ПЕДАГОГИКА
УДК 378.1:331.108.4
РО!: 10.25206/2542-0488-2018-4-60-66
в. Ф. ПОТУДАНСКАЯ Е. В. ЯКОВЛЕВА
Омский государственный технический университет, г. Омск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ В НОВЫХ КООРДИНАТАХ РАЗВИТИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ_
С позиции новых взаимосвязанных координат развития в виде ФГОС ВО (3++) и профессиональных стандартов раскрывается содержание основных концептуальных элементов развития образовательной программы магистратуры по направлению 38.04.01 «Экономика»: соответствие содержания планируемой образовательной программы требованиям ФГОС ВО (3++); формирование компетентностной модели выпускника с учетом профессиональных стандартов; соответствие образовательной программы приоритетным направлениям развития экономики Омской области, требованиям работодателей и стратегии развития опорного вуза региона — Омского государственного технического университета; повышение привлекательности образовательной программы на рынке образовательных услуг; возможность использования образовательной программы при сетевом взаимодействии вузов; использование прогрессивных методов обучения (в том числе проектного, практико-ориенти-рованного и пр.); развитие системы независимого оценивания компетенций магистрантов на основе общественной профессиональной аккредитации; возможность построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий; обеспечение интегрированной взаимосвязи образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Целью создания подобных программ является реализация концепции модернизированного образования по направлению подготовки магистратуры 38.04.01 «Экономика».
Ключевые слова: экономика, магистратура; образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные стандарты.
Проектируемый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования нового поколения (ФГОС ВО (3++) — далее) и профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры по направлению 38.04.01 «Экономика», образуют принципиально новую систему координат, обусловливающую необходимость развития образовательной программы магистрантов-экономистов в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ — далее)
в данном измерении. В качестве основных концептуальных элементов развития образовательной программы магистратуры по направлению 38.04.01 «Экономика» определены:
1) соответствие содержания планируемой образовательной программы требованиям ФГОС ВО (3++);
2) компетентностная модель выпускника, включающая характеристику профессиональной деятельности выпускника и образовательные цели образовательной программы в виде перечня
компетенций с учетом профессиональных стандартов;
3) соответствие образовательной программы приоритетным направлениям развития экономики Омской области;
4) фиксирование и удовлетворение потребностей работодателей к результатам реализации образовательной программы;
5) цели образовательной программы с привязкой к программе стратегического развития опорного вуза региона — ОмГТУ;
6) повышение привлекательности образовательной программы на рынке образовательных услуг;
7) возможность использования образовательной программы при сетевом взаимодействии вузов;
8) использование проектного и практико-ориен-тированного методов обучения;
9) разработка системы независимого оценивания знаний и компетенций магистрантов с использованием общественной профессиональной аккредитации;
10) возможность построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий;
11) обеспечение интегрированной взаимосвязи образовательных программ бакалавриата и магистратуры.
Образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» представляет собой систему документов, разрабатываемую с учетом вызовов трансформирующейся современной российской экономики на основе ФГОС ВО (3 ++) по направлению 38.04.01 «Экономика». Входными данными и нормативными документами для разработки являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2013 №1367 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
— проект ФГОС ВО (3 ++) по направлению подготовки магистратуры 38.04.01 «Экономика» [1];
— профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры по направлению 38.04.01 «Экономика»;
— требования и ожидания работодателей и других заинтересованных сторон.
Компетентностная модель выпускника по образовательной программе магистерской подготовки 38.04.01 «Экономика», формируемая на основе соответствующего проекта ФГОС ВО (3 ++) и с учетом профессиональных стандартов, логически интерпретируема в систему трудовых функций, характеризуя профессиональную деятельность магистра на современном рынке труда, что показывает взаимосвязь компетентностного и функционального подходов в раскрытии содержания профессиональной деятельности выпускника-магистранта.
Раскроем содержание проектируемых профессиональных компетенций магистров по организационно-управленческому, проектно-экономическо-му и педагогическому видам профессиональной деятельности через соответствующие им трудовые функции, которые обозначены профессиональными стандартами, являющимися рекомендованными проектом ФГОС ВО (3 ++) по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» в областях финансов
и экономики (08) [2 — 6], образования (01) [7], административно-управленческой и офисной деятельности (07) [8—10], а также отдельных отраслевых направлений экономики (табл. 1).
Образовательная программа магистерской подготовки 38.04.01 «Экономика» ОмГТУ на уровне ФГОС ВО (3 ++) разрабатывается с учетом программы перспективных направлений развития Омской области, а, в частности, с учетом стратегии социально-экономического развития области до 2025 г., ориентированной, прежде всего, на рост конкурентоспособности экономики Омской области по таким ключевым направлениям, как развитие приоритетных высокотехнологичных кластеров, создание качественной и доступной промышленной инфраструктуры, развитие сектора электро- и теплоэнергетики; обеспечение роста сектора строительства и недвижимости; развитие транспортно-логисти-ческого сектора; стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, диверсификация областной экономики, а также углубление её интеграции в национальную экономику. Достижение результативной экономической динамики Омской области по данным направлениям неотделимо от решения задач экономического и организационно-управленческого характера высококвалифицированными специалистами магистерского уровня, подготовленных по образовательной программе 38.04.01 «Экономика» в силу того, что данная образовательная программа магистерской подготовки позволяет готовить профессионалов в вопросах:
— разработки стратегий развития и функционирования предприятий, организаций и их отдельных подразделений;
— руководства экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти;
— принятия управленческих решений с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов;
— организации творческих коллективов для решения экономических и социальных задач и руководства ими;
— разработки проектных решений, разделов текущих и перспективных планов экономического развития организации, бизнес-планов, смет, учетно-отчетной документации, нормативов затрат и соответствующих предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ;
— осуществления планово-отчетной работы организации: осуществления бухгалтерского, финансового, оперативного, управленческого и статистического учета хозяйствующих субъектов и применения методик формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности.
В результате реализации образовательной программы могут быть удовлетворены требования работодателей к магистрам-выпускникам, прежде всего, по организационно-управленческому и про-ектно-экономическому видам деятельности, заключающиеся в профессиональной компетентности молодых специалистов по вышеуказанным вопросам.
Образовательная программа магистерской подготовки 38.04.01 «Экономика» не только подчинена интересам регионального развития, но и тесно корреспондируется со стратегической целевой установкой ОмГТУ по интеграции в высокотехнологичный индустриальный комплекс региона,
Таблица 1
Проект компетентностной модели выпускника на основе профессиональных стандартов по видам профессиональной деятельности
Проектируемые профессиональные компетенции
Трудовые функции1 (определены профессиональными стандартами, соответствующими профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика»)
2
1. ПРОЕКТНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Способность осуществлять планово-отчетную работу организации, разработку проектных решений, разделов текущих и перспективных планов экономического развития организации, бизнес-планов, смет, учетно-отчетной документации, нормативов затрат и соответствующих предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ.
1.2. Способность осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов и применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности.
Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта.
Научно-методологическая деятельность в статистике.
Подготовка и реализация инвестиционного проекта.
Организация и контроль текущей деятельности системы внутреннего
контроля экономического субъекта.
Ведение бухгалтерского учета.
составление
налоговой отчетности,
Ведение налогового учета налоговое планирование. Клиринговая деятельность.
Осуществление актуарных расчетов и актуарного оценивания. Организация выполнения научно-исследовательских работ по закрепленной тематике.
Осуществление руководства разработкой комплексных проектов на всех стадиях и этапах выполнения работ.
Осуществление работ по планированию ресурсного обеспечения проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Разработка плана мероприятий по сокращению сроков и стоимости проектных работ.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Способность проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать образовательные процессы по экономическим дисциплинам (модулям) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительной профессиональной подготовки (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.1. Способность принимать управленческие решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов.
3.2. Способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти.
Управление ресурсами соответствующего структурного подразделения организации.
Планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями организации.
Контроль эффективности работы сотрудников и подразделения. Деятельность по управлению ценными бумагами. Деятельность по организации труда и оплаты персонала. Деятельность по развитию персонала.
Руководство группами специалистов по внутреннему контролю. Поддержание эффективных коммуникаций и мотивация работников подразделения.
Разработка системы управления рисками.
Стратегическое корпоративное управление рисками.
Обеспечение эффективной работы системы управления рисками.
Разработка отдельных направлений риск-менеджмента.
Обучение сотрудников в области управления рисками, развитие
культуры управления рисками.
Организация анализа и оптимизации процессов управления жизненным циклом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
'Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: профессиональные стандарты: сайт [Электронный ресурс]. URL: Ы1р:/Лдо5то.ги^ос5/101/69/2(дата обращения: 15.10.2018).
обеспечению развития промышленных кластеров и ключевых направлений региональной политики в сфере подготовки специалистов в области экономики и управления.
Основными элементами механизма повышения привлекательности образовательной программы магистратуры на рынке образовательных услуг становятся:
— наличие индустриальных партнеров по совместной реализации образовательной программы 38.04.01 «Экономика» и фиксирование потребностей работодателей;
— возможность использования образовательной программы при сетевом взаимодействии вузов;
— ориентация образовательной программы на профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
— использование проектного и практико-ори-ентированного методов обучения;
— разработка системы независимого оценивания знаний и компетенций студентов при возможности построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий;
— привлечение магистрантов к выполнению научно-исследовательской работы;
— содействие трудоустройству выпускников.
Сетевая форма реализации образовательных
программ, как известно, обеспечивает возможность ее освоения посредством использования ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе это могут быть иностранные образовательные организации, а также при необходимости возможно привлечение организаций с иным профилем деятельности (производственным, финансово-кредитным и др.) в зависимости от направленности (профильности) образовательной программы. Развитие сетевой формы обучения по образовательной программе магистерской подготовки 38.04.01 «Экономика» должно обеспечить:
— подготовку кадров с компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов национальной и региональной экономики;
— повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям национального и регионального развития;
— возможность использования в образовательной деятельности наряду с ресурсами ОмГТУ ресурсов иных организаций: научных, производственных, информационных, кадровых и др. (реализуется в процессе совместных научно-практических мероприятий: проектов, конференций, семинаров, стажировок и пр.);
— повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров;
— внедрение образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс, в том числе для развития прикладных исследований для нужд предприятий.
Учет требований профессиональных стандартов предполагает ориентацию образовательной программы магистратуры 38.04.01 «Экономика» на проектный и практико-ориентированные методы обучения, которые могут использоваться на теоретическом, методическом и практическом уровнях профессиональной подготовки.
Так, например, на теоретико-методическом уровне проектный метод может быть представлен дисциплинами учебного плана магистрантов «Экономическое обоснование проектных решений», «Научно-исследовательская работа магистра», «Инновационный менеджмент», имеющими непосредственное отношение к формированию компетенций по проектированию в сфере профессиональной деятельности.
Полученные в результате теоретические знания и методические навыки магистранты смогут закрепить на учебной, производственной и преддипломной практиках, а также при выполнении индивидуальных исследовательских заданий по выбранной тематике научно-исследовательской работы и завершить формирование профессиональных компетенций в области проектно-экономической деятельности в процессе подготовки выпускной квалификационной работы, в частности, её проектного раздела, посвященного проектным предложениям в форме разработанных магистрантами организационно-управленческих и экономических механизмов, систем, программ, алгоритмов, стратегий и т.п.
Система независимого оценивания знаний и компетенций магистрантов при этом становится
обязательной составляющей реализации образовательной программы магистратуры 38.04.01 «Экономика» на основе общественной профессиональной аккредитации, позволяющей обеспечить объективное оценивание уровня сформированности компетенций у обучающихся с помощью инструментов фонда оценочных средств, включающих: оценочные средства дисциплин, практик; оценочные средства Государственной итоговой аттестации; оценочные средства компетенций, используемы при проведении внешней оценки подготовленности магистрантов, например, в ходе процедуры аккредитации. Оценочные средства по дисциплинам — это в основном: электронное портфолио обучающегося; контрольные вопросы по дисциплине; задания для проведения занятий в интерактивной форме; тестовые комплексы. В целом, оценка качества освоения дисциплины предполагает текущий контроль и промежуточную аттестацию (зачет, дифференцированный зачет, экзамен). К промежуточной аттестации студентов по дисциплине могут привлекаться в качестве внешних экспертов представители работодателей, представители выпускающей кафедры.
Возможность построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий предусмотрена проектируемой образовательной программой магистратуры 38.04.01 «Экономика» и обусловлена многопрофильностью данного направления подготовки. Базовыми инструментами реализации образовательных траекторий, позволяющих учесть индивидуальные предпочтения магистрантов, являются:
— дисциплины «по выбору», позволяющие магистранту осуществить альтернативный выбор между предлагаемыми дисциплинами;
— тематика научно-исследовательской работы, выбор которой осуществляется исходя из индивидуальных предпочтений магистранта в сфере профессиональной подготовки;
— тематика курсовых работ по дисциплинам, предусматривающая возможность выбора темы по согласованию с руководителем;
— тематика выпускных квалификационных работ магистрантов, формируемая на основе тем научно-исследовательской работы;
— места практик магистрантов, позволяющие учесть при их выборе предпочтения обучающихся.
При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья срок обучения может быть продлен на срок, установленный ФГОС ВО (3++) для данной категории лиц соответствующей формы обучения.
Проектируемая образовательная программа магистратуры 38.04.01 «Экономика» базируется на основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика», способствуя развитию приобретенного комптентностного уровня и формированию новых универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [11].
Полученные результаты и сформированный задел по проектированию образовательной программы магистерской подготовки носят в достаточной степени универсальный характер и могут быть использованы при разработке образовательных стандартов нового поколения по различным направлениям подготовки, позволяя учитывать взаимосвязь профессиональных компетенций и профессиональных стандартов.
Библиографический список
1. Проект ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (3+ + ) по направлению подготовки 38.04.01 Экономика. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/144/141/18/111 (дата обращения: 15.10.2018).
2. Профессиональный стандарт 08.002 Бухгалтер. URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/8 (дата обращения: 15.10.2018).
3. Профессиональный стандарт 08.018 Специалист по управлению рисками. URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/8 (дата обращения: 15.10.2018).
4. Профессиональный стандарт 08.022 Статистик. URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/8 (дата обращения: 15.10.2018).
5. Профессиональный стандарт 08.036 Специалист по работе с инвестиционными проектами. URL: http://fgosvo.ru/ docs/101/69/2/8 (дата обращения: 15.10.2018).
6. Профессиональный стандарт 08.035 Маркетолог. URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/8 (дата обращения: 15.10.2018).
7. Профессиональный стандарт 01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. URL: http:// fgosvo.ru/docs/101/69/2/1 (дата обращения: 15.10.2018).
8. Профессиональный стандарт 07.003 Специалист по управлению персоналом. URL: http://fgosvo.ru/ docs/101/69/2/7 (дата обращения: 15.10.2018).
9. Профессиональный стандарт 07.0072 Специалист по процессному управлению. URL: http://fgosvo.ru/ docs/101/69/2/7 (дата обращения: 15.10.2018).
10. Профессиональный стандарт 07.002 Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией. URL: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/7 (дата обращения: 15.10.2018).
11. Яковлева Е. В. Магистерская подготовка по направлению 38.04.01 «Экономика» в техническом вузе и региональ-
ные приоритеты инвестирования в человеческий капитал // Социально-экономические проблемы и перспективы развития трудовых отношений в инновационной экономике: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 179-183.
ПОТУДАНСКАЯ Вера Федоровна, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой «Экономика и организация труда», декан факультета экономики и управления. БРНЧ-код: 8881-2874 ЛиШогГО (РИНЦ): 414298 ОЯСГО: 0000-0002-6797-215Х
ЯКОВЛЕВА Елена Владимировна, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Экономика и организация труда». БРНЧ-код: 1581-2810 ЛиШогГО (РИНЦ): 650709 ОЯСГО: 0000-0001-5158-3574 Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Потуданская В. Ф., Яковлева Е. В. Образовательная программа магистратуры по экономическому направлению подготовки в новых координатах развития: концептуальные элементы // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 4. С. 60-66. БОН 10.25206/2542-0488-2018-4-60-66.
Статья поступила в редакцию 17.10.2018 г. © В. Ф. Потуданская, Е. В. Яковлева