Развитие образования и подготовка кадров в регионе
DOI: 10.15838/tdi.2018.3.43.5 УДК 378.2 | ББК 74.484.7
© Егорихина С.Ю.
МАГИСТРАТУРА В НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН)
ЕГОРИХИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА
Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: 07leto@mail.ru
Повышение доступности образования для населения выступает одним из важных стратегических ресурсов страны, необходимых для ее стабильного экономического развития. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» заявлено, что основная цель высшего образования - подготовка высококвалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе и конкурентного на рынке труда. В настоящее время большинство российских студентов стремится получить полное, качественное образование, соответствующее всем требованиям работодателя. Переход российских вузов к многоуровневой системе высшего образования позволил гармонизировать образовательные программы подготовки и базового уровня, и специализированного. Поэтому магистерское образование продолжает активно функционировать и развиваться. Магистратура в системе российского высшего образования способствует формированию углубленных теоретических и практических знаний и способностей к научной деятельности, определению и развитию профессионально значимых качеств магистрантов, применению полученных теоретических знаний и практических навыков в дальнейшей профессиональной деятельности. Целью данной статьи является анализ основных проблем, связанных с осуществлением образовательной деятельности по программам магистратуры в российских вузах, а также возможностей и перспектив реализации основной профессиональной образовательной программы магистратуры
Цитата: Егорихина С.Ю. Магистратура в научной организации: проблемы и перспективы (на примере Вологодского научного центра РАН) // Вопросы территориального развития. 2018. № 3 (43). DOI: 10.15838/tdi.2018.3.43.5
Citation: For citation: Egorikhina S.Yu. Master's degree studies in a scientific institution: problems and prospects (case study of the Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences). Territorial development issues, 2018, no. 3 (43). DOI: 10.15838/tdi.2018.3.43.5
в научной организации. В работе проанализирован опыт организаций высшего образования в сфере реализации магистерских программ по различным направлениям подготовки; рассмотрены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по программам магистратуры, определяющие требования к образованию данного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки; выявлены особенности организации и осуществления образовательной деятельности по программам магистратуры в научной организации.
Высшее образование, уровневая система образования, магистр, магистратура.
Современное общество формирует качественно новое положение дел, в рамках которого сфера образования является драйвером прорывных идей развития, базой совершенствования интеллектуального потенциала [1].
Образовательная политика имеет ключевое значение в блоке социально-экономической политики региона, поскольку образование служит важнейшим инструментом вертикальной мобильности, используя который, люди находят свое место на рынке труда, поднимаются по статусной лестнице, достигают материального благосостояния. Кроме того, качественное образование, рассчитанное на перспективу, решает стоящую перед страной и регионами проблему вхождения в экономику знаний, основанную на инновациях [2; 3].
Современный этап развития экономических отношений обусловливает необходимость подготовки квалифицированных специалистов, обладающих достаточными знаниями и умеющих применять их в профессиональной деятельности. При этом решающую роль играет способность человека отбирать, создавать, применять и адаптировать знания. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны [4, с. 73].
Процессы глобализации и интеграции России в общемировое пространство открывают перед выпускниками вузов широ-
кие возможности для получения магистерского образования, которое становится все более актуальным и востребованным. Содержание магистерских программ позволяет приобрести дополнительные знания в выбранной профессиональной области, что обеспечивает более глубокий уровень овладения профессией. Кроме того, приобретение обучающимися в процессе изучения магистерской программы практических навыков повышает их конкурентоспособность на рынке труда [5; 6].
Так, в соответствии с требованиями Болон-ской декларации, с 1 сентября 2011 года вузы нашей страны перешли на двухуровневую систему обучения: бакалавриат - магистратура. Каждый уровень реализовывался согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Уровневая система подготовки кадров высшего профессионального образования предполагала, что бакалавриат должен обеспечивать базовую фундаментальную подготовку, а магистратура - углубленную специализированную. Подготовка бакалавров была направлена на удовлетворение массовой потребности промышленности и других сфер деятельности в работниках среднего управленческого звена, а из магистров должен был формироваться высший уровень управления предприятиями и организациями [7, с. 45].
Целью данной статьи является анализ основных проблем, связанных с осуществлением образовательной деятельности по программам магистратуры в российских вузах, а также возможностей и перспектив реализации основной профессиональной образовательной программы магистратуры в научной организации на примере Фе-
дерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук».
Рассматривая сущность понятия «магистратура», обратимся к понятийному аппарату, который отражает основные подходы к его определению.
В переводе с латинского «magister» - это «наставник», «учитель», «руководитель», в русском языке слово «магистр» означает «мастер своего дела». Как известно, в Древнем Риме магистром называли важное должностное лицо, в Византии это был высший титул служебной знати, в средневековых государствах магистрами так именовали студентов, достигших высших результатов в науках. В современную эпоху магистрами являются выпускники, обучавшиеся по программам высшего образования самого высокого уровня [8].
Термин «магистратура» (от лат. «magis-tratus, magistrates») в Древнем Риме означал государственные должности (сановник, начальник, должностное лицо)1. Во Франции магистратурой называли судейский персонал с включением прокуратуры, а также совокупность административных чиновни-ков2, в дореволюционной России и некоторых западноевропейских странах - судебное ведомство3. В современной же России до принятия нового закона «Об образовании» магистратура представляла собой второй этап в высшем образовании, предусматривавший специальную, индивидуальную для каждого студента программу обучения, направленную на подготовку к самостоятельным занятиям научно-исследовательской деятельностью4.
1 Словарь иностранных слов русского языка. URL: http: //wwrebravicaws /ru/ foreign-words/word_8948.htm
2 Экономический словарь. URL: http://enc-dic. com/economic/Magistratura-7532.html
3 Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. URL: http://enc.biblioclub.ru/Termin/1151085_MAGIS-TRATURA
4 Ефремова ТФ. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. URL: http://efremova.slo-varonline.com/%D0%9C/%D0%9C%D0%90/43095-
MAGISTRATURA
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлены следующие уровни профессионального образования:
- среднее профессиональное;
- высшее - бакалавриат;
- высшее - специалитет, магистратура;
- высшее - подготовка кадров высшей квалификации5.
Таким образом, ныне магистратура является вторым уровнем высшего образования (ст. 10 ФЗ № 273).
В России каждый из перечисленных уровней образования предполагает изучение определенного объема знаний и приобретение необходимых компетенций, которые регулируются федеральными государственными образовательными стандартами. При этом разница между специалистами, имеющими диплом бакалавра и диплом магистра, оказывается весьма существенной. Как отмечают исследователи А.Н. Колобов, И.Н. Олейникова, бакалавриат предоставляет только багаж определенных знаний, а обучение в магистратуре позволяет получить узкопрофильную подготовку и опробовать многие из приобретенных знаний на практике [9, 10, 11]. Кроме того, выпускники магистратуры в перспективе могут рассчитывать на более высокие должности, так как имеют полные и обширные знания в выбранной специальности. Вместе с тем магистратура - это хорошая возможность сменить направление обучения.
К настоящему времени в российских организациях высшего образования накоплен опыт по реализации программ подготовки магистров, появляются новые направления и специализации, что позволяет оценить степень успешности, эффективности и привлекательности магистратуры [12].
По мнению В. Сенашенко, на современном этапе становления и развития магистратуры классические университеты рассматривают подготовку магистров как одно из
5 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_140174
приоритетных направлений своей деятельности, при этом магистратура способствует:
- максимальному использованию научно-педагогического потенциала вуза;
- оперативному и гибкому реагированию на потребности экономики, промышленности, сферы науки и образования;
- повышению эффективности аспирантуры;
- становлению современных тенденций междисциплинарного синтеза в современной науке и образовании, получению дополнительных возможностей для подготовки высококлассных специалистов в междисциплинарных областях [13].
Хотя присоединение России к Болонской декларации произошло в 2003 году, а переход на двухуровневую систему - в 2011 году, в системе высшего образования страны по-прежнему сохраняются проблемы с реализацией магистерских программ.
Широкому кругу этих проблем посвящены работы многих отечественных авторов, среди них А.С. Роботова [14], Н.В. Миронен-ко [15], О.А. Строева [16], Т.Н. Иващенко [17], А.А. Кабулов [18], И.Б. Буянова [19], А.Л. Гали-новский [20], Е.В. Винокурова [21], М.И. Аба-шин [21], М.В. Мельник [22], О.А Миронова [23], А.Н. Колобов [9; 10] и др.
Сравнивая магистерскую подготовку в России и за рубежом, О.А. Строева, Н.В. Мироненко, Т.Н. Иващенко выделяют следующие проблемы реализации программ магистратуры в отечественной системе образования.
Во-первых, наша страна не имеет инфраструктуры, которая типична для зарубежной системы образования. Бакалавр, подготовка которого длится четыре года, считается специалистом с неполным высшим образованием, поэтому работодатели отдают предпочтение специалистам, подготовленным в течение пяти лет.
Во-вторых, многоуровневая система образования предполагает получение единой степени доктора наук, но в нашей стране эта сте-
пень соответствует степени кандидата наук.
В-третьих, большинство абитуриентов магистратуры - специалисты, что не соответствует сути данной структуры.
В-четвертых, при переходе к новой системе образования большое значение имеет академическая мобильность. Студенту необходимо поучиться в разных вузах. В странах Европы такая практика применяется часто. В России на данный момент такой практики нет. Обучение за рубежом для российских магистров остается под большим вопросом, так как есть ряд препятствий, например языковой барьер, финансовый вопрос [16, с. 217].
А.И. Гретченко в книге «Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство» обращает внимание на такие проблемные моменты отечественной магистерской подготовки, как:
- непонимание целей и задач магистратуры, которое демонстрируют опросы абитуриентов, студентов и преподавателей университетов в различных странах Европы, где многоуровневая система не является традиционной;
- несовместимость научных степеней;
- несоответствие между российским законодательством, законодательством ЕС и болонскими принципами;
- дороговизна подготовки на магистерском уровне, приводящая к нарастающей коммерциализации этого сектора;
- низкая мобильность студентов и преподавателей, связанная как с наличием языкового барьера, так и с несовершенством системы кредитов и зачетных единиц;
- сложность трудоустройства выпускников магистерских программ [24].
А.С. Роботова, опираясь на личный опыт и профессиональные ориентиры в работе с магистрантами, в числе проблем выделяет следующие:
1) современное магистерское образование - это образование взрослых людей, среди обучающихся не так много бакалавров;
2) у некоторых обучающихся магистратуры нет базового профильного образова-
ния или оно получено давно, поэтому встает задача корректного восполнения недостающих знаний;
3) принципиально новые вопросы возникают из-за расширения в системе подготовки магистров дистанционных форм обучения;
4) в связи с требованиями ФГОС одной из существенных проблем магистерского образования становится проблема своевременного и объективного оценивания самостоятельной работы студентов [14, с. 9-12].
Таким образом, переход к многоуровневой системе образования повлек за собой содержательные, методологические и методические изменения профессиональной подготовки студентов, что способствует организации гибкого образовательного процесса, способного динамично реагировать на новые условия. И сейчас можно говорить о том, что за время реализации магистерских программ в вузах России накоплен существенный опыт подготовки магистров по различным направлениям. Это свидетельствует о положительных результатах функционирования магистратуры как образовательного института в структуре российской высшей школы [17, с. 78].
Рассмотрим образовательный потенциал института магистратуры в вузах Вологодской области.
На данный момент магистерскую подготовку в регионе осуществляют три образовательные организации высшего образования6 - ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» и ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина».
Вологодский государственный университет (ВоГУ) готовит магистров по 23 направлениям и 40 профилям. По указанным направлениям разработаны основные образовательные программы магистратуры, которые прошли процедуры лицензирования и аккредитации, а также независимую эксперти-
6 Без филиалов.
зу качества образования и профессионально-общественную аккредитацию. На 13 факультетах ВоГУ готовят магистров для таких сфер, как машиностроение, строительство, электро-и теплоэнергетика, 1Т-технологии, финансы, экономика и управление, менеджмент и инновации, экология и природопользование, педагогическая и социальная работа и др.
Общий контингент обучающихся в магистратуре в 2017/2018 учебном году насчитывает 425 студентов. Доля обучающихся по программам магистратуры в общей численности обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры составляет 5,88%. По направлению 38.04.01 «Экономика», профили «Учет, анализ и аудит» и «Экономика строительства и недвижимости» проходят обучение 30 магистрантов, или 7,1% общей численности обучающихся по образовательным программам магистратуры, на договорной основе (табл. 1).
В Череповецком государственном университете (ЧГУ) готовят магистров по 26 направлениям и 38 профилям подготовки. Основные образовательные программы магистратуры лицензированы, но не все аккредитованы, в том числе программа магистратуры по направлению 38.04.01 «Экономика». Деятельность по реализации данных программ осуществляют пять образовательных организаций: Инженерно-технический институт, Институт информационных технологий, Гуманитарный институт, Институт педагогики и психологии, Бизнес-школа и Факультет биологии и здоровья человека. ЧГУ готовит магистров для ключевых отраслей промышленности (металлургия, машиностроение, химическая промышленность), для сферы тепло- и электроэнергетики, строительства, психолого-педагогического образования и социологии, а также международных отношений.
В 2017/2018 уч. г. в магистратуре обучается 546 человек, что в общей численности обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры составляет 9,3%. По направлению 38.04.01 «Экономика», профиль «Экономика фирмы» про-
Таблица 1. Показатели образовательной деятельности по программам высшего образования - программам магистратуры в образовательных организациях высшего образования Вологодской области на 2017 год
Показатель Образовательная организация высшего образования
ВоГУ ЧГУ ВГМХА
Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, чел. 7220 5896 3042
Численность обучающихся по программам магистратуры, чел. 425 546 170
в т. ч. очной/заочной (очно-заочной) формы обучения, чел. 362 / 63 349/ 197 144/26
в т. ч. на бюджетной/договорной основе 304/121 422/ 124 127 / 43
в т. ч. по направлению 38.04.01: «Экономика» очной/ заочной (очно-заочной) формы обучения, чел. на бюджетной/договорной основе, чел. 11 / 19 0 / 30 0 / 18 0 / 18 6 / 25 1 / 30
Доля обучающихся по программам магистратуры в общей численности обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, % 5,88 9,26 5,58
Доля магистрантов, обучающихся по направлению 38.04.01: «Экономика», в общей численности обучающихся по образовательным программам магистратуры, % 7,05 3,29 18,23
Источник: https://vogu35.ru/sveden/education; https://www.chsu.ru/sveden/education; https://molochnoe.ru/sveden/education
ходят обучение на договорной основе 18 магистрантов, или 3,3% в общей численности обучающихся по образовательным программам магистратуры.
Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия имени Н.В. Верещагина (ВГМХА, далее - Академия) является одним из основоположников системы аграрного высшего образования и сельскохозяйственной науки как в регионе, так и на Северо-Западе России.
В Академии реализуются аккредитованные основные профессиональные образовательные программы высшего образования -программы магистратуры по 7 направлениям подготовки. В 2014 году успешно прошли процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательные программы магистратуры по направлению подготовки «Экономика». Академия готовит специалистов (магистров) для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
В 2017/2018 учебном году доля обучающихся по программам магистратуры в общей численности обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры составляет 5,6%, или 170 человек. По направлению 38.04.01 «Экономика», профиль «Экономика фирмы и отраслевых рынков» обучается 31 человек, что составляет 18,2%
в общей численности обучающихся по образовательным программам магистратуры. Практически все магистранты (30 чел.) проходят обучение на договорной основе.
В результате анализ подготовки магистров в организациях высшего образования Вологодской области, можно сделать вывод, что образовательная деятельность всех вузов направлена на подготовку конкурентоспособных кадров для различных отраслей экономики региона. Большинство основных образовательных программ магистратуры аккредитовано, имеет практико-ориенти-рованную направленность подготовки и согласовано с ведущими организациями-работодателями. Выпускники магистерских программ - это в первую очередь преподаватели высшей школы или работники государственной службы, сферы бизнеса.
Среди ключевых проблем, с которыми сталкиваются вузы региона при подготовке кадров (в т. ч. магистров) в последнее время, можно отметить следующие:
- продолжающееся в вузах сокращение числа абитуриентов, отток талантливых выпускников школ в крупные образовательные центры России;
- быстрое обесценивание технологий, содержания обучения и подготовки специалистов по причине ускоренного технологического развития;
- растущая конкуренция среди ведущих вузов страны, обладающих преимуществами по ресурсам и местоположению, за абитуриентов и другие ресурсы;
- изменяющаяся структура рынка труда и профессий, повышение требований работодателей к качеству подготовки выпускников вузов;
- новые требования к научной и учебной материальной базе при ограниченности внешних источников финансирования;
- несбалансированность возрастной структуры профессорско-преподавательского состава вузов и др.
Относительно магистерской подготовки по направлению 38.04.01 «Экономика», то следует отметить, что вузы региона реализуют всего четыре профиля подготовки, один из которых не имеет государственной аккредитации. Количество обучающихся в вузах по данному направлению преимущественно на заочной или очно-заочной форме составляет 79 человек (7% от общей численности обучающихся по программам магистратуры). Большинство студентов обучается на платной основе.
Научным организациям возможность реализации магистерских программ была предоставлена только в 2013 году после вступления в силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры» от 19 декабря 2013 года № 1367. Законом установлено, что «программы магистратуры реализуются образовательными организациями высшего образования и научными организациями в целях создания студентам условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности»7.
Сегодня всего четыре научные организации, подведомственные Федеральному агентству научных организаций, имеют лицензию на право осуществления образовательной деятельности по программам магистратуры и две организации имеют аккредитованную программу магистратуры (табл. 2).
Проанализируем начальный опыт в сфере реализации основной профессиональной образовательной программы магистратуры в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (далее - ВолНЦ РАН, Центр).
ВолНЦ РАН с 2016 года имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам магистратуры, а с 2017 года реализует программу магистратуры по направлению 38.04.01 «Экономика», направленность (профиль) «Региональная экономика и развитие территорий».
Необходимость реализации программы магистратуры в Центре возникла в первую очередь для обеспечения воспроизводства его профессорско-преподавательского состава и научных работников путем подготовки кандидатов для обучения в аспирантуре.
Прием в магистратуру производится на конкурсной основе по результатам конкурсных испытаний. Поступающие сдают устный экзамен по экономике в соответствии с программой вступительного испытания. Обучение в магистратуре осуществляется в очной форме. Срок обучения составляет 2 года.
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) магистратуры, реализуемая Центром, представляет собой систему документов, разработанных и утвержденных с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
7 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159671
Таблица 2. Научные организации, подведомственные ФАНО, имеющие право осуществления образовательной деятельности по программам магистратуры
№ п/п Организация Направление подготовки, профиль программы Наличие лицензии/ аккредитации
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт физики твердого тела Российской академии наук» 28.04.04 Наносистемы и наноматериалы + / +
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» 38.04.01 Экономика, профиль «Региональная экономика и развитие территорий» + / +
3 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» 32.04.01 Общественное здравоохранение; 38.04.02 Менеджмент, профили «Менеджмент медицинской организации», «Менеджмент фармацевтической организации» + / -
4 Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженер-ный центр ВИМ» 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника; 35.04.06 Агроинженерия + / -
Составлено автором по: http://www.issp.ac.ru; http://www.vscc.ac.ru; http://nriph.ru; http://vim.ru/company
30.03.2015 № 321, а также с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации, локальных актов ВолНЦ РАН.
Основная профессиональная образовательная программа, регламентирующая цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки, включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных курсов, программы учебной и производственной практики и другие материалы.
Нормативно-правовую базу разработки ОПОП магистратуры составляют
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12.09.2013 № 1061;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» от 5 апреля 2017 года № 301;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» (уровень магистратуры)» от 30.03.2015 № 321;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам спе-циалитета и программам магистратуры» от 29.06.2015 № 636;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» от 07.11.2015 № 1383;
- другие нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;
- лицензия № 2661 от 12.10.2017, серия 90Л01 № 0009753 на право ведения образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам магистратуры;
- Устав ФГБУН ВолНЦ РАН.
Для организации и осуществления образовательного процесса в магистратуре Цен-
тра разработаны и утверждены все необходимые локальные акты.
Основная цель ОПОП магистратуры по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», профиль «Региональная экономика и развитие территорий» - развитие личностных качеств, формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВО с акцентом на региональной экономике.
Согласно ФГОС ВО, трудоемкость освоения студентом ОПОП составляет 120 зачетных единиц за период обучения, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения программы магистратуры.
В соответствии с ОПОП магистр по рассматриваемому направлению подготовки должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности, как научно-исследовательская, проектно-экономическая, аналитическая, организационно-управленческая и педагогическая, а также решать профессиональные задачи, определенные в данных видах деятельности. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Структура программы магистратуры включает обязательную (базовую) часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Программа магистратуры состоит из следующих блоков.
Блок 1 «Дисциплины (модули)», включающий дисциплины (модули), относящиеся как к базовой части программы, так и к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», в полном объеме относящийся к вариативной части программы.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», в полном объеме относящийся к
базовой части программы и завершающийся присвоением квалификации (табл. 3).
Реализация программы магистратуры в ВолНЦ РАН обеспечивается научно-педагогическими кадрами, которые имеют базовое образование, соответствующее профилю программы, и систематически занимаются научной и научно-методической деятельностью. Общее количество преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, составляет 85%, в том числе 15% докторов наук, 70% кандидатов наук, на штатной основе привлекаются 85% преподавателей.
В 2017 году произведен первый набор в магистратуру ВолНЦ РАН, с 1 сентября начался учебный процесс, который был организован отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие в соответствии с графиком учебного процесса, учебным планом и другими локальными документами, регулирующими учебную деятельность Центра.
По преподаваемым дисциплинам разработаны программы, методические указания, тестовые материалы и задания для текущего и итогового контроля. Утверждены темы выпускных квалификационных работ и назначены научные руководители.
Следует подчеркнуть, что успешной реализации программы магистратуры способствует накопленный в течение нескольких лет опыт подготовки молодых ученых в аспирантуре ВолНЦ РАН, позволяющий осуществлять комплексный подход к обучению и воспитанию магистрантов. Помимо учебной деятельности (лекции, семинарские занятия, подготовка магистерской диссертации) магистранты участвуют во всех мероприятиях, проводимых в Центре (научные семинары-дискуссии, конференции, экономические лектории, публичные лекции с участием отечественных и зарубежных ученых, экскурсии на предприятия и организации, спортивные мероприятия и т. п.).
Основные преимущества обучения в магистратуре ВолНЦ РАН, по нашему мнению, заключаются в следующем:
Таблица 3. Структура программы магистратуры
Структура программы магистратуры Объем программы магистратуры в з. е*.
Блок 1 Дисциплины (модули) 63
Б1.Б Базовая часть 15
Б1.Б.1 Философские проблемы науки и техники 3
Б1.Б.2 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации 3
Б1.Б.3 Этика и культура управления 2
Б1.Б.4 Деловые коммуникации в профессиональной деятельности 2
Б1.Б.5 Методология научного исследования 3
Б1.Б.6 Современные информационные технологии в экономике и управлении 2
Б1.В Вариативная часть 48
Б1.В.ОД Обязательные дисциплины 33
Б1.В.ОД.1 Микроэкономика (продвинутый уровень) 4
Б1.В.ОД.2 Макроэкономика (продвинутый уровень) 4
Б1.В.ОД.3 Эконометрика (продвинутый уровень) 3
Б1.В.ОД.4 Региональная экономика 4
Б1.В.ОД.5 Инновационное развитие и инвестиционная привлекательность региона 2
Б1.В.ОД.6 Педагогика высшей школы 3
Б1.В.ОД.7 Управление проектами и программами 2
Б1.В.ОД.8 Региональное и муниципальное управление 3
Б1.В.ОД.9 Экономика общественного сектора региона 4
Б1.В.ОД.10 Экономическая статистика 2
Б1.В.ОД.11 Маркетинг территорий 2
Б1.В.ДВ Дисциплины по выбору 15
Б1.В.ДВ.1.1 Государственные и муниципальные финансы 4
Б1.В.ДВ.1.2 Управление социально-экономическим развитием региона 4
Б1.В.ДВ.2.1 Трудовые ресурсы региона 4
Б1.В.ДВ.2.2 Экономическая демография 4
Б1.В.ДВ.3.1 Экономика знаний 5
Б1.В.ДВ.3.2 Управление инновационными процессами в регионе 5
Б1.В.ДВ.4.1 Социология управления 2
Б1.В.ДВ.4.2 Основы предпринимательства 2
Блок 2 Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) 48
Б2.П.1 Производственная практика 39
Б2.П.1.1 Педагогическая практика 6
Б2.П.1.2 Научно-исследовательская работа 33
Б2.П.2 Преддипломная практика 9
Блок 3 Государственная итоговая аттестация 9
Б3.Г.1 Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена 3
Б3.Г.2 Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы 6
Объем программы магистратуры 120
*З. е. - зачетная единица для учета освоения образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам. Источник: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Минобр-науки России от 19.12.2013 № 1367.
- большинство преподавателей - штатные сотрудники Центра, имеющие необходимый опыт и квалификацию;
- в образовательном процессе осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- при зачислении в магистратуру студенты имеют возможность трудоустройства в научные подразделения Центра (т. е. могут совмещать обучение и работу в одном месте, а следовательно, компенсировать часть затрат на обучение);
- в процессе обучения и работы имеется возможность вести научную и преподавательскую деятельность;
- магистерская диссертация является хорошей основой для написания кандидатской диссертации;
- после окончания магистратуры есть возможность продолжить обучение в аспирантуре Центра;
- стоимость обучения в данной магистратуре значительно ниже, чем в вузах региона.
Хотя в настоящее время система подготовки магистров в ВолНЦ РАН находится в самом начале своего становления и развития, можно выделить некоторые проблемы, с которыми пришлось столкнуться при ее реализации.
1. Контрольные цифры приема (КЦП)
Контрольные цифры приема, распределяемые по результатам публичного конкурса, устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию. В Вологодской области по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» на 2018/2019 уч. г. по программам магистратуры не выделено мест в рамках КЦП, т. е. обучение в ней будет осуществляться только на договорной основе.
2. Набор в магистратуру
Сокращение рождаемости в конце 1990-х
годов привело к уменьшению количества обучающихся в вузах. С каждым годом усиливается отток молодежи (выпускников школ и вузов) в крупные города и близлежащие регионы.
Научные организации еще не имеют достаточного опыта организации образовательной деятельности по программам магистратуры и осуществляют ее на договорной основе. Однако не каждый выпускник вуза может себе позволить платное обучение, в связи с чем возникают трудности при организации набора в магистратуру.
3. Отсутствие аккредитации образовательной программы магистратуры на начало учебного года
Для решения перечисленных проблем необходима, на наш взгляд, реализация следующих мероприятий:
- ежегодное участие в конкурсе КЦП;
- подготовка необходимого пакета документов и прохождение процедуры аккредитации программы магистратуры (в апреле 2018 года программа магистратуры ФГБУН ВолНЦ РАН аккредитована: приказ Рособрнадзора от 25.04.2018 № 542);
- осуществление работы по привлечению выпускников вузов к научно-исследовательской деятельности Центра (участие в семинарах, конференциях, дискуссионных клубах, экономических лекториях, публичных лекциях и т. п.) для увеличения набора в магистратуру.
Среди перспектив развития магистерской подготовки в ВолНЦ РАН можно определить такие, как:
- осуществление в 2018/2019 уч. году обучения не только в очной, но и в заочной форме;
- расширение направленностей (профилей) программы, их лицензирование и аккредитация;
- ориентирование при разработке программ не только на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, как это сегодня зафиксировано в нормативных документах, но и на высококвалифицированную практическую работу с использованием проектно-инновационных направлений исследований;
- внедрение магистратуры «полного дня».
Несмотря на имеющиеся проблемы, реализация программ магистратуры должна стать одним из важных направлений деятельности научной организации, так как это способствует максимальному использованию ее научно-педагогического потенциала, повышению эффективности ее аспирантуры, а также стимулирует творческую, научную и научно-методическую деятельность организации.
Действующая система реализации учебного процесса по магистерским программам, являющаяся достаточно эффективной, позволяет готовить для науки, образования, органов государственной власти и бизнеса конкурентоспособных специалистов, которые в своей профессиональной деятельности могут достигать значимых результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галкин В.В. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. М.: РАНХиГС, 2015.104 с.
2. Образование как сфера приложения усилий государства и общества: региональный аспект: монография / М.А. Головчин [и др.]. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. С. 5.
3. Головчин М.А., Леонидова Г.В., Шабунова А.А. Образование: региональные проблемы качества управления: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. С. 23.
4. Богомолова Е.П., Ратникова Т.А., Ратникова Э.Р. Практика обучения по магистерским программам в российских и западных университетах // Мир образования - образование в мире. 2015. № 2. С. 73-82.
5. Баринова Н.В. Магистерские программы в России: теория и практика // Иннов. 2017. № 3 (32). URL: http://www.innov.ru/science/economy/magisterskie-programmy-v-rossii-teo
6. Marconi G. International Doctoral and Master's Students: What the Data Tell Us. International Higher Education, 2016, no. 86, pp. 3-5. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2016.86.9359
7. Егорихина С.Ю. Становление института магистратуры в России // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий: мат-лы II международ. науч.-практ. интернет-конф., г. Вологда, 16-18 мая 2017 г. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2017. С. 45.
8. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для студентов-магистрантов. М.: Ось-89, 2011. URL: http:// www.studfiles.ru/preview/272747
9. Колобов А.Н. Магистерские программы в образовании // Научный альманах. 2017. № 2-2 (28). С.133-136.
10. Колобов А.Н. Актуальность программы магистратуры // Научный альманах. 2016. № 3-2 (17). С. 179-182. DOI: 10.17117/na.2016.03.02.179
11. Олейникова И.Н. Практика формирования педагогических компетенций в рамках магистерских программ по экономике и управлению // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1. № 3 (4). С. 201-205.
12. Клименко Т.К. Методологические подходы к проектированию образовательной программы магистратуры // Гуманитарный вектор. 2014. № 1 (37). С. 56.
13. Сенашенко В. Магистратура в структуре российской высшей школы // URL: http://www.phys. msu.ru/rus/about/sovphys
14. Роботова А.С. Проблемы и трудности обучения магистров: взгляд профессора педагогического университета // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 2 (18). URL: http://lll21.petrsu. ru/journal/article.php?id=3487
15. Мироненко Н.В., Строева О.А. Академические программы подготовки магистров: зарубежный опыт // Управленческое консультирование. 2015. № 12 (84). С. 75-82.
16. Строева О.А., Мироненко Н.В., Иващенко Т.Н. Формирование модели оценки качества подготовки магистров в контексте институциональных трансформаций высшего образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 5. С. 214-226.
17. Иващенко Т.Н. Роль института магистратуры в системе российского образования // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. № 4. Т. 4. С. 75-79. DOI: 10.12737/17878
18. Кабулов А.А. Влияние магистерских программ на повышение качества образования предпринимателей // Электронный научный журнал. 2016. № 10-3 (13). С. 66-69.
19. Буянова И.Б., Приходченко Т.Н., Спиренкова Н.Г. Профессионально-ориентированная подготовка педагогов в процессе реализации магистерских программ // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3 (27). С. 20-23.
20. Галиновский А.Л., Хапаева С.С. Вопросы и задачи развития магистратуры в инженерных вузах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2015. № 2. С. 108-115.
21. Галиновский А.Л., Винокурова Е.В., Абашин М.И. Анализ особенностей структуры, содержания и организации магистратуры в вузах Российской Федерации // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2015. № 1. С. 71-72.
22. Мельник М.В. Особенности организации учебного процесса в многоуровневой системе образования // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2 (19). С. 157-164.
23. Мельник М.В., Миронова О.А. О подготовке магистров и аспирантов: проблемы и перспективы // Инновационное развитие экономики. 2014. № 5 (22). С. 79-82.
24. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: КНОРУС, 2013. 430 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Егорихина Светлана Юрьевна - младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: 07leto@mail.ru. Тел.: +7(8172) 59-78-38.
Egorikhina S.Yu.
MASTER'S DEGREE STUDIES IN A SCIENTIFIC INSTITUTION: PROBLEMS AND PROSPECTS (CASE STUDY OF THE VOLOGDA RESEARCH CENTER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES)
Wider access to education for the population is one of the important strategic resources of the country, which is necessary for its sustainable economic development. Federal Law "On education in the Russian Federation" states that the main goal of higher education is to prepare highly qualified specialists capable of effective professional labor and competitive in labor markets. Currently, most Russian students seek quality education which would meet all employer's requirements. The transition of Russian universities to a multi-level system of higher education has harmonized the educational training programs for basic and specialized educational level. Therefore, Master's degree continues to function and develop. Master's degree in the system of Russian higher education contributes to the formation of in-depth theoretical and practical knowledge and abilities to scientific research, definition and development of professional qualities of Master's students, the application of theoretical knowledge and practical skills in further professional activities. The purpose for the article is to analyze the main problems associated with the implementation of educational activities for Master's programs in Russian universities, as well as opportunities and prospects for the implementation of the main professional educational Master's program in a scientific institution. The paper analyzes the experience of educational institutions of higher education in the implementation of Master's programs in various fields of training; federal state educational standards of higher education in Mastes's degree programs are reviewed, defining the educational requirements to this level and (or) to the profession, specialty and sphere of training; the features of organization and implementation of educational activities for Master's degree programs in a scientific institution are defined.
Higher education, level educational system, Master's degree, Master's degree studies.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Egorikhina Svetlana Yur'evna - Junior Research Associate at the Department for Research of Integration Processes in Science and Education Impact on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: 07leto@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-38.