СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
С. В. Олефир
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
В статье рассматривается педагогический потенциал школьных библиотек и их функции в контексте модернизации образования, утверждение новых федеральных образовательных стандартов, роль чтения и информационной культуры личности школьника в формировании ключевых образовательных компетенций. Ключевые образовательные компетенции учащихся соотнесены с феноменологическими функциями школьных библиотек: информационными, образовательными и культурными. Сформулированы условия реализации педагогического потенциала школьной библиотеки.
Ключевые слова: школьная библиотека, ключевые образовательные компетенции, информационная культура школьника, педагогический потенциал библиотеки.
The article considers pedagogical potential of school libraries and their functions in the context of education modernization, of new federal educational standards adoption, of a role of reading and informational culture of schoolchildren personalities in forming key educational competencies. The key educational competencies of schoolchildren correlate with the schools libraries phenomenological functions: informational, educational and cultural. The author also defines the terms of a school library pedagogical potential implementation.
Key words: school library, educational competencies, informational culture of a pupil, school library pedagogical potential.
Многие проблемы современной образовательной ситуации характеризуются новизной и динамичностью развития, новым видением содержания образования и его ожидаемых результатов. На международном уровне эксперты выявили и представили пять тенденций, которые на период с 2010 по 2015 г. будут влиять на процессы, происходящие в образовании. Эти тенденции касаются информационных технологий, расширяющих возможности обучения; информационной культуры, как условия для успеха во всех сферах деятельности; ценности инноваций и творчества; неформальных направлений в образовании; изменений учебной среды. Данные направления просматриваются в новых российских образовательных стандартах. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования базируются на системно-деятельностном и компетентно-стном подходах, предполагающих: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики; развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [9].
Рассмотрим процессы в системе общего образования, ведущие к переменам в школьной библиотеке:
1. Информатизация системы образования в целом и отдельных общеобразовательных учрежде-
ний. Основой информатизации образовательного пространства учебного заведения является его информационная среда (ИСОУ), которая включает совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять ИКТ в образовательном процессе. Благодаря подключению к локальной сети школы, доступу к Интернету школьная библиотека становится элементом информационной среды образовательного учреждения, постоянно пополняет свои информационные ресурсы, следовательно - ИСОУ. Библиотечные электронные ресурсы: цифровые документы (в том числе тексты, видео, аудио, графика, анимация), информационные источники и инструменты (в том числе электронный каталог библиотеки) становятся доступными во всех классах школы, с домашних компьютеров учеников. По мнению Е. Н. Ястребцевой, информатизация учебного процесса и его эффективность зависят от учителя, а от библиотекаря - накопление и формирование фонда информационных ресурсов, хранение, обработка, информирование, организация поддерживающей деятельности всех участников педагогического процесса [12].
2. Изменившиеся подходы к методике обучения, использование в деятельности педагогов проектно-исследовательских методик, развивающих у
21
школьников навыки мышления, самообразования и социальной адаптации, что способствует включенности библиотекаря в процесс обучения учащихся.
3. Изменения, происходящие в информационно-коммуникационных технологиях, развитие социальных сервисов Веб 2.0, и стремительное освоение их возможностей подростками. Эти технологии требуют развития новых коммуникативных форм деятельности школьной библиотеки, использования их в продвижении чтения.
4. Увеличение потребности участников педагогического процесса в помощи в работе с учебной информацией, в том числе с ресурсами Интернета. Как правило, при высоком уровне компьютерной грамотности школьники обладают низкой информационной культурой, испытывают проблемы в поиске, переработке и оценке учебной информации. Так, в обязанности библиотекаря школы входят систематические консультации для учащихся и педагогов по вопросам точности и достоверности отраженной в поисковых системах информации.
Данные процессы требуют перемены в образовательной ситуации, развития традиционных информационных, образовательных, культурных функций школьной библиотеки, реализации ее педагогического потенциала.
Понятие потенциал нередко употребляется в различных отраслях науки, в частности - в педагогике и психологии. В «Словаре по профориентации и психологической поддержке» потенциал определяется как совокупность наличных средств, возможностей в некоей области, некоем отношении; нечто, что может проявиться или стать реальным. Л. Л. Рыбаковский определяет потенциал как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач [7, с. 27].
Словосочетание педагогический потенциал чаще всего относят к личности и деятельности педагога. Однако анализ показывает, что авторы, применяя этот термин, вкладывают в него разный смысл. Примером могут служить работы Э. Н. Гусинского,Э. Ф. Эсера, Ю. И. Турчаниновой [2, с. 23]. Научная школа академика В. А. Сластенина с позиций системно-целостного подхода к процессу становления личности учителя ориентирует на реализацию творческого педагогического потенциала педагога. Значительный пласт составляют концепции, развивающие идею цельности человека (И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов), исследования про-
фессионального развития личности в условиях образования (Е. В. Андриенко, И. Ф. Исаев, Н. Е. Мажар, Л. С. Подымова, Е. Н. Шиянов). Авторы, говоря о педпотенциале, имеют в виду педагогические способности, направленность, субъектность и т. д. В наиболее обобщенном виде педагогический потенциал педагога описывает теория интегральной индивидуальности: как систему, иерархическими уровнями которой являются нейродинами-ческие, психодинамические и личностные свойства. В ряде исследований рассматривается педагогический потенциал таких социальных систем, как региональная культура [1], средства массовой информации, религия, семья.
Под педагогическим потенциалом школьной библиотеки мы предлагаем понимать совокупность ценностных, содержательных, материально-технических и методических средств, способствующих воспитанию и обучению школьника, его социализации и развитию личности. Показателями степени реализации педагогического потенциала в этом случае становится эффективность педагогической деятельности, соответствие ожидаемым образовательным результатам.
Первая часть словосочетания педагогический потенциал указывает на цель: специально организованное взаимодействие библиотеки и учащихся для изучения и освоения образовательных смыслов, включение библиотеки в педагогический процесс с использованием разнообразных средств обучения и воспитания. Основными условиями развития педагогического потенциала школьной библиотеки, по нашему мнению, выступают:
- обеспечение в процессе деятельности движения от аккумулирования возможностей к их реализации;
- развитие информационных, образовательных, культурных функций;
- осуществление гармонизации процессов образования и личностного развития;
- формирование образовательных компетенций учащихся;
- обеспечение множественности и вариативности условий образования в зоне реализации педагогического потенциала.
Целью и основным результатом современного образования названы ключевые компетенции в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах, среди которых особо важные «образовательные компетенции», имеющие прямое отношение к деятельности школь-
22
ных библиотек. Трактовки образовательных компетенций на международном уровне и в России сходны.
На международном уровне выделено четыре основные образовательные компетенции: учиться получать знания (learning to know); учиться применять эти знания (learning to do); учиться жить вместе (learning to live together); учиться быть личностью, несущей ответственность за общие судьбы (learning to be). Первая составляющая - умения, навыки, стратегии работы с информацией, предлагают получение и обработку знания из книги, учебника; вторая составляющая - умение их использовать; третья -умение жить вместе, т. е. применение коммуникативной методики обучения, использование речевых, социальных и культурных компонентов общения; четвертая составляющая определяет психолого-педа-гогический аспект обучения, нацелена на формирование личности учащегося, адекватной самооценки, толерантности, уважения к другим людям, иной культуре, языку, обычаям, ценностям.
В российской трактовке образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социальнозначимой продуктивной деятельности. Следовательно, образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, способность целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В этом плане приоритетными должны стать следующие четыре принципа: личностно ориентированного обучения, деятельностного обучения, коммуникативного обучения и когнитивного обучения - при сохранении общедидактических положений. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных. Названные принципы и компетентностный подход к обучению позволяют полнее использовать резервы самостоятельной работы, т. е. сделать шаг к переходу школы от установки на воспроизведение материала к его пониманию. В соответствии с российскими стандартами школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, учиться «изобретать, понимать и ос-
23
ваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» [9]. Каждая библиотека общеобразовательного учреждения способна поддерживать исследовательские, аналитические, коммуникативные навыки школьников - важнейшие векторы будущего образования.
Обратимся к иерархии образовательных компетенций. Разделение содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), позволило А. В. Хуторскому [10] построить трехуровневую иерархию компетенций:
- ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
- общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые образовательные компетенции - это необходимые универсалии, для успешного обучения учащихся. Их специфика, на наш взгляд, заключается в том, что они являются одновременно целью, средством и результатом общего развития личности. Отсюда очевидна диалектическая взаимосвязь двух научных областей: формирования ключевых образовательных компетенций в ходе образовательного процесса и их использование в процессе получения знаний.
С данных позиций мы подробно рассмотрели и соотнесли ключевые образовательные компетенции с информационными, образовательными, культурными функциями библиотек общеобразовательных учреждений [7]. Так, ценностно-смысловые компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Они соотносятся с информационной функцией школьной библиотеки. Фонд школьной библиотеки может способствовать формированию индивидуальной образовательной траектории ученика и программы его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, относящиеся к в бытовой и культурнодосуговой сфере. Выполняя культурные и досуговые функции, школьная библиотека поддерживает
ученика в освоении общекультурной компетентности, формирует его научную картину мира.
Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, проходящей такие этапы, как целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности. Эти компетенции соотносятся с образовательной функцией и могут развиваться школьным библиотекарем в рамках формирования информационной культуры, функциональной грамотности и методов познания.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Такой вид компетенций развивается в школьной библиотеке в ходе освоения основ библиотечнобиблиографических знаний, при формировании информационной культуры школьника. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дискуссионные формы массовой работы школьной библиотеки способствуют развитию этих компетенций у школьников.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сферах гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой, семейных отношений и обязанностей, в области профессионального самоопределения. Школьная библиотека может способствовать формированию социально-трудовых компетенций в ходе профориентационной работы и гражданского воспитания.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, безопасной жизнедеятельности личности. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Школьные библиотеки должны предоставить свои фонды для развития данных компетентностей.
Образовательные компетенции открывают путь к личностно комфортным, развивающим, интенсифицирующим, активизирующим, игровым формам организации учебного процесса и отводят ведущую роль чтению, работе с текстом в процессе обучения. Работа с информационными, повествовательными текстами и текстами-рассуждениями (объяснение, убеждение, изложение точки зрения, дискуссия, полемика) позволяет формировать образовательные
компетенции учащихся. Количественные характеристики текстов (объем, длина предложения) определяются возрастом и уровнем развития обучающихся, а также целью работы.
Трудно переоценить роль чтения в формировании образовательных компетенций школьников. Но современная дисциплинарная модель образования не позволяет вести такое обучение чтению в рамках какого-либо одного учебного предмета. Для использования чтения как вида учебной деятельности у школьников должны быть сформированы специальные навыки и способности. В статье Н. Н. Сметанни-ковой [8] о значении чтения в решении задач образования доказывается, что целью преподавания становится обучение его стратегиям для решения познавательных и коммуникативных задач. Для достижения данной цели школьникам требуется овладеть различными видами и типами чтения (коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное). Ряд школьных библиотекарей, повысив свою квалификацию в вопросе обучения стратегиям чтения, могли бы уже сейчас начать формирование читательской компетентности школьников как основы обновленного образования.
В формулировках Национальной программы поддержки и развития чтения [5], в Концепции поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [4] определена возрастающая значимость чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний и преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. «Для членов общества чтение является незаменимым средством трансляции и освоения ценностей мировой культуры, основной составляющей образованности и культурной компетентности личности и, следовательно, подготовки к жизни в глобальном информационном обществе» [4].
Исследования показывают, что овладение перечисленными выше образовательными компетенциями требует высокого уровня навыков работы с информацией и сформированной информационной культуры личности школьника.
К общеучебным знаниям и уменим традиционно относят умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т. п., что в свою очередь требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, подготовить текст в виде сообщения заданной формы (сочинения, реферата, рецензии и др.). Процесс становления информацион-
24
ной культуры личности справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников. Развитие информационной культуры личности - одна из функций школьной библиотеки.
Формирование ключевых образовательных компетенций, по нашему мнению, не может быть завершено, оно является непрерывным, так как самоорганизация, самосовершенствование участников образовательного процесса предопределяют воспроизводство новых проблем познавательного характера. Владение ключевыми образовательными компетенциями у школьников отражает взаимосвязь существующего состояния образованности и возникающего процесса развития их познавательного, культурного уровня. Следовательно, необходима разработка концептуально-методологической базы формирования информационной культуры школьника для адекватного отражения диалектического единства разноаспектных составляющих процесса, содержания и результата образования.
Н. И. Гендина, эксперт программы ЮНЕСКО «Информация для всех», рассматривает информационную культуру личности как «одну из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных технологий и ИКТ» [11]. Информационная культура современного школьника определяется ей как умение:
- осознать и сформулировать потребность в информации для решения той или иной проблемы;
- выработать стратегию поиска информации;
- найти соответствующую информацию;
- оценить качество информации (полноту, достоверность, актуальность, объективность);
- сформировать собственное отношение к этой информации;
- представить свою точку зрения и понимание проблемы;
- оценить эффективность проделанной работы по следующим параметрам: полученные знания, приобретенные навыки и успешность в решении поставленной задачи;
- осознать, что знания и навыки, полученные в процессе решения данной проблемы, можно распространить на другие задачи и сферы деятельности;
- осознать влияние тех знаний, которые были получены в ходе решения задачи, на личные позиции и поведение.
Формирование информационной культуры школьника относится к основным задачам современной школьной библиотеки, решить ее поможет развитие традиционной образовательной функции (поддержка образовательного процесса) в функцию педагогическую.
Как показано выше, содержательными приоритетами современной школьной библиотеки становятся: формирование у учащихся читательской компетентности, значимой для осуществления исследовательской, практической, самообразовательной деятельности, а также их информационной культуры. Основная зона ответственности школьных библиотек - содержание информационно-образовательной среды для развития у учащихся навыков приобретения новых знаний, отбора, оценки и использования традиционных и электронных образовательных ресурсов. В условиях ИСОУ в школьной библиотеке талантливые учащиеся смогут проявить свои образовательные и творческие способности, а результаты позволят превратить школьную библиотеку в ресурсную инновационную площадку.
Превращение библиотеки в ресурсный центр школы становится необходимым условием формирования качественного современного образования.
Школьная библиотека может и должна стать не только информационным, но и воспитательным центром, как отмечено в 2009 г. в ходе парламентских слушаний по теме «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей». Школьная библиотека - это место, где сосредоточены все возможности для того, чтобы наши дети овладели культурным кодом нашей нации, человеческим кодом культуры [3].
Таким образом, библиотеки школ могут стать важной составляющей системы обучения и воспитания, в частности - в формировании образовательных компетенций школьников. Именно в школьной библиотеке будут зарождаться интерес к чтению, формироваться информационная грамотность и культура, способность к самостоятельному обучению с использованием различных источников информации, духовно-нравственные качества школьника.
Сформулируем пути реализации педагогического потенциала школьных библиотек:
25
- разработка концептуальных основ и модели формирования ключевых образовательных компетенций в процессе деятельности школьных библиотек;
- определение педагогических принципов, подходов и условий эффективного формирования ключевых образовательных компетенций.
Для дальнейшего изучения вопроса формирования образовательных компетенций школьными библиотеками, с нашей точки зрения, необходима реализация следующих условий в их единстве:
- интеграция миссии, целей и задач образовательного учреждения и библиотеки;
- целенаправленная и систематическая работа по активизации различных видов читательской деятельности школьников;
- активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся в развивающей информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
- поиск и апробация инновационных форм профессиональной деятельности библиотекаря;
- вариативность, усиление практической ориентации, деятельностного компонента во внеурочной работе;
- сотрудничество всех субъектов педагогического процесса;
- учет личностных и возрастных особенностей школьников.
1. Божинская, Т. Л. Педагогический потенциал российской региональной культуры в контексте социальнофилософских исследований [Электронный ресурс] / Т. Л. Божинская. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru (17.09.2010), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. - М., 2000. - 214 с.
3. Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-
нравственного воспитания детей: материалы парламентских слушаний [Электронный ресурс] / Гос. дума. - Режим доступа: www.duma.gov.ru/index.jsp?l=1 (8.09.2010), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
4. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области. - М.: МЦБС, 2008. - 47 с.
5. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М., 2007. - 44 с.
6. Олефир, С. В. Современная школьная библиотека в контексте проекта стратегии «Наша новая школа» / С. В. Олефир // Науч. обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1. - С. 109-118.
7. Рыбаковский, Л. Л. Миграционный потенциал: понятие и критерии оценки / Л. Л. Рыбаковский // Социол. исслед. -
2009. - № 2. - С. 66-69.
8. Сметанникова, Н. Н. Значение чтения для решения задач образования / Н. Н. Сметанникова // Homo legens. -Вып. 2. - М., 2000. - С. 150-156.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://standart.edu.ru (18.10.2010), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
10. Хуторский, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучить всех по-разному?: пособие для учителя / А. В. Хуторский. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 383 с. - (Педагогическая мастерская).
11. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина и др. - М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2008. - 351 с.
12. Ястребцева, Е. Н. Меняющиеся место и роль школьной библиотеки [Электронный ресурс] / Е. Н. Ястребцева // Вопр. информатизации образования: науч.-практ. электронный альманах. - Вып. 15. - Режим доступа: http://npstoik.ru/vio/ (17.09.2010), свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
26