Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность обучающихся по магистерской программе «Историческое образование» направления 44. 04. 01 Педагогическое образование: из опыта работы'

Научно-исследовательская деятельность обучающихся по магистерской программе «Историческое образование» направления 44. 04. 01 Педагогическое образование: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
991
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / НАУЧНАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЫТ РАБОТЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MASTER''S PROGRAM / SCIENTIFIC WORK / RESEARCH / HISTORICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / EXPERIENCE / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занданова Лариса Викторовна

Статья посвящена опыту организации научно-исследовательской деятельности студентов в период их обучения по программе направления подготовки «Педагогическое образование» направленности «Историческое образование» в Педагогическом институте Иркутского государственного университета. Данная программа магистерской подготовки в Педагогическом институте осуществляется на протяжении ряда лет в соответствии с Федеральным государственным стандартом. В результате её реализации накоплен богатый опыт формирования научно-исследовательской компетентности выпускников. Студенты, обучающиеся в магистратуре, с помощью научных руководителей приобретают знания, умения и навыки для самостоятельного ведения научной и исследовательской деятельности, выполнения магистерской диссертации, организации исследовательской работы. Научно-исследовательская подготовка осуществляется на протяжении всего периода обучения, она предусматривает приобретение как теоретических знаний в процессе аудиторных занятий, так и практического опыта в период производственной практики. Руководители научно-исследовательской работы студентов оценивают степень научно-исследовательской компетентности с помощью конкретных средств. Завершается процесс формирования профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности подготовкой и защитой магистерской диссертации. Руководство магистерской программой и научно-исследовательской деятельностью магистрантов на протяжении ряда лет позволило нам сформировать свои чёткие подходы к её организации и выработать специальные критерии для оценивания результатов. Данный опыт может быть полезен тем, кто начинает осуществлять подготовку будущих магистров по разным направлениям и различной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Занданова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Activities of Learners in the Master''s Program Historical Education, Direction 44.04.01 Pedagogical Education: from the Experience

The article is devoted to the experience of organizing the research activities of students in the period of their education under the program of Pedagogical Education, direction Historical education at the Pedagogical Institute of the Irkutsk State University. This program of master's training at the Pedagogical Institute has been carried out over a number of years in accordance with the Federal State Standard. As a result of its implementation, a rich experience has been accumulated for the formation of research competence of graduates. With the help of scientific directors, the students studying in the program of master's training get knowledge, skills and abilities for self-organized scientific and research activities, the performance of master's thesis, organization of research work. Research training is carried out throughout the period of study, it provides for both acquisition of theoretical knowledge in the course of classroom activities and practical experience during the period of practice at school. Students' research supervisors evaluate the degree of research competence using specific means of assessment. The process of forming professional skills and experience is completed by the preparation and defense of master's theses. Management of the master's program and research activities of undergraduates over the course of a number of years allowed us to form our clear approaches to its organization and to develop special criteria for evaluating the results. This experience can be useful for those who begin to prepare future masters in different directions.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность обучающихся по магистерской программе «Историческое образование» направления 44. 04. 01 Педагогическое образование: из опыта работы»

http://www.uchzap.com

ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

ОПЫТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ EXPERIENCE AS A PEDAGOGICAL CATEGORY

УДК 378.001.5

DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-88-96

Лариса Викторовна Занданова,

доктор исторических наук, профессор, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail: [email protected]

Научно-исследовательская деятельность обучающихся по магистерской программе «Историческое образование» направления 44.04.01 Педагогическое образование: из опыта работы

Статья посвящена опыту организации научно-исследовательской деятельности студентов в период их обучения по программе направления подготовки «Педагогическое образование» направленности «Историческое образование» в Педагогическом институте Иркутского государственного университета. Данная программа магистерской подготовки в Педагогическом институте осуществляется на протяжении ряда лет в соответствии с Федеральным государственным стандартом. В результате её реализации накоплен богатый опыт формирования научно-исследовательской компетентности выпускников. Студенты, обучающиеся в магистратуре, с помощью научных руководителей приобретают знания, умения и навыки для самостоятельного ведения научной и исследовательской деятельности, выполнения магистерской диссертации, организации исследовательской работы. Научно-исследовательская подготовка осуществляется на протяжении всего периода обучения, она предусматривает приобретение как теоретических знаний в процессе аудиторных занятий, так и практического опыта в период производственной практики. Руководители научно-исследовательской работы студентов оценивают степень научно-исследовательской компетентности с помощью конкретных средств. Завершается процесс формирования профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности подготовкой и защитой магистерской диссертации. Руководство магистерской программой и научно-исследовательской деятельностью магистрантов на протяжении ряда лет позволило нам сформировать свои чёткие подходы к её организации и выработать специальные критерии для оценивания результатов. Данный опыт может быть полезен тем, кто начинает осуществлять подготовку будущих магистров по разным направлениям и различной направленности.

Ключевые слова: магистерская программа, научная работа, исследовательская работа, историческое образование, педагогическое образование, опыт работы, научно-исследовательская компетентность

88

© Занданова Л. В., 2017

Введение. Подготовка магистров является частью многоуровневой структуры российского высшего образования, а степень магистра - академической степенью, которая присуждается по окончании обучения по соответствующей образовательно-профессиональной программе в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра, предшествует степени кандидата наук.

Магистерская программа направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование - второй образовательный уровень обучения студентов. Обучаться в магистратуре может, в соответствии с ФГОС ВО, лицо, освоившее соответствующую образовательную программу ВО, успешно прошедшее итоговую аттестацию и получившее квалификацию (степень) бакалавра. Программа бакалавриата содержит набор дисциплин, входящих в базовую и вариативную части. Вариативная часть является профильной и определяется вузом. В частности, программа подготовки по профилю «История» наполнена дисциплинами, содержание которых необходимо для приобретения конкретных знаний по профилю, и является важной составляющей при подготовке по направлению «Педагогическое образование», а также при обучении по магистерской программе подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Историческое образование». При формировании магистерской программы мы учитываем, что, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», в магистратуру по данной направленности имеют право поступать выпускники различных профилей, однако полностью начинать «с нуля» подготовку магистра исторического образования мы не имеем возможности, а можем только, в случае возникновения трудностей в обучении, проводить студентам без базового образования дополнительные консультации.

В Педагогическом институте ИГУ обучение в магистратуре ведётся с 2007 года. Первоначально кафедра истории и методики обеспечивала подготовку магистрантов по направлению «Социально-экономическое образование», где приоритетным был профиль «История», а в 2014 году на основании ФГОС ВО (Приказ Минобрнау-

ки РФ от 21 ноября 2014 г. № 1505) была разработана программа и начата подготовка магистров по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Историческое образование», в соответствии с которой осуществляется теоретическая и практическая подготовка магистров.

Методология и методы исследования. Проблема организации научно-исследовательской деятельности в процессе реализации магистерских программ по педагогическому и историческому образованию ещё не нашла широкого освещения в специальной научной литературе, что объясняется, скорее всего, недавним переходом на многоуровневое обучение в вузах и сменой образовательных стандартов. Этим объясняется то, что наши подходы как к преподаванию дисциплин по данной магистерской программе, так и практической подготовке выпускников к самостоятельной научно-исследовательской работе базируются на собственном опыте, основанном на знании основных методологических подходов в исторической науке и методов исторического исследования, почерпнутых из трудов выдающихся отечественных и зарубежных историков [7; 9; 11; 12; 14; 15].

Важную роль в оснащении нас знаниями по методологии и методике исследования сыграло то, что наряду с решением проблемы поиска новых путей в изучении истории научным сообществом в начале 2000-х годов были проведены конференции, круглые столы и опубликованы научные статьи, содержащие мнение учёных о важности преподавания методологии в вузах и отражающие опыт тех преподавателей, которые уже много лет этим занимались [1-6; 8; 10; 13].

Результаты исследования и их обсуждение. Выпускники бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «История» по завершении обучения должны обладать общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями и по уровню знаний, умений и навыков быть готовы к научно-исследовательской деятельности. Обучение в магистратуре завершает процесс формирования профессиональной, мировоззренческой, методологической и научно-исследовательской компетентности выпускника. Учебный план магистратуры

содержит дисциплины, способствующие реализации этой цели, как в теоретическом, так и практическом плане.

Формирование научно-исследовательской компетенции будущих магистров осуществляется в три этапа. Первый этап начинается в первую учебную неделю, в это время студенты выбирают научное направление и тему научного исследования, определяются с научным руководителем. Он продолжается также в ноябре и декабре. Всего в процессе обучения в 1-м семестре он длится шесть недель. Во 2-м семестре научно-исследовательская работа проходит в виде производственной практики в течение четырёх недель. Цель практики соответствует в целом цели образовательной программы, она направлена на подготовку выпускника к решению профессиональных задач.

Данная цель достигается обучающимися путём решения следующих задач: научиться определять научное направление и грамотно формулировать тематику, цели и задачи исследования; приобрести умения, навыки и опыт самостоятельного осуществления научного исследования с использованием достижений современной науки; освоить методики ведения научного исследования, углубить и закрепить теоретические знания, полученные в результате изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов, и т. д.

Научно-исследовательская работа способствует закреплению знаний, полученных в ходе теоретического обучения, формированию исследовательских навыков, готовности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, выполнению магистерской диссертации, организации исследовательской и просветительской работы.

Основы знаний методологии истории студенты получают в период обучения в бакалавриате при изучении профильных дисциплин, таких, например, как «Источниковедение», «Историография истории России», «Архивоведение» и др. С 2016 года в учебные планы бакалавриата включена базовая дисциплина «Основы исследовательской деятельности», которая, несомненно, позволит студентам более успешно овладеть знаниями по данному направлению. Расширение и углубление знаний методологии и методов исторического исследования,

являющихся базовыми для осуществления научного исследования, в магистратуре происходит в процессе изучения таких дисциплин, как «Методология и методы научного исследования», «Историческая эвристика», «Российская история в концептуальных объяснениях и трактовках», «Мировая история в концептуальных объяснениях и трактовках», а также в ходе производственной практики (педагогической).

Поскольку большинство научно-исследовательских работ связаны с изучением отечественной истории, её отражением в историографии, с краеведческой тематикой и гораздо реже - с исследованиями по всемирной истории и методикой преподавания истории, то основные источники, как правило, студенты находят в научных библиотеках, государственных и частных архивах, областных, городских и муниципальных музеях. Также они используют материалы, хранящиеся в фондах учебной лаборатории истории, археологии, этнографии и минералогии Педагогического института ИГУ и фондах архива устной истории, созданного при кафедре истории и методики. Практическая составляющая выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) разрабатывается и проходит апробацию на базе учебных заведений и учреждений дополнительного образования г. Иркутска и Иркутской области.

Производственная практика (научно-исследовательская работа) имеет следующую структуру:

- I этап. Теоретическая подготовка. В ходе этого этапа студенты слушают лекции по теме «Методика ведения исторических исследований» и работают в научном семинаре, заполняют индивидуальные планы работы. Руководитель анализирует план исследования и постановочной части работы.

- II этап. Подготовительный. Студенты планируют научно-исследовательскую работу, выбирают темы исследований и определяют их актуальность; оформляют необходимую документацию.

Одним из заданий является рецензирование авторефератов диссертаций по теме исследования, проходит обсуждение рецензий. После этого студенты пишут тексты обоснований тем исследования и обсуждают эти обоснования.

- III этап связан с проведением научно-исследовательской работы (теоретиче-

ский цикл). Он начинается с составления плана научного исследования, определения объекта, предмета, целей, задач, хронологических и территориальных рамок.

- IV этап - проведение научно-исследовательской работы (камеральный цикл) -направлен на выявление источниковой базы, изучение историографии по теме исследования, обработку и анализ полученной информации.

- V этап - презентация результатов научно-исследовательской работы. Студенты заполняют индивидуальные планы в виде отчётов по НИР, предоставляют их руководителям, подготавливают авторефераты по результатам исследования. Отчёты по НИР заслушиваются на заседании кафедры.

Лекционный курс «Методика исторического исследования», который студенты прослушивают на первом этапе, состоит из трёх тем: «Структура и содержание этапов исследовательского процесса», «Работа над историческим исследованием», «Поиск информации». После прослушивания курса лекций студенты переходят к выполнению заданий по практике. Текущий контроль выполнения этих заданий осуществляется в виде опроса, обсуждения рецензий на авторефераты по близкой тематике, собеседования, анализа плана исследовательской работы и постановочной части, обсуждения обоснований тем и т. д. Презентация результатов практики оценивается в форме дифференцированного зачёта.

При проведении исследовательской работы в период практики используются образовательные и научно-исследовательские технологии: эвристические методы исследования, связанные с поиском и выявлением источников по теме, формированием репрезентативной базы исследования, выявлением историографии проблемы исследования; информационные технологии (оцифровка полученных материалов, их систематизация в электронном виде); технология критического мышления (первоначальная обработка источников - внутренняя и внешняя критика) и т. д.

Для более чёткого выполнения типовых (контрольных) заданий студентам предлагаются методические рекомендации по обеспечению самостоятельной работы в период НИР. В частности, на подготовительном этапе рекомендуется изучить до-

кументацию, необходимую для проведения научно-исследовательской работы, пройти инструктаж по технике безопасности, обсудить с руководителем общие вопросы. В дальнейшем, когда научно-исследовательская работа реализуется на этапе теоретического цикла, студенту рекомендуется участвовать в работе научного семинара, обсуждать с сокурсниками и руководителем семинара общие проблемы методики научного исследования и конкретных исследований, консультироваться у руководителя по вопросам правильности ведения эвристического поиска.

В ходе работы научного семинара проходят занятия со студентами, на которых обсуждаются планы научно-исследовательской работы, происходит знакомство с тематикой исследовательских работ по профилю, обсуждение выбранных тем исследования и определение их актуальности; обсуждение планов научного исследования, правильности определения объекта, предмета, целей, задач, хронологических и территориальных рамок.

В дальнейшем студенты обсуждают правильность выявления и отбора источниковой базы и историографии по теме исследования, авторефераты по результатам исследования, научные статьи, подготовленные магистрантами для публикации.

Основными документами, которые предоставляются по окончании практики сначала руководителю, а затем и для обсуждения на кафедре, являются индивидуальный план в виде отчёта по практике (научно-исследовательской работе).

В индивидуальном плане НИР фиксируются основные виды научно-исследовательской работы (I курс): определение темы, объекта, предмета, целей и задач, хронологических и территориальных рамок; выявление источниковой базы; изучение историографии темы; участие в работе научного семинара, даётся отзыв научного руководителя о проделанной работе.

Второй этап научно-исследовательской деятельности студентов связан с производственной практикой, которая носит название «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-исследовательская)». Задачами этой практики является закрепление теоретических знаний по профильным дисциплинам, изучен-

ным в период обучения в бакалавриате; закрепление умений, навыков и опыта самостоятельного осуществления научного исследования с использованием достижений современной науки; закрепление на практике знаний методики ведения научного исследования; закрепление навыков владения современными средствами научной информации; закрепление опыта руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся; закрепление навыков работы по популяризации полученных результатов.

Данная научно-исследовательская практика начинается с определения базы её прохождения, знакомства с «Положением о научно-исследовательской практике студентов, обучающихся в магистратуре», определения целей и задач научно-исследовательской практики, составления индивидуальных планов.

Планом НИП предусмотрены обработка и анализ полученной информации, подготовка отчёта по практике, предоставление дневника практики руководителю, подготовка автореферата и текста магистерской диссертации, статей и тезисов по результатам исследования. После отчёта перед руководителем студенты выступают на конференции по подведению итогов практики.

Перед началом этой практики студенты получают следующие контрольные задания:

- Написать краткое введение к исследовательской работе (обоснование темы) в соответствии с установленной структурой и отчётом по НИР (заполненными разделами в учебной карте магистранта за 1-й курс обучения).

- Написать краткое изложение содержания глав и параграфов исследовательской работы согласно ранее составленному плану.

- Подготовить отдельную главу, в которой материал будет представлен в виде:

а) исследовательского проекта, предлагаемого для реализации учащимися;

б) дисциплины по выбору учащихся;

в) развёрнутого перспективного плана комплекса мероприятий по теме исследования;

г) сценария внеурочного мероприятия.

- Подготовить статью по теме исследования.

- Составить список источников и литературы по теме исследования.

Несомненно, что процесс производственной практики - научно-исследовательской работы - направлен на формирование компетенций, в ходе выполнения заданий даётся оценка их сформированности, разрабатываются критерии и средства оценивания исполнения в процессе выполнения заданий по научно-исследовательской практике. Так, например, ОК-5 формируется в процессе написания обоснования исследовательского проекта, что выражается в умении делать анализ изученности темы и оценивается при проверке текста раздела «Степень изученности темы» и выступления на семинаре и т. д.

Следующим этапом формирования научно-исследовательской компетентности выпускников магистерской программы является производственная практика, которая является практикой по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (преддипломная).

Преддипломная практика - первая ступень завершения процесса обучения в магистратуре, в ходе которой выпускники уже в полной мере применяют знания, полученные в ходе теоретического обучения, демонстрируют исследовательские навыки, навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности, завершают работу над магистерской диссертацией, реализовывают навыки будущей профессиональной работы.

Преддипломная практика завершается написанием текста магистерской диссертации, автореферата к ней, научной статьи, научного доклада для защиты диссертации и, конечно, её защитой перед аттестационной комиссией.

В результате прохождения производственной (преддипломной) практики формируются как общекультурные, так и профессиональные компетенции, связанные со способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1); способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3); готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса

их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4). В результате реализации практики студент знает общенаучные методы научного исследования, современные методики и технологии организации образовательной деятельности, современные проблемы науки и образования; умеет диагностировать и оценивать качество образовательного процесса, руководить коллективным исследовательским процессом, формировать ресурсные и информационные базы для научной и образовательной деятельности; владеет навыками саморазвития, решения профессиональных задач, разработки и реализации современных образовательных методик.

По преддипломной практике магистрантов 2-го года обучения (4-й семестр) определены следующие контрольные задания:

- Написать введение к исследовательской работе в соответствии с установленной структурой и отчётом по ПП (заполненными разделами в учебной карте магистранта за 2-й курс обучения).

- Написать полный текст содержания глав и параграфов исследовательской работы согласно ранее составленному плану.

- Написать дополнительную главу, в которой материал ВКР будет представлен в виде:

а) исследовательского проекта, предлагаемого для реализации учащимися;

б) дисциплины по выбору учащихся;

в) развёрнутого перспективного плана комплекса мероприятий по теме исследования;

г) сценария внеурочного мероприятия по материалам научного исследования.

- Составить список источников и литературы по теме исследования.

- Написать автореферат и научный доклад по теме исследования.

В процессе производственной практики используются следующие образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:

- эвристические методы исследования: анализ источников для выполнения индивидуального задания, их использование в написании текста;

- информационные технологии: оцифровка полученных материалов, их систематизация в электронном виде.

На последнем этапе презентации результатов преддипломной практики выпускники представляют отчёты по практике руководителю, готовят авторефераты и тексты выпускных квалификационных работ, статьи и тезисы докладов по результатам исследования, выступают с отчётом на итоговой конференции и получают допуск к защите своей работы.

В качестве экспертов и рецензентов выступают руководитель магистерской программы, научные руководители, преподаватели дисциплин по учебному плану, сотрудники, аспиранты и докторанты кафедры, представители образовательных организаций, магистранты-сокурсники.

Оценка качества содержательной стороны научно-исследовательской работы (информативность, репрезентативность, доказательность, использование исторических методов) отражается в заключении экспертов. В частности, эксперты отмечают, сформированы ли у выпускников навыки самостоятельного ведения научно-исследовательской работы и руководства исследовательской работой учащихся (ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-4, ПК-6).

Таким образом, в ходе учебного процесса и производственных практик у выпускников формируются как общекультурные и общепрофессиональные, так и профессиональные компетенции, направленные на способность самостоятельно осваивать и использовать новые методы исследования, новые сферы профессиональной деятельности, формировать ресурсно-информационные базы для ведения практической деятельности, осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру, анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных образовательных задач, использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских проектов.

Заключение. Материалы данной статьи являются результатом длительной теоретической и практической работы по выстраиванию процесса организации подготовки выпускников магистерской программы к научно-исследовательской деятельности. Они неоднократно обсуждались на научно-методических семинарах кафед-

ры истории и методики Педагогического института Иркутского государственного университета, представлены в рабочих программах дисциплин и практик, нашли отражение в учебно-методическом пособии «Научно-исследовательская деятельность студентов в процессе подготовки выпускной квалификационной работы по истории», подготовленном автором данной статьи и опубликованном в 2016 году, представлены в ряде докладов на научно-практических конференциях разных уровней.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся в магистратуре - важный элемент качественной профессиональной подготовки, формирования знаний, умений и навыков, необходимых выпускникам в их дальнейшей деятельности. Процесс организации научно-исследовательской работы требует пристального внимания в связи с тем, что тесно связан со всем наполнением образовательной программы. В частности, в программе магистратуры «Педагогическое образование» направленности «Историческое образование» тесно

связаны общепедагогическая, профессиональная и специальная компетентность будущего профессионала, что требует конкретных знаний по педагогике, методике преподавания, исторической грамотности, общей культуры и т. д. Для того чтобы выпускник смог углубить, расширить и специализировать свои знания, умения и навыки, требуется чёткая организация учебного процесса, правильные целевые установки. Немаловажное значение имеет личность руководителя научной работы студента-магистранта, поскольку часто именно через него, его умение организовать учебный процесс, сформировать мировоззренческие установки у студента формируются те свойства личности, которые характеризуют выпускников второй ступени образования, получающих степень магистра.

На наш взгляд, в настоящее время требуется более широкая презентация информации об образовательных программах магистратуры в целом и об опыте ведения научно-исследовательской деятельности в частности.

Список литературы

1. Аникеев А. А. Методологическая подготовка в области истории при многоуровневой структуре обучения студентов: опыт и проблемы // Новая и новейшая история. 2006. № 6. С. 131-134.

2. Астахов М. В. Проблемы преподавания методологии исторической науки // Образование в современном мире: материалы Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (16-17 февр. 2012 г). Самара, 2012. С. 206-210.

3. Голиков А. Г Преподавание проблем методологии истории в МГУ им. М. В. Ломоносова // Новая и новейшая история. 2006. № 5. С.139-150.

4. Здерева Г. В. Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории в вузе // Вестник Гуманитарного института. 2007. № 1. С. 7-15.

5. Ипполитов Г М. Из опыта преподавания методологии истории в Самарском государственном педагогическом университете // Новая и новейшая история. 2003. № 6. С. 3-17.

6. Калимонов И. К. Преподавание теории и методологии истории в Казанском университете // Новая и новейшая история. 2007. № 3. С.156-165.

7. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003. 488 с.

8. Крадин Н. Н. Проблемы преподавания теории и методологии истории // Историческая психология и социология истории. 2010. Т. 3, № 2. С. 1-9.

9. Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования. М., 2005. 397 с.

10. Могильницкий Б. Г. Методология истории в системе университетского образования // Новая и новейшая история. 2003. № 6. С. 3-17.

11. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 349 с.

12. Ланглуа Ш.-В. Введение в изучение истории/ пер. с фр. А. Серебряковой. М.: Гос. публичная ист. б-ка России, 2004. 305 с.

13. Нечухрин А. Н. Задачи и структура курса «Методология истории» [Электронный ресурс]. Гродно: Гроднен. гос. ун-т им. Янки Купалы. Режим доступа: http://www.fh.grsu.by/Kafedry/03/academic process/013 (дата обращения: 09.07.2017).

14. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка: пер. с англ. М.: Весь мир, 2000. 296 с.

15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

Статья поступила в редакцию 27.08.2017; принята к публикации 12.09.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографическое описание статьи

Занданова Л. В. Научно-исследовательская деятельность обучающихся по магистерской программе «Историческое образование» направления 44.04.01 Педагогическое образование: из опыта работы // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 88-96. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-88-96.

Larisa V. Zandanova,

Doctor of History, Professor, Irkutsk State University (1 Karla Marksa st., Irkutsk, 664003, Russia), e-mail: [email protected]

Research Activities of Learners in the Master's Program Historical Education, Direction 44.04.01 Pedagogical Education: from the Experience

The article is devoted to the experience of organizing the research activities of students in the period of their education under the program of Pedagogical Education, direction Historical education at the Pedagogical Institute of the Irkutsk State University. This program of master's training at the Pedagogical Institute has been carried out over a number of years in accordance with the Federal State Standard. As a result of its implementation, a rich experience has been accumulated for the formation of research competence of graduates. With the help of scientific directors, the students studying in the program of master's training get knowledge, skills and abilities for self-organized scientific and research activities, the performance of master's thesis, organization of research work. Research training is carried out throughout the period of study, it provides for both acquisition of theoretical knowledge in the course of classroom activities and practical experience during the period of practice at school. Students' research supervisors evaluate the degree of research competence using specific means of assessment. The process of forming professional skills and experience is completed by the preparation and defense of master's theses. Management of the master's program and research activities of undergraduates over the course of a number of years allowed us to form our clear approaches to its organization and to develop special criteria for evaluating the results. This experience can be useful for those who begin to prepare future masters in different directions.

Keywords: master's program, scientific work, research, historical education, pedagogical education, experience, research competence

References

1. Anikeev A. A. Metodologicheskaya podgotovka v oblasti istorii pri mnogourovnevoi strukture obu-cheniya studentov: opyt i problemy // Novaya i noveishaya istoriya. 2006. № 6. S. 131-134.

2. Astakhov M. V. Problemy prepodavaniya metodologii istoricheskoi nauki // Obrazovanie v sovre-mennom mire: materialy Vseros. nauch.-metod. konf. s mezhdunar. uchastiem (16-17 fevr. 2012 g.). Samara, 2012. S. 206-210.

3. Golikov A. G. Prepodavanie problem metodologii istorii v MGU im. M. V. Lomonosova // Novaya i noveishaya istoriya. 2006. № 5. S.139-150.

4. Zdereva G. V. Sovremennye problemy metodologii istoricheskoi nauki i prepodavaniya istorii v vuze // Vestnik Gumanitarnogo instituta. 2007. № 1. S. 7-15.

5. Ippolitov G. M. Iz opyta prepodavaniya metodologii istorii v Samarskom gosudarstvennom peda-gogicheskom universitete // Novaya i noveishaya istoriya. 2003. № 6. S. 3-17.

6. Kalimonov I. K. Prepodavanie teorii i metodologii istorii v Kazanskom universitete // Novaya i noveishaya istoriya. 2007. № 3. S.156-165.

7. Koval'chenko I. D. Metody istoricheskogo issledovaniya. M., 2003. 488 s.

8. Kradin N. N. Problemy prepodavaniya teorii i metodologii istorii // Istoricheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii. 2010. T. 3, № 2. S. 1-9.

9. Lubskii A. V. Al'ternativnye modeli istoricheskogo issledovaniya. M., 2005. 397 s.

10. Mogil'nitskii B. G. Metodologiya istorii v sisteme universitetskogo obrazovaniya // Novaya i noveishaya istoriya. 2003. № 6. S. 3-17.

11. Blok M. Apologiya istorii, ili Remeslo istorika. M.: Nauka, 1986. 349 s.

12. Langlua Sh.-V. Vvedenie v izuchenie istorii/ per. s fr. A. Serebryakovoi. M.: Gos. publichnaya ist. b-ka Rossii, 2004. 305 s.

13. Nechukhrin A. N. Zadachi i struktura kursa «Metodologiya istorii» [Elektronnyi resurs]. Grodno: Grodnen. gos. un-t im. Yanki Kupaly. Rezhim dostupa: http://www.fh.grsu.by/Kafedry/03/academic process/013 (data obrashcheniya: 09.07.2017).

14. Tosh D. Stremlenie k istine. Kak ovladet' masterstvom istorika: per. s angl. M.: Ves' mir, 2000.

296 s.

15. Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii. M.: Politizdat, 1991. 527 s.

Received: August 27, 2017; accepted for publication September 12, 2017 Reference to the article

Zandanova L. V. Research Activities of Learners in the Master's Program Historical Education, Direction 44.04.01 Pedagogical Education: from the Experience // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, No. 5. PP. 88-96. DOI: 10.21209/2542-0089-201712-5-88-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.