Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры личности: инновационная модель подготовки и повышение квалификации библиотечных кадров в регионе'

Формирование информационной культуры личности: инновационная модель подготовки и повышение квалификации библиотечных кадров в регионе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
837
68
Поделиться
Ключевые слова
Информационная культура личности / БИБЛИОТЕКИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / повышение квалификации библиотекарей / региональная модель

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Стародубова Галина Александровна, Уленко Юлия Владимировна

Рассматриваются проблемы формирования информационной культуры личности в условиях библиотеки. Характеризуется содержание подготовки специалиста в области формирования информационной культуры личности на базе высшего библиотечного образования. Описывается региональная система повышения квалификации работников образования и библиотек в сфере информационной культуры. Раскрывается содержание учебного курса «Формирование информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки».

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Стародубова Галина Александровна, Уленко Юлия Владимировна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры личности: инновационная модель подготовки и повышение квалификации библиотечных кадров в регионе»

УДК 023

ББК 78р

Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В РЕГИОНЕ

Рассматриваются проблемы формирования информационной культуры личности в условиях библиотеки. Характеризуется содержание подготовки специалиста в области формирования информационной культуры личности на базе высшего библиотечного образования. Описывается региональная система повышения квалификации работников образования и библиотек в сфере информационной культуры. Раскрывается содержание учебного курса «Формирование информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки».

Ключевые слова: информационная культура личности, библиотеки, подготовка кадров, повышение квалификации библиотекарей, региональная модель.

G. A. Starodubova, Y. V Ulenko

FORMATION OF PERSONAL INFORMATION CULTURE: THE INNOVATIVE MODEL OF TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF LIBRARY STAFF IN THE REGION

The problems of personal information culture in libraries are reviewed. The content of a specialist in the field of personal information culture training based on higher library education is characterized. Description of the regional system of training the educators on the base of higher library in information culture is provided. The content of the course «Formation of personal information culture in the school library conditions» is described.

Keywords: personal information culture, libraries, staff training, advancing the qualification of librarians, regional model.

Лаборатория формирования информационной культуры личности НИИ ИТ СС КемГУКИ, начиная с момента ее основания (октябрь 2000 г.), осуществляет целенаправленную деятельность в рамках следующих направлений:

• разработка технологии преподавания и обучения основам информационной культуры;

• создание научно-обоснованного, дифференцированного в зависимости от категории обучаемых (школьники, студенты, преподаватели, специалисты) комплекса учебно-методических средств (учебных программ, учебных и методических пособий);

• популяризация знаний по информационной культуре личности среди широких слоев населения.

Особое место в исследованиях лаборатории занимает поиск инновационных подходов к подготовке и повышению квалификации библиотекарей как специалистов, призванных профессионально вести информационную подготовку граждан к жизни в информационном обществе, формировать информационную культуру личности.

Становление глобального информационного общества и общества знаний предусматривает организацию информационного образования, обеспечивающе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го повышение уровня информационной культуры общества в целом и отдельного индивида в частности. Как отмечается в «Руководстве по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленном секцией по информационной грамотности Международной федерации библиотечных ассоциаций (ГРЬА), сегодня граждане должны развивать свои информационные компетенции, поскольку они являются ключевым фактором в образовании на протяжении всей жизни и первым шагом на пути к достижению образовательных целей [2]. В процесс информационного образования, отмечается в Руководстве, должны быть включены образовательные учреждения различного уровня, система повышения квалификации специалистов, библиотеки и органы информации.

Следует подчеркнуть, что в последние десятилетия во всем мире наблюдается осознание новой роли библиотек и библиотечных работников в подготовке информационно грамотных граждан и формировании информационной культуры личности. Формирование личности, обладающей высоким уровнем информационной культуры, является своего рода социальным заказом библиотекам и библиотекарям со стороны общества в XXI веке.

Для того чтобы библиотека могла реализовать этот социальный заказ, необходимо понимание библиотеки как неотъемлемого элемента единого информационно-образовательного пространства и осознание социальной значимости деятельности библиотеки по формированию информационной культуры личности. Наряду с этим требуется целенаправленная, системно организованная работа, базирующаяся на научно обоснованных подходах. В частности, необходимо, как минимум, решение следующих задач: разработка концепции формирования информационной культуры личности; определение со-

держания, структуры и показателей уровня информационной культуры конкретных групп пользователей информации; разработка технологии формирования информационной культуры личности в условиях библиотеки. Потребность в такого рода теоретических исследованиях и разработках обусловлена тем, что на практике библиотеки испытывают серьезные трудности с организацией работы по продвижению идей информационной грамотности и формированию информационной культуры личности.

Об этом свидетельствуют проведенные в НИИ ИТ СС комплексные исследования по различным аспектам формирования информационной культуры личности в условиях библиотек, в том числе по изучению кадрового состава библиотек региона и анализу опыта работы различных типов и видов библиотек.

В ходе изучения были получены убедительные данные о том, что, несмотря на предпринимаемые библиотеками значительные усилия, их деятельность по подготовке квалифицированных пользователей информации, не обеспечивает ожидаемых результатов и имеет целый ряд недостатков.

К их числу относится монодисциплинарный подход к формированию информационной культуры личности, когда при обучении пользователей в библиотеке реализуется лишь одно из следующих направлений: основы библиотечно-библиогра-фических знаний; основы информатики и вычислительной техники, основы компьютерной грамотности; культура чтения и основы рациональной работы с книгой. Лишь немногие библиотеки предусматривают в ходе обучения основам информационной культуры личности такие важные направления, как освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе учебной, познавательной,

самообразовательной деятельности задачами; овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации и технологией подготовки и оформления результатов самостоятельной работы (учебной, научной, профессиональной и т. д.).

Другим существенным недостатком организации обучения основам информационной культуры личности в библиотеках является несоблюдение важнейших дидактических принципов. Так, наблюдается нарушение принципов системности, последовательности и преемственности, связи теории с практикой, а также несоблюдение дифференцированного подхода к обучению конкретных групп потребителей информации. Неэффективность усилий библиотекарей во многом связана с их слабым владением технологией представления учебного материала: отсутствием целостности и логичности в изложении, неоправданным дублированием.

Серьезную проблему представляет ограниченность психолого-педагогической подготовки библиотекарей. На практике библиотекари слабо владеют методикой обучения основам информационной культуры личности, современными педагогическими технологиями, зачастую не обладают четким представлением о психофизиологических особенностях обучающихся и т. д. Все это препятствует выбору рациональных, эффективных форм и методов обучения в зависимости от возрастной категории обучаемых.

Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости переосмысления содержания профессиональной подготовки будущих специалистов в области формирования информационной культуры личности. Совершенно очевидно, что необходима организация особой профессиональной подготовки библиотекарей, способных квалифицированно вести занятия по курсу «Основы информационной

культуры личности» с различными возрастными, профессиональными и социальными категориями обучаемых. Для этого в состав специальной подготовки библиотекарей требуется включить, с одной стороны, изучение предметной области, ха-растеризующей феномен информационной культуры личности, а с другой стороны, углубленное изучение педагогики, возрастной психологии, методики преподавания курса «Основы информационной культуры личности» и широкого спектра современных форм и методов обучения, новых педагогических технологий.

Результаты проведенного исследования послужили основой для открытия в 2000 году на факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств (в настоящее время - университет) в рамках специальности 05.27.00 «Библиотековедение и библиография» специализации «Технология формирования информацион-нойкультуры» (впоследствииее преемником стала специализация «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» в рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность»). Введение этой специализации сопровождалось разработкой соответствующего учебно-методического комплекса. В его состав вошли учебный план, учебные программы, программы учебной, производственной и преддипломной практик, тематика курсовых и дипломных работ.

Особое место в структуре профессиональной подготовки специалиста в области формирования информационной культуры личности отводится комплексу психолого-педагогических знаний. Это обусловлено тем, что лишь знание психофизиологических особенностей конкретных возрастных групп пользователей информации позволяет осуществлять дифференцированный подход при обучении основам информационной культуры личности, выби-

рать адекватные возрасту формы и методы обучения. Знание возрастных, профессиональных, социальных и иных особенностей различных категорий обучаемых позволяет четко формулировать педагогические цели и задачи, находить оптимальные варианты их решений. Эти знания и умения будущие специалисты осваивают в таких курсах, как «Возрастная психология», «Социальная педагогика», «Педагогика школы», «Современные педагогические технологии».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшей составляющей в профессиональной подготовке библиотекарей, призванных формировать информационную культуру личности, являются специальные знания: история развития подготовки пользователей информации, ее конкретная историческая обусловленность, зарубежный и отечественный опыт обучения информационной грамотности и формирования информационной культуры личности, современные концепции формирования информационной культуры личности, критерии оценки уровня информационной культуры определенных групп обучаемых.

Основное внимание в блоке специальных дисциплин, таких как «Методика преподавания информационной культуры в библиотеке», «Методика преподавания информационной культуры в учебных заведениях», «Речевое мастерство педагога», «Педагогический практикум», «Медиа-технологии образования», уделяется формированию умений оптимального построения процесса обучения, выбору конкретных методов и форм учебных занятий, дидактических приемов обучения.

Превращение библиотекаря в ключевую фигуру продвижения идей информационной грамотности и информационной культуры предполагает формирование креативной личности самого библиотекаря. Слово «креативность» (от англ. creativity), как известно, означает созидание.

Под креативной личностью принято понимать личность созидающую, творческую, способную к продуцированию новых идей, располагающую возможностями, которые проявляются не только в мышлении, чувствах, общении, но и в отдельных видах деятельности, в процессе создания и получения нового (новых знаний, новых интеллектуальных, художественных и иных продуктов творческой деятельности).

В целях формирования творческой (креативной) личности специалиста в сфере информационной культуры организация учебного процесса предусматривает следующее:

1. Освоение инновационных педагогических технологий. В ходе обучения студенты получают представление о новых концептуальных подходах к решению проблемы информационной подготовки граждан на основе современных педагогических технологий, осваивают методы оценки уровня информационной подготовки конкретных групп пользователей информации.

2. Овладение рациональными методами обучения основам информационной культуры. Оно предполагает развитие у студентов умений и навыков самостоятельного подбора дидактических материалов и наглядных средств, позволяющих наиболее полно раскрыть изучаемый материал. Творчество студента на этом этапе воплощается в самостоятельной работе над конспектом урока по одной из тем курса «Основы информационной культуры личности»

3. Практическая реализация самостоятельно подготовленных студентами библиотечных уроков. Их цель - не только подготовить будущих библиотекарей к активной, творческой педагогической деятельности, но и сформировать аналитические умения и навыки в ходе посещения и анализа библиотечных уроков своих сокурсников.

Успешной адаптации студентов к условиям будущей профессиональной деятельности способствует проведение библиотечных уроков на базе детской библиотеки «Инфосфера» (филиал № 3) Централизованной системы детских библиотек г. Кемерово. Так, например, по заказу данного филиала студентами был разработан комплекс библиотечных уроков, получивший высокую положительную оценку библиотекарей-практиков.

4. Выполнение дипломных работ по заказу детских и школьных библиотек г. Кемерово. Приведем в качестве примеров темы дипломных работ, выполненных студентами за последние пять лет: «Обучение учащихся младшего школьного возраста основам компьютерной грамотности в условиях детской библиотеки», «Активные методы формирования информационной культуры пользователей детской библиотеки», «Дидактические средства формирования информационной культуры младших школьников», «Рабочая тетрадь по курсу "Основы информационной культуры для учащихся 4-го класса"», «Формирование информационной культуры у учащихся младшего школьного возраста в условиях детской библиотеки», «Игровые технологии в формировании информационной культуры у учащихся младшего школьного возраста», «Театрализованная игра как метод формирования основ информационной культуры учащихся младшего школьного возраста», «Метод проекта в обучении учащихся старшего школьного возраста основам информационной культуры».

Плодотворность разработанной

в НИИ ИТ СС модели подготовки специалиста в области информационной культуры выражается не только в востребованности выпускников КемГУКИ в библиотечно-ин-формационных и образовательных учреждениях региона, но и в том, что в последние годы недавние выпускники принимают

активное участие в научно-практических конференциях и семинарах, география которых весьма обширна - от гг. Кемерово, Томск, Красноярск до г. Москвы и международной Крымской конференции в г. Судак и др. Наши выпускники не только активно участвуют в обсуждении различных проблем повышения уровня информационной культуры, но и успешно демонстрируют собственные творческие достижения, занимая призовые места в областных конкурсах и проектах, направленных на повышение уровня информационной культуры в регионе, включая открытый конкурс «Информационная продукция библиотек Кузбасса в помощь формированию информационной культуры личности», конкурсы на разработку лучшего библиотечного занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» и др.

С инновационной моделью подготовки специалистов в сфере формирования информационной культуры личности на базе высшего библиотечного образования тесным образом связана и разработанная нами региональная модель повышения квалификации библиотечных кадров [4]. Разработка этой модели осуществлялась в тесном взаимодействии и сотрудничестве с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО). Благодаря этому взаимодействию в Кемеровской области с 2000 года регулярно проводятся специализированные курсы повышения квалификации и обучающие семинары, направленные на повышение уровня квалификации библиотечных работников в сфере формирования информационной культуры личности.

В системе курсов повышения квалификации выделяются следующие звенья:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Плановое обучение библиотекарей-практиков через систему повышения квалификации работников культуры и

образования Кузбасса. Так, обучение библиотекарей общеобразовательных учреждений осуществляется через:

1.1. Стационарный вариант проведения специализированных курсов в городе Кемерово на базе КРИПКиПРО. Именно здесь благодаря сотрудникам НИИ ИТ СС прошли обучение и повысили квалификацию в сфере информационной культуры сотни учителей и библиотекарей Кузбасса;

1.2. Выездные очно-заочные курсы в территориях (Беловский, Гурьевский, Тяжинский, Яшкинский, Топкинский, Ленинск-Кузнецкий и др. районы Кемеровской области);

1.3. Организацию специализированных обучающих семинаров для библиотекарей муниципальных библиотек на базе ведущих библиотек г. Кемерово (Центральная городская детская библиотека им. А. М. Береснева, Областная научная библиотека им. В. Д. Федорова, Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих).

2. Проведение обучающих семинаров и курсов повышения квалификации по индивидуальным заказам органов управления и учреждений. Выполнение этих заказов предусматривает учет аудитории обучаемых, тип и профиль библиотеки-заказчицы. Примером могут служить обучающие семинары для библиотекарей средних профессиональных учебных заведений на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования (КРИРПО), для библиотекарей областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, для библиотекарей, обслуживающих детей и юношество, и т. д.

Обучение в системе повышения квалификации строится на основе дифференцированного подхода к слушателям с учетом следующих факторов:

- место работы слушателя: школьная библиотека, в том числе библиотека общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, специальных (коррекци-

онных) школ; библиотека среднего специального учебного заведения; детская библиотека; муниципальная библиотека для взрослых;

- наличие специального информационно-библиотечного образования;

- стаж работы;

- опыт работы по обучению читателей информационным знаниям и умениям.

Содержание программы обучающих семинаров и курсов повышения квалификации построено с учетом индивидуальных потребностей слушателей. С этой целью до обучения проводится диагностика исходного уровня профессиональной подготовки слушателей и анализ их профессиональных затруднений, связанных с отсутствием психолого-педагогических знаний и умений. К типичным профессиональным затруднениям библиотекарей относятся: неумение организовывать учебный процесс и управлять аудиторией, неспособность вызывать интерес к занятиям, неумение мотивировать познавательную деятельность учащихся, ограниченность используемого ассортимента форм, методов и средств обучения при работе с различными возрастными категориями (дети, подростки, молодежь, взрослые).

Для проведения в Кемеровской области обучающих семинаров и курсов повышения квалификации зав. лабораторией формирования информационной культуры НИИ ИТ СС Г. А. Стародубовой был разработан специальный учебный курс «Формирование информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки». Учебная программа данного курса вызвала интерес не только у библиотекарей-практиков региона, но и за его пределами. Она была опубликована в 2006 году в сборнике материалов ГНПБ им. К. Д. Ушин-ского «Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений: материалы из опыта работы» [5].

Данная программа нацелена на подготовку библиотекаря к результативной деятельности, направленной на формирование у пользователей уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества и общества знаний. Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- показать социальную значимость деятельности библиотекаря по формированию информационной культуры личности в контексте становления и развития информационного общества и общества знаний;

- дать представление о дифференциации форм и методов обучения основам информационной культуры личности на основе психолого-педагогических знаний о конкретной возрастной группе обучаемых;

- раскрыть возможности новых педагогических технологий в деятельности библиотекаря по формированию информационной культуры личности.

Значительное внимание при обучении по курсу «Формирование информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки» уделяется освещению следующих тем:

- теоретические основы формирования информационной культуры личности;

- информационная культура личности в структуре профессиональной деятельности библиотекаря: состав специальных знаний, умений, навыков;

- учебно-методическое обеспечение обучения основам информационной культуры;

- формы, методы и средства обучения основам информационной культуры личности;

- технология подготовки и проведения занятия (урока);

- диагностика и контроль процесса обучения основам информационной культуры.

Освоение этих тем предполагает использование при повышении квалификации библиотекарей таких методов обучения, как: лекция-диалог, проблемная лекция, семинар-дискуссия, практикум-семинар, консультации, мастер-класс, круглый стол, публичная защита творческой работы (конспекта урока). Комплексное использование этих методов способствует не только продуктивному освоению слушателями теоретических знаний, формированию умений, но и проявлению творческих возможностей слушателей.

Анализ многолетнего опыта обучения библиотекарей-практиков в ходе специальных обучающих семинаров и курсов повышения квалификации позволяет сделать вывод о целесообразности следующей организации учебного процесса:

- первый блок обучения должен быть связан с получением теоретических знаний. Слушатели получают представление о новой парадигме информационной подготовки современного пользователя информации, о существующих теоретических подходах к решению проблемы и знакомятся с концепцией формирования информационной культуры личности, разработанной сотрудниками НИИ ИТ СС КемГУКИ, узнают о современной трактовке понятия «информационная культура личности» и критериях ее оценки;

- второй блок должен быть ориентирован на освоение психолого-педагогических знаний, традиционных и инновационных педагогических технологий. На практических занятиях слушатели учатся определять цель занятия и вырабатывать систему дидактических средств, способствующих достижению поставленной цели. В этом блоке формируются необходимые для подготовки специального библиотечного занятия умения: выбор рациональных методов обучения, подбор дидактических материалов и средств контроля и диагностики знаний. При этом каждый слушатель должен

быть самостоятелен в выборе категории обучаемых и темы урока по курсу «Основы информационной культуры личности». Исходя из принципов системности и последовательности, дифференцированного подхода, учитывающего возрастные особенности обучаемых, формулируется цель занятия, определяется его место в системе занятий по разделу и курсу в целом. В соответствии с учебным материалом и психофизиологическими особенностями обучаемых осуществляется отбор дидактических средств, определяются формы и методы обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- третий (заключительный) блок является своеобразным подведением итогов обучения. Он показывает, какие знания, умения приобрели слушатели. Это проявляется в публичной защите автором своего конспекта библиотечного урока, сопровождаемого видеопрезентацией. В основе оценки слушателями каждого представленного урока лежат следующие критерии: информативность, компетентность, логичность, доказательность, культура речи. Цель этого блока: не только подготовить слушателей к активной профессиональной педагогической деятельности, но и сформировать умение оценивать чужую работу и извлекать из нее полезное для собственной практики [3; 5].

В результате реализации такой модели обучения слушатели не только получают теоретические знания на уровне современных достижений образовательной и информационно-библиотечной сферы, осваивают технологию подготовки и проведения библиотечных занятий, но и реализуют личные творческие возможности, определяют перспективы своей деятельности в повышении уровня информационной культуры пользователей.

Как показали результаты анализа обратной связи, библиотекари, прошедшие специальное обучение, положительно оценивают программу обучающих семинаров

и курсов повышения квалификации в сфере формирования информационной культуры личности. В этом убеждают результаты итогового тестирования и результаты анкетирования.

Так, при ответе на вопрос: «Чему вы научились?» - слушатели называют следующие знания, умения и навыки: освоили предметную область, характеризующую феномен информационной культуры; получили психолого-педагогические знания; расширили представление о современных педагогических технологиях и возможностях их применения в собственной практике. Особо ценится слушателями осознание того, что собой представляет «целенаправленное обучение в области информационной культуры», освоение нетрадиционных форм уроков и овладение активными методами обучения, освоение технологии подготовки и проведения библиотечных занятий. Принципиальное значение слушатели придают тому, что обучение имеет сугубо прикладной, практико-ориентированный характер: «научились делать...». Показательным является тот факт, что большинство слушателей завершают обучение с желанием продолжить свою работу по формированию информационной культуры личности в условиях библиотеки, работу на другом, качественно новом уровне, опираясь на полученные в ходе повышения квалификации знания и умения.

Многолетний опыт организации и проведения занятий в системе повышения квалификации убеждает нас, что для повышения эффективности этой работы необходимо соблюдение следующих условий:

- индивидуальный подход к каждому слушателю, в соответствии с которым должны быть предусмотрены персональные задания, учитывающие уровень подготовки слушателя, его библиотечный стаж и опыт работы по информационной подготовке граждан, степень заинтересованности в учебном материале;

- разнообразие и оригинальность используемых приемов обучения;

- осознание цели, смысла и места предлагаемых заданий в профессиональной деятельности библиотекарей по формированию информационной культуры личности.

Перспективным мы считаем организацию выездных практических занятий в реальных производственных условиях, широкое использование активных методов обучения: внедрение метода проектов, деловых и имитационных игр, поскольку в этих организационных формах обучения меняется способ представления и усвоения знаний, становятся более разнообразными и плодотворными формы взаимодействия между слушателями.

Внедрение такой модели обучения обеспечивает не только повышение уровня квалификации библиотекарей в сфере

формирования информационной культуры личности, но и активизацию их творческой деятельности, профессиональной самореализации. Об этом свидетельствуют результаты участия библиотекарей в конкурсах как регионального, так и всероссийского уровня, в первую очередь, регулярное участие в Сибирском библиотечном форуме и такой широкомасштабной информационно-просветительской акции, как «Дни Программы ЮНЕСКО "Информация для всех"» в Кузбассе.

В целом через систему повышения квалификации устанавливается обратная связь, позволяющая сотрудникам НИИ ИТ СС быть в курсе насущных проблем, стоящих перед библиотекарями-практиками, оценивать накопленный в библиотеках опыт, определять перспективы деятельности библиотек по формированию информационной культуры личности.

Список литературы

1. Гендина Н. И. Миссия школьной библиотеки в условиях становления информационного общества и общества знаний // Школьная библиотека. 2007. № 6-7. С. 22-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лау X. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 37 с.

3. Пилко И. С. Технологический подход к формированию основ информационной культуры // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. / науч. ред. Н. И. Гендина. Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. С. 122-129.

4. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Кемеровская школа формирования информационной культуры: традиции и инновации // Наследие С. А. Сбитнева: ученого, педагога, новатора: сб. матер. науч.-практич. конф., посвященной 90-летию со дня рождения С. А. Сбитнева (Кемерово, Новокузнецк, 14-19 марта 2008 г.) / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Кемерово: КемГУКИ, 2008. С. 151-162.

5. Стародубова Г. А., Усачева Т. Б. Повышение квалификации школьных библиотекарей как фактор совершенствования деятельности по формированию информационной культуры личности // Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений: материалы из опыта работы / Рос. акад. образования: ГНПБ им. К. Д. Ушинского; сост. Е. М. Зуева. М., 2006. С. 16-21.