Научная статья на тему 'Основы концепции магистерской подготовки в области археологии и этнографии в Новосибирском государственном университете'

Основы концепции магистерской подготовки в области археологии и этнографии в Новосибирском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / МАГИСТРАТУРА / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / АРХЕОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / MASTER'S / NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION / MULTI-LEVEL / THE CONCEPT / ARCHAEOLOGY / ETHNOGRAPHY / ART HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лбова Людмила Валентиновна

Магистерская подготовка в высших учебных заведениях России в последние годы реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность молодых исследователей под руководством известных ученых. Концептуальная составляющая магистратуры в Новосибирском государственном университете заключается в создании новых возможностей для продолжения углубленного, детализированного изучения комплекса дисциплин в области археологии и этнографии, ориентированных на выбранную выпускником бакалавриата или специалистом углубленную специализацию в современном контексте состояния науки. Будучи частью системы непрерывного обучения и подготовки кадров высшей квалификации, магистратура отделения археологии в университете стратегически предполагает максимально эффективное и концентрированное использование конкурентных преимуществ данного образовательного проекта во всех его составляющих, реализуемых на протяжении последних трех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лбова Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIS ON THE CONCEPT MASTER'S IN ARCHAEOLOGY AND ETHNOGRAPHY IN NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY

Master's training in higher educational institutions of Russia in recent years provides one of the major professional educational programs in a multi-level structure of higher education. Training Masters is focused on research and scientific-pedagogical activity of young researchers under the guidance of renowned scholars. The conceptual component of the Master at Novosibirsk State University is to create new opportunities for further in-depth, detailed study of the complex disciplines of archeology and ethnography, aimed at undergraduate or a graduate of the selected expert in-depth specialization in the modern context of the state of science. As part of a system of continuous education and training of highly qualified, master archeology department at the University of strategically suggests the most effective and concentrated use of the competitive advantage of the educational project in all its parts sold in the past three years.

Текст научной работы на тему «Основы концепции магистерской подготовки в области археологии и этнографии в Новосибирском государственном университете»

ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ В ВУЗАХ

УДК 902/903/904

Л. В. Лбова

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: [email protected]

ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Магистерская подготовка в высших учебных заведениях России в последние годы реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность молодых исследователей под руководством известных ученых. Концептуальная составляющая магистратуры в Новосибирском государственном университете заключается в создании новых возможностей для продолжения углубленного, детализированного изучения комплекса дисциплин в области археологии и этнографии, ориентированных на выбранную выпускником бакалавриата или специалистом углубленную специализацию в современном контексте состояния науки. Будучи частью системы непрерывного обучения и подготовки кадров высшей квалификации, магистратура отделения археологии в университете стратегически предполагает максимально эффективное и концентрированное использование конкурентных преимуществ данного образовательного проекта во всех его составляющих, реализуемых на протяжении последних трех лет.

Ключевые слова: Новосибирский государственный университет, магистратура, многоуровневая система, высшее образование, концепция, археология, этнография, история искусства.

Актуальность подготовки квалифицированных специалистов в области археологии и охраны историко-культурного наследия в значительной степени вызвана активизацией хозяйственного строительства и реализацией трансконтинентальных проектов инфраструктуры на территории Сибири. Развитие законодательной базы в части охраны культурного наследия и ратификация Европейской конвенции 1 об охране археологического наследия в нашей стране требуют обеспечения спасательных и историко-культурных экспертных работ квалифицированными кадрами.

Современные факторы развития археологической науки требуют особого внимания к совершенствованию методических приемов

полевых работ, повышению квалификации исследователей, организации более действенного и жесткого контроля над раскопоч-ной практикой археологических экспедиций, что связано с резким увеличением объема и расширением географии таких исследований, в первую очередь, новостроечных.

Публикация последнего сборника материалов Итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН свидетельствуют о широкомасштабных изыскательских и экспертных работах, проводимых институтом и его подразделениями [Проблемы..., 2011. С. 350-487]. Деятельность развитых и высококвалифицированных научно-педагогических сообществ ориентирована на идеологию сохранения и изучения культур-

1 Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)» был принят Государственной Думой РФ 17 июня 2011 г. и одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 г. Положения конвенции предусматривают охрану археологического наследия как источника европейской коллективной памяти и инструмента исторических и культурных исследований.

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Том 11, выпуск 3: Археология и этнография © Л. В. Лбова, 2012

ного наследия. В этой ситуации значительное внимание уделено подготовке высококвалифицированных и специализированных кадров в области изучения и охраны культурного наследия.

Работа отделения археологии гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета не ограничивается только рамками учебных программ и производственных практик. С 2006 г. отделением и ведущими специалистами ИАЭТ СО РАН начат новый проект дополнительного образования «Сибирская археологическая полевая школа» (САПТТТ) в рамках серии программ совместного Научно-образовательного центра (ранее Учебно-научного центра) НГУ и ИАЭТ СО РАН по специализациям «Археология» и «Этнография» (рук. акад. В. И. Молодин). Основным итогом проекта «Сибирская археологическая полевая школа» можно считать развитие кадрового потенциала вузов Сибири и Дальнего Востока, создание учебно-методического базиса, расширение форм и баз археологической практики для студентов и молодых ученых не только из городов Сибири, но и из европейской части нашей страны и из-за рубежа [Лбова, 2009; Лбова и др., 2011].

Деятельность САПШ в последующем стала основой для научной составляющей реализуемых на гуманитарном факультете НГУ в настоящее время трех магистерских программ: «Археология Северной и Центральной Азии», «История искусства: первобытное, традиционное и этническое искусство», «Этнология и социальная антропология». Данные программы ориентированы на разработки научных школ академиков А. П. Деревянко и В. И. Молодина, а также новые научные направления под руководством ведущих ученых и преподавателей университета в сотрудничестве с ведущими учеными ИАЭТ СО РАН (доктора наук Ю. С. Худяков, М. В. Шуньков, Л. В. Лбова, А. В. Табарев, И. В. Октябрьская и др.). Магистратура, созданная на базе кафедры археологии и этнографии НГУ, учитывает и продолжает развитие теоретических и прикладных направлений в археологии и этнографии, в деле сохранения историко-культурного наследия народов России. Они реализуются в рамках академических разработок (Программы Президиума РАН 2006-2008, 2009-2011 гг.).

Магистерские программы должны быть, с одной стороны, основательными, фундаментальными по содержанию и качеству подготовки, а с другой - гибкими, живо реагирующими на потребности различных областей экономической и управленческой науки и практики. Обеспечить успешное решение данной задачи, на наш взгляд, позволяет выделение различных областей специализации в каждой программе. Соответственно, их следует ориентировать, в первую очередь, на междисциплинарный, интеграционный характер курсов лекций, включающих изучение зарубежных и российских теоретических разработок в области археологии, этнографии, древнейшего искусства [Молодин, 1999; Деревянко и др., 2006]. Особое место необходимо уделять разработке проблематики научных исследований в рамках указанных программ РАН и СО РАН, что подразумевает изучение взаимодействия народов, культур, религий в таком крупном и значимом регионе, как Сибирь (исторический опыт, современное состояние и перспективы). Это обстоятельство актуализирует проблему подготовки специалистов не только в области археологии, но и в сфере этнографии, социальной и культурной антропологии, охраны памятников и музееведения, регионоведения в целом. Магистратура не может не продолжать и развивать научные направления, которые успешно апробировались на гуманитарном факультете НГУ в рамках сотрудничества с коллективом ученых ИАЭТ СО РАН в предшествующий период.

Главные характеристики образовательной концепции, разработанной для магистратуры на кафедре археологии и этнографии, заключаются в том, что обучение носит как теоретический, так и расширенный прикладной характер, сам учебный процесс имеет максимально интеграционный и междисциплинарный характер, а система образования ориентирована на структуру и современные потребности общества, в значительной мере обусловленные развитием экономики Сибири [Деревянко и др., 2005; Канторович и др., 2010; Лбова, 2006; 2010]. Переход на многоуровневую систему организации обучения позволил, на наш взгляд, на магистерском уровне достаточно эффективно решать две основные задачи: осуществлять специализированную фундаментальную подготовку научных кадров в

области археологии и этнографии; обеспечивать специализированную конкретно-прикладную подготовку кадров в области археологии, этнографии, истории искусства и социальной антропологии для органов охраны памятников, музейных организаций, научного туризма и т. д.

Комплексная магистерская программа в сфере непосредственной учебной деятельности базируется на триединстве элементов, составляющих основу профессии современного специалиста:

• базовая гуманитарная подготовка;

• высокий общий теоретический уровень профессионального знания;

• практическая навигация в разных секторах специализированного знания.

Конкретная практическая задача магистратуры состоит в подготовке выпускников двух типов: магистра-практика и магистра-исследователя. Обе составляющие предполагают подготовку обучающихся к выполнению профессиональных задач повышенной сложности и исследованиям в избранной сфере. Предусматривается семестровая практика по специализациям, а также научные исследования в избранной области в соответствии с форматом магистерских программ. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы каждого студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы.

Содержание программы подготовки и учебных планов соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Основные и специальные дисциплины, читаемые в рамках магистерских программ, являются логическим продолжением и углублением знаний в области археологии и этнографии, полученных ранее, и представляют собой второй уровень двухуровневой системы обучения.

Так, первый уровень (бакалавриат) включает изучение базовых дисциплин политологического, экономического, фундаментального гуманитарного цикла и блока смежных дисциплин, необходимых для системного понимания исторических процессов, читаемых с 1-го по 4-й курс в течение 20 модулей; кроме того, сюда входят читаемые на 2-4-м курсах специальные дисциплины, позволяющие усвоить соответствующие

теоретические положения, методы и концепции избранной области знания, чем и создается необходимый фундамент для овладения магистерской программой в случае дальнейшего обучения.

Второй уровень (магистратура) предполагает обязательные дисциплины федерального уровня и профессионального цикла, которые занимают значительную часть учебного времени, и поэтому основная доля учебного материала приходится на первый год обучения. Помимо освоения учебных дисциплин, в течение двух лет обучения в магистратуре важное значение придается выработке у студентов навыков самостоятельных исследований различных аспектов археологии и этнографии. В конце первого года обучения студенты проходят производственную научно-исследовательскую практику. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, консультациям с преподавателями, научными руководителями, ведущими специалистами-практиками.

Учебный план магистерских программ состоит из трех основных блоков дисциплин (соответственно 25, 25, 50 % учебного времени).

1-й блок - базовые общеобразовательные исторические дисциплины, обязательные для всех обучающихся на магистерских программах направления «История»: «Философия», «История и методология исторической науки», «Современные проблемы истории» (в том числе современные проблемы археологии, этнографии, истории искусств), «Информационные технологии в исторических исследованиях», «Иностранный язык», «Системная археология», «Методика организации НИР», что составляет 720 академических часов, 20 кредитов. Данные курсы являются ключевыми для всех магистерских программ и должны быть освоены всеми студентами вне зависимости от их дальнейшей специализации.

2-й блок - обязательные профессиональные дисциплины программы.

Для программы «Археология Северной и Центральной Азии» базовую (общепрофессиональную) часть составляют дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной археологии», «Методики обработки археологических коллекций», «История археологических исследований в Сибири»,

«Историография археологического изучения Сибири».

Вариативную часть блока составляют разделы: теоретический («Первобытная культура (концептуальные подходы)», «Па-леоэкономика», «Социальные структуры древних обществ», «Погребальная обрядность в древних обществах»), конкретно-специализированный («Археология каменного века Северной и Центральной Азии», «Бронзовый и ранний железный век Сибири», «Археология Южной Сибири и Центральной Азии хунно-сяньбийского времени», «Древнетюркский культурный феномен») и раздел тематических практико-ориен-тированных информационных ресурсов (поиск, создание, источниковедческий анализ), изучаемых в рамках индивидуальной подготовки магистрантов с участием научного руководителя.

Дисциплины по выбору студента - «Четвертичная геология и хроностратиграфия», «Наскальное искусство Северной Азии», «Историческая демография Сибири», «Изучение письменных источников по древней и средневековой истории Северной и Центральной Азии».

Для программы «История искусства: первобытное, традиционное и этническое искусство» профессиональный блок составляют дисциплины: «Всеобщая история искусств», «Первобытная культура и искусство», «Искусство номадов Центральной Азии», «Традиционная культура и искусство коренных народов Сибири», «Древнейшие художественные технологии», «Древнерусское искусство», «Русское традиционное искусство и народные промыслы», «История искусства Средиземноморья: от архаики до нового времени».

Вариативную часть составляют: «Этническое искусство и явление этноарта в мировом художественном процессе», «Теория орнаментики», «Мифология и искусство», «Музеи мира: первобытное, традиционное, этническое искусство», «Тематические прак-тико-ориентированные информационные ресурсы (поиск, создание, источниковедческий анализ)».

Дисциплины по выбору студента - «Наскальное искусство Северной Азии», «Древнее и этническое искусство Америки», «Искусство Востока», «Современные художественные промыслы Сибири».

3-й блок - практика и научно-исследовательская работа (1 440 уч. часов, 40 кредитов).

Реализация магистерских программ потребовала изменений не только содержания, но и организации учебного процесса. Так, обучение осуществляется в «малых» группах с количеством студентов от 3-5 (специализация) до 15-20 чел. (общая программа магистратуры). Мы отказались от традиционного деления учебных часов на лекционные и практические, семинарские. В учебном плане зафиксирована фактическая аудиторная нагрузка. Преподаватель сам имеет право решать вопрос об организации обучения в зависимости от конкретного курса, наличия учебно-методической литературы, уровня подготовки студентов и т. п. Заканчивается изучение каждого курса итоговой дифференцированной (с оценкой) аттестацией, проводимой в различной форме.

Основными формами обучения в магистерской программе являются:

• лекции, на которых рассматриваются основные теоретические положения и понятия соответствующих курсов, дается аналитический обзор результатов важнейших исследований в археологии и этнографии Северной и Центральной Азии;

• семинарские занятия, где обсуждаются и анализируются сложные и дискуссионные аспекты изучаемого материала, проводятся презентации домашних заданий, а также работ по индивидуальным и групповым исследовательским проектам;

• практические занятия, на которых вырабатываются базовые навыки и умения;

• домашние задания, организующие самостоятельную работу студентов по проработке и углубленному изучению отдельных аспектов учебного материала;

• подготовка работ учебно-квалификационного характера по отдельным исследовательским проблемам, тезисов и текстов докладов выступлений на конференциях различного уровня (МНСК, РАЭСК и пр.);

• самостоятельная работа по изучению и освоению теоретического и практического учебного материала в ходе подготовки домашних заданий и эссе, подготовки к семинарам, работы над исследовательскими проектами и курсовыми работами;

• исследовательские индивидуальные и групповые проекты, нацеленные на науч-

ную разработку конкретных организационных и исследовательских проблем;

• конференции (стендовые доклады) и научно-исследовательские семинары, на которых происходят презентации результатов исследовательских проектов, курсовых и других самостоятельных работ студентов;

• методологический семинар как форма обсуждения научных концепций, гипотез и исследовательских методов современного археологического знания на базе ИАЭТ СО РАН;

• консультации преподавателей и ведущих специалистов для оказания помощи студентам в усвоении теоретического и практического учебного материала, а также углубленном понимании исследовательских проблем.

Составление индивидуального учебного плана, учитывающего конкретные запросы и возможности студента, обучающегося в магистратуре, также предусматривается существующей и запускаемой программами.

В целом, принципы построения образовательного процесса в магистратуре предусматривают создание системы активного типа по многоуровневой подготовке специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся. Это позволяет избежать уравниловки, предоставляет каждому возможность максимального раскрытия своих способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по содержанию, объему учебного материала, времени усвоения. Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счет повышения уровня учебной мотивации, которая, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям учащегося.

В числе комплексных средств, в наибольшей степени реализующих указанные принципы организации учебного процесса, можно назвать модульно-рейтинговые системы. Частично эти принципы реализуются при увеличении числа практических занятий, реализации программ индивидуальной подготовки, введении модульных систем, элективных курсов и пр.

Во время обучения студенты проходят практику, вид которой (научно-исследовательская, производственная, педагогическая) должен определяться содержанием программы и желанием студента. Тематика магистерской диссертации определяет задание студенту в период прохождения практики.

Научное руководство магистрами осуществляется сотрудниками кафедры археологии и этнографии университета, ведущими специалистами профильных отделов ИАЭТ СО РАН. Магистерская программа предполагает также тесное сотрудничество с другими факультетами НГУ, а также профильными факультетами и кафедрами зарубежных университетов, с которыми имеются договорные отношения. Так, к чтению лекций, проведению семинаров, практических занятий и мастер-классов, помимо профессорско-преподавательского состава кафедры и института, уже привлекаются ведущие ученые из Университета «Бордо-1» (Франция), Университета Дель Валье (Колумбия), Национального университета культурного наследия (Южная Корея), Университета Тохоку (Япония) и др.

На втором году обучения студенты пишут магистерские диссертации. Они представляет собой самостоятельные исследования сложных научно-практических проблем и должны продемонстрировать их умение применять теоретические знания при решении конкретных исследовательских и организационных задач в области археологии и этнографии. После защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается степень (квалификация) магистра по направлению «История», соответственно, по специализациям «Археология», «История искусства», «Этнология и социальная антропология». Желающим предоставляется возможность подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума. Выпускник, успешно защитивший магистерскую диссертацию и получивший рекомендацию в аспирантуру, может продолжить обучение в аспирантуре НГУ, ИАЭТ СО РАН или иного профильного учреждения.

Магистратура является весьма динамичной, постоянно развивающейся структурой. Однако не следует считать, что ее развитие связано только с успехами и достижениями.

Как любое новое дело, оно порождает и новые вопросы, и проблемы. Не претендуя на их всеобъемлющий охват, попытаемся сформулировать основные концептуальные болевые точки, которые возникают сегодня при реализации магистерских программ.

Опыт реализации магистерской подготовки в российских вузах, а также зарубежный опыт, свидетельствуют о том, что магистратура - это самостоятельная ступень в системе высшего профессионального образования, которая позволяет, во-первых, подготовить высококвалифицированные кадры в конкретных областях науки и практики; во-вторых, более эффективно удовлетворять индивидуальные потребности личности, предоставляя возможность получать образование на стыке направлений и специальностей. Министерство образования и науки РФ рассматривает магистратуру как одну из основных образовательных программ в структуре высшего профессионального образования, состоящую из 4-летней образовательной программы подготовки бакалавра и 2-летней программы специализированной подготовки магистра. Предлагаемая формулировка, на наш взгляд, сужает возможности магистерской подготовки и превращает ее в систему подготовки по специальности с удлиненным сроком обучения - с 5 до 6 лет. Кроме того, в условиях дефицита выпускников-бакалавров в первые годы набор на программы был достаточно проблематичным. Но начиная с 2011 г. ограниченный набор бюджетных мест, напротив, сдерживает развитие магистратуры на гуманитарном факультете. В настоящее время довольно сложно прогнозировать дальнейшие сценарии развития магистратуры, но, в любом случае, мы надеемся на позитивное и конструктивное развитие этого процесса.

Подготовку магистров в современных условиях целесообразно ориентировать не только на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, как это сегодня зафиксировано в нормативных документах, но и на квалифицированную практическую работу. В настоящее время мы не можем говорить о сложившейся системе непрерывного образования, так как отсутствует соответствие между магистратурой и аспирантурой и по перечню магистерских программ и кандидатских специальностей, и по срокам

и содержанию обучения в аспирантуре выпускников магистратуры.

По-прежнему остается актуальным вопрос о финансировании магистерской подготовки. С одной стороны, целесообразно предусматривать многоканальную систему ее финансирования: госбюджет, возмещение затрат за обучение как физическими, так и юридическими лицами, спонсорская помощь и т. д. С другой стороны, на наш взгляд, необходимо специально продумать вопрос о формах бюджетного целевого финансирования студентов-магистрантов (стипендии, гранты), а также о возможности предоставления и получения специальных кредитов на оплату за обучение. Особенно актуальна поддержка магистрантов для поездок за рубеж в целях стажировок в ведущих научных центрах, на конференции различного уровня.

К сожалению, иногда возникают формальные вопросы, связанные с трудоустройством людей, имеющих диплом магистра, так как в действующем квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих в разделе «требования к квалификации» до сих пор не предусмотрено наличие квалификации «магистр».

Существуют определенные проблемы и с институциональным (организационным) оформлением магистерской подготовки в рамках факультета и университета. Переход на многоуровневую систему образования предполагает изменение принципов организации и управления учебным процессом. В частности, неизбежен вопрос, связанный с определением места и роли кафедр в реализации магистерских программ. Как правило, магистерские программы носят междисциплинарный характер, поэтому во многих университетах нет понятия «выпускающей кафедры» и жесткого соответствия между конкретной кафедрой и программой. Кафедры на равных правах вносят посильный вклад в различные магистерские программы. В связи с этим возникает необходимость определения статуса руководителя магистерской программы, его функциональных прав и обязанностей.

Достаточно острыми и злободневными остаются вопросы методики преподавания и обучения в магистратуре. Магистерская

подготовка не только предполагает, но и требует перехода к активным формам обучения, переноса акцентов на самостоятельную работу студентов, что, в свою очередь, связано с изменением деятельности профессорско-преподавательского состава, разработкой и внедрением новых методик. К большому сожалению, разработка образовательных ресурсов для магистратуры (методические и учебные пособия, учебно-методические комплексы, наборы практикумов и т. д.) до сих пор остается слабым звеном, хотя уже имеются довольно значительные успехи, в том числе и электронные учебные пособия.

Перечисленные проблемы и вопросы, на наш взгляд, еще раз являются подтверждением того факта, что магистратура прошла первый нулевой цикл становления и перешла в следующую фазу развития, где постепенно и будет в рамках указанных направлений совершенствовать свою деятельность.

В целом же, для основных принципов магистерских программ кафедры археологии и этнографии гуманитарного факультета НГУ в их нынешнем состоянии характерны гибкость, сочетание вариативности подготовки, элективность (возможность максимальной самостоятельности выбора образовательных маршрутов), контекстный подход, развитие способностей и навыков работать в команде, использование в педагогической практике методов активного обучения. Это дает основания надеяться, что магистратура и впредь будет успешно решать все стоящие перед ней практические задачи.

Список литературы

Деревянко А. П., Молодин В. И., Лбова Л. В. Основные принципы образовательной стратегии подготовки кадров по специальностям «Археология» и «Этнография» в НГУ // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2005. Т. 4, вып. 5: Археология и этнография. С. 5-11.

Деревянко А. П., Молодин В. И., Худяков Ю. С., Лбова Л. В., Войтишек Е. Э., Новикова О. И., Скобелев С. Г. Опыт работы и перспективы дальнейшего развития механизма интеграции фундаментальных иссле-

дований и образовательной деятельности в рамках совместного Учебно-научного центра Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН по специализациям «Археология», «Этнография», «Востоковедение» // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2006. Т. 5, вып. 3: Археология и этнография (Приложение 2). С. 3-28.

Канторович А. Р., Лбова Л. В., Ениосо-ва Н. В. О состоянии и перспективах археологического образования в вузах России в условиях перехода на двухуровневую систему // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2010. Т. 9, вып. 3: Археология и этнография. С. 5-13.

Лбова Л. В. Подходы к формированию образовательной концепции и подготовки специалистов в области археологии в НГУ // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2006. Т. 5, вып. 3: Археология и этнография. С. 3-9.

Лбова Л. В. «Сибирская археологическая полевая школа»: инновационный научно-педагогический проект вуза и академического института // Вестн. Новосиб. гос. унта. Серия: История, филология. 2009. Т. 8, вып. 5: Археология и этнография. С. 332333.

Лбова Л. В. Формирование кадрового резерва в археологии Сибири: состояние и перспективы // Евразийское культурное пространство. Актуальные проблемы археологии, этнологии, антропологии: Материалы докл. ведущих ученых на V (Ь) Рос. (с меж-дунар. участием) археол.-этногр. конф. студентов и молодых ученых. Иркутск, 4-9 апреля 2010 г. Иркутск: Оттиск, 2010. С. 9093.

Лбова Л. В., Зоткина Л. В., Плиссон Х. Опыт Новосибирского государственного университета в реализации программ дополнительного образования в области археологии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 5: Археология и этнография. С. 16-22.

Молодин В. И. Основные принципы интеграции Сибирского отделения РАН с высшей школой // Науковедение. 1999. № 1. С. 68-76.

Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.

Материалы Итоговой сессии Института ар- восибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. хеологии и этнографии СО РАН 2011 г. Но- Т. 17. 500 с.

Материал поступил в редколлегию 10.01.2012

L. V. Lbova

BASIS ON THE CONCEPT MASTER'S IN ARCHAEOLOGY AND ETHNOGRAPHY IN NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY

Master's training in higher educational institutions of Russia in recent years provides one of the major professional educational programs in a multi-level structure of higher education. Training Masters is focused on research and scientific-pedagogical activity of young researchers under the guidance of renowned scholars. The conceptual component of the Master at Novosibirsk State University is to create new opportunities for further in-depth, detailed study of the complex disciplines of archeology and ethnography, aimed at undergraduate or a graduate of the selected expert in-depth specialization in the modern context of the state of science. As part of a system of continuous education and training of highly qualified, master archeology department at the University of strategically suggests the most effective and concentrated use of the competitive advantage of the educational project in all its parts sold in the past three years.

Keywords: Novosibirsk State University, master's, higher education, multi-level, the concept, archaeology, ethnography, art history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.