профессиональное образование
УДК 370.186
Бочарова Юлия Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Ь'и1уа1305@уаЫех.гы, Красноярск
профессиональное сообщество как субъект высшего образования*
Аннотация: в статье1 раскрывается потенциал профессионального сообщества в постановке целей, отборе содержания, содействия в организации и оценке качества профессионального образования. Описан опыт взаимодействия выпускающей кафедры социальной педагогики и социальной работы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и работодателей в различных формах взаимодействия. Среди форм такого взаимодействия наибольшую эффективность в повышении активности профессионального сообщества на формирование образовательного заказа выделены: профессиональный форум, заказы на экспертизу конкурсных материалов, супревизию деятельности специалиста, разработку программ развития учреждений социальной сферы, научно-методическое руководство проектом. Эти формы при дальнейшей совместной деятельности приводят к получению заказа на программы повышения квалификации для конкретного учреждения и крупные образовательные проекты для социальной сферы города и края, включая разработку магистерских программ.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональное сообщество, сетевая модель, образовательный заказ.
Bocharova Julia Yurevna2
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, assistant professor of Department of social pedagogy and social work of Krasnoyarsk state pedagogical University. B. N. Astaf'eva, [email protected], Krasnoyarsk
professional community as a subject of higher education**
Abstract. This article reveals the potential of the professional community in setting goals, selecting content, assistance in organizing and evaluating the quality of vocational education. Department of Social Pedagogy and Social Work at Krasnoyarsk State Pedagogical University. VP Astafijeva and employers come here in various forms of collaboration.
Keywords: higher education, professional community, the network model, educational order.
Современные тенденции развития профессионального образования связаны со все более четким пониманием роли работодателей в оформлении заказа на подготовку специалистов и в оценке из профессиональных компетенций. В настоящей статье представлен опыт взаимодействия вуза и профессионального сообщества в рамках сетевой модели профессионального социального образования, реализуемой кафедрой
социальной педагогики и социальной работы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Т.В. Фуряева).
Сетевая модель профессионального образования предполагает априори нескольких субъектов формирования образовательного заказа на подготовку специалистов социальной сферы. Роль профессионального сообщества здесь не может быть занижена:
* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ13-16-24005
** This article was prepared with the support of the grant RGNF 13-16-24005
именно представителям работодателей для будущих выпускников известно, каковы актуальные задачи для учреждений социального обслуживания населения и органов социальной защиты, какие профессиональные компетенции и профессионально значимые качества востребованы в настоящий момент.
Восприятие профессионального сообщества как носителя образовательного заказа предполагает рассмотрение его как коллективного субъекта профессиональной деятельности и взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования.
Для профессионального сообщества среди прочих определяющими являются следующие характеристики (И.В. Мерсиянова):
- групповая идентичность (уровень групповой самоидентификации). Здесь для обладателей профессии широкой области «социальная работа» еще нет достаточно сильной идентификации, поскольку специфика профессиональной деятельности с пожилыми в доме интернате для престарелых граждан и инвалидов существенно отличается от деятельности в центре социальной помощи семье и детям. Именно поэтому в настоящее время активно идет процесс разработки новых профессиональных стандартов для семейных медиаторов, специалистов по защите детства;
- групповые нормы (наличие специфического профессионального этоса). Заметим, что этика и деонтология социальной работы в широком понимании находится в настоящий момент на пике актуальных тем профессионального дискурса;
- приверженность профессиональному статусу (принадлежность к референтной профессиональной группе дает личности больше, чем иные блага).
Профессиональное сообщество как неформальное объединение людей, обладающей одной профессией и осознающих общие интересы, является результатом профессионализации. Можно считать, что все этапы данного процесса для представителей социальной работы в широком смысле пройдены: идентификация собственной уникальной области профессионального знания и формирование социального образа профессии и профессиональной этики, создание профессиональных организаций и ассоци-
аций - пройдены в России (Всесоюзная ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Ассоциация социальных педагогов и работников и ныне - Общероссийская общественная организация «Союз социальных педагогов и социальных работников»). Однако именно на уровне организаций, муниципалитетов небольших городов профессиональные сообщества не имеют такой силы (групповой сплоченности), как, к примеру, профессиональные сообщества педагогов или врачей.
В то же время разнообразие форм и видов профессиональной деятельности, обозначаемых термином «социальная работа», не является препятствием для развития профессионального сообщества, если в профессиональную (групповую) идентичность включается понятие социального капитала. Под социальным капиталом понимаются общие нормы, ценности, связи, сети, информация для взаимной выгоды и развития сотрудничества, т.е. некие интеллектуальные и информационные ресурсы, социальные контакты и способы коммуникации, которые доступны участникам сети или в более развитой форме - кластеру, и связаны с набором социальных ролей и идентичностей, доступных в данной области (В.В. Тарасенко). Поэтому становится понятным стремление профессионального сообщества к наращиванию числа контактов с разнообразными социальными и государственными институтами.
Исследованию феноменов и эмпирических моделей взаимодействия классического вуза и школ как примера взаимодействия учреждения высшего профессионального образования и профессионального сообщества посвящены исследования Г.Н. Прозу-ментовой и ее учеников (Г.Н. Прозументова). Для нас важнейшими являются выделенные ею феномены такого взаимодействия, подтвержденные нашим опытом:
- «родовой» фактор порождения такого сотрудничества (как правило, инновационная совместная деятельность возникает там, где уже работают выпускники вуза, либо слушатели курсов повышения квалификации. Инициация такого взаимодействия всегда предполагает личную встречу не «в верхах», а на уровне специалистов);
- наиболее успешное развитие получают проекты, имеющие в составе проект-
ных (управленческих) команд не менее 50% (в исследованиях Г.Н. Прозументовой - до 70%) выпускников, магистрантов, аспирантов или преподавателей вуза;
- взаимное обогащение содержания реабилитационной работы в учреждениях социального обслуживания и преподаваемых курсов: инновационные технологии внедряются в учреждениях, обобщаются и становятся содержанием обучения будущих специалистов. Руководители учреждений включены в разработку и экспертизу новых магистерских программ.
В нашем опыте взаимодействия кафедры социальной педагогики и социальной работы с муниципальными и краевыми учреждениями социального обслуживания населения и органов социальной защиты были обнаружены разнообразные «преценденты» (формы) такого взаимодействия.
Первой из них выступил профессиональный форум «Профессиональное социальное образование: каким ему быть?» 2010. В формате переговорной площадки общались представители краевой и городской власти, науки, культуры и социальной сферы. Целью его проведения было определить пространство совместной деятельности выпускающей кафедры социальной педагогики и социальной работы и министерств образования и науки, социальной политики, культуры Красноярского края по повышению качества профессионального социального образования, обеспечения его непрерывного и инновационного характера. Обнаружились достаточно четкие «заказы» к профессиональному социальному образованию со стороны социальной сферы, среди них важнейшими были усиление практикоориентированной составляющей профессионального образования: в вопросах регулирования конфликтов (семейных, в интернатных учреждениях и пр.), в техно -логии ведения случая (семьи, находящиеся в социально-опасном положении, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, подростки группы риска правонарушений и др.) и разработка реальных проектов на базах учреждений социального обслуживания населения в рамках дипломных исследований по актуальным для учреждения вопросам, к примеру, «Организация реабилитационного досуга в интернатных учреждениях»,
«Мониторинг качества жизни пожилого человека», «Социально-педагогический патронаж», «Ювенальные технологии в работе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних», «Профилактика повторных правонарушений среди несовершеннолетних в условиях вечерней школы» и пр. Также было рекомендовано усилить личностную составляющей готовности выпускников: стрессоустойчивости, толерантности и т.д.
Высокой актуальностью на форуме была отмечена проблема оценки качества профессионального образования, придания этой системе общественно-государственного характера, привлечения работодателей к рекрутингу лучших студентов-выпускников для «прорывных» направлений работы в инновационных учреждениях региона. Таким образом, обострена проблема создания оптимальных условий профессионального становления и ориентирования студентов социальных специальностей на решение актуальных задач социальной сферы Красноярского края.
Второй формой взаимодействия нами рассматривается заказ на экспертизу кафедрой социальной педагогики и социальной работы методических разработок конкурсов профессионального мастерства: краевой конкурс методических разработок «Трудный возраст» 2006, 2008 гг., краевой конкурс профессионального мастерства «Ребенок -семья - общество» 2009, 2010 гг., муниципальный конкурс методических разработок «Индивидуальное сопровождение клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации» 2012 г. в г. Красноярске, экспертная оценка работ участников муниципального и краевого этапа Всероссийского конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания» в 2010-2012 гг.
Наш опыт экспертизы конкурсных материалов, выдвинутых учреждениями социального обслуживания Красноярского края на конкурсы «Ребенок. Семья. Общество» 2006 - 2012 гг. показал, что следующие гуманитарные технологии, имеющие исторические и теоретические корни в психологии, педагогике, медицине, оправдали себя в качестве ведущих методов социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей: социально-психологический тренинг, социальный проект (в т.ч. клубная работа),
методы лечебной педагогики и психотерапии (Монтессори-терапия, музыкальная терапия, арт-терапия и пр.). И все же, несмотря на частный положительный опыт в адаптации вышеназванных технологий к условиям реабилитационного процесса в социальных учреждениях Красноярского края, налицо целый комплекс проблем, требующий решения в рамках целенаправленного повышения квалификации и переподготовки работников социальной сферы. Три основные проблемы отражают специфику данного комплекса: ограниченная компетентность специалистов, слабое программное оснащение реабилитационного процесса, неэффективный отбор методов интенсивной реабилитации. Выходом из создавшейся ситуации мы видим, с одной стороны, повышение квалификации специалистов немедицинских и непсихологических профилей в компетентном применении отдельных методов, например, нами уже проведены семинары по применению методов арт-терапии воспитателями, указаны границы компетентности, определен список задач применения, отработаны приемы ведения беседы в случае всплеска переживаний, расширен диапазон арт-техник (коллажи, каракули, боди-арт, совместное рисование и пр.). С другой стороны, возможна подготовка профессиональных команд, когда, к примеру, группы психосоциальной поддержки женщин ведет психолог и социальный педагог, решающие в комплексе задачи экстренной социальной и психологической помощи в трудной жизненной ситуации.
Программное оснащение реабилитационного процесса также требует научно-методического сопровождения. Краевые конкурсы методических разработок, являясь, по сути, также мероприятиями по повышению квалификации, привели к появлению большого числа методически грамотных комплексных программ реабилитации. Стоит отметить, что в вопросе программного обеспечения реабилитационного процесса остается для многих специалистов также актуальной задачей освоение методов мониторинга результатов. Здесь проблемой является выделение критериев оценивания и отбор измеримых показателей, разработка (или подбор) инструментов измерения этих показателей.
Третьим типом прецендентов взаимодействия вуза и профессионального сообщества является заказ на супервизию преподавателями кафедры социальной педагогики и социальной работы профессиональной деятельности специалистов учреждения социального обслуживания населения: психолога, социального педагога и т.д. Консультативно-методическая помощь, коучинг специалиста, к примеру, подбор технологий реабилитационной работы с пожилыми гражданами для психолога центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов или научно-методическое оснащение деятельности социального педагога такого же центра с молодыми инвалидами, имеющими нарушения ментального типа, - востребованный образовательный заказ. Тандем «ученый - практик» имеет большой потенциал для наработки научно-обоснованных инновационных гуманитарных практик.
Четвертой формой взаимодействия является запрос на помощь преподавателей кафедры в разработке программ развития учреждения. Так нами была разработана Программа развития Краевого социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (г. Красноярск) по итогам краткосрочных курсов повышения квалификации «Управление развитием учреждения» (36 ак.ч.) и тренинга командообразования. Обучающая помощь требовалась руководителям отделений центра для овладения навыками системного анализа по методу «дерево проблем», способам планирования (диаграмма Ганта) и пр. Практикоориен-тированное обучение команды на основе системного анализа воспитательно-реабилитационного процесса в учреждении привело к возникновению программы развития, принятой субъектами ее реализации. Программа развития учреждения предполагала и разработку для учреждения программы мониторинга качества социального обслуживания и оценки эффективности воспитательно-реабилитационного процесса (Ю.Ю. Бочарова, Т.А. Хацкевич), что можно считать и самостоятельным прецендентом, поскольку он встречался и в запросе по обучению технологии составления программ социально-педагогической диагностики для оценки результатов воспитательно-реабили-
тационного процесса и в других учреждениях (например, от руководства СРЦН «Тюх-тетский»).
Наибольшую глубину взаимодействия показала пятая форма: научно-методическое руководство проектом на базе учреждения, получающего статус научно-внедренческой площадки университета. За 2010 - 2012 гг. под нашим руководством были реализованы следующие проекты:
Проект 1. «Тьюторское сопровождение дезадаптированных несовершеннолетних в условиях межведомственного сетевого взаимодействия» на базе КГКУ СО СРЦН «Зеленогорский». Исследуются психолого-педагогические сопровождения несовершеннолетнего в процессе социальной реабилитации, среди которых тьюторская позиция наставника и командная работа в сети межведомственного взаимодействия - ключевые.
Проект 2. «Социально-педагогическая поддержка адаптации молодых инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате, в открытом обществе» на базе КГАУ СО «Маганский психоневрологический интернат». Основная технология, подлежащая апробации - развитие реабилитационного потенциала молодых людей с инвалидностью ментального типа (средо-вого, личностного и интеллектуального) посредством организации реабилитационной среды, стимулирующей познавательную и творческую деятельность проживающих. В 2012 году Маганский психоневрологический интернат выиграл грант в Фоне М. Прохорова на реализацию проекта «Открытый мир: создание инновационного реабилитационного пространства для молодых инвалидов с умственной отсталостью «Учебная мастерская».
Проект 3. «Сибирские корни: создание сети пространств социокультурной реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию» на базе Краевого социально-реабилитационного центра для несовершеннлетних. Краевой СРЦН -экспериментальная площадка Института социальной педагогики РАО (2010- 2012 гг.). Результаты проекта были обобщены в магистерской диссертации Т. А. Хацкевич.
Проект 4. «Психолого-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению» на базе КБУК «Краевая специальная библиотека -
центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению» посвящен отбору средств социокультурной реабилитации и форм организации смыслообразующей реабилитационной деятельности, в первую очередь в рамках клубной деятельности. По результатам проекта написана магистерская диссертация Е.О. Песеговой.
Шестой формой взаимодействия вуза и профессионального сообщества стала разработка и реализация программы повышения квалификации для конкретного учреждения, повышающей эффективность его работы, к примеру «Современные технологии социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов» 2013 г. - для развития технологии «Специализация труда социального работника» в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского р-на г. Красноярска». Частыми прецендентами в такой форме выступали заказы на проведение тренингов профилактики профессионального выгорания, командо-образования, повышения коммуникативной компетентности специалистов, обучения стратегии методической работы в учреждении и пр.
Наибольший эффект мы ожидаем от седьмой формы взаимодействия: разработки и реализации программ повышения квалификации для муниципальных и краевых учреждений социального обслуживания населения и органов социальной защиты администраций городов и сел Красноярского края по актуальным проблемам для региона. Кафедрой разработаны в рамках государственных контрактов программы повышения квалификации «Социальная педагогика. Психолого-педагогические аспекты социальной интеграции семьи, воспитывающей ребенка-инвалида» в 2010 г, «Социальная работа. Современные подходы к комплексной реабилитации инвалидов» в 2010, «Теория и практика работы с семьей группы риска» в 2011 г., также был выполнен заказ Министерства образования и науки Красноярского края на программу «Организация социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся и студентов группы риска» в 2012. Специфика данных курсов состояла в практико-ориентирован-ном обучении, включающем практическое обучение в форме мастер-классов (например,
применение Монтессори-терапии в работе с детьми с инвалидностью), наблюдение за деятельностью специалистов на базе ведущих учреждений (например, мастер-класс «Телесно-ориентированные технологии в работе с детьми-инвалидами», проводимый инструктором ЛФК и врачом-неврологом). Обязательным элементов курсов являлась разработка проекта по единой теме для своего учреждения, который защищался публично по окончании курсов. Обсуждение реально существующих и запланированных проектов приводило к взаимному обогащению слушателей за счет глубокой критической рефлексии.
Следующие дидактические единицы вызвали наибольший интерес у слушателей: проектирование реабилитационной среды, профессиональное мышление специалиста социальной сферы, профилактика профессионального выгорания, технологии социально-педагогического консультирования, способы проектирования социально-психологического тренинга для разных категорий клиентов.
В 2011 г. нами был реализован особый образовательный проект для системы учреждений социального обслуживания населения на уровне муниципалитета (рассматривается в данной работе в качестве восьмой формы взаимодействия кафедры и профессионального сообщества). Проект был заказом Главного управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска и Регионального отделения Союза социальных педагогов и социальных работников России на тему «Профилактика профессионального выгорания специалистов системы социального обслуживания населения г. Красноярска посредством инновационной деятельности». Идея проекта заключалась в следующем: создание команды профессионалов - координаторов методических объединений специалистов системы социального обслуживания населения г. Красноярска позволит сформировать инновационную среду профессионального развития специалистов как фактора профилактики их эмоционального выгорания. В качестве мероприятий по достижению цели проекта выступили: исследование инновационного потенциала муниципальных учреждений социального обслуживания населения (организационный
и личностный уровень), тренинг координаторов методических объединений, конкурс методических разработок «Индивидуальное сопровождение человека, находящегося в трудной жизненной ситуации», публикация сборника методических разработок его победителей: «Инновационные гуманитарные практики в учреждениях социального обслуживания населения».
Девятая форма взаимодействия с профессиональным сообществом - международные и всероссийские научно-практические конференции, которые имели последние годы, на наш взгляд, особый эффект в области формулирования образовательного заказа, поскольку организовывались кафедрой социальной педагогики и социальной работы в инновационном формате: профессиональная дискуссия проводилась в формате проблемных симпозиумов, по итогам мастер-класс-сов, открытых просмотров документальных фильмов с режиссерским комментированием и т.д. (V Международная научно-практическая конференция «Социальное служение: институциональные и общественные практики в современном мире». Красноярск, 2013). Интенсивность общения позволяла уточнять содержание заказа, проблематизи-ровать планируемые в обучении результаты.
И, наконец, десятая форма взаимодействия. Как оказалось, при реализации сетевой модели профессионального социального образования заказ со стороны работодателей имеет тенденцию становиться более четким. За период 2008 - 2013 гг. мы подошли в диалоге с Министерством социальной политики к формулированию заказа на разработку двух основных образовательных программ (бакалавриата и магистратуры) с применением дистанционных образовательных технологий по направлению «социальная работа» с профилем/ магистерской программой «Социальное сопровождение участковыми специалистами семей, имеющих детей-инвалидов» (грант ККФН 2013 г). Целью проекта является разработка инновационных программ подготовки и переподготовки специалистов, работающих в системе социальной защиты, по теме «Социальное сопровождение участковыми специалистами семей, имеющих детей-инвалидов» по принципу социальной интернатуры на базе инновационных учреждений отрасли, которые стано-
вятся научно-стажировочными площадками. Краткосрочные курсы повышения квалификации не позволяют обеспечить Красноярский край высоко квалифицированными участковыми специалистами 8800 семей. При этом существуют высокотехнологические методические разработки, могущие быть включенными в содержание подготовки и переподготовки в режиме социальной интернатуры. Разработка региональных программ профессионального социального образования, выпускники которых составят ключевой человеческий ресурс в решении актуальных задач социальной политики -содержательное наполнение идеи «развития человеческого капитала». Практическое обучение в режиме супервизии с привлечением высококвалифицированных кадров отрасли в сочетании с применением дистанционных образовательных технологий позволит ускорить и насытить инновационным содержанием процесс подготовки (переподготовки).
Таким образом, мы можем сделать вывод о развитии в сетевой модели образовательных потребностей работодателей в широком диапазоне форм и прецендентов взаимодействия и приближении к совместной разработке основных образовательных программ в рамках федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования при их согласовании с разрабатываемыми профессиональными стандартами в отрасли.
Библиографический список
1. Ангеловский А. А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Известия Самарского научного центра Россий-
ской академии наук. - Т.12. - 2010. - №5 (2). -С. 306-314.
2. Блинов А. О., Бутырин Г. Н., Добрень-кова Е. В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. - М., ИНФРА-М,2002. -192 с.
3. Бочарова Ю. Ю., Хацкевич Т. А. Мониторинг воспитательно-реабилитационного процесса. - Красноярск: КСРЦН. - 2010. - 136 с.
4. Инновационные гуманитарные практики в учреждениях социального обслуживания: методическое пособие /под науч.ред. Т.В. Фуря-евой, Ю.Ю. Бочаровой. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. - 118 с.
5. Исаев Е. И., Косарецкий В. И., Слобод-чиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С. 57-66.
6. Мерсиянова И. В. Самоорганизация и проблемы формирования профессиональных сообществ в России И.В. Мерсиянова, А.Ф. Чешкова, И.И. Краснопольская; Нац.исслед.ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2011 - 188 с.
7. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели// Вестник Томского государственного университета. -2012. - № 358. - С. 182- 187
8. Страбахина Т. Н. Супервизия в профессиональной подготовке психолога// Психология обучения. - 2008. - №7. - С. 100-107.
9. Тарасенко В. В. Кластерная идентичность и социальный капитал // Философские науки. -2011. - №12. - С. 108-115.
10. Фуряева Т. В. Вовлеченность в образовательный процесс работодателей и студентов как фактор эффективной профессиональной и личностной подготовки будущего специалиста к работе с социально неблагополучными группами населения// Вестник Черниговского национального педагогического университета. -Чернигов, 2013. - Вып. 101. - Т. 2. - С. 413-418 (украинский язык).