УДК 37.014
ОГОРОДНОВА Ольга Васильевна, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия
ippiu@mail.ru
ПАТРУШЕВА Инга Валерьевна, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия
inga-p@mail.ru
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Целью исследования является выявление и описание региональных аспектов межведомственного взаимодействия в системе инклюзивного образования. В статье на основе анализа целевых программ Тюменской области, практики инклюзивного образования в образовательных учреждениях, учреждениях спорта и молодежной политики, культуры, социальной защиты определены приоритетные направления реализации межведомственного взаимодействия в сфере общего, профессионального и дополнительного образования. Авторами рассматривается специфика межведомственного (сетевого) взаимодействия в регионе через различные формы совместной деятельности органов управления на региональном и муниципальном уровнях, образовательных и других организаций, учреждений, общественных структур, заинтересованных в решении задач обеспечения равного доступа всех обучающихся к получению определенного уровня образования. Выделены региональные аспекты межведомственного взаимодействия в инклюзивном образовании детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей из семей мигрантов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Авторами представлены конкретные способы решения задач инклюзивного образования, внедряемые в Тюменской области с использованием ресурсов различных отраслей и ведомств, обозначены достижения и приоритеты межведомственного взаимодействия на уровне общего, профессионального и дополнительного образования.
Ключевые слова: взаимодействие, инклюзивное образование, межведомственное взаимодействие, сетевое взаимодействие, педагогика разнообразия, региональные программы, доступная среда, социальное партнерство, гетерогенные группы, особые образовательные потребности
Olga V. OGORODNOVA,
Tyumen State University, Tyumen, Russia
ippiu@mail.ru
Inga V. PATRUSHEVA,
Tyumen State University, Tyumen, Russia
inga-p@mail.ru
REGIONAL ASPECTS FOR INTERAGENCY COOPERATION IN INCLUSIVE EDUCATION
The aim of this research is to reveal and describe regional aspects of inter -authorities cooperation in inclusive educational system. Based on main Tyumen region programs, experience of inclusive education in institutions for sport and youth politics, education, culture and social protection the article presents important trends for inter-authorities interaction in the sphere of compulsory, professional and additional education. The authors considers particularities of inter-authorities cooperation in the region through different forms of common activities in governmental departments for regional and city authorities, educational and those institutes which are interested in students' access to get education. There are some regional aspects of inter-authorities cooperation in inclusive education for disabled children and students with special needs, for children of migrants, orphans and children in difficult situation. The article identifies special methods for solving problems of inclusive education in Tyumen region. The authors show priorities and achievements in interagency cooperation for compulsory, professional and additional education with the help of different governmental resources.
Keywords: interaction, inclusive education, interagency collaboration, networking, diversity pedagogy, regional programs, accessible environment, social partnership, heterogeneous group, special educational needs
Построение инклюзивного образовательного пространства выступает актуальной для всех регионов задачей. Инклюзивное образование в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) определяется как равнодоступное для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Опираясь на концепцию педагогики разнообразия О. Грауманн и М. Певзнера, под инклюзивным образованием мы подразумеваем включение в учебно-воспитательный процесс не только детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и одаренных детей, детей из семей мигрантов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и имеющих другие особые образовательные потребности [1; 2].
В Тюменском регионе развитие инклюзивного образования началось достаточно давно, но и сегодня сталкивается со многими нерешенными задачами. Наилучшим вариантом решения проблем в данной области является практика включения всех ведомств в процесс создания доступной образовательной среды региона.
Целью данного исследования выступает анализ региональных аспектов межведомственного взаимодействия в системе инклюзивного образования.
Сущность взаимодействия состоит во взаимовлиянии друг на друга, в обмене информацией и действиями, выработке согласованных подходов к решению общих задач. В рамках инклюзивного образования есть смысл говорить о социальном взаимодействии, то есть о целена-
правленных совместных действиях социальных субъектов, осуществляемых в социально значимых целях. Социальное взаимодействие рассматривается как определенный уровень реализации социальных связей и отношений.
Межведомственное взаимодействие определяется чаще всего как комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним организаций и учреждений для достижения единых целей в рамках определенного направления деятельности.
Как отмечают Н.А. Мёдова и Н.В. Жигинас все учреждения, участвующие в межведомственном взаимодействии в контексте инклюзивного образования, можно разделить на две группы в зависимости от их основной функции (сопровождения либо социализации) [3].
Сегодня в большей степени распространен термин «сетевое взаимодействие», под которым понимается система связей и отношений, способствующих наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов в определенной области. Под сетевым взаимодействием в структуре регионального управления инклюзивным образованием можно понимать совместную деятельность органов управления, образовательных и других организаций, учреждений, общественных структур, заинтересованных в решении задач обеспечения равного доступа всех обучающихся к получению определенного уровня образования. При этом взаимодействие выстраивается на принципах социального партнерства, то есть обеспечивается максимальное согласование и реализация интересов участвующих субъектов. Механизм сетевого взаимодействия в региональном масштабе предполагает выстраивание вертикальных и горизонтальных связей как между учреждениями и ведомствами, так и между социальными и профессиональными сообществами.
В Тюменской области развитию инклюзивного образования уделяется особое внимание, что обусловлено и реализацией федерального заказа и потребностью общества. Так, по состоянию на 01 января 2016 года в Тюменской области проживает более 102 тысяч инвалидов (7,3% от общей численности населения), в том числе 5,6 тыс. детей-инвалидов (1,9% от численности детского населения Тюменской области). 11% инвалидов особо нуждаются в создании безбарьерной среды. Это, прежде всего, люди, страдающие нарушениями двигательных функций (колясочники), инвалиды по зрению и инвалиды по слуху [4].
В области регистрируется достаточно большой поток мигрантов, в особенности из стран ближнего зарубежья. Так, из всего количества мигрантов, прибывающих ежегодно в Уральский федеральный округ, 45% приходится на долю Тюменского региона. А это и семьи с детьми. По состоянию на 23.07.2014 г. в Тюменскую область прибыло 2060 жителей Украины, из них 308 детей.
В настоящее время в региональной системе образования в рамках Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы реализуется проект «Доступная среда», направленный на увеличение числа образовательных организаций, в которых создаются все необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов, других маломобильных групп населения и детей, не имеющих отклонений в развитии.
Анализ целевых программ и проектов позволил выделить региональные аспекты межведомственного взаимодействия в инклюзивном образовании. В разработке и реализации мероприятий в рамках данных программ участвуют департаменты: образования и науки, по спорту и молодежной политике, здравоохранения, культуры, информационной политики; главное управление строительства; муниципальные образования; образовательные учреждения; общественные организации. В результате скоординированной совместной работы в Тюменской области созданы условия для реализации детьми-инвалидами конституционного права на образование. По официальным данным на 2015 год в системе дошкольного и общего образования обучалось более 11 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система межведомственного взаимодействия позволила включить в реализацию инклюзивного подхода дошкольные образовательные организации. По данным департамента образования и науки Тюменской области услугами дошкольного образования охвачено 66% детей-инвалидов в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях, 34% детей - в детских учреждениях общего типа в специальных (коррекционных) группах или в массовых с предоставлением реабилитационных услуг. В дошкольных учреждениях организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Коррекционная работа ведется как узкими специалистами, так и воспитателями, имеющими соответствующую специализацию. Для обеспечения систематического квалифицированного сопровождения развития детей, а также для детей, имеющих тяжелые патологии, во всех муниципальных образованиях созданы консультационно-методические пункты, в которых специалисты (логопеды, психологи, педагоги, врачи) оказывают помощь родителям, воспитывающим детей на дому.
В регионе развивается сеть базовых школ, обеспечивающих совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии. В 2015 году в области создана 91 базовая
школа, для которых закуплено специализированное учебное и спортивное оборудование, специально оборудованные для подвоза детей-инвалидов транспортные средства. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста организовано в общеобразовательных учреждениях (в специальных (коррекционных) и общеобразовательных классах), в том числе на дому, включая дистанционные формы обучения. Всего различными формами обучения охвачено 98,8% детей с ограниченными возможностями здоровья. В обычных общеобразовательных классах интегрировано обучается 68,9% детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью подготовки к введению с 01.09.2016 года федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в регионе организовано межведомственное взаимодействие по реализации дорожной карты [5].
В период 2016 - 2017 учебного года департамент образования и науки Тюменской области, муниципальные органы управления образованием совместно с психолого-медико-педагогической комиссией будут разрабатывать нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования, осуществлять комплексный мониторинг готовности образовательной среды к реализации ФГОС нОо ОВЗ, обеспечивать механизм взаимодействия с учреждениями здравоохранения, социального развития, дополнительного образования. Образовательными учреждениями будут разрабатываться адаптированные образовательные программы с привлечением ресурсов межведомственного взаимодействия. Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования и Тюменским педагогическим колледжем планируется методическое сопровождение работы школ по введению ФГОС НОО ОВЗ.
С 2014 года во всех муниципальных территориях созданы психолого-педагогические комиссии, действующие на постоянной основе, в состав которых включены психологи, логопеды, дефектологи и другие узкие специалисты. Реализация в Тюменской области специализированного проекта «Равные возможности» в рамках государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года позволяет обеспечивать методическое сопровождение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, в том числе в условиях постоянно действующего семинара и консультирования для специалистов муниципальных комиссий.
На сегодняшний день в регионе создаются условия для получения профессионального образования инвалидов. Обучение осуществляется по 47 профессиям и специальностям среднего профессионального и высшего образования. 29% от числа инвалидов и детей-инвалидов учится в учреждениях среднего профессионального образования, и 61% осваивают программы высшего образования. Получать профессиональное образование инвалиды могут в различных формах: очной, заочной, а также по индивидуальным учебным планам, разрабатываемым учебными заведениями конкретно для данного студента.
В настоящее время обучение с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляют Тюменский государственный университет, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, Тюменский индустриальный университет, Тюменский государственный институт культуры.
В рамках реализации международного проекта «Подготовка и повышение квалификации педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» в структуре Института психологии и педагогики ТюмГУ в 2014 году создан Международный компетентностный центр инклюзивного образования, цель которого - создание в рамках международного консорциума многоуровневой системы подготовки повышения квалификации педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями. Одной из задач деятельности Центра выступает формирование регионального образовательного сообщества по проблемам инклюзии (взаимодействие с социальными партнерами: миграционными службами, обществами инвалидов и др.) [6].
В текущем учебном году Центром дополнительного образования Тюменского государственного университета впервые проводится обучение преподавателей вуза по программе «Тьютор в системе инклюзивного образования в вузе». Данная программа нацелена на подготовку педагогов к работе с такими категориями студентов, как: инвалиды (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата); одаренные; мигранты и иностранные студенты; обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию и др. Кроме того на базе Центра в 2015-2016 учебном году осуществляется реализация дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Менеджмент гетерогенных групп и организаций», слушатели которой - молодые люди, являющиеся инвалидами, работающие в общественных
организациях инвалидов региона. Цель обучения: подготовка молодых специалистов с особенностями здоровья для формирования команд, которые применят новые техники и технологии в управлении виртуальным клубом или молодежной организацией в целях успешной социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение осуществляется в течение шести месяцев в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Слушатели программы изучают такие дисциплины, как: «Психология взаимодействия в гетерогенных группах»; «Компьютерные технологии и электронное обучение»; «Менеджмент гетерогенной группы. Эффективное управление командой. Разрешение споров и профилактика конфликтов» и др.
Особое внимание в регионе уделяется обеспечению доступности предоставляемых услуг по программам дополнительного образования и развивающего досуга. Так, по данным департамента по спорту и молодежной политики в Тюменской области постоянную досуговую деятельность обеспечивают 60 учреждений сферы молодежной политики, из них в 43 учреждениях занимаются дети-инвалиды общей численностью 1,4 тыс. человек. На базе учреждений сферы молодежной политики дети-инвалиды занимаются как в секциях со здоровыми детьми, так и в специализированных кружках. Эффективной формой социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья стало вовлечение данной категории людей в работу клубных объединений. Участники клубов активно разрабатывают и реализуют социальные проекты. Например, проект по социокультурной реабилитации инвалидов методами арт-терапии «Перезагрузка. Новые горизонты». Данный проект реализуется с августа 2014 года. Также участники клуба принимают активное участие в конкурсах и фестивалях творчества («Новое поколение», «Димитриевская суббота»), туристических программах.
Одной из самых востребованных клубных форм работы с инвалидами являются клубы КВН среди молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. В регионе с 2010 года проводится открытый Кубок КВН среди молодых инвалидов. В 2015 году в данном мероприятии приняло участие более 150 человек из 18-ти муниципальных образований юга Тюменской области. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного и профессионального образования позволяет организовывать совместную социально значимую деятельность членов клубов и студентов вузов. Студенты выступают в роли тьюторов, помощников, организаторов, кураторов.
Межведомственное взаимодействие, направленное на обеспечение доступности в сфере отдыха и оздоровления детей регулируется подпрограммой «Организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в Тюменской области» Государственной программы «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» до 2020 года. Так, на основании Распоряжения Правительства Тюменской области от 25 января 2016 года №46-рп «Об организации детской оздоровительной кампании в Тюменской области в 2016 году» обеспечивается координация деятельности исполнительных органов государственной власти Тюменской области и их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, отраслевыми профсоюзами, оздоровительными и иными организациями и учреждениями, молодежными, детскими и иными общественными объединениями в сфере организации отдыха и оздоровления населения и занятости несовершеннолетних. За счет межведомственного взаимодействия реализуются меры по созданию безбарьерной среды и условий для отдыха детей и подростков всех групп здоровья; организуется отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также обеспечивается эффективное взаимодействие муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций с молодежными, детскими организациями и общественными объединениями по организации отдыха и занятости несовершеннолетних «группы особого внимания», обучающихся в школах и колледжах, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Успешно решается задача создания условий для обеспечения детям-инвалидам равного доступа к услугам, предоставляемым в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием.
Особое внимание в регионе уделяется реализации инклюзивного подхода в сфере отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Всего за 2015 год было охвачено отдыхом и оздоровлением 4 838 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Из них около 25% - во внеканикулярные смены, то есть смены с обучением, на которых дети отдыхают, оздоравливаются и обучаются. На таких сменах реализуется «КЛАССная программа», которая была разработана еще в 2005 году в Областном детском оздоровительно-образовательном центре «Ребячья республика» и сейчас как положительный опыт внедрена на территории всей Тюменской области. При этом финансирование программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется за счет средств бюджета региона.
С целью создания единой системы учета инвалидов, детей-инвалидов, проживающих на территории региона Департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области про-
ведена работа по созданию межведомственного банка данных инвалидов и детей-инвалидов. Ведомствами-участниками банка данных выступили: «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области» Минтруда России; управление социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания населения; учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность; медицинские учреждения и организации; центры занятости населения; учреждения и организации по спорту и молодежной политике; учреждения и организации культуры. Межведомственный банк данных детей-инвалидов позволяет вести персонифицированный учет детей-инвалидов, осуществлять оперативный обмен информацией между ведомствами, координацию и контроль своевременной корректировки и реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов.
Таким образом, Тюменская область является регионом, в котором активно развивается система инклюзивного образования с опорой на существующие институциональные механизмы на основе принципов сетевого взаимодействия всех уровней и субъектов образования с привлечением ресурсов других отраслей области и общественной инициативы. В перспективе приоритетами межведомственного взаимодействия в реализации инклюзивного подхода на уровне региона должны стать: совершенствование комплексной инфраструктуры инклюзивной среды; реализация различных моделей работы с детьми с особыми образовательными потребностями; создание условий для всестороннего дополнительного образования и оздоровления гетерогенных групп детей; обобщение и распространение передового опыта сетевого взаимодействия в региональной системе инклюзивного образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ширин А.Г. Подготовка педагогов к работе в гетерогенной среде: концепция и ожидаемые результаты нового международного проекта // Непрерывное образование. 2014. №4 (10). С.4-9.
2. Брук Ж.Ю. Педагогика многообразия: зарубежный опыт //Казанский педагогический журнал. 2015. Том 2. №5 (112). С. 265-268.
3. Медова Н.А., Жигинас Н.В. Модульная структура взаимодействия в рамках модели инклюзивного образования в условиях муниципальной образовательной системы// Вестник ТГПУ, 2012. 8 (123). С. 99-102.
4. Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» до 2020 года. Режим доступа: http://admtyumen.ru/files/ogv_to/DCP.doc (дата обращения: 12 мая 2016).
5. Приказ от 17 августа 2015 г. № 264/ОД «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ в Тюменской области». Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science (дата обращения: 17 апреля 2016).
6. Брук Ж.Ю., Волосникова Л.М., Семеновских Т.В. Сопровождение мигрантов в инклюзивной образовательной среде Тюменского региона //Казанская наука. 2015. № 10. С. 282-284.
REFERENCES
1. Pevzner M.N., Petrjakov P.A., Shirin A.G. Training of teachers for work in the heterogeneous environment: the concept and the expected results of the new international project. [Podgotovka pedagogov k rabote v geterogennoj srede: kon-cepcija i ozhidaemye rezul'taty novogo mezhdunarodnogo proekta]. Nepreryvnoe obrazovanie. 2014, no. 4 (10), pp.4-9. (in Russ.).
2. Bruk Zh. Yu. Diversity pedagogy: foreign experience. fezan pedagogical journal. 2015, Т. 2, 5 (112), pp. 265-268. (in Russ.).
3. Mjodova N.A., Zhiginas N.V. Modular structure of interaction within model of inclusive education in the conditions of municipal educational system. [Modul'naja struktura vzaimodejstvija v ramkah modeli inkljuzivnogo obrazovanija v uslovijah municipal'noj obrazovatel'noj sistemy]. Vestnik TGPU. 2012. no. 8 (123). pp. 99-102. (in Russ.).
4. State program of the Tyumen region "The main directions of development of branch "Social policy" till 2020. [Gosudar-stvennaja programma Tjumenskoj oblasti «Osnovnye napravlenija razvitija otrasli «Social'naja politika» do 2020 goda]. Available at: http://admtyumen.ru/files/ogv_to/DCP.doc (accessed 12 May 2016).
5. The order of August 17, 2015 No. 264/OD "About the Approval of the Action Plan for Ensuring Introduction of FGOS OVZ in the Tyumen Region". [Prikaz ot 17 avgusta 2015 g. № 264/OD «Ob utverzhdenii Plana dejstvij po obespecheni-ju vvedenija FGOS OVZ v Tjumenskoj oblasti»]. Available at: http://admtyumen.ru/ogv_ru/society/edu_science (accessed 17 April 2016).
6. Bruk Zh.Ju., Volosnikova L.M., Semenovskih T.V. Escort of migrants in the inclusive educational environment of the Tyumen region. [Soprovozhdenie migrantov v inkljuzivnoj obrazovatel'noj srede Tjumenskogo regiona]. Kazanskaja nauka. 2015. no 10. pp. 282-284. (in Russ.).
Информация об авторе
Огороднова Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики детства, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия ippiu@mail.ru
Information about the author
Olga V. Ogorodnova, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of Department of Psychology and Pedagogy of Childhood, Tyumen State University,
Tyumen, Russia ippiu@mail.ru
Патрушева Инга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия inga-p@mail.ru
Получена: 15.05.2016
Inga V. Patrusheva, Candidate of Pedagogical
Sciences, Associate Professor, Department of
General and Social Pedagogy, Tyumen State
University,
Tyumen, Russia
inga-p@mail.ru
Received: 15.05.2016
Для цитирования статьи: Огороднова О.В., For article citation: Ogorodnova O.V., Патрушева И.В. Региональные аспекты меж- Patrusheva I.V. Regional'nye aspekty mezhve-ведомственного взаимодействия в инклюзив- domstvennogo vzaimodeystviya v inklyuzivnom ном образовании. Историческая и социально- obrazovanii. [Regional aspects for interagency образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. cooperation in inclusive education]. Is-Часть 3. с.- 119-124 toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'=
Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 119-124