ПРЕПОДАВАНИЕ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ В ВУЗАХ
УДК 902/903/904/39
В. И. Молодин 1 2, О. И. Новикова 1 2, С. Г. Скобелев 1
1 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: [email protected]
2 Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ В ОБЛАСТИ АРХЕОЛОГИИ ПАЛЕОМЕТАЛЛА И ЭТНОГРАФИИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОГО УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СО РАН В 2006-2010 ГОДАХ *
Деятельность совместного Учебно-научного центра (УНЦ) Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН по специальностям «Археология», «Этнография» и «Востоковедение» в последние 5 лет получила новое развитие. За это время в рамках центра выполнялись или продолжают реализовываться более десятка проектов научно-образовательного характера, результаты которых оперативно внедряются в учебный процесс на гуманитарном факультете университета, а также ряде других вузов Сибири. Этот процесс осуществляется в различных видах и формах: совершенствование за счет новых материалов действующих и подготовка новых учебных курсов, выпуск учебных и учебно-методических пособий, программ курсов и методических рекомендаций, развитие практической работы со студентами, в том числе полевой, научное руководство подготовкой дипломных и диссертационных работ со стороны ведущих ученых, включая академиков РАН, и т. д. В целом в результате оперативного введения в научно-учебный оборот новейших результатов фундаментальных исследований в области археологии палеометалла и этнографии народов Сибири и сопредельных территорий Центральной и Восточной Азии процесс подготовки молодых специалистов получил дальнейшее развитие, нашедшее свое отражение в заметном повышении уровня научно-квалификационных работ выпускников университета.
Ключевые слова: Новосибирский государственный университет, Институт археологии и этнографии СО РАН, Учебно-научный центр, археология, этнография, востоковедение, научные проекты, научно-исследовательские работы, результаты, высшее профессиональное образование, учебный процесс, внедрение.
Развитие научно-образовательной сферы в нашей стране в последнее десятилетие, несмотря на ряд трудностей, проблем и явных ошибок, переживает вполне очевидный подъем. Реализованы и продолжают выполняться крупные программы и проекты развития как фундаментальной науки, так и совершенствования образования (от начального до высшего и послевузовского). При этом выбрано стратегически верное направление развития высшего образования, свя-
занное со стимулированием максимально возможной степени интеграции фундаментальной науки и высшего образования по всей номенклатуре специальностей. Это направление одновременно и наиболее перспективное, поскольку совершенствование образовательной среды, в первую очередь в высших учебных заведениях, уже в ближайшее время позволит существенно повысить и уровень профессиональной подготовки молодых кадров, направляемых в
* Работа выполнена в рамках ГК № 14.740.11.0766 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
ISSN 1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Том 10, выпуск 3: Археология и этнография © В. И. Молодин, О. И. Новикова, С. Г. Скобелев, 201 1
сферу фундаментальной науки. Фундаментальная наука же, как совершенно справедливо отметил лауреат Государственной премии Российской Федерации, директор Института ядерной физики СО РАН академик А. Н. Скринский, это то, что пока отличает нашу страну от большинства стран мира и будет позволять ей развиваться в будущем, поскольку готовые технологии на базе фундаментальных разработок можно быстро перебросить в любую страну, но не в любой стране можно также легко создать фундаментальную науку - нужна работа людей высокого класса [Скринский, 2011. С. 4]. Фундаментальная наука имела и будет продолжать иметь важнейшее народнохозяйственное значение, и поэтому подготовка кадров для нее - также задача государственного значения.
Надо сказать, что для Сибирского отделения РАН с момента его создания была характерна тесная интеграция научной и образовательной компонент, нашедшая отражение во взаимодействии НИИ с крупнейшими университетами Сибири, и прежде всего с НГУ (см., например: [Добрецов и др., 2001. С. 13-15; Добрецов, Молодин и др., 2001]).
Именно такую задачу с первых лет своего существования и решает Новосибирский государственный университет, который всегда работал на принципе интеграции фундаментальной науки и высшего образования, максимально используя в учебном процессе как материальную базу, так и кадровый потенциал институтов Сибирского отделения РАН. Для археологической, этнографической и востоковедческой составляющих высшего гуманитарного образования в университете интеграция активно реализуется и в настоящее время на базе совместной деятельности преподавателей, ученых, докторантов, аспирантов и студентов гуманитарного факультета и коллектива ученых ведущего в нашей стране и профильного в данном отношении в системе СО РАН - Института археологии и этнографии. В организационном плане это происходит в рамках в свое время удачно найденной формы сотрудничества вуза и учреждения РАН - совместного Учебно-научного центра (УНЦ) по специальностям «Археология», «Этнография» и «Востоковедение», успешно действующего с 1998 г.
Конечно, от дисциплин гуманитарного профиля, к которым принадлежат археология, этнография и востоковедение, трудно напрямую ожидать каких-либо самостоятельно разработанных технологий для материального производства или, например, прямого обеспечения здоровья людей. Однако эти науки, не говоря уже об их вкладе в развитие всесторонне развитой личности, могут предоставлять в распоряжение специалистов-естественников массу различных источников, необходимых для восстановления древних технологий, охраны окружающей среды, медико-биологических исследований и т. п., что имело и всегда будет иметь вполне определенный народно-хозяйственный эффект. Археология же способна сама решать не только крупные научные, но и задачи народно-хозяйственного значения, и прежде всего пополнения фонда культурно-художественных ценностей страны, который при соответствующем к нему отношении и использовании может приносить в том числе и серьезные доходы, примеров чему в мире предостаточно. Кроме того, как в дореволюционный период, так и в настоящее время специалисты-археологи из нашей страны часто привлекаются для выполнения исследовательских работ за рубежом. Поэтому развитие сферы гуманитарного образования важно не менее, чем дисциплин естественно-научного профиля.
Реализация большинства программ и проектов развития и совершенствования высшего образования в России осуществлялась на конкурсной основе, что обеспечивало отбор сильнейших из числа их возможных участников. Новосибирский государственный университет вместе с Институтом археологии и этнографии в рамках совместного УНЦ участвовал в большинстве из них, содержавших гуманитарную составляющую. Так, за последние 5 лет, начиная с 2006 г., нами выполнялся ряд проектов по двум основным программам учебно-научного характера, реализовывавшимся в нашей стране - Аналитической ведомственной целевой программе Рособразования (ныне Министерство образования и науки Российской Федерации) «Развитие научного потенциала высшей школы» и Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ФЦП «Кадры») [Деревянко и др., 2006; Молодин,
Скобелев, 2009а]. Кроме того, члены коллектива УНЦ выполняли ряд проектов, финансировавшихся в рамках Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда и др.
В связи с этим важно проанализировать проделанную за прошедший период работу с точки зрения непосредственного внедрения в учебный процесс ее результатов, оценить достижения, выявить имеющиеся недостатки и слабые места. Такой науковед-ческий анализ (в том числе и критичный), несомненно, более полно позволит оценить нашу работу по всем главным направлениям деятельности данного характера, что поможет в ее планировании и дальнейшем совершенствовании.
В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. основу государственного сектора науки и высшего образования должны составить технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и образовательные организации. С такой целью осуществлялась и деятельность по формированию в нашей стране сети университетов со статусом Федеральных и Национальных исследовательских. В 2009 г. статус Национального исследовательского получил и Новосибирский государственный университет, что стало подтверждением высокого уровня как организации в вузе научно-исследовательской работы, так и качества образования. Свой вклад в достижение этого успеха в сфере гуманитарного знания внесла и деятельность коллектива совместного УНЦ, в том числе заключавшаяся во внедрении в образовательный процесс достижений фундаментальной науки. Тем самым была получена общая достаточно высокая оценка нашей работы по данному направлению, успех которой складывался из многих составляющих, включая и реализацию научных проектов, в процессе которой всегда уделялось первостепенное внимание научно-образовательной компоненте.
Абсолютное большинство специалистов, работающих в рамках УНЦ и ведущих преподавательскую деятельность как в НГУ, так и ряде иных вузов Новосибирска, являются активно действующими учеными, занятыми решением крупных и актуальных
научных задач в области археологии и этнографии Сибири и сопредельных регионов Центральной и Восточной Азии [Молодин, Скобелев, 2009б]. Данная деятельность осуществляется ими преимущественно в форме выполнения научных проектов различного вида, как коллективных, так и индивидуальных, получаемых из разных источников исключительно на конкурсной основе. Значительное количество таких проектов, полученных членами коллектива УНЦ за последние 5 лет, является дополнительным подтверждением высокого уровня их научной компетенции и способности решать крупные задачи в области фундаментального знания. Соответственно в ходе реализации этих проектов созданы и продолжают формироваться крупные научные достижения. Они заключаются в пополнении фондов письменных, археологических и этнографических источников, уточнении существующих выводов и заключений относительно отдельных исторических событий, явлений и фактов, а также в выработке новых подходов к решению конкретных научных задач, создании эффективных исследовательских методик. Авторы таких научных результатов, являющиеся действующими преподавателями на кафедрах археологии и этнографии, всеобщей истории и востоковедения НГУ, а также в ряде иных вузов Новосибирска, не нуждаются в чьем-то посредничестве либо ожидании публикации результатов новых исследований (что пока характерно для большинства вузов нашей страны) для того, чтобы включить их в учебный процесс. В рамках деятельности УНЦ это происходит оперативно еще и по той причине, что сами студенты и аспиранты постоянно и в различных формах привлекаются к реализации задач НИР, непосредственно участвуя в создании новых научных результатов. Так, они участвовали во всех без исключения научных проектах, реализованных или выполняемых в настоящее время в рамках УНЦ, даже начинавшихся как индивидуальные. Поэтому уверенно можно сделать вывод общего характера, что новейшие научные достижения постоянно и оперативно вводились и продолжают внедряться в учебный процесс.
К настоящему времени коллективом УНЦ, в рамках которого в 2006 г. реализо-вывались лишь два научных проекта, выполняется более десятка научно-образо-
вательных и научно-исследовательских работ, рассчитанных на различные сроки. В связи со столь значительным расширением сферы нашей деятельности и соответственно усложнением организации работы в составе Центра были созданы отдельные коллективы исполнителей, выделение которых было обусловлено тематической или организационной спецификой реализации научно-образовательных задач. Так, в середине 2009 г., в связи с необходимостью выполнения в рамках ФЦП «Кадры» крупного научно-образовательного проекта «Проведение научных исследований коллективом учебно-научного центра НГУ и ИАЭТ СО РАН в области изучения процессов освоения древним человеком Северной и Центральной Азии (культурно-популяционный, хронологический, экологический аспекты)» (научный руководитель - акад. РАН А. П. Деревянко), в составе УНЦ был создан (точнее, выделен из состава действующих участников) отдельный коллектив исполнителей, сферой интересов которого была определена тематика, касающаяся проблем истории Евразии в эпоху камня. Одновременно организационно был оформлен и коллектив исполнителей, занятых реализацией в рамках той же ФЦП «Кадры» ежегодных проектов, связанных с проведением Сибирской археологической полевой школы (руководитель - д-р ист. наук Л. В. Лбова).
Кроме того, преподаватели кафедры востоковедения, решающие блок определенных научно-образовательных задач, специфика которых формируется их тематикой, также работали и продолжают свою деятельность в составе УНЦ в рамках собственного (кафедрального) плана. За прошедшие годы этими тремя уже вполне сформировавшимися и устоявшимися коллективами ученых и преподавателей выполнен достаточно большой объем работы, характеристика которой может стать темой отдельных публикаций. По этой причине, с учетом ограниченного размера настоящей статьи, остановимся лишь на описании процесса внедрения в научно-учебный оборот в рамках УНЦ результатов фундаментальных исследований в области археологии палеоме-талла и этнографии народов Сибири и лишь частично - сопредельных территорий Центральной и Восточной Азии. Ранее нами такая информация уже излагалась, но в очень кратком виде, и лишь для периода функцио-
нирования УНЦ до конца 2009 г. [Молодин, Скобелев, 2009а]. Имеет смысл остановиться на результатах данного направления деятельности более подробно.
Опыт совместной работы по организации в университете научно-образовательного процесса интеграционного характера в области археологии, этнографии и востоковедения, особенно начиная с 1998 г., вполне убедительно показал, что основой ее успеха стала стратегия максимально полного использования кадрового потенциала ИАЭТ как одного из ведущих учреждений данного профиля в России и мире (об этом нам уже приходилось писать [Молодин, Скобелев, 2009б]). Соответственно, на новом этапе деятельности (т. е. с 2006 г.) выполнение научных и научно-образовательных проектов планировалось при обязательном условии и на основе дальнейшей интенсификации использования, наряду со всеми штатными преподавателями и учеными НГУ, мощного кадрового потенциала данного научного учреждения РАН. Именно это и позволяло в последние годы уверенно выполнять серьезные задачи, в том числе по внедрению результатов фундаментальных НИР в учебный процесс. Данное обстоятельство стало и главной особенностью деятельности коллектива УНЦ, характерной для реализации всех таких проектов.
Первый по времени выполнения проект на новом этапе развития деятельности УНЦ реализовывался нами в 2006-2008 гг. в рамках Аналитической ведомственной целевой программы (АВЦП) Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы», сформированной как часть приоритетного национального проекта «Образование». Уже исходя из названия этого проекта - РНП 2.2.1.1.2183 «Развитие механизма интеграции фундаментальных исследований и образовательной деятельности в рамках Учебно-научного центра НГУ и ИАЭТ СО РАН по специальностям "Археология", "Этнография" и "Востоковедение"», видно, что он носил специализированный научно-образовательный характер [Деревянко и др., 2006]. Соответственно, и результаты его реализации стали весьма богаты и содержательны в той их части, которую можно определить как образовательную составляющую научно-учебного процесса. По этой причине проект по итогам конкурсного отбора был продлен на период 2009-2011 гг. (РНП
2.2.1.1/1822 «Развитие совместного Учебно-научного центра ГОУ ВПО "Новосибирский государственный университет" и Института археологии и этнографии СО РАН как интегрированной научно-образовательной структуры в области археологии, этнографии Сибири и востоковедения») и в настоящее время также плодотворно реализуется.
Успешная деятельность УНЦ в 20062007 гг. привела и к тому, что в Минобрнау-ке было самостоятельно принято решение предложить нам выполнить в 2008 г. работу и по заказ-наряду Рособразования (1.17.08 «Развитие механизма интеграции фундаментальных исследований и образовательной деятельности по археологии, этнографии и востоковедению в рамках УНЦ НГУ и ИАЭТ СО РАН»). Как можно видеть, тематически проект был направлен на дальнейшее развитие научно-образовательной деятельности по археологии, этнографии и востоковедению непосредственно в вузе (организационно - в рамках ЛГИ НГУ). Отчет по выполнению задач данного заказ-наряда за 2008 г. успешно прошел экспертизу, и в результате финансирование было продлено на 4 года, начиная с 2009 г. Название (1.05.09 «Развитие механизма интеграции фундаментальных исследований и образовательной деятельности по археологии, этнографии и востоковедению в рамках УНЦ НГУ и ИАЭТ СО РАН») и реальное содержание этого проекта остались практически такими же, как и были, поскольку он целиком направлен на поддержку и дальнейшее развитие деятельности УНЦ.
Кроме того, с 2006 по 2010 г. в рамках Тематического плана Рособразования нами выполнялся и научный проект, целиком относящийся к сфере фундаментальной науки. Он был посвящен изучению ряда аспектов истории народов Южной Сибири в средние века (1.31.06 «Кочевой мир Южной Сибири эпохи средневековья как культурно-исторический феномен»). В связи с его завершением в 2010 г. по результатам успешного для нас внутриуниверситетского конкурса проект был продлен на следующие 5 лет и ориентирован уже на изучение особенностей этнодемографических процессов в Южной Сибири в средние века и Новое время.
С 2009 г. началась реализация задач новой крупной программы развития науки и
высшего образования - ФЦП «Кадры». Коллектив нашего УНЦ с самого начала принял в ней активное участие. За прошедший период нами по различным направлениям и мероприятиям программы получено уже несколько проектов научно-образовательного характера, выполняемых и в настоящее время. К их числу относятся: Государственный контракт № П665 «Историческая демография коренного населения Сибири в составе Российского государства: сравнения с мировым опытом»; Государственный контракт № П1139 «Южная Сибирь на последнем этапе существования государства енисейских кыргызов (XIII - начало XVIII вв.)»; Государственный контракт № 14.740.11.0646 «Гумберт из Романса и проповедь крестового похода в XIII в.»; Государственный контракт 14.740.11.0766 «Народы Южной Сибири в системе этнокультурных и военно-политических отношений в Северной Евразии в средние века и начале Нового времени». Первых три проекта характеризуются узкой тематической направленностью и потому в рамках УНЦ выполняются небольшими по численности коллективами исполнителей (от двух до пяти человек, включая студентов). Последний же, полученный по мероприятию 1.1 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области гуманитарных наук», отличается значительной широтой тематического подхода и большим объемом задач научно-образовательного характера (в процессе работ планируется выяснить основные факторы военно-политического и этнокультурного развития населения ЮжноСибирского региона в средние века и в начале Нового времени в связи с его важной ролью в истории народов Сибири и Центральной Азии). Потому коллектив его исполнителей также значительный (вместе со студентами - более сорока человек).
Кроме названных, отдельными группами в составе УНЦ выполнялись еще четыре проекта РГНФ и РФФИ, тематически и территориально соответствующие основным направлениям деятельности центра.
Столь высокий уровень представительности коллектива УНЦ в сфере фундаментальной науки и деятельности научно-прикладного характера, где это возможно, напоминаем, лишь на конкурсной основе, вполне определенным образом характеризует уровень его квалификации. В этом отно-
шении вполне позволительно говорить о достаточной степени соответствия нашего Центра новому высокому рангу НГУ как национального исследовательского университета.
Результаты работы по реализации названных проектов весьма значительны. Так, только полугодовые научные отчеты по наиболее крупным из них имеют объемы, достигающие десятков и сотен страниц. Поэтому в настоящей статье у нас имеется возможность, не затрагивая результаты, лежащие в сфере собственно фундаментальной науки, остановиться лишь на изложении тех, которые могут быть охарактеризованы как специально предназначенные или адаптированные для совершенствования образовательного процесса. Естественно, наибольшее их число было получено и продолжает создаваться при реализации основных четырех проектов развития УНЦ в рамках АВЦП, однако свой вклад в эту деятельность вносят и исполнители всех остальных - менее объемных и более узконаправленных научных проектов. Спектр таких результатов широк, они охватывают большинство направлений и задач организации учебного процесса в вузе.
В первую очередь, к ним следует отнести подготовку и совершенствование комплекса основных и специальных курсов для студентов, специализирующихся по археологии и этнографии Сибири, Центральной и Восточной Азии. В разные годы ими были или продолжают оставаться «Основы археологии», «Основы этнографии», «Основы антропологии», «Археология стран и континентов», «Региональная археология», «Первобытная культура и искусство», «Полевая археология», «Методы естественных наук в гуманитарных исследованиях», «Экспериментальная археология», «Теоретическая археология», «Музееведение и памятнико-ведение», «Математические и статистические методы в археологии», «История первобытного общества», «Палеолит Северной и Центральной Азии», «Неолит Северной Азии», «История и культура кочевых народов», «История отечественного востоковедения», «Реконструкция социальной структуры по археологическим данным», «Системная археология», «Археология Западной Европы», «Археология Германии», «Проблемы археологии Центральной Азии», «Археология Америки и Австралии», «Ар-
хеология Южной Сибири», «Археология Дальнего Востока», «Палеоэкология человека», «Археология Сибири в эпоху средневековья», «Археология каменного века Маньчжурии», «Дальний Восток в эпоху средневековья», «Торевтика», «Проблемы и открытия заселения Нового Света», «Вооружение кочевников Центральной Азии», «Кыргызы на Енисее», «Искусство средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии», «Материалы по археологии и этнографии народов Сибири в трудах Г. Ф. Миллера», «Первобытная художественная культура», «Палеолитическое искусство Северной Азии», «Наскальное искусство Евразии», «Историческая демография народов Сибири в ХУ11-ХХ вв.», «Историческая география Сибири», «География Китая», «История доколумбовой Америки», «Бытовая этнография Китая», «Этнография корейцев», «Японская культура», «Военное искусство Востока», «Менеджмент культурного наследия» и т. д.).
В последние два года, в связи с необходимостью организации учебного процесса одновременно для специалитета, бакалавриата и магистратуры, в соответствии с новыми нормами образовательного стандарта усовершенствованы действующие [Моло-дин, Скобелев, 2009в] и разработан ряд совершенно новых курсов и дисциплин, часть которых нигде более, кроме НГУ, в таком виде и содержании не реализуется («Бронзовый век Сибири», «Археология палеоме-талла», «Ранний железный век Сибири», «Археология Южной Сибири и Центральной Азии хунно-сяньбийского времени», «Археология средневековья», «Древнетюрк-ский культурный феномен», «Наскальное искусство Северной Азии», «Военное дело народов Сибири», «Погребальная обрядность в древних обществах», «Системная археология», «История отечественной археологии», «Модели палеоэкономики», «Методика анализа коллекций артефактов», «Керамика как археологический источник», «Методы естественных наук в археологии», «Изучение письменных источников по древней и средневековой истории Северной и Центральной Азии», «Основы консервации и реставрации археологических и этнографических коллекций», «Техника археологического рисунка», «Экспериментальная археология», «Комплексная палеоэкологическая практика», «Менеджмент историко-
культурного наследия», «Этногенез и этническая истории народов Сибири», «Историческая демография Сибири» и пр.). Их разработали и реализуют ведущие ученые -основатели и руководители актуальных научных направлений, включая глав признанных в нашей стране и мире научных школ. Практически любой из этих курсов содержит значительный собственный научный вклад читающих их ученых, а отдельные в своей основе являются авторскими, т. е. базирующимися, главным образом, на материалах, полученных в ходе научных исследований самими их авторами.
Учебный процесс в вузе не может обойтись без соответствующей вспомогательной продукции печатного характера - учебников, учебных и учебно-методических пособий, программ курсов и практик, методических указаний, рекомендаций и т. п. Соответственно следует понимать, что публикация учебного пособия или, например, методических рекомендаций - это лишь итоговое, зачастую очень сжатое, выражение большого объема предшествующей, в первую очередь, научно-исследовательской деятельности каждого из авторов, дополненной еще и знакомством, как минимум, с основами методических требований, действующих в системе высшего профессионального образования. Представление об этой важной сфере деятельности в обеспечении образовательного (в первую очередь, лекционного) процесса в рамках УНЦ можно составить, например, по итогам выпуска такой продукции уже в 2006 г. (табл. 1).
Работа в данном направлении активно продолжалась и в дальнейшем. В итоге за рассматриваемый период (по конец 2010 г.) нашим коллективом в рамках реализации всех перечисленных проектов (но лишь по указанной тематике) было подготовлено и издано 42 наименования учебной литературы (при этом издавался и большой объем собственно научной продукции - монографии, статьи в ведущих рецензируемых изданиях, сдавались научные отчеты по итогам полевых исследований и т. д.). Необходимо также отметить, что нами в течение прошедших пяти лет все индикаторы (контрольные цифры, или плановые показатели, доводимые заказчиком) по проектам в части создания учебной продукции выполнялись и перевыполнялись, причем иногда весьма существенно.
В лекционной работе, кроме печатной продукции, продолжали использоваться возможности электронных средств обучения ^еЬ-музея НГУ «Древнее искусство Сибири», Интернет-проектов «Сибирская заимка» и «Информационный центр "Военное дело народов Сибири и Центральной Азии"» с их фондами археологических и этнографических коллекций, научными разработками и курсами лекций по отдельным проблемам археологии, этнографии и древней истории Сибири и ряда сопредельных территорий. В 2010 г. к уже действующим добавился работающий на 3 языках (русском, английском и китайском) новый электронный проект - «Восточное общество исторических исследований и реконструкций "Великий Предел"», созданный при участии члена коллектива УНЦ, молодого ученого канд. ист. наук А. О. Пронина.
Большая работа была проведена по совершенствованию организации второй важной сферы учебного процесса - полевых археологической и этнографической практик, которые в условиях УНЦ даже для студентов 1 курса реально являются не столько практикой, сколько полноценным участием в проведении экспедиционных исследований, главным образом, по актуальным проблемам исторического сибиреведения. Для комплексного осмысления форм и методов такой деятельности, привлечения опыта и знаний коллег из иных вузов нашей страны и из-за рубежа, силами коллектива УНЦ в августе 2009 г. проведена специализированная международная научная конференция «Полевые практики в системе высшего профессионального образования» (посвящена 50-летию Новосибирского государственного университета и 45-летию археологической практики в НГУ). Она прошла, если можно так выразиться, в «практических», полевых условиях - на Алтае, на конкретных археологических памятниках (от палеолитических до средневековых) и с участием студентов-практикантов.
Обладая многолетним опытом организации и проведения полевых практик на археологических объектах разных эпох и видов, наши ученые и преподаватели представили на этой конференции доклады как по всему хронологическому спектру изучаемых памятников (от палеолита до Нового времени), так и характеру решаемых при организации практики задач (от основных
Таблица 1
Издание учебных и учебно-методических пособий, рабочих учебных программ, программ курсов и спецкурсов, методических рекомендаций в рамках УНЦ в 2006 г.
Автор(ы) Вид издания Название издания Объем
Худяков Ю. С. Учебное пособие Археология Южной Сибири хун-но-сяньбийской эпохи 130 с. (7,6 п. л.)
Волков П. В. Учебно-методическое пособие Экспериментальная археология 68 с. (3 п. л.)
Заика А. Л. Учебно-методическое пособие Методика полевых исследований петроглифов 43 с. (2,5 п. л.)
Постнов А. В., Вергунов Е. Г. Учебно-методическое пособие Геодезические работы при археологических исследованиях с применением вР8-навигатора (теория и методика) 68 с. (3 п. л.)
Скобелев С. Г. Учебно-методическое пособие Особенности методики поиска и изучения погребений позднего средневековья и начала Нового времени на юге Средней Сибири 59 с. (2,7 п. л.)
Новикова О. И., Алкин С. В. Программа курса История отечественного востоковедения 11 с. (0,75 п. л.)
ВареновА. В., Комиссаров С. А., Азаренко Ю. А. Рабочая программа История стран Азии и Африки 51 с. (3,6 п. л.)
Комиссаров С. А. Программа курса Источниковедение и историография истории Китая 26 с. (1,5 п. л.)
Комиссаров С. А. Программа курса История и культура Кореи 29 с. (1,4 п. л.)
Азаренко Ю. А., Комиссаров С. А., Молодин В. И., Маркин С. В., Соловьев А. И. и др. Программы спецкурсов Сборник программ спецкурсов кафедры востоковедения НГУ 85 с. (5 п. л.)
Лбова Л. В. Учебная программа и методические рекомендации Первобытная культура 16 с. (1 п. л.)
Чикишева Т. А. Учебная программа и методические рекомендации Основы антропологии 23 с. (1,4 п. л.)
требований, предъявляемых к инструкции по технике безопасности, до обязательного состава знаний и умений, получаемых учащимися в ходе экспедиционных работ) [Августовский и др., 2009; Выборнов, Скобелев, 2009; Митько, Скобелев, 2009; Молодин и др., 2009; Новикова, Скобелев, 2009;Скобелев, 2009]. Понятно, что эти результаты стали возможны лишь благодаря ежегодным многоаспектным полевым науч-
ным исследованиям с участием студентов, организуемым и проводимым в рамках УНЦ [Молодин и др., 2008]. Реальным воплощением в образовательном процессе в НГУ итогов данной конференции стало совершенствование ряда аспектов программ проведения археологической практики на погребальных памятниках эпохи ранней и развитой бронзы на территории Западной Сибири, средневековых поселенческих па-
мятниках в Забайкалье и т. д. Кроме того, осуществлена и коррекция основного учебного курса «Полевая археология» в части использования ряда современных раскопоч-ных приемов грунтовых могил, применения новых видов рабочего инструментария, фотографической и чертежной фиксации процесса разведок и раскопок, порядка обучения студентов 1 курса основам техники безопасности и т. д.
Третья важная сфера научно-образовательного процесса в НГУ - это подготовка студентами и аспирантами своих квалификационных и научно-квалификационных работ (дипломных и диссертационных), являющихся концентрированным выражением в приложении к конкретной научной проблеме знаний, умений и исследовательского опыта, приобретенных учащимися в вузе. Важно отметить, что такие сочинения в условиях университета считаются квалификационными в большинстве случаев лишь официально, а реально многие из них, содержащие совершенно новые научные результаты, полученные их авторами совместно с руководителями, даже могут быть названы полноценными научными исследованиями (по этой причине для рецензирования их привлекаются, как правило, крупные действующие ученые - признанные специалисты в своих областях знания). Данное явление становится возможным потому, что к научному руководству студентами и аспирантами - и это также важнейшая отличительная черта в деятельности УНЦ, реально привлекаются ведущие ученые ИАЭТ (включая двух академиков РАН, нескольких профессоров и докторов наук - руководителей актуальных направлений в фундаментальной науке или специалистов по соответствующей проблематике). Главным требованием к дипломной работе в рамках УНЦ всегда являлось и продолжает оставаться использование в ней материалов новейших полевых исследований и результатов аналитической деятельности по актуальной тематике. Это и обеспечивают научные руководители, проводящие самостоятельные археологические раскопки, этнографические обследования (в том числе за рубежом), как правило, привлекая для выполнения задач этих НИР своих учеников путем включения их в состав исполнителей проектов. Поэтому заметное число наших студентов и аспирантов приобретает позитивный опыт уча-
стия в выполнении реальных научных исследований, т. е. получает полноценную научную квалификацию, а их научно-квалификационные работы находят, как правило, высокие оценки Государственных аттестационных комиссий и диссертационных советов. В этом, как нам уже доводилось отмечать, состоит и ключевой инструмент взаимодействия базового для СО РАН вуза и конкретного института РАН, а именно контроль со стороны фактически заказчика за качеством подготовки специалистов, участие его в такой подготовке и ранняя оценка способностей конкретных выпускников к эффективной научной деятельности, что на порядок упрощает решение проблемы трудоустройства, как для выпускников, так и для работодателей в сфере науки [Молодин, Скобелев, 2009б].
Представление о характере научных проблем, решаемых в дипломных сочинениях, зачастую становящихся началом диссертационных исследований, разнообразии их хронологического и этнокультурного приложения можно составить на примере перечня выпускных работ только за последний год выполнения проекта и всего лишь по одной из трех выпускающих кафедр (табл. 2).
Кроме перечисленных выше трех основных составляющих учебного процесса, результаты выполнения научных и научно-образовательных проектов внедрялись в целом ряде иных форм, полностью отразить которые в ограниченных рамках данной статьи не представляется возможным. Важно лишь подчеркнуть, что последние годы характеризуются постоянным ростом их представительства в учебной работе.
Внедренные в учебный процесс в НГУ результаты научных исследований, в первую очередь, в виде учебных и учебно-методических пособий, активно используются и в ряде иных вузов Новосибирска. Главным образом, это относится к педагогическому университету, где готовятся специалисты такого же профиля, как и в рамках нашего УНЦ. В этом вузе на условиях совместительства и в иных формах занятости работают и многие из наших ведущих ученых (д-р ист. наук Е. Ф. Фурсова, д-р ист. наук А. П. Бородовский, канд. ист. наук А. В. Новиков и др.), которые постоянно используют в педагогической практике положительный опыт организации учебного процесса на основе прямого внедрения ре-
Таблица 2
Защиты дипломных работ выпускниками ГФ НГУ по тематике деятельности УНЦ, осуществленные в 2010 г. по кафедре археологии и этнографии
ФИО выпускника Тема дипломной работы ФИО, звание, должность научного руководителя ФИО, звание, должность рецензента
Каньшин Никита Николаевич Многослойная стоянка Усть-Каракол-1 и ее место в палеолите Алтая Шуньков Михаил Васильевич, д-р ист. наук, доцент, зам. директора ИАЭТ СО РАН Постнов Александр Вадимович, канд. ист. наук, зам. зав. отдела инновационных, экспертных и изыскательских работ ИАЭТ СО РАН
Лукъянова Галина Дмитриевна Формы символической деятельности человека в планиграфических структурах памятников открытого типа эпохи верхнего палеолита (на материалах Северной Евразии) Лбова Людмила Валентиновна, д-р ист. наук, профессор, зав. научно-образовательным отделом ИАЭТ СО РАН Харевич Владимир Михайлович, аспирант ИАЭТ СО РАН
Кожевникова Дарья Валерьевна Формы знаковой деятельности в палеолите: музыкальное творчество Лбова Людмила Валентиновна, д-р ист. наук, профессор, зав. научно-образовательным отделом ИАЭТ СО РАН Табарев Андрей Владимирович, д-р ист. наук, зав. сектором зарубежной археологии ИАЭТ СО РАН
Дерр Юлия Викторовна Феномен палеолитического жилища (история исследования, подходы к изучению, интерпретация) Лбова Людмила Валентиновна, д-р ист. наук, профессор, зав. научно-образовательным отделом ИАЭТ СО РАН Нохрина Татьяна Ивановна, канд. ист. наук, с. н. с. отдела каменного века ИАЭТ СО РАН
Хасанов Дмитрий Олегович Развитие этнографии в Новосибирском государственном университете Октябрьская Ирина Вячеславовна, д-р ист. наук, доцент, зав. отделом этнографии ИАЭТ СО РАН Охотников Андриан Юрьевич, канд. ист. наук, н. с. отдела этнографии ИАЭТ СО РАН
Иванова Алена Сергеевна Международное общество «Сознания Кришны»: специфика адаптации в Сибири (конец ХХ - начало XXI в.) Октябрьская Ирина Вячеславовна, д-р ист. наук, доцент, зав. отделом этнографии ИАЭТ СО РАН Любимова Галина Владиславовна, канд. ист. наук, с. н. с. отдела этнографии ИАЭТ СО РАН
Бондаренко Анастасия Владимировна Нарушенные погребальные комплексы могильника эпохи развитой бронзы Тартас-1 (Барабинская лесостепь) Новикова Ольга Ивановна, канд. ист. наук, доцент, ученый секретарь ИАЭТ СО РАН Соловьев Александр Иванович, д-р ист. наук, в. н. с. отдела археологии палео-металла ИАЭТ СО РАН
Викторова Ульяна Валерьевна Украшения из сердолика в погребальных комплексах Верхней и Средней Оби Новикова Ольга Ивановна, канд. ист. наук, доцент, ученый секретарь ИАЭТ СО РАН Росляков Сергей Григорьевич, канд. ист. наук, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дворец творчества детей и учащейся молодежи "Юниор"»
Галев Дмитрий Юрьевич История изучения военного дела скифского времени в Горном Алтае Худяков Юлий Сергеевич, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой археологии и этнографии НГУ Борисенко Алиса Юльевна, канд. ист. наук, с. н. с. ЛГИ НИЧ НГУ
Окончание табл. 2
ФИО выпускника Тема дипломной работы ФИО, звание, должность научного руководителя ФИО, звание, должность рецензента
Дудко Александр Андреевич Ритуальные объекты на курганных могильниках ирменской культуры Новикова Ольга Ивановна, канд. ист. наук, доцент, ученый секретарь ИАЭТ СО РАН Степаненко Дарья Владимировна, аспирант ИАЭТ СО РАН
Демина Алика Александровна Культурные связи населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа Митько Олег Андреевич, канд. ист. наук, доцент, зав. сектором археологии ЛГИ НИЧ НГУ Соловьев Александр Иванович, д-р ист. наук, в. н. с. отдела археологии палео-металла ИАЭТ СО РАН
Нестерова Марина Сергеевна Очаги в структуре жилищных комплексов культур эпохи бронзы Западной Сибири Новикова Ольга Ивановна, канд. ист. наук, доцент, ученый секретарь ИАЭТ СО РАН Бородовский Андрей Павлович, д-р ист. наук, в. н. с. отдела археологии палео-металла ИАЭТ СО РАН
Никитина Юлия Михайловна Погребения детей булан-кобинской культуры Горного Алтая Худяков Юлий Сергеевич, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой археологии и этнографии НГУ Борисенко Алиса Юльевна, канд. ист. наук, с. н. с. ЛГИ НИЧ НГУ
Кочкина Ирина Юрьевна Традиции декоративно-прикладного искусства у потомков переселенцев Степного Алтая конца XIX - начала XX в. Молодин Вячеслав Иванович, академик РАН, зам. директора ИАЭТ СО РАН Фурсова Елена Федоровна, д-р ист. наук, в. н. с. отдела этнографии ИАЭТ СО РАН
Худзик Станислав Юрьевич Проблема раннего символизма (историография и критика источников) Лбова Людмила Валентиновна, д-р ист. наук, профессор, зав. научно-образовательным отделом ИАЭТ СО РАН Черемисин Дмитрий Владимирович, канд. ист. наук, с. н. с. отдела археологии па-леометалла ИАЭТ СО РАН
Хорошилова Оксана Александровна Историография исследований феномена тотемизма Лбова Людмила Валентиновна, д-р ист. наук, профессор, зав. научно-образовательным отделом ИАЭТ СО РАН Павлова Елена Юрьевна, аспирант ИАЭТ СО РАН
зультатов научных исследований, приобретенный в рамках совместного УНЦ НГУ и ИАЭТ. Хотя и в меньшей степени, но подобные факты можно отметить также относительно Новосибирского гуманитарного института, гуманитарного факультета технического университета и даже некоторых специальностей медицинского университета [Культурология..., 2010], где работают члены коллектива нашего УНЦ, канд. ист. наук С. А. Комиссаров, канд. ист. наук С. В. Алкин, канд. ист. наук А. В. Выборнов и другие специалисты. В свою очередь, из этих вузов в практику нашей деятельности приносятся имеющиеся там новые формы
или аспекты положительного опыта организации учебного процесса.
Однако нельзя полагать, что процесс реализации результатов научных исследований в образовательной деятельности в НГУ в рамках УНЦ является одинаково успешным по всем направлениям и формам работы. Определенные проблемы отмечались нами ранее, часть из них успешно решена, но опыт последних пяти лет выявил и новые отдельные трудности и слабые места.
Наиболее заметным из них продолжает оставаться тот факт, что объем исследований этнографического характера существен-
но уступает работам археологической направленности. Соответственно, меньше результатов научных исследований внедряется и в учебный процесс. Поэтому интерес студентов к проблемам сибирской этнографии направлен не в такой мере, как это отмечается относительно археологической тематики (включая ее востоковедческий аспект), а число выпускников, подготовивших за прошедшие годы дипломные работы по этнографической тематике, заметно уступает количеству дипломников-археологов. В последние два года в ходе подготовки учебных программ для бакалавриата и магистратуры выявились и новые аспекты данной проблемы, заключающиеся в малом числе усовершенствованных действовавших и вновь разработанных учебных и специальных курсов этнографической направленности (см. приведенный выше перечень). Степень привлечения к научно-образовательному процессу ученых-этнографов стала даже ниже, чем была ранее: современное соотношение с числом археологов (и приравненных к ним специалистов) - 1 к 17. Слабо представлены этнографические материалы и в существующих электронных научно-образовательных проектах. Соответственно, в дальнейшей деятельности УНЦ необходимо сделать упор на интенсификацию привлечения ученых-этнографов из ИАЭТ к образовательному процессу, научному руководству студентами и аспирантами, разработать и принять комплекс мер, направленных на более широкое участие студентов в научных исследованиях этнографического характера, в том числе экспедиционных.
Кроме того, еще не все специальные курсы как в бакалавриате, так и магистратуре, обеспечены полноценными учебными пособиями и методическими рекомендациями, учитывающими результаты новейших научных открытий и современных методических разработок. Следует активизировать работу по переводу содержания всех курсов в электронные версии их изложения. Нуждается в дальнейшем пополнении и развитии за счет материалов новых археологических открытий и этнографических сборов база наглядных пособий специализированного кабинета археологии и этнографии в лабораторном корпусе НГУ. Эти и иные проблемы будут находиться в центре внимания коллектива УНЦ в его дальнейшей деятельности.
В целом же, подводя итоги нашего анализа, можно уверенно отметить, что благодаря деятельности, в первую очередь, ученых из ИАЭТ, научно-образовательный
процесс и сами образовательные технологии в области археологии и этнографии в НГУ в рамках УНЦ имеют характеристики, вполне отвечающие основным нормам нашего дня по использованию в высшем профессиональном образовании новейших научных достижений, в том числе с учетом основополагающих требований АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы» и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». В последние пять лет в связи с выполнением значительного числа новых научных и научно-образовательных проектов в рамках УНЦ существенно вырос объем таких результатов, что нашло отражение в целом ряде положительных явлений в практике подготовки молодых специалистов. Высокий уровень их внедрения в образовательный процесс и эффективность реализации основаны на разработке и применении инновационных программ и технологий обучения (с обеспечением комплекса вспомогательной продукции учебного характера и использованием современных информационных систем), системном включении в учебный процесс требований по решению реальных научных и научно-прикладных задач, привлечении к образовательному процессу ученых ведущих научных школ. В дальнейшей работе эти важнейшие принципы организации научно-учебного процесса получат новое развитие, что будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки специалистов-археологов и этнографов, способных решать важные научные и научно-образовательные задачи в рамках единого народно-хозяйственного комплекса нашей страны.
Список литературы
Августовский Н. А., Митъко О. А., Скобелев С. Г. Основные требования к инструкции по технике безопасности для полевой археологической практики // Полевые практики в системе высшего профессионального образования: Материалы III Междунар. конф. Алтай, 21-29 августа 2009 г. Новосибирск, 2009. С. 95-100.
Выборное А. В., Скобелев С. Г. Археологическая практика студентов Новосибирского государственного университета на памятниках позднего средневековья и начала Нового времени // Полевые практики в системе высшего профессионального образования: Материалы III Междунар. конф. Алтай,
21-29 августа 2009 г. Новосибирск, 2009. С.10-13.
Дерееянко А. П., Молодим В. И., Худяков Ю. С., Лбоеа Л. В., Войтишек Е. Э., Новикова О. И., Скобелев С. Г. Опыт работы и перспективы дальнейшего развития механизма интеграции фундаментальных исследований и образовательной деятельности в рамках совместного Учебно-научного центра Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН по специализациям «Археология», «Этнография» и «Востоковедение» // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2006. Т. 5, вып. 3 (Приложение 2): Археология и этнография. С. 3-28.
Добрецое Н. Л., Диканский Н. С., Молодим В. И., Попов Ю. Н, Шееденкое Г. Ю. Новосибирский государственный университет и Сибирское отделение Российской академии наук в программе «Интеграция». Новосибирск, 2001. 182 с.
Добрецое Н. Л., Молодим В. И., Фомин В. М. Интеграция академической и вузовской науки в Сибирском отделении РАН // Ин-тергация науки и высшего образования России: Всерос. конф. с междунар. участием. Самара; Казань, 2001. Ч. 1. С. 13-15.
Культурология. Программа курса для студентов Новосибирского государственного медицинского университета / Авт.-сост. А. В. Новиков, А. В. Выборнов. Новосибирск, 2010. 20 с.
Митько О. А., Скобелев С. Г. Основные требования к средствам жизнеобеспечения, оборудованию и материалам для полевой археологической практики // Полевые практики в системе высшего профессионального образования: Материалы III Междунар. конф. Алтай, 21-29 августа 2009 г. Новосибирск, 2009. С. 116-119.
Молодим В. И., Скобелев С. Г. Опыт участия коллектива совместного Учебно-научного центра Новосибирского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН в государственных целевых научно-образовательных программах в 1998-2009 годах // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2009 г. Новосибирск, 2009а. Т. 15. С. 513-517.
Молодим В. И., Скобелев С. Г. Опыт использования кадрового потенциала Института археологии и этнографии СО РАН в научно-образовательном процессе в области
археологии, этнографии и востоковедения в ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет» (1998-2008 годы) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009б. Т. 8, вып. 3: Археология и этнография. С. 3-21.
Молодин В. И., Скобелев С. Г. Основные требования, предъявляемые к учебному курсу «Полевая археология» в Новосибирском государственном университете // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009в. Т. 8, вып. 5: Археология и этнография. С. 3-8.
Молодин В. И., Худяков Ю. С., Скобелев С. Г., Новикова О. И. Полевая археологическая практика на гуманитарном факультете НГУ // Полевые практики в системе высшего профессионального образования: Материалы III Междунар. конф. Алтай, 21-29 августа 2009 г. Новосибирск, 2009. С. 53-58.
Молодин В. И., Худяков Ю. С., Шунь-ков М. В., Скобелев С. Г., Новикова О. И. Опыт реализации межсекторного партнерства ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет» и Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в области профессионального образования: полевая археологическая практика как часть процесса интеграции фундаментальной науки и высшего образования в дисциплинах исторического профиля (19632008 гг.). Новосибирск, 2008. 25 с.
Новикова О. И., Скобелев С. Г. Предварительный этап полевой археологической практики // Полевые практики в системе высшего профессионального образования: Материалы III Междунар. конф. Алтай, 21-29 августа 2009 г. Новосибирск, 2009. С. 123-125.
Скобелев С. Г. Основные требования к учебным результатам полевой археологической практики в Новосибирском государственном университете // Полевые практики в системе высшего профессионального образования: Материалы III Междунар. конф. Алтай, 21-29 августа 2009 г. Новосибирск, 2009. С. 125-128.
Скринский А. Н. Интервью газете «Наука в Сибири» // Наука в Сибири. 2011. № 1-2. С. 4-5.
Материал поступил в редколлегию 01.02.2011
V. I. Molodin, O. I. Novikova, S. G. Skobelev
EXPERIENCE INTRODUCTION IN EDUCATIONAL PROCESS RESULTS RESEARCH WORK CARRIED OUT IN THE FIELD OF PALEOMETALL ARCHAEOLOGY AND ETHNOGRAPHY THROUGH THE JOINT SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTER NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY AND THE INSTITUTE OF ARCHAEOLOGY AND ETHNOGRAPHY IN NOVOSIBIRSK
The joint educational and scientific center of Novosibirsk State University and the Institute of Archaeology and Ethnography (Siberian Branch of RAS) in the fields «Archaeology», «Ethnography» and «Orientalism» in the past 5 years has received a new development. During this time within the center to perform or continue to be implemented over ten projects of scientific and educational nature, results of which are rapidly being introduced into the educational process at the Faculty of Humanities of the University, as well as several other universities in Novosibirsk. This is done in various kinds and forms - are improving due to new materials of existing and establishment of new training courses, production of educational and teaching tools, programs and guidelines for the lectures,, development of practical work with students, including field strength, scientific management and preparation of degree dissertations from leading scientists, including academics (RAS). In general, as a result of rapid introduction of scientific and educational results of basic research in the field of archaeology and ethnography peoples of Siberia and adjacent areas of Central and East Asia, the process of training young experts has been further developed, as reflected in a marked increase in recent years the level of scientific qualification works graduates.
Keywords: Novosibirsk State University, Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS, educational and scientific center, archaeology, ethnography (anthropology), oriental studies, research projects, results, higher education, the learning process, introduction.