оздоровительно-рекреативную (восстановительную), общеподготовительную, спортивную, профессионально-прикладную и лечебную направленности. Организационные формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами, однако, существуют общие формы. Можно выделить три основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного (рабочего) дня, самостоятельные тренировочные занятия в свободное время [5].
Здоровьесберегающая образовательная деятельность опирается на три методологических принципа: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
При реализации принципа сохранения здоровья необходимо учитывать способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий (гомеостаз). В связи с этим деятельность на уроке должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований, направлена на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и т. д.
Принцип укрепления здоровья имеет в основе механизм накопления здоровья, способствующего повышению резервов адаптации. Технология обучения, опирающаяся на данный принцип, предполагает использование способов повышения адаптивности учащихся к стрессовым ситуациям, возникающим в ходе процесса обучения. Для возрастания резервов здоровья учащихся необходимо правильно дозировать физиологическую и психологическую нагрузку и максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Реализация принципа формирования здоровья, т. е. ценностей здорового образа жизни, мотивации учащихся на здоровый
Библиографический список
образ жизни, осуществляется посредством содержания учебного материала, который должен раскрывать особенности основных компонентов здоровья и здорового образа жизни. Успех данного вида работы будет зависеть от организации взаимодействия участников педагогического процесса, в котором формируются ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.
Эффективность перечисленных направлений работы в большей степени зависит от уровня сформированности у учащегося культуры здоровья. В связи с этим становится понятна роль педагогического фактора в обеспечении жизнедеятельности школьника с позиций здоровьесбережения. В основе его должен лежать принцип здоровьецентризма, включающий: ориентацию участников педагогического процесса на здоровье как основную ценность и главный результат деятельности; направленность учебно-воспитательной работы на формирование потребности ученика на здоровье и здоровом образе жизни; методы и формы организации всех видов деятельности учащихся, обеспечивающие улучшение их здоровья; организацию здоровой среды классного помещения и др. [6].
Проведённый анализ показывает, что предлагаемые учёными и практиками отдельные способы обеспечения здоровья учащихся на уроке не решают в полной степени рассматриваемую проблему. В то же время накопленный теоретический и практический материал позволяет вычленить противоречия и обозначить основные ориентиры для разработки системы мер по их преодолению. Только совместная работа медиков, педагогов, психологов по профилактике, укреплению здоровья учащихся и преподавателей, воспитанию и пропаганде здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.
2. Куинджи Н.Н. Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие. Москва, 2001.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2007.
4. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта. Москва: Народное образование, 2006.
5. Лахтин А.Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2011.
6. Ястребова Э.Р Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения. Педагогика: традиции и инновации: материалы VI международной научной конференции (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015: 231 - 234.
References
1. Abramova G.S. Vozrastnaya psihologiya. Ekaterinburg, 1999.
2. Kuindzhi N.N. Puti formirovaniya zdorov'ya Shkolnikov: metodicheskoe posobie. Moskva, 2001.
3. Koval'ko V.I. Zdorov'esberegayuschie tehnologii vnachal'noj shkole. 1-4 klassy. Moskva: VAKO, 2007.
4. Chupaha I.V., Puzhaeva E.Z., Sokolova I.Yu. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v obrazovatel'no-vospitatel'nom processe: nauchno-prakticheskij sbornik innovacionnogo opyta. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2006.
5. Lahtin A.Yu. Adaptaciya studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze sredstvami fizicheskoj kul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2011.
6. Yastrebova 'E.R. Ispol'zovanie zdorov'esberegayuschih tehnologij kak osnovy povysheniya kachestva obucheniya. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy VI mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Chelyabinsk, fevral' 2015 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2015: 231 - 234.
Статья поступила в редакцию 25.02.16
УДК 378
Lutsenko O.A., Candidate of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Blagoveschensk State
Pedagogical University (Blagoveschensk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ORGANISATIONAL MODEL OF MASTER STUDNETS' SCIENTIFIC AND RESEARCH WORK (MSSRW): NEW FORMAT.
The article observes new organisational model of scientific and research work of postgraduates undertaking a master's degree. It includes competences formed during the scientific and research work and prescribed by new Federal State Educational Standards for Higher Education (44.04.01). The work provides a structure of the model consisting of three modules: scientific and research seminar; working on final qualification paper (master thesis); master students' academic activity. The author reveals the contents and organisation of activity for each module and draws attention to its possible alterations. The article points out the importance of chosen modules for professional growth of master students studying "Pedagogical education". It contains the author's model of module "scientific and research work of Master students". It is emphasized that the question about the contents of given module and its final structure remains controversial. The author's perspective may be of use to specialists, who work in the field of higher education.
Key words: model, master's scientific and research work, module.
О.А. Луценко, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, Благовещенский государственный педагогический университет,
г. Благовещенск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ (НИРМ): НОВЫЙ ФОРМАТ
Статья посвящена описанию новой модели организации НИР в магистратуре. Включает в себя формируемые в рамках НИР компетенции, определённые на основе требований нового ФГОС ВО (44.04.01) к результатам образования. Обосновывает структуру модели НИР в магистратуре, включающую в себя три модуля: научно-исследовательский семинар; выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации); академическая активность магистров. Автор раскрывает содержание и организацию деятельности по каждому модулю, обращает внимание на возможные варианты её изменения в зависимости от профиля и направления подготовки в магистратуре. Подчёркивается важность выбранных модулей для профессионального становления магистра по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень магистратуры). В статье представлена авторская модель структуры модуля «научно-исследовательская работа» магистра. Отмечается, что вопрос об окончательной структуре и содержании данного модуля продолжает оставаться дискуссионным. Такой взгляд автора статьи будет интересен специалистам в области высшего образования.
Ключевые слова: модель, научно-исследовательская работа магистра, модуль.
Основная цель модернизации высшего педагогического образования сегодня состоит в приведении программ подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога (и профессиональных стандартов других педагогических работников) [1, с. 2].
Профессиональный стандарт педагога предусматривает в числе необходимых умений для реализации трудовых действий педагога способность организовывать различные виды внеурочной деятельности, в том числе учебно-исследовательскую деятельность [2, с.6].
При этом одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность под руководством педагога [3, с. 127].
Поэтому новый ФГОС ВО (44.04.01) предполагает выполнение всеми студентами магистратуры научно-исследовательской работы (НИРМ) с целью их подготовки, как проведению самостоятельного научного исследования [4], так и к руководству учебно-исследовательской работы обучающихся школы [4]. При этом выполнение ВКР (магистерской диссертации) и консультационная работа научного руководителя сохраняет своё привычное место. В связи с этим возникает необходимость определиться с содержанием и наполнением модуля НИРМ.
Предлагаем рассмотреть один из возможных вариантов организации научно-исследовательской работы магистра. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что это абсолютно новый формат организации НИР студента, элементы, входящие в нашу модель, использовались и ранее в разрозненном варианте.
Предлагаемая нами модель состоит из трёх составляющих (модулей):
- научно-исследовательский семинар;
- выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
- академическая активность магистров.
Идея, положенная в основу разработанной нами модели представляет определённый интерес, потому что позволяет посмотреть на привычный процесс организации исследовательской деятельности студента по-новому.
Говоря о НИРМ, чаще всего различные авторы (теоретики и практики) подразумевают написание ВКР (магистерской диссертации) (В.И. Загвязинский, Ф.А. Кузин) [5; 6], однако, в нашей модели это только одна из составляющих, которая, несомненно, является важной, но не самоцелью НИРМ. В рамках ФГОС ВО целью НИРМ является всё-таки формирование тех общекультурных и профессиональных компетенций, которые заложены в ФГОС, а это означает, что выпускник должен обладать способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3); готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2); способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6); способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3) [4].
Если расставить приоритеты, к чему должны быть готовы выпускники магистратуры, то можно выделить три блока задач:
1. На основе знания достижений современной науки решать профессиональные задачи.
2. Проводить самостоятельное исследование.
3. Уметь организовывать исследовательскую деятельность обучающихся.
Выделяя в нашей модели три модуля, каждый из которых, хотя и направлен на решение всех задач, напрямую раскрывает только лишь одну из них.
Модуль 1. Научно-исследовательский семинар. Запланиро-ванно проходит в течение всего периода обучения, все четыре семестра. НИ семинар представляется нам той формой, в рамках которой магистранты узнают о новых достижениях в области изучаемой науки и передовой педагогической практики. На НИ семинаре обсуждаются лучшие исследования в стране, направленные на решение наиболее важных проблем профессионально-педагогической деятельности.
Количество наук, вовлечённых в рассмотрение на НИ семинаре, может варьироваться. Так, по профилю «Педагогика и психология воспитания», «Среднее образование» - это могут быть науки - педагогика и психология, а также практика образовательной деятельности, ориентированная на реализацию новых ФГОС средней школы, если профиль «История», то НИС может включать современные научные направления исследований в области истории, методики её преподавания, научные школы (ведущие в стране), актуальные исследовательские проблемы, тематику госзаказа на разработку отдельных тем, поступающих так же от разных финансовых организаций, гранты, патентная деятельность, организованная в стране.
НИ семинар рассматривается нами как место встречи магистрантов с аспирантами вуза, учёными, исследователями, профессурой. Частота проведения может меняться, нами предлагается 1 раз в месяц, т. е. 16 аудиторных часов в год. Мастер-классы, методологические дискуссии, знакомство с магистерскими, кандидатскими и докторскими диссертациями, защищаемыми в стране, расскрывающими решение наиболее острых проблем будущей профессиональной деятельности магистров в области системы образования.
Тематика НИ семинара ежегодно пересматривается и планируется на год, в зависимости от обсуждаемых научным и профессиональным сообществом проблем. В рамках Ни семинара магистр выполняет определённый объём самостоятельной работы (416 часов в год), который фиксируется в индивидуальном плане работы магистра, согласовывается с научным руководством магистерской диссертации и руководителем направления магистратуры. Форма НИ семинара удобна для планирования нагрузки преподавателям. Руководство НИ семинаром, может планироваться разным преподавателям, которые по утверждённому графику и тематике проводят отдельные семинары. Возможно так же планировать одного преподавателя на семестр, год. Всё это позволяет, не перегружая преподавателей, предоставить возможность магистрантам встретиться с большим числом интересных исследователей, что обогатит общение магистрантов.
Модуль 2 в нашей модели отвечает за подготовку выпускной квалификационной работы магистра (ВКР). Наиболее привычный по содержанию модуль, так как напоминает известную организацию написания дипломной работы студента. Однако возникает необходимость уточнить содержание модуля, с целью распределения часов отведённых на этот модуль.
В содержание этого модуля входят часы практических занятий (аудиторная работа) для организации серии занятий, в
рамках которых происходит обучение, методическое сопровождение, выполнения ВКР (магистерской диссертации) студентом. Внешне это напоминает спецкурс по методике написания магистерской диссертации, при этом, если этот спецкурс присутствует в учебном плане магистратуры, возникает необходимость распределить тематику между разными видами занятий. На этот модуль в год выделяется 16 аудиторных часов, т.е. примерно одно практическое занятие в неделю. Хотя их количество можно увеличить или уменьшить по усмотрению кафедры за счёт первого и третьего модуля.
Параллельно с аудиторными занятиями по этому модулю магистр выполняет и самостоятельную работу, равную 416 часам в год (в нашей модели количество аудиторных часов и часов на самостоятельную работу одинаково по всем семестрам, при необходимости количество часов можно изменить по модулям и по семестрам). Важно не путать нагрузку данного модуля с руководством ВКР, которое осуществляется научным руководителем и выполняет другие задачи (и соответственно, планируется отдельно). Тематика практических занятий по данному модулю должна соответствовать логике выполнения магистерской диссертации. На практических занятиях магистранты получают возможность планировать выполнение магистерской диссертации, выступать с докладами о её выполнении.
Модуль 3 - Академическая активность магистрантов - направлен на формирование готовности студентов в области организации исследовательской деятельности с учащимися, которая может проходить в школе в разных формах. Способность магистрантов организовать обучение учащихся основам исследовательской деятельности, владеть методикой организации и проведения круглых столов, конференций, научных кружков, а также написанию докладов, тезисов, статей, их публикации. Поэтому отведённые аудиторные часы планируются на практиче-
Библиографический список
ские занятия, тематика которых посвящена обучению магистров написанию текстов докладов, тезисов, статей, анализу статей по актуальным проблемам, исследовательских и аналитических рефератов, а также отрабатывается методика проведения круглых столов, дискуссий, организация конференций. В качестве отработки практических навыков и выполнения самостоятельной работы по этому модулю магистры могут проводить и организовывать в группах круглые столы, студенческие конференции, заседания научных кружков. Студенты учатся составлять программу научных кружков школьников, нОу (студентов), пробуют свои силы в студенческих аудиториях вуза, участвуют в конференциях, организуемых в вузе, на кафедре, сами инициируют проведение студенческих конференций. Часть практических занятий посвящена обучению студентов публичным выступлениям, оформлению презентации, ораторскому искусству публичного выступления.
Уникальность такой модели построения НИРМ заключается в возможности изменения порядка изучения модулей. Подвижность модулей, возможность их изучения в любой последовательности, что может быть вызвано практической необходимостью, например, если на кафедре или в вузе предстоит проведение какого-либо события, к которому возникает необходимость подготовить студентов магистратуры. Возможно руководство студенческими исследованиями магистрантами 2-го курса (совместно с преподавателем) по темам близким по содержанию к теме магистерской диссертации.
На наш взгляд, модуль научно-исследовательская работа в магистратуре, предусмотренный ФГОС нового поколения нуждается в публичном обсуждении профессиональным сообществом, апробации разработанных в разных вузах страны моделей их организации, тщательном, пошаговом методическом сопровождении каждого модуля.
1. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров. Психологическая наука и образование. psyedu.ru. 2014; 1. Available at: http://psyedu.ru/ journal/2014/2/Margolis.phtml
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 н г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от боктября 2009 г. № 413. В редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. № 1505.
5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е издание. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.
6. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: практическое пособие для студентов-магистрантов. 2-е издание. Москва: «Ось-89», 1999.
References
1. Margolis A.A. Trebovaniya k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professionalem standartom pedagoga: predlozheniya k realizacii deyatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. psyedu.ru. 2014; 1. Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml
2. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel)». Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544 n g.
3. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartsrednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 6oktyabrya 2009 g. № 413. V redakcii prikaza Minobrnauki Rossii ot 29.12.2014 № 1645.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'magistratury). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 21 noyabrya 2014 g. № 1505.
5. Zagvyazinskij V.I. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. 2-e izdanie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.
6. Kuzin F.A. Magisterskaya dissertaciya. Metodika napisaniya, pravila oformleniya iprocedura zaschity: prakticheskoe posobie dlya studentov-magistrantov. 2-e izdanie. Moskva: «Os'-89», 1999.
Статья поступила в редакцию 11.02.16
YflK378.14
Marachkovskaya O.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pridnestrovski State University n.a. T.G. Shevchenko (Tiraspol, Russia), Е-mail: [email protected]
EXTRACURRICULAR ACTIVITY AT A UNIVERSITY IN TEACHING BEHAVIORAL FLEXIBILITY TO FUTURE TEACHERS.
The article reveals a problem of extra-curricular activities at a university. The author believes that in the work of higher school there are contradictions between the educational potential of extracurricular educational work and its practical implementation: between the constantly increasing interest of future teachers to the process of education competencies and obsolete forms of extracurricular educational work; as well as between the creative character of pedagogical work and the lack of creativity in organizing and conducting extracurricular activities. The focus of the paper is on one of important characteristics of a personality of a modern teacher - behav-