УДК 02+373.3/5
СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
Е. В. Качева
аспирант, Челябинский государственный институт культурыi E-mail: helgoct@gmail.com
РОЛЬ И МЕСТО СЕТЕВЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Педагогическая деятельность библиотеки образовательной организации исторически реализовыва-лась как воспитательный компонент учебного процесса. Новые условия современного образования потребовали изменения в работе школьных библиотек. Сетевые библиотечные проекты стали новым инструментом реализации их педагогической деятельности. Данная технология позволяет рассматривать возможности включения библиотеки в образовательный процесс посредством формирования достижений учащихся на трех уровнях: предметном, метапредметном и личностном. Реализация образовательной функции в сетевом проекте представлена на примерах достижений предметных результатов в литературных и языковых проектах («Приключения любознательных», «Жил на свете язык» и другие), в проектах другой предметной направленности (история в проекте «Недаром помнит вся Россия», география - в веб-квесте «Вершины Каменного пояса») и в сфере информационно-коммуникационных технологий. Обучающая, воспитательная и развивающая функции могут быть рассмотрены через формирование читательских компетенций, медийно-информационной грамотности обучающихся и их коммуникативных компе-тентностей. Результаты рефлексивного опроса участников и координаторов команд доказывают эффективность сетевых библиотечных проектов в достижении различных результатов обучения.
Ключевые слова: школьная библиотека, сетевой библиотечный проект, библиотечная педагогика, педагогическая деятельность школьной библиотеки, образовательная и воспитательная деятельность школьной библиотеки
Для цитирования: Качева, Е. В. Роль и место сетевых библиотечных проектов в образовательном процессе школы /Е. В. Качева //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 2 (50). - С. 61-69.
Педагогическая деятельность школьной библиотеки исторически реализовывалась посредством книги и чтения. Развитие информационных технологий затрудняет реализацию данной функции в традиционном формате, но раскрывает горизонты развития школьной библиотеки для трансформации библиотечных технологий и интеграции их в образовательный и воспитательный процесс школы. Современная ситуация в образовании - смена основной парадигмы, принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) -требует изменения содержания деятельности библиотеки, ставит ее в центр образовательно-воспитательного процесса в школе. Эта роль школьной библиотеки подчеркивается и в Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, принятой в июне 2016 г.: «Школьная библиотека в настоящее время
должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и до-суговую функции» [12]. Педагогическая деятельность названного структурного подразделения учебного заведения сформулирована также в Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек: «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях... вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами» [14].
Вопросы педагогической деятельности школьных библиотекарей всегда были в центре внимания как ученых-библиотековедов,
61
так и библиотекарей-практиков. Понимание педагогической деятельности школьной библиотеки как миссии представила в своей книге «Библиотечная педагогика или воспитание книгой» И. И. Тихомирова [16, с. 19-20]. Аналогичного мнения придерживается и А. В. Соколов: «... школьная библиотека всегда выступала как внеклассный педагогический центр, органично связанный с учебным процессом и реализующий библиотечно-педагогические методы гуманистического воспитания учащихся» [15].
Первое десятилетие XXI в. ознаменовалось защитой ряда диссертационных исследований, посвященных разработке различных моделей школьных библиотек, в каждой из которых в определенном ракурсе рассматриваются вопросы деятельности указанного типа библиотек в помощь образовательно-воспитательном процессу. Е. В. Иванова, например, изучала библиотеку через информационно-образовательную среду школы [5]; В. К. Капранов исследовал степень влияния сетевого взаимодействия школьных библиотек на совершенствование образовательного процесса [7]. Н. В. Крук в диссертации «Модель школьной библиотеки» определяет понятие и содержание образовательной деятельности школьной библиотеки как практическую «деятельность по обучению, воспитанию и образованию.» [11, с. 30]. В диссертационном исследовании Т. Д. Жуковой педагогическая деятельность школьной библиотеки представлена в виде модели, которая «отличается от модели деятельности учителя лишь тем, что она всецело связана с книгой и чтением, носящими надпредметный характер» [3, с. 46]. Другой подход к содержанию педагогической деятельности школьного библиотекаря предлагается в работе В. Б. Антиповой, разделяющей содержание педагогической деятельности школьной библиотеки на два больших блока: первый реализует образовательную, обучающую и частично воспитательную функции, а второй является отражением реализации воспитательной и развивающей функций [1, с. 4].
Так что же представляет собой педагогическая деятельность современной школьной
62
библиотеки? Остановимся на определении, данном в работе Е. М. Зуевой: для «школьной библиотеки педагогическая деятельность -.это деятельность, которая направлена на воспитание, обучение, развитие личности читателя специфическими средствами и методами библиотечной работы» [4].
На наш взгляд, данное определение позволяет рассматривать работу школьной библиотеки в единстве трех составляющих: формирование медийно-информационной грамотности, приобщение к культурным достижениям человечества, становление активной, читающей, самосовершенствующейся личности.
Таким образом, большинство современных исследователей включают в педагогическую деятельность школьного библиотекаря образовательную, обучающую, воспитательную и развивающую функции. Действительно, сегодня он выступает в качестве организатора педагогической деятельности, педагога междисциплинарных учебных занятий, воспитателя личности ученика-читателя.
Соответственно расширяется и инструментарий библиотечного обслуживания за счет использования в библиотечной практике различных педагогических технологий, одной из которых является проектная деятельность. Данная технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов как способ самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на поиск собственного творческого решения в практике субъект-субъектных отношений [13].
Одна из наиболее современных форм педагогических проектных технологий школьной библиотеки в условиях развития интернет-коммуникации - сетевой проект. Особенностью сетевых проектов, реализуемых школьной библиотекой, является удаленное сотрудничество участников посредством решения образовательных и воспитательных задач, запланированных ходом проекта, создание ими совместного информационного продукта коллективной проектной деятельности. Основу любого сетевого проекта состав-
ляет коммуникативность в различных ее проявлениях, начиная с простого общения в комментариях и заканчивая созданием коллективного информационного продукта, в создании которого принимают участие несколько десятков команд со всей России и стран дальнего и ближнего зарубежья.
Рассмотрим возможности реализации различных видов деятельности школьной библиотеки и достижения ею трехуровневых результатов (личностный, метапредметный - универсальные учебные действия и предметный) посредством сетевых библиотечных проектов.
Реализацию образовательной функции школьной библиотеки как организацию процесса получения знаний, расширения компетенций обучающихся в сетевых библиотечных проектах следует, на наш взгляд, изучить с нескольких позиций.
Во-первых, как предметные результаты литературных или языковых проектов. Примером могут служить сетевые проекты «Сокровища Каменного Великана» (реализован в 2012, 2015 и 2017 гг.) по легендам и сказам Южного Урала для учеников 5-х классов (авт. Е. Качева), «Жил на свете язык» для учеников 5-7-х классов (авт. Е. Ванюхина), «Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу»: по сказкам В. Сутеева для учеников 1-х классов (авт. Е. Качева), «О созданиях мифических, сказочных и фантастических» для учеников 7-9-х классов (авт. Г. Косаговская и Е. Смут-нева), «Приключения любознательных»: по сказкам Р. Киплинга для учеников 3-х классов (авт. Е. В. Качева). Во всех указанных проектах в качестве основных продуктов были предусмотрены творческие письменные работы: сказки, эссе, рассказы. Соответственно, и в планируемых результатах авторы проектов указывали «научиться сочинять короткие истории на заданную тему», «умение создавать устные и письменные тексты с учетом замысла, адресата и ситуации общения», «научить находить главные темы в произведениях» и т. д., что является отражением положений ФГОС начального и основного общего образования. Создание творческих продуктов сти-
мулировало участников к изучению русского языка и литературы, т. е. повышало уровень владения такими навыками, как умение читать и писать, грамотно выражать свои мысли письменным русским языком.
В проекте «Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу» (http://www.nachalka.com/ 8Ш;ееу) был дополнительно организован детский форум «Ищем слова», на котором первоклассники - участники проекта - не только подбирали литературные синонимы слэнговым словам, но и рассуждали о культуре речи в своей повседневной жизни, отмечали раскрывшуюся им красоту русского языка и свой интерес к его изучению: «Я никогда не знала, что русский язык такой сложный и разнообразный», «Понятие слова "синоним" я узнал только на этом проекте. Сейчас многие учат английский язык, который предполагает укороченную, краткую речь. Привет, это "Ш" и прочее. Русская речь же богатая на синонимы» [6]. К этому стоит только добавить, что в проекте участвовали первоклассники, только начавшие изучать русский язык как учебный предмет. Такое опережающее погружение стимулирует, несомненно, их интерес к предмету.
А вот участники проекта «Сокровища Каменного Великана» (https://goo.gl/Ox0hDu) составляли из устаревших и диалектных слов коллективную ментальную карту «Слово из легенды» (https://goo.gl/kCw6mX). Пятиклассникам пришлось поработать с художественным текстом и словарями. Данная работа способствовала как углублению знаний о диалектизмах и историзмах, формированию навыков работы с различными текстами, так и расширению словарного запаса школьников. На каждом этапе проекта «Приключения любознательных» участники анализировали сказку, что не только требовало от них знания текста, но и формировало навыки литературоведческого анализа, способствовало развитию навыков смыслового чтения.
Во-вторых, можно рассматривать достижение предметных результатов в сетевых проектах и по другим предметным областям. В качестве примера приведем веб-квест «Вершины
63
Каменного пояса» (реализован в 2015, 2016 и 2017 гг.) для учеников 6-х классов по краеведению. В ходе проекта участники разгадывали географические кроссворды, выполняли задания по топонимике, создавали интерактивную географическую карту «Горы Златоустовского Урала» (https://goo.gl/7NbBEV); выполняя задания, много работали с информацией: изучали справочные, научно-популярные, учебные, художественные тексты. Полученную и отобранную информацию учащимся необходимо было представить собственными словами, т. е. научиться ее перерабатывать, оценивать, интерпретировать. Все задания требуют обновления и углубления географических знаний, формирования навыков их практического применения. Углубления географических знаний от участников потребовал и литературный проект по сказкам Р. Киплинга (http://www.nachalka.com/ гЫрН^), в ходе которого третьеклассники вместе с литературными героями «путешествовали» по географической карте, составляя маршруты героев, знакомясь с системой координат на карте, выясняя местоположение реальных и вымышленных географических объектов. Сетевой проект «Недаром помнит вся Россия.» (http://www.nachalka.com/borodino) не только актуализировал знания участников по истории России, но и позволил их серьезно углубить: выполнение итогового задания «Мой край в Отечественной войне 1812 г.» потребовало изучения музейных и архивных материалов, поскольку такой темы нет не только в программе начального общего образования, но и основного. Полученные сведения и углубили знания по истории России, и способствовали побуждению к дальнейшему изучению предмета.
Кроме того, в сетевых проектах повышается уровень знаний участников по информационно-коммуникационным технологиям, так как выполнение заданий проходит в интернет-среде с использованием компьютерной техники.
Реализация подобных проектов возможна в рамках внеурочной деятельности, а поскольку она является частью основной образовательной программы школы, то посредством сетевых
проектов происходит включение школьной библиотеки в образовательный процесс.
Следовательно, проектная внеурочная деятельность библиотеки способствует формированию, углублению и закреплению образовательных результатов обучающихся, и соответственно укрепляет позицию библиотеки в образовательном процессе.
Обучающая, воспитательная и развивающая функции библиотеки в сетевых проектах могут быть реализованы посредством формирования медийно-информационных, организационных и коммуникативных умений, достижения личностных результатов обучения.
Формирование медийно-информационной грамотности школьника с использованием традиционных методов и средств - достаточно трудоемкий, долговременный и не очень результативный процесс. Сетевой же библиотечный проект может стать той эффективной формой работы, которая дает высокую результативность при малых временных и иных ресурсных затратах. Например, в проекте «Недаром помнит вся Россия.», посвященном 200-летию Отечественной войны 1812 г. (http://www.nachalka.com/borodino), для учеников 3-4-х классов была проведена итоговая рефлексия по достижению результатов формирования информационных умений: выявлять и отбирать необходимые материалы, сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников и др. (рис.). О результатах проекта позволяет судить анкетная карта, которую заполнили 68 координаторов из 75.
Диаграмма показывает, что более половины координаторов команд за время проекта отметили у своих учеников развитие умения выявлять и отбирать материалы по теме, делать выводы, выражать их собственными словами, вести поиск информации в сети Интернет; свыше 40 % - умения сравнивать и сопоставлять информацию из разных источников; выявлять информацию в печатных источниках; находить оптимальное решение поставленной задачи с помощью отобранных текстов и иных материалов.
64
поиск музейной инф-ции визуализация вы подои
способность делать выиоды
сравнение и сопоставление инф-ции
оценка инф-ции ни достоверность
отбор инф-ции по теме
поиск инф-ции и Интернете
поиск инф-ции и печатных источниках
умение находить решение проблемы, вопроса
постановка проблемы, вопроси
Рис. Диаграмма информационных умений и навыков
Достичь аналогичных результатов за месяц при традиционном ведении уроков очень трудно. Кроме того, нужно учитывать, что формирование медийно-информационной грамотности было не целью проекта, а лишь одной из задач, решаемой на основе деятельностного подхода. Так, в веб-квесте «Вершины Каменного пояса - 2016» (https://goo.gl/CM5JVH), в котором приняли участие 18 команд, 70 % координаторов (было опрошено суммарно 18 человек) отметили, что дети за время трехнедельного участия в проекте научились поиску информации, 53 % отметили повышение уровня ИКТ-компетенций у участников проекта. Были опрошены и непосредственные участники (59 человек), что позволило конкретизировать их умения и навыки: 56 % отметили повышение своего ИКТ-уровня (научились работе в новых интернет-сервисах), 46 % назвали овладение навыками поиска информации в Интернете, а 37 % заявили, что у них повысился уровень поиска информации в печатных источниках. Напомню, что образовательный веб-квест проводится, как пишет Ярослав Быхов-ский, «для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный
предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных вебсайтах» [2]. Поэтому и результаты освоения технологии поиска информации в Интернете в формате сетевых проектов значительно выше.
Приведенные примеры наглядно демонстрируют эффективность формирования медий-но-информационной грамотности в сетевых библиотечных проектах, поскольку приобретенные в период его реализации умения успешно используются участниками для решения как учебных, так и повседневных задач. Умения, формируемые в рамках освоения медийно-информационной грамотности, можно отнести к достижениям метапредметных результатов обучения. Поэтому деятельность библиотеки в рамках сетевых проектов также соответствует ФГОС общего образования.
Прежде чем рассматривать вопрос о формировании коммуникативной грамотности в сетевых проектах, требуется актуализировать само понятие данной формы функциональной грамотности. Согласно словарям, содержание коммуникативной грамотности определяется как совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться независимо от обстоятельств. Из этого следует, что коммуникативно грамотный человек знает правила общения, умеет их применять и соотносить с конкретной ситуацией (коммуникативным локусом) [10].
В проекте «Недаром помнит вся Россия.» участвовало 74 команды от Калининграда до Камчатки и одна из Таиланда. Несмотря на то, что все участники были русскоговорящими, особенности общения всё же присутствовали: разница в часовых поясах, национальных, региональных и этнокультурных традициях требовала от них предельной однозначности формулировок заданий и ответов к ним, понимания невозможности получить немедленный ответ на возникающие вопросы, терпения. Национальные, региональные и этнокультурные осо-
65
бенности регионов удалось превратить в «изюминку» проекта. На завершающем этапе командам необходимо было представить творческую работу на тему «Мой край в Отечественной войне 1812 года», разместив ее на интерактивную коллективную карту «Недаром помнит вся Россия.». Получился замечательный информационный продукт не только с большим образовательным потенциалом, но и, что было более важным, с огромным воспитательным значением. Участники впервые увидели и почувствовали, как разные и далекие друг от друга регионы вместе работали на победу в этой войне: «Чем больше мы узнаем о земляках, об их участии в Отечественной войне 1812 года, тем острее у нас проявляется чувство гордости за их героизм, милосердие, доброту. Память об их подвигах хранят книги, документы в музеях; дух времени передают памятники архитектуры. Мы хотим быть похожими на наших земляков. Познакомившись с работами других команд, мы сделали вывод, что весь народ от мала до велика встал на защиту своей страны!»; «Документы, словари, статьи энциклопедий, стихи М. Ю. Лермонтова помогли нам ярко представить события 1812 года. Материалы, по которым узнавали о прошлом, были созданы и сохранены людьми, которые любят свою Родину и гордятся подвигами героев. Изучая прошлое, люди становятся мудрыми, добрыми, дружными»; «Знать историю своей страны очень нужно. У нашей страны очень героическое прошлое. Как прошлое может повлиять на будущее, мы пока не знаем. Но участие в проекте повлияло на настоящее. Наши мамы и папы даже и не знали, что у нас были люди, которые участвовали в войне 1812 года. А мы своим детям сможем об этом рассказать» [17].
В проекте «Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу» (http://www.nachalka.com/ suteev) вопросы коммуникативной грамотности, вернее ее отсутствия, встали с первого дня проведения проекта. Участники-первоклассники очень активно начали общение на сайте проекта. Однако общение это было аналогичным общению подрастающего
поколения в социальных сетях и не могло соответствовать образовательному проекту, что только подтвердило нашу уверенность в необходимости обучать детей правилам общения в сети. Потребовалось решение, которое повысит мотивацию участников к правильному, культурному общению. Автор проекта обратилась к участникам с предложением провести на сайте «грамматический субботник»: найти и исправить грамматические ошибки и опечатки в комментариях, оставленных в первый день проекта (таковых насчиталось более трехсот). На созданном для этих целей детском форуме было оставлено 59 сообщений с рассуждениями о синонимах и о культуре общения: «Наша команда считает, что в речи надо использовать больше добрых, вежливых слов. От таких слов окружающим людям всегда будет хорошо и приятно» [8].
В сетевом проекте «Время читать!» (https://goo.gl/gl1nkr) коммуникации были запланированы не только внутри и между командами, но и предполагали выход на иные коммуникативные площадки. Для определения необходимости сохранения позиций семейного чтения в современном мире участниками был проведен опрос, в котором приняли участие 1807 респондентов. Выявлялось наличие у опрошенных традиций чтения в семьях. Кроме того, на протяжении всего проекта его участники привлекали членов своих семей к выполнению заданий: проведение исследования «Книжное древо моей семьи», интерактивное задание о любимых книгах своей семьи и т. д. В своих отзывах участники писали: «Когда мы провели опрос, то поняли, что детям хочется, чтобы им читали вслух не только, чтобы им было интересно, но и чтобы побыть с мамой больше времени. После исследования "Книжное древо..." стало понятно, что одни читают по необходимости, другие - чтобы интересно провести время, третьи - пополняют свои знания и совершенствуют опыт. Выполнив интерактивное задание, мы убедились, что читать - это увлекательно, развиваются творческие способности. Когда провели акцию, поняли, что, читая, можно дарить радость!»;
66
«Книга объединяет людей с самого рождения: когда мама читает книгу своему малышу, когда дети читают в школе, повзрослев - в институте. У взрослых могут быть одинаковые увлечения или предпочтения в литературе, и опять книга их объединяет. Книга - мудрый собеседник. Вот и нас всех в этом проекте объединила книга» [9].
Из изложенного следует, что комментарии, форумы и созданные информационные продукты могут выступать практической реализацией тех умений участников проекта, которые позволяли им прежде всего в письменной форме общаться с другими участниками и тем самым развивать их коммуникативную грамотность. Сформированные коммуникативные компетенции следует, на наш взгляд, отнести к личностным результатам обучения, поскольку воспитательный эффект здесь имеет приоритетное значение.
Особенность реализации педагогической функции школьной библиотеки состоит в ее инструментарии: результаты любого уровня достигаются посредством работы с книгой. Сетевые библиотечные проекты не являются исключением: в основе большинства заданий лежит работа с текстом и книгой. Например, на всех этапах литературных библиотечных проектов «Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу», «Сокровища Каменного Великана», «Приключения любознательных» их участники работали с текстами художественных произведений одного жанра и/или одного автора: составляли ментальные карты по сказкам, разрабатывали маршруты литературных героев, ин-
терактивные задания, интерактивные коллективные онлайн-доски или карты, сочиняли новые сказки и эссе. Столь глубокое ознакомление с наследием народной мудрости (легенды и сказы в проекте «Сокровища Каменного Великана») и лучшими произведениями мировой детской литературы позволяет развить у школьников читательский вкус, сформировать читательские компетенции, повысить их культурный уровень. Всё это соответствует понятию воспитание и, соответственно, воспитательной деятельности школьного библиотекаря.
Таким образом, сетевая проектная технология в воспитательно-образовательном процессе, являясь по своей сути педагогической, призвана решать задачи обучения, воспитания и развития. Анализ сетевых библиотечных проектов доказывает, что применение проектной технологии в библиотечной практике не только успешно решает образовательные и воспитательные задачи, но и позволяет это делать библиотечными методами работы без утраты профессиональной специфики.
Изменение целей образования, выход на первый план личностных и метапредметных результатов обучения способствует повышению роли школьных библиотек не только в воспитательном, но и в образовательном процессах, поскольку именно эти результаты способны выполнить главную задачу школы -сформировать способности к самообразованию. Школьная библиотека посредством сетевых проектов может стать значимым звеном во всей системе образовательно-воспитательной работы учебного заведения.
1. Антипова, В. Б. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря / В. Б. Антипова // Школьная библиотека сегодня и завтра. - 2014. - № 1. - С. 4-8.
2. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Я. С. Быховский. - Режим доступа : http://goo.gl/c57VCF. - Загл. с экрана. - Дата обращения : 15.01.2017.
3. Жукова, Т. Д. Библиотечная периодическая печать как средство влияния на профессиональное сознание школьного библиотекаря : дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03 / Т. Д. Жукова. - Москва, 2008. - 190 с.
4. Зуева, Е. М. Педагогическая деятельность школьной библиотеки : учеб.-темат. план и программа курсов для школьных библиотекарей [Электронный ресурс] / Е. М. Зуева // Режим доступа : https://goo.gl/SL6imb. -Загл. с экрана. - Дата обращения : 03.01.2017.
5. Иванова, Е. В. Организация деятельности школьных библиотек в информационно-образовательной среде : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Е. В. Иванова. - Москва, 2006. - 159 с.
67
6. Ищем слова : детский форум [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://goo.gl/tw3NFk. - Загл. с экр. -Дата обращения : 15.02.2017.
7. Капранов, В. К. Сетевое взаимодействие школьных библиотек как средство совершенствования информационного обеспечения образовательного процесса : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / В. К. Капранов. -Москва, 2012. - 172 с.
8. Качева, Е. В. Сетевой проект как инструмент развития читательской активности школьников / Е. В. Качева // Библиосфера. - 2016. - № 3. - С. 46-51.
9. Качева, Е. В. «.читая, можно дарить радость!» [Электронный ресурс] / Е. В. Качева. - Режим доступа : https://goo.gl/As22KU. - Загл. с экр. - Дата обращения : 25.03.2017.
10. Котова, Е. Коммуникативная грамотность - что это? [Электронный ресурс] / Е. Котова. - Режим доступа : http://goo.gl/z9eimV. - Загл. с экрана. - Дата обращения : 09.05.2016.
11. Крук, Н. В. Модель современной школьной библиотеки : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Н. В. Крук. -Новосибирск, 2007. - 233 с.
12. Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2016 г. № 715 [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://goo.gl/9uy0IM. - Загл. с экрана. - Дата обращения : 06.08.2016.
13. Полат, Е. С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат. - Режим доступа : https://goo.gl/wRcFiW. -Загл. с экрана. - Дата обращения : 02.01.2017.
14. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://goo.gl/PNfgnl. - Загл. с экрана. - Дата обращения : 05.05.2016.
15. Соколов, А. В. Сто лет библиотечной педагогике (1913-2013) [Электронный ресурс] / А. В. Соколов. -Режим доступа : https://goo.gl/Ze2M0g. - Загл. с экрана. - Дата обращения : 02.01.2017.
16. Тихомирова, И. И. Библиотечная педагогика или воспитание книгой / И. И. Тихомирова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2011. - 384 с.
17. Форум «Виктория. Проект "Недаром помнит вся Россия"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://goo.gl/OLNq7i. - Дата обращения : 02.01.2017.
Получено 16.05.2017
E. Kacheva
post-graduate student, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: helgoct@gmail.com
THE ROLE AND PLACE OF NETWORK LIBRARY PROJECTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SCHOOL
Abstract. The pedagogical activity of a library of the educational institution historically was implemented as an educational component of educational process. New conditions of modern education demanded change in work of school libraries. Network library projects became the new instrument of realization of their pedagogical activity. This technology allows to consider the possibilities of inclusion of library in educational process by means of formation of achievements of pupils at three levels: subject, metasubject and personal. Realization of educational function in the network project is presented on examples of achievements of subject results in literary and language projects (the projects "Adventures of Inquisitive", "There Lived on Light Language "and others), in projects of other subject orientation (history in "Not Without Reason All Russia Remembers" project, geography - in web quest of "Top of the Stone belt") and subject results of participants in the sphere of information and communication technologies. The training, educational and developing functions can be considered through formation of reader's competences, media and information literacy of students and their communicative competences. Results of
68
reflexive poll ofparticipants and coordinators of teams prove efficiency of network library projects in achievement of various results of training. The data stated in article confirm a research hypothesis that network projects are the effective instrument of inclusion of school library in educational process of school.
Keywords: school library, network library project, library pedagogy, pedagogical activity of the school library, educational activities of the school library
For citing: Kacheva E. 2017. The role and place of network library projects in the educational process of the school. Culture and Arts Herald. No 2 (50) : 61-69.
References
1. Antipova V. 2014. Pedagogical activity of the school librarian. Shkol'naya biblioteka segodnya i zavtra [School library today and tomorrow]. No 1 : 4-8. (In Russ.).
2. Bykhovskii IA. Obrazovatel'nye veb-kvesty [Educational web quests] [Electronic resource]. Available from : http://goo.gl/c57VCF (accessed : 15.01.2017). (In Russ.).
3. Zhukova T. 2008. Bibliotechnaya periodicheskaya pechat' kak sredstvo vliyaniya na professional'noe soznanie shkol'nogo bibliotekarya [Library periodicals as means of influence on professional consciousness of the school librarian]. Moscow. 190 p. (In Russ.).
4. Zueva E. Pedagogicheskaya deyatel'nost' shkol'noy biblioteki [Pedagogical activity of school library] [Electronic resource]. Available from : https://goo.gl/SL6imb (accessed : 03.01.2017). (In Russ.).
5. Ivanova E. 2006. Organizatsiya deyatel'nosti shkol'nykh bibliotek v informatsionno-obrazovatel'noy srede [The organization of activity of school libraries in the information and education environment]. Moscow. 159 p. (In Russ.).
6. Ishchem slova : detskiy forum [We look for words : children's forum] [Electronic resource]. Available from : http://goo.gl/tw3NFk (accessed : 15.02.2017). (In Russ.).
7. Kapranov V. 2012. Setevoe vzaimodeystvie shkol'nykh bibliotek kak sredstvo sovershenstvovaniya informatsionnogo obespecheniya obrazovatel'nogo protsessa [Network interaction of school libraries as means of improvement of information support of educational process]. Moscow. 172 p. (In Russ.).
8. Kacheva E. 2016. Network project as instrument of development of reader's activity of school students. Bibliosfera. No 3 : 46-51. (In Russ.).
9. Kacheva E. «...chitaya, mozhno darit' radost'!» [".reading, it is possible to give joy!"] [Electronic resource]. Available from : https://goo.gl/Unn5Gl (accessed : 25.03.2017). (In Russ.).
10. Kotova E. Kommunikativnaya gramotnost' - chto eto? [Communicative literacy - what is it?] [Electronic resource]. Available from : http://goo.gl/z9eimV (accessed : 09.05.2016). (In Russ.).
11. Kruk N. 2007. Model' sovremennoy shkol'noy biblioteki [Model of modern school library]. Novosibirsk. 233 p. (In Russ.).
12. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya shkol'nykh informatsionno-bibliotechnykh tsentrov: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 15.06.2016 g. No 715 [About the approval of the Concept of development of the school information and library centers: The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 15.06.2016 No 715] [Electronic resource]. Available from : https://goo.gl/9uy0IM (accessed : 06.08.2016). (In Russ.).
13. Polat E. Metod proektov [Method of projects] [Electronic resource]. Available from : https://goo.gl/wRcFiW (accessed : 0.02.2017). (In Russ.).
14. Rukovodstvo IFLA/YuNESKO dlya shkol'nykh bibliotek [The management of IFLA/UNESCO for school libraries] [Electronic resource]. Available from : https://goo.gl/PNfgnl (accessed : 05.05.2014). (In Russ.).
15. Sokolov A. Sto let bibliotechnoy pedagogike (1913-2013) [Hundred years to library pedagogics (1913-2013)] [Electronic resource]. Available from : https://goo.gl/Ze2M0g (accessed : 02.01.2017). (In Russ.).
16. Tikhomirova I. 2011. Bibliotechnaya pedagogika ili vospitanie knigoy [Library pedagogics or education by the book]. Saint-Petersburg : Professiya. 384 p. (In Russ.).
17. Forum «Viktoriya. Proekt "Nedarom pomnit vsya Rossiya"» [Forum "Victoria. "Not Without Reason All Russia Remembers"" project] [Electronic resource]. Available from : http://goo.gl/OLNq7i (accessed : 02.01.2017). (In Russ.).
Received 16.05.2017
69