Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы студентов магистратуры в аэрокосмическом вузе (на примере МАИ (национальный исследовательский университет))'

Организация научно-исследовательской работы студентов магистратуры в аэрокосмическом вузе (на примере МАИ (национальный исследовательский университет)) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НИР / МАГИСТРАНТ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышева Валентина Васильевна, Разумнова Людмила Львовна

Статья посвящена изучению научно-исследовательской работы слушателей магистратуры аэрокосмического вуза. Выявлены сильные и слабые стороны в организации НИР студентов МАИ (Национального исследовательского университета). Авторы предлагают организационные решения, направленные на устранение выявленных проблем и повышение качества подготовки выпускных квалификационных работ магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латышева Валентина Васильевна, Разумнова Людмила Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы студентов магистратуры в аэрокосмическом вузе (на примере МАИ (национальный исследовательский университет))»

Организация научно-исследовательской работы студентов магистратуры в аэрокосмическом вузе (на примере МАИ (Национальный исследовательский университет))

The organization of postgraduate student research work in aerospace university (MAI (National Research University))

Латышева Валентина Васильевна

Latysheva Valentina Vasilevna, МАИ (Национальный исследовательский университет) Кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой «Социологии, психологии и социального менеджмента»

e-mail: latyshevaww@mail .ru MAI (National Research University), PhD, Professor, head of the department of

Sociology, Psychology and Social Management Разумнова Людмила Львовна Razumnova Lyudmila Lvovna, МАИ (Национальный исследовательский университет) Доктор экономических наук, профессор кафедры «Социологии, психологии и социального менеджмента»

е-mail: [email protected] MAI (National Research University), Doctor of Economics, Professor of the department of Sociology, Psychology and Social Management

Аннотация

Статья посвящена изучению научно-исследовательской работы слушателей магистратуры аэрокосмического вуза. Выявлены сильные и слабые стороны в организации НИР студентов МАИ (Национального исследовательского университета). Авторы предлагают организационные

решения, направленные на устранение выявленных проблем и повышение качества подготовки выпускных квалификационных работ магистрантов.

Abstract

The article is devoted to studying of the postgraduate student scientific research in aerospace university. The publication focuses on strengths and weaknesses of the R&D organizational process in MAI (National Research University). The authors propose organizational solutions intended to overcoming some difficulties and improving the quality of Master thesis.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, НИР, магистрант, выпускная квалификационная работа магистранта, организационные решения.

Key words: scientific research, R&D, postgraduate student, Master thesis, organizational solutions.

Интеграция России в глобальное образовательное пространство обусловила массовый переход высших учебных заведений с одноуровней системы пятилетней подготовки студентов на двухступенчатую систему обучения, включающую бакалавриат и магистратуру, что в первую очередь нацелено на формирование широкого спектра практических и теоретических навыков и умений обучающихся на основе компетентностного подхода. Такой подход к разработке основной образовательной программы предполагает её соответствие не только требованиям единых образовательных стандартов, но и учет региональных особенностей и требований к профессиональному облику будущих специалистов, что обеспечивается наличием наряду с базовой частью осваиваемых дисциплин, вариативной части учебной программы, а также дисциплин по выбору, которые, согласно новым стандартам, должны составлять не менее 30% вариативной части [1]. Это позволяет студенту сформировать индивидуальную траекторию обучения, выстроив учебный график в соответствии с личными предпочтениями.

Начиная с 1993 года, российскими вузами в основном используются западные модели магистерских образовательных программ, тогда как опыт подготовки магистров в царской России, который насчитывает более ста лет (с 1803 г. до 1917 г.), практически был утрачен в советский период. Следует отметить, что в девятнадцатом веке статус магистра был значительно выше, чем в современном обществе. Так, в отдельные периоды выпускники магистратуры в России имели право заведовать кафедрой, получить должность экстраординарного профессора университета, подавать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане и др. [2]

Представляется, что при разработке требований к структуре обучения в магистратуре и к написанию выпускной квалификационной работы необходимо руководствоваться принципом преемственности, который позволяет учесть, с одной стороны, национальные традиции российской высшей школы, с другой - лучший опыт подготовки магистров в зарубежных вузах.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), определяющему основные требования к уровню и качеству подготовки магистров в России, одной из основных целей последующего обучения выпускников бакалавриата (специалитета) является формирование компетенций, связанных с выполнением научно-исследовательской работы (НИР). Так, в результате освоения программы магистратуры по направлению «Менеджмент» у выпускника должны быть сформированы шестнадцать компетенций, четыре из которых непосредственно связаны с подготовкой и написанием выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Магистр должен уметь проводить самостоятельные исследования; обобщать, критически оценивать и представлять полученные результаты в виде научного отчета, статьи или доклада; обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-7-ПК-10) [1].

Следует отметить, что так называемые «творческие компетенции» начинают играть все большую роль на национальном рынке труда. Как показали исследования, проводившиеся Высшей школой экономики (НИУ), в настоящее время ни статус вуза (национальный исследовательский университет, федеральный вуз и др.), ни академическая успеваемость выпускника, измеренная как средний балл за все время обучения, не влияют на уровень его заработной платы [3]. Большинство российских нанимателей высоко оценивают способность соискателя работать в коллективе, креативно мыслить, быстро адаптироваться к происходящим изменениям и т.п.

В то же время результаты исследований, выполненных на кафедре «Социологии, психологии и социального менеджмента» МАИ (НИУ), показали, что около 20% студентов, обучающихся в данном вузе, готовы к активному участию в научно-исследовательской деятельности. Было выявлено, что в основном проведение исследований осуществляется в форме индивидуальной работы студента с преподавателем в процессе прохождения практик, написания научных статей и выпускных работ. Одним из существенных сдерживающих факторов привлечения студентов в НИР является отсутствие других формализованных видов исследовательской работы (например, выполнение проектов в научных лабораториях) [4]. Таким образом, процесс написания магистерской диссертации в настоящий момент является основной формой вовлечения студентов в исследовательскую деятельность.

Качественный уровень написания магистерской диссертации является одним из основных показателей не только профессиональной компетентности магистра, но и эффективности реализованной магистерской программы вуза в условиях, когда другие индикаторы качества обучения значительно девальвировались в процессе массовизации и коммерциализации высшего образования, превратившегося в «гонку за дипломами». Поэтому организации многоплановой работы, связанной с подготовкой магистерской диссертацией, в структуре учебной, научной и

производственной деятельности магистранта должно быть уделено особое внимание.

Новые образовательные стандарты для магистратуры по направлению 38.04.02 «Менеджмент», принятые в 2015 году, предоставляют вузам право самостоятельно определять объемы, формы и содержание НИР в рамках второго блока учебной программы практик, ограничивая лишь общее количество часов блока в 42-63 зачетные единицы. Отсутствуют также требования к структуре, порядку защиты и критериям оценки выпускной квалификационной работы (ВКР), что с одной стороны, дает возможность реализовать уже сложившиеся в вузе подходы к написанию подобных работ, с другой стороны, порождает целый комплекс проблем, включая значительные межвузовские различия и сложности в выработке адекватных критериев оценки выпускной работы [5].

В Московском авиационном институте (МАИ) накоплен большой положительный опыт в организации научно-исследовательской работы и различных видов практик слушателей магистратуры - учебных, производственных и научно-исследовательских, что позволяет студентам рационально распределить все виды учебной нагрузки в течение всего периода обучения, собрать необходимый эмпирический материал для проведения НИР, качественно его обработать, представить результаты исследования и рекомендации в форме магистерской диссертации.

Основная образовательная программа (ООП) «Инжиниринг социальных процессов на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности», реализуемая в МАИ с 2011 года, предусматривает осуществление НИР студентов магистратуры на протяжении двух лет обучения и тесно связана со всеми видами практик.

Так, в первом семестре студент, проходя учебно-ознакомительную практику, осуществляет первичной сбор информации: изучает историю становления и развития организации (предприятия), на базе которой проводится исследование, её функциональные подсистемы

(административно-управленческую, производственную, финансовую, сбытовую, подсистему безопасности, управления персоналом и др.). Проводится полный хозяйственный анализ деятельности предприятии (положение на рынке, ассортимент выпускаемой продукции, ключевые социально-экономические показатели развития организации; информационное, техническое и нормативное обеспечение системы управления) (см. Таблица - 1 «Распределение результатов практик и НИР по семестрам ООП «Инжиниринг социальных процессов на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности» МАИ (НИУ)»). Таблица - 1 Распределение результатов практик и НИР по семестрам ООП «Инжиниринг социальных процессов на предприятиях высокотехнологичных

отраслей промышленности» МАИ (НИУ)

Виды учебной работы 1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр

Практика Характеристика структуры и хозяйственной деятельности предприятия Сбор эмпирического материала, проведение исследования Формирование педагогических компетенций, апробация результатов исследования в учебном процессе Разработка проектной части исследования; внедрение проекта в хозяйственную практику изучаемого предприятия

НИР Теоретико- методологическое обоснование проблематики исследования Разработка программы исследования Обработка результатов исследования, проверка гипотез. Написание аналитической части работы Апробация результатов исследования на научных конференциях; завершение работы над текстом диссертации. Рецензирование и предзащита.

Источник: составлено авторами.

Собранная и систематизированная в форме отчета информация является основой для написания первой части исследовательского раздела диссертации. Одновременно в ходе выполнения индивидуального задания по

НИР магистранты проводят поиск, анализ и реферирование научных публикаций по теме исследования, составляют базовый библиографический список и изучают нормативно-правовые документы высшей школы по организации процесса написания выпускной квалификационной работы. Результатом НИР на данном этапе является подготовка материалов теоретико-методологического раздела выпускной работы.

Во втором семестре в рамках производственной практики студент совместно с руководителем выпускной работы разрабатывает программу исследования и исследовательский инструментарий, осуществляет сбор и анализ первичных эмпирических материалов. В процессе проведения НИР проводится факторный анализ проблемной ситуации, сложившейся на предприятии, формулируются исследовательские проблемы и гипотезы, дается интерпретация и операционализация основным понятиям и теоретически обосновываются методы исследования, составляется информационная база. Второй семестр завершается подготовкой отчета по результатам проведенного исследования в рамках прохождения производственной практики и написанием предварительного варианта раздела «Введение» к магистерской диссертации как итогового задания по НИР.

В третьем семестре проводится педагогическая практика, в ходе которой формируется способность магистранта разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение управленческих дисциплин, а также применять современные методы и методики в процессе их преподавания (ПК-11). В этих целях студенты магистратуры изучают нормативные документы по высшему образованию, присутствуют на заседаниях выпускающей кафедры, посещают открытые занятия преподавателей, участвуют в подготовке учебно-методических комплексов (УМК), проводят лекции или семинарские занятия по одной из дисциплин учебной программы бакалавриата. Магистрант получает возможность апробировать материалы собственного исследования в ходе написания учебного кейса и его разбора в

процессе проведения занятия со студентами 3-4 курсов, а также уточнить формулировки гипотез и варианты предлагаемых решений изучаемой проблемы.

В процессе выполнения НИР студент завершает работу над аналитическим разделом: систематизирует эмпирические данные и теоретические источники; полностью формирует информационную базу исследования, необходимую для подготовки проектных решений; проводит обработку полученных результатов с использованием статистической программы SPSS. Результаты НИР, проведенной на данном этапе, являются основой для конкретизации управленческих проблем базового предприятия (организации) и разработки практических рекомендаций для их устранения.

В четвертом семестре в рамках преддипломной практики студенты разрабатывают проектную часть диссертации: проводят анализ социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий, их правовое обоснование; обсуждают результаты исследования и разработанный проект с руководством предприятия (организации). Таким образом, студенты получают возможность внедрить полностью или частично проектные мероприятия в его хозяйственную практику.

В плане НИР на данном этапе предполагается завершение работы над текстом диссертации, а также апробация результатов исследования на научных конференциях, по результатам которых студент публикует тезисы, доклад или научную статью. Основным итогом данного этапа НИР является прохождение рецензирования чернового варианта выпускной работы и предзащиты.

Своевременное выполнение всех запланированных видов работ и предоставление отчетов по практикам и НИР обеспечивает формирование ключевых компетенций, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

Однако, как показывает опыт реализации магистерской программы на кафедре «Социология, психология и социальный менеджмент» МАИ,

процесс обучения может быть значительно улучшен, если будут устранены указанные ниже недостатки, выявленные в процессе проведения самооценки и:

1. Длительный период утверждения тем выпускных работ.

2. Низкая заинтересованность отдельных студентов в исследовании предложенной темы, особенно на начальном этапе ее разработки.

3. Нарушение студентами графика сдачи отчетов.

4. Неудовлетворительное в отдельных случаях качество предоставляемых отчетов по практикам и НИР.

5. Большое количество замечаний рецензента к ВКР по итогам предзащит.

6. Неспособность студентов, не имеющих базового образования по менеджменту, проводить исследования на требуемом уровне, обусловленная значительными различиями в базовой подготовке выпускников бакалавриата МАИ и других вузов.

В ходе проведенного анализа имеющихся проблем в организации магистерской подготовки были предложены некоторые варианты возможных решений по их устранению.

Так, было установлено, что проблемы, возникающие на стадии утверждения тем магистерских диссертаций, связаны с тем, что поступив в магистратуру МАИ, практически все студенты планируют выполнять исследования на базе предприятия (организации), где будут осуществлять трудовую деятельность. В то же время к началу занятий в вузе, как правило, многие слушатели находятся в поиске работы, поэтому не могут сделать обоснованный выбор темы.

С целью сокращения периода неопределенности выбора темы и включения студента в исследовательский процесс целесообразно провести собеседование по выявлению научных интересов поступающих в магистратуру еще на этапе приема документов. В то же время руководителям выпускающей кафедры и ответственным за прохождение практик

целесообразно осуществлять долговременное сотрудничество с предприятиями, выступающими базами практик не только для студентов бакалавриата, но и магистратуры. Это позволит проводить более глубокие исследования и обеспечить преемственность исследовательской тематики на двух уровнях подготовки.

Необходимо как можно раньше ознакомить магистранта с тематикой исследовательской работы факультета (кафедры) и, если ни одна из тем не попадает в поле его научных интересов, предложить студенту самостоятельно сформулировать тему и назначить научным консультантом специалиста в выбранной сфере исследований (помимо руководителя выпускной работы). В ходе проведения научных семинаров целесообразно организовать консультации со специалистами-практиками профильных предприятий и организаций, позволяющие поддерживать интерес магистранта к выбранному направлению исследований на протяжении всего срока обучения.

В ходе анализа процесса предзащит и защит магистерских диссертаций было установлено, что низкое качество некоторых выпускных работ является следствием неэффективной организации учебной, практической и исследовательской деятельности магистранта в течение всего периода обучения, включая его неудовлетворительное сотрудничество с научным руководителем.

Следует в первую очередь проинформировать магистрантов о том, что ответственность за результаты обучения в магистратуре лежат, прежде всего, на самом студенте; магистерская диссертация является самостоятельно написанной квалификационной работой, и руководитель ВКР не является ни ее соавтором, ни редактором; а также, что итоговая аттестация слушателей магистратуры осуществляется путем публичной защиты, и ее качество во многом будет зависеть от результатов проведения практик и НИР на всех этапах обучения.

Для повышения эффективности организации процесса написания выпускных и других видов научных работ магистранта представляется целесообразным:

- включить в учебный план первого (второго) семестра спецкурс (18 часов) по правилам написания и оформления научных работ (доклада, статьи, диссертации);

- формализовать процесс взаимодействия магистранта с руководителем ВКР путем введения графика обязательных и, в случае необходимости, дополнительных консультаций;

- своевременно ознакомить слушателя с правами и обязанностями обучающегося и руководителя ВКР, предоставив ему соответствующий пакет документов (Положение вуза о защите магистерских диссертаций, федеральные и региональные нормативно-правовые документы, регулирующие обучение в магистратуре, методические рекомендации кафедры, включая указания по проведению практик, написанию ВКР, планы-графики работы на семестр и др.);

- своевременно отчислять неуспевающих магистрантов (с правом последующего восстановления); не допускать к защите работы, имеющие низкий уровень готовности к моменту предзащиты.

Существенные различия в базовой подготовке и, прежде всего, в способности проводить самостоятельные исследования необходимо выявить на начальном этапе обучения и предоставить возможность студентам получить необходимые знания и умения путем выбора альтернативных курсов (дисциплин по выбору).

Имеющийся опыт организации работы с магистрантами в российских вузах свидетельствует о том, что существенную роль в учебном процессе играют стимулы и целевые установки. Грамотно организованный процесс стимулирования студентов в условиях, когда многие из них совмещают учебу и работу, позволяет поддерживать интерес слушателя магистратуры к

научному творчеству, дисциплинирует и дает возможность самостоятельно контролировать уровень успеваемости.

Для достижения этих целей целесообразно включить в практику магистерской подготовки следующие мероприятия:

- обязательное присутствие бакалавров и магистров первого года обучения на защитах ВКР;

- участие магистрантов в заседаниях кафедры и разработке учебно-методических материалов;

- проведение круглых столов по итогам защит с целью корректировки учебных планов, введения новых форм обучения, внесения изменений в задания на разработку ВКР и в планы-графики работ по семестрам.

Целесообразно перенести чтение курса «Научный семинар по проблемам менеджмента» из третьего семестра во второй в целях активизации творческой активности студентов на более раннем этапе обучения.

Одним из универсальных решений всех указанных выше проблем в той или иной степени является создание электронной среды обучения, которая давно и успешно используется многими российскими и зарубежными вузами. Так, например, применяемая в Пражской высшей школе экономики электронная оболочка ISIS - Интегрированная информационная система обучения (Integrated Study Information System) дает возможность реализовать ряд функций, позволяющих построить индивидуальную учебную траекторию студента и осуществлять эффективный контроль над качеством обучения.

Данная система предоставляет возможность студенту выбрать удобное расписание и научных руководителей, самостоятельно сформировать учебный модуль, определить даты проведения экзаменов и др.

Главная страница электронной оболочки ISIS может быть настроена самим студентом и отображать состояние его почтового ящика, информацию о проходящих событиях в университете, учебном процессе и т.п.

На личной страничке студента формируется его расписание - набор профильных дисциплин, время сдачи зачетов и экзаменов, дополнительные занятия и др. Поскольку число студентов, слушающих каждый учебный курс, ограничено, своевременное получение информации в электронной системе о начале формирования групп дает возможность магистранту вовремя записаться на интересующие его курсы. То же самое касается расписания экзаменов: студент самостоятельно составляет расписание экзаменационной сессии, выбирая последовательность сдачи экзаменов по различным дисциплинам (включая итоговую защиту выпускной квалификационной работы).

Электронный ресурс постоянно наполняется учебно-методическими материалами. Студенты получают возможность самостоятельно проходить тесты, выполнять и пересылать преподавателю сделанные задания, просматривать и скачивать презентации лекций, статьи и другие учебные материалы.

Данная система позволяет выставлять студентам дедлайны - крайние сроки, когда должны быть сданы письменные работы. В случае если студент вовремя не загружает работу в систему, возможность сделать это позже предоставляется только после выяснения с преподавателем причин нарушения сроков сдачи и получения дополнительного доступа, что, как правило, приводит к снижению оценки за выполненное задание.

Работая в этой электронной оболочке, преподаватель получает возможность:

- проверять все письменные работы, в том числе на антиплагиат;

- вести электронный журнал, выставляя оценки за каждый вид работ, о чем студент своевременно узнает в соответствующем разделе;

- передавать студенту всю необходимые учебные материалы по курсу, вести онлайн переписку и др.

Эффективность использования в учебном процессе электронных ресурсов значительно повышается, если одновременно вводится балльно-рейтинговая система оценки качества обучения, в которой каждая дисциплина имеет не только количественный измеритель - кредит, но и систему качественных балльных показателей. Такой вид оценки широко и успешно используется преподавателями МАИ, однако его применение не унифицировано по подразделениям и не поддерживается техническими средствами [6]. При использовании электронной системы магистрант получает возможность в онлайн-режиме отслеживать свою готовность к сдаче рубежных зачетов и экзаменов, а также быть в курсе текущего рейтинга успеваемости студентов своей учебной группы.

Таким образом, применяемая методика организации исследовательской деятельности студентов в рамках магистерской программы «Инжиниринг социальных процессов на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности», реализуемой на кафедре «Социология, психология и социальный менеджмент» МАИ, позволяет обеспечить последовательное выполнение программы исследований в течение всего периода обучения на достаточно высоком качественном уровне и, безусловно, может быть использована в других вузах.

Устранение выявленных недостатков позволит повысить эффективность всех элементов управления процессом подготовки магистров, усилить их вовлеченность в учебный процесс и творческую активность, привнести дух позитивного соперничества и в целом обеспечить более высокое качество выпускных квалификационных работ.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки РФ №322 от 30.05.2015 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент

(уровень магистратуры)». [Электронный текст]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70977506/ (Дата обращения: 01.09.2016).

2. Видревич, М.Б., Первухина, И.В. Исследовательские методы и магистерская диссертация. Уральский государственный экономический университет. Екатеринбург. 2009. [Электронный текст]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15633482 (Дата обращения 01.09.2016).

3. Рудаков В.Н. Качество вуза, успеваемость и занятость во время обучения как детерминанты заработной платы выпускников вузов на начальном этапе карьеры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М: Высшая школа экономики. - 2016. [Электронный текст]. Режим доступа: https://www.hse.ru/sci/diss/185673212 (Дата обращения 10.10.2016)

4. Почестнев А.А., Кузьмичева А.А. Состояние научной деятельности студентов в национальных исследовательских университетах: проблемы и перспективы//Транспортное дело России. - № 1. - 2016. - С.49-52.

5. Новикова, Э. Ю., Махортова, Т. Ю. Магистерская диссертация: исследовательский проект нового поколения. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2015. Т. 15, вып. 3. [Электронный текст]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24908821 (Дата обращения 12.09.2016)

6. Латышева В.В. Опыт применения рейтинговой системы в техническом вузе [Текст] / В. В. Латышева //Социологические исследования. - 2001. - № 10. - С. 134-136.

References

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF №322 ot 30.05.2015 g. «Ob utverjdenii Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta visshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.04.02 Menedjment (uroven magistraturi)». [Elektronnii tekst]. Rejim dostupa: http://base.garant.ru/70977506/ (data obrashhenija: 01.09.2016).

2. Vidrevich, M.B., Pervuhina, I.V. Issledovatelskie metodi i magisterskaya dissertaciya. Uralskii gosudarstvennii ekonomicheskii universitet. Ekaterinburg. 2009. [Elektronnii tekst]. Rejim dostupa: http://elibrary.ru/item.aspid=15633482(data obrashhenija: 01.09.2016).

3. Rudakov, V.N., Kachestvo vuza, uspevaemost i zanyatost vo vremya obucheniya kak determinanti zarabotnoi plati vipusknikov vuzov na nachalnom etape kareri. Dissertaciya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskih nauk. - M.: Visshaya shkola ekonomiki. - 2016. [Elektronnii tekst]. Rejim dostupa: https://www.hse.ru/sci/diss/185673212 (data obrashhenija: 10.10.2016).

4. Pochestnev, A.A., Kuzmicheva A.A. Sostoyanie nauchnoi deyatelnosti studentov v nacionalnih issledovatelskih universitetah: problemi i perspektivi//Transportnoe delo Rossii. - № 1. - 2016. - S.49 -52.

5. Novikova, E. Yu., Mahortova, T. Yu. Magisterskaya dissertaciya_ issledovatelskii proekt novogo pokoleniya. Izv. Sarat. Un-ta. Nov. ser. Ser. Filologiya. Jurnalistika. 2015. T. 15. vip. 3. [Elektronnii tekst]. Rejim dostupa: http: //elibrary.ru/item.aspid=24908821 (data obrashhenij a: 12.09.2016).

6. Latisheva V.V. Opit primeneniya reitingovoi sistemi v tehnicheskom vuze [Tekst] / V. V. Latisheva // Sociologicheskie issledovaniya. - 2001. - № 10. - S. 134-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.