article outlines possible ways of implementation of existing massive open online courses into the Russian system of higher education. Also content language integrated approach to learning is suggested to be applied in creation of massive open online courses on humanities to expand the sphere of their use.
Key words: massive open online course, content language integrated learning, foreign language, lifelong learning.
References
1. Downes S. The rise ofMOOCs. 2012. 23 Apr. Available at: http://www.downes.ca/post/57911 (accessed 20 December 2014).
2. Lewin T. Instruction for masses knocks down campus walls. Published: 2012. March 4. Available at: http://www. nytimes.com/2012/03/05/education/moocs-large-courses-open-to-all-topple-campus-walls.html?_r=4&hpw& (accessed 20 December 2014).
3. Ebben M., Murphy J. S. Unpacking MOOC scholarly discourse: a review of nascent MOOC scholarship. Learning, Media and Technology, 2014, vol. 39, iss. 3. Available at: https://usm.maine.edu/sites/default/files/ctel/Ebben%2 6MurphyUnpackingMoocScholarlyDiscourse2014.pdf (accessed 20 December 2014).
4. Liyanagunawardena T. R., Adams A. A., Williams S. A. MOOCs: A Systematic Study of the Published Literature 2008-2012. The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2013. Vol 14, № 3. P. 202-227. Available at: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/ article/view/1455/2531 (accessed 20 December 2014).
УДК 37
Горшкова Марина Абдуловна -
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Московский государственный областной гуманитарный институт E-mail: marucja.78@mail.ru
В системе высшего российского образования в последние десятилетия приоритет отдавался организации учебного процесса, воспитательная функция которого нивелировалась; произошла утрата качественной составляющей жизни молодых людей; утрата опыта воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава. Констатируется дифференцированный опыт общественной активности молодых людей, гражданская позиция которых не всегда согласуется с морально-нравственными критериями и подчас обусловлена эгоцентрической направленностью. В статье представлены некоторые взгляды на организацию воспитательной системы современного вуза, описаны условия эффективного функционирования различных моделей воспитательного пространства. Автором уточнены определения понятий «профессиональное воспитание», «воспитательная среда», «воспитательная система».
Ключевые слова: воспитание, куратор, воспитательная среда, воспитательная система.
5. Siemens G. What is the theory that underpins our moocs? 2012. 3 June. Available at: http://www.elearnspace.org/ blog/2012/06/03/what-is-the-theory-that-underpins-our-moocs/(accessed 20 December 2014).
6. Downes S. What the 'x' in 'xMOOC' stands for. Available at: https://plus.google.com/+StephenDownes/posts/ LEwaKxL2MaM (accessed 20 December 2014).
7. Samoylova E. V., Nazarova O. V., Korniletskaya N. S. Aktualnye problemy i perspektivy prepodavaniya inostran-nogo yazyka studentam neyazykovykh spetsialnostei v ramkakh integririvannogo podkhoda (Relevant Issues and Prospects for Teaching a Foreign Language to Non-Linguistic Adult Students in the Context of Integrated Approach). Integratsiya obrazovaniya (Integration of Education), 2014, no. 2 (75), pp. 117-123.
8. Vyushkina E. G. Predmetno-yazykovoe integrirovannoe obuchenie: yuridicheskaya konsultatsiya na angliiskom yazyke (Content Language Integrated Learning: Client Consultation in English). Vestn. Saratov. gos. yurid. aka-demii (Bulletin of Saratov State Law Academy), 2014, no. 5 (100), pp. 197-202.
9. Grigoryeva K. G., Salekhova L. L. Realizatsiya printsipov predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya s pomotshyu tekhnologii Web 2.0 v tekhnicheskom vuze (Implementation of the principles of object-language integrated learning through tehnology WEB 2.0 in a technical University). Vestn. Ross. un-ta druzhby narodov. Ser. Informatizatsiya obrazovanit (Bulletin of Peoples' Frendship University of Russia. Ser. Informatization of Education), 2014, no. 2, pp. 11-18.
Новое социальное время, новая воспитательная среда, социальные реалии, идеология общества ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов. В настоящее время ряд государственных документов определяет цели и задачи развития образования: это федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» и др. В этих документах поставлена задача воспитания нового поколения специалистов,
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
© Горшкова М. А2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2
которая вытекает из потребностей настоящего и будущего развития России.
Профессиональное воспитание будущих педагогов - сложная, многоаспектная социокультурная и психолого-педагогическая проблема. Профессиональное воспитание в педагогике высшей школы исследуется по многим направлениям и включает определенные понятия: «воспитательное пространство», «воспитательная среда», «воспитание», «куратор», «студент».
По мнению ряда авторов, воспитательное пространство с внутренними гуманистическими отношениями является фактором, влияющим на развитие и самореализацию личности, ее самоценность. А. В. Гаврилин выделяет три характеристики воспитательного процесса: характер отношений, системность и параметры, через которые воспитательное пространство может быть описано [1, с. 56]. Л. И. Новикова определяет воспитательное пространство как специально организованную преподавателями совместно со студентами «среду в среде». Она создает не только дополнительные, но и принципиально новые возможности для развития студентов.
Общими условиями эффективного функционирования различных моделей воспитательного пространства являются: наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса; единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты гуманистического воспитания; «мягкая» структура пространства, его событийность, диалоговый режим; разветвленная система отношений между различными субъектами пространства.
Субъектами воспитательного пространства могут быть:
индивидуальные: воспитуемые; родители; соседи; педагоги различных специальностей, работающие в разных воспитательных учреждениях; волонтеры из числа родителей, других обитателей микросоциума, работников организаций, расположенных в данном микросоциуме; муниципальные служащие и т.д.;
групповые: семья; группы сверстников, объединения по интересам; дошкольные, школьные и внешкольные учреждения; детские и юношеские объединения, организации; медицинские, культурные, общественные, религиозные, благотворительные организации; муниципальные органы управления, самоуправления и т.д.
Мы рассматриваем воспитательное пространство как полифакторное образование, инициирующее проявление конструктивных сущностных сил индивида, формирующих у него, в конечном итоге, просоциальные, витальные и ментальные стратегии.
На сегодняшний день задачи, стоящие перед вузом, успешно можно решить только в том случае, если постоянно вести поиск инновационных подходов к воспитательной работе со студентами. Это обусловлено не только проблемами воспитательной деятельности вузов, но и несколькими более общими причинами, а именно: необходимостью учета современных тенденций развития мирового сообщества, расширением информационной среды, изменениями в мире труда и т.д.
Инновационные подходы - это необходимые элементы успешной работы будущих выпускников в условиях рыночных отношений и конкурентного общества, помогающие молодому человеку реализовать свои компетенции в выбранной профессии. Молодые люди стали свободнее, раскованнее, осознали, что их благополучие зависит от них самих, у них появляются новые моральные, жизненные ценности. В то же время у молодежи наблюдаются эгоцентрическая позиция и настроения, которые проявляются в заботе только о собственном благополучии, безразличии к судьбе родных людей.
Индифферентная гражданская позиция подрастающего поколения, прагматизм, индивидуализм - издержки общества потребления и в какой-то степени результат деформации современной воспитательной политики. В связи с этим воспитательное пространство вуза должно быть одним из ведущих механизмов общественного развития, формирования культуры, реализации всего спектра личностных, профессиональных интересов и потребностей, обладающих нравственным потенциалом.
По своей сути воспитание представляет собой процесс, обеспечивающий осмысление и упорядочивание жизненных смыслов, ценностей, профессиональных и личностных целей человека. Актуальность осуществления профессионального воспитания продиктована, в первую очередь, значительной численностью студенческой молодежи, составляющей кадровый потенциал нашей страны. По мнению Н. М. Борытко, «в современной педагогике все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен, которые зачастую воспринимаются как хаотичные и лишенные внутренней логики» [2, с. 53].
Мы убеждены, что воспитание человека сопряжено с развитием у него социального иммунитета и четкой жизненной позиции, помогающих ему ориентироваться в реальном и виртуальном
мирах духовных и нравственных ценностей с приоритетным развитием последних и имеющих четкое представление о своем предназначении в окружающем мире. Мы хотим дополнить: воспитание - это деятельность индивида в парадигме «человек-человек», когда межличностные отношения развиваются в конструктивном русле, не позволяющем доминировать примитивным тенденциям, сопряженным с прагматически ориентированной направленностью, но реализующим этику смысла жизни, служения людям и осознанно ответственных поступков.
Велика роль в воспитании студентов кураторов академических учебных групп. Изучению воспитательной деятельности куратора студенческой группы посвящено немало работ. Его основные задачи, функции и обязанности рассматриваются в трудах А. Н. Максимова, Б. А. Смирнова, В. С. Листенгартена, С. В. Винокурова, С. М. Годника, И. И. Кобыляцкого, Е. А. Евсина, Ю. И. Иванкина, И. И. Мирного, А. Е. Мармазинской, А. В. Кондрашовой, Л. Д. Деминой, Т. П. Бугаевой, Е. Н. Кролевецкой и других. Особенности студенческого возраста изучаются в работах А. А. Реана, Т. А. Евтеевой, Б. Г. Ананьева, Н. М. Пейсахова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Ф. Ариеса, В. В. Давыдова, П. М. Якобсона, А. Е. Личко, С. Холла, И. Ю. Ку -лагиной [3, с. 12].
В исследовании Т. П. Бугаевой анализируется воспитательная система современного вуза, дается характеристика деятельности куратора. Автор определяет педагогические условия осуществления деятельности куратора в вузе:
актуализация ценностного отношения педагогического коллектива образовательного учреждения к воспитательной работе со студентами;
закрепление норм деятельности сообщества кураторов в разрабатываемой и реализуемой педагогическим коллективом образовательного учреждения нормативно-организационной базе;
совершенствование профессионально-педагогической компетентности куратора благодаря сочетанию психолого-педагогического спецкурса, специально организованных рефлексивно-оценочных процедур и практической деятельности;
создание и реализация кураторами взаимосвязи и взаимовлияния компонентов воспитательной системы в многофункциональной и многообразной воспитательной среде вуза [4].
Таким образом, кураторство предполагает педагогическую поддержку, которая необходима даже взрослым. На протяжении обучения в вузе эта поддержка может быть направлена на разные стороны студенческой жизни: на первом курсе
необходима помощь в адаптации к вузу, а на последних курсах - в научном самоопределении и т.д. Учебная группа состоит из студентов разного психологического возраста, обладающих разным уровнем ответственности. Важными профессиональными педагогическими качествами куратора должны быть следующие: эрудиция; целепола-гание; (практическое и диагностическое) мышление; интуиция; наблюдательность; оптимизм; находчивость; предвидение; рефлексия.
Студент и куратор являются элементами единой, продуманной, целенаправленной воспитательной системы. Л. И. Новикова считает, что воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъектов, целей, содержания и способов деятельности, отношений) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [5].
А. Д. Тарасова в своем исследовании описывает четыре этапа формирования и развития воспитательной системы вуза в условиях малого города:
1) подготовительный: разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделирование ее структуры и связей между элементами;
2) становление системы: развитие педагогического коллектива, органов студенческого самоуправления, закрепление ведущих видов деятельности, приоритетных направлений воспитательной работы, отработка наиболее эффективных педагогических технологий; установление связей с региональными производственными и общественными организациями, взаимодействие с культурно-просветительными организациями, обеспечение поступательного развития и саморазвития воспитательной системы вуза;
3) окончательное оформление системы, завершающий этап процесса ее формирования: дальнейшее развитие педагогического коллектива, органов студенческого самоуправления, определение ведущих видов деятельности, приоритетных направлений воспитательной работы, отработка наиболее эффективных педагогических технологий; включение в функционирование воспитательной системы вуза все большего количества активных внешних участников - администрации города, управления образования, производственных коллективов, общественных организаций;
4) перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем [6].
Педагогика
85
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2
В. С. Кагерманьян и Л. И. Коханович [7, с. 25] формулируют следующий перечень принципов при формировании современных воспитательных систем высших учебных заведений:
связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;
деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию студента и означающий реализацию принципа совпадения интересов общества и личности;
гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;
единство воспитания и самовоспитания; одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами, для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика молодого человека;
последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления;
творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.
Анализ научной педагогической литературы позволяет нам считать, что воспитательная система - это сформировавшееся социальное образование, включающее сплоченный коллектив, четко представляющий своё предназначение и стратегию, деятельность своей организации, мобильно реагирующий на социально-экономические катаклизмы общества, реально оценивающий факторы внешней и внутренней среды, коллегиально и творчески решающий воспитательно-образовательные задачи.
Исходя из вышесказанного, сегодня в вузе необходимо создание современной воспитательной системы, способной удовлетворить социальный заказ общества, а именно - воспитание разносторонне развитой личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
Список литературы
1. Гаврилин А. В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. Владимир, 1998. 413 с.
2. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе / под ред. Н. К. Сергеева. М., 2005. 145 с.
3. Горшкова М. А. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 27 с.
4. Бугаева Т. П. Деятельность куратора в современном вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010. 26 с.
5. Воспитательные системы современной школы : опыт, поиски, перспективы / сост. Л. К. Балясная, науч. ред. Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. М., 1995. 287 с.
6. Тарасова А. Д. Формирование воспитательной системы вуза в условиях малого города : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 22 с.
7. Кагерманьян B. C., Коханович Л. И. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация воспитательной деятельности в вузах. М., 2002. С. 45-49.
To the Question about the Essence of the Educational System
M. A. Gorshkovа
Moscow State Regional Institute for the Humanities
2, Zelenaya str., Orekhovo-Zuevo, 142611, Moscow region, Russia
E-mail: marucja.78@mail.ru
In the Russian system of higher education in recent decades, the priority is given to the organization of the educational process, the educational function of which is noticeably faded; there was a loss of the qualitative component of life in young people; loss of experience and educational activities of the faculty; States the differentiated experience of public activity in young people, civil position which is not always consistent with the moral criteria, sometimes due to egocentric orientation. This article presents some views on the organization of the educational system of the modern University, describes the conditions for the effective functioning of the various models of educational space. The author clarified the definitions of professional education, educational environment, educational system.
Key words: parenting, curator, educational environment, educational system.
Reference
1. Gavrilin A. V. Razvitie otechestvennykh gumanisti-cheskikh vospitatelnykh system (Development of domestic humanistic educational systems). Vladimir, 1998. 413 p.
2. Borytko N. M. Sistema professionalnogo vospitaniya v vuze. Pod red. N. K. Sergeeva (System of professional education university. Ed. by N. K. Sergeev). Moscow. 2005. 27 p.
3. Gorshkova M. A. Model vospitatelnoy deyatelnosti ku-ratora studencheskoy gruppy v pedagogicheskom vuze: avtoref. dis. ... kand.ped. nauk(Model of the educational activities of the curator of the student group at the pedagogical university: the abstract of a thesis of Ph.D. of Pedagogy). Moscow, 2011. 27 p.
4. Bugaeva T. P. Deyatelnost kuratora v sovremennom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (The activities of the curator in contemporary university: the abstract of a thesis of Ph.D. of Pedagogy). Novokuznetsk, 2010. 26 p.
И. К. Кондаурова. Перспективы организации профессионально ориентированной практики
5. Vospitatelnye sistemy sovremennoy shkoly: opyt, poiski, perspektivy (Educational systems of the modern school: experience, prospecting, prospects). Compiller L. K. Balyasnaya, sci. ed. by L. I. Novikova, N. L. Se-livanova. Moscow, 1995. 287 p.
6. Tarasova A. D. Formirovanie vospitatelnoy sistemy vyza v usloviyakh malogo goroda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (The formation of the educational system of the university in a small town: the ab-
stract of a thesis of Ph.D. of Pedagogy). Moscow, 2000. 22 p.
7. Kagermanyan V. C., Kokhanovich L. I. Kontseptualnye osnovy formirovaniya sistemy vospitaniya sotsialno ak-tivnoy lichnosti studentov (Conceptual bases of formation of an educational system of socially active identity of students). Organizatsiya vospitatelnoy deyatelnosti v vuzakh (The organization of educational activity in university). Moscow, 2002, pp. 45-49.
УДК [378.016:51](083.9)
ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МАТЕМАТИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА С ПРИСВОЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР»
Кондаурова Инесса Константиновна -
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания, Саратовский государственный университет E-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru
В статье обсуждается проблема организации профессионально ориентированной практики будущих педагогов-математиков в условиях прикладного бакалавриата. В структуру программы бакалавриата входят два вида практики: учебная и производственная. Автор обосновывает цели, содержание, ожидаемые результаты, способы и формы проведения каждого вида практики в соответствии с требованиями «Профессионального стандарта педагога» и «Концепции развития математического образования в Российской Федерации». Сформулированы условия эффективной организации профессионально ориентированой практики, указаны критерии результативности ее проведения. Ключевые слова: профессионально ориентированная практика, педагог-математик, прикладной бакалавр.
В январе 2014 г. Министерство образования и науки РФ представило на общественное обсуждение проект «Концепция поддержки развития педагогического образования». Одним из ключевых элементов концепции является предложение готовить будущих учителей по принципам «прикладного бакалавриата», что предполагает замену значительного объема теоретических курсов на практический компонент и, как следствие, насыщение учебных планов подготовки прикладных бакалавров разветвленной системой профессионально ориентированных практик и стажировок. В связи с этим представляется актуальным изучение перспектив организации профессионально ориентированной практики будущих учителей математики в условиях прикладного бакалавриата.
Отбор и структурирование содержания блока «Практики» для педагогов-математиков мы проводили, опираясь на требования проекта федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (ФГОС 3+). Также мы учитывали тот факт, что программы подготовки будущих учителей, в том числе и программы практик, должны быть приведены в соответствие с требованиями «Профессионального стандарта педагога», вступающего в силу с 1 января 2016 г., согласно которому наши выпускники должны быть в полной мере готовы к осуществлению своей профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием указанных в нем трудовых функций. Кроме того, 24 декабря 2013 г. была утверждена «Концепция развития математического образования в РФ», где одним из основных факторов, обеспечивающих качество математического образования, был обозначен педагог-математик, соответственно, были сформулированы и требования к современному педагогу-математику.
Проектируя структуру и содержание практики, мы не могли не учесть опыт нашей кафедры и сложившиеся на механико-математическом факультете традиции по подготовке учителей, которая выстроена у нас как университетский период становления профессиональной биогра-
© Кондаурова И. К., 2015