Научная статья на тему 'Модернизированные стандарты специалиста в области социально-культурной деятельности: проблемы разработки профессиональных компетенций в контексте профессий будущего'

Модернизированные стандарты специалиста в области социально-культурной деятельности: проблемы разработки профессиональных компетенций в контексте профессий будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / APPROXIMATE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / AREAS AND SPHERES OF PROFESSIONAL ACTIVITY / ATLAS OF NEW PROFESSIONS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБЛАСТИ И СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Л.И., Гусев С.И.

В статье обосновывается необходимость разработки профессиональных компетенций специалиста социально-культурной деятельности с учётом требований к профессиям будущего. Рассматриваются причины несопряжённости деятельности по формированию содержания профессиональных компетенций представителей органов государственной власти, вузов, профессионального сообщества в области социально-культурной деятельности. Поднимается вопрос о тенденциях модернизации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направления подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность». Доказывается необходимость межведомственного подхода к разработке содержания профессиональных компетенций, создания профессионального союза специалистов социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазарева Л.И., Гусев С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPGRADED STANDARDS OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF SOCIAL AND CULTURAL PROFESSIONS ACTIVITIES DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE CONTEXT OF FUTURE PROFESSIONS

The necessity of development of professional competences of a specialist of social and cultural activity taking into account requirements to professions of the future is shown. Reasons for the lack of activity on the formation of the content of professional competencies of representatives of public authorities, universities, professional community in the field of social and cultural activities are considered. The article raises a question of trends in the modernization of Federal state educational standards of higher education areas of training 51.03.03 “Social and cultural activities”. The work reveals the necessity of interdepartmental approach to the development of the contents of professional competencies, the creation of a professional union of specialists of social and cultural activities.

Текст научной работы на тему «Модернизированные стандарты специалиста в области социально-культурной деятельности: проблемы разработки профессиональных компетенций в контексте профессий будущего»

1. Трансформация понятия «победы». Понятие «победы» в локальных войнах зачастую обесценивается. Условия победы качественно трансформировались. Само понятие «победы» в локальных войнах становится относительным. Стратегическая победа не складывается из побед в отдельных (даже решающих) сражениях. Победа потеряла черты окончательной, она трансформируется в грядущее поражение незаметно от победителя, а поражение мутирует в грядущую победу.

2. Стирание грани между войной и миром. Грань между войной и миром в локальных войнах зачастую стирается. То же самое и с понятием «послевоенный мир». Поскольку динамика локальной войны характеризуется быстрой изменчивостью и длится без «начала и конца», чередуя фазы затухания и активизации, то «послевоенный мир» становится «постконфликтным урегулированием», которое также весьма относительно. Утрачивается осознание момента наступления окончательного мира - станет ли им день, когда совсем не останется террористов и никого, кто был бы способен напасть на государство? Или когда прекратится производство оружия массового поражения? Или когда ни одно правительство не будет укрывать нелегитимные вооруженные формирования? Вышеперечисленные особенности локальных войн порождают идейную, социально-философскую и психолого-педагогическую проблему: локальные войны не воспринимаются общественным сознанием как всенародные, что затрудняет формирование традиций на их основе.

Немаловажным проблемным фактором локальных войн применительно к нашей теме мы считаем также социально-психологический. Воинские традиции в

Библиографический список

локальных войнах носят скорее неформальный, неофициальный характер, формируя особую субкультуру, выражающуюся в стереотипах поведения их участников. Общепризнано, что участники локальных войн формируют неформальное, закрытое от непосвященных (не воевавших, не побывавших «там») социальное сообщество «для своих». В этих сообществах существует своя особая субкультура и свои традиции, зачастую не вписывающиеся в общепризнанные.

Это может порождать их деструктивную антиобщественную направленность. Подобные неформальные объединения «афганцев», «чеченцев» и т. п. не заинтересованы в том, чтобы их традиции стали общественным достоянием. В соответствии с этой тенденцией формирование неформальных групп «сирийцев» неизбежно. Не исключена возможность их объединений с участниками боевых действий в составе добровольческих формирований «приднестровцев», «абхазцев», конфликта на Юго-Востоке Украины. Так происходит, когда локальная война усилиями деструктивных СМИ подвергается обесцениванию в общественном сознании.

Однако эта практика осталась в прошлом. Признание локальной войны легитимной и справедливой обуславливает интеграцию воинских традиций локальных войн в пространство исторической преемственности российского воинского воспитания. Воспитание военнослужащих на опыте локальных войн современности будет способствовать не только повышению боевого духа российских военнослужащих, не принимавших участия в локальных войнах, но и социальной адаптации их участников [4]. В этом и заключается социально-педагогическая функция такого воспитания.

1. Петрий П.В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. Москва: ВУ, 2013.

2. Хантингтон С. Кто мы? Москва: Изд-во АСТ, 2004: 216 - 217.

3. Червяков А.В. Культура солидарности общества и армии в современной России. Диссертация ... кандидата философских наук.

4. Концепция воспитательной работы в Вооруженных силах Российской федерации. Available at: http://base.garant.ru/6724917/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/ References

1. Petrij P.V. Sinergiya obschestva i armii v aksiologicheskom prostranstve sovremennoj Rossii: monografiya. Moskva: VU, 2013.

2. Hantington S. Kto my? Moskva: Izd-vo AST, 2004: 216 - 217.

3. Chervyakov A.V. Kultura solidarnosti obschestva i armii v sovremennoj Rossii. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk.

4. Koncepciya vospitate'nojraboty v Vooruzhennyh silah Rossijskoj federacii. Available at: http://base.garant.ru/6724917/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/

Статья поступила в редакцию 20.04.19

УДК 378. 096

Lazareva L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State Institute of Culture

(Kemerovo, Russia), E-mail: lazarli@mail.ru

Gusev S.I., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State Institute of Culture

(Kemerovo, Russia), E-mail: guss59@mail.ru

UPGRADED STANDARDS OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE CONTEXT OF FUTURE PROFESSIONS. The necessity of development of professional competences of a specialist of social and cultural activity taking into account requirements to professions of the future is shown. Reasons for the lack of activity on the formation of the content of professional competencies of representatives of public authorities, universities, professional community in the field of social and cultural activities are considered. The article raises a question of trends in the modernization of Federal state educational standards of higher education areas of training 51.03.03 "Social and cultural activities". The work reveals the necessity of interdepartmental approach to the development of the contents of professional competencies, the creation of a professional union of specialists of social and cultural activities.

Key words: Federal state educational standard of higher education, approximate basic educational program, areas and spheres of professional activity, atlas of new professions.

Л.И. Лазарева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. социально-культурной деятельност, Кемеровский государственный институт культуры,

г. Кемерово, E-mail: lazarli@mail.ru

С.И. Гусев, доктор медицинских наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт

культуры, г. Кемерово, E-mail: guss59@mail.ru

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ СТАНДАРТЫ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИЙ БУДУЩЕГО

В статье обосновывается необходимость разработки профессиональных компетенций специалиста социально-культурной деятельности с учётом требований к профессиям будущего. Рассматриваются причины несопряжённости деятельности по формированию содержания профессиональных компетенций представителей органов государственной власти, вузов, профессионального сообщества в области социально-культурной деятельности. Поднимается вопрос о тенденциях модернизации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направления подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность». Доказывается необходимость межведомственного подхода к разработке содержания профессиональных компетенций, создания профессионального союза специалистов социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, примерная основная образовательная программа, области и сферы профессиональной деятельности, атлас новых профессий.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается противоречие между потребностью общества и профессиональных сообществ в специалистах социально-культурной деятельности, обладающих современными профессиональными умениями и навыками, и не вполне ясным представлением об их инновационном содержании. Подтверждением тому служит, во-первых, недостаточно активная позиция работодателей в выдвижении требований к профессиональной деятельности специалиста социально-культурной деятельности; во-вторых, приверженность представителей профессионального сообщества при разработке документов, обеспечивающих образовательную деятельность традиционному содержанию, настороженное отношение к нововведениям, не вполне ясное видение перспектив развития социально-культурной деятельности; в-третьих, отсутствие профессионального стандарта специалиста в области социально-культурной деятельности.

Работодатели, осуществляя сотрудничество с вузом, ограничиваются участием в работе государственной аттестационной комиссии и предоставлением мест для прохождения практики студентов. Вовлечённость в разработку содержания профессиональных компетенций специалиста в области социально-культурной деятельности со стороны работодателей минимальна, локальна, поскольку такая работа должна быть централизована и включать в качестве её участников представителей органов государственной власти, вузов, ведущих подготовку специалистов в области социально-культурной деятельности, и, собственно, работодателей. Сложность заключается и в самой формулировке профессиональных компетенций с учётом их своевременного обновления, которая становится трудной задачей в контексте несопряжённости нормативно-правового, документационного обеспечения, представленного национальной системой квалификаций Российской Федерации как многофакторном комплексе документации, обеспечивающим взаимодействие сфер профессионального образования и труда. В связи с этим возникают вопросы: какими современными, опережающими знаниями и умениями должен овладеть бакалавр социально-культурной деятельности в ходе обучения в вузе? Как смоделировать процесс его подготовки, чтобы её результатом стали такие умения и навыки, сформированные компетенции, которые бы позволили выпускнику соответствовать быстро меняющемуся, динамичному социальному запросу общества?

На заседании Федерального учебно-методического объединения по укрупнённой группе специальностей и направлений 51.00.00. «Культурове-дение и социокультурные проекты» (далее - ФУМО) по теме «Современное

состояние стандартизации и проектирования примерных основных образовательных программ с учётом перехода на ФНОС 3++» наше внимание привлекло выступление председателя учебно-методического совета по направлению «Социально-культурная деятельность» Н.Н. Ярошенко, д.п.н., профессора, заведующего кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры. В присутствии представителей департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации он сказал, что в отличие от других учебно-методических объединений, входящих в ФУМО, учебно-методическое объединение по направлению «Социально-культурная деятельность» находится в сложном положении. Это связано со стереотипом, сложившимся в министерстве культуры, характеризующим социально-культурную деятельность как анахронизм советского периода. Однако, этот стереотип неверен. Сегодня идёт активное переосмысление содержания профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурной деятельности с точки зрения обновления его содержания, но в тоже время, каркас специальности остаётся прежним, не противоречащим современным нормативным правовым документам, регулирующим сферу культурной политики государства.

В то же время, как показывает практика, содержание профессионального образования в области социально-культурной деятельности при смене федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на стандарты высшего образования 3+ претерпело минимальные изменения (таблица 1).

Из представленной таблицы видно, что области, виды и объекты профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной деятельности при смене образовательных стандартов ФГОС ВПО на ФгОс ВО 3+, по сути, остались прежними. Несколько изменились требования к результатам освоения программы бакалавриата в вышеназванных стандартах в содержании общих, общепрофессинальных и профессиональных компетенций. Их количество примерно одинаково для обоих стандартов. В ФГОС ВПО общих компетенций - 16, общепрофессиональных - 0, профессиональных - 29, в ФГОС ВО 3+ - 9, 2, 29 соответственно [1]. Следует заметить, что в ФГОС ВО 3+ появились общепрофессиональные компетенции, формирование которых осуществляется на всех направлениях бакалавриата подготовки укрупнённой группы специальностей и направлений подготовки высшего образования 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» [2]. Таким образом, главным отличием ФГОС ВПО от

Таблица 1

Области, объекты, виды профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной деятельности ФГОС ВПО и ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 071800 (51.03.03) Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр»)

Структурные компоненты характеристики профессиональной деятельности бакалавра ФГОС ВПО ФГОС ВО 3+

Область - социально-гуманитарное знание, теория социально-культурной деятельности; - культурная политика и управление; - социокультурный менеджмент и маркетинг; - социально-культурное творчество, досуг, рекреация и туризм; - культурно-воспитательная деятельность и образование. - реализация государственной политики в сфере культуры; - осуществление социально-культурного менеджмента и маркетинга; - организация социально-культурного творчества в сфере досуга, рекреации и туризма; - проведение культурно-просветительной и культурно-воспитательной работы.

Объекты - системы управления государственными учреждениями и негосударственными организациями, общественными объединениями социально-культурной сферы; - процессы менеджмента и маркетинга социально-культурной деятельности, рекреационных объектов и индустрии досуга; - процессы творческо-производственной деятельности учреждений и организаций культуры - учебно-воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях. - системы управления государственными учреждениями и негосударственными организациями, общественными объединениями социально-культурной сферы; - процессы менеджмента и маркетинга социально-культурной деятельности, рекреационных объектов и индустрии досуга; - процессы творческо-производственной деятельности учреждений и организаций культуры... - учебно-воспитательный процесс в системе общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых и дополнительного профессионального образования.

Виды - творческо-производственная; - организационно-управленческая; - художественное руководство деятельностью учреждения культуры; - научно-методическая; - проектная; - педагогическая. - творческо-производственная; - организационно-управленческая; - художественно-творческая; - научно-методическая; - проектная; - педагогическая.

ФГОС ВО 3+ является появление, в последнем, общепрофессиональных компетенций.

В январе 2018 года на смену вышеназванным образовательным стандартам пришли модернизированные образовательные стандарты ФГОС ВО 3++ [3]. В них в качестве областей и сфер профессиональной деятельности бакалавров социально-культурной деятельности впервые обозначены социальные институты как формы социальных практик, такие как: область образования и науки (в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей и взрослых), область культуры и искусства (в сфере реализации государственной культурной политики, организации деятельности учреждений культуры по содействию воспитательной работе в организациях образования, а также стимулирования социальной активности населения в России). Перечисленные выше области профессиональной деятельности и участники взаимоотношений в них, а также объекты профессиональной деятельности были широко представлены в учебных планах направления подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», темах выпускных квалификационных работ, базах практики.

Анализ тем диссертационных исследований, посвященных социально-культурной деятельности, а так же выпускных квалификационных работ студентов кафедр социально-культурной деятельности показал, что их субъектами, на которых направлены социально-культурные технологии, являются дети, молодежь, студенты, специалисты социально-культурной сферы. Учреждения, на базе которых реализуются исследования и формируются профессиональные умения и профессиональный опыт социально-культурной деятельности, представлены, в основном, учреждениями культуры и образования: общеобразовательные школы, учреждения среднего и высшего профессионального образования, дома творчества детей и молодежи, сельские клубы, дворцы культуры, учреждения развлекательной индустрии и т. п.

Впервые в ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность» в качестве области и сферы профессиональной деятельности выпускника-бакалавра представлена область социального обслуживания населения (в сфере социального обеспечения, удовлетворения культурных потребностей социально незащищенных групп населения посредством приобщения к социально-культурной деятельности). В связи с этим необходимо обеспечить реализацию требований новых стандартов в области социальной защиты населения посредством внесения соответствующих корректировок в содержание профессиональной подготовки бакалавров, привлечению к подготовке руководителей и работников организаций и учреждений социальной защиты населения, расширению баз практики за счёт заключения договоров с учреждениями социальной защиты населения, таких как:

• стационарные организации социального обеспечения и обслуживания (интернаты и дома для инвалидов и пожилых людей, интернаты для людей с психоневрологическими расстройствами, дома и интернаты для умственно-отсталых людей, специализированные дома-интернаты для престарелых людей);

• специализированные центры по социальному обслуживанию и консультированию населения;

• социальные и реабилитационные центры для несовершеннолетних детей и детей, которые поступили туда из приютов;

• социальные приюты для подростков и несовершеннолетних детей; реабилитационные учреждения для восстановления подростков и несовершеннолетних детей на физическом и психологическом уровне; реабилитационные центры для людей с ограниченными способностями; реабилитационные центры для детей и взрослых без определенного места проживания;

• государственные центры социальной помощи женщинам, семьям и несовершеннолетним детям;

• детская и юношеская спортивно-адаптивная школа для детей с инвалидностью;

• специальная курсовая база для реабилитации и обучения людей с ограниченными способностями;

• профессиональные училища и интернаты для людей с разными группами инвалидности;

• государственные реабилитационные организации и центры по психологической и педагогической помощи населению;

• специальные центры экстренной психологической помощи в телефонном режиме;

• государственные центры и негосударственные учреждения помощи несовершеннолетним детям, которые остались без родительского обеспечения;

• государственные и негосударственные учреждения по оказанию социальной и психологической помощи населению и др.

Возникает необходимость в расширении субъектов социально-культурной деятельности на уровне конкретных целевых групп населения, в первую очередь, социально уязвимых, нуждающихся в социально-культурной реабилитации, ре-социализации, адаптации: инвалиды, лица, отбывшие уголовное наказание, мигранты, вынужденные беженцы, иностранные студенты, участники и ветераны локальных боевых действий, лица с девиантным поведением и др. В связи с этим расширяются и возрастные границы субъектов, на которых должна быть направлена социально-культурная деятельность от рождения до долгожительства.

Следует обратить внимание на то, что в ФГОС ВО 3++ вместо видов профессиональной деятельности представлены типы задач - технологический, педагогический, организационно-управленческий, проектный, художественно-творческий. Сами же задачи, в отличие от предшествующих стандартов, не прописаны детально и подробно, что свидетельствует о стремлении разработчиков стандартов предоставить учреждениям высшего образования самостоятельно заняться их формулировкой.

Состав компетенций ФГОС ВО 3++ представлен так же в более обобщённом виде. Это касается, в первую очередь, профессиональных компетенций бакалавра социально-культурной деятельности, которые образовательная организация может устанавливать самостоятельно или ориентироваться на обязательные или рекомендуемые профессиональные компетенции, предложенные в примерной образовательной программе. Главное, что подчёркивается в модернизированном стандарте, профессиональные компетенции должны быть сформированы на основе социального заказа государства, работодателей, современного зарубежного опыта, с одной стороны, с другой - на основе профессиональных стандартов (далее - ПС), которые соответствуют профессиональной деятельности выпускника-бакалавра социально-культурной деятельности и указаны в ФГОС ВО 3++:

• ПС «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

• ПС «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

• ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;

• ПС «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»;

• ПС «Специалист по техническим процессам художественной деятельности»;

• ПС «Экскурсовод (гид)».

Трудовые функции, представленные в вышеперечисленных стандартах, лишь частично соответствуют областям, объектам и видам профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной деятельности. Безусловно, оперативная разработка профессиональных стандартов, которые по своим трудовым функциям могут соответствовать профессиональной социально-культурной деятельности, способствует некоторой нивелировке отсутствия профессионального стандарта специалиста в области социально-культурной деятельности. В частности, это касается ПС «Специалист в области воспитания», в котором говорится о содействии культурно-воспитательной работе, обеспечении досуговой занятости, организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи, проведении культурно-просветительных мероприятий, организации игровой, проектной, творческой деятельности с целью расширения социокультурного опыта обучающихся и т. п.

Анализ быстро сменяющих друг друга образовательных стандартов по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» выявил общие тенденции моделирования процесса подготовки выпускника-бакалавра социально-культурной деятельности. Основой моделирования становится основная профессиональная образовательная программа (далее - ОПОП). Болотова Г.В. предлагает рассматривать ОПОП как «ризому» (понятие философии постмодерна) - некую нелинейную целостность, открытую как для внутренних, так и внешних изменений, рождающих плюрализм интерпретаций явления. В нашем случае ОПОП даёт возможность шире использовать принцип междис-циплинарности, обеспечивающий движение от монопрофильности подготовки бакалавров к мультипрофильности [4].

Эта точка зрения наиболее явно находит отражение в ФГОС ВО 3++, представляющий собой общий замысел, спрогнозированное намерение, успешность реализации которого связана с ориентацией образовательных результатов выпускников не только на настоящее, но и на будущее. Образовательные результаты должны опережать требования работодателей и соответствовать обновляющимся раз в пять лет профессиональным стандартам.

Следовательно, система образования по подготовке бакалавров социально-культурной деятельности должна быть ориентирована на новые профессии, требующие наличия совокупности системных знаний и умений, компетенций, которые формируются в результате профессионального обучения. Новые профессии в сфере культуры нашли отражение в «Атласе новых профессий», разработанного с помощью форсайт-технологий специалистами Московской школы управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив [5]. Ими было проведено глубокое исследование «Форсайт Компетенции 2030» для составления перечня востребованных профессий в 19 отраслях экономики на ближайшие 15 - 20 лет. Так, в сфере культуры наиболее приближенным к областям, видам и объектам социально-культурной деятельности, на наш взгляд, являются профессии куратора коллективного творчества, тренера творческих состояний; в сфере медиа и развлечений - это игропрактик; менеджмента - трендвотчер/форсай-тер; в социальной сфере - эковожатый. Безусловно, названия новых профессий звучат экзотично и возникает некоторое сомнение в их жизнеспособности и реальности, пусть и в ближайшем будущем. Однако, как утверждает руководитель Центра образовательных разработок «Сколково» Д. Конанчук, исследование по

выявлению востребованных профессий проводилось по международной методологии и опирается на анализ тенденций, согласно которым ни одна профессия будущего «не придумана», а некоторые вузы уже сегодня настроены готовить новых специалистов [5].

Общим свойством, объединяющим образовательные стандарты и «Атлас новых профессий», является мультипрофильность, о чём уже было упомянуто выше. Мультипрофильность связана с универсальными надпредметными и над-профессиональными навыками, которые позволят специалисту реализовывать себя в различных сферах, областях и видах профессиональной деятельности. Они перечислены в «Атласе новых профессий»: системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними, в том числе системная инженерия); навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях); умение управлять проектами и процессами; клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя; мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах); умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми; работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять).

Данные универсальные навыки должны вырастать из общих компетенций ОПОП укрупнённой группы специальностей и направлений подготовки «Куль-туроведение и социокультурные проекты», в то время как профессиональные компетенции - результат работы составителей ОПОП направления подготовки. Проблема прогнозирования профессиональных компетенций согласно требованиям ФГОС ВО 3++ должна опираться на профессиональные стандарты, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО 3++ и (или) иных ПС, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра ПС, размещённых в программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» Минтруда (profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих ПС) [7]. Из каждого выбранного ПС вуз выделяет одну или несколько обобщённых трудовых функций, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, которые соответствуют виду профессиональной деятельности, обозначенному в ФГОС ВО3++, и формулирует профессиональные компетенции. Поскольку профессионального стандарта специалиста в области социально-культурной деятельности нет, а профессиональные стандарты, указанные в приложении к проекту ФГОС ВО3++, не вполне соответствуют всем видам профессиональной деятельности бакалавра социально-культурной деятельности, опираться на них при составлении перечня профессиональных компетенций бакалавра социально-культурной деятельности не представляется возможным, тем более прогнозировать профессиональные компетенции, ориентированные на новые профессии, перечисленные выше.

Библиографический список

Безусловно, трудно успеть за быстроразвивающейся отраслью культуры и новыми профессиями, часто находящимися на стыке разных направлений. Но уже сейчас видно, что с задачами социально-культурной деятельности современные выпускники вуза по направлению социально-культурной деятельности справляются, а для профессий будущего, мы не только не готовим специалистов, но и на перспективу в документах (ФГОСах, образовательных программах) не ставим такую задачу.

В Федеральном законе от 3 июля 2016 г N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» говорится о том, что отсутствие ПС может компенсироваться наличием квалификационных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [7]. К иным нормативным правовым актам относятся следующие документы, согласно которым возможно установить квалификационные требования к специалистам социально-культурной деятельности и, соответственно, разработать профессиональные компетенции для ОПОП:

• Общероссийский классификатор видов экономической деятельности;

• Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

• Общероссийский классификатор занятий;

• Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Рассматривая характеристику новых профессий, мы можем не только установить соответствие общих компетенций стандарта и универсальных навыков новых профессий (привести примеры), но и определить трудовые функции, виды, области деятельности, профессиональные компетенции - это задача научного исследования не одного года, не одного человека. Решение этой задачи предполагает последовательные действия команды единомышленников по созданию соответствующих документов в национальной системе квалификаций, включающих профессиональный стандарт специалиста в области социально-культурной деятельности. Кроме того, в связи с расширением областей и сфер профессиональной деятельности бакалавра социально- культурной деятельности, возникла необходимость межведомственного подхода к формированию его профессиональных компетенций. Данная позиция обусловлена перечнем профессиональных стандартов, представленных в ФГОС ВО3++, соответствующих профессиональной деятельности выпускников-бакалавров. К данной работе должны быть подключены представители работодателей, органы государственной власти в сфере образования и науки, культуры и искусства, социальной защиты населения. Организующим звеном данной работы на сегодняшний день должен стать вуз до тех пор, пока не будет создано профессиональное сообщество представителей социально-культурной деятельности, работающих в различных учреждениях социально-культурной сферы.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 16 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр»)». Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2010 г, регистрационный N 16375. Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1920

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N 995 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата)» Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 августа 2016 г Регистрационный N 43439). Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1920

3. ФГОС ВО 3++ Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2016 г. N 1179 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность». Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 января 2018 г Регистрационный N 49575. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510303_B_3_12012018.pdf

4. Болотова ГВ. Подходы к управлению основными профессиональными образовательными программами УГСН «Образование и педагогические науки». Universum: психология и образование. 2016; 9 (27): 19 - 23.

5. Атлас новых профессий. Available at: http://atlas100.ru/

6. Конанчук Д. Россия в поисках новой модели высшего образования «Аккредитация в образовании». Available at: http://akvobr.ru/v_poiskah_novoi_modeli.html

7. Реестр профессиональных стандартов. «Профессиональные стандарты» Программно-аппаратный комплекс. Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/

8. О независимой оценке квалификации. Федеральный закон Москва, 2016.

References

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 13 yanvarya 2010 g. N16 «Ob utverzhdeniii vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 071800 Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' (kvalifikaciya (stepen) «bakalavr»)». Zaregistrirovan Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii 11 fevralya 2010 g., registracionnyj N 16375. Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1920

2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 11 avgusta 2016 g. N 995 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.03 Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' (uroven' bakalavriata)" Zaregistrirovano v Minyuste RF 26 avgusta 2016 g. Registracionnyj N 43439). Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1920

3. FGOS VO 3++ Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 dekabrya 2016 g. N 1179 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 51.03.03 Social'no-kul'turnaya deyatel'nost". Zaregistrirovano v Minyuste RF 9 yanvarya 2018 g. Registracionnyj N 49575. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510303_B_3_12012018.pdf

4. Bolotova G.V. Podhody k upravleniyu osnovnymi professional'nymi obrazovatel'nymi programmami UGSN «Obrazovanie i pedagogicheskie nauki». Universum: psihologiya i obrazovanie. 2016; 9 (27): 19 - 23.

5. Atlas novyh professij. Available at: http://atlas100.ru/

6. Konanchuk D. Rossiya v poiskah novoj modeli vysshego obrazovaniya «Akkreditaciya v obrazovanii». Available at: http://akvobr.ru/v_poiskah_novoi_modeli.html

7. Reestrprofessional'nyh standartov. «Professional'nye standarty» Programmno-apparatnyj kompleks. Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/

8. O nezavisimoj ocenke kvalifikacii. Federal'nyj zakon Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 02.04.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.