УДК 378.147 ББК Ч 486.99
Л. Г. Гуслякова
ФГОС ВПО по направлению подготовки «социальная работа», квалификация - магистр: проблемы и перспективы
В статье ставятся актуальные вопросы подготовки магистров социальной работы, выявляются особенности стандартов ВПО третьего поколения. Подробно анализируются магистерские программы, обращается внимание на авторских характер данных программ.
Ключевые слова: магистратура, магистрант, магистерские программы, магистр социальной работы, стандарты ВПО, стандарт ВПО третьего поколения.
L. G. Guslyakova
FSES of HPE for Training Masters in "Social work": Problems and Perspectives
The article deals with the urgent questions of Masters of Social Work training and distinguishes the third generation HPE standards peculiarities. The programmes for Masters developed by the author of the article are analyzed in full.
Key words: Master's degree programme, candidate for a Master's degree, Master of Social Work, HPE standards, the third generation HPE standards.
Качество обучения магистров социальной работы в вузах современной России в настоящее время стало актуальной задачей. Острота и сложность задач повышения эффективности качества подготовки бакалавров и магистров социальной работы определяется, с одной стороны, тем, что большинство вузов страны с 1991 г. делало первые шаги в профессиональной подготовке социальных работников высшей квалификации, а система оценки качества образовательной деятельности находится до сих пор в стадии развертывания; с другой стороны, качество подготовки специалистов, бакалавров и магистров социальной работы оставалось вне центра внимания практиков.
Еще одна причина повышенного внимания к качеству обучения магистров социальной работы - постоянное изменение с 1990-х гг. государственных образовательных стандартов, радикальное изменение содержания социального образования на рубеже ХХ-ХХІ вв.
Рассмотрение квалификационных характеристик вытускников в стандартах многоуровневой подготовки профессиональных социальных работников, принятых в России на протяжении последних 14 лет; сравнительный анализ блока общепрофессиональных дисциплин стандартов разного уровня профессиональной подготовки социальных работников - показали, что достаточно обоснованным и аргументированным в образовательных стандартах первого и второго поколения подготовки специалистов по социальной работе выглядел общеобразовательный блок. Дисциплины (это относится, прежде всего, к стандарту второго поколения) достаточно
логично соотносились с выделенными сферами профессиональной деятельности. В стандартах первого и второго поколения, относящихся к уровню среднего профессионального образования, а также подготовки бакалавров и магистров, на наш взгляд, недостаточно корректно соотносились сферы профессиональной деятельности и дисциплины общепрофессионального блока, а также квалификационные характеристики. В какой-то степени, как нам представляется, это было обусловлено тем, что в 1990-е гг. основное внимание исследователей и практиков было направлено на выявление и уточнение сферы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, которые получили соответствующую профессиональную подготовку в высших учебных заведениях и распределялись в государственные структуры социальной защиты.
В соответствии с этим не до конца был прописан статус бакалавров и магистров в сфере практической деятельности, хотя программы бакалавриата и магистратуры были открыты с 1993 г. Этим, по-видимому, объяснялись сложности разработки блока общепрофессиональных дисциплин, составляющих основу образовательных стандартов первого и второго поколений.
Специфика модели стандарта третьего поколения по направлению «социальная работа» заключается в том, что в нем оптимально интегрирован компетентностный и культуроцен-тричный подход.
В приказе Минобрнауки РФ от 22 марта 2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров» изложены
основные требования к организации и реализации магистерской программы.
Основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа) - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
В целях обеспечения академической свободы вузов при формировании образовательных программ высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров, в том числе в междисциплинарных и практико-ориентированных программах, как видов программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки, устанавливается, что образовательные программы высшего профессионального образования специализированной подготовки магистра:
- могут осваиваться лицами, имеющими высшее профессиональное образование, независимо от направления подготовки (специальности);
- могут разрабатываться и реализовываться с российскими и зарубежными партнерами с целью расширения академической мобильности преподавателей и студентов;
- должны размещаться с 1 января 2007 г. на сайтах образовательных учреждений высшего профессионального образования (требования к уровню подготовки, учебный план, рабочие программы дисциплин и практик, учебнометодическое и кадровое обеспечение) для повышения информированности поступающих и обмена опытом между вузами.
23 марта 2006 г. Минобрнауки РФ были приняты «Изменения в действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки для получения степени (квалификации) "магистр" в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 62 "Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров", согласно которым программы специализированной подготовки магистра являются основными образовательными программами, отвечающими 2-й ступени в системе высшего профессиональ-
ного образования; программы предполагают получение углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в соответствующих областях деятельности, они направлены на подготовку к одному или нескольким видам деятельности: организационно-управленческому,
научно-исследовательскому, социально-технологическому, научно-педагогическому, социально-проектному.
Основными задачами магистратуры является подготовка кадров в соответствии с международными нормами; обеспечение потребности рынка труда в кадрах высокой квалификации; подготовка выпускника магистратуры к освоению аспирантской программы.
Это приводит к расширению деятельности магистратуры, возрастанию ее статуса, связанного с необходимостью установления партнерства с зарубежными вузами и аккредитацией вуза или научной организации.
Магистерские программы по преимуществу носят авторский характер, отражая существующие в данном вузе научно-педагогические школы.
Программы специализированной подготовки магистра вводятся решением ученого совета вуза. Допускается введение междисциплинарных магистерских программ в рамках ряда направлений подготовки. Магистерские программы проходят аккредитацию в установленном порядке.
К конкурсному отбору на право поступления на специализированную подготовку магистра допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.
В стандартах третьего поколения существует более четкое разграничение характера деятельности специалиста с квалификацией/степенью «бакалавр социальной работы» и квалификацией/степенью «магистр социальной работы».
В новой модели подготовки магистров появляются «свои» бакалавры и абитуриенты, поступающие извне. «Свои» бакалавры чаще всего зачисляются в магистратуру путем перевода без вступительных испытаний по итогам защиты выпускной работы. Все остальные абитуриенты поступают в магистратуру на общих основаниях по результатам единых вступительных испытаний.
Поскольку открытость магистерских программ для выпускников бакалавриата других направлений не означает введения облегченных стандартов при сдаче вступительных испытаний и в процессе обучения, то данный вид мобильности нуждается в специальной поддержке. Для предварительной подготовки к вступительным испытаниям и дальнейшему обучению в программе выпускников других направлений и
других вузов следует развивать практику подготовительных курсов. Они могут включать блок из двух-трех учебных дисциплин, охватывающих наиболее принципиальные области знания. Курсы могут организовываться на добровольной и платной основе.
Условия конкурсного отбора лиц, имеющих высшее профессиональное образование, определяются вузом на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования подготовки бакалавра по данному направлению.
Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование иного профиля, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению. В первом семестре для поступавших с других направлений или специальностей могут быть введены специальные (так называемые адаптационные) курсы, которые помогут смягчить «разрыв» между подготовкой выпускников бакалавриата факультета и другими категориями учащихся, также поступивших в магистратуру из других факультетов или вузов; можно также прослушать некоторые дисциплины, преподаваемые в бакалавриате по данному направлению.
Профили магистерской подготовки, ее направления в стандартах третьего поколения по направлению «социальная работа» дифференцированы: во-первых, на научно-академическую и инструмента-льно-технологическую разновидность, что определяет стратегию подготовки кадров данного уровня и профиля. При этом дифференциация конкретных программ подготовки магистров будет зависеть и от лидирующих научных школ, специфики потребностей в кадрах социальных работников данного уровня и профиля в регионах.
Во-вторых, по основным видам профессиональной деятельности магистров социальной работы: организационно-управленческая, научноисследовательская, социально-технологическая, научно-педа-гогическая, социально-проектная. Эти виды деятельности и подготовки к ним дифференцируются по регионам и отдельным вузам с учетом их профиля, программ подготовки кадров для учреждений социальной сферы и управления.
Определение и специфика путей развития уровневой подготовки кадров связывается и с повышением роли, активности работодателей, кто должен будет не только заказывать подго-
товку социальных работников определенного профиля и уровня, но и оказывать влияние на качество их обучения и воспитания путем формирования оптимальных региональных и поселенческих систем баз практики, участия в учебном процессе и аттестации кадров при окончании ими учебных заведений. При этом акцентируется внимание на приоритетах подготовки социальных работников в соответствии с потребностями регионов и поселений, основных групп населения, проживающих в них.
До 2008-2009 учебного года магистерские программы строились в основном по линейному принципу: во-первых, в рамках одного направления; во-вторых, соблюдая преемственность обучения от бакалавриата к магистратуре. В связи с этим существовала узкая специализация и жесткая привязка к выпускающей кафедре.
Практически все учебные планы строились по одному монопольному принципу, когда большинство, а порой и все основные дисциплины закрывались одной выпускающей кафедрой, что позволяло обеспечить полный контроль кафедры над учебным процессом в рамках программы, о приводившей к дроблению и узкой специализации магистерских программ. Это не соответствовало требованиям рынка труда, который сегодня требует более гибкой и более широкой подготовки специалистов.
В 2008-2009 учебном году в связи с принятием Минобрнауки РФ приказа от 27 сентября 2007 г. № 265 «О направлениях подготовки (специальностях) высшего профессионального образования» формируется новая модель магистерской подготовки. В этой связи наиболее эффективным предполагается укрупнение программ, изменение принципов управления этими программами. При такой системе каждая магистерская программа может реализоваться не одной, а несколькими кафедрами, а при необходимости и факультетами. Укрупнение магистерских программ позволит привести к более содержательному их наполнению.
Основная характеристика новой модели применительно к структуре магистерской программы заключается в том, что радикальным образом изменяется соотношение обязательных учебных дисциплин и дисциплин по выбору. Число дисциплин, обязательных для всех студентов, обучающихся на данной программе, сводится к минимуму, как правило, не превышая одной трети общего объема учебных дисциплин, а основную часть программы составляют, таким образом, дисциплины по выбору.
Каждый цикл дисциплин состоит из обязательного компонента (базовой и вариативной частей) и компонента по выбору. При этом перечень дисциплин обязательного компонента и со-
ответствующие минимальные кредиты определяются государственными общеобязательными стандартами образования по соответствующим направлениям. Соотношение между дисциплинами обязательного компонента и компонента по выбору в магистратуре составляет 30:70, что позволяет реализовать принципы гибкости, мобильности и индивидуальности обучения.
Требования к образовательной части программы специализированной подготовки по специальным дисциплинам определяются требованиями к профессиональной специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы и устанавливаются высшим учебным заведением. Рабочий учебный план каждой магистерской программы включает следующие элементы:
• учебные дисциплины (обязательные и по выбору);
• научно-исследовательскую работу (научноисследовательский семинар, самостоятельную работу студентов);
•практику (социально-проектную, педагогическую, исследовательскую, организационноуправленческую);
• итоговую государственную аттестацию (выпускную работу магистра - магистерскую диссертацию).
Переход к индивидуализации учебных планов требует иных подходов к планированию и организации учебного процесса. Важной составной частью образовательной программы магистратуры является научно-исследовательская работа.
Научно-исследовательская часть магистерских программ должна соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация; быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость; основываться на современных теоретических, методических, технических и технологических достижениях отечественной и зарубежной пауки и практики.
Значительная часть магистерской программы отводится на разные формы научноисследовательской работы студентов, к ним относятся:
• научно-исследовательские семинары;
• исследовательская практика;
• самостоятельная исследовательская работа студентов;
• подготовка курсовой работы;
• подготовка магистерской диссертации.
К другим формам НИР в рамках магистерской программы относится:
• подготовка курсовой работы на первом году обучения;
• исследовательская практика на первом и втором году обучения;
• подготовка магистерской диссертации на втором году обучения.
Введение курсовой работы на первом году обучения рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации (как правило, курсовая работа должна представлять собой часть будущей магистерской диссертации). За курсовую работу ставится дифференцированная оценка. В отличие от магистерской диссертации оценка ставится научным руководителем без процедур рецензирования и публичной защиты.
Курсовая работа вытолняется в рамках научной специализации на основе углубленного изучения базовых дисциплин, в пределах кредитов, выщеленных рабочим учебным планом на изучение соответствующей дисциплины. Курсовая работа является первым этапом магистерской диссертации.
Одной из форм учебного процесса по программе подготовки магистров по направлению «социальная работа» является практика. Практика может быгть организована параллельно с учебными занятиями. Профессиональная практика является важной составляющей образовательной траектории обучающегося и позволяет оценить уровень приобретаемых им компетенций. Все виды профессиональной практики должны отражаться в рабочих учебных планах.
Цель практики - проверить усвоение магистрантами теоретических знаний, полученных в процессе учебы; сформировать у студентов навыжи научно-исследовательской и научнопедагогической работы; помочь освоить принципы и методы исследовательской работы в учреждениях социальной сферы.
Рабочим учебным планом предусматривается проведение следующих видов практики: исследовательская, педагогическая, социальнопроектная, организационно-управленческая.
Каждый вид практики имеет свои задачи и свое место в курсе профессиональной подготовки магистра социальной работы, а также разные формы оценки деятельности студентов.
Исследовательская практика в магистратуре проводится с целью сбора и обобщения материала магистерской диссертации, приобретения навыков ведения научно-исследовательской работы.
Программа практики разрабатывается на кафедре, ответственной за организацию и проведение данной формы практики. На факультете издается приказ о выходе магистрантов на научно-исследовательскую практику. Руководителем является, во-первых, преподаватель
кафедры, у которого организация научноисследовательской практики среди студентов включена в учебную нагрузку; во-вторых, ведущие преподаватели факультета, имеющие свои научные школы, научно-исследовательские программы, инновационные и исследовательские проекты.
Основными целями исследовательской практики является, во-первых, формирование у студентов навыков научно-исследовательской деятельности; во-вторых, приобретение опыта и навыков для самостоятельной теоретической подготовки; в-третьих, индивидуализация процесса обучения. Целесообразно исследовательскую практику сочетать с работой либо в студенческой научно-исследовательской группе, либо с работой студентов в научном коллективе преподавателей и сотрудников факультета.
По итогам исследовательской практики проводится конференция. Исследовательская практика оценивается как «зачтено» / «не зачтено». Оценка «зачтено» выставляется после того, как студент выступил на заключительной конференции и представил отчет о своей научноисследовательской деятельности в письменной форме. Магистранты, не прошедшие исследовательскую практику, не допускаются к сессии.
Важной формой НИР является подготовка магистерской диссертации. В соответствии со стандартом третьего поколения магистерская диссертация рассматривается, во-первых, как самостоятельное исследование, которое систематизирует, закрепляет и углубляет теоретические знания, а также практические навыки, выпявляет научные интересы, способности и творческие возможности студента, характеризующие квалификационный уровень вышуск-ника; во-вторых, как свидетельство профессиональной компетентности выпускника.
В процессе подготовки и написания магистерской диссертации студенты:
55) обобщают и углубляют свои теоретические знания и практические умения, совершенствуют навыши организации научного исследования;
56) изучают и обобщают позитивный опыт профессиональной практики.
На кафедре должны быгть подготовлены требования к магистерским диссертациям, которые заключаются в следующем:
1) студент подает заявление на кафедру с указанием темы;
2) темы магистерской диссертации утверждаются на заседании кафедры;
3) студент совместно с научным руководителем составляет программу подготовки магистерской диссертации;
4) во время консультаций с научным руководителем обсуждается собранный материал, библиографический список и основные направления исследования;
5) студент набирает текст на компьютере, оформляет в соответствии с требованиями и сдает магистерскую диссертацию руководителю;
6) студент проходит предзащиту на кафедре и при условии получения рекомендаций к защите готовит окончательный вариант магистерской диссертации; при отсутствии рекомендаций к защите дорабатывает магистерскую диссертацию и вновь выгносит на обсуждение ее на кафедре;
7) за 3 дня до защиты студент с отзывами от руководителя и рецензента сдает магистерскую диссертацию секретарю ГАК.
При экспертизе вытускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
Магистерские исследования имеют, по преимуществу, прикладной характер, т. е. призваны решить ограниченный объем практически значимых задач. От магистрантов не требуется постановки и решения фундаментальных теоретических проблем. Тем не менее приветствуются такие магистерские диссертации, которые вытходят за рамки чисто прикладных работ, в которых наряду с прикладными задачами решаются некоторые теоретические вопросы. Поэтому возможны две модели формулирования цели (целей) магистерских диссертаций. Первая (наиболее распространенная) предполагает такие формулировки цели, из которых явствует, что:
а) данная диссертация вытолнена ради одной цели;
б) эта цель имеет прикладную значимость в решении актуальной проблемы.
Специфика формулирования темы магистерской диссертации состоит в необходимости отражения объектно-предметно-целевого содержания магистерского исследования.
Исследовательская программа - специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок научного исследования.
В современных условиях при переходе на новые стандарты образования и внедрения всего лучшего из накопленного опыта зарубежных систем образования не следует забыпвать и об отечественном опыте, т. к. подготовка магистров по социальной работе в ряде вузов России началась уже в конце 1990 — начале 2000-х гг.