Научная статья на тему 'Возможности профессиональной пробы для становления акмеориентированной системы воспитательной работы в педагогическом вузе'

Возможности профессиональной пробы для становления акмеориентированной системы воспитательной работы в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / МОЛОДЕЖЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / АКМЕОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / YOUTH / FUTURE TEACHER / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PROFESSIONAL PROBATION / ACME ORIENTED SYSTEM OF EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Людмила Сергеевна, Насонов Дмитрий Борисович

Раскрывается сущность процесса воспитательной деятельности с молодежью в условиях педагогического вуза. Проанализированы современная законодательная база, регламентирующая организацию воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации, и исследования отечественных ученых, посвященные данной проблематике. На основе теоретического анализа выявлены современные особенности организации воспитательной работы в педагогическом вузе. Представлено видение акмеориентированного формата воспитательной работы в педагогическом вузе, а также раскрыты возможности профессиональной пробы как ключевого инструмента, обеспечивающего акменаправленность процесса воспитания будущего педагога. Приведен опыт воспитательной работы Томского государственного педагогического университета с акцентом на процессе организации внеучебной деятельности. Показана акмересурсность системы студенческого самоуправления и возможности использования в ней профессиональной пробы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR PROFESSIONAL PROBATION FOR THE FORMATION OF THE ACME-ORIENTED SYSTEM OF EDUCATIONAL WORK AT PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article reveals the essence of the process of educational activity with young people in the conditions of pedagogical higher education institution. Analyzes the current legislative framework regulating the organization of educational activity of educational institutions of higher education in the Russian Federation and the research of the Russian scientists devoted to this problem. On the basis of theoretical analysis revealed the modern features of organization of educational work at the pedagogical university. Presents a vision of аcme-oriented format of educational work at pedagogical university, as well as the issues of professional probation as the key instrument for acme orientation of the process of education of future teachers. The experience of educational work of Tomsk state pedagogical university, with an emphasis on the process of organizing extracurricular activities is cited. Shows acme resources of student selfgovernment and the possibility of using professional probation in them. Formulated and theoretically substantiated the assumption that the introduction of such modern pedagogical technologies as a professional probation in this process allows to solve the problem of vocational guidance (actually its primary task) of a future teacher, and its systematically organised use will allow you to obtain a number of effects specifying acme orientation of all the system of educational work at the pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Возможности профессиональной пробы для становления акмеориентированной системы воспитательной работы в педагогическом вузе»

УДК 378.18

00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-30-36

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ АКМЕОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Л. С. Демина, Д. Б. Насонов

Томский государственный педагогический университет, Томск

Раскрывается сущность процесса воспитательной деятельности с молодежью в условиях педагогического вуза. Проанализированы современная законодательная база, регламентирующая организацию воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации, и исследования отечественных ученых, посвященные данной проблематике. На основе теоретического анализа выявлены современные особенности организации воспитательной работы в педагогическом вузе. Представлено видение акмеориентированного формата воспитательной работы в педагогическом вузе, а также раскрыты возможности профессиональной пробы как ключевого инструмента, обеспечивающего акменаправленность процесса воспитания будущего педагога. Приведен опыт воспитательной работы Томского государственного педагогического университета с акцентом на процессе организации внеучебной деятельности. Показана акмересурс-ность системы студенческого самоуправления и возможности использования в ней профессиональной пробы.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, педагогический вуз, молодежь, будущий педагог, внеучебная деятельность, профессиональная проба, акмеориентированная система воспитательной работы.

В педагогической науке традиционно термин «воспитание» рассматривается с двух позиций. Первая - в широком смысле - воспитание как передача накопленного социального опыта от поколения к поколению. Вторая - в узком смысле - воспитание как целенаправленный процесс формирования определенных качеств личности воспшуемого. Данный процесс непосредственно вплетается в процесс социализации человека и длится на протяжении всей жизни. Большой эффект воспитательные воздействия имеют на этапе дошкольного и школьного детства. Однако можно предположить, что результативной будет и воспитательная работа с молодежью (в вузах) при условии, что будут научно обоснованы модели ее организации и подобраны соответствующие формы, методы и средства.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания подрастающего поколения является развитие высоконравственной личности, разделяющей традиционные российские духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества [1]. В свою очередь, стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к быстро меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям [2].

В Стандарте организации воспитательной деятельности образовательных учреждений высшего

образования обозначены основные принципы системы воспитательной деятельности:

- гуманизм и ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;

- воспитание в контексте профессионального образования и государственной молодежной политики;

- единство учебной и внеучебной деятельности;

- опора на социологические, психологические, культурные и другие особенности обучающихся;

- учет социально-экономических, социокультурных и других особенностей региона;

- сочетания административного управления и самоуправления обучающихся;

- вариативность направлений воспитательной деятельности;

- добровольность участия и право выбора студента;

- открытость, преемственность, гибкость системы воспитательной деятельности [3].

Несмотря на обозначенные в отечественном законодательстве принципы, анализ педагогического опыта и исследований в этой области позволяет отметить, что трансформация системы воспитательной работы с молодежью на этапе обучения в вузе сегодня находится в начальной стадии и недостаточно четко, системно и целостно проработаны модели реализации воспитательной деятельности на основе указанных ориентиров. Современные исследования преимущественно посвящены вопросам организации воспитательной деятельности в военных училищах, исправительных колониях, академиях министерства внутренних дел [4]. На взгляд авторов, особое значение имеет воспитательная работа в педагогическом вузе, так как это

педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного развития личности и профессионализации будущего педагога.

Студенты педагогического вуза являются активными субъектами воспитательной деятельности, так как сами подвергаются целенаправленному профессиональному воспитательному воздействию со стороны преподавателей, а также благодаря участию во внеучебной деятельности, студенческом самоуправлении, воспитательных мероприятиях вуза; а в период прохождения практики, работая в качестве волонтеров, выполняя профессиональные пробы, реализуют воспитательную деятельность в отношении обучающихся школ самостоятельно или под руководством преподавателя-наставника.

В настоящее время наиболее изучены следующие аспекты проблемы организации воспитательной деятельности в педагогическом вузе:

- профессиональная социализация обучающихся в процессе воспитательной деятельности педагогического вуза (Ищенко, Галимова и др.) [5, 6];

- формирование компетенций у будущих педагогов средствами воспитательной деятельности (Гайдукова и др.) [7];

- педагогические условия организации воспитательной деятельности в современном вузе (Тогу-шова, Колчина и др.) [8, 9].

Солидаризируясь с учеными в части анализа организации воспитательной работы, авторы приводят опыт Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Разветвленная и многопрофильная система студенческого самоуправления дает возможность студентам проявить свои профессиональные навыки на практике. В ТГПУ с 01.03.2012 действует объединенный совет обучающихся (ОСО), при этом студенческий совет сформирован в январе 2001 г. Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности определяются специальным положением. Управление ОСО построено на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. Высшим органом студенческого самоуправления является студенческая конференция. Общее руководство осуществляет выборный представительный орган - правление совета, в состав которого входят председатель совета, избранный конференцией студентов тайным голосованием, и председатели (президенты) отдельных органов студенческого самоуправления: студенческого совета, совета общежитий; оперативного отряда, профсоюзной организации студентов, волонтерского отряда «Точка зрения», совета молодых ученых, аспирантов и студентов, студенческого клуба ТГПУ (в его составе 14 творческих клубов и клубов по интересам), педагогического отряда

«Данко» (более 200 человек), спортивного и туристского клубов (общее число спортивных клубов и лиг - 12), студенческий медиаконцерн, центр патриотического воспитания. Органы самоуправления, представляющие интересы обучающихся и реализующие их права участия в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности университета, имеют свою внутреннюю структуру и включают различные советы, клубы, комиссии, секторы; являются полностью автономными, вместе с тем работают в тесном взаимодействии друг с другом, созданы и действуют на основании соответствующих положений. Около 38 % студентов очной формы обучения представлены в групповых, факультетских или общеуниверситетских органах студенческого самоуправления. Председатель объединенного совета обучающихся и председатель профсоюзной организации студентов представляют интересы студенчества в ученом совете ТГПУ.

В соответствии с принципами системы воспитательной деятельности, обозначенными в Стандарте организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, сформулированы ожидаемые эффекты от реализации программы работы объединенного совета обучающихся (список количественных и качественных показателей):

- повышение качества образования, увеличение научной и публикационной активности студентов;

- интеграция в проектную деятельность студенческих объединений заинтересованных участников реального сектора экономики;

- вовлечение через органы ССУ до 50 % студентов дневной формы обучения в процессы управления и развития образовательной, научной и инновационной деятельностью университета;

- интеграция обучающихся в профессиональные сообщества через центр развития карьеры, сертификации трудоустройства;

- развитие социокультурной среды, способствующей творческому самовыражению и самореализации личности обучающегося, здоровому образу жизни, поддержка деятельности 14 творческих коллективов, 12 спортивных секций и клубов; привлечение к участию в спортивных и культурно-массовых мероприятиях свыше 90 % обучающихся очной формы;

- увеличение вклада студенчества в добровольческую деятельность социальной направленности (дети, старшее поколение, лица с ограниченными возможностями здоровья) - до 40 тыс. часов;

- сохранение и возрождение нравственных, культурных, научных ценностей и традиций, воспитание патриотизма, толерантности, в том числе посредством социальных проектов студентов, направленных на молодежь 14-17 лет;

- развитие международного сотрудничества, участие в международных обменах;

- развитие системы студенческого самоуправления, повышение роли студенчества в процессах управления образовательной, научной и инновационной деятельностью Томского государственного педагогического университета;

- поддержка инициатив студенческих объединений, направленных на повышение роли молодежи в решении социально-экономических проблем города, региона, страны;

- создание условий для развития современных профессиональных компетенций обучающихся: способности генерировать инновации, формирование предпринимательских навыков, ответственное социальное поведение, активное гражданское участие в общественной жизни, умение создавать и реализовывать проекты.

Таким образом, принципы воспитательной деятельности конкретизированы на уровне организации внеучебной деятельности обучающихся ТГПУ в рамках работы системы студенческого самоуправления.

Необходимо также отметить тот факт, что вне-учебная деятельность в педагогических университетах имеет особое значение в деле подготовки современного педагога. Это неотъемлемая часть формирования кругозора обучающихся, идущего параллельно с предметным блоком учебного процесса.

Важная роль воспитательной работы в вузе, в рамках которой осуществляется организация вне-

учебной деятельности обучающихся, в процессе профессионализации будущего педагога не вызывает сомнений. Для того чтобы достичь профессионализма, необходимо обладать соответствующими компетенциями. Это, по сути, необходимое условие достижения акме (пика или вершины профессионального развития) [10, 11]. Воспитательная работа вуза становится системообразующим компонентом в процессе формирования не просто набора отдельных профессиональных компетенций у обучающегося, а формирования и развития личности будущего педагога.

Профессиональное акме - это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека на данном отрезке его жизненного пути. Именно на достижение этого пика, а значит, и на непрерывное профессиональное развитие должна ориентировать будущего педагога система воспитательной работы в вузе.

Современный воспитательный процесс, являясь частью образовательного процесса в вузе, базируется на компетентностном подходе. В образовательных стандартах заложены компетенции, затрагивающие сферу профессионально значимых качеств личности. Если представить традиционную систему воспитательной работы в педагогическом вузе в акмеформате, то можно констатировать, что он актуализирует многие ее характеристики, учитывая новейшие тенденции и изменения в сфере высшего образования в России (таблица). По мнению ученых, исследующих возможности воспита-

Характеристики традиционной системы воспитания в педагогическом вузе и их представление

в акмеформате

Характеристика Система воспитания

Традиционная Акмеориентированная

Целеполагание Опирается на формирование профессиональных компетенций Опирается на акме профессионального развития

Позиция обучающегося Обучающийся выступает как субъект воспитательной деятельности преимущественно в рамках функционирования органов студенческого самоуправления Обучающийся выступает как менеджер собственного профессионального развития, реализуя функцию карьерного проектирования

Особенности содержания и организации воспитательного процесса Ориентирована на развитие совокупности профессионально значимых качеств личности Ориентирована на постоянное самовоспитание и саморазвитие в контексте профессиональной деятельности

Решая конкретно-практические задачи, обучающиеся усваивают частные способы профессиональной деятельности Обобщая опыт решения конкретно-практических задач, обучающиеся ставят акмецели и задачи собственного профессионального развития в будущем

Развивается активность, педагогическая гибкость, креативность, адаптивность и др. профессионально значимые качества обучающихся Развивается активность, педагогическая гибкость, креативность, адаптивность и др. профессионально значимые качества обучающихся, а также формируется понимание их роли для конструирования индивидуальной траектории профессионального развития в направлении акме

Результат В результате формируется выпускник, способный к самостоятельной профессиональной деятельности в рамках должностных обязанностей педагога Формируется выпускник, способный к самостоятельной профессиональной деятельности в рамках должностных обязанностей педагога, ориентированный на непрерывное профессиональное развитие и достижение высоких результатов деятельности

тельной работы в вузе, современный выпускник педагогического вуза должен обладать такими качествами, как креативность, активность, адаптивность, гибкость, умение быстро реагировать на социальный заказ и требования работодателя, способность к непрерывному профессиональному развитию и др. [5-7, 9]. Причем большинство ученых отмечают, что особый акцент на этих качествах выпускников педагогических вузов делают потенциальные работодатели, ориентированные на поддержку карьерных достижений и профессионального мастерства сотрудников. Следовательно, необходим поиск новых подходов и технологий воспитательной деятельности вуза для формирования выпускника, обладающего качествами, отвечающими всем этим требованиям.

Важным фактором акмеориентированного развития личности будущего педагога является формирование у обучающегося представления о собственных интересах и возможностях. Базируясь на этих представлениях, он может заниматься планированием карьеры, учитывая исходное состояние и положение по отношению к своему профессиональному максимуму или оптимуму.

Одним из инструментов, обеспечивающих ак-меориентированный формат воспитательной работы в педагогическом вузе, может выступать профессиональная проба (специально организованная ситуация, максимально приближенная к условиям профессиональной деятельности) [12, 13]. Внедрение в данный процесс такой современной педагогической технологии, как профессиональная проба, позволяет решать задачу профориентации (собственно ее первичная задача) будущего педагога, а ее системно организованное использование, на взгляд авторов, позволит получить ряд эффектов, задающих акменаправленность всей системе воспитательной работы в педагогическом вузе.

Высота «вершины», ее содержательное многообразие зависят от особенностей жизненного пути человека, который он пройдет до своего акме, от социально психологической, экономической, политической ситуации, в которую он попадает, но основным фактором достижения вершин профессионализма выступает самоактуализация, основанная на реализации своего личностно-профессиональ-ного потенциала. Очевидно, что самоактуализирующиеся личности не только обладают большими потенциальными возможностями, но и умеют восполнять свой потенциал и владеют осознанными или неосознанными техниками самоактуализации, в качестве одной из них может выступать профессиональная проба.

Формы и сочетания реализации профессиональных проб в акмеориентированной системе воспитательной работы педагогического вуза мо-

гут быть следующими: практические задания, требующие проектирования (организации, проведения) какого-либо завершенного мероприятия; серийный цикл деловых игр имитационного характера; исследовательские или творческие задания; комплекс мероприятий, например по разработке и реализации программы наставничества над несовершеннолетним и др.

В качестве примера можно привести описание профессиональной пробы под условным названием «Педагог - организатор досуга». Данная проба направлена на выявление у студентов склонностей к работе с детьми, к социально-педагогической деятельности в рамках организации досуга детей и подростков. Цели пробы состоят в актуализации процесса профессионального самоопределения, в выявлении индивидуальных возможностей и способностей студентов к работе по организации досуга детей и подростков. Задачи заключаются в передаче обучающимся сведений о сфере профессиональной деятельности педагога - организация досуга; в формировании интереса к педагогической деятельности и начальных знаний и умений, необходимых при данной работе. Педагог, специализирующийся на организации досуга детей, должен обладать эмоциональной устойчивостью, организаторскими способностями, наблюдательностью, отзывчивостью, терпеливостью, внимательностью, уметь организовывать внимание и поведение одновременно многих детей, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и выполнять работу, быть всегда способным к экспромту. Он должен иметь знания по психологии, физиологии, педагогике, анатомии человека, уметь шить, мастерить, клеить, играть с детьми, быть обаятельным, жизнерадостным и веселым, всесторонне развитым, обладать чувством юмора. Профессионально важные качества педагога-организатора досуга можно диагностировать с помощью методики КОС, теста Мюнстенберга, теста на непроизвольную память. Профессиональная проба будет состоять из подготовительного (введение в профессию, общие сведения о профессии, профессионально важные качества; специальная диагностика профессионально важных качеств у студентов) и практического этапов (составление ассоциативного коллективного рассказа, решение педагогических ситуаций, составление плана детского праздника по группам, составление сценария детского праздника по разработанному плану, проведение праздника). Задания практического этапа можно варьировать с учетом подготовленности обучающихся и их индивидуальных особенностей. Завершение данной профессиональной пробы целесообразно организовать в форме итогово-рефлексивной беседы с фиксацией результатов.

Можно выделить следующие возможности профессиональной пробы для становления акмеориен-тированной системы воспитательной работы педвуза:

- диагностические (может выявить уровень сформированности профессиональных компетенций, наличие пробелов в знаниях, потребности в развитии определенных профессионально значимых качеств личности и пр.);

- рефлексивные (выполняя задания в рамках профессиональной пробы, студент соотносит свои личностные особенности с требованиями профессиональной деятельности, анализируя результаты собственной деятельности, определяет профна-правленность на определенный профиль педагогической деятельности);

- организационные (используя технологию профессиональной пробы можно системно организовать процесс профессионально-личностного развития будущего педагога, включая ее в содержание воспитательных мероприятий);

- интеграционные (позволяет создавать единство личности и деятельности, соединять теоретические знания и практический опыт, а также интегрировать элементы учебных планов и образовательных программ, создавая межпредметные связи) и пр.

Обозначенные возможности профессиональной пробы, реализуемые в интеграции с современными принципами воспитательной работы вуза, по мнению авторов, могут рассматриваться как вектор, задающий профессиональное и личностное развитие будущего педагога в направлении оптимума самореализации и высоких профессиональных достижений в будущем.

Таким образом, проведенный теоретический анализ современной законодательной базы, регламентирующей организацию воспитательной дея-

тельности образовательных заведений высшего образования в Российской Федерации и исследований отечественных ученых, посвященных данной проблематике, позволил выявить следующие особенности организации воспитательной работы в педагогическом вузе на современном этапе: высокая потребность в акцентировании воспитательного воздействия на формировании нравственных качеств личности, обусловленная не только этическими требованиями профессии педагога, но и рисками деструктивного воздействия средств массовой информации на духовную сферу личности; актуализация потенциала органов студенческого самоуправления и внеучебной деятельности в воспитательном процессе; ориентация на государственную молодежную политику, а также преемственность, гибкость, открытость системы воспитания в педагогическом вузе.

Также необходимо отметить, что к настоящему времени наметилась тенденция к внедрению акмеологических основ и механизмов подготовки и профессионально-личностного развития будущего педагога. Это проявляется в поиске внешних и внутренних ресурсов личности, обеспечивающих их движение к достижению наивысших результатов профессиональной деятельности. В качестве инструмента акмеориентированной профессионализации и развития личности будущего педагога рассмотрена профессиональная проба и выделены следующие условия и закономерности в достижении акме на основе использования профессиональной пробы в воспитательной работе педагогического вуза: целостность, рефлексивность, единство личности и деятельности, непрерывность и взаимообусловленность их развития, активность личности в данном процессе.

Список литературы

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. М., 2014. 10 с.

2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.». М., 2014. 16 с.

3. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования. М., 2016. 8 с.

4. Филатов А. Ю. Педагогические условия организации воспитательной работы в военном вузе на современном этапе общественного развития: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2011. 230 с.

5. Ищенко К. В. Формирование социально-профессиональной направленности будущих специалистов в процессе воспитательной работы в вузе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 173 с.

6. Галимова Э. З. Профессиональная социализация будущих специалистов в воспитательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 229 с.

7. Гайдукова С. С. Формирование социально-организационной компетентности будущих педагогов во внеаудиторной воспитательной работе вуза: дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2012. 299 с.

8. Тогушова О. И. Педагогические условия эффективности воспитательной работы в системе колледж - вуз: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 185 с.

9. Колчина А. А. Организация воспитательной деятельности в современном вузе: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 290 с.

10. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.

11. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2000. 124 с.

12. Смышляева Л. Г., Демина Л. С., Титова Г. Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 65-69.

13. Демина Л. С. Использование профессиональных проб при подготовке социальных педагогов на уровнях бакалавриата и магистратуры // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 5 (170). С. 67-69.

Демина Людмила Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: lyud_2@mail.ru

Насонов Дмитрий Борисович, проректор по молодежной политике и воспитательной работе, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: nasonovdb@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 31.08.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-30-36

OPPORTUNITIES FOR PROFESSIONAL PROBATION FOR THE FORMATION OF THE ACME-ORIENTED SYSTEM OF EDUCATIONAL WORK AT PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

L. S. Demina, D. B. Nasonov

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article reveals the essence of the process of educational activity with young people in the conditions of pedagogical higher education institution. Analyzes the current legislative framework regulating the organization of educational activity of educational institutions of higher education in the Russian Federation and the research of the Russian scientists devoted to this problem. On the basis of theoretical analysis revealed the modern features of organization of educational work at the pedagogical university. Presents a vision of аcme-oriented format of educational work at pedagogical university, as well as the issues of professional probation as the key instrument for acme orientation of the process of education of future teachers. The experience of educational work of Tomsk state pedagogical university, with an emphasis on the process of organizing extracurricular activities is cited. Shows acme resources of student self-government and the possibility of using professional probation in them.

Formulated and theoretically substantiated the assumption that the introduction of such modern pedagogical technologies as a professional probation in this process allows to solve the problem of vocational guidance (actually its primary task) of a future teacher, and its systematically organised use will allow you to obtain a number of effects specifying acme orientation of all the system of educational work at the pedagogical university.

Key words: education, educational activity, pedagogical university, the youth, future teacher, extracurricular activities, professional probation, acme oriented system of educational work.

References

1. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [The strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025]. Moscow, 2014. 10 p. (in Russian).

2. Rasporyazheniye pravitel'stva "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda" [Approving the Fundamentals of state youth policy in the Russian Federation for the period till 2025: the decree of the government]. Moscow, 2014. 16 p. (in Russian).

3. Standart organizatsii vospitatel'noy deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya [Standard of organization of educational activity of higher education institutions]. Moscow, 2016. 8 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Filatov A. Yu. Pedagogicheskiye usloviya organizatsii vospitatel'noy raboty v voyennom vuze na sovremennom etape obshchestvennogo razvitiya. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of organization of educational work at the military college at the present stage of social development. Diss. cand. of ped. sci.]. Ryazan, 2011. 230 p. (in Russian).

5. Ishchenko K. V. Formirovaniye sotsial'no-professional'noy napravlennosti budushchikh spetsialistov v protsesse vospitatel'noy raboty v vuze. Dis. kand. ped. nauk [The formation of socio-professional orientation of future specialists in the process of educational work in higher school. Diss. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2010. 173 p. (in Russian).

6. Galimova E. Z. Professional'naya sotsializatsiya budushchikh spetsialistov v vospitatel'noy srede vuza. Dis. kand. ped. nauk [Professional socialization of future specialists in the educational environment of the university. Diss. cand. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2010. 229 p. (in Russian).

7. Gaydukova S. S. Formirovaniye sotsial'no-organizatsionnoy kompetentnosti budushchikh pedagogov vo vneauditornoy vospitatel'noy rabote vuza. Dis. kand. ped. nauk [The formation of social and organizational competence of future teachers in extracurricular educational work of the university. Diss. cand. of ped. sci.]. Krasnodar, 2012. 299 p. (in Russian).

8. Togushova O. I. Pedagogicheskiye usloviya effektivnosti vospitatel'noy raboty v sisteme kolledzh - vuz. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of efficiency of educational work in the system of College-University. Diss. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2011. 185 p. (in Russian).

9. Kolchina A. A. Organizatsiya vospitatel'noy deyatel'nostivsovremennom vuze. Dis. kand. ped. nauk [Organization of educational activities in the modern University. Diss. cand. of ped. sci.]. Saint Petersburg, 2012. 290 p. (in Russian).

10. Bodalev A. A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya [The highest point in the development of the adult person: characteristics and conditions of achievements]. Moscow, Flinta Publ., 1998. 168 p. (in Russian).

11. Derkach A. A., Zazykin V. G., Markova A. K. Psikhologiya razvitiya professionala [Developmental psychology of a professional]. Moscow, Izd-vo RAGS Publ., 2000. 124 p. (in Russian).

12. Smyshlyaeva L. G., Demina L. S., Titova G. Yu. Professional'naya proba kak pedagogicheskaya tekhnologiya [Professional probation as a pedagogical technology]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2015, no. 4, pp. 65-69 (in Russian).

13. Demina L. S. Ispol'zovaniye professional'nykh prob pri podgotovke sotsial'nykh pedagogov na urovnyakh bakalavriata i magistratury [The use of professional samples in the preparation of social pedagogues at the levels of undergraduate and graduate programs]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 5 (170), 2016, pp. 67-69 (in Russian).

Demina L. S., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: lyud_2@mail.ru

Nasonov D. B., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: nasonovdb@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.