психологические Андриенко Оксана Александровна
науки ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ...
УДК 159.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КОЛЛЕДЖА
© 2018
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15 А, e-mail: [email protected])
Аннотация. Работа педагога в учреждении среднего профессионального образования имеет свои особенности, и во многом ее специфика определяется социально-психологическими качествами студентов, знание которых позволяет организовать учебно-воспитательный процесс с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому для всестороннего исследования первокурсников важно проводить диагностику их познавательных процессов, личностных качеств и межличностных отношений. Молодые люди, поступающие в учреждения среднего профессионального образования, находятся в возрасте ранней юности. Им присущи такие характеристики, как стремление к психологической самостоятельности и автономности; повышенное ощущение взрослости; изменения в системе социальных ожиданий и появление новых возможностей для самоутверждения; обостренное чувство самолюбия. В статье представлены результаты исследования личностных особенностей студентов первого курса Государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко», обучающихся по различным направлениям подготовки. Изучены такие показатели как, тип темперамента, акцентуация характера, самооценка, агрессивность, тревожность, а также представлен среднестатистический портрет студента. Для отслеживания динамики психологического развития обучающегося предлагается «Карта психологического развития студента», в которой отражаются личностные особенности первокурсника, что позволяет педагогам более эффективно выстраивать индивидуальную работу с каждым студентом.
Ключевые слова: студент учреждения среднего профессионального образования, социально-психологические особенности студента колледжа, учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей студента колледжа.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF THE FIRST YEAR OF COLLEGE
© 2018
Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15 A, e-mail: [email protected])
Abstract. The work of the teacher in the institution of secondary vocational education has its own characteristics and in many ways its specificity is determined by the socio-psychological qualities of students, the knowledge of which allows you to organize the educational process, taking into account their age and individual characteristics. Therefore, for a comprehensive study of freshmen it is important to diagnose their cognitive processes, personal qualities and interpersonal relationships. Young people enrolled in institutions of secondary vocational education are in the age of early adolescence. They are characterized by such characteristics as the desire for psychological independence and autonomy; an increased sense of adulthood associated with a change in social status; changes in the system of social expectations and the emergence of new opportunities for self-assertion; a heightened sense of self-esteem. The article presents the results of the study of the personal characteristics of first-year students of the State budget institution of the professional educational organization "Magnitogorsk technological College named after V.P. Omelchenko" studying in various areas of training. Such indicators as the type of temperament, character accentuation, self-esteem, aggressiveness, anxiety are studied, and the average portrait of a student is presented. To track the dynamics of psychological development of the student is offered "map of psychological development of the student", which reflects the personal characteristics of a freshman, allowing teachers to more effectively build individual work with each student.
Keywords: student of the institution of secondary vocational education, socio-psychological characteristics of a college student, taking into account the age and individual psychological characteristics of a college student.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современному обществу нужны специалисты, способные решать встающие перед ними профессиональные проблемы. «Это во многом зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в их способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе обучения, социализации и ориентированы на самоопределение и самореализацию» [1, с. 110].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В связи с внедрением инновационных учебных программ психологические черты личности студентов интересуют многих исследователей [2]. Данной проблеме посвящены работы А.Н. Грязнова, В.Ш. Масленниковой, В.А. Боговаровой [3], О.Н. Лисиной [1], Д.В. Савельевой [4], Н.А. Тавиновой, Н.А. Барановой, С.П. Сапожниковой, Е.П. Малаховой, Л.П. Толстовой [2], С.А. Антипова, И.В. Полухиной, С.В. Сафонова [5] и др. В них пред-
ставлены особенности познавательных процессов, темперамента, характера, самооценки, общих и специальных способностей обучающихся.
Социологические исследования разных лет показывают, что студенчество учреждений среднего профессионального образования имеет свои характеристики. Оно представляет собой гетерогенную социально-демографическую группу [6]. От 30 % до 60 % студентов воспитываются в неполной семье [6-10], доход которой часто не достигает прожиточного минимума [11]. Выбирая профессию, молодежь ориентируется на стереотипы родителей, их социальное положение, а также материальный достаток [7].
Юноши и девушки, поступающие в учреждения среднего профессионального образования, находятся в возрасте ранней юности, для которого характерно:
а) формирование самосознания, собственного мировоззрения, абстрактно-логического мышления;
б) возрастание концентрации внимания, объема памяти;
в) стремление к самоутверждению своей независимости и приобретения профессии;
Andrienko Oksana Aleksandrovna PSYCHOLOGICAL ...
psychological science
г) максимализм суждений [12].
Заметим, что молодые люди уже в 15-16 лет осуществляют выбор профессии, который диктуется ориентацией на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны
[13].
Студентам колледжей, техникумов присущи следующие особенности:
- достаточно раннее стремление к психологической самостоятельности и независимости, связанное с получением профессии, появлением собственных заработанных денег;
- повышенное и обостренное ощущение взрослости, связанное с изменением социального статуса [14];
- появление новых возможностей для самоутверждения, вызванных изменениями в системе социальных отношений [15].
Необходимо отметить, что работа педагога в колледже имеет свои особенности и во многом ее специфика определяется социально-психологическими особенностями студентов. Поэтому для всестороннего исследования первокурсников важно проводить диагностику их познавательных процессов, личностных качеств и межличностных отношений.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение личностных особенностей студентов первого курса колледжа.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко. В нем приняло участие 100 человек - студенты первого курса, обучающиеся по различным направлениям подготовки.
Для изучения личностных особенностей студентов-первокурсников использовались методики: «Опросник Г. Айзенка», «Характерологический опросник К. Леонгарда» [16], «Самооценка личности» (С.А. Будасси) [17], «Опросник Басса-Дарки», адаптированный Г.А. Цукерман [18], «Субъективная оценка ситуационной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин) [19].
В результате проведения диагностики типа темперамента были получены следующие результаты. 38% первокурсников относятся к холерическому типу темперамента, который характеризуют сила, неуравновешенность, подвижность нервной системы. Данных студентов отличает большая жизненная энергия, общительность, работоспособность, вспыльчивость, нетерпеливость, склонность к лидерству и стремление приспосабливать окружающий мир под себя. Юноши и девушки с большим интересом участвуют в разнообразной работе, успешно выполняют задания в высоком темпе, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, но при этом им трудно выполнять однообразную, монотонную работу, так как они быстро теряют интерес к ней и, если нет никакого стимулирования со стороны педагога, начинают отвлекаться. 22% опрошенных - сангвиники, отличающиеся уравновешенностью, подвижностью, общительностью, способностью легко приспосабливаться к новым условиям. Юноши и девушки без особых усилий могут ответственно работать длительное время, не волнуясь и не теряясь в сложных ситуациях, проявляя уверенность в себе, в своих знаниях и возможностях. Но, они также, как и холерики, испытывают раздражение от однообразной и монотонной работы. 28 % юношей и девушек относятся к меланхолическому типу темперамента, который характеризует слабый тип нервной деятельности, неуравновешенность, чувствительность, ранимость, тревожность, глубокое переживание любого события при вялом и слабом внешнем реагировании. Такие студенты при напряженной работе на занятии быстро устают, начинают допускать ошибки и
медленно усваивают материал. Флегматики составляют всего 12 % от общего числа первокурсников. Они отличаются инертностью, уравновешенностью, упорством, терпеливостью, медлительностью, спокойными реакциями на происходящее. В общении избирательны, трудно сходятся с людьми, мимика и жесты скупы, невыразительны, речь и движения неторопливы. Данные студенты испытывают затруднения, когда учебный материал подается в быстром темпе, и требуется моментальное переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Также было выявлено, что большое количество студентов-холериков в группах продавцов (51 %) и парикмахеров (52 %), флегматики чаще встречаются среди радиомехаников (17 %), фотографов (18 %) и закройщиков (12 %), а сангвиники (25 %) - среди автомехаников и поваров. Меланхолики примерно в равной степени присутствуют во всех группах.
В результате проведения опросника К. Леонгарда, направленного на изучение акцентуаций характера, было выявлено, что к циклотимическому типу относятся 35 % студентов, которым свойственна сравнительно частая систематическая смена настроения. В период подъема настроения они проявляют себя как люди с гипертимной акцентуацией, в периоды спада - с дис-тимической. Акцентуация по гипертимному типу выражена у 27 % юношей и девушек. Их характеризует постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении в сочетании с высокой активностью, жаждой деятельности, а также легкомысленность и склонность к аморальным поступкам. К экзальтрованному типу относятся 22 % первокурсников. Для них характерна крайняя впечатлительность по поводу любого события, а также ярко выраженные эмоции, словоохотливость и влюбчивость. У 21 % студентов диагностирован эмотив-ный тип, отличающийся высокой чувствительностью, глубокими реакциями в области тонких эмоций, мягкосердечностью, добротой, задушевностью, эмоциональной отзывчивостью, высокоразвитой эмпатией. У 15 % первокурсников выявлена акцентуация характера по демонстративному типу, т. е. данным юношам и девушкам свойственно постоянное стремление производить впечатление на окружающих, привлекать к себе внимание любыми способами (лживость, хвастовство, скандалы, необычное увлечение). 12 % первокурсников относятся к возбудимому типу, которому присущи импульсивность поведения, раздражительность, несдержанность, вспыльчивость. У 9 % учащихся акцентуация характера по застревающему типу, его особые черты - склонность к затяжным склокам, обидчивость, злопамятность, служебная и бытовая несговорчивость, а также «застревание» на своих чувствах, мыслях. К педантичному типу относятся 8 % обучающихся. Для них характерна добросовестность, занудливость, аккуратность, тяга к порядку. У 6 % первокурсников выражены черты тревожного типа, им свойственно сильное беспокойство за себя и близких, робость, неуверенность в собственных силах и возможностях. 4 % опрошенных относятся к дистимиче-скому типу характера, которому присущи такие черты, как пассивность, концентрация на мрачных сторонах жизни, пессимизм, серьезность.
Диагностика самооценки первокурсников показала, что у 57 % студентов завышенный уровень самооценки. Это свидетельствует о переоценке ими своих сил, способностей, личностных качеств. Возможно, это связано с возрастными особенностями: в юности часто выдвигаются завышенные, нереалистические притязания, переоцениваются свои способности. Также высокая самооценка может быть отражением определенных жизненных успехов на данном возрастном промежутке или выступать как механизм самореализации (с такой самооценкой легче отстаивать свое Я). У 23 % студентов средняя самооценка, т. е. они адекватно оценивают себя, что создает хорошие условия для соотнесения своих возможностей с различными задачами. У 22 % первокурс-
психологические науки
Андриенко Оксана Александровна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ...
ников заниженная самооценка, приводящая к недооценке ими своих сил, способностей, личностных качеств, что проявляется в неуверенности в себе, безразличии, отказе от инициативы.
Диагностика агрессивности у студентов по методике Басса-Дарки (адаптация Г.А. Цукерман) показала, что у 48 % первокурсников высокий уровень физической агрессии, т.е. они склонны использовать физическую силу против другого лица или объекта. Также хочется отметить, что наиболее ярко выражена физическая агрессия в группах продавцов, коммерсантов в торговле и автомехаников, менее склонны к данному типу поведения парикмахеры, радиомеханики. 44 % респондентов имеют средний уровень физической агрессии и 8 % - низкий уровень. Что касается косвенной агрессии, то 5 % первокурсников имеют высокий уровень по данному показателю. Им свойственны злобные сплетни, шутки, взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.). У 74 % студентов уровень косвенной агрессии на среднем уровне, а у 21 % - на низком. Данный вид агрессии примерно одинаково выражен у обучающихся всех направлений подготовки и находится в целом на среднем уровне. Анализируя результаты по вербальной агрессии, выявлено, что у 28 % первокурсников высокий уровень по данному показателю, т.е. им свойственно выражение негативных чувств как через ссору, крик, так и через угрозы, проклятия, ругань. Особо ярко вербальная агрессия проявляется в группе продавцов. 67 % опрошенных показали средний уровень вербальной агрессии, а 5 % - низкий.
Полученные результаты по всем шкалам методики констатируют, что наиболее агрессивными в колледже являются группы продавцов и коммерсантов в торговле, низким уровнем агрессивности обладают радиомеханики, парикмахеры и фотографы, а закройщики и автомеханики занимают среднее между ними положение. Также было обращено внимание на тот факт, что в девушки более агрессивны, чем юноши (автомеханики и радиомеханики). Если у мальчиков выражена в основном физическая агрессия, то у девочек - все три вида агрессии (физическая, косвенная, вербальная) присутствуют в поведении. Итак, по методике в целом 27 % первокурсников имеют высокий уровень агрессивности, 62 % - средний и 11 % - низкий уровень.
Данные, полученные с помощью методики Спилбергера-Ханина, показывают, что у 41 % первокурсников повышенный уровень тревожности, являющийся свидетельством наличия внутренних конфликтов и сопровождающийся негативным эмоциональным фоном. 48 % первокурсников имеют средний уровень тревожности; 11 % обучающихся обладают низким уровнем тревожности.
Ранее нами было отмечено: «Для отслеживания динамики психологического развития молодых людей разработана «Карта психологического развития студента», в которой отражаются личностные особенности каждого из них, что позволяет педагогам более эффективно выстраивать индивидуальную работу со студентом» [20, с.
91].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. После проведения всех методик на изучение личностных особенностей, среднестатистический психологический портрет первокурсника колледжа выглядит следующим образом. Это холерик, обладающий такими качествами как энергичность, подвижность, увлеченность, целеустремленность, вспыльчивость, конфликтность и несдержанность, с чертами циклотимического типа, которому свойственна частая систематическая смена настроения, а также характеризующийся немного завышенной самооценкой и тревожностью, со средним уровнем агрессивности.
Изучение психологических качеств первокурсников позволяет организовать образовательный процесс в колледже с учетом их возрастных и индивидуальных осо-
бенностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лисина О.Н. Проблема изучения психологии студентами колледжа // Вестник РМАТ. 2015. №3. С. 110— 113.
2. Тавинова Н.А., Баранова Н.А., Сапожников С.П., Малахова Е.П., Толстова Л.П. Личностные особенности студентов медицинского колледжа // Медицинская сестра. 2012. № 6. С. 9-11.
3. Грязнов А.Н., Масленникова В.Ш., Боговарова
B.А. Социально-психологический портрет студента // Казанский педагогический журнал. 2013. № 3 (98). С. 160-167.
4. Савельева Д.В. Возрастные особенности студентов колледжа и их влияние на содержание смысложиз-ненных ориентаций // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 1. С. 112.
5. Антипов С.А., Полухина И.В., Сафонов С.В. Социально-возрастные особенности обучающихся в учреждениях СПО // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т. 7. № 9.
C. 24-28.
6. Зайко А.П. Социальный портрет студентов российских колледжей: региональный аспект // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 16-18 марта 2017 г., Екатеринбург. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 747-752.
7. Базаев А.Г., Кулагина Е.А. Социальный портрет современного учащегося УНПО Челябинской области // Образование и наука Южного Урала. 2002. № 3. С. 35-37.
8. Михалева Л.Н., Кожекина Т.В., Ельчанинова Е.Ю., Кузнецова Л.И., Новикова С.А. Социальный портрет и жизненные ценности студента педагогического колледжа // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 6. С. 74-82.
9. Сураева С.Г. Социальный портрет современного студента колледжа // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. Вып. 1 (32). С. 143-146.
10. Бородина Н.В., Симонян А.Р., Украинцева И.И., Хачатурова Н.Ю., Ховякова А.Л. Особенности социологического портрета студента, обучающегося по наиболее востребованным и перспективным специальностям среднего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 4 (208). С. 40-49.
11. Андриенко О.А. Повышение эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее. Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2008. 39 с.
12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 672 с.
13. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 14-16.
14. Повышение эффективности воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования (аспект оптимизации) : методические рекомендации / авт.-разраб. Е. А. Кулагина. Челябинск: ЧелИРПО, 2000. 78 с.
15. Безенкова Т.А. Воспитательная работа и социально-культурная деятельность в образовательной среде. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2007.
16. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. Карелин А.А. М.: Эксмо, 2007. 412 с.
17. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска. / Под науч. ред. С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. 172 с.
Andrienko Oksana Aleksandrovna PSYCHOLOGICAL ...
psychological science
18. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. М.: Генезис, 2005. 208 с.
19. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Н.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. 560 с.
20. Андриенко О.А. Психологическое сопровождение студентов на этапе профессиональной адаптации на примере магнитогорского технологического колледжа // Дискуссия. 2017. № 4 (78). С. 88-93.
Статья поступила в редакцию 13.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018