Научная статья на тему 'Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза'

Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / ФУНКЦИИ КУРАТОРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ / ACADEMIC ADVISER OF A STUDENT GROUP / FUNCTIONS OF THE ACADEMIC ADVISER / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ADAPTATION OF FIRST-YEAR UNIVERSITY STUDENTS / FILED OF EDUCATIONAL WORK AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Олейник Елена Викторовна

В статье рассматривается проблема воспитания студентов первого курса вуза, а именно показана роль куратора группы в данном процессе. Определены специфика организации и содержания воспитательного процесса в вузе, проведен анализ опыта воспитательной работы с первокурсниками в различных вузах. Рассмотрены основные функции куратора студенческой группы, направления его работы с первокурсниками. Представлено исследование социально-психологической и учебной адаптации первокурсников в вузе, проведенное на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и Магнитогорского технического университета им. Г.И. Носова, показавшее, что первокурсники испытывают трудности в социально-психологической адаптации в вузе. Все это проявляется в неблагоприятном положении в группе, проблеме в общении и установлении отношений с сокурсниками и педагогами, в неумении пользоваться умениями и навыками, необходимыми в самостоятельном познании и усвоении учебного материала. Предлагаются направления работы куратора группы по более эффективной адаптации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна, Олейник Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational activities of the academic adviser during the adaptation of first-year university students

The article deals with the problem of education of first-year students, particularly, the role of the academic adviser of a group in this process. The specifics of the organization and the content of the educational process at the university is determined, the analysis of the experience of educational work with first-year students in various universities is conducted. The main functions of the academic adviser of a student group, fields of his/her work with first-year students are reviewed. The study of the socio-psychological and educational adaptation of first-year university students, conducted based on Orsk Humanities and Technology Institute (branch) of OSU and Nosov Magnitogorsk Technical University showed that first-year students have troubles in socio-psychological adaptation in the university. All this is expressed in an unfavorable position in a group, the problem in communication and establishing relations with fellow students and teachers, in the inability to use skills necessary for self-knowledge and mastering educational material. Fields of work of the academic adviser of a group for more effective adaptation of students are offered.

Текст научной работы на тему «Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Дата публикации: 30.04.2019 УДК 378.1

О. А. Андриенко, Т. А. Безенкова, Е. В. ОлЕйник

Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза

В статье рассматривается проблема воспитания студентов первого курса вуза, а именно показана роль куратора группы в данном процессе. Определены специфика организации и содержания воспитательного процесса в вузе, проведен анализ опыта воспитательной работы с первокурсниками в различных вузах. Рассмотрены основные функции куратора студенческой группы, направления его работы с первокурсниками. Представлено исследование социально-психологической и учебной адаптации первокурсников в вузе, проведенное на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и Магнитогорского технического университета им. Г.И. Носова, показавшее, что первокурсники испытывают трудности в социально-психологической адаптации в вузе. Все это проявляется в неблагоприятном положении в группе, проблеме в общении и установлении отношений с сокурсниками и педагогами, в неумении пользоваться умениями и навыками, необходимыми в самостоятельном познании и усвоении учебного материала. Предлагаются направления работы куратора группы по более эффективной адаптации студентов.

Ключевые слова: воспитание, куратор студенческой группы, функции куратора, психолого-педагогическое сопровождение, адаптация первокурсников в вузе, направления воспитательной работы в вузе

Ссылка для цитирования:

Андриенко О. А., Безенкова Т. А., Олейник Е. В. Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 95-107. сМ: 10.32744^.2019.2.8

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-02/ Accepted: 14 January 2019 Published: 30 April 2019

O. A. Andrienko, T. A. Bezenkova, E. V. Oleynik

Educational activities of the academic adviser during the adaptation of first-year university students

The article deals with the problem of education of first-year students, particularly, the role of the academic adviser of a group in this process. The specifics of the organization and the content of the educational process at the university is determined, the analysis of the experience of educational work with first-year students in various universities is conducted. The main functions of the academic adviser of a student group, fields of his/her work with first-year students are reviewed. The study of the socio-psychological and educational adaptation of first-year university students, conducted based on Orsk Humanities and Technology Institute (branch) of OSU and Nosov Magnitogorsk Technical University showed that first-year students have troubles in socio-psychological adaptation in the university. All this is expressed in an unfavorable position in a group, the problem in communication and establishing relations with fellow students and teachers, in the inability to use skills necessary for self-knowledge and mastering educational material. Fields of work of the academic adviser of a group for more effective adaptation of students are offered.

Keywords: academic adviser of a student group, functions of the academic adviser, psychological and pedagogical support, adaptation of first-year university students, filed of educational work at the university

For Reference:

Andrienko, O. A., Bezenkova, T. A., & Oleynik, E. V. (2019). Educational activities of the academic adviser during the adaptation of first-year university students. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 38 (2), 95-107. doi: 10.32744/pse.2019.2.8

_Введение

Создание условий для духовного, нравственного развития личности студента является в настоящее время одной из важнейших целей высшего образования в России [14]. Также в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг. (подпрограмма «Развитие профессионального образования») достаточно значимой становится задача развития воспитательной составляющей профессионального образования.

Особое внимание необходимо обратить на построение процесса воспитания в группе студентов-первокурсников. Отметим, что окончание школы, выбор учебного заведения, смена привычной обстановки и окружения сверстников, установление новых взаимоотношений всегда вызывают определенную напряженность личности. Юноши и девушки, входя в среду высшего учебного заведения, попадают в совершенно новый для них мир взаимоотношений с курсом, группой и преподавателями.

В эффективной адаптации к вузу заинтересованы все: преподаватели, сотрудники вуза, сами студенты, для которых удачное начало положительно влияет на процесс дальнейшего обучения [4].

Заметим, что от того, как долго по времени и по различным затратам происходит адаптация первокурсников, зависят их текущие и предстоящие успехи, а также процесс профессионального становления. Значительную роль в данном процессе и в воспитательной работе в вузе играет куратор.

Большой толковый словарь русского языка термин «куратор» трактует как «опекун, попечитель» [5, с. 736]. В словаре С.И. Ожегова термин «курировать» означает «осуществлять наблюдение и помощь» [12, с. 422].

Л.М. Васильева, куратором студенческой группы называет человека, во-первых, осуществляющего воспитательную деятельность в вузе; во-вторых, являющегося духовным посредником между обществом, профессией и студентом в освоении общей и профессиональной культуры; в-третьих, организующего систему ценностных отношений через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива; в-четвертых, создающего условия развития каждой личности, в-пятых, защищающего интересы студентов [7].

В литературе описываются следующие роли куратора: а) «информатор»; б) «организатор»; в) «психотерапевт»; г) «родитель»; д) «приятель»; е) «беззаботный студент»; ж) «администратор». Все перечисленные роли встречаются на практике [3; 6].

Е.Я. Бельская указывает, что куратор - это связующее звено между студентом и внутренним, а также внешним социумом вуза [4].

Анализ различных психолого-педагогических теорий и практик позволяет выделить следующие функции куратора студенческой группы:

1) информационно-ориентационная функция (знакомство первокурсников с вузом, его нормативно-правовой базой, ориентацию юношей и девушек в особенностях обучения на факультете, в вузе, адаптация к образовательному процессу);

2) профессионально-адаптационная функция (оказание помощи в познании студентами выбранной профессии);

3) диагностическая функция (диагностика личностных особенностей юношей и девушек, их интересов, возможностей, способностей);

4) интеграционная функция, (сплочение студенческой группы, установление взаимоотношений с сокурсниками, создание воспитательной системы на факультете);

5) организационная функция (организация учебно-воспитательного процесса);

6) координирующая функция (помощь студентам при проведении досуга, решении проблем с успеваемостью; работа с юношами и девушками в общежитии и др.);

7) инспирационно-развивающая функция (личностное и профессиональное развитие и саморазвитие молодых людей, приобщение к активной студенческой жизни, расширение кругозора и повышение культурного уровня студентов и др.);

8) контрольно-защитная функция (социальная защита студентов, контроль за посещаемостью, успеваемостью, их внешним видом).

9) планово-отчетная функция (подготовку отчетов о проделанной воспитательной работе в группе, отслеживание результатов воспитательной деятельности в группе, анализ реализации намеченных планов) [10; 11].

A.М. Глушенков и А.В Царева в своей работе указывают, что куратор выполняет следующие функции учебно-воспитательной работы: формирует сплоченный студенческий коллектив, создает здоровый морально-психологический климат в группе; вовлекает студентов во все направления внеучебной работы в вузе; содействует повышению академической мобильности студентов; реализует культурно-образовательные, социально ориентированные, здоровьесберегающие программы [9].

B.Д. Венцель, Е.О. Янчий и Е.О. Каргаполова определяют деятельность куратора следующими направлениями: адаптация студентов-первокурсников; повышение качества обучения студентов; содействие самореализации личности студента; профилактика правонарушений и формирование ценности здорового образа жизни; патриотическое воспитание; профессионально-трудовое воспитание; духовно-нравственное и эстетическое воспитание; творческое развитие; антитеррор [8].

И.А. Остапенко указывает, что первокурсники должны быть задействованы во внеаудиторной работе, спортивной деятельности, научной работе, куратор должен организовывать поездки и экскурсии, обеспечивать участие студентов в работе органов студенческого самоуправления и волонтерской деятельности, а также активное погружение в учебу в вузе в течение первой недели сентября [13].

Можно сказать, что одной из важных задач деятельности куратора на первом курсе является подготовка студента к продуктивной работе на учебных занятиях, его адаптация к новым условиям.

Специфика воспитательной работы в вузе заключается в следующем.

Во-первых, в центре воспитательного процесса находится студент - профессионально сориентированная личность, что непосредственно оказывает влияние на его поведение, ценностные ориентации, в качестве которых могут выступать личное и общественное благо, профессиональная компетентность, творчество и др. Ценности, к которым юноши и девушки приобщаются, может задавать вуз.

В настоящее время на молодежь огромное воздействие оказывают процессы глобализации, формирующие у них новые ценностные ориентации [17]. В результате проведенного нами ранее исследования было установлено, что для студентов первого курса в целом наиболее важными являются такие ценности, как счастливая семейная жизнь, любовь, материальная обеспеченность, здоровье и наличие хороших и верных друзей; менее значимыми - творчество, счастье других, активная деятельная жизнь. Можно сказать, что у молодежи в большей степени доминируют ценности личной жизни [2].

Также для большинства юношей и девушек воспитательный процесс в вузе - это последняя инстанция целенаправленного воспитательного воздействия на их формирование личности.

Во-вторых, современные вузы сохраняют и преумножают интеллектуальные, творческие, духовные кадры, активно участвуют в организации культурной жизни, эстетического и физического воспитания студентов, обеспечивают патриотическое и нравственное воздействие на ценностные ориентации студентов.

Е.Д. Расщепкина указывает следующие направления воспитательной работы в вузе:

1) освоение студентами общечеловеческих ценностей, гуманистических ориентаций;

2) формирование мировоззрения и миропонимания, соответствующего реалиям сегодняшнего дня и современным достижениям науки;

3) организация самопознания и самореализации студентов;

4) формирование патриотизма, гражданской позиции, толерантности, коммуникативной и правовой культуры;

5) формирование опыта участия в социально значимой деятельности;

6) формирование профессионально значимых качеств личности, профессиональной направленности личности;

7) формирование здорового образа жизни;

8) развитие творческого мышления, усиление мотивации к участию в научно-исследовательской деятельности [15].

Представленные направления являются взаимодополняющими и в практической деятельности реализуются комплексно, и в их реализации достаточно значимую роль играет куратор.

Анализ многочисленных концепций воспитательной работы вузов показывает, что в целом основными направлениями воспитательной работы являются: воспитание гражданина-патриота, профессиональное воспитание, приобщение к научно-исследовательской работе и культурно-нравственное воспитание.

В различных исследованиях указывается, что в лице куратора студенты должны получать реальную помощь в адаптации к вузу. Так, Е.Я. Бельская и Е.В. Старцева отмечают влияние активного, творческого куратора на процессы адаптации студента в вузе и его взаимодействия с социумом [4]. Коллектив авторов Омского государственного технического университета разработал мероприятия, проводимые кураторами выпускающей кафедры и нацеленные на адаптацию студентов. Данные мероприятия реализуются в три этапа: 1) ознакомление юношей и девушек с традициями, требованиями, правами и обязанностями (1 семестр); 2) адаптация студента в вузе: формирование самостоятельности, самоуправления, самоконтроля; включение в профессиональную деятельность (2-4 семестры); 3) формирование общекультурных, профессиональных компетенции, приближенных к профессиональной среде (5-8 семестры) [8].

О.А. Башкирова в своем исследовании описывает деятельность куратора студенческой группы первокурсников: куратор знакомится с юношами и девушками создает в группе атмосферу доброжелательности и взаимопомощи, а также уважения к людям других взглядов, вероисповеданий и национальностей; проводит кураторские часы, на которых вместе со студентами обсуждает разные темы, составляет план культурно-массовых мероприятий (посещение музеев, театров, кинотеатров, выставок и т. д.), информирует студентов о работе органов студенческого самоуправления, о научной жизни факультета, привлекает их к научной и исследовательской работе, содействует в разрешении конфликтных ситуаций, следит за успеваемостью

и посещаемостью студентов, анализирует результаты контрольной недели и экзаменационной сессии и т.д. [3].

J.Gorges в своей работе также указывает на тот факт, что юношам и девушкам необходима поддержка, помощь в усвоении учебной программы и преодолении первоначальных мотивационных неудач [16].

_Материалы и методы исследования

В работе использовались теоретические методы исследования проблемы процесса воспитания в студенческой группе первокурсников, а также его ценностные основания; эмпирические методы педагогического исследования (наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта).

Для изучения особенностей социально-психологической и учебной адаптации первокурсников в вузе использовались следующие методики: «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным, социометрия, анкетирование.

В исследовании приняли участие студенты I курса Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ и Магнитогорского технического университета им. Г.И. Носова. Выборка составила 200 человек в возрасте от 17 до 22 лет.

_Результаты исследования

В ходе проведения методики «Адаптированность студентов в вузе» были получены следующие результаты (см. рис. 1).

Адаптированность к учебной группе Адаптированность к учебной

деятельности

■ выскокийуровень Исредний уровень I низкий уровень

Рисунок 1 Результаты диагностики студентов первого курса по методике «Адаптированность студентов в вузе»

По шкале «Адаптированность к учебной группе» у 42% первокурсников выявлен высокий уровень, т.е. студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, при необходимости могут обратиться за помощью к товарищам, способны проявлять инициативу. 39% студентов имеют средний уровень адаптированности, а у 17% юношей и девушек выявлен низкий уровень приспособления к учебной группе, что свидетельствует об испытываемых ими трудностях в общении с одногрупниками. Данные первокурсники держатся в стороне, проявляют сдержанность в отношениях, им трудно найти общий язык с однокурсниками.

По шкале «Адаптированность к учебной деятельности» было выявлено, что у 35% студентов высокий уровень по данному показателю, т.е. они легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания, при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, легко выражают свои мысли, на занятиях проявляют свою индивидуальность и способности. У 26% первокурсников средний уровень адаптированности к учебной деятельности, а 39% испытуемых имеют низкие показатели по данной шкале, они с трудом осваивают учебные предметы, им сложно выступать на занятиях, выражать свои мысли, задавать вопросы преподавателю, они не могут проявить свои способности в полной мере. Данные студенты нуждаются в дополнительных консультациях по предметам.

Обобщая результаты проведенной методики, можно констатировать, что в целом у 38,5% первокурсников высокий уровень адаптации в вузе, у 32,5% - средний уровень и у 28% испытуемых - низкий уровень.

Также проведенный опрос студентов показал, что при быстром чтении преподавателем лекции, они не успевают делать записи ее содержания, тем самым не ухватывают существенные положения (52%); не всегда располагают умениями и навыками учебного труда, необходимыми в самостоятельном познании и усвоении учебного материала (63%). Причем это касается работы в библиотечных каталогах, эффективной записи лекций, составления конспектов, написания рефератов и др.

Информативным показателем адаптированности личности является ее статус в группе, однако, изолированное положение юноши или девушки не является исчерпывающим показателем дезадаптированности. Возможно, оно связано с качествами характера, интровертированностью личности, референтностью группы и т.д.

После проведения социометрической методики были выделены три группы первокурсников с различным характером положения в системе межличностных отношений. В первую группу (9%) вошли юноши и девушки, положение которых среди однокурсников характеризуется как очень благоприятное (6 и более положительных выборов), во вторую (74%) - как благоприятное (3-5 выборов), в третью (17%) - как неблагоприятное (2-0 выборов).

Важно отметить, что студенческая группа первокурсников - новый, сборный коллектив, в котором еще не сложились межличностные отношения, он не является целостным, в нем кипят страсти лидерства, завоевания авторитета, самоутверждения.

Результаты диагностики адаптационных возможностей студентов представлены на рисунке 2.

В результате диагностики по методике «МЛО-АМ», направленной на оценку адаптационных возможностей личности с учетом ее психофизиологических и социально-психологических характеристик, высокий уровень показали 27% студентов - группа высокой и нормальной адаптации. Данные первокурсники достаточно легко адапти-

руются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию поведения, как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Рисунок 2 Адаптационные возможности студентов первого курса Средний уровень выявлен у 52% опрошенных - группа удовлетворительной адап-

Г" V» V» V»

тации. Эти студенты, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью: возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности.

Низкий уровень показали 21% первокурсников - группа низкой адаптации, для которой характерны признаки низкой нервно-психической устойчивости, конфликтность.

_Обсуждение результатов

Проведенное исследование показало, что в целом в социально-психологической адаптации в вузе трудности испытывают 18% первокурсников, а в приспособлении к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха - 51% опрошенных. Все это проявляется в неблагоприятном положении в группе, проблеме в общении и установлении отношений с сокурсниками и педагогами, в неумении пользоваться умениями и навыками, необходимыми в самостоятельном познании и усвоении учебного материала.

Сопоставив и сравнив результаты диагностики студентов по всем проведенным методикам, было выявлено, что у студентов с низким уровнем адаптационных возможностей выявлен низкий уровень приспособления к учебной группе, их положение в системе межличностных отношений характеризуется как неблагоприятное. Данные юноши и девушки испытывают трудности в общении с одногрупниками. Они, как правило, держатся в стороне, проявляют сдержанность в отношениях, им трудно найти общий язык с однокурсниками. Поэтому куратору группы нужно своевременно проводить работу с данными студентами, направленную на их включение в коллектив.

Что касается уровня адаптированности к учебной деятельности, то здесь не наблюдается связи между положением студента в группе и его учебой.

У студентов, имеющих средний уровень адаптационных возможностей и благоприятное положение в группе, также возникают трудности в освоении учебных предметов. Порой им также сложно выступать на занятиях, выражать свои мысли, задавать вопросы преподавателю, проявлять свои способности в полной мере, как и студентам с низким уровнем. Независимо от уровня адаптационных возможностей первокурсники не всегда располагают умениями и навыками учебного труда, необходимыми в самостоятельном познании и усвоении учебного материала, не успевают делать записи содержания лекции, не могут выделить существенные положения. Это также касается и работы в электронных библиотечных системах.

Чтобы помочь первокурсникам преодолеть возникающие на начальном этапе обучения трудности, кураторами может реализовываться предложенная нами ранее модель психологического сопровождения всех студентов на этапе адаптации в образовательном учреждении, включающая в себя психодиагностику, коррекционно-раз-вивающую и консультативно-просветительскую деятельность, основанную на индивидуальном подходе к юношам и девушкам [1]. В ходе такого сопровождения могут быть использованы диагностические, тренинговые, диалоговые, игровые, рефлексивные и другие методы, а также такие приемы, как самонаблюдение, самоанализ, сравнение, взаимооценка, обратная связь, авансированное доверие, анализ конкретных ситуаций и др.

Для повышения эффективности адаптации студента-первокурсника в вузе нами предлагается реализовывать программу, направленную на формирование у юношей и девушек представлений о структуре учебного процесса и внеучебной деятельности в вузе; развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе; развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе.

Основными формами работы являются: анкетирование студентов, диагностика, тренинги, дискуссии, беседы, психолого-педагогическое сопровождение, включение студентов во внеучебную деятельность.

Механизм работы куратора с группой первокурсников включает в себя несколько этапов.

На первом этапе среди студентов-первокурсников проводится анкетирование и психологическая диагностика с целью выявления проблемной области. Здесь выявляются мотивация к учебной деятельности, коммуникативные особенности, уровень тревожности, уровень адаптированности студентов в вузе (к учебной деятельности и к учебной группе) и т.д. На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цель и задачи дальнейшей работы со студентами по адаптации.

На втором этапе осуществляется социально-психологическое воздействие. Проводятся мероприятия по адаптации студентов: знакомство с группой, экскурсия по вузу, включающее знакомство с его различными структурными подразделениями, посещение библиотеки, музея вуза, знакомство первокурсников с Уставом вуза, правами и обязанностями студента, правилами проживания в общежитии (для иногородних студентов) и т.д. Отдельно стоит отметить психологические тренинги, направленные на ускорение знакомства студентов между собой, а также сплочение коллектива, на самопознание, на приобретение навыков бесконфликтного общения, формирования умений выстраивать взаимоотношения в новой среде. Все это способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций, таких как, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; владение базовыми навыками общения;

способность участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций и др. Куратор способствует сплочению коллектива, оказывает поддержку в процессе адаптации студентов к новому социуму.

На третьем этапе проводится итоговая диагностика, позволяющая оценить уровень адаптированности юношей и девушек в вузе, уровень сплоченности студенческой группы, а также эффективность проведения социально-психологической работы.

Четвертых этап включает в себя работу со студентами, имеющими низкий уровень адаптации после проведения социально-психологической работы. Здесь уже привлекаются специалисты отдела по воспитательной работе и психолог.

Таким образом, на начальном этапе обучения студентов в вузе именно куратором обеспечивается их психолого-педагогическая поддержка.

В реализуемую нами систему воспитательной работы куратора с первокурсниками входит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гражданско-патриотическое воспитание.

В рамках данного направления куратор организуют студентов для участия в благотворительных акциях, всероссийских общественных акциях, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, с интересными людьми города, организуют экскурсии в музеи и т.д.

Необходимо отметить, в последнее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Новые шаги в данном направлении свидетельствуют о возрождении политики государственного патриотизма [18]. Достаточно важным остается вопрос гражданского воспитания студенческой молодежи с учетом выявления конкретных направлений его реализации на основе сохранения национальной идентичности. Ведущую роль в этом процессе играет педагог.

2. Научно-исследовательская работа.

Данное направление достаточно часто является приоритетным во многих вузах и осуществляется с целью приобщения первокурсников к научной деятельности, посредством их участия в научной жизни вуза, публикаций тезисов и статей, выступлений на научно-практических конференциях. В этом направлении куратор также играет не менее значимую роль, но он предоставляет юношам и девушкам больше самостоятельности в выборе.

3. Спортивно-оздоровительная работа, пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни, профилактическая работа.

Формированию здорового образа жизни студентов способствуют такие методы и формы деятельности куратора как просмотр учебных видеофильмов, организация «круглых столов», презентаций, флешмобов, лекций, встреч со специалистами (например, ГБУЗ «Оренбургский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями») и т.д.

Роль куратора здесь заключается в мотивации первокурсников к здоровому образу жизни, осознании влияния вредных привычек на профессиональную карьеру.

4. Культурно-массовая работа.

Куратор мотивирует студентов к участию в различных вузовских, городских мероприятиях.

5. Психолого-консультационная работа.

Данное направление не всегда может осуществляться куратором в силу отсутствия у него психологического образования. В нашем случае такая деятельность проводится, о чем мы указали выше.

Для сбора, систематизации и фиксации результатов развития студента, его усилий и достижений в различных областях, демонстрации его способностей, интересов и склонностей, знаний и умений создано электронное портфолио обучающегося, проверку достоверности которого осуществляют кураторы групп.

Портфолио позволяет:

а) получать разностороннюю информацию о качестве и результативности обучения, научной деятельности и общественно-социальной активности обучающегося;

б) выявлять проблемы подготовки для корректировки учебно-методического сопровождения образовательного процесса;

в) формировать у обучающегося ответственность за результаты своей деятельно-

г) организовывать непрерывный мониторинг работы студента в течение всего периода его обучения в вузе.

Заключение

Процесс воспитания молодежи постоянно выдвигает проблемы, требующие новых подходов. Совершенствовать и обогатить воспитательную систему вуза возможно через регулярный мониторинг студенческой среды, проведение исследований молодежных проблем, ценностных ориентаций, развитие содержательного досуга, приобщения молодежи к физкультуре и спорту. Необходимо находить интересные формы пропаганды здорового образа жизни, семейных традиций и ценностей, пропагандировать идеи толерантности, оказывать содействие в формировании духовно-нравственного, экологического, гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи - будущего России. Все это принесет должный результат только в том случае, если каждый член профессорско-преподавательского состава будет заниматься воспитанием молодого поколения.

Педагог, куратор является не только организатором различных мероприятий в вузе, но и личным примером для студентов, оказывая влияние на их личностное, профессиональное становление, а также жизненное самоопределение.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Андриенко О.А. Психологическое сопровождение студентов на этапе профессиональной адаптации на примере магнитогорского технологического колледжа // Дискуссия. 2017. № 4 (78). С. 88-93.

2. Андриенко О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1 (26).

3. Башкирова О.А. Роль куратора в адаптации первокурсников в вузе // В сборнике: Омские социально-гуманитарные чтения - 2016 материалы IX Международной научно-практической конференции. Министерство образования Омской области; Омское отделение Российского общества социологов; Омский государственный технический университет. 2016. С. 145-149.

4. Бельская Е.Я., Старцева Е.В. Опыт кураторской деятельности в повышении адаптации первокурсников томского политехнического университета // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 519.

5. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

6. Бородина Е.С. Организация работы куратора студенческой группы в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5. № 3. С. 77-80.

7. Васильева Л.М. Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже: автореф. дис. ...канд. пед. наук Ставрополь, 2004. 23 с.

8. Венцель В.Д., Янчий С.В., Каргаполова Е.О. Из опыта работы куратора по адаптации студентов в техническом вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 239-242.

9. Глушенков А.М., Царева А.В. Куратор студенческой группы как субъект управления системой воспитательной работы вуза // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2016. № 4 (10). С. 9-15.

10. Исаев И. Ф. Куратору студенческой группы: от теории к практике. Белгород : Изд-во БелГУ, 2009.

11. Никитенко О.В. Роль куратора студенческой группы в системе воспитательной работы вуза // В сборнике: Человек и общество в нестабильном мире материалы региональной научно-практической конференции. 2016. С. 173-176.

12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Темп, 2004. 944 с.

13. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 2. С. 120-123.

14. Поселягина Л.В. Воспитание студентов в вузе средствами театра // Сибирский педагогический журнал 2015. №3. С. 55-60.

15. Расщепкина Е.Д. Специфика воспитательной работы в вузе // Теория и технология металлургического производства 2010. № 10. С. 212-218.

16. Gorges J. First-Year Students' Initial Motivational Beliefs at University: Predicted by Motivational Beliefs Derived from Within and Out-of-School Experience and Malleable Regardless of the Extent of Students' Out-of-School Experience // Frontiers in psychology. 2017. No. 8: 1258. doi:10.3389/fpsyg.2017.01258

17. Orekhovskaya N.A., Galushkin A.A., Maleko E.V., Bezenkova T.A., Plugina N.A. Globalization and youth: philosophical analysis of challenges and ways to overcome them // XLinguae. 2018. Vol. 11, no. 2, pp. 256-264.

18. Rapoport A. Patriotic education in Russia: stylistic move or a sign of substantive counter-reform? // Educational forum. 2009. Vol. 73, no. 2, pp. 141-152.

REFERENCES

1. Andrienko O.A. Psychological support for students at the stage of professional adaptation on the example of the Magnitogorsk College of Technology. Discussion, 2017, no. 4 (78), pp. 88-93. (in Russian)

2. Andrienko O.A. The value foundations of building the process of education. Baltic Journal of Humanities, 2019, no. 1 (26). (in Russian)

3. Bashkirova O.A. The role of the curator in the adaptation of first-year students at the university. In the collection: Omsk social and humanitarian readings - 2016 materials of the IX International Scientific and Practical Conference. The Ministry of Education of the Omsk region; Omsk Branch of the Russian Society of Sociologists; Omsk State Technical University, 2016, pp. 145-149. (in Russian)

4. Belskaya E.Ya., Startseva E.V. The curatorial experience in enhancing the adaptation of first-year students of Tomsk Polytechnic University. Modern problems of science and education, 2015, no. 5, p. 519. (in Russian)

5. Large explanatory dictionary of the Russian language / Ed. S.A. Kuznetsov. Saint-Petersburg, Norint Publ., 2000. 1536 p. (in Russian)

6. Borodina E.S. Organization of the work of the curator of the student group at the university. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences, 2013, vol. 5, no. 3, pp. 77-80. (in Russian)

7. Vasilieva L.M. Pedagogical conditions of advanced training of curators of the student group in college: Abstract Diss. PhD Ped. Sci., Stavropol, 2004. 23 p. (in Russian)

8. Ventsel V.D., Yankiy S.V., Kargapolova E.O. From the experience of the curator on the adaptation of students in a technical college. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2018, vol. 7, no. 1 (22), pp. 239-242. (in Russian)

9. Glushenkov A.M., Tsareva A.V. The curator of the student group as a subject of management of the system of educational work of the university. Academia. Pedagogical journal of the Moscow region, 2016, no. 4 (10), pp. 9-15. (in Russian)

10. Isaev I. F. The curator of the student group: from theory to practice. Belgorod, Publishing house of BelSU, 2009. (in Russian)

11. Nikitenko O.V. The role of the curator of the student group in the system of educational work of the university. In the collection: People and society in an unstable world materials of the regional scientific-practical conference, 2016, pp. 173-176. (in Russian)

12. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language: 80000 words and phraseological expressions. Moscow, Temp Publ., 2004. 944 p. (in Russian)

13. Ostapenko I.A. Psychological and pedagogical aspects of adaptation of students of the Faculty of Secondary Professional Education in the university system. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2016, no. 2, pp. 120-123. (in Russian)

14. Poselyagina L.V. Education of students in high school by means of the theater. Siberian Pedagogical Journal, 2015, no. 3, pp. 55-60. (in Russian)

15. Raschepkina E.D. The specifics of educational work in high school. Theory and technology of metallurgical

production, 2010, no. 10, pp. 212-218. (in Russian)

16. Gorges J. First-Year Students' Initial Motivational Beliefs at University: Predicted by Motivational Beliefs Derived from Within and Out-of-School Experience and Malleable Regardless of the Extent of Students' Out-of-School Experience. Frontiers in psychology, 2017, 8: 1258. doi:10.3389/fpsyg.2017.01258

17. Orekhovskaya N.A., Galushkin A.A., Maleko E.V., Bezenkova T.A., Plugina N.A. Globalization and youth: philosophical analysis of challenges and ways to overcome them. XLinguae, 2018, vol. 11, no. 2, pp. 256-264.

18. Rapoport A. Patriotic education in Russia: stylistic move or a sign of substantive counter-reform? Educational forum, 2009, vol. 73, no. 2, pp. 141-152.

Информация об авторах Андриенко Оксана Александровна

(Россия, Орск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры

психологии и педагогики Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ E-mail: andrienko-oa@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-3490-1849

Information about the authors

Oksana A. Andrienko

(Russia, Orsk)

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the

Department of Psychology and Pedagogy Orsk Humanitarian-Technological Institute (branch) of Orenburg State University E-mail: andrienko-oa@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-3490-1849

Безенкова Татьяна Александровна

(Россия, Магнитогорск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: bezenkova@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-0932-9828

Tatyana A. Bezenkova

(Russia, Magnitogorsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: bezenkova@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-0932-9828

Олейник Елена Викторовна

(Россия, Магнитогорск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: oleynik.ev@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-9727-4651

Elena V. Oleynik

(Russia, Magnitogorsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: oleynik.ev@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-9727-4651

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.