профессиональное образование
УДК 370.186
Бочарова Юлия Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель проректора по образовательной и учебно-методической деятельности Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева [email protected], Красноярск
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИя МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ для социальной СФЕРЫ РЕГИОНА*
Аннотация. В статье описан опыт Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева по разработке магистерских программ, востребованных социальной сферой Красноярского края. Обоснован механизм и алгоритм разработки новых магистерских программ исходя из требований профессиональных стандартов, законов «Об образовании в РФ» и «Об основах социального обслуживания граждан в российской Федерации». На примере одной из магистерских программ выпускающей кафедры социальной педагогики и социальной работы показано, как работодатели участвуют в проектировании новых магистерских программ, начиная от согласования образовательных результатов до механизмов обеспечения гарантии качества образования по программе.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональный стандарт, профессиональное сообщество, кластерно-сетевая модель, образовательный заказ, магистратура.
Bocharova Julia Yurievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Vice Rector of Krasnoyarsk State Pedagogical University B. P. Astafeva, [email protected], Krasnoyarsk
DESIGN AND IMPLEMENTATION OF MASTER'S DEGREE PROGRAMS FOR SOCIAL SPHERE OF THE REGION**
Abstract. This article describes the experience of the Krasnoyarsk State Pedagogical University VP Astaf'eva to develop master's programs demanded by the social sphere of the Krasnoyarsk Territory. Mechanism and an algorithm for the development of a new magistracy program is justified by the requirements of professional standards and new laws. On the example of one of the master's programs of the department of social pedagogy and social work demonstrates how employers are involved in designing new master's programs from the coordination of educational results to guarantee the quality of education program.
Keywords: higher education, professional standards, professional community, cluster-network model, educational order, magistracy
Профессиональная дискуссия последнего десятилетия относительно качества высшего образования на уровне магистратуры ставит перед разработчиками программ ключевой вопрос: в чем принципиальное отличие процесса и результата магистерской подготовки по сравнению с бакалавриатом с точки зрения преподавательской и учебно-профессиональной деятельности ее основ-
ных субъектов.
Ракурс ответа в нашем случае на данный вопрос определен вводимыми профессиональными стандартами: педагога, психолога в социальной сфере, проектами профессиональных стандартов педагога-психолога, психолога в образовании. Их анализ позволяет предположить, что существует два уровня выполнения определяемых ими про-
* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ13-16-24005
** This article was prepared with the support of the grant RGNF13-16-24005
фессиональных действий выпускников: исполнительский («консультирование населения по проблемам психологического здоровья») и проектировочный («разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи населению») [3]. Соответственно выпускник магистратуры рассматривается нами уже как лидер социальной сферы (образования, культуры, социального обслуживания): управленец, координатор процессов реабилитации, организатор профессиональных команд, например, проектных, и методист.
Как показало социологическое исследование, проведенное в рамках проектов РГНФ 13-16-24005 «Открытое профессиональное социальное образование: сетевая модель (на примере Красноярского края)», Программы стратегического развития КГПУ им. В.П. Астафьева на 2012 - 2016 гг. в период апрель-август 2014 г., целый список профессионально-личностных качеств и умений, востребованных на данный момент работодателями, скорее относятся к результатам магистерской подготовки, нежели к образованию бакалавра:
- способности к логическим выводам, анализу, прогнозированию и моделированию (85%; 88%)*;
- проектные умения (50%; 55%);
- организационно-управленческие навыки (53%; 69%);
- способность и готовность к инновациям, креативность (78%;67%).
Учитывая динамику рынка труда и развитие технологий, применяемых в социальной сфере для решения ее актуальных задач, университет принимает новые вызовы и на ближайшую перспективу разрабатывает целый пакет новых магистерских программ. Так, проектной группой КГПУ им. В.П. Астафьева за последний год были разработаны четыре принципиально новых магистерских программы, сориентированные на запросы региона: «Психолого-педагогические тех-
* Социологическое исследование проводилось в 2014 году Центром комплексных социологических исследований КГПУ им. В.П. Астафьева. Было опрошено 72 руководителя образовательных организаций г Красноярска и 58 руководителей учреждений социального обслуживания населения Красноярского края. Первое число отражает позицию руководителей образования, второе - социального облуживания.
нологии в социальной сфере», «Социальное предпринимательство», «Социальная психология образования», «Педагогика обучения математике» (для лиц, не имеющих педагогического образования - инженеров), «Информатизация в образовании», «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ». Данные программы отвечают задачам развития социальной сферы региона в целом: готовят специалистов повышенного уровня для координации процессов модернизации педагогического образования, социальной интеграции детей и взрослых с инвалидностью, их институциональной поддержки. Примечательно, что по результатам социологического опроса и прямых заявок работодателей налицо востребованность магистерских программ прикладного (профессионального) типа, ведущих к овладению новыми профессиональными действиями, расширяющими границы профессиональной компетенции.
Одним из новых шагов для усиления соответствия разрабатываемых программ профессиональной реальности стало появление 5 вариативных модулей по 12 з.е., соответствующих выявленному образовательному запросу, каждый из которых может быть выбран магистрантами второго года обучения для построения индивидуального образовательного маршрута под тот или иной профессиональный стандарт, соответствующий будущей должности. К примеру, вариативный модуль «Педагогический дизайн непрерывного образования» для магистрантов психолого-педагогического образования нацелен на овладение следующими профессиональными действиями: проектировать программы различных видов от образовательных результатов на основе анализа спроса на образовательные услуги и с учетом корпоративной культуры организации; осуществлять индивидуальное сопровождение взрослых в процессе непрерывного образования, в т.ч. дистанционно. Содержание и цели обучения в данном модуле согласованы с работодателями и выглядят для магистранта следующим образом (Таблица 1):
В целом вопросы усиления практикоо-риентированной составляющей программ высшего образования, поставленные работодателями будущих выпускников и даже учредителями вузов, требуют иного способа проектирования образовательных программ
Таблица 1 - Содержание, цели и контроль обучения по модулю «Педагогический дизайн непрерывного образования»
Название курса Осваиваемые компетенции Итоговый контроль
1 2 3 4
1 Проектирование систем корпоративного обучения (общепрофессиональный блок) способностью проводить экспертную оценку образовательной среды и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в учреждении и разрабатывать рекомендации по повышению их качества (ПКОД-11). готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы (ПКОД-2); 3 з.е. Программа курса повышения квалификации
2 Менеджмент образовательных событий (общепрофессиональный блок) готовностью использовать современные технологии менеджмента (ПКОУ-5); способностью к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10); 3 з.е. Сценарий образовательного события и программа продвижения мероприятия в СМИ, сети Интернет
3 Построение концепции и программы развития организации на основе маркетинга образовательных услуг ДВ способностью проводить экспертизу образовательной среды учреждения и определять административные ресурсы развития учреждения (ПКОУ-1); способностью разработать концепцию и программу развития учреждения на основе маркетингового исследования в области рынка образовательных услуг (ПКОУ-2); готовностью применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9). готовностью использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5); 3 з.е. Программа развития организации
4 Методы активного социально-психологического обучения взрослых ДВ 3 з.е. Программа обучающего тренинга
5 Системы управления обучением (Leaming management system) в повышении квалификации -ДВ способностью применять и пополнять имеющиеся знания в процессе структурирования материалов, обеспечивающих образовательный процесс (ПКНМ-3); готовностью использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы (ПКОД-2); готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4); уметь организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8); 3 з.е. Пакет учебных материалов в Moodle
6 Образовательный консалтинг взрослых -ДВ 3 з.е. Индивидуальный образовательный маршрут для учителя по повышению квалификации в актуальной теме
как бакалавриата, так и магистратуры. При этом она принципиально проектируется для т.н. интегрированной образовательной системы, типичной формой которой является кластерно-сетевая модель [2]. Такое институционализированное партнерство
университета с профессиональными институтами общества позволяет активизировать познавательно-генеративную, технологическую, инфраструктурную и социокультурную функцию в производстве знания (там же).
Кафедра социальной педагогики и со-
циальной работы Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева реализует сетевую модель подготовки бакалавров и магистров для социальной сферы Красноярского края в течение шести лет и имеет в лице работодателей не только заказчиков, но и партнеров-проектировщиков новых программ, практиков-преподавателей, экспертов проспектов выпускных квалификационных работ и наставников педагогической и социально-педагогической интернатуры [4].
Используя модель TUNING, магистерские программы последних лет разрабатываются проектными группами, состоящими из представителей работодателей и профессорско-преподавательского состава университета [1]. К примеру, проектируя магистерскую программу «Психолого-педагогические технологии в социальной сфере», ее разработчики следовали этапам:
1. Определение востребованности программы: она была выявлена, в первую очередь, среди слушателей курсов повышения квалификации типа «Монтессори-лечебная педагогика и терапия», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью», которые проявили образовательный запрос на более глубокое изучение оснований психолого-педагогических технологий сопровождения, коррекции, реабилитации и на получение компетенций в разработке программ для применения данных технологий в работе со сложными категориями клиентов. Результаты социологического опроса и интервью с работодателями показали, что в среднем около 40% работодателей испытывают потребность в специалистах, владеющих современными технологиями инклюзивн ого образования (43%), индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (36%), социальной реабилитации детей и взрослых с инвалидностью (41%). Эти направления были обозначены как приоритетные в плане расширения штата сотрудников.
2. Обеспечение доступа к необходимым ресурсам при разработке программы эффективно в случае регулярных встреч проектировочной команды с различными стейк-холдерами (R. E. Freeman). Так, программа была подвергнута анализу с точки зрения новшеств, вводимых законом «Об образовании в РФ» и «Об основах социального обслу-
живания граждан в Российской Федерации» в профессиональных сообществах (в методических объединениях, на научно-практических конференциях и т.д.). Мощный ресурс для магистратуры (как исследовательской, так и профессиональной) находится в пространстве научно-внедренческих площадок (НВП) кафедр на базах образовательных или социальных учреждений, краевых инновационных площадок и базовых кафедр вуза в образовательных организациях. Для кафедры социальной педагогики и социальной работы важнейшими площадками реализации программы «Психолого-педагогические технологии в социальной сфере» являются детские дома для детей с умственной отсталостью, центры социальной помощи семье и детям, центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и общеобразовательные школы, имеющие статус НВП кафедры. Включение в профессиональное сообщество города и края за счет участия магистрантов в проектах муниципального и краевого уровней имеет большой потенциал для проектирования программы и ее реализации. Ресурсом могут выступать и сетевые партнеры других магистерских программ кафедры, к примеру, программы «Социальная педагогика», реализуемой совместно с Новосибирским государственным педагогически университетом, кафедрой педагогики и психологии. Дополнительный ресурс для проектирования и реализации программы - возможность стажировок за рубежом по ознакомлению с ивент-технологиями и социальным проектированием (программы DAAD, фондов Аденауэра и Г. Белля). Также ресурсом для самостоятельной работы магистранта становится насыщенная виртуальная образовательная среда - исследовательский пул магистранта.
3. Формулировка целей программы и определение требований к универсальным и профессиональным компетенциям выпускников выглядит следующим образом:
«Выпускники будут профессионально подготовлены к работе в качестве: психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, семейных консультантов, специалистов органов опеки и попечительства, методистов в учреждениях социальной сферы; координаторов в процессах со-
провождения, реабилитации, коррекции, развития детей и взрослых, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также менеджеров проектов по изменению микросоциальной среды.
Выпускники будут способны: провести психологическое консультирование детей, взрослых, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; разработать авторскую коррекционно-развивающую и реабилитационную программу для детей или взрослых с применением современных психокоррекционных методов; выступить куратором случая и обеспечить организацию социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего и семьи, попавших в социально опасное положение, с привлечением межведомственного взаимодействия специалистов учреждений социальной сферы; разработать и реализовать в полипрофессиональной команде проект изменения социальной среды на уровне муниципального образования с обеспечением его в виде грантовой и др. форм спонсорской поддержки».
4. Планирование и описание измеряемых результатов обучения, необходимых для развития компетентности выпускников
Выпускники овладеют технологиями:
- социального тьюторства,
- социальной инженерии (терапии),
- ювенальными технологиями,
- ивент-технологиями (в т.ч. педагогической анимацией).
Выпускники овладеют методами и приемами:
- семейного консультирования и медиации,
- Монтессори-терапии,
- арт-терапии,
- социально-психологического тренинга,
- игровой коррекции и игротерапии.
Среди интеллектуальных навыков важнейшим выступает владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению ее проблем.
В качестве практических навыков как результатов обучения выступают, к примеру, создание совместных информационных продуктов с коллегами в дистанционном режиме с использованием современных средств ИКТ, в том числе и облачных тех-
нологий; разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных социальных программ, направленных на решение проблем общественных групп/отдельных лиц, нуждающихся в социальной реабилитации; постановка психологического, социально-педагогического и социальный диагноза и на их основе подбор психолого-педагогических технологий развития, коррекции, реабилитации, сопровождения; экспертиза социальной среды.
В качестве универсальных навыков рассматривается, например, способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре.
5. Формирование и описание структуры программы (блоки, модули, объем дисциплин)
Учитывая потребность потенциальных участников программы на разный вход в магистерскую подготовку (направление и уровень предыдущего образования, стаж в учреждениях социальной сферы и т.д.), была разработана следующая блочная структура.
Первый блок «Адаптационный»: базовые дисциплины психолого-педагогического направления, которые служат углублению имеющихся знаний у бакалавров психолого-педагогического образования и компенсации дефицитов общепрофессиональных компетенций у магистрантов, не имеющих базового образования
Второй блок «Технологический»: общепрофессиональные дисциплины и дисциплины по выбору, служащие созданию условий для овладения ключевыми профессиональными технологиями (к примеру, научно-методическая деятельность в учреждениях социальной сферы, ИКТ в профессиональной деятельности, ивент-технологии, социальная инженерия). В этот же блок входит учебная практика (социально-проектная) и производственная (научно-педагогическая).
Третий блок «Исследовательский»: научно-исследовательская практика и научно-исследовательская работа (включая научно-исследовательский семинар в каждом семестре, работу над диссертацией). Данная логика определяет последовательность и объем дисциплин (Таблица 2).
Специфика проектирования образовательного модуля представлена выше на при-
мере вариативного модуля «Педагогический дизайн непрерывного образования».
6. Определение стратегий преподавания, обучения и оценки
Обучение в данной магистерской программе исходя из востребованных работодателями проектных и технологических компетенций строится в проектно-техноло-гической логике: итогом обучения является дипломный проект сопровождения группы лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, включающий психосоциальную работу в микросоциальной среде.
Ведущие принципы обучения магистранта в программе:
- построение индивидуального образовательного маршрута (за счет выбора профиля, курсов по выбору, программ дополнительного профессионального образования, которые магистрант может освоить в процессе работы над магистерской диссертацией с точки зрения получения дополнительного технологического ресурса),
- сочетание фундаментальной подготовки с практикоориентированным обучением образовательным, реабилитационным, социокультурным технологиям.
- динамика образовательной позиции студента:
• член исследовательской команды в социологической лаборатории, ВНИКе и пр. (осваивает стратегию и тактику исследования);
• эксперт в составе экспертной группы (равный статус с другими);
• инициатор и организатор исследовательского проекта в реальном социальном окружении (включая подбор команды, поиск средств для реализации);
• организатор научно-методической сети в профессиональном сообществе.
Ключевые образовательные события, запускающие процесс формирования самообучения в гетерогенных по году обучения магистерских группах:
- семестровый вебинар по актуальным социальным проблемам города (1, 2, 3 курсы);
- ярмарка реабилитационных технологий (1 и 3 курсы);
- технопарк «Развивающий досуг» (1 и 2 курсы);
- конкурс профессионального мастерства (1, 2, 3 курсы);
- научно-исследовательский семинар (1, 2, 3 курсы и аспиранты кафедры) с при-
глашением работодателей - заказчиков прак-тикоориентированных исследований для выполнения в рамках магистерской диссертации.
В качестве экспертов, членов жюри, участников, потребителей социальных услуг в этих событиях выступают работодатели, потенциальные спонсоры.
Здесь стоит обозначить ведущие методы обучения: проектно-исследовательский, поисковый, проблемный. В конкретном случае это может быть анализ социокультурной среды в городе в рамках научно-исследовательской практики в социологической лаборатории по заказу (например, по критериям доступности для инвалидов). Формы контроля в программе: оценка результатов выполнения компетентностно-ориенированных заданий, мини-проектов, мониторинг активности во время учебного процесса, конкурс проектов, учебная конференция, экспертиза интеллектуальных продуктов, взаимооценка, открытая защита проектов перед специалистами администрации города (района) и подобные.
7. Составление рабочих программ модулей учебного плана, календарного графика - все это происходит в наших программах традиционно.
8. Создание системы оценки и гарантии качества
Здесь следует описать, как пример, работу над синопсисом магистерской диссертации, которая происходит в тесной связи с работодателем каждого магистранта (заметим, что 90% обучающихся в магистратуре имеют уже место работы и стаж профессиональной деятельности - это и установка проектировщиков, и реальность). Синопсис диссертации - проспект будущей выпускной квалификационной работы, ориентированный на решение актуальной задачи одного из типов учреждений социальной сферы, одной из типичных проблем образования, социальной защиты, социальной реабилитации, социального развития человека или благополучия социальной группы. Каждая программа проектируется под запрос большой группы работодателей, которые формируют список актуальных проблем функционирования и развития своих организаций. Этот список пополняется научной проблематикой выпускающей кафедры, сориентированной под имеющийся запрос. Избранная маги-
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Таблица 2 - Структура магистерской программы (дисциплины)
Обязательный или элективный Курс Код Кредиты
Общие дисциплины
Общенаучный цикл
о Философия образования и науки М1.Б.1 2
о Методология и методы организации научного исследования М1.Б.2 2
о Проектирование и экспертиза образовательных систем М1.Б.3 2
о Социальное партнерство и социальная инженерия М1.Б.4 3
Профессиональный цикл
о Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления М2.Б.1 3
о Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании М2.Б.2 2
с Социальная психология образования М2.Б.3 2
о Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды М2.Б.4 2
о Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления М2.Б.5 3
о Деловой иностранный язык М2.В.ОД.1 3
о Специальный иностранный язык М2.В.ОД.2 2
о Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с инвалидностью М2.В.ОД.3 4
о Ивент-технологии в социокультурной реабилитации М2.В.ОД.4 4
о ИКТ в профессиональной деятельности М2.В.ОД.5 4
о Диагностические практики в социально-педагогической деятельности М2.В.ОД.6 3
о Экспертные практики в социальной сфере М2.В.ОД.7 4
Всего 45
Дисциплины по выбору (по одному в каждой паре, т.е 15 кредитов)
э Научно-методическая деятельность в учреждениях социальной сферы М1.В.ДВ.1 3
э Антропология и социальная практика М1.В.ДВ.1 3
э Монтессори-лечебная педагогика и терапия М2.В.ДВ.1 4
э Семейное консультирование и семейная терапия М2.В.ДВ.1 4
э Метод тренинга в социальной работе М2.В.ДВ.2 4
э Ювенальные технологии в социальной реабилитации М2.В.ДВ.2 4
э Сопровождение семей, имеющих ребенка с инвалидностью М2.В.ДВ.3 4
э Консультирование лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации М2.В.ДВ.3 4
Всего 30
Требуется 15
Практика, научно-исследовательская работа
о Научно-исследовательская практика М3.П1 9
о Учебная и производственная практика М3.П2 9
о Научно-исследовательская работа М3.Н 36
Итоговая государственная аттестация 6
Всего 60
Всего по программе: 120
странтом и его научным руководителем тема из этого избыточного списка превращается в некий проспект, важнейшей частью которого является описание предпроектного исследования и собственно проекта по изменению реальности профессиональной деятельности магистранта. Ответы на следующие вопросы: каковы исследовательские вопросы данной работы? Кому адресовано исследование? Как будут получены его результаты? Кто будет их использовать? - дополняют основную идею и составляют содержание текста синопсиса. Открытая публичная защита синопсиса магистерской диссертации перед работодателями позволяет обеспечить гарантию качества магистерских диссертаций с точки зрения актуальности, новизны и практической значимости исследования. Следующие темы магистерских диссертаций в 2013 году были допущены работодателями к исполнению как востребованные профессиональной и социальной реальностью (пример из магистерской программы «Социальная интеграция детей и молодежи» рук. д.п.н, профессор Т.В. Фуряева):
Князева Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса жизненного самоопределения молодых людей с инвалидностью - н. рук. д.п.н, профессор Т. В. Фуряева, Белова С. П. Сопровождение молодых специалистов в процессе профессиональной адаптации (на примере УСЗН администрации Октябрьского района города Красноярска) - н. рук. к.п.н, доцент Ю. Ю. Бочарова, Кашицина М. Г. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды школы в условиях заполярного города - н.рук. к.м.н., доцент А.С. Ковалев.
Таким образом, проспект диссертации становится предметом трехсторонних переговоров «кафедра - работодатель - магистрант». Немаловажную роль здесь играют и соответствующие министерства, подготавливающие список актуальных тем для выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров.
Одной из нерешенных проблем остается совместная разработка альтернативного квалификационного экзамена на соответствие тому или иному профессиональному стандарту, который проводится на принципах добровольности для выпускников магистерских программ самим профессиональным
сообществом. В нашей сетевой модели отрабатывается модель «ассессменг-центра» для общественно-профессиональной экспертизы качества подготовки выпускников кафедры, претендующих на должности в учреждения социальной сферы.
В целом же участие работодателей на всех этапах проектирования и реализации магистерских программ обеспечивает не только «попадание» в актуальный запрос, но и, как следствие, - практически 100% трудоустра-иваемость выпускников. Ротация кадров, проходящих обучение по магистерской программе, в нашем случае - только карьерный рост. Как показал анализ карьерных траекторий выпускников магистерских программ кафедры социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В.П. Астафьева за 2010 - 2014 гг, из тех, кто закончил обучение (отсев на наших магистерских программах от 10 до 30%), более половины стали заведующими отделениями учреждений социального обслуживания населения. Подготовка и закрепление выпускников вуза в организациях социальной сферы региона - общая задача профессионального сообщества.
Библиографический список
1. Караваева Е. В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования // Высшее образование в России. - 2014. - №89. - С. 5-15.
2. Карпов А. О. Современный университет: среда, партнерства, инновации // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2014. - №8. - С. 8-12.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г N 682н г. Москва. «Об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере»». [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rg.ru/2014/01/15/psiholog-dok.html (дата обращения 21.11.2014).
4. Фуряева Т. В., Черкасова Ю. А., Бочарова Ю. Ю. Сетевая модель открытого профессионального социального образования (на примере Красноярского края): монография. - Красноярск, Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 272 с.
5. Фуряева Т. В. Организация практического обучения студентов в контексте антропологических и синергетических тенденций развития профессионального социального образования // Сибирский педагогический журнал. - 2014. -№1. - С. 9-14.