DOI 10.14526/01_2017_189 УДК 378.1
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
М.Г. Колодезникова - доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой теории
и методики спортивных единоборств института физической культуры и спорта Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета
им. М.К. Аммосова ул. Белинского, 58, Якутск, Россия, 67700 E-mail: kolodeznicova(mail. ru
М.С. Пономареа - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных единоборств института физической культуры и спорта Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета
им. М.К. Аммосова ул. Белинского, 58, Якутск, Россия, 67700 E-mail: ponmarsemfymail. ru
А.В. Беляева — старший преподаватель института физической культуры и спорта Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета
им. М.К. Аммосова ул. Белинского, 58, Якутск, Россия, 67700 E-mail: ashley. belyaeva@ mail. ru
Аннотация. С 2003 г. в России внедряется многоуровневое высшее образование. Сегодня многие вузы ведут подготовку магистров для сферы физической культуры и спорта. В данное время имеется нормативная база магистерского образования. Однако научных работ, раскрывающих организационно-педагогические условия разработки образовательных программам по магистратуре, в частности по направлению «Физическая культура», крайне недостаточно. Материал. Разработка магистерской программы «Управление и организация физкультурно-массовой работы с населением» по направлению «Физическая культура». Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, анализ регламентирующих документов, анализ результатов исследования, проектирование. Результат. Раскрыты этапы проектирования магистерской программы, рассмотрены организационно-педагогические особенности (этапы) работы над образовательной программой по магистратуре, разработана уникальная междисциплинарная магистерская программа «Управление и организация физкультурно-массовой работы»» по направлению «Физическая культура». Проектирование магистерской программы может осуществляться в 14 этапов; разработанная магистерская программа «Управление и организация физкультурно-массовой работы» по направлению «Физическая культура» имеет 6 модулей и 23 дисциплины, отвечает требованиям ФГОС. Заключение. Результаты работы, показанные в данной статье, могут стать основой для создания программ в вузах, готовящих кадры для сферы физической культуры и спорта.
Ключевые слова: магистратура, магистерская программа, физическая культура и спорт, этапы проектирования магистерской программы.
MASTER'S PROGRAM PROJECTION ACCORDING TO "PHYSICAL CULTURE"
SPECIALTY
Margarita G. Kolodeznikova — associate professor, candidate of pedagogics, Physical culture and Sport Institute of North-Eastern Federal University named after M.K.
Ammosov
58, Str. Belinsky, Yakutsk, 67700, Russia E-mail: [email protected]
Mariya S. Ponomareva — candidate of pedagogics, associate professor Physical culture and Sport Institute of North-Eastern Federal University named after M.K.
Ammosov
58, Str. Belinsky, Yakutsk, 67700, Russia E-mail: [email protected]
Achlei V. Belyaeva — senior teacher Physical culture and Sport Institute of North-Eastern Federal
University named after M.K. Ammosov
58, Str. Belinsky, Yakutsk, 67700, Russia E-mail: [email protected]
Annotation. Since 2003 multilevel higher education has been introduced in Russia. Nowadays many higher educational establishments train masters for the sphere of physical culture and sport. Now there is a normative base of Master's education. However, there is a lack of the works, which reveal organizational-pedagogical conditions of magistracy educational programs creation, in particular according to the specialty "Physical culture ". Material. Master's program "Physical-mass work with population management and organization" creation according to the specialty "Physical culture". Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, regulating documents analysis, research results analysis, projection. Results. The stages of a Master's program projection are revealed, organizational-pedagogical peculiarities (stages) of work over magistracy educational program are considered, a unique interdisciplinary Master's program "Physical-mass work with population management and organization" according to the specialty "Physical culture" is created. Master's program projection can be realized according to 14 stages; the created Master's program "Physical-mass work with population management and organization" according to the specialty "Physical culture" has 6 modules and 23 disciplines, corresponds with the demands of the Federal State Educational Standard. Conclusion. The results of the work, demonstrated in this article, can form the base for the programs creation at higher educational establishments, which train specialists for the sphere of physical culture and sport. Keywords: magistracy, Master's program, physical culture and sport, stages of Master's program projection.
Введение. С 2003 г. в России внедряется многоуровневое высшее образование [1]. Сегодня многие вузы ведут подготовку магистров для сферы физической культуры и спорта. В данное время имеется нормативная база магистерского образования. Однако научных работ, раскрывающих
организационно-педагогические условия разработки образовательных программам по магистратуре, в частности по
направлению «Физическая культура», крайне недостаточно.
Выпускающей кафедрой теории и методики спортивных единоборств института физической культуры и спорта (ИФКиС) Северо-Восточного
федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ) ведется обучение магистрантов по 4 программам в рамках 2 направлений - «Физическая культура» и «Спорт».
Выпускники бакалавриата нашего института создают естественный спрос на обучение в магистратуре. В ответ рождаются предложения - магистерские программы. Многолетний опыт работы со студентами специалитета и бакалавриата подсказывает верный путь, становится трамплином для новых идей в работе с магистрантами [2].
Проблеме магистерского
образования посвящены работы Н.В. Абрамовских (Сургутский
государственный педагогический
университет), А.И. Горылева
(Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского), М.Б. Клейман (Ивановский
государственный химико-
технологический университет), О.Г. Мотовилова (Санкт-Петербургский
государственный университет), С.Н. Постникова (Томский государственный архитектурно-строительный университет), А.С. Роботовой (Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена) и т.д.
Методы и организация исследования.
Цель исследования: предложить этапы разработки магистерской программы и отразить результаты проектирования магистерской программы «Управление и организация физкультурно-массовой работы с населением» по направлению «Физическая культура».
Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, анализ регламентирующих документов, анализ результатов исследования.
Научная новизна: предложены этапы разработки магистерской программы по направлению «Физическая культура».
Теоретическая значимость:
рассмотрены организационно-
педагогические особенности (этапы) работы над образовательной программой по магистратуре.
Практическая значимость:
представлен опыт проектирования уникальной междисциплинарной
магистерской программы «Управление и организация физкультурно-массовой
работы с населением» по направлению 49.04.01 «Физическая культура», который может стать основой для создания программ в вузах, готовящих кадры для сферы физической культуры и спорта.
Организация исследования: в статье представлены результаты
проектирования кафедрой теории и методики спортивных единоборств института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального
университета им. М.К. Аммосова магистерской программа «Управление и организация физкультурно-массовой работы с населением» по направлению 49.04.01 «Физическая культура», которая стала востребованной среди
выпускников бакалавриата: конкурс на 1 бюджетное место составляет 3-4 абитуриента. В 2016-2017 уч.г. по программе обучаются всего 18 студентов (1-2 курсы).
Результаты исследования и их обсуждение.
Разработка магистерской
программы является непростой задачей. Это работа, требующая кадровых, временных, интеллектуальных ресурсов. Следует отметить и то, что создание новой программы - это творческий коллективный труд преподавателей-разработчиков.
Нами предлагается 14 этапов разработки магистерской программы. Отметим, что здесь отражены именно этапы проектирования, а не этапы реализации магистерской программы (рисунок 1).
1. Изучение ФГОС, других нормативных документов
2. Определение цели, названия программы
3. Выбор основного и дополнительных
I профессиональных видов деятельности
4. Составление перечня, паспорта компетенций
5. Выбор модулей
8. Формирование Блока 3 "ГИА"
9. Разработка матрицы компетенций
г~ 10. Проверка объема зачетных единиц в блоках
11 Г" . л. -, , . -, .. .
11. составление руп, буп, программы практик, программы ГИА
12. Разработка РПД
13. Согласование с ответственными лицами
14. Утверждение РУП, РПД, ОП
Рисунок 1 - Этапы разработки магистерской программы
Считаем, что разработка магистерской программы должна начинаться с внимательного изучения и обсуждения разработчиками ФГОС (1 -й этап), так как именно данный документ является фундаментов для дальнейшей работы. Также необходимо изучить другие нормативные акты, в том числе локальные: положение о магистратуре, положение о магистерской диссертации и др.
ФГОС по направлению 49.04.01 «Физическая культура» утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 8 апреля 2015 г. До утверждения мы работали по проекту ФГОС.
ФГОС ВО устанавливает структуру содержания образования; общие требования к подготовке специалистов (цели); общие нормативы учебной нагрузки студентов и ее объем; академические свободы вуза в определении содержания образования;
порядок разработки и утверждения государственных требований к
содержанию и уровню подготовки выпускников по конкретным
специальностям; правила госконтроля за соблюдением требований к качеству подготовки специалистов.
Формулировка цели и названия программы (2-й этап) зависит от того, какие актуальные направления имеются в соответствующей сфере.
Высокопрофессиональные кадры для организации массовой физкультурно-спортивной работы с населением сегодня востребованы на рынке труда. Выпускники могут работать учителями физической культуры, тренерами, инструкторами, заведующими отделениями в спортивных школах, менеджерами различного уровня в сфере физической культуры, спорта, образования, здравоохранения и пр. В Республике Саха (Якутия) проводятся многочисленные соревнования
российского и международного уровней, действуют более 70 спортивных федераций, множество спортивных комплексов и сооружений, фитнес-клубов, детско-юношеских спортивных школ, поэтому спортивные менеджеры, несомненно, сегодня особенно
востребованы.
Выбор видов деятельности (3-й этап) диктуется типом программы (академическая магистратура, прикладная магистратура). Анализируемая программа является академической, поэтому основной вид деятельности - научно-исследовательская деятельность.
Дополнительные виды: организационно-управленческая; рекреационная;
культурно-просветительская.
Каждый вид деятельности, обозначенный в ФГОС, имеет компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся. В соответствии с этим составляется перечень компетенций, затем - паспорт компетенций (4-й этап).
С учетом видов деятельности, компетенций подбираются модули, каждый модуль имеет дисциплины (5,6-й этапы).
По ФГОС предусмотрены практика, научно-исследовательская работа,
государственная итоговая аттестация (7,8-й этапы).
Составляется матрица соответствия компетенций учебным дисциплинам в форме таблицы (9-й этап).
Объем зачетных единиц, выделяемых на блоки, указан в ФГОС. Необходимо свериться с ним (10-й этап). Всего выделяется 120 зачетных единиц, 60 зе - 1-й курс, 60 зе - 2-й курс.
Особого внимания требует составление рабочего учебного плана, базового учебного плана, программ практики и государственной итоговой аттестации (11-й этап).
Когда вышеуказанные документы готовы, происходит распределение учебных дисциплин между
преподавателями, которые должны разработать рабочую программу
дисциплины (РПД), включающую тексты лекций, задания для практических занятий, самостоятельной работы студента, тесты и т.д. (12-й этап). РПД - это документ, требующий постоянного обновления.
13-й и 14-й этапы - проверка, утверждение магистерской программы ответственными органами (ученым советом, департаментом оценки качества обучения и пр.) и лицами.
Магистерская программа
«Управление и организация физкультурно-массовой работы с населением» по направлению 49.04.01 «Физическая культура» Представим общую характеристику программы.
Форма обучения - очная. Срок освоения - 2 года. Трудоемкость - 120 ЗЕТ. Целевая направленность: набор осуществляется из числа бакалавров, специалистов в области физической культуры и спорта и других смежных направлений.
Структура программы магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений
(вариативную).
Цель: подготовка
высококвалифицированных кадров в сфере физкультурно-массовой деятельности, владеющих инновационными
технологиями в области физической культуры и спорта, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО. Область профессиональной деятельности выпускника включает физкультурное образование, спорт, спортивно-оздоровительную деятельность,
пропаганду здорового образа жизни, научно-исследовательскую работу. Объектами профессиональной
деятельности являются лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта, и потенциальные потребители физкультурно-массовых и спортивных услуг; процессы
формирования мировоззренческих,
мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведения здорового образа жизни, оптимизации физического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности; нормативная
документация.
Виды профессиональной деятельности выпускника:
• научно-исследовательская;
• организационно-управленческая;
• рекреационная;
• культурно-просветительская.
В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные,
общепрофессиональные и
профессиональные компетенции. Государственная итоговая аттестация: защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Вступительное испытание: собеседование. Модули и дисциплины образовательной программы подобраны с учетом актуальных проблем в сфере массовой физкультурно-спортивной деятельности и включают 6 модулей и 23 дисциплины. В рамках первого блока выделяются две части: базовая и вариативная (таблица).
Таблица - Модули и дисциплины магистерской программы «Управление и организация физкультурно-массовой работы с населением»
Дисциплины (модули) базовой части
МОДУЛЬ 1. Философские и методологические основы исследований Б1.Б 1.1. История и философия науки
Б1.Б 1.2. Методология и методы научного исследования в спорте
МОДУЛЬ 2. Иностранный язык Б 1.Б.2.1. Иностранный язык в научной сфере
Б 1.Б 2.2. Деловой иностранный язык
Дисциплины (модули) обязательной вариативной части
МОДУЛЬ 3. Современные технологии в профессиональной деятельности Б 1.Б 3.1.Информационное обеспечение в профессиональной деятельности
Б 1.Б 3.2. Инновационные технологии в менеджменте физической культуры и спорта
МОДУЛЬ 4. Организационно-управленческие основы физкультурно-массовой деятельности Б 1.В.ОД.1.1. Менеджмент физкультурно-массовых мероприятий
Б1.В.ОД.1.2. Спортивно-оздоровительные технологии работы с населением
Б1.В.ОД.1.3. Мониторинг физкультурно-массовой работы
МОДУЛЬ 5. Теория и практика физкультурно-массовой деятельности Б1.В.ОД.2.1. Современные физкультурно-массовые направления
Б1.В.ОД.2.1. Прикладная физическая культура
МОДУЛЬ 6. Научные исследования в физкультурно-массовой деятельности Б1.В.ОД.3.1. Применение социологических методов исследования в работе с населением
Б1.В.ОД.3.2. Организация и проведение научных исследований в физкультурно-массовой деятельности
Элективные дисциплины (по выбору) вариативной части
ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЯ 4. Б1.В.ДВ.1.1. Проведение спортивно-зрелищных мероприятий
Б1.В.ДВ.1.2. Организация физкультурно-массовой работы в сельской местности
ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЯ 4. Б1.В.ДВ.2.1. Обеспечение безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий
Б1.В.ДВ.2.2. Планирование и контроль физкультурно-массовых мероприятий
ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЯ 5. Б1.В.ДВ.3.1. Молодежные физкультурно-массовые направления
Б1.В.ДВ.3.2. Система ГТО
ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЯ 5. Б1.В.ДВ.4.1. Физическое воспитание в семье
Б1.В.ДВ.4.2. Методы и средства пропаганды здорового образа жизни
ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЯ 6. М1.В.ДВ.5.1. Социальная психология
М1.В.ДВ.5.2. Тренинг совершенствования коммуникативных способностей
Выводы: 1) проектирование магистерской программы может осуществляться в 14 этапов; 2) разработанная магистерская программа «Управление и организация физкультурно-массовой работы» по направлению «Физическая культура» имеет 6 модулей и 23 дисциплины, отвечает требованиям ФГОС.
Литература
1. Банденко, В. И. Болонский процесс: современный этап / В. И. Банденко // Высшее образование в России. - М., - 2015. - № 10. - С. 5254.
2. Кузнецова, З.М. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры и спорта: современные подходы / З.М. Кузнецова, В.К. Аюпова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 20-24. Режим доступа: http://joш^шl-stience.org/ш/artirie/4.html. DOI: 10.14526/13_2014_13.
3. Оплетин, А. А. Саморегуляция в системе средств физической культуры как ведущий регулятивный механизм и важный компонент структуры саморазвития личности /А. А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Том 8, № 2. - С. 165-174. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/20.html.
4. Пономарева, М. С. Акмеологические особенности студенческого периода
профессионального становления будущего специалиста сферы физической культуры и спорта / М. С. Пономарева // Теория и практика физической культуры. - М., 2015. - № 10. - С. 21-23.
References
1. Bandenko V. I. Bologna process: modern stage. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], Moscow, 2015, no 10, pp. 52-54 (in Russian).
2. Kuznetsova Z.M., Aypova V.K. Educational services branding in physical culture and sport institute: modern approaches. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no. 1, pp. 20-24. Available at: http://journal-science.org/ru/article/4.html. DOI: 10.14526/13_2014_13.
3. Opletin A. A. Self-regulation in the system of physical culture means as the leading regulative mechanism and an important component of personality self-development structure. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2013, vol.8, no. 2, pp. 165-174. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/magazine/20. html.
4. Ponomareva M. S. Acmeological peculiarities of students period of a future specialist's professional formation in the sphere of physical culture and sport. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], Moscow, 2015, no 10, pp. 21-23 (in Russian).
Подано: 26.01.2017г. Принято: 28.01.2017 г.
Колодезникова Маргарита Герасимовна - доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики спортивных единоборств института физической культуры и спорта Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, ул. Белинского, 58, Якутск, Россия, 67700, E-mail: kolodeznicova(mail. ru
Пономарева Мария Семеновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных единоборств института физической культуры и спорта Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, ул. Белинского, 58, Якутск, Россия, 67700, E-mail: ponmarsemamail.ru Беляева Ашлей Васильевна - старший преподаватель института физической культуры и спорта Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, ул. Белинского, 58, Якутск, Россия, 67700, E-mail: ashley. helyaevaamail. ru
Для цитирования: Колодезникова М.Г., Пономарева М.С., Беляева А.В. Проектирование магистерской программы по направлению «физическая культура» // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 109-116. DOI 10.14526/01 2017 189