Научная статья на тему 'Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста'

Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕДЖА / ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА / VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TEACHING / TEACHING SYSTEM / COLLEGE TEACHING SYSTEM / COLLEGE TEACHING SYSTEM ORGANIZATION PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна

В статье рассматривается проблема организации воспитательной работы с обучающимися юношеского возраста. Показана роль учреждений профессионального образования в данном процессе. Проведен теоретический анализ понятия «воспитательная система» и дана ее структура. Определены специфика организации и содержания воспитательного процесса в учреждении среднего профессионального образования, особенности студентов как социально-демографической группы. Проведен анализ опыта воспитательной работы в различных колледжах и техникумах. Представлен опыт организации воспитательной работы со студентами в государственном бюджетном учреждении профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко». Рассмотрены цель воспитательной деятельности (формирование личности компетентного гражданина, отвечающего запросам современного общества, готового к профессиональному становлению и способного выполнять систему социальных ролей), задачи, концептуальная идея (единство пяти сфер: «Общество и гражданин», «Профессия», «Духовная сфера», «Семья», «Здоровый образ жизни»), а также формы работы со студентами в рамках представленных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the work experience of teaching activities organization with adolescent students

The issue of teaching activities organization with adolescent students is considered in the article. The role of vocational education establishments in this process is demonstrated. The theoretical analysis of the notion “teaching system” is done and its structure is presented. Teaching process organization and content particularity in vocational training secondary educational establishment as well as students’ peculiarities as social and demographic group are determined. The analysis of teaching work experiences in different colleges and vocational schools has been done. The experience in teaching work organization with the students of state government-financed institution vocational educational establishment V.P. Omelchenko Magnitogorsk Technological College is presented. The aims (competent citizen personality formation, meeting the requirements of modern society, ready for professional development and social roles system performing), tasks, conceptual idea (the unity of five spheres: “Society and Citizen”, “Profession”, “Spiritual Realm”, “Family”, “Healthy Lifestyle”) of teaching work as well as students’ teaching work forms within directions presented are considered.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Дата публикации: 1.11.2018 № 5 (35). С. 26-32.

удк 377.5 О. А. АндриЕНко, Т. А. Безенкова

Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста

В статье рассматривается проблема организации воспитательной работы с обучающимися юношеского возраста. Показана роль учреждений профессионального образования в данном процессе. Проведен теоретический анализ понятия «воспитательная система» и дана ее структура. Определены специфика организации и содержания воспитательного процесса в учреждении среднего профессионального образования, особенности студентов как социально-демографической группы. Проведен анализ опыта воспитательной работы в различных колледжах и техникумах. Представлен опыт организации воспитательной работы со студентами в государственном бюджетном учреждении профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко». Рассмотрены цель воспитательной деятельности (формирование личности компетентного гражданина, отвечающего запросам современного общества, готового к профессиональному становлению и способного выполнять систему социальных ролей), задачи, концептуальная идея (единство пяти сфер: «Общество и гражданин», «Профессия», «Духовная сфера», «Семья», «Здоровый образ жизни»), а также формы работы со студентами в рамках представленных направлений.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное воспитание, воспитательная система, воспитательная система колледжа, особенности организации воспитательной системы колледжа

Perspectives of Science & Education. 2018. 5 (35)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Accepted: 12 August 2018 Published: 1 November 2018 No. 5 (35). pp. 26-32.

o. A. Andrienko, T. A. Bezenkova

On the work experience of teaching activities organization with adolescent students

The issue of teaching activities organization with adolescent students is considered in the article. The role of vocational education establishments in this process is demonstrated. The theoretical analysis of the notion "teaching system" is done and its structure is presented. Teaching process organization and content particularity in vocational training secondary educational establishment as well as students' peculiarities as social and demographic group are determined. The analysis of teaching work experiences in different colleges and vocational schools has been done. The experience in teaching work organization with the students of state government-financed institution vocational educational establishment V.P. Omelchenko Magnitogorsk Technological College is presented. The aims (competent citizen personality formation, meeting the requirements of modern society, ready for professional development and social roles system performing), tasks, conceptual idea (the unity of five spheres: "Society and Citizen", "Profession", "Spiritual Realm", "Family", "Healthy Lifestyle") of teaching work as well as students' teaching work forms within directions presented are considered.

Key words: vocational education, professional teaching, teaching system, college teaching system, college teaching system organization peculiarities

_Введение

роблема воспитания молодежи актуальна во все времена. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения.

Система профессионального образования решает важную проблему современного общества по воспитанию молодежи, создавая условия для правильного развития и приумножения субъективных качеств личности, формируя особую атмосферу отношений к окружающим, расширяя возможности выбора жизненного пути [6].

Современная система среднего профессионального образования ориентирована на подготовку обучающихся по ФГОС СПО по пятидесяти наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50), развивается дуальное образование, внедряется демонстрационный экзамен по международным стандартам. Выпускники учреждений среднего профессионального образования должны обладать определенными общими компетенциями, сформировать которые без воспитания невозможно. Это -планирование и реализация собственного профессионального и личностного развития; проявление гражданско-патриотиче-ской позиции; демонстрирование осознанного поведения на основе традиционных общечеловеческих ценностей; эффективное взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами; использование средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности.

В нынешних условиях высококвалифицированный специалист должен обладать не только профессиональными умениями и навыками, но и быть разносторонне развитой личностью. Помочь юноше и девушке стать такими специалистами - основная задача учреждений профессионального образования, выполняющего следующие функции: социализация и развитие личности, ее систематическое обучение и воспитание. Вместе с тем, к ним добавляется еще одна - овладение профессией, что кардинально меняет характер, содержание и направленность образовательного процесса [7].

Для формирования личности современного специалиста необходимо искать новые, эффективные пути организации учебно-воспитательного процесса, соответствующие потребностям современного российского общества. В таких условиях в рамках отдельно взятой образовательной организации одним из залогов качественного воспитания является наличие воспитательной системы, обеспечивающей целостное осуществление воспитательного процесса [13].

В современном профессиональном учебном заведении важно создавать собственную систе-

му воспитания, автором которой должен выступать педагогический коллектив [12].

_Материалы и методы исследования

В работе использовались теоретические методы исследования проблемы организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста в условиях учреждений среднего профессионального образования; эмпирические методы педагогического исследования (наблюдение, анкетирование, изучение документов, изучение и обобщение педагогического опыта).

_Результаты исследования

Воспитательная система - это комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности [3]. Различают также понятие «система воспитательной работы», под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели.

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию обучающихся [10].

Воспитательная система имеет сложную структуру, в которой выделяют следующие компоненты: а) цели; б) деятельность; в) субъекты деятельности (ее организаторы и участники); г) отношения, рождающиеся в деятельности и общении и интегрирующие субъектов в некую общность; д) среда системы; е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и способствующее развитию этой системы [13].

«Воспитательная система колледжа может быть определена как совокупный субъект воспитания, возникающий в процессе межсубъектного взаимодействия преподавателей и студентов по определению ценностно-смысловых оснований образовательного процесса и образа жизни колледжа» [10, с. 55].

Рассматривая воспитательную систему учреждений среднего профессионального образования, необходимо отметить следующие специфические особенности ее организации:

- ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника;

- перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания;

- компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подростков;

- профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса [5].

Perspectives of Science & Education. 2018. 5 (35)

При организации воспитательного процесса необходимо учитывать следующие моменты.

Во-первых, особенности студентов, как возрастной, социально-демографической, образовательной группы молодежи.

Наши наблюдения и социологические исследования последних лет показывают, что студенчество учреждений среднего профессионального образования имеет свои характеристики. Оно представляет собой гетерогенную социально-демографическую группу. От 30% до 60% студентов воспитываются в неполной семье [4; 11], доход которой часто не достигает прожиточного минимума. Юноши и девушки, находятся в возрасте ранней юности, для которого характерно: а) формирование самосознания, собственного мировоззрения, абстрактно-логического мышления; б) возрастание концентрации внимания, объема памяти; в) стремление к самоутверждению своей независимости и приобретения профессии; г) максимализм суждений [14].

Социальная общность студентов колледжа характеризуется непродолжительностью пребывания в ней молодого человека (период до 4 лет). Поступив в образовательное учреждение, бывшие школьники, осуществляют профессиональный выбор, определяют сферу своей будущей деятельности. Студент является профессионально направленной личностью, а это оказывает влияние на характер его поведения и воспитания, ценностные ориентации, намерения, образ жизни. Для большинства юношей и девушек воспитательный процесс в колледже - последняя инстанция целенаправленного воспитательного воздействия на формирование их личности.

Во-вторых, специфика организации и содержания воспитательного процесса в учреждении среднего профессионального образования:

- воспитательный процесс в колледже характеризуется кратковременностью воспитательного воздействия на студентов, обусловленной непродолжительным сроком обучения;

- учебная деятельность студентов значительно шире, чем у обучающихся старших классов общеобразовательной школы, т.к. наряду с общеобразовательными предметами изучаются дисциплины профессионального цикла;

- теоретическое обучение сочетается с производственным.

Анализ деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования показывает, что сфера воспитательного процесса в них представляется различным образом.

А.С. Смородинова отмечает, что наиболее значимыми направлениями воспитательной деятельности в колледже являются: самоактуализация, индивидуальность, субъективность, выбор, творчество, успех, доверие и поддержка [13].

С.О. Лукашева сферу воспитательного процесса видит в воспитании профессионала, воспи-

тании творческой индивидуальности студента, воспитании члена коллектива, воспитании гражданина, формировании ценностей здорового образа жизни [10].

О.Н. Катова к основным направлениям воспитания обучающихся относит формирование мировоззренческих, культурно-бытовых ценностей, нравственно-этических и профессионально-психологических основ личности [8].

Можно сказать, что в концепциях воспитательной работы колледжей представлены следующие направления: профессиональное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, формирование ценностей здорового образа жизни, нравственное воспитание.

_Обсуждение результатов

Рассмотрим организацию воспитательной работы со студентами на примере государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко».

Воспитательная система колледжа - это система, направленная на формирование у будущих специалистов как личностных, так и профессиональных качеств, толерантных отношений в студенческой и педагогической среде, саморазвитие, нравственное и эстетическое развитие.

В центре ее находится личность студента, которая выступает не только объектом целенаправленного педагогического воздействия, но и субъектом собственного опыта, собственного профессионального становления. В процессе индивидуально-личностного развития юноше предоставляется право самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития.

Цель воспитательной работы в колледже -формирование личности компетентного гражданина, отвечающего запросам современного общества, готового к профессиональному становлению и способного выполнять систему социальных ролей.

Задачи воспитательной работы:

1. воспитание патриотизма, национальной, политической, правовой культуры; формирование нравственности;

2. формирование профессиональных знаний, умений, навыков;

3. воспитание здоровых материальных и духовных потребностей, развитие творческих способностей;

4. формирование супружеской культуры, чувства долга и ответственности перед родителями и родными;

5. формирование ценностей здорового образа жизни.

Задача педагогического коллектива - помочь юношам и девушкам приспособиться в новой для них среде, раскрыть свой творческий потен-

циал, приобрести профессию; создать условия для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. Очень важно создавать условия для полноценного развития личности каждого студента, его самореализации.

Концептуальная идея воспитательной работы в колледже предполагает единство пяти сфер: «Общество и гражданин», «Профессия», «Духовная сфера», «Семья», «Здоровый образ жизни» [1].

«Общество и гражданин». Данное направление включает в себя работу по правовому, нравственному, гражданскому и военно-патриотическому воспитанию. Согласно государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В настоящее время начинает акцентироваться внимание на вопросах гражданского воспитания студенческой молодежи с учетом выявления конкретных направлений его реализации на основе сохранения национальной идентичности. Ведущую роль в этом процессе играет педагог [15]. Можно сказать, что патриотическое воспитание в современных условиях становится одним из приоритетов государственной политики в области образования.

В рамках данного направления деятельности в колледже налажена эффективная совместная работа с городским Советом ветеранов, с ветеранами профессионально-технического образования, с воинами-интернационалистами. В течение учебного года студенты принимают участие в различных мероприятиях: благотворительные акции («Маршрут Памяти», «Корзина добра»), всероссийские общественные акции («Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»), встречи студентов с блокадниками Ленинграда, с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, с интересными людьми города, ветеранами колледжа, Съезд Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», общегородские флешмобы («Скажем спасибо за победу»), праздничные и торжественные мероприятия («Время героев», «Трудный путь к победе: женщины в годы Великой Отечественной войны», «Праздник со слезами на глазах»), открытые уроки («Основы воинской службы», «История вооруженных сил», «Воинские честь, доблесть и слава»), классный часы («Мы помним, мы гордимся!», «У войны не детское лицо»), книжные выставки («Жертвы и палачи», «Россия против террора», «Дети и война», «Не-

победимые. Их имена бессмертны!», «Город Героев. Магнитогорцы на страже Отчизны», «Маг-нитогорцы в тылу и на фронте», «История семьи в истории страны», «Монументы и памятники Магнитогорска»), экскурсии в краеведческий музей и музей военной техники Дома обороны.

Патриотическое воспитание студентов колледжа охватывает не только учебный процесс, но и сферу дополнительного образования. Так, на занятиях академического вокального ансамбля девушек и академического хора юношей колледжа, фольклорного ансамбля разучивается репертуар, включающий патриотическую тематику и народные произведения.

Особое внимание уделяется правовому просвещению студентов. С целью повышения уровня правовой грамотности и осведомленности юношей и девушек о явлениях, представляющих угрозу, опасность физическому, психическому здоровью человека и общества, в колледже разработана и реализуется программа «Профилактика социально-опасных явлений в молодежной среде».

«Профессия». Профессиональное воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс, способствующий формированию личности студентов и подготовки их к активной профессиональной деятельности и общественной жизни. Данный процесс является сложным и многогранным, так как охватывает все области профессионального образования обучающихся и включает: 1) активную деятельность педагогов, оказывающих воздействие на юношей и девушек; 2) разнообразную деятельность самих обучающихся. Необходимо отметить, что при этом они не только овладевают профессией, но и усваивают нормы и правила поведения.

Деятельность в рамках данного направления начинается с работы с абитуриентами по следующим направлениям: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика и консультация, профессиональный отбор [2].

В течение учебного года мастерами производственного обучения проводятся тематические классные часы, мероприятия, направленные на формирование профессиональной культуры студентов, привитие ценностей и норм профессиональной среды, дающие возможность самореализации: конкурсы («Лучший по профессии»), выставки работ студентов, встречи с представителями профессий, экскурсии на предприятия города. Студенты принимают участие в региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia).

Все это способствует формированию положительной мотивации к выбранной профессии, успешному ее освоению, а также адаптации к ней.

«Духовная сфера». В начале каждого учебного года в колледже проводится опрос студентов, направленный на выявление предпочтений про-

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 5 (35)

ведения свободного времени, который показывает, что в последнее время повысилась значимость индивидуальных, домашних видов досуга; пассивные формы досуга преобладают над активными. Изучение круга интересов и увлечений студентов позволяет с их учетом выстраивать внеурочную воспитательную работу. Проведенный нами опрос студентов показал, что первое место в сфере досуга занимает Интернет. Широкомасштабное исследование среди студентов, проведенное коллективом авторов, подтверждает огромный интерес молодежи к Интернету, который зачастую уводит их в альтернативную реальность, теряя свою первоначальную функцию - источника информации [16].

Приобщение молодежи к культурным ценностям в колледже возможно в рамках дополнительного образования, которое является значимым механизмом адаптации студентов к изменяющимся условиям жизни, поскольку не только предоставляет возможность и создает предпосылки для усвоения новых знаний, умений и навыков, но и формирует у них потребность в разностороннем развитии личности.

Большое значение в деятельности организатора воспитательной работы в группе студентов имеет сотрудничество с педагогом-психологом и педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования для расширения познавательных и творческих способностей воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения. Для этого в колледже созданы научное общество студентов, театр моды, академический хор, спортивные секции и др. В колледже постоянно проводятся различные мероприятия, концерты («Посвящение в студенты», «Студенческая весна», КВН, спектакли и т.д.). В результате участия юношей и девушек в коллективной и творческой деятельности происходит развитие их коммуникативных и организаторских способностей, волевых качеств, чувства собственного достоинства, самоутверждение.

«Семья». Работа педагога с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах юноши, формирование общих подходов к воспитанию, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии, профессиональном становлении студентов. Но существует ряд проблем: часть родителей самоустраняется от воспитания своих детей, не интересуется их учебой, интересами, занятостью в свободное от учебы время; отдельные родители не взаимодействуют с педагогами колледжа, не являются авторитетом для своих детей; не осуществляется контроль со стороны отдельных родителей, чьи дети проживают в общежитии. Поэтому в колледже реализуется педагогическое просвещение родителей через

собрания, лектории, на которые приглашаются различные специалисты.

Для студентов с целью формирования супружеской культуры, чувства долга и ответственности проводятся различные мероприятия: книжные выставки («Семья - начало всех начал», «Классики о семье, любви и верности», «Легенды о Матерях», «История семьи в истории страны», «Традиции и реликвии моей семьи» и др.), лекции, беседы («О законах совместимости», «Противоречия взаимной адаптации молодых супругов», «Модели семейных отношений», «Психологические проблемы брака», «Кризисные периоды в семье», «Конфликты с родителями», «Планирование семьи и ребенка»), диспуты («Хотел бы я походить на своих родителей?», «Кто хозяин в доме - мужчина или женщина?»), конкурсы фотографий («Мой город и моя семья»).

Работа по формированию семейных ценностей у студентов колледжа способствует становлению четкого представления о семье, жизни в семье и о роли семьи в жизни каждого человека.

«Здоровье». Проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья подростков и юношей исключительно значима и актуальна, поскольку от состояния здоровья человека зависит уровень экономики, качество жизни людей, национальная безопасность. Именно поэтому перед образовательным учреждением стоит задача подготовки обучающихся по вопросам укрепления физического и психического здоровья, овладения каждым из них определенным минимумом знаний и умений, необходимых для оптимизации личного здоровья и гармоничного развития [9].

С целью формирования у обучающихся здорового образа жизни в колледже разрабатываются и проводятся различные мероприятия: флешмобы («Отличный день, чтобы бросить курить», «Быть спортивным - это модно»), лекции, беседы («Здоровье - счастье человека», «Ваше здоровье в ваших руках», «Пивной алкоголизм» и др.), встречи со специалистами МУЗ «Центр медицинской профилактики». Специалистами Центра психолого-педагогической помощи семье и детям разработана и реализуется целевая программа «Культура здорового образа жизни». В колледже действуют различные спортивные секции.

Заключение

Проводя анализ состояния образовательной системы ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж» им. В.П. Омельченко, было выявлено, что с каждым годом снижается процент правонарушений, совершенных юношами и девушками. Достаточно большое количество студентов (78%) включено в разнообразную деятельность, способствующую реализации их индивидуально-личностных особенностей:

научное студенческое общество, предметные кружки, кружки профессиональной направленности, «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia), техническое и декоративно-прикладное творчество, художественное творчество, спортивно-оздоровительная работа.

Студенты завоевывают призовые места в различных конкурсах, олимпиадах, спортивных состязаниях (международный конкурс-фестиваль «Урал собирает друзей», областной фестиваль вокально-хорового искусства среди студентов профессиональных образовательных организаций Челябинской области, областной фестиваль театральный коллективов среди студентов профессиональных образовательных организаций Челябинской области, региональный этап Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна», областной фестиваль художественного творчества «Я вхожу в мир искусств», областной конкурс молодых ораторов «Златоуст», региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Южный Урал и т.д.).

Но процесс воспитания молодежи постоянно выдвигает проблемы, требующие но-

вых подходов. Совершенствовать и обогатить воспитательную систему колледжа возможно через регулярный мониторинг студенческой среды, проведение исследований молодежных проблем, развитие содержательного досуга, приобщения молодежи к физкультуре и спорту. Необходимо находить интересные формы пропаганды здорового образа жизни, семейных традиций и ценностей, пропагандировать идеи толерантности, оказывать содействие в формировании духовно-нравственного, экологического, гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи - будущего России. Все это принесет должный результат только в том случае, если каждый член педагогического коллектива будет заниматься воспитанием молодого поколения.

Педагог является не только организатором различных мероприятий в колледже, но и личным примером для студентов, оказывая влияние на их личностное, профессиональное становление, а также жизненное самоопределение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриенко О.А. Повышение эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее. Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2008. 39 с.

2. Андриенко О.А. Профессиональная ориентация абитуриентов в условиях колледжа // Перспективы науки. 2018. № 1. С. 46-49.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2002. 312 с.

4. Бородина Н.В., Симонян А.Р., Украинцева И.И., Хачатурова Н.Ю., Ховякова А.Л. Особенности социологического портрета студента, обучающегося по наиболее востребованным и перспективным специальностям среднего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 4 (208). С. 40-49.

5. Гуляева В.П. Воспитательная среда колледжа как условие формирования личности будущего специалиста // Наука и образование: новое время. 2015. № 1. С.61-62.

6. Загитов Р.Р. Модель воспитания общественной активности студенческой молодежи многопрофильного колледжа // Технология культурно-досуговой деятельности как фактор укрепления социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде: Материалы Всероссийской электронной научно-практической конференции. КазГИК; КазГИК; науч. ред.: Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова, Л.Ф. Мустафина. 2017. С. 251-260.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования М.: Академия, 2009. 384 с.

8. Катова О.Н. Воспитательная система учреждения образования «Борисовский государственный медицинский колледж» как условие формирования личности будущего специалиста // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебский государственный медицинский университет. 2017. С. 539-547.

9. Лизунова Е.В. Внеклассная работа как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №1 (10). С. 30-34.

10. Лукашева С.О. Становление воспитательной системы колледжа // Среднее профессиональное образование. 2010. № 2. С. 54-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Михалева Л.Н., Кожекина Т.В., Ельчанинова Е.Ю., Кузнецова Л.И., Новикова С.А. Социальный портрет и жизненные ценности студента педагогического колледжа // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 6. С. 74-82.

12. Северов В.Г. Воспитательная система в среднем специальном учебном заведении // Среднее профессиональное образование. 2013. № 5. С. 7-9.

13. Смородинова А.С. Воспитательная система Рыльского социально-педагогического колледжа: проблемы становления и опыт реализации потенциала в социально-нравственном развитии молодежи // Наука и образование: новое время. 2015. № 2(7). С. 162-167.

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 672 с.

15. Jilkishiyeva M., Cherkasova T.V., Igilikova G., Botamkulova A., Vasilieva N., Mutalieva A. Civic education of student youth in the countries of the customs union: the example of kazakhstan and Russia. Man in India. 2017. V. 97. no. 23. pp. 397-405.

Perspectives of Science & Education. 2018. 5 (35)

16. Orekhovskaya N.A., Galushkin A.A., Maleko E.V., Bezenkova T.A., Plugina N.A. Globalization and youth: philosophical analysis of challenges and ways to overcome them // XLinguae. 2018. V. 11. no. 2. pp. 256-264.

REFERENCES

1. Andrienko O.A. Improving the efficiency of social adaptation of first-year students in a vocational school. Magnitogorsk, Magnitogorsk State. Univ., 2008. 39 p. (in Russian)

2. Andrienko O.A. Professional orientation of applicants in college conditions. Prospects of science. 2018. no. 1. pp. 46-49. (in Russian)

3. Bim-Bad B.M. Pedagogical encyclopedic dictionary. Moscow, Infra-M Publ., 2002. 312 p. (in Russian)

4. Borodina N.V., Simonyan A.R., Ukraintseva I.I., Khachaturova N.Yu., Khovyakova A.L. Features of the sociological portrait of a student enrolled in the most popular and promising specialties of secondary vocational education. Bulletin of Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2017. no. 4 (208). pp. 40-49. (in Russian)

5. Gulyaeva V.P. The educational environment of the college as a condition for the formation of the personality of the future specialist. Science and education: a new time. 2015. no. 1. pp. 61-62. (in Russian)

6. Zagitov R.R. Model of education of public activity of student youth of a multidisciplinary college. Technology of cultural and leisure activities as a factor in strengthening social, interethnic and interfaith harmony in the youth environment: Materials of the All-Russian electronic scientific-practical conference. KazGIK; KazGIK; scientific Ed .: D.V. Shamsutdinova, R.I. Turkhanova, L.F. Mustafina 2017. pp. 251-260. (in Russian)

7. Zeer E.F. Psychology of vocational education. Moscow, Academy Publ., 2009. 384 p. (in Russian)

8. Katova O.N. The educational system of the educational institution "Borisov State Medical College" as a condition for the formation of the personality of a future specialist. Medical education of the XXI century: competence approach and its implementation in the system of continuous medical and pharmaceutical education: Collection of materials of the Republican scientific and practical conference with international participation. Vitebsk State Medical University. 2017. pp. 539-547. (in Russian)

9. Lizunova E.V. Extracurricular work as a way of forming ideas about a healthy lifestyle in children of senior school age. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2015. no. 1 (10). pp. 30-34. (in Russian)

10. Lukasheva S.O. Formation of the educational system of college. Secondary vocational education. 2010. no. 2. pp. 54-56. (in Russian)

11. Mikhaleva L.N., Kozhekina T.V., Elchaninova E.Yu., Kuznetsova L.I., Novikova S.A. Social portrait and life values of a student of a pedagogical college. Pedagogical journal of Bashkortostan. 2008. no. 6. pp. 74-82. (in Russian)

12. Severov V.G. Educational system in an average specialized educational institution. Secondary vocational education. 2013. no. 5. pp. 7-9. (in Russian)

13. Smorodinova A.S. The educational system of the Rila social-pedagogical college: the problems of formation and the experience of realizing the potential in the social and moral development of young people. Science and Education: A New Time. 2015. no. 2 (7). pp. 162-167. (in Russian)

14. Stolyarenko L.D. Fundamentals of psychology. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2002. 672 p. (in Russian)

15. Jilkishiyeva M., Cherkasova T.V., Igilikova G., Botamkulova A., Vasilieva N., Mutalieva A. Civic education of the Kazakhstan and Russia. Man in India. 2017. V. 97. no. 23. pp. 397-405.

16. Orekhovskaya N.A., Galushkin A.A., Maleko E.V., Bezenkova T.A., Plugina N.A. Globalization and youth: philosophical analysis of challenges and ways to overcome them. XLinguae. 2018. V. 11. no. 2. pp. 256-264.

Информация об авторах Андриенко Оксана Александровна

(Россия, Орск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Оренбургский государственный университет E-mail: andrienko-oa@mail.ru

Безенкова Татьяна Александровна

(Россия, Магнитогорск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: bezenkova@yandex.ru

Ссылка для цитированияГОСТ_

Андриенко О. А., Безенкова Т. А. Из опыта работы по организации воспитательной деятельности с обучающимися юношеского возраста // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 26-32. doi: 10.32744/pse.2018.5.3

Information about the authors

Oksana A. Andrienko

(Russia, Orsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy Orsk Humanities and Technology Institute (branch) Orenburg State University E-mail: andrienko-oa@mail.ru

Tatyana A. Bezenkova

(Russia, Magnitogorsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: bezenkova@yandex.ru

For ReferenceAPA

Andrienko, O. A., & Bezenkova, T. A. (2018). On the work experience of teaching activities organization with adolescent students. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 35 (5), 26-32. doi: 10.32744/pse.2018.5.3. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.