YAK 378.147.88 ББК 74.489.027.64
ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
SHARE EXPERIENCE
Н.В. АБРАМОВСКИХ, В.А. СИНЕБРЮХОВА
N.V. ABRAMOVSKIKH, V.L. SINEBRYUKHOVA
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССАЕДОВАТЕАЬСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ В ВУЗЕ
INNOVATIVE ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF RESEARCH PRACTICE OF UNDERGRADUATES AT THE UNIVERSITY
В статье рассматривается проблема формирования научно-исследовательских компетенций у обучающихся магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование». Авторы анализируют опыт реализации образовательного процесса в Сургутском государственном педагогическом университете. Особое внимание уделяется выявлению практико-ориентированных форм развития научно-исследовательских компетенций обучающихся по магистерской программе «Инновационная начальная школа».
The problem of forming of research competences at students of a magistracy in the direction of preparation «Pedagogical education» is revealed in the article. Authors analyze experience of implementation of educational process at the Surgut state pedagogical university. Special attention is paid to the identification of the practice-oriented forms of development of research competences at students in the master program «Innovative Elementary School».
Ключевые слова: профессиональная подготовка, магистратура, вуз, научно-исследовательские компетенции.
Key words: professional training, magistracy, higher education institution, research competences.
Изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, оказывают существенное влияние на всю систему образования нашей страны. Прежде всего, инновационная экономика предъявляет достаточно высокие требования к системе школьного образования, которое призвано готовить высококвалифицированные кадры, мотивированные к профессиональному, карьерному и личностному росту. На сегодняшний день требуются кадры, ориентированные на профессиональную мобильность, способные применять в собственной профессиональной деятельности, полученные в ходе непрерывного образования знания и умения. В связи с этим высшее образование призвано обеспечить овладение обучающимися широким спектром базовых предметных знаний и общих компетенций, воспитание у них ответственности и самостоятельности, их мотивацию к самообразованию и саморазвитию.
Процесс модернизации отечественного образования ставит в качестве приоритетного направления актуализацию инновационного потенциала образовательных учреждений. В Национальной доктрине образования Россий-
ской Федерации обозначены приоритеты образования в государственной политике, определена ведущая роль педагогических коллективов в достижении новых целей образования. В связи с этим становится все более очевидным необходимость подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности.
В современной науке и практике ведется активная работа ученых по исследованию инновационных процессов (В.И. Загвязинский, Н.В. Конопли-на, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Т.И. Шамова и др.), разрабатываются методы оценки новшеств (В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян и др.). Существенное место в изучении данной проблемы отводится и профессиональной подготовке педагогов, в том числе учителей начальных классов, к инновационной деятельности [2].
Отметим, что, по мнению В.С. Лазарева, составляющими готовности учителя к инновационной деятельности являются:
- наличие мотива включения в эту деятельность;
- комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования;
- компетентность в области педагогической инноватики [1].
В соответствии с требованиями ФГОС ВО подготовка к профессиональной деятельности будущего учителя начальной школы осуществляется на уровне бакалавриата, в рамках которого обучающие овладевают необходимыми комплексными подходами, методами и технологиями реализации задач обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Однако организации и реализации инновационной образовательной деятельности в системе подготовки бакалавров уделяется не достаточное внимание. В связи с этим возможности магистратуры, основанная задача которой - углубленная профессиональная подготовка, значительно выше в решении обозначенной задачи подготовки учителя начальной школы. В Сургутском государственном педагогическом университете разработана программа профессиональной подготовки по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, направленность Инновационная начальная школа (уровень магистратуры). Основная цель реализации данной программы обозначена как создание обучающимся (магистрантам) условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности, в том числе инновационной направленности.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) отмечается, что при «разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации» [3]. Такая ориентация должна включать разработку содержания всех форм реализации образовательного процесса, в том числе и практик. Поэтому важнейшим этапом разработки содержания конкретных видов практик при проектировании программы магистерской подготовки «Инновационная начальная школа» является организация взаимодействия с работодателями, представляющими организации начального общего образования. Решение данной задачи происходит через организацию круглых столов, проведение установочных и итоговых конференций по практике с участием учителей начальной школы, а также через проведение диагностических опросов.
Например, с целью выявления потребности в развитии конкретных профессиональных умений, связанных с внедрением инновационных подходов и технологий в системе начального общего образования со стороны педагогов общеобразовательных организаций в начале учебного года был проведен опрос заместителей директоров школ. Всего в нем приняли участие 50 человек.
В первом вопросе: «Испытывают ли учителя Вашей образовательной организации проблемы по инновационному научно-исследовательскому и научно-методическому обеспечению своей профессиональной деятельности?»:
вариант «Да» выбрали 37 человек; вариант «Нет» выбрали 8 человека; вариант «Затрудняюсь» выбрали 5 человека.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что учителя начальной школы имеют проблемы по инновационному научно-исследовательскому и научно-методическому обеспечению своей профессиональной деятельности.
На второй вопрос: «Каких из следующих знаний и/или навыков, на Ваш взгляд, не хватает для эффективной инновационной работы учителям в Вашей образовательной организации?» были получены следующие результаты: вариант «Знания инновационных методов и технологий организации обучения в основной предметной области (областях)» выбор был сделан следующим образом:
- 23 человека (математика),
- 19 человек (литература, филология),
- 18 человек (окружающий мир),
- 16 человек (технология),
- 7 человек (изобразительная деятельность);
вариант «Методы и приемы организация собственной научно-исследовательской деятельности» выбрали 47 человек;
вариант «Методы и приемы организация исследовательской деятельности обучающихся» выбрали 41 человек;
«активные методы и технологии организации взаимодействия с семьями обучающихся» выбрали 35 участников анкетирования;
вариант «Инновационные методы и приемы оценивания учащихся» выбрали 21 человек;
варианты «Обучение междисциплинарным навыкам (например, учить решать проблемы, учить учиться)» и «Обучение одарённых учащихся» был выбран 17 педагогами;
вариант «Методы индивидуального обучения» выбрали 15 человек; вариант «Навыки в области компьютерных и информационных технологий применительно к работе учителя» выбрали 13 человек;
вариант «Инновационные методы преподавание в поликультурной или многоязычной среде» выбрали 11 человек;
вариант «Инновационные методы развития компетенций учащихся, необходимых им для будущей работы или учебы» - 9 педагогов.
Таким образом, для педагогов начальной школы наиболее проблемной областью инновационной профессиональной деятельности в настоящее время является организация собственной научно-исследовательской деятельности и исследовательской деятельности обучающихся, организация взаимодействия с семьей, практика оценивания обучающихся, индивидуальная поддержка разных категорий детей (в том числе одаренных, с проблемами в поведении), навыки работы с компьютерными технологиями.
При разработке содержания практик для магистерской программы «Инновационная начальная школа» выявленные потребности и проблемные области в решении задач профессиональной деятельности педагога стали одними из приоритетных при разработке заданий в рамках конкретных видов деятельности магистрантов на практике.
Так, при разработке содержания научно-исследовательской практики, которая проводится на первом курсе обучения в магистратуре, особое внимание уделяется формированию умений организации научно-исследовательской работы в образовании путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач.
Практика позволяет концентрированно погрузиться в научно-исследовательскую деятельность, результатом которой должно стать создание основ эмпирической базы магистерской диссертации. В ходе практики студенты приобретают опыт самостоятельного ведения научно-исследовательской работы, целенаправленно решают диагностические задачи, поставленные в магистерской диссертации. Данный вид практики способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивает магистрантам возможность приобретения опыта осуществления эффективной профессиональной деятельности как научно-исследовательской, так и прикладной в соответствии с особенностями программы подготовки магистра «Инновационная начальная школа».
Научно-исследовательская практика проводится после освоения тех дисциплин, которые помогают сформировать методологическую базу исследования, вооружают знаниями и умениями работать с научной литературой, формировать понятийно-категориальный аппарат исследования, знакомят с проблемами современной науки и образования, позволяют определить научный интерес и уточнить тему своего научного исследования, овладеть комплексом способов решения исследовательских задач. Научно-исследовательская практика базируется на освоении содержания следующих дисциплин учебного плана, создающих теоретическую и методологическую основу для её прохождения: «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Специальные методы исследования в педагогике начального образования» (научный семинар), «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Работа магистрантов в период практики организуется, прежде всего, в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ научной литературы по проблеме, подбор необходимых источников по теме; составление библиографии; формулирование рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; проведение констатирующего эксперимента; анализ экспериментальных данных; оформление результатов констатирующего этапа исследования. На первом этапе практики магистранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем при определении задач констатирующей части опытно-исследовательской работы и определении инструментария по их решению. Важной составляющей содержания второго этапа научно-исследовательской практики являются сбор и обработка фактического материала и статистических данных, анализ соответствующих теме характеристик организации, где студент-магистрант проходит практику и собирается внедрять или апробировать полученные в магистерской диссертации результаты.
Особое внимание на итоговой конференции по научно-исследовательской практике уделяется оценке и самооценке психолого-педагогической готовности магистранта к работе в современных условиях инновационного функционирования начальной школы (оцениваются мотивы, движущие исследователем в работе, его понимание целей и задач, стоящих перед современным педагогом начального общего образования, учитывается умение магистранта прогнозировать результаты своей деятельности, оценивается поиск эффективных методик и технологий исследования и др.). Так, при оценке уровня сформированности у магистрантов способности к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности были получены следующие результаты: у 42,9% респондентов полностью сформированы указанные способности и у 57,1% - частично. В то время как готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятое решение полностью сформирована у 71,4% магистрантов и у 28,6% - частично.
Результаты выявления готовности к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов показывают у 57,1% респондентов полностью и у 42,9% частично уровень ее сформированности.
Если говорить о способности проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта, то 85,7% обучающихся в магистратуре демонстрируют полную ее сформированность и лишь 14,3% - частичную. При этом готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологий и конкретные методики обучения полностью сформирована у 71,4% респондентов и частично - у 28,6%.
Однако готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, лишь у 14,3% магистрантов полностью сформирована и частично -у 85,7%.
Анализ результатов показал, что магистранты осознанно относятся к основным аспектам профессиональной деятельности, демонстрируют свою заинтересованность и включенность в процесс собственного развития в условиях инновационной образовательной политики. Однако вполне оправданно намечаются проблемные зоны их профессионального становления. Таким образом, можно определить пути дальнейшего совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов на уровне магистратуры в рамках реализуемой образовательной программы. К ним следует отнести:
- самостоятельное освоение и использование новых методов исследования, освоение новых сфер профессиональной деятельности, в том числе через проведения опытно-исследовательской работы в рамках написания магистерской диссертации;
- осуществление педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов с выбором инновационных методов и приемов их реализации в практике работы начального образования в рамках дисциплин по выбору и педагогической практики;
- разработка и реализация методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, анализ результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Литература
1. Лазарев, В.С. Педагогическая инноватика [Текст] / В.С. Лазарев. - М. : Просвещение, 2006. - 295 с.
2. Лазарев, В.С. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности [Текст] / В.С. Лазарев, Т.Н. Разуваева. - Сургут : РИО СурГПУ, 2009. - 195 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень - магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 21.11.2014 г. N 1505 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80abucjпbhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE% D0%BA%D1%83 %^0%В C%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/926.