Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в школьной библиотеке и особенности повышения квалификации персонала'

Современные информационные технологии в школьной библиотеке и особенности повышения квалификации персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1575
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / IN-SERVICE TRAINING / EDUCATIONAL COMPETENCES / LIBRARY SPECIALISTS / SELECTION OF IN-SERVICE TRAINING CONTENT / FORMS AND METHODS OF IN-SERVICE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олефир Светлана Валентиновна

В статье рассмотрена проблема развития образовательных компетенций в информационно насыщенной образовательной среде как основа организации деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения и повышения квалификации персонала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олефир Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern information technologies in school library and in-service training of the staff

The author considers the problem of development of educational competencies in informationally-enriched learning environment as the basis for the organization of the library activities of the educational institution and staff in-service training

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в школьной библиотеке и особенности повышения квалификации персонала»

С. В. Олефир

(Челябинск)

Современные информационные

ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

В статье рассмотрена проблема развития образовательных компетенций в информационно насыщенной образовательной среде как основа организации деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения и повышения квалификации персонала

Одна из проблем современной образовательной ситуации связана с новым видением содержания общего образования и его ожидаемых результатов как основы повышения квалификации педагогического персонала. Эта проблема требует осмысления, теоретического и эмпирического исследования, разработки новых концептуальных оснований и методологических подходов к обучению персонала.

На международном уровне эксперты выявили тенденции, которые на период с 2010 по 2015 год будут влиять на процессы, происходящие в образовании: развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), расширяющих возможности обучения, информационной культуры как условия для успеха во всех сферах деятельности; понимание ценности инноваций и творчества; развитие неформальных направлений в образовании; изменений учебной среды [1, с. 16]. Эти тенденции просматриваются в новых российских образовательных стандартах, включающих требования к результатам, структуре и условиям освоения общего образования учащимися. Они должны быть также учтены при организации дополнительного профессионально-педагогического образования.

Лежащий в основе Федерального государственного стандарта общего образования системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не только система знаний, умений и навыков в предметных областях, но и набор ключевых компетентностей учащегося в интеллекту-

альной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной сферах. Особо важными являются образовательные компетенции, имеющие прямое отношение к деятельности школьных библиотек. В современных условиях школьная библиотека не просто поддерживает образовательный процесс своими ресурсами, но и выполняет педагогические функции, обучая работе с информацией в различных формах, помогая учащимся овладеть универсальными учебными действиями, общекультурными, информационными и прочими ключевыми образовательными компетенциями [5, с. 186].

Компетентностный подход требует выхода обучения за рамки обычных учебных предметов и перехода на метапредметный уровень знания [7, с. 30]. Именно метапредмет-ные основы образовательного процесса позволяют говорить о формировании ключевых компетентностей, то есть совокупности личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере. В сложной информационно насыщенной среде учащийся успешен, если у него выработаны навыки самостоятельного обучения, стремление к использованию этих навыков, а также чувство ответственности и потребность в самооценке.

Широкое внедрение ИКТ в учебный процесс не изменяет базовых основ обучения и личностного развития учащихся, как и прежде ими являются навыки смыслового чтения, функциональная грамотность. Они дополняются информационной грамотностью (цифровой, визуальной, текстовой, технологической) для использования развивающихся тех-

нологий обучения в настоящем и будущем. Информационная культура личности становится основой соблюдения этических норм при сборе, оценивании и использовании информации. Коммуникативные навыки, по мнению ученых, повышают эффективность обучения за счет взаимообучения и совместной учебы. Е. Н. Ястребцова отмечает, что «ученики должны развивать умение делиться знаниями и учиться вместе с другими как при непосредственном общении, так и с помощью технологий, чему в настоящее время способствуют социальные сервисы Веб 2.0» [8, с. 15]. Названные тенденции современного обучения могут и должны формироваться в процессе педагогической деятельности библиотекаря общеобразовательного учреждения.

Таким образом, педагогический потенциал школьной библиотеки позволяет ей стать важной составляющей в системе обучения, в обеспечении его метапредметных результатов на базе ИКТ. Ведь именно здесь может зарождаться интерес к чтению, в том числе в электронной среде, развиваться информационная грамотность и культура, способность к самостоятельному обучению с использованием различных источников информации. Так, в формировании ряда метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школьная библиотека помогает учащемуся:

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства для ее осуществления;

- осваивать способы решения учебных и практических задач творческого и поискового характера;

- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, представленных в различных формах в соответствии с целями и задачами учебной деятельности;

- овладевать информационной грамотностью: многообразными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), навыками сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- осознанно строить речевое высказывание, составлять тексты в устной, письменной

и электронной формах, готовить свое выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета и др.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определены материально-технические условия реализации основной образовательной программы, в частности наличие школьных библиотек, обладающих необходимыми фондами литературы, оборудованных компьютерами с выходом в Интернет [6]. Такая библиотека сможет поддерживать и развивать творческие способности педагогов и учащихся с использованием ими новейших интернет-технологий (в том числе социальных сервисов Веб 2.0), осуществлять поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования школьников.

Следовательно, необходимым условием формирования качественного современного образования становится библиотека общеобразовательного учреждения - ресурсный, информационный, культурный и досуговый центр для учащихся и педагогов. Библиотека выходит в виртуальное пространство, ее функции значительно расширяются: интеграция деятельности с библиотеками и другими социально-культурными и образовательными учреждениями, формирование собственных коллекций электронных ресурсов, онлайн обучение и творчество, наставничество, поддержка самостоятельных исследований учащихся. Библиотеки, используя социальные сервисы, формируют сетевые пользовательские сообщества и участвуют в них; в ходе взаимодействия происходит совместный процесс эволюционных изменений в поведении и привычках, формах и методах получения и размещения информации, обмене знаниями, общение и обучение. Формируемые при участии школьной библиотеки метапред-метные компетентности учащихся в технически и информационно насыщенной среде будут способствовать целям опережающего развития, сформулированным в стратегии развития образования.

Выявленные обстоятельства показывают, что в новых технологических условиях роль школьных библиотек в модернизации образования значительно возрастает, изменяются их функции, задачи. Для их реализации необходимо обеспечить разработку целевых про-

грамм развития библиотек общеобразовательных учреждений, а также качественно новый уровень подготовки кадров для библиотечного обслуживания детей и подростков [2].

Повышение кадрового потенциала школьных библиотек может заметно повлиять на качество образования. Только компетентный библиотекарь сможет создать развивающуюся школьную библиотеку, соответствующую современным требованиям. Основные компоненты компетентности библиотечного специалиста: достаточный уровень базового образования, профессиональный опыт, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию, стремление и способности реализовать свой потенциал, творческое отношение к делу.

Библиотекари общеобразовательных учреждений проходят повышение квалификации в учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования. Анализ исследований по вопросам повышения квалификации педагогических кадров, а также собственный опыт работы в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования позволяют рассматривать обучение библиотекарей во взаимосвязи и взаимообусловленности объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам отнесем многочисленные инновационные тенденции в образовании, которые осуществлялись ранее или складываются в настоящее время (информатизация сферы образования, внедрение новых образовательных стандартов и т.д., принятие нового закона «Об образовании в РФ»), а также задачи школьных библиотек, обусловленные названными тенденциями. Эти факторы оказывают определяющее влияние на формирование образовательных программ повышения квалификации, ориентированных на содействие библиотечным специалистам в проектировании своей профессиональной деятельности в новых условиях [3 и др.].

К субъективным факторам могут быть отнесены психологические, организационнопедагогические, материально-технические и т.д. К психологическим факторам целесообразно отнести особенности содержания и характер профессиональной деятельности, осознание реального уровня профессиональной квалификации и личностные потребно-

сти в совершенствовании своих знаний и практических умений, мотивы обучения, удовлетворенность или неудовлетворенность уровнем своей подготовки.

Особенности организационно-педагогического характера мы связываем с функционированием системы повышения квалификации педагогических кадров. К ним относятся особенности организации и осуществления курсовой подготовки и переподготовки: частота прохождения; добровольность или административный подход, обязывающий библиотекаря повышать квалификацию через каждые пять лет. Важное значение для успешности обучения имеет качество учебных планов и программ повышения квалификации, выявление и учет в обучении потребностей специалистов в совершенствовании профессиональных знаний и умений. В настоящее время, безусловно, возрастают потребности в использовании ИКТ для организации профессиональной деятельности, что определяет направления курсовой подготовки и модульных программ обучения.

Влияют на эффективность обучения библиотекарей общеобразовательных учреждений материально-технические особенности: наличие учебных и методических пособий для преподавателей и обучающихся, объем библиотечных фондов, наличие и разнообразие материалов, отражающих инновации в образовании и управлении образовательным учреждением и т. п.

Таким образом, возникает необходимость обеспечить соответствие системы повышения квалификации кадров современной образовательной ситуации, учесть потребности конкретной профессиональной группы специалистов, создать условия, благодаря которым соответствующие особенности принимаются во внимание. Среди постоянно расширяющегося спектра образовательных услуг преобладающей остается курсовая подготовка работников образования в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки [4, с. 67]. Деятельность учреждений дополнительного профессионального образования сегодня осуществляется на основе реализации образовательных программ, в том числе по программам повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений, включая очные, очно-заочные и модульные дистанционные формы обучения.

Проектирование образовательного процесса базируется прежде всего на психологических закономерностях развития взрослого человека - возрастных, индивидуальных, мотивационных, а также жизненном опыте, социальной позиции и т.д. Система повышения квалификации имеет дело в первую очередь с людьми, уже определившимися в своем профессиональном развитии, обладающими физиологической, социальной, нравственной зрелостью и экономической независимостью. Актуальность проектирования образовательного процесса возрастает вследствие перехода к образованию на основе благоприятных условий для развития и саморазвития личности обучаемого, активного использования его индивидуальных особенностей в процессе повышения квалификации. Отбор содержания повышения квалификации позволяет действовать более гибко по сравнению с базовым содержанием образования, реагирует на изменения социально-образовательного заказа к уровню профессионализма современного библиотечного специалиста, а также на индивидуальные потребности персонала. Построение содержания повышения квалификации продиктовано необходимостью значительного вклада школьной библиотеки в достижение практических результатов в функционировании и развитии современной школы.

На эффективность обучения влияет характер взаимодействия слушателей и преподавателя, он в значительной степени и предопределяет соответствующий результат. Полагаем, что «повышение эффективности процесса повышения квалификации связано с совершенствованием организационных форм обучения и выбором наиболее необходимых из них в зависимости от проявляющихся обстоятельств. Целесообразно выбранные формы позволяют, как показывает практика, оптимально реализовывать соответствующее содержание и методы повышения квалификации» [3], стимулировать активность библиотечных специалистов в обучении.

Серьезное внимание уделяется соотношению различных форм учебных занятий. В ходе 108-часовой курсовой подготовки библиотекарей общеобразовательных учреждений 30% учебного времени отводится фронтальным формам учебной работы (лекции, семинары, выездные практические занятия, конференции); 30% - групповым формам (прак-

тические занятия с разделением слушателей на группы); 40% - индивидуальным формам обучения (самообразование, индивидуальные консультации, подготовка проектной работы). Курсовое обучение дает сильный стимул для самообразования библиотекарей, указывает основные направления для их последующей самообразовательной работы. На этом основании реализуемые в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования программы повышения квалификации должны стать основой для развертывания системы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период [4, с. 68].

Каждые 2-3 года образовательные программы ГБОУ ДПО ЧИППКРО (Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования) претерпевают значительные изменения: увеличиваются количество и тематика модулей, составляющих образовательные программы, а также формы их освоения. У слушателей появляется возможность не только выбирать программы из предложенного перечня, но и формировать индивидуальную образовательную программу в соответствии с уровнем профессиональной компетентности и персональным образовательным дефицитом.

Для библиотечных специалистов важно включение в программу повышения квалификации «Современные информационные технологии в школьной библиотеке» с рассмотрением теоретических основ педагогических знаний, которые не входят в базовое профессиональное библиотечное образование, а также отражение в 2013 г. современного информационно-методического сопровождения введения ФГОС общего образования.

Практикоориентированные блоки обеспечивают специалистам возможность повышать свою квалификацию на основе познания современных достижений науки и изучения эффективного опыта работы библиотекарей образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Они включают, в частности, следующие темы: «Электронные ресурсы школьной библиотеки: концептуальные основы использования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования», «Структура, моделирование и технология формирования фонда школьной библиотеки в новых образо-

вательных условиях», «Развитие медиатеки как составной части библиотеки общеобразовательного учреждения, формирующей культуру медиаграмотности субъектов образовательного процесса», «Традиционная и электронная книга и модели чтения как факторы формирования культуры чтения и развития креативности учащихся» и др. Данное содержание программы повышения квалификации обеспечивает удовлетворение потребностей библиотечных специалистов в получении знаний по проектированию профессиональ-

ной деятельности в технически и информационно насыщенной образовательной среде.

Проектирование системы повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений в соответствии с названными особенностями повышения квалификации и постоянно расширяющийся спектр реализуемых программ дополнительного профессионального образования соответствуют важным аспектам развития образования.

Литература

1. Адамский А. И. Школа сотрудничества. - М. : Первое сентября, 2009. - 80 с.

2. Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей: материалы парламентских слушаний // Гос. Дума Рос. Федерации : [офиц. сайт] [Электронный ресурс]. - URL : http://www.duma.gov.ru/ news/273/59367 (дата обращения 18.02.2013).

3. Ильясов Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - №2(92). -С. 30-35.

4. Ильясов Д. Ф., Солодкова М. И. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 64-69.

5. Олефир С. В. Профессиональное позиционирование школьных библиотек в условиях новых образовательных стандартов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 185-192.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин. образования и науки РФ. -М. : Просвещение, 2010. - 114 с.

7. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. - М. : Прогресс, 2006. - 56 с.

8. Ястребцева Е. Н. Меняющиеся место и роль школьной библиотеки // Вопросы информатизации образования. - 2010. -Вып. 15. - С. 15-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.