования, в частности - формирование единого информационно-образовательного пространства (ЕИОП) региона, которое представляет собой совместное пространство для образовательной деятельности на базе информационно-коммуникационных технологий, систем и средств обучения.

В настоящее время в психолого-педагогической теории и практике окончательно не устоялся понятийный аппарат, определяющий единое информационно-образовательное пространство. Значительное внимание вопросам генезиса информационного пространства уделяется в исследованиях специалистов библиотечного дела Т. Ф. Берестовой,

Н. И. Гендиной, Н. Б. Зиновьевой, М. Ф. Меняева,

Н. А. Слядневой и др. Определяя пространство, согласно С. И. Ожегову, как «форму существования материи, характеризующуюся протяженностью и объемом» или «место, где что-либо вмещается или способно вместиться» [2, с. 808], мы понимаем под образовательным пространством и образовательное учреждение, и образовательную систему города, региона, всего мира. По терминологии А. В. Федорова, информационно-образовательное пространство - это «реальность, организованная и управляемая единой выработанной концепцией,

подходами и механизмами реализации общей стратегии формирования, развития и достижения целей повышения культурного, образовательного и профессионального уровней субъектов, объединенных на единой информационно-технологической основе для поддержания обучения и воспитания субъектов выделенного пространства» [3]. По отношению к ЕИОП региона в данном определении выделены как основные характеристики и подходы, так и цели его создания. В нашем исследовании внимание акцентируется на школьных библиотеках в информационно-образовательном пространстве Уральского региона.

В образовательном пространстве человек имеет возможность взаимодействовать с образовательной средой. Рассматривая образовательное пространство в качестве формы процесса образования, можно осуществлять изменение содержания образования, методы взаимодействия с образовательной средой. Ученые выделяют различные компоненты образовательной среды, но в качестве обязательной ее составляющей все называют информационную. По мнению А. Пушкарева, «субъекты образовательного процесса организуют и создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта образовательного процесса» [4]. Отметим, что распространению практического опыта решения педагогических задач средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) способствует информатизация образования, одновременно побуждая педагогов к развитию их ИКТ-компетентно-сти. Таким образом, организация электронного единого информационно-образовательного пространства представляется объективно неизбежной в связи с информатизацией общества и в силу качественных изменений в структурах познавательной и практической деятельности человека.

Положения о региональном информационнообразовательном пространстве и роли школьных библиотек в нем подробно рассмотрены в моногра-

— 1B4 —

фии [5]. Доказано, что необходимость включения школьной библиотеки в ЕИОП определяется рядом процессов в системе общего образования:

- информатизацией системы образования в целом и отдельных общеобразовательных учреждений;

- изменившимися подходами к методике обучения, применением проектно-исследовательских методик;

- изменениями, происходящими в информационно-коммуникационных технологиях, развитием социальных сервисов Веб 2.0 и стремительным освоением подростками их возможностей;

- увеличением потребности участников педагогического процесса в помощи при работе с учебной информацией, в частности с ресурсами Интернет.

Специфика педагогической деятельности в информационно-образовательном пространстве выделена Е. Н. Ястребцевой. По ее мнению, информатизация учебного процесса и его эффективность зависят от учителя, а от библиотекаря - накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация поддерживающей деятельности всех участников педагогического процесса [6].

В современных условиях образовательным учреждениям и библиотекам отводится особая роль в построении нового информационного общества, общества знаний, ведь они предоставляют населению доступ к информации и знаниям, в том числе с использованием ИКТ. В ряде передовых экономически развитых стран осознают и поддерживают важность свободного доступа к знаниям для всех сообществ, народов и культур. Государственное финансирование получают программы развития образования и культуры, связанные с созданием новых знаний и открытостью информации в библиотеках. Особое внимание в США, Австралии, Южной Корее, странах Скандинавии уделяется библиотекам общеобразовательных учреждений как элементу системы образования, влияющему на эффективность обучения подростков и молодежи. Национальные библиотечные ассоциации этих стран осуществляют грантовую поддержку библиотечных проектов, повышая статус библиотек, «как основы сохранения культуры, истории, традиций, языка, как жизненно важных элементов для развития общества, основанного на знаниях» [6].

В России также уделяется значительное внимание задачам школьной библиотеки в условиях новых образовательных стандартов на государственном и региональном уровне. В 2009 г. на Парламентских слушаниях по вопросам законодательного обеспечения библиотек общеобразовательных учреждений принят общественно-государствен-

ный проект «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 г.», разрабатываются региональные целевые программы библиотечного обслуживания школьников. В Уральском федеральном округе прошли съезды школьных библиотекарей региона (в Екатеринбурге и Сургуте), принята Концепция модели библиотеки образовательного учреждения. Региональный вариант [7]. 15-й выпуск электронного научно-практического альманаха «Вопросы информатизации образования» был посвящен школьным библиотекам. В названных выше документах отмечены проблемы школьных библиотек, в частности: недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и низкий уровень ее интеграции в образовательное пространство школы; слабое материальнотехническое обеспечение; невключенность в федеральные и региональные проекты и программы развития; несоответствие уровня информатизации возрастающим требованиям современного образования; кадровые проблемы; нескоординирован-ность с деятельностью библиотек системы Мин-культуры. Эти документы определили цели, задачи и функции школьных библиотек, методы и средства их достижения для изменения качества образования, создания единого информационно-образовательного пространства.

Выделим основные аспекты деятельности школьных библиотек в информационно-образовательном пространстве Уральского региона:

- организация доступа участников образовательного процесса к ресурсам ЕИОП;

- навигация в образовательном пространстве, т. е. новые формы информационно-библиографической деятельности;

- создание и размещение собственных информационно-образовательных ресурсов;

- формирование информационной культуры участников педагогического процесса.

Перечисленные направления деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены, невозможно провести четкую границу между ними. Рассмотрим эти направления подробнее.

1. Организация доступа к ресурсам ЕИОП. В процессе информатизации образовательного учреждения (ОУ) создается комплекс технических, программных, телекоммуникационных и иных средств, составляющих информационно-образовательное пространство ОУ. Подключение к локальной сети школы, обеспечение доступа к Интернет открывают огромные информационные возможности, позволяют школьной библиотеке стать точкой доступа к ресурсам ЕИОП для участников образовательного процесса. Опыт библиотек ОУ Уральского региона отражает различные формы исполь-

зования Интернет в школьной библиотеке: библиотекарем и педагогом на школьных уроках для обучения и тестирования; в просветительских мероприятиях, подготовленных школьным библиотекарем; досуговых массовых мероприятиях; индивидуальной работе для образования, самообразования и чтения. В новых образовательных стандартах требуется самостоятельная работа учащихся, а значит, индивидуальный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования, литературе в электронном формате. С компьютера школьной библиотеки становятся доступными электронными тексты произведений, сайты издательств, где представлены новые книги, периодических изданий, сайты и блоги писателей, любителей чтения и др. Привлекательными для «цифрового поколения» являются различные мероприятия с использованием телекоммуникационных средств, такие как телемосты, виртуальные конференции, круглые столы, дистанционные игры и тесты литературной тематики. Они позволяют библиотекарям работать на современном уровне, оставляя при этом чтение на первом месте. Подобный опыт представлен на сайтах школ в рамках проекта информатизации образования «Создание сайтов. Школьный сайт», на портале «Образование Урала» [8]. К сожалению, лишь отдельные школьные библиотеки, ставшие инновационными площадками, освоили качественный доступ к Интернету и помогают в этом школьникам и педагогам. Таким образом, используя кроме печатных источников информации и электронные, библиотека ОУ обеспечивает доступ участникам образовательного процесса в единое информационно-образовательное пространство, к электронным образовательным ресурсам, онлайн-обучению, самостоятельным образовательным исследованиям и активное взаимодействие в электронной среде.

2. Новые формы информационно-библиографической деятельности, навигация в информационно-образовательном пространстве включают справочно-библиографическое и информационное обслуживание, рекомендательную библиографию, каталогизацию ресурсов. Разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и распространение образовательных технологий с их использованием требуют не только учета, хранения и систематизации таких ресурсов, но и информирования о них участников образовательного процесса, т. е. нового уровня информационно-библиографического обслуживания, превращения библиотек в информационные центры школы, предоставляющие широкий диапазон современных информационных продуктов и услуг на основе электронных каталогов (ЭК), баз данных, интернет-ресурсов и сервисов.

Библиотекарь должен осознанно выполнять функции изучения и отбора интернет-ресурсов: интересные ссылки позволяют создавать для школьников информационное пространство, ориентированное на формирование личности, познавательных потребностей, культуры, толерантности, образовательных компетенций. В связи с тем, что у сегодняшних подростков и юношества утрачивается вкус к хорошей литературе, искажается восприятие исторических и культурных событий, происходит отдаление от старинных традиций, библиотеки как истинные хранители информации и обычаев должны способствовать преемственности культурного наследия народа, вводить молодое поколение в отечественную и мировую литературу. Занимаясь рекомендательной библиографией, необходимо эффективно использовать дидактические возможности компьютера, электронные сетевые ресурсы, социальный сервис Веб-2.0 в создании учебного и досугового окружения школьников, рекомендовать литературу и интернет-ресурсы, отражающие культурное наследие общества. Сотрудничество с педагогами, совместный анализ учебных и информационных потребностей учащихся и определение адекватных их интересам ресурсов с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся позволит школьной библиотеке стать навигатором в электронном информационно-образовательном пространстве.

С развитием всемирной сети становятся очевидными преимущества корпоративной работы по формированию распределенного информационного ресурса. Многочисленные «информационнообразовательные порталы», например: «ИКТ в образовании», «единое окно доступа к образовательным ресурсам», «образование Урала» [8], являются источниками учебной и общепедагогической информации. Электронные библиотеки образовательных и просветительских изданий, каталоги, электронные учебники и учебные комплексы, контрольно-измерительные материалы и другие ЭОР должны активно использоваться в библиотечной работе в качестве электронного справочно-библиографического фонда. Количество таких ресурсов растет, возникает потребность их каталогизации, разработки указателей, путеводителей и др. Школьные библиотеки призваны информировать участников образовательного процесса о лучших электронных образовательных ресурсах, используя обширные наработки школьных, муниципальных библиотек региона в данном направлении.

Примером корпоративного решения проблем в области каталогизации в едином ИОП стал межведомственный проект «Библиотечная информационная система Урала» (БИС Урала) [9]. Он разрабатывается в соответствии со Стратегией развития

информационного общества в России, Законом о предоставлении государственных муниципальных услуг в электронном виде населению. Проект предусматривает доступ к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках Уральского региона, в том числе к фонду редких книг, с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах, а также справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных. Участниками проекта будут универсальные научные библиотеки региона, муниципальные библиотеки, в том числе детские и юношеские, библиотеки системы образования - вузовские и школьные. Создание корпоративного библиотечного ресурса — нового компонента системы образования и культуры - позволит удовлетворить постоянно растущие информационные и документационные потребности пользователей за счет современных средств ИКТ.

Идея проекта библиотечной информационной сети состоит в организации полноценного представительства в региональной корпоративной сети информационно-библиотечных центров системы среднего образования и библиотек образовательных учреждений Урала. Информационные сервисы базового библиотечного центра обеспечат свободный доступ к ресурсам библиотечной системы на основе эталонных электронных каталогов, библиотеки - участники проекта смогут создавать качественные электронные каталоги собственных учебно-методических фондов и информационных ресурсов. Экономическая и социальная эффективность проекта значительна. Она обеспечивается расширением информационно-образовательного

пространства, созданием управленческих, информационно-методических и технологических условий внедрения корпоративных технологий при хранении, организации доступа и доставке документов в рамках распределенной сети библиотек и информационно-библиотечных центров системы среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования.

3. Создание и размещение школьными библиотеками собственных информационно-образовательных ресурсов. Получив доступ к Интернету, библиотеки не только используют имеющиеся ресурсы, но и раскрывают свои возможности путем создания web-страниц, сайтов, форумов и блогов. В проведенном Русской школьной библиотечной ассоциацией (РШБА) в конце 2010 г. исследовании определено, что от 80 до 100 % школ регионов имеют свои сайты. Однако лишь 5-30 % школьных библиотек зарегистрировали в Интернете свое представительство [10]. В Челябинской области, по оценке конкурса сайтов школьных библиотек, около 10 % их представлены в Интернете. Практи-

чески на всех страницах дана полная информация о школьной библиотеке и ее фонде. Приводятся интересные рекомендательные материалы по чтению для детей и родителей, в том числе ссылки на интернет-ресурсы, есть документация и методическая информация профессионального сообщества библиотекарей, отражена работа по Году чтения в Челябинской области, выставлены творческие работы читателей. Библиотечные электронные ресурсы, в том числе электронные образовательные ресурсы, информационные источники и инструменты, и электронный каталог библиотеки, представленные на сайте, становятся доступными для всех пользователей из любой точки информационно-образовательного пространства.

Развитие социальных сервисов Веб 2.0, стремительное освоение их возможностей подростками требуют новых коммуникативных форм деятельности школьной библиотеки, использования их в продвижении чтения. В исследовании РШБА имеется анализ библиотечных блогов. Этот вид социального сервиса только начинает развиваться среди школьных библиотекарей. Из 317 библиотечных блогов в стране около половины - блоги школьных библиотекарей, лишь два - из Уральского региона, Челябинской (г. Златоуст) и Свердловской областей (г. Новоуральск) [10].

4. Формирование информационной культуры школьников обусловлено увеличением потребности участников педагогического процесса в помощи при работе с учебной информацией, в частности с ресурсами Интернет. Чтобы человеку были доступны ресурсы открытого образования, необходимо преодолеть не только географические расстояния, но и различия в способностях людей создавать, передавать и воспринимать информацию. Несмотря на легкость овладения школьниками ИКТ, большинство из них не готово эффективно работать с информацией: искать ее, критически анализировать, структурировать, интегрировать в свою систему знаний. В развитии этих компетенций значительную роль может играть школьная библиотека. От библиотекаря школы требуются систематические консультации для учащихся и педагогов по вопросам поиска, переработки и оценки точности и достоверности информации, найденной в поисковых системах. Н. И. Гендина, эксперт программы ЮНЕСКО «Информация для всех», определяет информационную культуру личности как «одну из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных технологий и ИКТ» [11]. Информа-

ционная культура современного человека определяется как умение:

- осознать и сформулировать потребность в информации для решения той или иной проблемы;

- выработать стратегию поиска информации;

- найти соответствующую информацию;

- оценить качество информации: полноту, достоверность, актуальность, объективность;

- сформировать собственное отношение к информации;

- представить свою точку зрения и понимание проблемы;

- оценить эффективность проделанной работы по следующим параметрам: полученные знания, приобретенные навыки и успешность в решении поставленной задачи;

- осознать, что знания и навыки, полученные в процессе решения данной проблемы, можно распространить на другие задачи и сферы деятельности;

- осознать влияние тех знаний, которые были получены в ходе решения задачи, на личные позиции и поведение.

Доказано, что воспитание информационной культуры школьника относится к педагогическим функциям школьной библиотеки [12]. В условиях новых образовательных стандартов традиционная образовательная функция библиотеки ОУ - поддержка образовательного процесса трансформиру-

ется в педагогическую: целенаправленную деятельность библиотекаря по формированию и оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей учащихся.

Резюмируя содержание статьи, отметим, что школьные библиотеки могут стать важной составляющей в формировании единого образовательного пространства как образовательного учреждения, так и региона в целом, организуя доступ в единое информационно-образовательное пространство, навигацию в нем, предоставляя собственные ресурсы и воспитывая информационную культуру школьников. Новые возможности использования средств ИКТ и модели информационной и образовательной деятельности, соответствующие требованиям информационного общества, позволяют поддерживать интерес к чтению, формировать информационную грамотность и культуру, способность к самостоятельному обучению с использованием различных источников информации. Библиотеки ОУ способствуют созданию открытой образовательной среды, единого информационно-образовательного пространства региона, постоянно пополняющегося внешними данными; появляется возможность обмена информацией между библиотеками и образовательными учреждениями, развития научных и творческих способностей учащихся и педагогов, повышается эффективность образовательного процесса и активность образовательной жизни.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)». и^: ^//правительство.рф/доу/ гези!1э/12932

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 сл. 24-е изд., испр. М.: ОНИКС 21 в.: Мир и Образование, 2004. 1199 с.

3. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог, 2010. 216 с.

4. Пушкарев А. Э., Статирова О. И. Электронная библиотека как инновационная образовательная среда // Вопросы информатизации образования. 2010. Вып.15. и^: М1р://пр81о1к.ги/ую/1п81Ье.рИр?1пЬ=аг11с!е8&аг11с!е_кеу=390

5. Олефир С. В. Школьные библиотеки в информационно-образовательном пространстве региона: монография / ЧИППКРО. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. 330 с.

6. Ястребцева Е. Н. Меняющиеся место и роль школьной библиотеки // Вопросы информатизации образования. Вып. 15. иг!: М1р://прз1о1к. гиМо/

7. Концепция модели библиотеки образовательного учреждения: региональный вариант / Л. А. Абрашкина и др. М.: РШБА, 2009. 20 с.

8. Образование Урала: региональный портал. и^: М1р://\шш.ига!еЬи.ги/

9. Концепция проекта «Библиотечная информационная система Урала» / Библиотечная ассамблея Урала. и^: М1р://\шш.прЬаи.ги

10. Всероссийская перепись библиотек // Русская школьная библиотечная ассоциация. и^: М1р://\мт.ги8!а.ги/г8Ьа/пе\л/8/

11. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина и др. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. 351 с.

12. Олефир С. В. Профессиональное позиционирование школьных библиотек в условиях новых образовательных стандартов // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 185-192.

Олефир С. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации кадров работников образования.

Ул. Красноармейская, 88, Челябинск, Россия, 454091.

E-mail: [email protected], [email protected]

Материал поступил в редакцию 26.01.2011.

S. V. Olefir

SCHOOL LIBRARIES IN INFORMATION AND EDUCATION SPACE: NEW POSSIBILITIES

The problems of school libraries in providing access to information and education space for participants of educational process are described in the article. Lines of school libraries activity for advancement reading, library and information service to pupils and students in the electronic environment of Ural region are presented.

Key words: information and education space, information net of education, school libraries, corporate library projects, information culture, key educational competence.

Chelyabinsk Teachers’ Professional Development Institute.

Ul. Krasnoarmeyskaya, 88, Chelyabinsk, Russia, 454091.

E-mail: [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.