Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Дата публикации: 28.02.2019 УДК 378:37.01
Г. В. Буяновд
Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования
Актуальность изучения основных направлений воспитания в современной высшей школе обусловлена серьезными противоречиями между требованиями к будущему специалисту как высоконравственной личности, генератору прогрессивных идей, нацеленного на укрепление и эффективное развитие нашего государства и реально существующим уровнем духовного и потребностно-мотивационного развития современного молодого человека. На основании теоретического анализа литературы выявлены причины данного противоречия и проанализированы меры, предпринятые правительством РФ с целью улучшения сложившейся ситуации. Рассмотрены приоритетные направления в воспитательной деятельности в рамках реализуемого сегодня компетентностного подхода, прописанные как в нормативно-правовых актах, так и трудах современных ученых-педагогов. Автор статьи придерживается той позиции, что в системе высшего образования системообразующим направлением является профессиональное воспитание, представляющее собой целостный процесс формирования профессиональных и личностных качеств специалиста, в контексте которого реализуются и другие направления воспитательной деятельности (патриотическое, гражданско-правовое, валеологическое, духовное, нравственное, эстетическое, экологическое и др.).
Ключевые слова: высшее образование, компетентностью подход, социальные компетенции, нормативно-правовые документы, принципы системы воспитания, направления воспитания, профессиональное воспитание
Ссылка для цитирования:
Буянова Г. В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 37-50. 10.32744/р$е.2019.1.3
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Accepted: 15 December 2018 Published: 28 February 2019
G. V. BUYANOVA
The main fields of educational activity in the system of modern higher education
The relevance of the study of the main fields of education in the modern higher education is conditioned by serious contradictions between the requirements for a future specialist as a highly moral person, a generator of progressive ideas, aimed at strengthening and effective development of our state and the existing level of mental and need-motivational development of a modern young human. Based on the theoretical analysis of the literature, the causes of this contradiction are identified and the measures taken by the government of the Russian Federation to improve the situation are analyzed. Priority fields in educational activities within the current competence-based approach, provided for in both legal acts and writings of modern teacher scientists are reviewed. The author of the paper adheres to the position that in the higher education system, the system-forming field is professional education, which is a holistic process of formation of professional and personal qualities of a specialist, in the context of which other fields of educational activities (patriotic, civil, valeological, mental, moral, aesthetic, ecological, etc.) are realized.
Key words: higher education, competence approach, social competencies, regulatory documents, principles of the educational system, fields of education, professional education
For Reference:
Buyanova, G. V. (2019). The main fields of educational activity in the system of modern higher education. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 37 (1), 37-50. doi: 10.32744/pse.2019.1.3 (In Russ., abstr. in Engl.)
_Введение
олитические и экономические процессы последних двух с половиной десятилетий, имеющих место, как на российском, так и на международном уровнях, безусловно, отразились на «преображении самого человека, его эмоционального и нравственного мира, интересов, ценностей и мотиваций, потребностей и сущностных сил, преображении его личности» [7, с. 6]. Кратко и очень ёмко охарактеризовала ценностный фон первых полутора десятков лет XXI века Л.А. Липская: «Символом времени стало «иметь», а не «быть» [16, с. 134]. Все чаще сегодня в научной педагогической литературе озвучиваются сожаления о том, что у значительного числа студентов современного образца наблюдается низкий уровень знаний и учебных умений; большинство поступающих в вузы нацелены на получение диплома, а не профессионально-ориентированного образования; низкий уровень мотивации к приобретению выбранной профессии; преобладание внешних мотивов (заработная плата, карьерный рост, престиж профессии) над внутренними (внутреннее стремление сделать свою работу хорошо, принести пользу другим); инфантилизм, демонстративное избегание молодежью решения необходимых жизненных задач [2; 6].
Анализируя современное положение высшего образования, все более актуальной становится проблема поиска путей формирования такой образовательной среды, которая способствовала бы «существенному улучшению ситуации с профессиональным самоопределением студентов» и оказывала бы влияние «на осознанное и ответственное обучение, личностный рост и повышение конкурентоспособности выпускников вуза» [17, с. 379]. Вслед за И.М. Ильинским, мы полагаем, что первостепенной по значимости в формировании человека является задача воспитания молодежи. «Без воспитания нет образования, т.е. нет полноценного человека» [12, с. 11]. «Именно воспитание молодежи всех возрастов — самое главное сегодня для спасения России. Именно воспитание, а не обучение» [Там же, с. 5].
Цель данной работы - анализ основных воспитательных тенденций в современном образовании и выявление наиболее приоритетных направлений в воспитательной деятельности высшего учебного заведения.
_Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели был проведен теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме воспитания в профессиональном образовании, проработаны нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие образовательный и воспитательный процессы, а также изучен и обобщен практический педагогический опыт по исследуемому вопросу.
_Результаты исследования
Рубеж XX - XXI столетий характеризуется исследователями как период недостаточного внимания к воспитательному компоненту в образовании [5; 12; 18]. Одной из основных предпосылок такого отношения к воспитанию в вузе авторы называют политическую и экономическую ситуацию переходного «смутного» периода, начавшегося
с распадом СССР в 80 — 90-е гг. ХХ в., плоды которого мы пожинаем до сих пор. По мнению Л.В. Попова и Н.Х. Розова, «система коммунистического воспитания пришла в противоречие с объективной логикой общественного развития страны и развалилась. В сфере воспитания образовался вакуум, о воспитании как общественной задаче перестали даже говорить» [18, с. 4]. А.О. Волгушева конкретизирует, что преподавание в образовательных учреждениях конца XX - начала XXI вв. свелось к выполнению только образовательных функций [7, с. 13], что фактически подтверждается текстом ФЗ «Об образовании» в редакции 1992 года. В качестве второй причины преподаватели, педагоги, психологи, социологи называют разрушение уникальной, национальной, основанной на идеологии, русско-советской системы обучения и воспитания. Ориентир на «глобализацию», погоня за членство в едином общеевропейском экономическом и образовательном пространстве привели к изменению, а точнее сказать к утрате духовно-нравственных идеалов и ценностей. К третьей причине ряд авторов относят факт агрессивного влияния, слабо контролируемого, легкодоступного потока информации «как позитивного, так и негативного характера» [3; с. 195], который имеет, зачастую, больший «воспитательный» (в кавычках) эффект, чем непосредственное влияние семьи и педагогов.
Понимая всю трагичность результатов ослабления воспитания, еще в 1990 году академик Д.С. Лихачев писал: «Я мыслю себе XXI век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей < ... > образование, подчиненное задачам воспитания, < ... > возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должен дорожить каждый, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке» (1990).
Начиная с 2002 года, период отчуждения воспитания в высшем образовании сменяется периодом осмысления его места и роли уже в новых демократических условиях. В момент подписания Болонского соглашения (2003) Россия приняла на себя обязательства о «повышении качества образования на основе компетентностного подхода» [4]. Суть данного подхода, по мнению И.А. Зимней, заключается в формировании ком-петенций/компетентностей, которые позволили бы молодому человеку успешно социализироваться в обществе и развиваться как личность вне рамок образования; в процессе постоянной самооценки самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их; самостоятельно и осознано организовывать свою деятельность на основе собственной мотивации и ответственности за результат; самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные и нравственные проблемы в различных сферах и видах деятельности [9]. Иначе говоря, основная цель, которая была поставлена перед образованием, - это формирование зрелой личности, способной к самовоспитанию, самоорганизации, самоопределению. А эти качества необходимо воспитывать. Следовательно, встал вопрос о создании соответствующих условий.
Один за другим выходят нормативные документы, обязывающие вузы к включению воспитательной деятельности в систему образования, разработке ее структуры и принципов с учетом актуальной ситуации и требований к современному специалисту. В перечень нормативно-правовых документов федерального уровня, ставших основой возрождения воспитательной деятельности в высшем образовании, входит, прежде всего, Приказ Минобразования России от 27 декабря 2002 г. № 4670 о включении в государственную аккредитацию высшего учебного заведения показателя «Воспита-
тельная деятельность образовательного учреждения». На основании этого документа, обязательным требованием к каждому вузу становится необходимость «создания административной структуры, функционально ответственной за организацию воспитательной и внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении» [19].
К последним, ныне действующим документам нужно отнести: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 (с изменениями от 3 августа 2018 г.); Приложение к письму Минобрнауки России от 22.02.2006 № 06197 «Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе»; Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (29.11.2014 г. №2403-р); Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Постановление Правительства от 30.12.15 №1493 «О госпрограмме «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2016-2020 гг.»; «Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования», утверждённый в соответствии с письмом председателя комиссии по воспитательной работе и развитию внеучебной деятельности Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодёжи от 18.02.2016, № 12.
Исполнение распоряжений, прописанных в приведенных документах, предполагает, в первую очередь, серьезную воспитательную работу с молодым поколением. Согласно п. 2 статьи 2 ФЗ «Об образовании ...» «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [25]. Пункты 4.1. и 4.2. «Стандарта организации воспитательной деятельности ООВО» гласят, что данный вид деятельности должен обеспечить «развитие личностных качеств гражданина-патриота и профессионала», «формирование общекультурных и профессиональных компетенций» в соответствии с ФГОС» [22].
Опираясь на ключевые социальные компетенции, выделенные И.А. Зимней, под которыми автор понимает такие компетенции/компетентности, которые «проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека, обеспечивая полноценность его социального и профессионального бытия» [10, с. 41], И.В. Руденко формулирует три группы компетентностей, относящихся к воспитанию:
• «компетентности, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения: здоровьесбережение, компетентности ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития;
• компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека в социальной сфере: социальное взаимодействие, компетентность в общении;
• компетентности, относящиеся к деятельности человека: познавательной, трудовой, учебной, а также компетентности в сфере информационных технологий» [21, с. 91].
«Стандарт организации воспитательной деятельности ООВО» определяет основные принципы системы воспитательной деятельности (п. 4.3.). К ним относятся: 1) «гуманизм и ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества; 2) воспитание в контексте профессионального образования и государственной молодёжной политики; единство учебной и внеучебной деятельности; 3) опора на психологические, социальные, культурные и другие особенности обучающихся; 4) учёт
социально-экономических, культурных и других особенностей региона; 5) сочетание административного управления и самоуправления обучающихся; 6) вариативность направлений воспитательной деятельности, добровольность участия в них и право выбора студента; 7) открытость, преемственность, гибкость системы воспитательной деятельности ООВО» [22].
Исходя из принципов воспитательной работы, т.е. основ организации воспитательной деятельности и базовых компетентностей, иными словами требований к ее результатам, концептуальным является определение основных направлений воспитательной деятельности в вузе.
В «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» определяются следующие направления, базирующиеся на современных достижениях науки, с учетом отечественных традиций:
• Гражданское воспитание, которое предполагает создание условий для формирования ответственности и активной гражданской позиции, на основе духовности и нравственности, идеях интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; «формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по любым признакам».
• Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предполагает создание комплексной методической системы, способствующей «формированию патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; <...> развитие у подрастающего поколения поисковой и краеведческой деятельности».
• Духовное и нравственное воспитание реализуется посредством «развития нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); <...> развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; <...> содействия формированию позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных».
• Приобщение к культурному наследию подразумевает «эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического».
• Популяризация научных знаний обеспечивается за счет «создания условий для получения подрастающим поколением достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности в научных познаниях об устройстве мира и общества».
• Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает формирование ответственного отношения к своему здоровью и «потребности в здоровом образе жизни; <...> развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек».
• Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение осуществляется посредством воспитания у подрастающего поколения «уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; <...> формирования потребности трудить-
ся, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности <...>; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению».
• Экологическое воспитание ориентировано на развитие экологической культуры, «бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии» [23].
Прописанный в «Стратегии.» перечень воспитательных направлений ориентирован, большей частью, на детей дошкольного и школьного возраста, однако, он является, на наш взгляд, более чем актуальным и для студентов. Пояснения данных направлений процитированы нами выборочно, представлены лишь те выдержки, которые возможно и необходимо продолжать формировать и в юношеском возрасте посредством воспитательной работы в вузе.
Понимание учеными-педагогами основных направлений воспитательной деятельности в вузе согласуется с общей стратегией развития воспитательной деятельности в РФ. В трудах С.Д. Смирного, Ш.Х. Кенжаева, Ф.Э. Бокиева, Г.А. Аманова выделяются: патриотическое, гражданско-правовое, нравственно-эстетическое, валеологическое (здоровьесбережение), социальная защита (воспитание ощущения безопасности и чувство уверенности в себе), работа с родительским коллективом, профессиональное самоопределение, формируемое в рамках профессионального воспитания [13, с. 729].
Анализ опыта вузов России по практической реализации обозначенных направлений позволил выделить наиболее приоритетные из них. В качестве основного показателя приоритетности рассматривался факт наличия и применения на практике целевой программы воспитания студентов в рамках того или иного направления, реализующей основные принципы системы воспитательной деятельности, сформулированные в «Стандарте организации воспитательной деятельности ООВО» (см. выше).
Обзор литературы показал, что наиболее актуальными являются «патриотическое», «гражданско-правовое», «духовно-нравственное», «физическое (валеологическое)» и «профессиональное (трудовое)» направления в воспитании. Рассмотрим данные направления с точки зрения их реализации на практике.
«Целевая программа гражданско-патриотического воспитания студентов», разработанная в Брянском государственном университете им. академика М.Г. Петровского демонстрирует пример комплексного подхода к реализации данного воспитательного направления. С целью формирования у молодежи готовности к выполнению гражданского долга на основе активной гражданской позиции и российского национального самосознания в университете организуются следующие мероприятия: «молодежные акции всероссийского и регионального значения» такие как «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка» и др.; «университетские социально-значимые и памятно-мемориальные мероприятия» (патриотический межвузовский интернет-фестиваль «Поколение RU - поколению Победы», мини-реквием у памятника героям Великой отечественной войне (ВОВ)); «выставочные проекты» - музейные, книжные и фотоэкспозиции, «научные, информационные и издательские проекты» - организация гражданских форумов, исследовательских проектов, выпуск специальных но-
меров газет университетского и факультетского уровня, посвященных ВОВ, истории и достижениям родного края [11, с. 67].
Воспитание гражданина и патриота своей страны невозможно без духовно-нравственной составляющей развития человека. Целью «духовного» и «нравственно-эстетического» направлений в воспитании в вузе является формирование надлежащих мировоззренческих позиций, а также национальных и общечеловеческих ценностных ориентаций. Согласно разработанным в вузах концепциям воспитательной деятельности, эти направления относятся к числу наиболее важных и осуществляется за счет привлечения студентов к организации и участию в таких мероприятиях как: встречи с учеными-богословами, священнослужителями с целью духовно-нравственного наставления молодежи [3]; научно-практические конференции, форумы, региональные и всероссийские конкурсы молодежных работ по проблематике духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей (конкурс молодых семей «Рай в шалаше», направленного на пропаганду семейных ценностей»); проведение волонтерских добровольческих акций, благотворительных выступлений с целью оказания помощи малоимущим слоям населения, детским домам, реабилитационным центрам, приютам, инвалидам, ветеранам войны и труда (конкурс «Доброволец года», акции «Подари детям праздник», «Сдай кровь - спаси жизнь!» и др.); организация тематических экскурсий по святым и историческим местам родного края и других регионов России; использование СМИ и библиотечных фондов вуза для пропагандирования «духовных, нравственных, семейных ценностей, достижений отечественной духовной культуры» [14, с. 29].
Не меньшее значение в вузах придается «физическому (валеологическому) воспитанию», под которым понимается «формирование физической культуры обучающихся как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры выпускника вуза, призванного сознавать личную ответственность за собственное здоровье» [Там же, с. 46]. Особенность практической реализации данного направления заключается не столько в содержании самих мероприятий, сколько в создании условий для полноценного и эффективного развития личности студента в процессе обучения и воспитания, организации специальной профилактической работы по ограничению факторов, провоцирующих саморазрушающие виды поведения. Для этого в вузах создаются спортивные клубы, секции по различным видам спорта; организуются внутривузовские, региональные, всероссийские и международные соревнования и спартакиады студенческих команд, участие студентов в сдаче норм Всероссийского комплекса ГТО; проводятся туристические, культурно-массовые и другие оздоровительные мероприятия («День здоровья», «Фестиваль студенческого спорта» и др.); организуются встречи, семинары, мастер-классы со знаменитыми спортсменами, циклы образовательно-просветительских мероприятий по здоровому образу жизни и вреде курения, алкоголя и наркотиков; устанавливаются стенды с информацией антинаркотического и антиникотинового содержания с телефонами доверия и адресами соответствующих центров; создаются службы психологической помощи с целью профилактики и коррекции асоциального поведения студентов [Там же, с. 47].
Приоритетность «профессионального воспитания» (ПВ) в высших учебных заведениях обусловлено спецификой и основой целью профессионального образования - «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном,
культурном и нравственном развитии» [25, Ст. 69]. Согласно определению А.И. Тимо-нина профессиональное воспитание - это «целостный <...> процесс, направленный на профессиональное самоопределение, становление индивида как субъекта профессиональной деятельности, выстраивание своей профессиональной карьеры» [24, с. 57]. В отличие от профессионального воспитания в школе, где основной задачей является помощь школьникам определиться с выбором будущей профессии, т.е. найти профессию для себя, в вузе, равно как и в ссузе, акцент ПВ смещается в сторону содействия обучающимся в поисках и определения себя, своего места в рамках уже выбранного профессионального направления. Для этого, должна быть организована поэтапная воспитательная работа со студентами начиная с адаптации к студенческим условиям жизни и обучения и заканчивая пониманием со стороны студента требований и условий его будущей специальности, а также сформированным желанием трудиться по полученной профессии. Этому способствуют следующие мероприятия: проведение «Дня знаний», «Посвящения в студенты», «Ночи в вузе для первокурсника», «Дня открытых дверей», «Ярмарки вакансий» и др.; распространение среди студентов «Справочника первокурсника», «Справочника профорга»; стимулирование научных исследований студентов по направлениям подготовки и изучаемым дисциплинам; проведение деловых и ролевых игр, мастер-классов профессиональной направленности, конкурсов профессионального мастерства; организация экскурсий на предприятия, встреч с практическими работниками различных отраслей, работодателями и выпускниками вуза в соответствие с направлениями подготовки и получаемыми специальностями. Важная роль в воспитании профессионала отводится движению студенческих волонтерских отрядов, а также привлечение студентов к работе в разнопрофильных студенческих трудовых отрядах и студенческих профессиональных сообществах [14, с.41].
Анализ локальных нормативных документов (целевые программы, концепции воспитательной деятельности), принятые в вузах с целью организации воспитания, позволил нам обобщить предлагаемые мероприятия в три группы. В первую группу мы объединили мероприятия всероссийского, регионального, городского и вузовского значения, имеющие целью создание событий с вовлечением достаточно большого количества людей для достижения поставленной цели (акции, фестивали, ярмарки, «Дни.», благотворительные выступления, волонтерские движения, трудовые отряды и др.). К этой же группе мы относим мероприятия просветительского и научного характера, предполагающие непосредственное общение, обмен опытом и мнениями (форумы, конференции, семинары, мастер-классы, тематические экскурсии, встречи со значимыми людьми и др.). Вторую группу составляют мероприятия, включающие в себя элемент состязания (конкурсы, олимпиады, деловые и ролевые игры, исследовательские проекты, участие в грантах, спортивные соревнования и др.). В третью группу мы объединили средства, обеспечивающие информационную среду (вузовские теле- и радиотрансляции, наполнение сайта вуза, выпуск газет, справочников, оформление стендов, экспозиций, выставок и т.д.).
_Обсуждение результатов
Безусловно, для реализации основной цели высшего образования, организация воспитательного процесса в вузе должна осуществляться в единстве всех его направлений. Необходимость целостного рассмотрения проблемы воспитания молодежи
прописана в тексте документа «Государственной молодежной политики...», на который опирается, в свою очередь, «Стандарт организации воспитательной деятельности ООВО». В качестве ключевой задачи молодежной политики называется «воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи» [20]. Справедливость данного тезиса неоспорима. Исходя из процитированной задачи, представление идеала современного молодого человека демонстрирует конечный результат описанных выше направлений воспитания. Однако мы полагаем, что организацию воспитания в профессиональных учебных заведениях нельзя сводить к сумме разнонаправленных воспитательных программ, в рамках которых проводятся соответствующие тематические мероприятия. Основное отличие общего образования от профессионального заключается, в первую очередь, в ориентированности профессионального образования на формирование таких способностей и личностных качеств, которые необходимы для успешной самореализации в будущей жизни, в условиях будущей профессиональной деятельности. Данной позиции придерживаются и зарубежные ученые. Так, Kâre Heggen, Lars Inge Terum, Jim-Olav Fors, изучая влияние профессионального образования на процесс принятия студентами выбранной профессии, акцентируют внимание на том, что профессиональное образование - это не только приобретение знаний и навыков, но и формирование мотивов к профессиональной деятельности, положительного отношения к делу [26]. Patricia Champy-Remoussenard полагает, что в процессе получения профессионального образования, главное, что должно быть сформировано у студента, - это готовность учиться на протяжении всей своей жизни, что может быть достигнуто только в условиях интеграции обучения, воспитания и трудовой деятельности [27].
Основная функция преподавателя вуза, куратора студенческой группы - это подготовка «профессионала-специалиста, личности, в гражданской основе которой - профессиональная, индивидуально выраженная позиция человека-созидателя-творца-исследователя, освоенный комплекс компетенций и формируемых компетентностей» [1, с. 282]. Основная задача обучающегося - в процессе овладения профессией приобрести базовые профессиональные знания, умения и навыки, а также усвоить основные моральные, нравственные и этические нормы и правила существования и развития, в первую очередь, в будущем профессиональном сообществе, и как следствие, в социуме в целом. Исходя из этого, вслед за В.В. Кузнецовым, Л.В. Алиевой мы полагаем, что профессиональное направление в воспитании является «не составляющей <...> высшего образования, а платформой, основой при решении профессиональных задач» [15, с. 37], «базой формирования нового типа профессионала-специалиста» [1, с. 282]. В нашем понимании «новый тип профессионала-специалиста» подразумевает образ человека - патриота, способного противостоять идеологии экстремизма, национализма, расизма, формируемое средствами патриотического воспитания; активного гражданина, обладающего критическим мышлением (гражданско-правовое воспитание), нравственными убеждениями, следующий нормам морали (духовно-нравстенное воспитание); дисциплинированного работника, ответственно относящегося к своему труду, владеющего важнейшими понятиями и законами процессов, происходящих в природе и обществе и стремящегося к углублению этих знаний (трудовое воспитание); человека, бережно и ответственно относящегося к своему здоровью (валеоло-
гическое воспитание), владеющего умениями и навыками разумного природопользования (экологическое воспитание). Иными словами, процесс воспитания специалиста нового типа включает в себя все рассмотренные выше воспитательные направления. При этом, на наш взгляд, в рамках профессионального образования, ПВ должно рассматриваться как системооразующее, объединяющее остальные направления в воспитании.
Наша позиция базируется на убежденности в том, что специфика приобретаемой студентом профессии вносит определенные нюансы в его восприятие тех или иных общепринятых норм и ценностей. Например, вряд ли вызовет возражение тот факт, что понимание чувства долга перед Родиной у курсанта военного училища будет значимо отличаться от того, как оно воспринимается, например, учителем или врачом. Закономерно так же и то, что ценность земли как природного богатства и необходимость бережного отношения к ней должно осознаваться студентом-будущим агрономом глубже, чем, например, юристом или переводчиком. Воспитание личности через историю, традиции, особенности получаемой профессии - данный подход позволяет, по нашему мнению, привить не только общечеловеческие ценности и сформировать духовно-нравственную личность, но и повысить мотивацию к получаемой профессии. Мы полагаем, что, разрабатывая концепцию воспитательной деятельности в вузе, нет необходимости планировать воспитательные мероприятия по каждому направлению отдельно, тем более, что проведенный нами анализ показывает, что они имеют общую структуру и отчасти дублируют друг друга. А если принять во внимание то условие, что студенты должны быть охвачены всеми мероприятиями, что бы заложить в них все необходимые качества разносторонне развитой и культурной личности, то у студента практически не остается свободного времени. На наш взгляд, планируя мероприятия, направленные на воспитание таких качеств как патриотизм, гражданская идентичность, нравственность, духовность и т.д., необходимо использовать все три группы мероприятий, но продумывать содержание этих мероприятий так, чтобы оно согласовывалось с профессиональным контекстом. Например:
• для повышения правовой грамотности будущих аграриев, выпускников Пермского аграрно-технологического университета, было бы целесообразно сделать акцент на ознакомление с теми нормативно-правовыми актами, которые позволили бы им правильно оценить траекторию и перспективы своей будущей профессиональной деятельности (например, Постановление правительства Пермского края от 3 октября 2013 года N 1320-п «Об утверждении государственной программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края» (с изменениями на 1 августа 2018 года);
• с целью формирования у будущих агрономов патриотического сознания, чувства общности со своим народом, правильным было бы в рамках мероприятия, посвященного ВОВ, обратить большее внимание на подвиг тружеников села, от которых зависела продовольственная обеспеченность Советской Армии и т.п.
_Выводы
Анализ современных отечественных и зарубежных исследований, научных публикаций, нормативно-правовой документации последних двух десятилетий в области профессионального образования и воспитания показывает, что в настоящее время
проблеме воспитания в вузе уделяется достаточно большое внимание. Особую актуальность эта проблема приобрела в период кризиса государственности и резкой смены политических и экономических ориентиров конца ХХ-го - начала XXI веков. Основной акцент в современном образовании делается на патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное и валеологическое направления в воспитании. Процесс воспитания в вузе, в целом, необходимо рассматривать в совокупности всех его направлений, но с учетом тех требований, которые предъявляет к специалисту получаемая студентами профессия. В результате такого воспитательного воздействия должны сформироваться такие личностные качества обучающегося, которые наиболее востребованы будущей профессиональной деятельностью. Следовательно, на уровне профессионального образования профессиональное воспитание является системообразующим, в рамках которого должен формироваться не только грамотный, но и культурный, высоконравственный член социума. Данный подход ставят новые задачи перед исследователями по теоретическому осмыслению и практическому решению вопросов организации воспитания в высших учебных заведениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза - ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2. С. 279-284.
2. Андриенко О.А., Безенкова Т.А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 26-32. doi: 10.32744/pse.2018.5.3
3. Беляев Р.В., Колосова Л.А., Остапенко Р.И. Современные взгляды на религиозные и светские пути духовно-нравственного воспитания новых поколений молодежи // Перспективы науки и образования. 2018. № 1 (31). С. 195-201.
4. Болонский процесс в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bologna.ntf.ru/p34aa1.html (дата обращения: 25.04.2017).
5. Буянова Г.В. К вопросу об исторических предпосылках создания института кураторства в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 171-175.
6. Вагнер И.В. Актуальные задачи развития воспитания в системе высшего профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. № 3. С. 78-83.
7. Васильчук, Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. № 1. С. 5-26.
8. Волгушева А.О. Роль куратора в вузе на различных исторических этапах становления и развития института кураторства // Современные аспекты воспитательной работы в высших и средних профессиональных учебных заведениях: Сборник материалов первой областной научно-практической конференции кураторов высших и средних профессиональных учебных заведений. Саратов. 2013. С. 11-13.
9. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. - Книга 2 // Материалы XII Всероссийского совещания. М.: Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2003. С.4-13.
10. Зимняя И.А. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы (дескрипторная характеристика как база оценивания) / Под науч. ред. профессора И.А. Зимней: Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика: Материалы XI симпозиума, г. Москва, 16-17 марта 2006 г. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов. 2006. 82 с.
11. Зятева Л.А. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в социокультурной среде вуза // Вестник БГУ. 2015. № 2. С. 66-70.
12. Ильинский И.М. Российские вузы на переломном этапе // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 5-17.
13. Кенжаев Ш.Х., Бокиев Ф.Э., Аманов Г.А. Организация воспитательной деятельности в вузе // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 728-731.
14. Концепция воспитательной деятельности ВГТУ [Электронный ресурс]. URL: http://cchgeu.ru/upload/ iblock/721/kontseptsiya-vospitatelnoy-deyatelnosti-vgtu.doc (дата обращения: 21.11.2018 г.).
15. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 136 с.
16. Липская Л.А. Духовно-нравственная эволюция российского общества // Вестник ЧелГУ. 2015. № 19 (374). С.132-138.
17. Миронов И.П., Киндеркнехт А.С. Адаптация иностранных студентов в пермском вузе // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2016. Т. 1. С. 375-379.
18. Попов Л.В., Розов Н.Х. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения // Вестник Московского университета. Сер. Педагогическое образование. 2011. № 1. С. 3-15.
19. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27 декабря 2002 года № 4670 «О внесении изменений в приказ Минобразования России от 29.06.2000 № 1965 «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901856553 (дата обращения: 15.08.2017 г.).
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (29.11.2014 г. №2403-р). - [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70713498/#review (дата обращения: 25.10.2018).
21. Руденко И.В. Профессиональное воспитание в вузе: компетентностный подход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 89-97.
22. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: www.gasu.ru/train/infmat-uvr/standart.pdf (дата обращения: 05.05.18).
23. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №295. [Электронный ресурс]. URL: www.k-obr. spb.ru/page/626 (дата обращения: 20.10.18).
24. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 55-58.
25. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс] URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 20.10.18).
26. Jim-Olav Fors. Development of professional commitment among students in social work education. Social Work Education, 2017, 36:5, pp. 529-541.
27. Patricia Champy-Remoussenard, «Les transformations des relations entre travail, éducation et formation dans l'organisation sociale contemporaine : questions posées par trois dispositifs analyseurs», Revue française de pédagogie [En ligne], 190 | janvier-février-mars 2015, mis en ligne le 31 mars 2018, consulté le 25 octobre 2018. URL: http://journals.openedition.org/rfp/4675; DOI : 10.4000/rfp.4675.
REFERENCES
1. Aliyeva L.V. Educational potential of the educational activities of the university - the value basis for the formation of general professional competences of students. Kazan pedagogical journal, 2015, no. 4-2. pp. 279-284. (in Russian)
2. Andrienko O., Bezenkova, T. From the experience of the organization of educational activities with students of adolescence. Perspectives of science and education, 2018, no. 5 (35), pp. 26-32. doi: 10.32744/pse.2018.5.3 (in Russian)
3. Belyaev R.V., Kolosova L.A., Ostapenko R.I. Modern views on religious and secular ways of spiritual and moral education of new generations of youth. Perspectives on science and education, 2018, no. 1 (31), pp. 195-201. (in Russian)
4. Bologna process in Russia. [Electronic resource]. Available at: http://www.bologna.ntf.ru/p34aa1.html (accessed 25 April 2017). (in Russian)
5. Buyanova G.V. On the question of the historical prerequisites for the creation of the institute of curatorial at the university. Baltic Humanitarian Journal, 2018, Vol. 7, no. 3 (24), pp. 171-175. (in Russian)
6. Vagner I.V. Actual tasks of development of education in the system of higher professional education. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2013, no. 3, pp. 78-83. (in Russian)
7. Vasilchuk Yu.A. Human social development in the twentieth century. Social studies and modernity, 2001, no. 1, pp. 5-26. (in Russian)
8. Volgusheva A.O. The role of the curator at the university at various historical stages of formation and development of the institute of curatoring. Modern aspects of educational work in higher and secondary vocational schools: A collection of materials of the first regional scientific-practical conference of curators of higher and secondary vocational schools. Saratov, 2013. pp. 11-13. (in Russian)
9. Winter I.A. Human Competence - New Quality of Education Result // Problems of the Quality of Education. Book 2 // Proceedings of the XII All-Russian Meeting. Moscow, Ufa: Research Center for Problems of the Quality of Specialist Training. 2003. pp. 4-13. (in Russian)
10. Winter I.A. Formation of key social competencies at different levels of the educational system (descriptor
characteristics as a basis for assessment) / Under scientific. ed. Professor I.A. Winter. Qualimetry in education: methodology, methodology, practice: Materials XI Symposium, Moscow, March 16-17, 2006, Moscow: Problems of the quality of training specialists. 2006. 82 p. (in Russian)
11. Zyateva L.A. Civil-patriotic education of students in the socio-cultural environment of the university // Bulletin of BSU. 2015. № 2. S. 66-70. (in Russian)
12. Ilinsky I.M. Russian universities at a critical stage // Knowledge. Understanding. Skill. 2014. №3. Pp. 5-17. (in Russian)
13. Kenzhaev Sh.Kh., Bokiev F.E., Amanov G.A. Organization of educational activities in high school // Young scientist.
2013. №5. Pp. 728-731. (in Russian)
14. The concept of educational activities VSTU [Electronic resource]. Available at: http://cchgeu.ru/upload/iblock/721/ kontseptsiya-vospitatelnoy-deyatelnosti-vgtu.doc (accessed 21 November 2018). (in Russian)
15. Kuznetsov V.V. General and professional pedagogy: textbook and practical work for applied baccalaureate. 2nd ed., Corr. and add. M .: Yurayt Publishing House, 2018. 136 p. (in Russian)
16. Lipskaya L.A. Spiritual and moral evolution of the Russian society. Bulletin of Bryansk State University, 2015, no. 19 (374). pp. 132-138. (in Russian)
17. Mironov I.P., Kinderknecht A.S. Adaptation of foreign students in the Perm University // Formation of the humanitarian environment in the university: innovative educational technologies. Competence approach. 2016. Vol. 1, pp. 375-379. (in Russian)
18. Popov L.V., Rozov N.Kh. Educational activities at the university: problems of revival. Moscow University Bulletin. Ser. Teacher Education. 2011. no. 1, pp. 3-15. (in Russian)
19. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of December 27, 2002 No. 4670 "On Amendments to the Order of the Ministry of Education of Russia of June 29, 2000 No. 1965" On Approval of the List of State Accreditation Indicators and Criterion Values Used to Establish the Type of Higher Educational Institution". Available at: http://docs.cntd.ru/document/901856553 (accessed 15 July 2017). (in Russian)
20. Order of the Government of the Russian Federation "On the approval of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025" (29.11.2014, No. 2403-r). [Electronic resource]. Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/#review (accessed 25 October 2018). (in Russian)
21. Rudenko I.V. Professional education in high school: competence-based approach. Domestic and foreign pedagogy,
2014, no. 5 (20), pp. 89-97. (in Russian)
22. The standard of the organization of educational activities of educational organizations of higher education [Electronic resource]. Available at: www.gasu.ru/train/infmat-uvr/standart.pdf (accessed 5 May 2018). (in Russian)
23. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 ", approved by Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 N 996-p; Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 295. [Electronic resource]. Available at: www.k-obr.spb.ru/page/626 (accessed 20 October 2018). (in Russian)
24. Timonin A.I. Professional education as social education. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2012, Vol. 18, no. 1-1, pp. 55-58 (in Russian)
25. Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273-FZ of 12/29/2012. [Electronic resource]. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (accessed 20 October 2018). (in Russian)
26. Jim-Olav Fors. Development of professional commitment. Social Work Education, 2017, 36: 5, pp. 529-541.
27. Patricia Champy-Remoussenard, "Les transformations des relations entravail, éducation et formation dans l'organisation sociale contemporaine: questions posées par trois dispositifs analyseurs" Revue française de pédagogie [En ligne], 190 | janvier-février-mars 2015, mis en ligne le 31 mars 2018, consulté le 25 octobre 2018. Available at: http://journals.openedition.org/rfp/4675; DOI: 10.4000/rfp.4675.
Информация об авторе Буянова Галина Витальевна
(Россия, Пермь) Старший преподаватель кафедры «Иностранных языков»
Пермский агарно-технологический университет им. Д.Н. Прянишникова E-mail: buyanovagalina@rambler.ru
Information about the author
Galina V. Buyanova
(Russia, Perm) Senior Teacher of the Department of «Foreign Languages»
Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov E-mail: buyanovagalina@rambler.ru