УДК 378.147:371.13
https://doi.org/10.24158/spp.2018.5.12
Абрамовских Наталья Викторовна
Abramovskikh Natalia Viktorovna
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета
Толмачева Вера Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
D.Phil. in Education Science, Professor, Theory and Methodology of Preschool and Elementary Education Department, Surgut State Teacher's Training University
Tolmacheva Vera Vladimirovna
PhD in Education Science, Associate Professor, Head of the Theory and Methodology of Preschool and Elementary Education Department, Surgut State Teacher's Training University
THE ASSESSMENT OF FUTURE MASTERS OF EDUCATION ACTIVITIES DURING THEIR PROFESSIONAL TRAINING AT A UNIVERSITY
Аннотация:
В статье рассмотрены теоретико-методические, организационно-содержательные основы разработки фонда оценочных средств для организации образовательного процесса в системе профессионального образования на уровне магистратуры. Особое внимание уделяется решению данной проблемы в аспекте внедрения требований системно-деятельностного подхода в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Представлен опыт разработки оценочных средств в Сургутском государственном педагогическом университете. На примере дисциплины «Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога» программы магистерской подготовки «Инновационная начальная школа» показаны возможности структурирования содержания компетенций, формируемых у магистрантов. Определяются соответствующие формы текущего, промежуточного и итогового контроля, позволяющие сформировать профессиональные компетенции у обучающихся в соответствии с ФГОС ВО. Рассматриваются вопросы выбора оптимальных оценочных средств и их применения в практике подготовки специалистов педагогического профиля, обучающихся на уровне магистратуры.
Ключевые слова:
профессиональное образование, магистратура, оценочные средства, профессиональные компетенции, системно-деятельностный подход, обучающийся, формы контроля.
Summary:
The research considers the theoretical and methodical principles and the arrangements of assessment tools designed to facilitate the academic process when earning a master's degree. The focus is on solving this problem in terms of implementing the requirements of the system- and activity-based approach as a part of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The assessment tools development practices in Surgut State Teacher's Training University are pre-sented. The authors demonstrate the ways to structure the skills developed in the master's degree students by a case study of a course in Innovative and Research Activities of a Modern Teacher of a master's program in Innovative Elementary School. The research determines the appropriate forms of ongoing, interim monitoring and final check that make it possible to develop professional skills in students in accordance with the above-mentioned standard. The study discusses the matters of choice of the best assessment tools and their practical application when training future Masters of Education.
Keywords:
vocational education, Master's degree program, assessment tools, professional skills, system- and activity-based approach, student, forms of monitoring.
В ст. 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается: «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [1, с. 89]. В связи с этим одной из актуальных проблем педагогического образования, как указывают ряд исследователей [2], является внедрение системы оценки деятельности обучающихся со стороны преподавателя, позволяющей комплексно отсле-
дить процесс развития соответствующих компетенций у будущих педагогов, скорректировать в случае необходимости формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями обучающихся. В работе Б.В. Сергеевой отмечается, что специфика современного профессионального образования связана с обучением будущих педагогов на непрерывной основе, позволяющей создать оптимальные условия для самосовершенствования личности в овладении необходимыми компетенциями [3].
Решение данной задачи значимо на всех этапах подготовки педагога, но особое значение это имеет при обучении в магистратуре, когда у студента уже есть определенные достижения в овладении профессией. Более того, у многих магистрантов имеется опыт самостоятельной профессиональной деятельности, активно идет процесс развития профессиональной мотивации, осознанного отношения к результатам собственной профессиональной деятельности. При этом контингент обучающихся имеет разные уровни представления о профессии, так как в магистратуру поступают как студенты, получившие образование по данному направлению подготовки на уровне бакалавриата, так и обучающиеся, имеющие базовое образование другой профессиональной направленности.
Таким образом, преподаватели, реализующие магистерскую программу, имеют значимые трудности в создании равных условий для овладения необходимыми компетенциями всеми обучающимися, независимо от уровня их подготовки и базового образования, и в оценке соответствующих достижений. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень магистратуры)» отмечается, что при «разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации» [4]. Такая ориентация должна включать разработку содержания всех форм реализации образовательного процесса, в том числе и оценочных средств. Поэтому важнейшим этапом разработки содержания конкретных дисциплин при проектировании программы магистерской подготовки «Инновационная начальная школа», реализуемой в Сургутском государственном педагогическом университете, является определение форм и содержания конкретных оценочных средств. Решение данной задачи происходит через четкое структурирование содержания компетенций, которые формируются в рамках конкретной дисциплины; выбор соответствующего диагностического инструментария, позволяющего оценить уровень сформированности каждого компонента компетенции посредством форм текущего, промежуточного и итогового контроля; разработку четких критериев и показателей оценки достижений обучающихся. В основе решения данной задачи в рамках магистерской программы «Инновационная начальная школа» заложена концепция реализации системно-деятельностного подхода В.С. Лазарева, предполагающая системное видение индикаторов и уровней освоения компетенций на когнитивном (знания), ориентировочном, операциональном и опытном компонентах [5]. Соответствующие требования предъявляются и к оценочным средствам, позволяющим выявить освоение обучающимся необходимых видов деятельности в процессе профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется анализу особенностей построения конкретных оценочных средств текущего, промежуточного и итогового контроля. Покажем применение этой системы на примере конкретной базовой для рассматриваемой программы дисциплины.
Особая миссия в профессиональной подготовке магистранта возлагается на дисциплины, основная цель которых - не только познакомить обучающихся с отдельными видами профессиональной деятельности, а дать целостное представление о базовой направленности конкретной магистерской программы, сформировать мотивационную основу для дальнейшей углубленной профессиональной подготовки обучающихся. Одной из таких дисциплин в магистерской программе «Инновационная начальная школа» является дисциплина «Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога», которая относится к обязательным дисциплинам вариативной части и разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (квалификация (степень) "магистр")». Для ее освоения студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин базовой части - «Методология и методы научного исследования», «Инновационные процессы в образовании» и вариативной части - «Специальные методы исследования в педагогике начального образования (научный семинар)», «Организация научно-исследовательской работы с учащимися в начальной школе». В ходе изучения данной дисциплины у обучающихся формируются представления о сущности научно-исследовательской деятельности в сфере образования через освоение подходов к современному исследованию в области педагогики, раскрываются основы организации научного исследования в образовании, методы получения современного научного знания в области педагогики.
Материал курса создает необходимую теоретическую базу для выполнения заданий на практике и получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, для проведения исследовательской работы по социально-педагогической, психолого-педагогической и педагогической тематике. Исходя из этого ставится и основная цель дисциплины - развитие профессиональной готовности магистрантов к применению инновационных подходов для решения исследовательских задач в образовании.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО [6]:
- способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5);
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфес-сиональные и культурные различия (ОПК-3);
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4);
- способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);
- готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6).
Опираясь на подход В.С. Лазарева, мы структурировали содержание данных компетенций на компоненты, подробное описание которых представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Содержательная характеристика компонентов компетенций, осваиваемых обучающимися в рамках дисциплины
«Инновационная и исследовательская деятельность современного педагога»
Знаниевый Ориентировочный Операциональный Опытный
1 2 3 4
знать актуальные направления и проблемы развития инновационной образовательной политики (ОПК-2) уметь определять критерии инновационного развития современной системы образования (ОПК-2) владеть умением определять критерии инновационного развития современной системы образования (ОПК-2) обоснованный выбор методов научного исследования для выявления проблем инновационного развития образования (ОПК-2)
знать проблемы и перспективы инновационного развития современной системы образования (ОПК-4) уметь обобщать и критически оценивать результаты, полученные российскими и зарубежными исследователями при решении научно-исследовательских задач в образовании (ОПК-4) владеть умением определять критерии обоснованного выбора направления организации собственного исследования исходя из актуальных направлений развития инновационной образовательной политики в сфере образования (ОПК-4) написание рецензии на исследовательскую деятельность в образовании (ОПК-4)
знать актуальные направления реализации коллективных комплексных научных исследований в системе образования (ОПК-3) уметь обосновывать актуальность коллективных комплексных исследований в системе образования (ОПК-3) владеть критериями обоснования актуальности коллективных комплексных исследований в системе образования (ОПК-3) обоснование актуальных направлений организации коллективных комплексных исследований в системе образования (ОПК-3)
знать способы оценки результатов научных исследований в образовании (ПК-5) уметь обосновать выбор направления организации собственного исследования исходя из актуальных направлений развития инновационной образовательной политики в сфере образования (ПК-5) владеть способами определения критериев оценки результатов исследовательской деятельности в образовании (ПК-5) написание статьи по результатам собственного научного исследования (ПК-5)
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
знать возможности современных информационных технологий для решения задач собственного научного исследования (ОК-5) уметь самостоятельно выбирать конкретные информационные технологии и использовать их в практической деятельности по решению задач собственного научного исследования (ОК-5) владеть критериями выбора информационных технологий для решения задач собственного научного исследования (ОК-5) обоснованный выбор информационных технологий для решения задач собственного научного исследования (ОК-5)
знать способы оценки результатов собственного научного исследования (ПК-6) уметь определять способы оценки результатов собственного научного исследования (ПК-6) владеть способами определения критериев оценки результатов собственного научного исследования (ПК-6) обоснованный выбор направления организации собственного исследования исходя из актуальных направлений развития инновационной образовательной политики в сфере образования (ПК-6)
Формы организации учебного процесса по данной дисциплине включают в себя лекции, практические занятия, практикумы, деловые игры. Практические занятия строятся с использованием активных методов и технологий: анализ ситуаций, тренинги, выполнение творческих продуктивных заданий, проблемных заданий, решение исследовательских задач и др.
Большое место при изучении дисциплины уделяется самостоятельной работе студентов, в процессе организации которой углубляются и расширяются знания студентов по изученным вопросам, формируются общеучебные и частные методические умения, необходимые в практической деятельности учителя начальной школы.
Формы и виды контроля знаний и умений студентов включают:
- текущий контроль - устный опрос, контрольные практические задания, разработка кластеров, тестирование и ответы на проблемные вопросы, презентация результатов выполнения учебного задания;
- рубежный контроль - коллоквиум;
- итоговый контроль - экзамен.
Таким образом, оценке деятельности обучающихся в рамках дисциплины придается значительное внимание. Приведем примеры конкретных форм оценочных средств, применяемых в образовательном процессе, и возможности оценки выделенных составляющих компонентов компетенций.
В рамках первого модуля «Организация исследовательской деятельности в системе образования» промежуточный контроль проводится на практическом занятии. Для текущей оценки умения обосновывать актуальные направления инновационного развития современной системы образования предлагается комплексное оценочное задание, включающее две части.
Задание 1. Сделайте подборку научных статей по актуальным вопросам развития системы образования (не менее 5). Напишите аннотации к ним.
Задание 2. Разработайте анкету с целью выявления проблем и потребностей педагогов в совершенствовании своей профессиональной деятельности. Проведите опрос среди педагогов образовательных учреждений и выявите, какие темы являются актуальными для современной системы образования. Обозначьте, над какими исследовательскими задачами работают коллективы образовательных учреждений.
Таким образом, оценивая результаты выполнения магистрантами первого задания, преподаватель имеет возможность выявить уровень сформированности знаниевого и ориентировочного компонентов компетенции ОПК-2 (знать требования к выбору направления и принципам организации исследовательской деятельности в образовании; владеть критериями выбора актуального направления организации инновационного развития в образовании). Оценивая результаты выполнения задания 2, преподаватель определяет уровень развития операционального компонента данной компетенции (уметь обосновывать содержание конкретных направлений организации инновационного развития в системе образования). При выставлении итоговой оценки преподаватель руководствуется следующими критериями оценки (таблица 2).
Таблица 2 - Крите рии оценки текущего контроля по модулю 1
Основной учебный результат Критерии оценки Оценка
Знание актуальных направлений развития современной системы образования Полно сделана подборка статей в соответствии с темой, представлены подробные аннотации ко всем статьям 4
Полно сделана подборка статей в соответствии с темой, представлены подробные аннотации к большинству статей 3
Сделана некоторая подборка статей в соответствии с темой (менее 5), представлены подробные аннотации к большинству статей 2
Сделана некоторая подборка статей в соответствии с темой (менее 5), не представлены аннотации к статьям 1
Подборка статей не сделана 0
Максимальный балл 4
Разработка анкеты Точно и полно определены вопросы анкеты в соответствии с темой опроса, анкетирование позволяет достичь поставленной цели 3
Полно определены вопросы анкеты в соответствии с темой опроса, имеются небольшие неточности при формулировке вопросов, анкетирование позволяет достичь поставленной цели 2
Вопросы анкеты не позволяют полностью достичь поставленной цели, имеются значимые неточности при формулировке вопросов 1
Анкета не разработана 0
Максимальный балл 3
Обоснование актуальных направлений развития образования Точно и полно определены актуальные направления развития образования на основе анализа полученных результатов анкетирования. Аргументированы предлагаемые исследовательские задачи работы коллективов образовательных организаций 3
Полно определены актуальные направления развития образования на основе анализа полученных результатов анкетирования. Аргументированы некоторые предлагаемые исследовательские задачи работы коллективов образовательных организаций 2
Неполно определены актуальные направления развития образования на основе анализа полученных результатов анкетирования. Аргументированы некоторые предлагаемые исследовательские задачи работы коллективов образовательных организаций 1
Анкетирование не проведено 0
Максимальный балл 3
Итого Максимальный балл 10
Рубежной формой контроля по данному модулю является коллоквиум, направленный на оценку сформированности умения проектировать методологическую основу инновационной исследовательской деятельности в системе образования. Содержание данной формы контроля построено аналогично описанному выше и учитывает необходимость комплексной оценки четырех компонентов компетенций. Приведем пример содержательных элементов данного задания.
Задание 1. Дайте определение представленным понятиям.
1-й вариант: инновация, модернизация, развивающее обучение.
2-й вариант: новация, качество образования, системно-деятельностный подход.
Данное задание направлено на оценку уровня сформированности знаниевого компонента
компетенций ОПК-2 и ОПК-4.
Задание 2. Охарактеризуйте актуальные направления и проблемы развития инновационной образовательной политики, опираясь на современные научные исследования.
При оценке выполнения данного задания преподаватель выявляет сформированность ориентировочного и операционального компонентов компетенций ОПК-2 и ОПК-4.
Задание 3. Обоснуйте актуальность собственного научного исследования исходя из актуальных направлений развития инновационной образовательной политики в сфере образования.
Выполняя данное задание, магистранты имеют возможность продемонстрировать опыт собственной исследовательской деятельности, что соответствует четвертому компоненту компетенций ОПК-2 и ОПК-4. При выставлении итоговой оценки за коллоквиум преподаватель руководствуется следующими критериями оценки (таблица 3).
Таблица 3 - Критерии оценки рубежного контроля по модулю 1
Основной учебный результат Критерии оценки Оценка
Основная терминология Для каждого термина 1
Верно раскрыт содержательный аспект понятия
Неверно раскрыт содержательный аспект понятия 0
Максимальный балл 1 X 3 понятия = 3
Характеристика актуальных направлений инновационной образовательной политики в сфере начального общего образования Обоснованно проведена характеристика актуальных направлений инновационной образовательной политики. Обучающийся опирается на нормативно-законодательную базу, приводит данные научных исследований в области образования 3
Характеристика требует отдельных уточнений 2
Характеристика требует значительных уточнений 1
Характеристика неверная 0
Максимальный балл 3
Обоснование актуальности собственного научного исследования Точно и полно определены содержательные характеристики всех структурных компонентов обоснования актуальности проблемы исследования 4
Полно определены содержательные характеристики всех структурных компонентов обоснования актуальности проблемы исследования. Имеются небольшие неточности в обосновании 3
Полно определены содержательные характеристики большинства структурных компонентов в обосновании актуальности проблемы исследования. Имеются значимые неточности в обосновании 2
Поверхностно определены содержательные характеристики большинства структурных компонентов обоснования актуальности проблемы исследования. Имеются значительные неточности в обосновании 1
Обоснование выполнено неверно 0
Максимальный балл 4
Итого Максимальный балл 10
Комплексная оценка деятельности студентов в рамках дисциплины позволяет не только определить итоговые достижения по соответствующим компетенциям, но и проследить последовательное продвижение каждого студента в рамках освоения соответствующих компонентов всех формируемых компетенций.
При этом в процессе разработки оценочных средств в рамках конкретной программы магистерской подготовки, реализуемой на кафедре теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета, основное внимание обращается на соответствие трех базовых элементов:
а) целей программы и результатов обучения, выраженных в форме компетенций;
б) дисциплин (форм учебной работы) и образовательных технологий (методов обучения);
в) средств и способов оценки достижений студентов (контроля формирования компетенций).
Таким образом, в современной магистратуре формы контроля должны стать своеобразным
продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю - направить деятельность обучающегося в необходимое русло. При формировании оценочных средств необходимо учитывать различия в уровнях образования обучающихся в магистратуре, особенности осваиваемых видов деятельности в рамках конкретной магистерской программы и содержательные компоненты формируемых у обучающихся компетенций.
Ссылки:
1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон : в ред., вступ. в силу с 1 сент. 2013 г. М., 2013. 176 с.
2. Алексеева О.В., Арасланова А.А. Организация контрольно-оценочной деятельности при подготовке бакалавров педагогики // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 4. С. 174-185. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-4-174-185 ; Синебрюхова В.Л. Дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. 2013. № S6. С. 3l—35. URL: http://e-koncept.ru/2013/13558.htm (дата обращения: 02.05.2018).
3. Sergeeva B.V. The Content of the Concept «Professional Self-improvement of the Teacher of Primary Education» // Modern European Researches. 2017. No. 1. P. 102—109.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 21 нояб. 2014 г. № 1505. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Лазарев В.С. О деятельностном подходе к проектированию целей образования // Известия Российской академии образования. 2000. № 2. 2011. С. 15—24.
6. Там же.
References:
Alekseeva, OV & Araslanova, AA 2017, Testing and assessment in training bachelors in pedagogy', Russian Journal of Education and Psychology, Vol. 8, No. 4, pp. 174-185. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-4-174-185.
Lazarev, VS 2000, 'On activity-based approach to designing educational goals', Izvestiya Rossiyskoy akademii obra-zovaniya, No. 2, pp. 15-24, (in Russian).
On Education in the Russian Federation: Federal Law as revised on September 01, 2013 2013, Moscow, 176 p., (in Russian).
Sergeeva, BV 2017, 'The Content of the Concept "Professional Self-improvement of the Teacher of Primary Education"', Modern European Researches, No. 1, pp. 102-109.
Sinebryukhova, VL 2013, 'Didactic difficulties of monitoring and estimating teacher's activity when implementing the Federal State Educational Standard of Primary General Education', Kontsept: nauch.-metod. elektron. zhurn., No. S6, pp. 31-35, viewed 02 May 2018, <http://e-koncept.ru/2013/13558.htm>, (in Russian).