Научная статья на тему 'Внеаудиторная деятельность в вузе по воспитанию поведенческой гибкости будущих педагогов'

Внеаудиторная деятельность в вузе по воспитанию поведенческой гибкости будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / TEACHER / BEHAVIORAL FLEXIBILITY / UNIVERSITY / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марачковская О.Л.

В статье раскрывается проблема внеаудиторной деятельности в университете. Автор считает, что в практике высшей школы имеют место противоречия между воспитательным потенциалом внеаудиторной воспитательной работы и ее практической реализацией, между постоянно возрастающим интересом будущих педагогов к процессу воспитания профессиональных качеств и шаблонными, устаревшими формами внеаудиторной деятельности, между творческим характером педагогического труда и отсутствием творчества в организации и проведении внеаудиторных мероприятий. Основное внимание в работе автор акцентирует на одной из важных характеристик личности современного педагога поведенческой гибкости, от степени сформированности которой зависит результативность его труда. Обосновывается мысль о том, что воспитанию поведенческой гибкости будущих педагогов будет способствовать правильно организованная внеаудиторная деятельность в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марачковская О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITY AT A UNIVERSITY IN TEACHING BEHAVIORAL FLEXIBILITY TO FUTURE TEACHERS

The article reveals a problem of extra-curricular activities at a university. The author believes that in the work of higher school there are contradictions between the educational potential of extracurricular educational work and its practical implementation: between the constantly increasing interest of future teachers to the process of education competencies and obsolete forms of extracurricular educational work; as well as between the creative character of pedagogical work and the lack of creativity in organizing and conducting extracurricular activities. The focus of the paper is on one of important characteristics of a personality of a modern teacher behavioral flexibility, which maturity and degree of development influences the effectiveness of a teacher's work. The paper substantiates an idea that the education of future teachers of behavioral flexibility will facilitate properly organized extracurricular activities of a university.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторная деятельность в вузе по воспитанию поведенческой гибкости будущих педагогов»

рамках которых происходит обучение, методическое сопровождение, выполнения ВКР (магистерской диссертации) студентом. Внешне это напоминает спецкурс по методике написания магистерской диссертации, при этом, если этот спецкурс присутствует в учебном плане магистратуры, возникает необходимость распределить тематику между разными видами занятий. На этот модуль в год выделяется 16 аудиторных часов, т.е. примерно одно практическое занятие в неделю. Хотя их количество можно увеличить или уменьшить по усмотрению кафедры за счёт первого и третьего модуля.

Параллельно с аудиторными занятиями по этому модулю магистр выполняет и самостоятельную работу, равную 416 часам в год (в нашей модели количество аудиторных часов и часов на самостоятельную работу одинаково по всем семестрам, при необходимости количество часов можно изменить по модулям и по семестрам). Важно не путать нагрузку данного модуля с руководством ВКР, которое осуществляется научным руководителем и выполняет другие задачи (и соответственно, планируется отдельно). Тематика практических занятий по данному модулю должна соответствовать логике выполнения магистерской диссертации. На практических занятиях магистранты получают возможность планировать выполнение магистерской диссертации, выступать с докладами о её выполнении.

Модуль 3 - Академическая активность магистрантов - направлен на формирование готовности студентов в области организации исследовательской деятельности с учащимися, которая может проходить в школе в разных формах. Способность магистрантов организовать обучение учащихся основам исследовательской деятельности, владеть методикой организации и проведения круглых столов, конференций, научных кружков, а также написанию докладов, тезисов, статей, их публикации. Поэтому отведённые аудиторные часы планируются на практиче-

Библиографический список

ские занятия, тематика которых посвящена обучению магистров написанию текстов докладов, тезисов, статей, анализу статей по актуальным проблемам, исследовательских и аналитических рефератов, а также отрабатывается методика проведения круглых столов, дискуссий, организация конференций. В качестве отработки практических навыков и выполнения самостоятельной работы по этому модулю магистры могут проводить и организовывать в группах круглые столы, студенческие конференции, заседания научных кружков. Студенты учатся составлять программу научных кружков школьников, НОУ (студентов), пробуют свои силы в студенческих аудиториях вуза, участвуют в конференциях, организуемых в вузе, на кафедре, сами инициируют проведение студенческих конференций. Часть практических занятий посвящена обучению студентов публичным выступлениям, оформлению презентации, ораторскому искусству публичного выступления.

Уникальность такой модели построения НИРМ заключается в возможности изменения порядка изучения модулей. Подвижность модулей, возможность их изучения в любой последовательности, что может быть вызвано практической необходимостью, например, если на кафедре или в вузе предстоит проведение какого-либо события, к которому возникает необходимость подготовить студентов магистратуры. Возможно руководство студенческими исследованиями магистрантами 2-го курса (совместно с преподавателем) по темам близким по содержанию к теме магистерской диссертации.

На наш взгляд, модуль научно-исследовательская работа в магистратуре, предусмотренный ФГОС нового поколения нуждается в публичном обсуждении профессиональным сообществом, апробации разработанных в разных вузах страны моделей их организации, тщательном, пошаговом методическом сопровождении каждого модуля.

1. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров. Психологическая наука и образование. psyedu.ru. 2014; 1. Available at: http://psyedu.ru/ journal/2014/2/Margolis.phtml

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 н г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от боктября 2009 г. № 413. В редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. № 1505.

5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е издание. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.

6. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: практическое пособие для студентов-магистрантов. 2-е издание. Москва: «Ось-89», 1999.

References

1. Margolis A.A. Trebovaniya k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professionalem standartom pedagoga: predlozheniya k realizacii deyatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. psyedu.ru. 2014; 1. Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml

2. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel)». Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544 n g.

3. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartsrednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 6oktyabrya 2009 g. № 413. V redakcii prikaza Minobrnauki Rossii ot 29.12.2014 № 1645.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven'magistratury). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 21 noyabrya 2014 g. № 1505.

5. Zagvyazinskij V.I. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. 2-e izdanie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.

6. Kuzin F.A. Magisterskaya dissertaciya. Metodika napisaniya, pravila oformleniya iprocedura zaschity: prakticheskoe posobie dlya studentov-magistrantov. 2-e izdanie. Moskva: «Os'-89», 1999.

Статья поступила в редакцию 11.02.16

YflK378.14

Marachkovskaya O.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pridnestrovski State University n.a. T.G. Shevchenko (Tiraspol, Russia), Е-mail: marachkovskay@mail.ru

EXTRACURRICULAR ACTIVITY AT A UNIVERSITY IN TEACHING BEHAVIORAL FLEXIBILITY TO FUTURE TEACHERS.

The article reveals a problem of extra-curricular activities at a university. The author believes that in the work of higher school there are contradictions between the educational potential of extracurricular educational work and its practical implementation: between the constantly increasing interest of future teachers to the process of education competencies and obsolete forms of extracurricular educational work; as well as between the creative character of pedagogical work and the lack of creativity in organizing and conducting extracurricular activities. The focus of the paper is on one of important characteristics of a personality of a modern teacher - behav-

ioral flexibility, which maturity and degree of development influences the effectiveness of a teacher's work. The paper substantiates an idea that the education of future teachers of behavioral flexibility will facilitate properly organized extracurricular activities of a university.

Key words: extracurricular activities, teacher, behavioral flexibility, university.

О.Л. Марачковская, канд. пед. наук, доц., Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко,

г. Тирасполь, Е-mail: marachkovskay@mail.ru

ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ

ПО ВОСПИТАНИЮ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ГИБКОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье раскрывается проблема внеаудиторной деятельности в университете. Автор считает, что в практике высшей школы имеют место противоречия между воспитательным потенциалом внеаудиторной воспитательной работы и ее практической реализацией, между постоянно возрастающим интересом будущих педагогов к процессу воспитания профессиональных качеств и шаблонными, устаревшими формами внеаудиторной деятельности, между творческим характером педагогического труда и отсутствием творчества в организации и проведении внеаудиторных мероприятий. Основное внимание в работе автор акцентирует на одной из важных характеристик личности современного педагога - поведенческой гибкости, от степени сформированности которой зависит результативность его труда. Обосновывается мысль о том, что воспитанию поведенческой гибкости будущих педагогов будет способствовать правильно организованная внеаудиторная деятельность в университете.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, педагог, поведенческая гибкость, высшая школа.

Рост масштабов и сложность социально-экономических и политических изменений в обществе, коренным образом меняет социальную ситуацию образования, усложняет содержание профессиональной роли педагога и вытекающих из нее нормативных требований к его профессиональной деятельности, личности и поведению. Новые задачи высшей школы меняют сущность воспитательного процесса. В основу его содержания положена идея гуманного подхода к студенту, идея педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Образовательный процесс должен основываться на взаимной активности педагогов и студентов.

В системе профессиональной подготовки студентов внеаудиторная деятельность выступает как фактор, который повышает эффективность её функционирования и развития.

Изучению внеаудиторной деятельности и ее значения в процессе подготовки будущего педагога посвящены работы Л.В. Кондрашовой, В.С. Петровича, И.В. Поповой, О.Л. Марач-ковской и др.

Большинство исследователей рассматривают внеаудиторную деятельность как часть, подсистему целостной системы всего педагогического процесса в высшей школе. Основным компонентом системы воспитательной работы в вузе является внеаудиторная деятельность студентов, которая, по мнению ученых, имеет большие возможности для самовыражения, самоутверждения, самопознания личности, развития творческих способностей, освоения и утверждения индивидом системы ценностей, норм, образцов поведения, существующих в данном обществе, обогащения интеллектуального, творческого и культурного потенциала учащихся.

Умение грамотно решать учебно-воспитательные задачи, формировать личность не возникает стихийно, самопроизвольно в процессе усвоения студентами учебных дисциплин, включенных в вузовские планы и программы. Воспитание профессионального мастерства, характерных черт личности, составляющих основу готовности к труду, творческого почерка будущего педагога невозможно без целенаправленной, организованной и систематической воспитательной работы всего педагогического коллектива вуза.

Л.В. Кондрашова отмечает, что внеаудиторная деятельность имеет большое воспитательное значение и играет немаловажную роль в профессиональном становлении будущих педагогов. В тесной взаимосвязи с теоретическими занятиями и педагогической практикой внеаудиторная деятельность позволяет студенту побывать в условиях, наиболее близких к самостоятельной профессиональной деятельности. Эта работа проводится в виде различных мероприятий в группе, на факультете, в вузе на основе студенческого самоуправления и помощи преподавателей. Внеаудиторная деятельность стимулирует становление личности будущего педагога при условии профессионализации всех воспитательных воздействий на студентов. Профессор считает, что специфика внеаудиторной деятельности состоит в тесном взаимодействии разносторонней воспитательной деятельности с профессиональным становлением будущих специалистов. Внеаудиторная деятельность призвана помочь студентам постичь

романтику педагогического труда, научить их решать сложные профессиональные задачи, формировать необходимые для педагога свойства и качества личности [1].

В исследовательском плане внеаудиторная деятельность рассматривается как совокупность различных форм и методов воспитательного воздействия на студентов в целях становления их педагогического мировоззрения, развития профессионально важных свойств и черт характера, педагогических умений и навыков, потребности и способности к творческому труду.

Система внеаудиторной деятельности как целостное явление складывается из компонентов, которые взаимообусловливают друг друга, а их взаимодействие приводит к созданию новых качеств личности, направленных на достижение общественно значимого результата. Общая цель внеаудиторной деятельности - накопление молодыми поколениями социального опыта, достижение высокого уровня физической, моральной, художественно-эстетической, трудовой и экологической культуры, формирование личностных качеств гражданина своего государства, развитие духовности, индивидуальных способностей и талантов.

Для достижения общей цели необходимо разделить её на конкретные воспитательные составляющие, которые в педагогике принято называть задачами.

В.С. Петрович сформулировал следующие воспитательные задачи внеаудиторной работы:

- формирование личности будущего квалифицированного педагога;

- социализация личности как процесс усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, характерных данному обществу, как процесс активного вхождения личности в систему социальных связей;

- формирование способности творчески подходить к решению профессиональных задач;

- развитие духовного потенциала личности, потребности в постоянном моральном совершенствовании;

- воспитание общественной и социальной ответственности;

- формирование у студентов педагогической культуры;

- достижение учащимися высокой культуры межнациональных отношений;

- формирование морально-эстетических ценностей, обучение нормам поведения [2].

Анализ задач, стоящих перед внеаудиторной деятельностью высшей школы, позволяет говорить о том, что индивидуальность будущих специалистов в сфере педагогического труда все еще недооценивается.

В трудах В.И. Поповой отмечается, что профессионализация внеаудиторной деятельности в университете включает создание преднамеренных ситуаций в порядке возрастания их сложности с учётом характера педагогической деятельности и поставленных задач, требующих проявления самостоятельности студентов, волевого напряжения, эмоционального настроя. Педагогические ситуации, моделирующие воспитательный процесс с заранее заданной целью и конкретными задачами, помогают будущему педагогу предвидеть трудности, имеющие место в

профессиональной деятельности, искать способы и пути их преодоления [3].

Внеаудиторная деятельность содержит большие возможности по воспитанию поведенческой гибкости студентов.

Поведенческая гибкость - это сложное личностное образование, характеризующееся способностью педагога адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно; внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса; самостоятельно и конструктивно решать их в соответствии со своими ценностными ориентациями; уметь отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления, средств деятельности и использовать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемы при неизменных принципах.

Л.М. Митина считает, поведенческая гибкость является одной из важных характеристик личности педагога, от степени сформированности которой зависит результативность его труда [4].

Внеаудиторная деятельность в той или иной форме позволяет развернуться определенному виду деятельности студентов, создать нужную систему отношений между ними, специфически распределить роли, обеспечить необходимые условия для профессионального роста будущих педагогов.

Формы внеаудиторной деятельности позволяют акцентировать внимание студентов на главном, интересном в профессиональном плане материале, на проблемах, которые беспокоят сегодня педагога и образовательное учреждение.

Эффективность внеаудиторной деятельности по воспитанию поведенческой гибкости зависит от сосредоточенности студентов на определенной информации. По утверждению психологов, невозможно к объектам привлечь внимание, если человек психически не готов к их восприятию. Поэтому целевая установка разных форм внеаудиторной деятельности заключается не столько в согласованности тех или иных достижений педагогической практики, сколько в организации коллективного обсуждения психолого-педагогических проблем, выявлении личного отношения к ним, формировании профессиональной позиции в оценке рассматриваемых педагогических явлений и фактов. Это требует совмещения традиционных форм с нетрадиционными и внедрения активных методов проведения внеаудиторной деятельности.

Каждая форма, педагогически правильно организованная и объединяющая коллективные, групповые и индивидуальные задания, стимулирует развитие педагогических способностей, нестандартные действия студентов, формирует их готовность к преодолению штампа, трафарета и формального подхода к решению профессиональных задач.

Большими воспитательными возможностями в плане воспитания поведенческой гибкости будущих педагогов обладают такие формы внеаудиторной деятельности, как диспуты на педагогические темы, беседы за «круглым столом», деловые и ролевые игры, моделирование педагогических ситуаций, учебные дебаты, педагогические этюды и др. Следует отметить, что все они, при соблюдении педагогических требований и условий, позитивно воздействуют на личность студента, обеспечивают динамику уровня его профессионализма в положительную сторону.

Проанализировав теоретические взгляды на проблему, мы провели экспериментальные исследования состояния внеаудиторной деятельности в высшей школе, которые осуществлялись с помощью разных методов: педагогического наблюдения, массового опроса, изучения документации кураторов академических групп по организации, проведению и результативности воспитательной работы со студентами во внеаудиторное время.

Анализ планов работы кураторов свидетельствует о том, что в них не уделяется должного внимания профессионализации внеаудиторной деятельности со студентами. Во многих планах отсутствует раздел, который содержал бы мероприятия, направленные на формирование у будущих специалистов положительного отношения к избранной профессии, развитие профессионально значимых личностных черт и качеств, умений и навыков профессионального поведения будущего педагога. Как показы-

Библиографический список

вает практика, отсутствует единство учебной и внеаудиторной деятельности по формированию профессионального облика будущего педагога, игнорируется профессионально-личностная направленность этого взаимодействия, а поэтому внеаудиторная деятельность со студентами, порой, сводится к проведению отдельных мероприятий, не связанных между собой единой стержневой линией по воспитанию у будущих специалистов качеств, умений и практических действий, выступающих характеристиками их профессионализма. Более того, на таких мероприятиях студенты получают лишь определённый объём информации, теоретическую осведомленность, но не приобретают практический опыт, не создаются условия для активных их самостоятельных действий, поиска собственного педагогического стиля. Беседа с кураторами, даёт основание говорить о недооценке ими воспитательных возможностей внеаудиторной деятельности. Преподаватели не владеют методикой и технологий внеаудиторной работы и вообще не рассматривают её как средство профессионального становления и обеспечения динамики роста профессионализма будущих специалистов.

Например, студентам ИЧУкурсов было предложено про-ранжировать в порядке наибольшей значимости те формы внеаудиторной деятельности, которые, по их мнению, имеют большее значение в воспитании поведенческой гибкости: 1) лекции; 2) семинары; 3)семинары - практикумы; 4)диспуты; 5) дискуссии; 6) деловые игры; 7) анализ проблемных ситуаций; 8) тренинги; 9) моделирование педагогических ситуаций; 10) самовоспитательная деятельность.

Первое место в ответах студентов занимают тренинги, второе место деловые игры, третье - моделирование педагогических ситуаций, далее по нисходящей анализ проблемных ситуаций, дискуссии, семинары-практикумы, диспуты, самовоспитательная деятельность, семинары, лекции [5].

Экспериментальное исследование позволило выяснить что, студенты видят необходимость в обновлении форм и методов внеаудиторной деятельности. Проведение нестандартных внеаудиторных мероприятий способны выявить творческий потенциал будущих педагогов и активизировать процесс воспитания поведенческой гибкости студентов. К такому выводу мы пришли после детального анализа результатов комплексного анкетирования студентов.

Таким образом, мы пришли к выводу, что такие формы внеаудиторной деятельности как лекции, семинары не пользуются популярностью среди студентов. Будущие педагоги поясняют это тем, что отсутствует на занятиях наглядность, имеет место затеоретизированность материала, методика проведения страдает однообразием. Причину такого положения можно объяснить неподготовленностью кураторов академических групп к проведению разнообразных форм внеаудиторной работы, недооценкой ими активных форм и методов работы со студентами.

В практике высшей школы обнаружены очевидные противоречия между воспитательным потенциалом внеаудиторной деятельности и её практической реализацией; постоянно возрастающим интересом будущих педагогов к формированию практических умений и навыков будущей профессиональной деятельности и шаблонными, устаревшими формами внеаудиторной работы; творческим характером воспитательной работы и отсутствием нестандартного подхода к её организации и проведению. Снятие данных противоречий возможно только при условии обновления содержания внеаудиторной деятельности, разнообразия форм ее организации, придании ей профессиональной направленности и повышении методической грамотности кураторов академических групп. Воспитание поведенческой гибкости будущих педагогов не стихийный, а педагогически управляемый, организованный и целенаправленный процесс. Его успешность зависит от уровня организации внеаудиторной деятельности в высшем учебном заведении. Обозначенный круг проблем в практике вуза обусловливает необходимость разработки в дальнейшем структурно-функциональной модели внеаудиторной деятельности по воспитанию поведенческой гибкости будущих педагогов.

1. Кондрашова Л.В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте Одесса: Вища школа Головное издательство, 1988.

2. Петрович В.С. Гумашза^я позаурочноТ дiяльностi учшв Гуман1зац1я та гумаштаризаи^я професЮно!осв1ти: Наук.-метод. зб. Юев: 1СДО. 1996: 118 - 121.

3. Попова В.И. Развитие профессионально-педагогической направленности студентов во внеаудиторной деятельности: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 1997.

4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Москва, 1998.

5. Марачковская О.Л. Воспитание поведенческой гибкости будущих организаторов-методистов в системе внеаудиторной работы университета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2010.

References

1. Kondrashova L.V. Vneauditornaya rabota po pedagogike vpedagogicheskom institute Odessa: Vischa shkola Golovnoe izdatel'stvo, 1988.

2. Petrovich V.S. Gumanizaciya pozaurochnoï diyal'nosti uchniv Gumanizaciya ta gumanitarizaciya profesijnoï osviti: Nauk.-metod. zb. Kiev: ISDO. 1996: 118 - 121.

3. Popova V.I. Razvitie professional'no-pedagogicheskoj napravlennosti studentov vo vneauditornoj deyatel'nosti: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 1997.

4. Mitina L.M. Psihologiya professional'nogo razvitiya uchitelya. Moskva, 1998.

5. Marachkovskaya O.L. Vospitanie povedencheskoj gibkosti buduschih organizatorov-metodistov v sisteme vneauditornoj raboty universiteta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.02.16

УДК 378

Mironova I.V., postgraduate, Department of Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),

E-mail: mironovaiv@yandex.ru

A MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF A TEACHER IN AN ECONOMIC UNIVERSITY. The article discusses one of the most important phenomena in the field of pedagogical knowledge -the innovative potential of a personality of university teachers. The researcher studies a methodological construct, which accumulates the basic framework, representing the relationship and interaction between the scientific approaches to the research problem. In the research the levels of human, scientific and innovative potential, distribution of teachers by years of teaching and age analysis of teachers of an economic university are observed. The author of the paper proposes questions for a survey of teachers to identify the initial level of the control group, the innovative potential of the personality of university teachers. The author formulates a scientific task of building a practically useful model of psycho-pedagogical support of development of innovative potential of university teachers in the context of professional pedagogical activity of a university.

Key words: phenomenon, innovative capacity of a university teacher, model of development, level of staff, scientific and innovative potential of teaching staff.

И.В. Миронова, аспирант каф. психологии образования Московского педагогического государственного

университета, E-mail: mironovaiv@yandex.ru

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматривается один из важнейших феноменов в научной области педагогического знания - это инновационный потенциал личности преподавателя вуза. Рассмотрен методологический конструкт, который аккумулирует базовую основу, представляя взаимосвязь и взаимодействие научных подходов к решению исследуемой проблемы. В статье изучены уровни кадрового, научного и инновационного потенциала, распределение преподавателей по стажу педагогической работы и возрастной состав преподавателей экономического университета. Предложены вопросы анкетирования преподавателей для выявления начального уровня контрольной группы, инновационного потенциала личности преподавателя вуза. Сформулирована научная задача построения практически пригодной модели психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя вуза в условиях профессиональной педагогической деятельности экономического вуза.

Ключевые слова: феномен, инновационный потенциал преподавателя вуза, модель развития, уровень кадрового, научного и инновационного потенциала педагогического коллектива.

Актуальность темы исследования. Современная концепция поиска инновационной личности - как более широкой и синергетической категории, которая обозначена в стратегии инновационного развития Российской федерации на период до 2020 года, ставит перед научным сообществом новые цели, задачи и поиск решения проблем развития научного феномена инновационного потенциала [1]. Преподаватели вуза с инновационным подходом и активной профессиональной деятельностью являются главным достоянием и локомотивом прогресса высшего учебного заведения и общества. Каждый вид активности в профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза является, по мнению О.Б. Михайловой, «строительным материалом» из которого будет складываться педагогический стиль, авторский подчерк, техника и технология деятельности, следствием чего станет эффективное проявление личностных качеств преподавателя вуза в профессиональной педагогической деятельности и может рассматриваться как совокупность видов активности, детерминирующих и стимулирующих развитие инновационного потенциала личности преподавателя вуза [2, с. 85] Целесообразно внедрять диагностику и программы развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза уже в аспирантуре, продолжая непрерывно проводить различные программы диагностики развития в процессе профессиональной педагогической деятельности, как получение дополнительного психолого-педагогического образования, так и

подготовка и повышение квалификации педагогического состава вуза.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования - установить уровень развития инновационного потенциала преподавателя экономического вуза и предложить модель психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя в условиях профессиональной педагогической деятельности экономического вуза. Исходя из цели, определены следующие задачи для исследования:

1. Провести диагностику и выявить уровень инновационного потенциала преподавателя экономического вуза.

2. Спроектировать модель психолого-педагогического сопровождения развития инновационного потенциала преподавателя вуза в условиях профессиональной педагогической деятельности экономического вуза.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез данных философской, социологической, психолого-педагогической литературы, тестирование, анкетирование, интервьюирование, обработка и интерпретация, моделирование.

Отображение тематики исследования в научной литературе. Учёными рассматривались психологические предпосылки изучения процесса развития потенциала личности и его деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев); исследование потенциала человека как субъекта деятельности принадлежит С.Л. Рубинштейну;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.