УДК 378.22
А. Л. Пикина
Модель подготовки магистра педагогического образования для сферы дополнительного образования детей
В статье описана модель подготовки магистра педагогического образования для сферы дополнительного образования детей, разработанная на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и Профессиональных стандартов педагога и преподавателя, являющихся основой магистерской программы по направлению «Педагогическое образование». Автором предложен профиль магистерской программы для педагогических работников сферы дополнительного образования детей - «Методика дополнительного образования». Представлен анализ профессиональных компетенций методиста, выполняющего функции организационно-методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей. Выявлены новые требования к должности «методист», положенные в основу специальных компетенций магистра и магистерской программы. Раскрыто содержание дисциплин, относящихся к базовой и вариативной частям программы; описано содержание и подходы к организации практик и научно-исследовательской работа (НИР) магистранта; а также подходы к организации государственной итоговой аттестации выпускника магистратуры. Показаны возможности построения индивидуальной образовательной программы магистранта, предложен комплект активных форм, необходимых для подготовки магистранта к будущей методической деятельности в соответствии с трудовыми действиями методиста, предписанными профессиональным стандартом. Результаты реализации модели обозначены посредством определения возможных мест трудоустройства выпускника магистратуры.
Ключевые слова: методист, методика дополнительного образования детей, организационно-методическое обеспечение, профессиональная деятельность, подготовка педагогических кадров.
A. L. Pikina
A Model of Training of the Pedagogical Education Master for the Sphere of Children Further Education
In the article is described the model of training of the pedagogical education master for the sphere of children further education which was developed on the basis of the Federal state educational standards of higher education and Professional standards of the teacher and professor which are a basis of the master programme for the Pedagogical education direction. The author offered a profile of the master programme for pedagogical workers of the sphere of children further education - "A Technique of Further Education". The analysis of professional competences of the methodologist who is carrying out functions of organizational and methodical support in the sphere of children further education is presented. The new requirements to the position "methodologist" which are the basis for special competences of the master and the master programme are revealed. The contents of the disciplines relating to the basic and variable parts of the programme is revealed; the contents and approaches to the organization of practice and research work (RW) of the undergraduate is described; and also approaches to the organization of the state total certification of the graduate of the magistracy. Here are presented possibilities to make an individual educational programme for the undergraduate are shown, the set of active forms necessary for the undergraduate's training to future methodical activity according to the labour actions of the methodologist which are ordered by the professional standard. Results of realization of the model are designated by means of defining possible places of employment of the magistracy graduate.
Keywords: a methodologist, a technique of children further education, organizational and methodical support, professional activity, pedagogical staff's training.
Одной из обобщенных трудовых функций педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых является функция организационно-методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ. В образовательной организации ее выполняет методист, который должен обладать достаточно высоким уровнем профессионального мастерства, приобретаемым в процессе овладения магистерской программой или в
результате саморазвития и приобретения опыта профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления подготовки «Педагогическое образование», магистратура, возможно, разработать модель подготовки магистра по профилю «Методика дополнительного образования».
©Пикина А. Л., 2014
ФГОС ВПО направления подготовки «Педагогическое образование», определяет области, объекты и виды профессиональной деятельности. В соответствии с видом раскрывает профессиональные задачи [2]. Вместе с тем, требуется доработка ряда специальных компетенций на основе:
- согласования с компетенциями уровня бакалавра;
- сопоставления с общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК) магистра;
- согласования с Проектом Профессионального стандарта Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании детей и взрослых) в должности «методист».
Деятельность методиста в Проекте Профессионального стандарта рассматривается в виде трех категорий трудовых функций: организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами дополнительного образования программно-методического обеспечения; управление качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляемой образовательную функцию [1].
Анализ требований профессионального стандарта позволяет выявить следующие новые требования к должности методиста:
- принципиально новой функцией методиста становится работа с социальным заказом на дополнительное образование, требующая исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;
- особую актуальность приобретает «сопровождение», методисту необходимо оказывать педагогу поддержку для перехода от низкого к более высокому уровню преодоления своих профессиональных трудностей, поиску скрытых ресурсов личности, опираться на его возможности и создавать на этой основе условия для развития. Сопровождение связывается, прежде всего, с разработкой программно-методического обеспечения;
- методисту необходимы организаторские и управленческие функции, направленные на достижение качества образовательного процесса.
В зависимости от трудовых функций стандартом определены трудовые действия методиста, в которых прослеживается логическая цепочка взаимосвязи элементов деятельности: разработка
программы, инструментария - ее реализация -анализ и представление результатов. Исходя из этого видно, что появляется необходимость развития способности к проведению таких операций, как анализ, обобщение, рефлексия. Появляется деятельность, нацеленная на сопровождение одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, индивидуализацию обучения. Понятно, что образование должно стать инклюзивным, ориентированным на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Профессиональная ориентировка на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку педагога на занятии, при проведении досуговых мероприятий, разработке программ, оценку качества, экспертизу их работы и ее совершенствование. Без изучения области подготовки и переподготовки кадров, организации методической работы трудно ожидать качественных показателей профессионального развития.
Трудовые действия, рассматриваемые профессиональным стандартом, могут стать основой для специальных компетенций подготовки магистра дополнительного образования. Трудовые действия подкрепляются набором необходимых умений и знаний, без которых невозможно проявления компетенций. Новообразования, появляющиеся в знаниях и умениях методиста - это знания и умения в области маркетинговых исследований, разработки концепций, моделей, образовательных технологий. Деятельность профессионала должна сопровождаться хорошим знанием нормативно-правовой базы в области дополнительного образования.
Вышеотмеченные знания и умения возможно использовать для определения сущностной характеристики выявленных специальных компетенций магистров дополнительного образования.
- готовность к изучению и анализу рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (СК-1);
- способность к руководству и разработке программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (СК-2);
- готовность к методическому сопровождению педагогов дополнительного образования детей и взрослых (СК-3);
- способность к контролю и оценке качества разработанных методических материалов, программно-плановой документации (СК-4);
- готовность к организации методической работы в форме методических объединений, кафедр и других аналогичных структур (СК-5);
- готовность к организации и проведению мероприятий по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников сферы дополнительного образования (СК-6);
- способность анализировать занятия и досу-говые мероприятия в дополнительном образовании детей и взрослых (СК-7).
Учебный план магистерской программы «Методика дополнительного образования» по направлению подготовки «Педагогическое образование» должен быть составлен в соответствии с ФГОС ВПО.
Структура плана включает три блока, обязательную (базовую) часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).
Блок 1 включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части. К базовой части относят такие дисциплины, как «Современные проблемы педагогики и психологии высшей школы», «Методологические подходы и принципы современного образования», «Методология и методы научного исследования», «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Деловой иностранный язык». Они являются фундаментом, инструментом и средством для научного познания в области общей педагогики, исследовательской работы магистров, позволяют овладеть глубокими знаниями сложившегося состояния теории и практики, методологией научного исследования. Без этой базы невозможно прогнозировать развитие образовательной политики и науки об образовании, а так же воспитании человека. Овладение этими дисциплинами - это первый шаг к грамотному написанию выпускной магистерской работы.
Дисциплины вариативной части направлены на область дополнительного образования и приоритетный вид профессиональной деятельности - методической, исходя их потребностей рынка труда в квалифицированных методистах, педагогах, управленцах, обладающих методическими компетенциями. Профессия «Методист» сегодня относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуально-
го) труда. По результатам социологических исследований, проводимых за последнее десятилетие, большинство опрошенных считает, что эту профессию нельзя назвать редкой. В нашей стране она достаточно распространена. Но, тем не менее, уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей этой профессии. Наибольший спрос на подготовку и повышение квалификации методистов наблюдается в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых. Современным педагогам и управленцам так же необходима методическая компетентность. Она позволяет апеллировать знаниями о новых достижениях в педагогике и психологии; использовать инновационные открытия в педагогической работе; распространять педагогический опыт и оказывать научно-методическую поддержку педагогам, которые вовлечены в экспериментальную инновационную деятельность.
Обязательные дисциплины вариативной части учебного плана программы «Методика дополнительного образования» представлены тремя направлениями.
Первое направление отражает специфику сферы дополнительного образования и включает такие дисциплины, как: «Современные проблемы дополнительного образования», «Теория и практика дополнительного образования детей», «Теория и практика дополнительного образования взрослых», «Мониторинг развития системы дополнительного образования». Эти дисциплины раскрывают сферу дополнительного образования как развивающееся явление, расширяют спектр его особенностей и возможностей, ориентируют на применение современных трансформирующихся технологий, с информационным наполнением и техническим сопровождением.
Исходя из того, что программа «Методика дополнительного образования» по направлению подготовки магистра является логическим продолжением программ подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» профиля «Дополнительное образование», вышеперечисленные дисциплины позволяют реализо-вывать принципы непрерывности и связи уровней высшего образования. Они мотивируют студентов на продолжение образования и приобретение ими новых компетенций специалиста дополнительного образования. Соблюдается единая линия профессионального образования. Дополнительное образование рассматривается с позиции разных возрастных категорий и их особен-
ностей: дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых, что помогает осознать не только личностную ценность каждого человека, но и непрерывность образования через всю жизнь.
Второе направление отражает теорию и практику управленческой деятельности: «Управление в системе дополнительного образования», «Практикум по решению профессиональных задач методической деятельности», «Управление качеством дополнительного образования». Управленческие компетенции значимы не только для руководителей образовательной организации дополнительного образования, но и для педагогических работников любого уровня. Педагог -это управленец, руководитель, детского коллектива. Методист - это управленец, руководитель и наставник педагогического коллектива и т.д. Следовательно, любой педагогический работник должен быть компетентен в решении управленческих проблем. Решать такие задачи, как определение эффективности работы, анализ результативности, планирование. Понимать теорию и практику маркетинга, организации, технологий, инноваций, информации, социального развития.
Третье направление способствует формированию понимания особенностей и навыков методической деятельности. Оно включает следующие дисциплины: «Основы методической работы», «Практикум по решению профессиональных задач методической деятельности». Эти дисциплины не предполагают лекционных занятий. Курс «Основы методической работы» изучается посредством семинарских занятий, с привлечением специалистов в области дополнительного образования, занимающихся теорией и практикой методической работы. Курс «Практикум по решению профессиональных задач методической деятельности» - это практическое усвоение положений и технологий методической деятельности.
В целях расширения профессионального пространства и обеспечения принципа индивидуализации образования кроме обязательных дисциплин в план включены дисциплины по выбору. Это 8 равнозначных пар.
- Дисциплины «Психология дополнительного образования детей» и «Психология дополнительного образования взрослых» во многом обусловлен требованиями, которые предъявляет к педагогике научно-технический прогресс. Они включены в учебный план в целях расширения возможностей педагогики дополнительного образо-
вания за счет использования теории и практики психологии. От умения решать психологические задачи зависит успешность преодоления педагогических проблем. Психологические знания, умения, навыки необходимы, чтобы воспитывать и развить личность ребенка, сопровождать воспитание и развитие взрослого. Психологическая наука дает глубокие знания общих закономерностей развития человека, психологических закономерностей развития способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей, что необходимо сфере дополнительного образования. Знакомство с арсеналом апробированных психологических методик позволяет более объективно проводить исследования и эксперименты в образовательных организациях дополнительного образования, постоянно работающих в области творчества, с творческими проявлениями.
- Дисциплины «Психология дополнительного образования детей» и «Психология дополнительного образования взрослых» помогают студентам приобрести достаточно высокую психолого-педагогическую компетентность, опираясь на возрастную дифференциацию.
- Дисциплины <Игротехнические методы в дополнительном образовании» и «Информационные технологии в дополнительном образовании». Они расширяют технологический блок методики дополнительного образования. Дисциплина «Иг-ротехнические методы» включает магистранта в мыслетехнические, психотехнические, группо-технические, рефлексотехнические, коммуникативные и другие процедуры, позволяет получить средства для развития личностного потенциала человека и подготовить его к исполнению разнообразных педагогических ролей и позиций. Дисциплина «Информационные технологии в дополнительном образовании» является влиянием информатизации общества, откликом на потребность сферы дополнительного образования в развитии образовательных информационных ресурсов. Работа в рамках данного курса позволяет сформировать у студентов мотивацию, привычку, умение взаимодействовать в открытом информационном пространстве.
- Дисциплины «Профессиональная компетентность методиста» и «Профессиональная компетентность управленца» дают представление о методической и управленческой деятельности как формах управления системой образования на разных уровнях. Раскрывают современные значимые качества методиста и управленца,
новые функции, позиции и роли, помогающие педагогу определить свое предназначение, успешно решать задачи развития дополнительного образования детей. Развитие профессиональной компетентности методистов и управленцев напрямую связано с изменением технологий, форм и методов работы с педагогами и общеобразовательными учреждениями.
- Дисциплины: «Методическая деятельность педагога», «Дидактическая культура педагога дополнительного образования» позволяют взглянуть на ключевую фигуру образовательного процесса - педагога через призму его методической работы, его методического мастерства. Чтобы компетентно выполнять методическую деятельность, необходимо владеть определенными знаниями и умениями. Среди профессиональных знаний, обусловливающих методическую компетентность, особую значимость имеют предметные, психолого-педагогические и научно-методические знания. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления представляет сложный мыслительный процесс. Дидактическая же культура - это мастерство, искусство, обусловленное индивидуальностью педагога, умением формировать и развивать знания, заинтересовать обучающихся наукой.
- Дисциплины «Педагогический мониторинг в дополнительном образовании» и «Управленческий мониторинг в дополнительном образовании» включена в учебный план потому, что в государственной политике России сегодня оценке результатов образования придается особое значение. Оценка качества дополнительного образования на разных уровнях так же весьма актуальная задача. Профессионалы, у которых есть такие системы оценки, достигают больших успехов в образовании, быстро улучшают свои показатели в этой области. Информация, полученная при оценке качества образования, используется для принятия стратегических решений и обратной связи.
- В условиях повышения самостоятельности каждого участника образовательного процесса важное место в практике подготовки методиста занимают умения проводить анализ и самоанализ, инициировать исследование и эксперимент. Следовательно, возникает необходимость введения такой пары дисциплин, как «Информацион-но-аналитическая деятельность методиста» и «Исследовательская и экспериментальная деятельность методиста». Аналитическая, исследовательская и экспериментальная деятельности направлены на изучение состояния дел в образо-
вательной организации дополнительного образования, нахождение эффективных способов, средств достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние. Знакомство с данными дисциплинами создает предпосылки для того, чтобы магистранты, став педагогами, управленцами или методистами имели возможность внедрять в свою практическую деятельность ценные с их точки зрения, актуальные результаты исследований. Изучение этих дисциплин - этап уточнения темы выпускной магистерской работы.
- Дисциплины «Инновационная деятельность в дополнительном образовании», «Проектная деятельность в дополнительном образовании». Инновации - существенный элемент развития образования. Они приводят к глобальным изменениям. Инновационную деятельность можно рассматривать как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих добиваться качественно новых результатов и становиться более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества. Инновационная деятельность является одним из критериев успешности каждого учреждения дополнительного образования детей. Она является важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности дополнительного образования. Инновации тесно связаны с педагогическим проектированием, разработкой инновационного проекта различного уровня сложности. Успех в профессиональной деятельности человека во многом определяется способностью человека организовывать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Проектная деятельность является универсальной, так как: изменяет мышление участников создания и реализации проекта, выводя его на стратегический уровень; определяет новый, современный облик любого образовательного учреждения; обуславливает развитие многих способностей и личностное продвижение проектировщика, изменяет конкурентоспособность его на рынке труда. Направленность на инновационную и проектную деятельность является одним из критериев компетентности магистранта.
- Предметом особого внимания является культурно-просветительская и социально-педагогическая деятельности, а соответственно и
следующая пара дисциплин: «Технологии культурно-просветительской деятельности», «Технологии социально-педагогической деятельности». Технологии в педагогической деятельности существенным образом могут изменять содержание образования и обуславливать динамику развития обучающегося. По своей природе педагогические технологии являются проекцией теории на деятельность педагога и обучающихся. В едином образовательном пространстве и социокультурной среде педагоги дополнительного образования и другие специалисты могут и должны взаимодействовать с ребенком. Одной из перспективных в этом плане выступает идея сопровождения обучающегося в процессе его образования. Технологии играют роль инструментария. Знание и владение технологиями культурно-просветительской деятельности позволяют разрабатывать и реализовывать программы для различных социальных групп, популяризации профессиональной области знаний общества. Зна-
Таблица. Реализация требований к формам подготовки магистранта (методиста)
№ Трудовые действия Активные формы обучения
1. Организовывать разработку и разрабатывать программы и инструментарий изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых Лекция - «пресс-конференция». Программирование и планирование изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых
2. Организовывать и проводить изучение рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых Презентация с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением
3. Анализировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых и формировать предложения по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность Ролевая игра «Эксперты», «Мозговой штурм», «Мозговая атака»
4. Проводить групповые и индивидуальные консультации для педагогов дополнительного образования по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и др. методических материалов Лекция с разбором конкретных ситуаций - на обсуждение преподаватель выносит не задачу, а конкретную проблемную ситуацию. Проба в разных ролях -консультанта, консультируемого. Моделирование ситуаций.
5. Оценивать качество разработанных материалов, давать рекомендации по их совершенствованию Аналитическая деятельность. Выполнение творческих заданий
6. Организовывать под руководством заместителя руководителя образовательной организации методическую работу, в т. ч. деятельность методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур Лекция-дискуссия.
7. Организовывать под руководством заместителя руководителя образовательной организации повышение квалификации и переподготовку педагогических работников Деловая игра. Моделирование образовательного процесса: создание моделей программ, занятий, технологий деятельности.
8. Организовывать экспертизу (рецензирование) и подготовку к утверждению программно-методической документации Деловая игра «Эксперт»
9. Посещать и анализировать занятия и досуговые мероприятия, проводимые педагогами дополнительного образования Практикум по анализу занятий. Использование видеофильмов, фрагментов из них, а также видеороликов и видеосюжетов.
10. Оценивать качество реализации дополнительных общеобразовательных программ Кейс^асйе
11. Разрабатывать рекомендации по совершенствованию качества образовательного процесса Проект как итоговая форма организации самостоятельной работы.
ние и владение технологиями социально-педагогической деятельности помогают осуществлять социальное развитие детей. Социальное развитие детей - это сложный процесс освоения и присвоения человеческого опыта и норм взаимоотношений при формировании соответствующей внутренней позиции растущего человека. Основой современной образовательной политики государства является социальной адресность и сбалансированность социальных интересов.
Вариативные дисциплины позволяют выстраивать индивидуальную траекторию магистранта, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут.
При организации процесса формирования специальных компетенций магистра необходимо применять активные формы в соответствии с требуемыми трудовыми действиями (табл. 1).
В Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» входят производственная практика и научно-исследовательская работа. Этот блок в полном объеме относится к вариативной части программы. В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации данной магистерской программы предусматриваются следующие виды практик: научно-педагогическая (II семестр); научно-исследовательская (III семестр). В процессе прохождения практик закрепляются знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатываются практические навыки, происходит комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Научно-педагогическая практика студентов магистратуры предусматривает практическое применение знаний, приобретенных в процессе изучения разделов и дисциплин магистратуры, в ходе которых студенты получили знания о теоретических и методологических основах педагогического исследования, современных проблемах науки, теории и методике преподавания в высшей школе, методике организации исследований.
Научно-исследовательская практика является обобщающей, позволяющей студентам применить имеющиеся знания и перенести навыки самостоятельной работы; развить умения по проектированию, организации и анализу собственной деятельности; спланировать и провести научное исследование. Практика предусматривает создание условий для проявления студентами творчества и самостоятельности в работе, сбор материалов для квалификационной магистерской диссертации. Магистранты выполняют исследования в области дополнительного образования детей и взрослых и работают над магистерской диссертацией под руководством ведущих профессоров и доцентов кафедры.
В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, подготовка и сдача государственного экзамена.
Выпускник магистерской программы «Методика дополнительного образования» направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образова-
ние» может быть трудоустроен на должность методиста в муниципальные методические службы, институты или центры повышения квалификации работников образования, в учреждения системы образования (учреждение дополнительного образования детей, общеобразовательную школу, дошкольное образовательное учреждение, учреждение среднего профессионального образования), учреждения системы культуры (школы искусств, дома культуры, музыкальные или художественные школы и студии), учреждения спорта (спортивные школы), учреждения государственно-частного сектора и др.
Библиографический список:
1. Магистерские программы на кафедре педагогики в Герценовском университете: методические материалы / тост. И. С. Батракова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 г. - 240 с.
2. Проект Профессионального стандарта Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании детей и взрослых) (2013 г.)
3. Проект ФГОС ВПО уровень высшего образования -магистерская программа, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (2014 г.).
Bibliograficheskij spisok:
1. Magisterskie programmy na kafedre pedagogiki v Gercenovskom universitete: metodicheskie materialy / sost. I. S. Batrakova. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2011 g. - 240 s.
2. Proekt Professional'nogo standarta Prepodavatel' (pedagog-icheskaja dejatel'nost' v professional'nom obrazovanii, profession-al'nom obuchenii, dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii, dopolnitel'nom obrazovanii detej i vzroslyh) (2013 g.)
3. Proekt FGOS VPO uroven' vysshego obrazovanija -magisterskaja programma, napravlenie podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (2014 g.).