ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
М. Н. Свирина*,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. В статье рассматриваются понятие «информационно-библиотечная грамотность» применительно к деятельности музыканта-педагога и основные направления работы библиотеки педагогического вуза со студентами музыкального факультета в процессе их профессиональной подготовки. Особое внимание уделено освоению алгоритма поиска источников и литературы и формированию собственных информационных продуктов: списка литературы, базы аудиофайлов. В статье поднимается вопрос о необходимости последовательного освоения студентами-музыкантами навыков работы с информационными и поисковыми библиографическими сервисами для повышения уровня информационно-библиотечной грамотности.
Ключевые слова: информационно-библиотечная грамотность, музыкальное образование, библиографический поиск, вузовские библиотеки.
Abstract. The article discusses the concept of "information literacy library" in relation to the activities of the teacher-musician and the main directions of pedagogical high school library with students of the Faculty of music in the process of training. Particular attention is paid to the development of the algorithm search sources and literature and the formation of their own information products: a list of the literature database of audio files. The article raises the question of the need for sequential development of students-musicians skills information and bibliographic search services to improve library and information literacy.
Keywords: information and library culture, Information library literacy, bibliographic search, musical education, university libraries.
163
* Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Э. Б. Абдуллин.
164
В современном музыкально-педагогическом образовании об информационно-библиотечной грамотности всё больше говорят как о важнейшем «базовом компоненте» профессиональной подготовки современного учителя музыки. Сегодня важно научить будущего музыканта-педагога -читателя библиотеки музыкального факультета - самостоятельно приобретать новые знания, используя всё многообразие информационных ресурсов, ведь от оперативного нахождения и использования информации зависит не только качество образования, но и качество культуры личности будущего педагога-музыканта в целом. На первый план выходит задача непрерывного музыкального образования в течение всей жизни, необходимым условием которого является умение вести информационно-библиографический поиск [1, с. 251].
В эпоху развития глобальных информационных технологий перед сотрудниками библиотек встают задачи подготовки нового поколения педагогов-музыкантов к мультикультурному информационному миру. Меняются подходы к образованию и «грамотности» в аспектах, связанных с печатной и «электронной» культурой и информацией. Среди подходов, получивших развитие в последние десятилетия, особенно актуальными стали те, что связаны с понятиями и концепциями медиа-образования, информационно-библиотечной грамотности (в России чаще используется более широкое понятие -информационной культуры). Обучение умению ориентироваться в непрерывном потоке информации и формирование новых коммуникативных привычек будущих педагогов-музыкантов рассматривается как важная задача, стоя-
щая перед педагогами и сотрудниками вузовской библиотеки [2, с. 115]. Поэтому одной из актуальных проблем педагогики музыкального образования становится содействие формированию информационно-библиотечной грамотности специалистов-музыкантов.
Не случайно современные инфор-мациологи (В. А. Фокеев, Ю. С. Зубов) считают важной проблемой «умение осуществлять информационную деятельность: формировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свёртывать и развёртывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты» [3, с. 32]. Решающее во многом значение целенаправленной информационной деятельности определяется ещё и тем, что «каждое новое поколение музыкантов входит в постоянно расширяющиеся и усложняющиеся информационные поля» [4].
Понятие информационно-библиотечная грамотность применительно к деятельности музыканта-исполнителя, музыканта-педагога следует рассматривать как сложное явление, состоящее из следующих компонентов:
• библиотечно-библиографиче-ские знания о фонде библиотеки и ресурсах для музыкального и музыкально-педагогического образования;
• осознанность выбора книг и нот для учебной и внеучебной творческой деятельности;
• систематичность и последовательность обращения к имеющимся библиотечным фондам;
• компьютерная грамотность;
• ориентация в совокупных информационных ресурсах вуза;
• умение формировать собственные информационные продукты и поисковые системы.
Понятие информационно-библиотечная грамотность включает в себя также знания о различных коммуникативных системах, в нашем случае, например, о специальной профессиональной символике: знаки музыкальной нотации, музыковедческие понятия и пр.
В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) каждому компоненту уделяется пристальное внимание при проведении практических занятий и консультаций: пользоваться электронным каталогом университетской библиотеки, находить издания, хранящиеся на музыкальном факультете, просматривать список новых поступлений студенты-первокурсники обучаются на первом мастер-классе «Знакомство с библиотекой МПГУ».
Более глубокие знания по работе с музыкальными справочниками и энциклопедиями, коллекциями электронных библиотечных систем по музыкальному искусству и музыкальному образованию, грамотному выбору научной литературы и специализированных периодических изданий студенты приобретают в ходе практических семинаров и индивидуальных консультаций, проводимых библиографами Научной библиотеки МПГУ.
Формированием библиотечно-ин-формационной грамотности пользователей библиотека МПГУ занималась традиционно на протяжении всего времени своего существования. Однако разработанная много лет назад система библиотечно-библиогра-фических занятий со студентами музыкального факультета к концу перво-
го десятилетия XXI века устарела, стала неэффективна. Сотрудниками справочно-библиографического отдела была разработана программа курса «Информационно-библиографическая культура студента педагогического вуза», в которую включен специальный раздел «Формирование информационно-библиотечной грамотности студентов Института искусств». Данный раздел составлен с учётом специфики профессиональных запросов будущих педагогов-музыкантов. В него включены такие темы, как: поиск аудиофайлов и видео в информационных и библиотечных системах; создание партитур для различных инструментов; формирование навыков использования формальных и неформальных источников информации; создание собственных баз данных по музыкальному образованию и др.
Конечно, формирование информационно-библиотечной грамотности будущих педагогов-музыкантов происходит не только на занятиях, организованных библиотекой МПГУ. Она формируется комплексно, в процессе освоения студентами профессиональных образовательных программ музыкально-педагогического образования. Так, осваивая курсы «История музыки», «История музыкального образования», студенты знакомятся с историей и культурой звуковой информации о музыке различных народов и стран, видов и жанров, эпох, стилей, авторов и т. д. Изучая курс музыкально-педагогических и музыкально-теоретических дисциплин, они приобретают профессиональные знания, без которых невозможно осуществить эффективный информационно-библиографический поиск. В ходе учебной дея-
165
166
тельности на основе изучения и анализа соответствующей литературы и других видов источников готовятся «информационные продукты»: рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы. В этих студенческих работах найденная в разных источниках информация перерабатывается и подчиняется логике автора, подлежит сопоставлению и критической оценке -и это тоже важная составляющая информационно-библиотечной грамотности будущего учителя музыки. Ведь в дальнейшем для подготовки к уроку, а тем более для разработки собственных методических рекомендаций педагогу-музыканту необходимо научиться отбирать актуальную литературу из массива информации, анализировать её и создавать собственный информационной продукт, который явится результатом его научно-исследовательской и музыкально-педагогической деятельности.
Важно отметить, что для решения задачи развития информационно-библиотечной грамотности студентов недостаточно только модернизации библиотеки вуза и покупки доступа к различным электронным библиотечным системам. Необходимо последовательно и постоянно обучать и консультировать пользователей по приёмам работы с современными системами информации и библиотечно-библиографическим аппаратом; учить студентов формировать списки литературы на основе изучения тематики обзорных лекций, практических занятий, индивидуальных консультаций; определять содержание тех или иных разделов, которые даны в указанном справочнике; обеспечить электронную форму информационной поддержки для читателей.
Для успешного информационно-библиографического поиска необходимы знания, умения и навыки:
• работы с новыми информационно-коммуникационными музыкальными технологиями;
• оперирования принятой профессиональным музыкальным сообществом терминологией, например такими понятиями, как опус, тональность, клавир и т. п.;
• анализа и критического оценивания целесообразности выбора музыкально-педагогической и музыкально-психологической литературы на основе их библиографического описания.
Таким образом, в процессе получения музыкально-педагогического образования современный студент имеет возможность овладеть умением работать не только с книгой и периодикой, но и с поисковыми системами электронных библиотек и сети Интернет, получить чёткое представление о видах изданий и ресурсов по интересующей теме, научиться пользоваться справочным аппаратом как отдельного издания, так и разного рода информационных ресурсов библиотеки университета [5]. На практических занятиях студенты целенаправленно обогащают опыт эффективной работы с различными справочными изданиями для музыкантов из фонда библиотеки - от специальных энциклопедий и словарей [6-9 и др.] до библиографических пособий и указателей музыкальной литературы [10-12 и др.].
Как показывает практика работы в этом направлении сотрудников библиотеки МПГУ, студенты и аспиранты с интересом осваивают алгоритм поиска информации об изданиях по музыке
и музыкальному образованию в электронных базах данных, создают подборки литературы в каталогах нотно-музыкального отдела РГБ, электронно-библиотечной системы издательства «Лань; Планета музыки», пользуются «виртуальной книжной полкой1» в электронном каталоге МПГУ.
Таким образом, формирование информационно-библиотечной грамотности у студентов музыкально-педагогических специальностей закладывает основы информационно-библиотечной культуры восприятия ими различных каналов научной, образовательной и культурной информации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моргенштерн, И. Г. Информационный и книжный мир. Библиография [Текст] : избранное / И. Г. Моргенштерн. - СПб. : Профессия, 2007. - 440 с.
2. Справочник библиотекаря [Текст] /
A. Н. Ванеев ; науч. ред. А. Н. Ванеев,
B. А. Минкина. - 4-е изд., испр. и доп. -СПб. : Профессия, 2010. - 439 с. - (Библиотека).
3. Библиография: теоретико-методологические основания [Текст] : учеб. пособие для системы доп. библ.-информ. образования / В. А. Фокеев. - СПб. : Профессия, 2006. - 350 с. : табл.
4. Двугольский, В. П. Информационно-библиографическая культура музыканта-исполнителя и педагога как проблема музыкознания: на материале баянного искусства [Электронный ресурс] : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 - «Музыкальное искусство» / В. П. Двугольский ; Магнитогорская государственная консерватория. - Магнитогорск, 1999. -Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/mformatsюnno-ЫЫюgraficheskaya-
kultura-muzykanta-ispolmtelya-i-pedago-ga-kak-problema-mu (дата обращения: 29.09.2016).
5. Информационная культура - понятие, сущность, структура [Электронный ресурс] // Gigabaza.ru. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/92475.html (дата обращения: 12.11.2016).
6. Хабибрахманова, С. М. Информационно-библиотечное обслуживание творческих работников: современные проблемы и перспективы развития [Текст] / С. М. Ха-бибрахманова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. -№ 3 (19). - С. 139-142.
7. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. -2-е изд. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. - 671 с.
8. Большая энциклопедия музыки [Текст] / Г. Боффи. - М. : АСТ : Астрель, 2007. -412 с.
9. Словарь иностранных музыкальных терминов [Текст] / Т. Крунтяева, Н. Молокова. - М. : Музыка, 2004. - 182 с.
10. Музыкальный словарь Гроува [Текст] / пер. с англ., ред. и доп. Л. О. Акопяна. -М. : Практика, 2001. - 1095 с. : ил. : ноты.
11. Справочная литература по музыке [Текст] : аннотированный указ. изд. на рус. яз., 1979-1995 / сост. О. М. Зверева, Н. Г. Павлова. - М. : Пашков дом, 2000. -
299 с. I6'
12. Советские композиторы и музыковеды [Текст] : справочник : в 3 т. Т. 1. А-И / Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский. - М. : Советский композитор, 1978. - 270 с. ; Т. 2. К-Р / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек. -М. : Советский композитор, 1981. -416 с. ; Т. 3. Ч. 1. С-Ф / Л. Г. Григорьев [и др.]. - М. : Советский композитор, 1989. -215 с.
13. Музыкальное образование в Москве [Текст] : справочник / рук. проекта Д. М. Якубов. - Вып. 2. - М. : Пед. об-ние «Радуга», 1998. - 97 с.
1 Данная функция доступна читателям библиотеки МПГУ в личном кабинете читателя. Она
позволяет сформировать список необходимой литературы, указать наиболее актуальные издания,
удалённо заказать издание для выдачи: http://ecat.mpgu.info/Opac/
168
REFERENCES
1. Morgenshtern I. G. Informatsionnyj i knizh-nyj mir. Bibliografiya: izbrannoe. St. Petersburg: Professiya, 2007. 440 p. (in Russian)
2. Spravochnik bibliotekarya. Nauch. red. A. N. Vaneev, V. A. Minkina. 4-e izd., ispr. i dop. St. Petersburg: Professiya, 2010. 439 p. "Biblioteka". (in Russian)
3. Bibliografiya: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya: ucheb. posobie dlya sistemy dop. bibl.-inform. obrazovaniya. St. Petersburg: Professiya, 2006. 350 p., tabl. (in Russian)
4. Dvugol'skij V. P. Informatsionno-bibliogra-ficheskaya kul'tura muzykanta-ispolnitelya i pedagoga kak problema muzykoznaniya: na materiale bayannogo iskusstva. PhD dissertation (Arts): 17.00.02. Magnitogorsk, 1999. URL: http://www.dissercat.com/con-tent/informatsionno-bibliograficheskaya-kultura-muzykanta-ispolnitelya-i-pedagoga-kak-problema-mu (data obrashcheniya: 29.09.2016) (in Russian).
5. Informatsionnaya kul'tura - ponyatie, su-shchnost', struktura/ In: Gigabaza.ru. URL: http://gigabaza.ru/doc/92475.html (data ob-rashcheniya: 12.11.2016). (in Russian)
6. Habibrahmanova S. M. Informatsionno-bib-liotechnoe obsluzhivanie tvorcheskih rabotnikov: sovremennye problemy i perspe-ktivy razvitiya. In: Professional'noe obra-
zovanie v Rossii i za rubezhom. 2015. No. 3 (19), pp. 139-142. (in Russian)
7. Muzyka. Bol'shoj entsiklopedicheskij slo-var'. Gl. red. G. V. Keldysh. 2-e izd. Moscow: Bol'shaya Rossijskaya entsiklopediya, 1998. 671 p. (in Russian)
8. Bol'shaya entsiklopediya muzyki. Moscow: AST: Astrel', 2007. 412 p. (in Russian)
9. Slovar' inostrannyh muzykal'nyh terminov. Moscow: Muzyka, 2004. 182 p. (in Russian)
10. Muzykal'nyj slovar' Grouva. Per. s angl., red. i dop. L. O. Akopyana. Moscow: Praktika, 2001. 1095 p., il., noty. (in Russian)
11. Spravochnaya literatura po muzyke: an-notirovannyj ukaz. izd. na rus. yaz., 19791995. Sost. O. M. Zvereva, N. G. Pavlova. Moscow: Pashkov dom, 2000. 299 p. (in Russian)
12. Sovetskie kompozitory i muzykovedy: spra-vochnik. V 3 t. T. 1. A-I. Sost. G. B. Ber-nandt, I. M. Yampol'skij. Moscow: Sovetskij kompozitor, 1978. 270 p.; T. 2. K-R. Sost. L. G. Grigor'ev, Ya. M. Platek. Moscow: Sovetskij kompozitor, 1981. 416 p.; T. 3. Part 1. S-F. Sost. L. G. Grigor'ev [i dr.]. Moscow: Sovetskij kompozitor, 1989. 215 p. (in Russian)
13. Muzykal'noe obrazovanie v Moskve: spravochnik. Ruk. proekta D. M. Yakubov. Vyp. 2. Moscow: Ped. ob-nie "Raduga", 1998. 97 p. (in Russian)