собственного смыслового наполнения математического знания, перевода естественного языка на язык математики;
- старшая школа - овладение математическим знанием в соответствии с идеями профилизации и профессионализации.
Представляется, что ЕГЭ по математике для всех было бы полезнее проводить после 9 и 11 классов, но с разными целями: после 9 класса с целью профиализации (профессионализации) дальнейшего образования школьников, а по окончанию школы ЕГЭ с целью выявления готовности у выпускников продолжить образования на основе сформированных знаний из области математики.
В заключении, хотелось бы высказать свои соображения о реальности использования заявленных ориентиров в овладении математическим знанием в школе. Представляется, что выход есть. 1) Он видится в создании сетевого педагогического сообщества, заинтересованного в обновлении школьного математического образования, совместном обсуждении и поляризации идей, разработке материалов, учебных пособий, распространении опыта. 2) В подготовке кадров для обеспечения соответствующего математического знания. Может быть, педагогические колледжи и институты призваны подготовить кадры для начальной и основной школы, педагогические факультеты университетов для старшей школы соответственно.
УДК 371.13
Олефир Светлана Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], [email protected], Челябинск
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Olefir Svetlana Valentinovna
The candidate of the pedagogical sciences, senior lecturer of department of pedagogy and psychology of Chelyabinsk institute of the refresher courses and improvement of teachers’ professional skills, [email protected], [email protected], Chelyabinsk
PROFESSIONAL POSITIONING OF SCHOOL LIBRARIES IN THE CONDITIONS OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) отличаются от предшествующих разработок развивающим потенциалом, обеспечивающим обновление системы образования в услови-
ях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» [10] сформулирован принцип конструирования образовательного пространства на основе фундаментальности образования. Значение этого принципа возрастает в эпоху общества знаний, он становится основой инновационных технологий в образовании.
Базовым положением фундаментальности образования служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
Концепция формирования универсальных учебных действий опирается на компетентностный подход, в частности на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. [10, с. 6].
Универсальные учебные действия УДД - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Овладение учащимися УДД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться. Таким образом достигаются цели образования, учитывающие государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, построения целостного учебно-воспитательного процесса. Как отмечено в Федеральных стандартах, овладение учащимися универсальными учебными действиями может происходить в контексте различных учебных предметов и во внеурочной деятельности. [10, с. 39]. К планируемым результатам образования относится освоение метаиредметных учебных действий, т. е. умственных действий учащихся, направленных на управление познавательной деятельностью. Пути их формирования изложены в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа» (2010 г.) (далее - Программа) [8].
В российской и международной практике школьные библиотеки позиционируют себя как неотъемлемую часть системы образования. В «Концепции развития школьных библиотек РФ (2009 г.) [4], определены миссия, цели и задачи школьных библиотек, в соответствии с которыми выстраивается их развитие и совершенствование. Результаты сравнительного анализа образовательных приоритетов Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции развития библиотек ОУ приведены в таблице.
Образовательные приоритеты
Направление ФГОС Концепция развития школьных библиотек
Формирование УУД Возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний Содействуют получению навыков непрерывного образования
Навыки смыслового чтения Осознание значимости чтения для личного развития, потребность в систематическом чтении Приобщение к чтению как основному виду познавательной деятельности
Информационная культура Формирование ИКТ-компетент-ности на занятиях по предметам и в надпредметных программах Формирование ИК личности, адаптация к жизни в современном обществе
Цель и основные результаты обучения: Ключевые компетенции в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. ШБ неотъемлемая часть образования, развитие русского языка, ответственной гражданской позиции
Материально-технические условия реализации Наличие библиотеки, медиатеки с печатными и ЭОР по всем предметам и дополнительной литературой Концентрация документальных источников образования на традиционных и электронных носителях
Как следует из таблицы, миссия школьной библиотеки соответствует современным образовательным стандартам в вопросах целей и основных результатов образования, формирования универсальных учебных действий, включая чтение и информационную культуру личности учащихся. В Стандарте начального образования определены, в частности, материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования, включающие требования к школьным библиотекам. «Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно - популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования» [8, с. 41]. Впервые государственные стандарты напрямую связывают результаты обучения с деятельностью школьных библиотек, качеством их помещений и фондов.
Поскольку ключевым фактором результативности образования становится самостоятельная работа учащихся, необходим их самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования, к образовательным ресурсам в печатной и электронной форме, на основе отечественных разработок и лучших образовательных ресурсов со всего мира. Следовательно, руководство школ должно ориентироваться на формирование ресурсных центров на базе школьной библиотеки.
Вся ресурсная база школы должна реализовываться в единой структуре, с единым пониманием целей и задач, единым управлением, объединенным ин-
теллектуальным ресурсом, сосредоточением оборудования и техники, единым документальным фондом, общим финансированием.
Каждый участник образовательного процесса должен знать, что в школе есть такой ресурсный центр, где он всегда может получить нужную информацию, качественную услугу, необходимые продукты библиотечного, педагогического, методического и технического производства. Эта позиция подробно раскрыта в работах И. В. Дейнеко [1] и Е. Н. Ястребцовой [12]. Ресурсный центр школы -это необходимое условие формирования современного качественного образования.
В своих работах [6; 7] мы подробно раскрывали изменившиеся функции школьных библиотек с точки зрения компетентно стного подхода в образовании.
Однако требуется уточнить, что компетентно стный подход должен стать основой организации всей деятельности школьных библиотек. Проектируя любую библиотечную деятельность необходимо понимать, какие компетентности предполагается формировать у пользователей, затем продумывать эффективные формы и методы формирования этих компетентностей. В этом случае определяется дефицит компетентностей и цель их формирования, затем с помощью определенных библиотечных форм, методов и технологий достигается предполагаемый результат.
Рассмотрим две наиболее важных, по нашему мнению образовательных компетенции, формирующихся в процессе универсальных учебных действий: компетенция чтения и ИКТ-компетенция. Именно они должны поддерживаться школьной библиотекой, интегрирующей свою деятельность с учебным процессом в рамках факультативных курсов, кружков и другой внеклассной деятельности учащихся. Эти компетенции соотносятся с образовательной функцией и могут развиваться школьным библиотекарем в рамках формирования информационной культуры, функциональной грамотности и методов познания.
Компетенции в области чтения относятся к образовательным компетенциям, они открывают путь к личностно-комфортным, развивающим, интенсифицирующим, активизирующим, игровым формам организации учебного процесса и отводят' ведущую роль чтению, работе с текстом в процессе обучения. Работа библиотеки с информационными, повествовательными текстами и текстами-рассуждениями (объяснение, убеждение, изложение точки зрения, дискуссия, полемика) способствует формированию образовательных компетентностей учащихся. Количественные характеристики текстов (объем, длина предложения) определяются возрастом обучающихся, их уровнем обученности и целью работы с ними.
- В ФГОС начального образования одним из требований к метапредмет-ным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования определено: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [9, с. 10]. Осознание зна-
чимости чтения для личного развития, использование разных видов чтения, умение воспринимать и оценивать специфику текстов планируется в курсе литературного чтения. Однако в рамках единственного предмета невозможно получить высокий уровень читательской компетенции. Уже сейчас школьные библиотекари могут начать формирование читательских компетенций школьников как основы обновленного образования, что отражено в Национальной программе поддержки и развитая чтения [5], в «Концепции поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области» [3].
Трудно переоценить роль чтения в формировании образовательных компетенций школьников. Для использования чтения как вида учебной деятельности, у школьников должны быть сформированы специальные навыки и типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.
Исследования показывают, что школьники, владеющие ключевыми образовательными компетентностями, характеризуются высоким развитием познавательного и культурного уровня. Информационные и коммуникационные технологии играют ключевую роль при освоении познавательных универсальных учебных действий. Формированию ИКТ-компетенций, как важного инструмента общеучебных универсальных действий в Примерной основной образовательной программе уделяется особое внимание. В ее рамках разработана специальная подпрограмма, определяющая информационно-коммуникационные технологии как инструментарий УУД.
ИКТ-компетенции, как результат универсальных учебных действий включают:
- поиск информации;
- ее фиксацию с помощью различных технических средств;
- структурирование и организацию информации;
- создание простых гипермедиасообщений и моделей.
Это сложные для младших школьников компетенции не могут бьггь сформированы только в рамках учебных предметов. Они таюке должные обеспечивать преемственность и развиваться в старшей школе. Следовательно, необходима разработка концептуально-методологической базы формирования информационной культуры школьника для адекватного отражения диалектического единства разноаспекгных составляющих процесса, содержания и результата образования. Именно такие навыки и должны формировать школьные библиотеки, по мнению Н. И. Гендиной, эксперта программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [11].
Н. И. Гендина, определяет информационную культуру личности как «одну из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных технологий и ИКТ» [11, с. 41].
Информационная культура современного школьника в старшей школе предполагает умение:
- осознать и сформулировать потребность в информации для решения той или иной проблемы;
- выработать стратегию поиска информации;
- найти соответствующую информацию;
- оценить качество информации: полноту, достоверность, актуальность, объективность;
- сформировать собственное отношение к этой информации;
- представить свою точку зрения и понимание проблемы;
- оценить эффективность проделанной работы по следующим параметрам: полученные знания, приобретенные навыки и успешность в решении поставленной задачи;
- осознать, что знания и навыки, полученные в процессе решения данной проблемы, можно распространить на другие задачи и сферы деятельности;
- осознать влияние тех знаний, которые были получены в ходе решения задачи, на личные позиции и поведение.
Формирование информационной культуры школьника относится к основным задачам современной школьной библиотеки, решить ее поможет развитие традиционной образовательной функции (поддержка образовательного процесса) в функцию педагогическую.
Школьные библиотекари Челябинской области сознательно позиционируют себя в условиях новых образовательных стандартов. Они определяют конкретные области, методы и библиотечные технологии для эффективной профессиональной деятельности в учебных, образовательных, воспитательных целях. В ходе курсов повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений в ЧИППКРО в 2010 г. было проведено анкетирование. Библиотекарям необходимо было выбрать, какие из предложенных ключевых компетенций может развивать школьная библиотека: ценностно-смысловые, об-щекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования.
Результаты анкетирования представлены на рисунке.
1 2 3 4 5 6 7
виды компетенций
Формирование ключевых компетенций
Наибольший вес в данной диаграмме имеют общекультурные компетенции, их выделили 100% респондентов, 90% выделили учебно-познаватель-
ные, информационные и компетенции личного самосовершенствования. Наименьший вес получили социально-трудовые компетенции - 10%.
Среди форм и средств библиотечной работы, обеспечивающих формирование ключевых образовательных компетенций в школьной библиотеке были названы:
- библиотечные уроки, как средство формирования информационных компетенций;
- предметные недели, литературные уроки и игры, обзоры и выставки книг как средство формирования учебно-познавательных компетенций;
- праздники, беседы, обзоры в формировании общекультурных компетенций;
- выставки, обзоры, индивидуальные беседы в формировании компетенций личного самосовершенствования.
Таким образом, новое содержание школьного образования должно быть направлено на развитие ключевых компетентностей как образа будущей деятельности всех субъектов образования.
Школьные библиотеки, а значит, их работники должны соответствовать новым образовательным стандартам.
Профессиональное позиционирование школьного библиотекаря в условиях новых образовательных стандартов состоит в преобразовании школьной библиотеки в мощный ресурсный центр образовательного учреждения, организации деятельности с учетом компетентносшого подхода, на основе информационно-коммуникационный технологий с ориентацией на новое содержание образования и его ожидаемые результаты.
Следовательно, библиотеки школ могут стать важной составляющей системы обучения и воспитания, в частности - в формировании образовательных компетенций школьников. Именно в школьной библиотеке будут зарождаться интерес к чтению, формироваться информационная грамотность и культура, способность к самостоятельному обучению с использованием различных источников информации, духовно-нравственные качества школьника.
Для повышения педагогического потенциала школьных библиотек в реализации образовательных стандартов второго поколения необходимы:
- разработка концептуальных основ и модели формирования ключевых образовательных компетенций в процессе деятельности школьных библиотек;
- определение педагогических принципов, подходов и условий эффективного формирования ключевых образовательных компетенций;
- поиск и апробация инновационных форм профессиональной деятельности библиотекаря;
- вариативность, учёт личностных и возрастных особенностей школьников, деятельностного компонента в мероприятиях школьной библиотеки.
Библиографический список
1. Дейнеко, И. В. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке [Текст]/ И. В. Дейнеко // Библиотека в школе . - 2009. - № 10. - С. 5-7.
2. Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей: материалы парламентских слушаний [Электронный ресурс] / Государственная дума. - Режим доступа: www.duma.gov.ru/index.jsp?l=l.
3. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [Текст] - М. : МЦБС, 2008. - 47 с.
4. Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года: Общественно-государственный проект [Текст] / Русская школьная библиотечная ассоциация; Н. В. Бубекина., Т. Д. Жукова, Н. И. Гендина, Jl. Е. Коршунова. - М.: РШБА, 2009. - 24 с.
5. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст] - М., 2007. -44 с.
6. Олефир, С. В. Современная школьная библиотека в контексте проекта стратегии «Наша новая школа» [Текст] / С. В. Олефир // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1. - С. 109-118.
7. Олефир, С. В. Потенциал школьной библиотеки в формировании метапред-метных компетентностей школьников [Текст] / С. В. Олефир // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 3 (5). - (в редакции).
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов].-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://standart.edu.ru
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / ред.: В. В. Козлов, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).
11. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н. И. Гендина и др. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 351 с.
12.Ястребцева, Е. Н. Меняющиеся место и роль школьной библиотеки [Электронный ресурс] / Е. Н. Ястребцева // Вопросы информатизации образования: научно-практический электронный альманах. Вып. 15. - Режим доступа: http:// npstoik.ru/vio/.