Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение студентов на этапе профессиональной адаптации на примере Магнитогорского технологического колледжа'

Психологическое сопровождение студентов на этапе профессиональной адаптации на примере Магнитогорского технологического колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
893
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / PROFESSIONAL ADAPTATION / DIFFICULTY OF PROFESSIONAL ADAPTATION / THE STAGES OF PROFESSIONAL ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / VOCATIONAL GUIDANCE / PSYCHO-DIAGNOSTICS / CORRECTION AND DEVELOPMENT ACTIVITIES / CONSULTING-ENLIGHTENMENT WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андриенко О.А.

Современный рынок труда предъявляет серьезные требования к специалистам, работодатели хотят видеть ответственного исполнителя, отличающегося умением быстро и эффективно адаптироваться в изменяющихся производственных условиях. А официальные программы подготовки рабочих включают ту основу, которая понадобится выпускникам для выполнения профессиональных функций, соответствующих определенному разряду. Поэтому молодым людям необходима специальная психологическая поддержка, которая позволила бы им расширить границы и возможности вхождения в реальные профессиональные ситуации, проявить себя в профессии в соответствии с собственными стремлениями, мотивами и интересами. В данной статье представлены фрагменты опыта работы по психологическому сопровождению студентов на этапе их профессиональной адаптации во время обучения в колледже, организуемой педагогом-психологом и мастерами производственного обучения Государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко». В статье дано краткое содержание основных понятий, таких как «профессиональная адаптация», «психологическое сопровождение», рассмотрены этапы адаптации студентов колледжа к профессиональной деятельности и основные трудности данного процесса. Автор представил разработанную им модель психологического сопровождения студентов, включающую в себя профориентацию, психодиагностику, коррекционно-развивающую и консультативно-просветительскую деятельность психолога, основанную на индивидуальном подходе к юношам и девушкам, способствующую более эффективной профессиональной адаптации студентов на этапе обучения в колледже. Материал предназначен педагогам-психологам психологических служб учебных заведений профессионального образования, студентам педагогических вузов и колледжей, специалистам, работающим в области психологии труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of students on the stage of professional adaptation on the example of magnitogorsk college of technology

Modern labor market makes serious demands on professionals; employers want to see responsible person with the ability to quickly and effectively adapt to changing production conditions. Official training work programs include the base which is necessary to enable the graduates to perform professional functions corresponding to a particular grade. Therefore, young people need special psychological support, which would allow them to expand the boundaries and possibility to introduce into a real professional situation, to show themselves in the profession in accordance with their own aspirations, motives and interests. This article presents fragments of experience on the psychological support of students on the stage of professional adaptation during undergoing of college program, organized by the educational psychologist and master of production of Magnitogorsk College of Technology named after V. P. Omelchenko. The article provides brief overview of key concepts, such as «professional adaptation», «psychological support», the stages of adaptation of students to professional activity and the main difficulties of this process. The author presents personal model of psychological support for students, including career guidance, psycho-diagnostics, correction-development and consulting-enlightenment activity of a psychologist based on an individual approach to the young men and women, contributing to more effective professional adaptation of students during their studying in college. The material is intended for teachers and psychologists of psychological services of educational institutions of professional education, students of pedagogical universities and colleges and specialists engaged in the field of labor psychology.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение студентов на этапе профессиональной адаптации на примере Магнитогорского технологического колледжа»

О.А. Андриенко, доцент, кафедра психологии и педагогики, Орский гуманитарно-технологический институт, г. Орск, Россия, andrienko-oa@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МАГНИТОГОРСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Современный рынок труда предъявляет серьезные требования к специалистам, работодатели хотят видеть ответственного исполнителя, отличающегося умением быстро и эффективно адаптироваться в изменяющихся производственных условиях. А официальные программы подготовки рабочих включают ту основу, которая понадобится выпускникам для выполнения профессиональных функций, соответствующих определенному разряду. Поэтому молодым людям необходима специальная психологическая поддержка, которая позволила бы им расширить границы и возможности вхождения в реальные профессиональные ситуации, проявить себя в профессии в соответствии с собственными стремлениями, мотивами и интересами. В данной статье представлены фрагменты опыта работы по психологическому сопровождению студентов на этапе их профессиональной адаптации во время обучения в колледже, организуемой педагогом-психологом и мастерами производственного обучения Государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко». В статье дано краткое содержание основных понятий, таких как «профессиональная адаптация», «психологическое сопровождение», рассмотрены этапы адаптации студентов колледжа к профессиональной деятельности и основные трудности данного процесса. Автор представил разработанную им модель психологического сопровождения студентов, включающую в себя профориентацию, психодиагностику, коррекционно-развивающую и консультативно-просветительскую деятельность психолога, основанную на индивидуальном подходе к юношам и девушкам, способствующую более эффективной профессиональной адаптации студентов на этапе обучения в колледже. Материал предназначен педагогам-психологам психологических служб учебных заведений профессионального образования, студентам педагогических вузов и колледжей, специалистам, работающим в области психологии труда.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, трудности профессиональной адаптации, этапы профессиональной адаптации, психологическое сопровождение, профориентация, психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультативно-просветительская работа.

В связи с непрерывным развитием рынка труда постоянно повышаются требования к общей и специальной подготовке работников, уровню их знаний и способности к адаптации. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость изменений в содержании профессионального образования, внед-

рения новых технологий подготовки кадров. Для более эффективной профессиональной адаптации молодых людей необходима специальная психологическая поддержка, организуемая в рамках образовательного учреждения, позволяющая расширить границы и возможности вхождения студентов

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

в реальные профессиональные ситуации, проявить себя в профессии в соответствии с собственными стремлениями, мотивами и интересами.

Проанализировав -

работы С.Я. Батышева, Э.Ф. Зеера, Г.С. Никифорова и других авторов, можно прийти к выводу, что профессиональная адаптация - это процесс и результат приспособления индивида к требованиям профессии, усвоения им профессиональных и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций.1 Она представляет собой единство психофизиологического, социально-психологического и профессионального аспектов данного про-цесса.2

По мнению автора, студенты начинают адаптироваться к профессии еще в колледже. Основные трудности, с которыми они сталкиваются, возникают из-за нечеткости их профессиональных намерений и склонностей, низкого уровня сформированности профессиональных ценностей, отсутствия выраженных интересов к профессиональной деятельности, низкой мотивации к профессиональному обучению.3

В результате обзорного анализа литературы по проблеме автор статьи сделал вывод, что процесс адаптации студентов колледжа к профессиональной деятельности проходит в несколько этапов.

На первом этапе юноши и девушки осуществляют выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий (этап допрофессиональной адаптации).

На втором этапе студенты получают теоретические знания, овладевают умения-

В процессе психодиагностики выявляются мотивы выбора профессии, степень его осознанности, а также профессиональные интересы, склонности, направлен ность. Отметим, что диагностика осуществляется только с согласия юношей и девушек и не является основанием для отказа в приеме в колледж.

ми, необходимыми для профессиональной деятельности, приобретают профессиональные навыки, проходя практику в учебных мастерских колледжа и на предприятиях города (этап профессиональной подготовки в процессе обучения).

На третьем этапе происходит приспособление, привыкание выпускника колледжа к содержанию и режиму труда, к требованиям профессии, к нормам и правилам взаимодействия с трудовым коллективом, к стилю и методам управления со стороны работодателя и т.д.4 (этап самостоятельной профессиональной деятельности на производстве).

Одним из условий повышения эффективности профессиональной адаптации студентов является психологическое сопровождение. Отметим, что сопровождение в буквальном смысле означает «идти или ехать с кем-либо в качестве провожатого». 5

На основе работ М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой, Т.Г. Яничевой можно сделать вывод, что психологическое сопровождение - это организационные, диагностические, обучающие мероприятия для студентов и педагогов, направленные на создание оптимальных условий для профессиональной адаптации и саморе-

В рамках разработанных курсов

для абитуриентов будущие студенты знакомятся с рабочими местами, соотносят свои ожидания с реальными условиями трудовой деятельности, оценивают свои возможности в освоении выбранной профессии. Кроме того, на данных занятиях у них формируются первичные практические умения.

ализации студентов.6

Рассмотрим психологическое сопровождение студентов на этапе профессиональной адаптации на примере государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Магнитогорский технологический колледж = имени В.П. Омельченко», осуществляющего подготовку по следующим направлениям: «Технология парикмахерского искусства», «Техника и искусство фотографии», «Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров», «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», «Парикмахер», «Продавец, контролер-кассир», «Повар, кондитер».

На первом этапе адаптации студентов колледжа к профессиональной деятельности - этапе допрофессиональной адаптации - психологическое сопровождение заключается в том, что психолог колледжа совместно с мастерами производственного обучения и членами приемной комиссии реализуют комплекс мероприятий. Абитуриентам рассказывают о профессиях, по которым ведется подготовка в колледже, об их содержании, сроках обучения, положении на рынке труда, перспективах трудоустройства, требованиях к работнику. Для выпускников школ проводятся дни открытых дверей, организуются встречи со студентами и выставки творческих работ.

В процессе психодиагностики выявляются мотивы выбора профессии, степень его осознанности, а также профессиональные интересы, склонности, направленность. Применяются анкетирование, методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова, опросник Дж. Холланда.

Отметим, что диагностика осуществляется только с согласия юношей и девушек и не является основанием для отказа в приеме в колледж.

Далее психологом проводится индивидуальное консультирование абитуриентов, позволяющее им принять решение о выборе профессии с учетом своих психологических особенностей и возможностей, а также требований к специалисту, отраженных в про-фессиограмме.

С юношами и девушками, определившимися с профессией, начинают работать мастера производственного обучения. В рамках разработанных курсов для абитуриентов, например, таких, как «Домашний парикмахер», будущие студенты знакомятся с рабочими местами, соотносят свои ожидания с реальными условиями трудовой деятельности, оценивают свои возможности в освоении выбранной профессии. Кроме того, на данных занятиях у них формируются первичные практические умения.

Таким образом, сочетание диагностики, первых профессиональных проб в процессе профориентации с индивидуальным собеседованием, при котором осуществляется личный контакт абитуриента с психологом, мастерами производственного обучения, представителями администрации колледжа, дает возможность наиболее полно, всесторонне,

многопланово оценить каждого поступающего, а поступающим - осознанно и ответственно подойти к выбору профессии.

На втором этапе адаптации студентов колледжа к профессиональной деятельности -этапе профессиональной подготовки в процессе обучения - психологическое сопровождение включает в себя психодиагностику, коррек-ционно-развивающую и консультативно-просветительскую деятельность.

Для всестороннего исследования первокурсников в колледже проводится психологическая диагностика их познавательных процессов, личностных качеств и межличностных отношений. На занятиях с психологом юноши и девушки узнают особенности своего характера, темперамента, коммуникативных способностей и т.д. Осуществляя комплексную оценку личности, педагог-психолог использует методики Г. Айзенка, С.А. Будасси, Е.А. Климова, К. Леонгарда, Ч.Д. Спилбергера, К. Томаса, Ю.Л. Ханина и др.

Для отслеживания динамики психологического развития молодых людей автором статьи разработана «Карта психологического развития студента», в которой отражаются личностные особенности каждого из них, что позволяет педагогам более эффективно выстраивать индивидуальную работу с каждым студентом. Также на основании психологического тестирования определяется степень готовности юношей и девушек результативно работать в выбираемой сфере профессиональной деятельности.

Коррекционно-развивающая деятельность психолога ориентирована прежде всего на развитие профессионально важных качеств студентов, решение конкретных проблем, коррекцию поведения и психического самочувствия. На занятиях используются различные упражнения на познание и принятие себя, формирование адекватной самооценки, развитие психических процессов и личностных качеств. Так как большинство профессий и специальностей, по которым

осуществляется подготовка в колледже, относятся к сфере обслуживания, то особое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей обучающихся - таких, как умение слушать, понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать хорошие деловые взаимоотношения, находить выход из конфликтной ситуации и т. д. Также в работе со студентами используются разработанные автором статьи тренинги «Сервисное обслуживание клиентов в парикмахерском салоне», «Продавец-консультант в торговом зале» и другие, моделируются конкретные ситуации, с которыми юноши и девушки могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Что касается консультативно-просветительской деятельности психолога, то здесь особое внимание уделяется повышению психологической компетентности педагогов. Для этой цели в колледже регулярно проводятся психологические семинары, на которых обсуждаются различные проблемы, например, «Формирование профессиональной мотивации у студентов на занятиях», «Совместная деятельность мастера производственного обучения и психолога по диагностике и развитию профессионально важных качеств студента» и другие.

Отметим, что психологическое сопровождение - это не периодическая, а постоянная работа, которую выполняет педагог-психолог. С данной целью в колледже реализуются такие программы, как «Культура профессионала», «Подготовка к профессиональной карьере».

В рамках недель профессий со старшекурсниками проводятся различные мероприятия, направленные на формирование у них профессиональной культуры, привитие ценностей и норм профессиональной среды, дающие возможность самореализации (например, тренинг «Собеседование при приеме на работу», семинар «Психологические особенности общения продавца с покупателями», деловые игры, конкурсы профмастерства, выставки научных и творческих

Коррекционно-развивающая деятельность психолога ориентирована прежде всего на развитие профессионально важных качеств студентов, решение конкретных проблем, коррекцию поведения и психического самочувствия.

работ и т. д.), организуются круглые столы, на которые приглашаются представители предприятий и частных фирм. Здесь обсуждаются вопросы трудоустройства молодых специалистов: условия, требования рынка труда и работодателей, методы поиска работы и правила прохождения собеседования.

Показателем результативности проводимой в колледже работы по профессиональной адаптации студентов является повышающийся с каждым годом процент тру-доустроенности выпускников и их закрепля-емости на предприятиях города.

Таким образом, психологическое сопровождение может быть существенным фактором повышения эффективности профессиональной адаптации студентов на этапе обучения в колледже, так как позволяет более осознанно осуществлять выбор профессии, развивать необходимые качества, требуемые работнику, формировать адекватную профессиональную самооценку, прививать нормы и ценности профессиональной среды, формировать профессиональную культуру. Разработанные и апробированные в ходе исследования рекомендации по психологическому сопровождению студентов в период адаптации к профессиональной деятельно-

сти (на примере Магнитогорского технологического колледжа) могут быть использованы психологами, педагогами организаций профессионального образования, i'ifj

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. 816 с.

3. Андриенко О. А. Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2009. 188 с.

4. Герцог Г.А., Котовская Л.В., Круглов Ю.Н. Выпускник на рынке труда: Социологический анализ проблем профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников УНПО Челябинской области. Челябинск: ЧелИРПО, 2004. 61 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. 921 с.

6. Андриенко О.А. Психологическое сопровождение образовательного процесса - условие успешной социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 316-323.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS ON THE STAGE OF PROFESSIONAL ADAPTATION ON THE EXAMPLE OF MAGNITOGORSK COLLEGE OF TECHNOLOGY

O.A. Andrienko, Docent, The department of psychology and pedagogy, Orsk Institute of Humanities and Technology, Orsk, Russia, andrienko-oa@mail.ru

Modern labor market makes serious demands on professionals; employers want to see responsible person with the ability to quickly and effectively adapt to changing production conditions. Official training work programs include the base which is necessary to enable the graduates to perform professional functions corresponding to a particular grade. Therefore, young people need special psychological support, which would allow them to expand the boundaries and possibility to introduce into a real professional situation, to show themselves in the profession in accordance with their own aspirations, motives and interests. This article presents fragments of experience on the psychological support of students on the stage of professional adaptation during undergoing of college program, organized by the educational psychologist and master of production of Magnitogorsk College of Technology named after V P. Omelchenko. The article provides brief overview of key concepts, such as «professional adaptation», «psychological support», the stages of adaptation of students to professional activity and the main difficulties of this process. The author presents personal model of psychological support for students, including career guidance, psycho-diagnostics, correction-development and consulting-enlightenment

activity of a psychologist based on an individual approach to the young men and women, contributing to more effective professional adaptation of students during their studying in college. The material is intended for teachers and psychologists of psychological services of educational institutions of professional education, students of pedagogical universities and colleges and specialists engaged in the field of labor psychology.

Key words: professional adaptation, difficulty of professional adaptation, the stages of professional adaptation, psychological support, vocational guidance, psycho-diagnostics, correction and development activities, consulting-enlightenment work.

References

1. Zeer EH.F. Psihologiya professij: ucheb. posobie dlya studentov vuzov [Psychology of professions: textbook. textbook for University students]. M.: Aka-demicheskij Proekt; Ekaterinburg : Delovaya kniga, 2003. 336 s.

2. Psihologicheskoe obespechenie professional'noj deyatel'nosti: teoriya i praktika (pod red. G. S. Ni-kiforova) [Psychological support of professional activities: theory and practice (ed. by G. S. Nikiforov)]. SPb.: Rech', 2010.816 s.

3. Andrienko O.A. Pedagogicheskie usloviya povy-sheniya ehffektivnosti social'noj adaptacii per-vokursnikov v professional'nom licee [Pedagogical conditions of increase of efficiency of social adaptation of first-year students in vocational school]: dis. ... kand. ped. nauk. Magnitogorsk, 2009. 188 s.

4. Gercog G.A., Kotovskaya L.V, Kruglov YU.N. Vypusknik na rynke truda: Sociologicheskij ana-

liz problem professional'noj adaptacii i trudou-strojstva vypusknikov UNPO CHelyabinskoj oblasti [The graduate labour market: a Sociological analysis of the problems of professional adaptation and employment of graduates of UNPO Chelyabinsk region]. CHelyabinsk: CHelIRPO, 2004. 61 s.

5. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka (Pod red. N.YU. SHvedovoj) [Dictionary of Russian (ed.Yu. Shvedova)]. M.: Russkij yazyk, 1990. 921 s.

6. Andrienko O.A. Psihologicheskoe soprovozh-denie obrazovatel'nogo processa - uslovie us-peshnoj social'noj adaptacii pervokursnikov v professional'nom licee [Psychological support of the educational process - the condition of successful social adaptation of first-year students in vocational school] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2008. № 3. S. 316-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.