Научная статья на тему 'Особенности преподавания средневековой археологии Южной Сибири в Новосибирском государственном университете'

Особенности преподавания средневековой археологии Южной Сибири в Новосибирском государственном университете Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ СИБИРЬ / СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХЕОЛОГИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ / ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / НАУЧНО-УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / SOUTH SIBERIA / MEDIEVAL ARCHAEOLOGY / HIGHER EDUCATION / RESEARCH / STUDENT PARTICIPATION / CONSOLIDATION OF THEORETICAL KNOWLEDGE / RESEARCH AND EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Молодин Вячеслав Иванович, Скобелев Сергей Григорьевич

Важной составной частью учебного процесса по археологии Сибири являются материалы, относящиеся к средним векам и новому времени. Благодаря изучению данного периода получает логичное завершение весь процесс преподавания археологии как исторической дисциплины, закладывается хорошая основа для понимания особенностей развития этнографических культур коренных народов региона. Кроме того, эти материалы позволяют получить компетенции, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности значительной части выпускников-археологов. Коллективами преподавателей и ученых Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН накоплен большой опыт использования в учебном процессе на отделении археологии гуманитарного факультета университета материалов изучения средневековых археологических памятников региона, преимущественно, его южной части. Главными отличительными чертами такой работы являются широкое привлечение к учебному процессу ведущих ученых из ИАЭТ СО РАН, использование результатов собственных исследований этих памятников, в том числе с участием студентов-практикантов, а также применение больших объемов иллюстративных материалов, зачастую совершенно новых. В процессе изучения средневековой археологии региона студенты не только выполняют учебный план, но и вносят существенный вклад в решение крупных научных проблем, касающихся средневековой и более поздней истории Сибири, поскольку они участвуют в реализуемых НГУ и ИАЭТ СО РАН проектах по ряду крупных научных программ. Изложение опыта преподавания средневековой и более поздней археологии будет способствовать дальнейшему совершенствованию научно-образовательного процесса в области подготовки специалистов исторического профиля как в самом университете, так и в других вузах Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Молодин Вячеслав Иванович, Скобелев Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING MEDIEVAL ARCHAEOLOGY OF SOUTH SIBERIA AT NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY

An important part of the learning process on the archeology of Siberia are the materials of the Middle Ages and modern times. Through the study of this period receives a logical conclusion the process of teaching archeology as a discipline of history provides, a good basis for understanding the development of ethnographic cultures of indigenous peoples in the region. In addition, these materials allow to obtain the competencies required in future professional activities of graduates of a large part. Teams of teachers and scientists of the Novosibirsk State University and the Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS has a long experience in teaching materials of studying medieval archaeological sites in the region, mainly the southern part. Main features of this work are broad involvement of study leading scientists from IAET, using the results of our investigations of these objects, including with the participation of students, trainees, as well as the use of large volumes of illustrative materials, often entirely new. During the study of medieval archeology of the region, students not only fulfill the curriculum, but also contribute significantly to solving major scientific problems related to medieval and later history of Siberia, as they participate in ongoing projects for a number of major research programs. Statement of experience in teaching medieval and later archaeological will further enhance the scientific and educational process in training as a historical profile of the university and other universities in Siberia.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания средневековой археологии Южной Сибири в Новосибирском государственном университете»

ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ В ВУЗАХ

УДК 902/903/904

В. И. Молодин 1 2, С. Г. Скобелев 1

1 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: [email protected]

2 Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХЕОЛОГИИ ЮЖНОЙ СИБИРИ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ *

Важной составной частью учебного процесса по археологии Сибири являются материалы, относящиеся к средним векам и новому времени. Благодаря изучению данного периода получает логичное завершение весь процесс преподавания археологии как исторической дисциплины, закладывается хорошая основа для понимания особенностей развития этнографических культур коренных народов региона. Кроме того, эти материалы позволяют получить компетенции, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности значительной части выпускников-археологов. Коллективами преподавателей и ученых Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН накоплен большой опыт использования в учебном процессе на отделении археологии гуманитарного факультета университета материалов изучения средневековых археологических памятников региона, преимущественно, его южной части. Главными отличительными чертами такой работы являются широкое привлечение к учебному процессу ведущих ученых из ИАЭТ СО РАН, использование результатов собственных исследований этих памятников, в том числе с участием студентов-практикантов, а также применение больших объемов иллюстративных материалов, зачастую совершенно новых. В процессе изучения средневековой археологии региона студенты не только выполняют учебный план, но и вносят существенный вклад в решение крупных научных проблем, касающихся средневековой и более поздней истории Сибири, поскольку они участвуют в реализуемых НГУ и ИАЭТ СО РАН проектах по ряду крупных научных программ. Изложение опыта преподавания средневековой и более поздней археологии будет способствовать дальнейшему совершенствованию научно-образовательного процесса в области подготовки специалистов исторического профиля как в самом университете, так и в других вузах Сибири.

Ключевые слова: Южная Сибирь, средневековая археология, высшее образование, научные исследования, участие студентов, закрепление теоретических знаний, научно-учебные результаты.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», требованиями ряда иных нормативных документов, определяющих содержание образовательного процесса по археологии в вузах всей страны, важной составной частью таких учебных материалов являются сведения, полученные при изучении средневековых и более поздних памятников, т. е. относящихся уже к новому времени. Их значение состоит в целом ряде важных обстоятельств.

Главным из них является тот факт, что благодаря изучению данного периода получает логичное завершение весь процесс преподавания археологии как исторической дисциплины, создаются хорошие предпосылки для построения своеобразного «мостика» между культурами предшествующего времени, реально относящимися еще к древности, и теми, что послужили основой для культур этнографической современности населения, в большинстве случаев проживающего на

* Работа выполнена в рамках ГК № 14.740.11.0766 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Том 10, выпуск 7: Археология и этнография © В. И. Молодин, С. Г. Скобелев, 201 1

прежних местах расселения. Тем самым создается прочная основа для понимания особенностей культуры и этногенеза коренных народов целого ряда регионов. Кроме того, средневековье является достаточно продолжительным и вполне самостоятельным историческим периодом, насыщенным большим количеством событий историко-культурного характера. Их понимание и усвоение представляют собой особую ценность с точки зрения получения учащимися компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников-археологов.

Перечисленные обстоятельства относятся и к изучению средневековой археологии Сибири. Южная, преимущественно, степная и лесостепная полоса этого региона отличалась наиболее благоприятными условиями для жизни и всегда была относительно густо населена, в том числе в средние века, что обеспечивало формирование здесь древнейшей на территории нашей страны государственности. Данный регион оказался максимально насыщенным археологическими памятниками различного характера. Кроме того, для южносибирского средневековья известно большое количество письменных источников как местного, так и китайского, среднеазиатского (арабского), монгольского и европейского происхождения, благодаря чему становятся возможными наиболее полные и достоверные интерпретации материалов исследований археологических памятников, объективные характеристики археологических культур и даже групп памятников с точки зрения их этнической принадлежности. По этим причинам был неизбежен преимущественный для Сибири интерес к данной территории, проявленный исследователями-археологами уже с начала XVIII в., в связи с чем средневековая археология всего региона во многом является археологией его южной части. Данное обстоятельство находит логичное отражение и в учебном процессе в Новосибирском государственном университете.

Коллективами преподавателей и ученых университета и Института археологии и этнографии СО РАН в рамках деятельности совместного Учебно-научного центра (УНЦ по специальностям «Археология», «Этнография» и «Востоковедение», успешно функционирующего еще с 1998 г., накоплен большой опыт использования в учебном

процессе на гуманитарном факультете университета материалов изучения археологических памятников региона эпохи палеоме-талла, в том числе средневековых [Молодин и др., 2011]. Это находит отражение во всех его видах и формах, относящихся к подготовке специалистов-археологов.

Важнейшей частью образовательного процесса являются курсы лекций. Применительно к средневековой археологической тематике это чтение основных и специальных курсов не только исключительно по по археологической проблематике, но и, учитывая специфику средневековья как исторического периода, по комплексу данных, включая и письменные источники. Такая работа осуществляется силами не только преподавателей и научных сотрудников университета (доктор исторических наук Л. А. Бобров, кандидаты исторических наук Г. Г. Пиков, О. А. Митько, А. Ю. Борисенко, А. В. Выборнов и др.), но и ведущих ученых ИАЭТ СО РАН (академик РАН А. П. Дере-вянко, доктора исторических наук Ю. С. Худяков, А. И. Соловьев, А. П. Бородовский, кандидаты исторических наук Л. Н. Мыльникова, Д. В. Черемисин, О. И. Новикова, С. В. Алкин и др.). В разные годы, в связи с совершенствованием учебных планов, ими были разработаны соответствующие разделы курсов «Основы археологии», «Основы антропологии», «Археология стран и континентов», «Региональная археология», «Полевая археология», «Методы естественных наук в гуманитарных исследованиях», «Экспериментальная археология», «Теоретическая археология», «Музееведение и памятнико-ведение», «Математические и статистические методы в археологии», «Онлайн статистический анализ данных», «История и культура кочевых народов», «История отечественного востоковедения», «Реконструкция социальной структуры по археологическим данным», «Системная археология», «Проблемы археологии Центральной Азии», «Археология Южной Сибири», «Археология Дальнего Востока», «Наскальное искусство Евразии», «Менеджмент культурного наследия», а также целиком курсы «Археология Сибири в эпоху средневековья», «Дальний Восток в эпоху средневековья», «Торевтика», «Вооружение кочевников Центральной Азии», «Кыргызы на Енисее», «Искусство средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии», «Ма-

териалы по археологии и этнографии народов Сибири в трудах Г. Ф. Миллера», «Историческая демография народов Сибири в ХУ11-ХХ вв.», «Историческая география Сибири», «Военное искусство Востока» и т. д.). В лекционной работе использовались и возможности электронных средств обучения ^еЬ-музей НГУ «Древнее искусство Сибири», проект гуманитарного факультета НГУ в Интернете «Сибирская заимка», проект лаборатории гуманитарных исследований «Информационный центр "Военное дело народов Сибири и Центральной Азии"» с их фондами археологических и этнографических коллекций, научными разработками и курсами лекций по отдельным проблемам археологии, этнографии и древней истории Сибири, ряда сопредельных территорий). Кроме того, велись семинарские и практические занятия, студентами готовились курсовые работы по средневековой археологической тематике.

Важную часть учебной работы составляют подготовка и выпуск учебных и учебно-методических пособий, специализированных программ и методических рекомендаций. Относительно археологии средневекового населения Сибири и их ближайших соседей - народов Дальнего Востока и Центральной Азии, в университете это осуществлялось как в виде специальных изданий [Бобров и др., 2010], так и соответствующих разделов работ общего характера [Скобелев, 2009а; Борисенко, 2010]. На весьма высоком уровне, с привлечением ведущих ученых из ИАЭТ СО РАН обеспечивалась актуальнейшая в условиях учебного заведения работа научно-квалификационного характера (научное руководство, консультации, рецензирование, редактирование, подготовка и защита курсовых, дипломных и диссертационных сочинений, их оппонирование) [Мо-лодин, Скобелев, 2009а].

Серьезные научные результаты в деле изучения средневековой истории народов Сибири, Центральной и Восточной Азии начала нового времени дают графические и экспериментальные реконструкции и моделирование характерных для них вещевых комплексов, в частности вооружения, что, соответственно, широко применимо в учебном процессе. В университете данная работа проводится, преимущественно, под руководством ведущего в нашей стране уче-ного-оружиеведа периода средневековья

Ю. С. Худякова. Она выполняется по материалам археологических раскопок, источникам иконографического характера и уверенно датируемым образцам из музейных собраний. Так, доктором исторических наук Л. А. Бобровым с высокой степенью достоверности выполнены графические реконструкции комплекса вооружения и снаряжения народов Южной Сибири и соседних регионов - енисейских кыргызов и их кыш-тымов, тюрок, сибирских татар, а также народов, с которыми в ходе своего исторического развития контактировали сибирские аборигены, - сяньби, китайцы, маньчжуры, джунгары, казахи, «бухарцы», русские люди и др. Осуществлены и художественно-графические реконструкции некоторых конкретных исторических ситуаций, например бой тюркской конницы с китайской пехотой (УП-УШ вв.), первое крупное и победоносное для джунгар сражение I Джунгаро-цинской войны 1690-1697 гг. у оз. Ологой 22 июля 1690 г. и иные. Благодаря применению экспериментальных реконструкции и натурного моделирования удается проследить эволюцию и выявить причины изменений, происходивших в процессе развития вооружения, на практике испытать реконструированные образцы защитного вооружения и оценить их эксплуатационные качества. Осуществлен целый ряд таких натурных реконструкций: создан полный комплект защитного и наступательного вооружения воина-чжурчжэня Х11-Х111 вв., шлем турецкого типа ХУ1—ХУ11 вв., бытовавший также у русских землепроходцев Сибири, комплект вооружения знатного воина-джунгара ХУ11-ХУ111 вв. и пр. В результате были уточнены многие неизвестные стороны технологии производства и способы сборки деталей разнотипного вооружения, выяснено назначение отдельных конструктивных элементов доспехов, выявлены ошибки, допущенные ранее некоторыми исследователями при создании графических реконструкций. На основе сравнительного анализа реконструированных оружейных комплексов стало возможным выделить в их составе средства нападения и защиты, характерные для различных родов войск, оценить уровень развития военного дела, проследить эволюцию военного искусства и даже понять причины некоторых побед и неудач в войнах армий разных государств региона в средние века. Соответственно, данные результаты

широко используются в учебном процессе, в том числе как яркие и исторически достоверные иллюстративные материалы.

Как предусмотрено государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «История», полевая археологическая практика является обязательной и очень важной самостоятельной формой учебных занятий в гуманитарных вузах и на факультетах исторического профиля университетов. Она призвана продолжить и развить учебные лекционные курсы, наполнить их реальным содержанием на основе материалов из конкретных археологических памятников, показать все многообразие и важность полученных при участии студентов источников для реконструкции исторического прошлого и, одновременно, способствовать вовлечению студентов в научный поиск, пробуждать любовь к избранной отрасли научных знаний и будущей профессии - историка-исследователя и педагога [Скобелев, 2009б]. Особенностью археологической практики в университете является широкое привлечение к ее организации и проведению ведущих ученых ИАЭТ СО РАН, работающих по актуальной научной тематике [Молодин и др., 2008; 2009].

В связи с большим вниманием, уделяемым в университете средневековой археологии, в ходе практики значительное место занимает изучение разнотипных памятников данного периода. Так, из 7 (в отдельные годы из 6) сформированных силами университета и института полевых археологических отрядов, где в последние годы принимают участие студенты-практиканты, 5-6 отрядов в той или иной мере занимаются исследованием именно средневековых археологических памятников. Из них исключительно «средневековыми» являются три отряда (руководители практик кандидаты исторических наук С. Г. Скобелев, О. А. Митько и С. В. Алкин), один отряд (руководитель практики доктор исторических наук Ю. С. Худяков) ежегодно работает как на памятниках гунно-сарматского времени, так и средневековых, а еще один или два отряда (руководители практик кандидат исторических наук О. И. Новикова и доктор исторических наук Л. В. Лбова) в отдельные годы в рамках учебной работы также использовали средневековые памятники. Как правило, такие работы проводились на территории цен-

тральной части Южной Сибири - в Шушенском, Ермаковском и некоторых соседних районах Красноярского края и Республики Хакасия, Чемальском районе Республики Алтай. Часть исследований осуществлялась на восточной и западной периферии данного региона - в Новосибирской и Читинской (ныне Забайкальский край) областях.

Изучались средневековые археологические памятники различных видов - поселенческие, погребальные и изобразительные. Конечно, это были преимущественно погребения средневекового населения, поскольку для юга Сибири характерны степные ландшафты и, следовательно, полукочевой образ жизни значительной части населения, что не способствовало созданию крупных и долговременных поселений. В данном отношении особое внимание уделялось погребениям позднего средневековья и начала нового времени, поскольку именно послемонгольское время в археологии региона наименее в этом отношении изучено [Выборнов, Скобелев, 2009]. Вместе с тем исследовались и поселенческие объекты, преимущественно фортификационного характера - раннесредневековые укрепления в Читинской и соседней Амурской областях, средневековые и более поздние крепости кыргызов по Енисею и Белому Июсу в Красноярском крае и Хакасии. В несколько меньшей степени изучались изобразительные памятники эпохи, что связано с высокой степенью их исследовательской исчерпанности как исторического источника и определенными трудностями в организации поиска новых петроглифов с участием студентов-практикантов. В ходе проведения полевых практик закреплялись теоретические знания студентов по основам археологии средневековья, закладывались базовые навыки по организации и проведению главных видов и процедур полевых исследований, создавались условия для овладения основными рабочими операциями, применяемыми в ходе разведок и раскопок средневековых памятников.

Особенностью организации и проведения полевой практики на средневековых археологических объектах является то обстоятельство, что студентами-практикантами осуществляется не только работа учебного характера, но одновременно вносится серьезный вклад в решение актуальных проблем

исторического сибиреведения, в том числе касающихся средневековья. Это обусловливается тем, что практические работы реально ведутся в виде выполнения планов полевых исследований по ряду актуальных научных тем, реализуемых в университете и институте в рамках совместного Учебно-научного центра. За последние годы это были проекты РГНФ и РФФИ, проекты региональных, ведомственных и международных программ НИР, включая федеральные целевые программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» [Мо-лодин, Скобелев, 2009б]. Как правило, исполнители этих программ привлекают для выполнения задач НИР и своих учеников. Поэтому заметное число студентов и аспирантов приобретает очень ранний опыт участия в выполнении реальных научных исследований. В этом, в том числе, состоит и ключевой инструмент взаимодействия вуза и института РАН - контроль со стороны фактически заказчика за качеством подготовки специалистов, оценка способностей конкретных выпускников к эффективной научной деятельности, что существенно упрощает решение проблемы трудоустройства, как для выпускников, так и для работодателей в сфере науки.

Полученные с участием студентов в ходе полевых работ материалы применяются при организации занятий по специальности, используются для пополнения коллекций соответствующих музеев, учебного кабинета археологии в университете. По результатам полевых работ в целом по гуманитарному факультету университета в ноябре-декабре каждого текущего года проводится итоговая студенческая конференция, на которой самими практикантами обобщаются научные, методические, общеобразовательные и воспитательные результаты практики. По опыту проведения такой конференции за последние годы существенное место в ее рамках занимает изложение и обсуждение результатов изучения средневековых археологических памятников. Исходя из тематики проведенной учебной практики и с учетом собранного материала студентами выбираются соответствующие темы курсовых и дипломных работ. Так, например, студентка 5-го курса А. И. Шойнуу в свое время избрала для темы дипломной работы проблематику, связанную с изучением особенностей культуры так называемых «серебряных

усинцев» - совершенно неизученной группы средневекового населения Усинской долины в Западном Саяне. Студент 5-го курса М. А. Рюмшин занят изучением ряда аспектов военного дела средневекового населения Южной Сибири - тематики хотя и хорошо изученной, однако изобилующей неожиданными моментами, связанными с особенностями производства оружия, распространения его отдельных видов на территории региона, применения долговременных фортификационных сооружений населением, традиционно признаваемым кочевым, и т. д. Средневековой проблематикой занимается и группа студентов младших курсов гуманитарного факультета как на отделении археологии, так и на отделении востоковедения. В таких условиях использования в учебном процессе в университете материалов средневековой археологии дипломные работы выпускников по качеству исполнения зачастую выходит на уровень уже научно-квалификационных, а не обычных сочинений формального квалификационного характера. В дальнейшем они достаточно быстро перерастают в диссертации, как, например, произошло у выпускника 2006 г., А. В. Выборнова, защитившего ее уже в 2008 г. [Выборнов, 2008].

В целом, та часть научно-образовательного процесса по археологии в университете, что относится к средневековью, сами образовательные технологии имеют характеристики, в полной мере отвечающие основным требованиям нашего дня: участие в образовательном процессе ученых ведущих научных школ (абсолютное большинство специалистов, работающих в рамках УНЦ и ведущих преподавательскую деятельность, являются активно действующими учеными, занятыми решением крупных и актуальных научных задач в области средневековой археологии Сибири и сопредельных регионов Центральной и Восточной Азии); системное включение в учебный процесс требований по решению реальных научных и научно -прикладных задач (темы курсовых и дипломных работ студентов, диссертаций аспирантов формируются в соответствии с планами научной деятельности совместного Учебно-научного центра НГУ и ИАЭТ СО РАН в части средневековой тематики); разработка и применение инновационных программ и технологий обучения, включая современные информационные системы

(широко используются возможности электронных научно-учебных проектов, в том числе созданных собственными силами); работа в малых группах, использование дискуссий, взаимного оппонирования на семинарах и спецсеминарах, оппонирования и рецензирования силами ведущих ученых курсовых и дипломных работ и т. д. Все это позволяет и будет в дальнейшем существенно способствовать обеспечению достаточно высокого уровня подготовки специалистов-археологов, соответствующего вузу, входящему в число ведущих университетов нашей страны и обладающему статусом национального исследовательского университета.

В итоге, говоря о месте и роли материалов средневековой археологии Южной Сибири в учебном процессе в университете, особенностях их изложения, можно отметить, в некоторой степени, преимущественное к ним внимание. Это выражается в значительном объеме их использования относительно материалов иных эпох, соответственно, наличии ряда серьезных разработок учебно-методического характера, важном значении средневековой проблематики в ходе проведения научных исследований с участием студентов и аспирантов, широком выборе ее в качестве тематики курсовых, дипломных и диссертационных работ. Кроме того, именно по материалам средневековой археологии Южной Сибири и некоторых соседних территорий, в том числе с участием студентов и аспирантов, в университете выполнен значительный объем экспериментальных исследований, выразившихся в ряде натурных и графических реконструкций, которые эффективно используются в учебном процессе.

Список литературы

Бобров Л. А., Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С. Взаимодействие тюркских и монгольских народов с русскими в Сибири в военном деле в позднее средневековье и новое время. Новосибирск, 2010. 288 с.

Борисенко А. Ю. История археологических исследований в Сибири и Центральной Азии. Учебная программа лекционного курса. Новосибирск, 2010. 19 с.

Выборнов А. В. Снаряжение верхового коня у коренного населения Среднего Енисея в позднем средневековье (XIII - начало

XVIII веков): Дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2008. 208 с.

Выборное А. В., Скобелев С. Г. Археологическая практика студентов Новосибирского государственного университета на памятниках позднего средневековья и начала нового времени // Полевые практики в системе высшего профессионального образования. Материалы III Междунар. конф. (Алтай, 21-29 августа 2009 г.). Новосибирск, 2009. С. 10-13.

Молодин В. И., Новикова О. И., Скобе-лее С. Г. Опыт внедрения в учебный процесс результатов научно-исследовательских работ, выполненных в области археологии па-леометалла и этнографии в рамках деятельности совместного Учебно-научного центра Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН в 2006-2010 годах // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 3: Археология и этнография. С. 6-19.

Молодин В. И., Скобелев С. Г. Опыт использования кадрового потенциала Института археологии и этнографии СО РАН в научно-образовательном процессе в области археологии, этнографии и востоковедения в ГОУ ВПО Новосибирский государственный университет (1998-2008 годы) // Вестн. Но-восиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009а. Т. 8, вып. 3: Археология и этнография. С. 3-21.

Молодин В. И., Скобелев С. Г. Опыт участия коллектива совместного Учебно-научного центра Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН в государственных целевых научно-образовательных программах в 1998-2009 годах // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2009 г. Новосибирск, 2009б. Т. 15. С. 513-517.

Молодин В. И., Худяков Ю. С., Скобелев С. Г., Новикова О. И. Полевая археологическая практика на гуманитарном факультете НГУ // Полевые практики в системе высшего профессионального образования. Материалы III Междунар. конф. (Алтай, 21-29 августа 2009 г.). Новосибирск, 2009. С. 53-58.

Молодин В. И., Худяков Ю. С., Шунь-ков М. В., Скобелев С. Г., Новикова О. И.

Опыт реализации межсекторного партнерства ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет» и Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в области профессионального образования: полевая археологическая практика как часть процесса интеграции фундаментальной науки и высшего образования в дисциплинах исторического профиля (19632008 гг.). Новосибирск, 2008. 25 с.

Скобелев С. Г. Полевая археология. Программа курса и методические рекомендации. Новосибирск, 2009а. 68 с.

Скобелев С. Г. Основные требования к учебным результатам полевой археологической практики в Новосибирском государственном университете // Полевые практики в системе высшего профессионального образования. Материалы III Междунар. конф. (Алтай, 21-29 августа 2009 г.). Новосибирск, 20096. С. 125-128.

Материал поступил в редколлегию 10.08.2011

V. I. Molodin, S. G. Skobelev

TEACHING MEDIEVAL ARCHAEOLOGY OF SOUTH SIBERIA AT NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY

An important part of the learning process on the archeology of Siberia are the materials of the Middle Ages and modern times. Through the study of this period receives a logical conclusion the process of teaching archeology as a discipline of history provides, a good basis for understanding the development of ethnographic cultures of indigenous peoples in the region. In addition, these materials allow to obtain the competencies required in future professional activities of graduates of a large part. Teams of teachers and scientists of the Novosibirsk State University and the Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS has a long experience in teaching materials of studying medieval archaeological sites in the region, mainly the southern part. Main features of this work are broad involvement of study leading scientists from IAET, using the results of our investigations of these objects, including with the participation of students, trainees, as well as the use of large volumes of illustrative materials, often entirely new. During the study of medieval archeology of the region, students not only fulfill the curriculum, but also contribute significantly to solving major scientific problems related to medieval and later history of Siberia, as they participate in ongoing projects for a number of major research programs. Statement of experience in teaching medieval and later archaeological will further enhance the scientific and educational process in training as a historical profile of the university and other universities in Siberia.

Keywords: South Siberia, Medieval archaeology, higher education, research, student participation, consolidation of theoretical knowledge, research and educational results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.