Б01: 10.12731/2218-7405-2014-12-6 УДК 378.183.3
Роль воспитательного потенциала фгос впо в профессиональной подготовке студентов направления «психолого-педагогическое образование»
Акутина с.п., Щелина т.т.
цель: изучение роли воспитательного потенциала ФГОС ВПО в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Метод или методология проведения работы: раскрыты задачи Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления подготовки «психолого-педагогическое образование» в необходимости перестройки образовательного процесса в системе высшего образования, создании новых учебных планов, программ, практик, моделирования воспитательной системы вуза в контексте компетентностного подхода. Использование воспитательного потенциала заключается в выработке собственного индивидуального образовательного маршрута студентов в процессе освоения учебных дисциплин, в связи, с чем возрастает роль преподавателей, кураторов студенческих групп; изменение социокультурной среды образовательного учреждения, значимости студенческого самоуправления, переосмысления парадигмы потребностей личности в профессиональном, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Результаты работы заключается в раскрытии эффективных возможностей влияния воспитательного потенциала ФГОС ВПО на процесс профессиональной подготовки студентов, насыщенное инновационными формами, методами и технологиями взаимодействия преподавателей и студентов; в организации социально-ориентированной деятельности в учебное и внеучебное время, в конструировании индивидуального образовательного маршрута студента в овладении профессией, обеспечивающей реализацию инновационной воспитательной системы во взаимодействии преподавателей, кураторов студенческих групп, социальных партнеров, которые позволяют профессионально взаимодействовать с различными культурными средами, обеспечивающими накопление позитивного опыта в процессе профессиональной подготовки.
область применения результатов: результаты исследования применяются в преподавательской деятельности при подготовке специалистов направления «психолого-педагогическое образование», в воспитательной работе со студентами, во взаимодействии с различными социальными партнерами.
ключевые слова: психолого-педагогическое образование; стандарт; высшее образование; воспитательный потенциал; куратор; дорожная карта студента.
THE ROLE OF EDUCATIONAL EFFECTIVENESS FOR THE STANDARD OF FEDERAL GOVERNMENTAL EDUCATION PROFESSIONAL HIGH EDUCATION IN THE PROFESSIONAL PREPARATION OF STUDENTS FOR THE PSYCHO-PEDAGOGICAL FIELD
Akutina S.P., Schelina T.T.
The goal: the educational research of educational effectiveness FGOS PVO for the professional preparation.
The research method and the methodological approach: to enlighten the goals of the Federal Governmental Education Standard (FGOS) of the high professional education (VPO) of the psycho-pedagogicalfield within the education system reforming; to create new didactical materials, programs, plans, training courses; to model the educational effectiveness of a high education institution according to the competence approach.
The clue of the educational effectiveness is in the developing an individual educational path for students in the comprehensive phase, and as a result the role of an educator, and a tutor increases; the changes in social cultural sphere of an educational institution, the importance of students self-management are to remodel the formulating personal needs paradigm in professional, private, intellectual, cultural and modal advancing.
The research results are to open valuable possibilities of educational effectiveness in FGOS VPO influencing the professional preparation, that is filled with innovative forms, methods, technological approaches in cooperation between students and educators; to organize socially oriented process within the educational and extra educational context, to construct an individual educational path to obtain a qualification, to guaranty the realization of a new educational system for educators' cooperation, for tutors and social partners; all these permit to act in different cultural spheres acquiring positive experience ofprofessional training.
The application field: the research results are applied in the pedagogical activity to prepare professionalfigures in the psycho pedagogical area, in educational projects with students, in cooperating with various social partners.
Keywords: Psychological and pedagogical education; standard; higher education; educational potential; curator; Roadmap student.
введение
Инновационные социокультурные условия, произошедшие в нашей стране, привели к тому, что перед современными вузами стоят новые цели и задачи в профессиональной подготовке будущих специалистов, позволяющих эффективно социализироваться в меняющемся мире и обладающими такими профессиональными и личностными качествами, которые позволяли бы им с максимальной мобильностью стать востребованными и конкурентно способными на рынке труда. В соответствии с расставленными приоритетами и переходом российских вузов на новые Федеральные государственные образовательные стандарты возникает необходимость создания не только новых учебников, учебных планов, основных общеобразовательных программ, рабочих программ учебных дисциплин, учебных и производственных практик, но и обновленной воспитательной системы вуза в контексте компетентностного подхода.
Необходимость подготовки будущего специалиста, воспитанного, грамотного подтверждена различными государственными законами, правовыми актами. В частности, в Законе РФ «Об образовании» (2012 г.) в статье 2 подчеркивается взаимообусловленность между образованием и воспитанием гражданина, семьянина, профессионала как «целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества [3].
Материалы и методы
Анализируя сущностную и содержательную характеристику ФГОС ВПО направления «Психолого-педагогическое образование» раскрывается возможность использования стандартов в конструировании обновленной воспитательной системы вуза и создание конструктов воспитательного потенциала в профессиональной подготовке студентов. Использование воспитательного потенциала в профессиональном образовании в последнее время рассматриваемая проблема стала как никогда актуальной (Н.В. Дулина, Д.А. Ендовицкий, Н.Ф. Ефремова, Н.В. Жалнина В.Т. Титов. И.Н. Ким, В.Д. Васильева, Р.М. Петрунева, В.С. Сенашенко, Л.М. Спирина, О.Ю. Шубкина и др.). В Стандарте ФГОС ВПО обозначен серьезный постулат: «Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного
процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ»
[7].
Взаимодействие компонентов новой воспитательной системы в контексте ФГОС ВПО, в частности, по направлению «психолого-педагогическое образование», включает в себя: новые цели, задачи; разработку воспитательных концепций, отвечающих обновленному содержанию высшего образования в контексте воспитательной его части; содержание, насыщенное инновационными формами, методами и технологиями взаимодействия в профессиональной подготовке студентов; социально-ориентированную деятельность, обеспечивающую реализацию воспитательной системы; субъектов деятельности, как социальных партнеров, обладающих такими личностными компетенциями, которые позволяют профессионально взаимодействовать с многообразными социальными средами и объектами, обеспечивающими позитивный опыт в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста; обновленную структуру управления, обеспечивающую интеграцию компонентов в целостную систему.
В связи с рассматриваемой проблемой изменяется и роль воспитания в части оценки качества освоения основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры [7, п. 8]. Одним из путей качества полученных знаний является выработка индивидуальной стратегии освоения учебного материала - подключение студентов к проектированию собственного индивидуального образовательного маршрута [7, п. 8.2], включающего тщательное изучение образовательных потребностей, достижений, личностно-профессиональных устремлений, актуальных образовательных проблем студентов; помощь в последовательной реализации индивидуального образовательного маршрута, включая оценку и самооценку.
В соответствии с индивидуализацией освоения программы меняются формы, методы, приемы и технологии в самой деятельности преподавателя. Традиционные лекции, семинарские занятия, практикумы дополняются интерактивными технологиями обучения: деловыми играми, осуществление проектной деятельности, применение метода кейсов, проигрывание конкретных ситуаций, разработка квестов, социально-психологических тренингов, проблемных диспутов и дискуссий. Психолого-педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих специалистов нацеливает преподавателя на пересмотр организации самостоятельной работы студентов. Включение профессионально-творческих заданий для самостоятельной работы, организацию знакомства с представителями профессии и образовательными учреждениями, обеспечение обмена имеющимися первоначальным опытом и знаниями о профессии, разработку и проведение профессионально-диагностических микропрактикумов, со-
вместную со студентами разработку практических рекомендаций по саморазвитию будущего специалиста, помощь студентам в подготовке и проведении аналогичных занятий с однокурсниками позволяет в профессиональную подготовку студентов «вкраплять» воспитательные цели. Удельный вес учебных занятий, проводимых в интерактивной форме, является главной целью в структуре бакалавриата по направлению «психолого-педагогическое образование», что способствует не только успешному освоению профессии, но профессионально-ценностному воспитанию будущего специалиста. В связи с рассматриваемой проблемой контекстово изменяется и воспитательный потенциал личности преподавателя, рассматриваемый нами как способность специалиста высшего звена, обладающего высоким уровнем грамотности, воспитанности, социализированности; высоким уровнем развития психических процессов, физическим совершенством и здоровьесбережением, обладающего гражданской ответственностью и самостоятельностью, желанием сохранения традиционных культурно-исторических ценностей и приобретением новых.
Психологически наиболее трудным в переходе от традиционного к инновационному обучению оказывается процесс освоения преподавателями высшей школы нового типа управления - «системного управления целостной ситуацией, предполагающего, прежде всего, изменение собственной личностной позиции и роли в учебной ситуации, перестройки внутренней картины этой ситуации» [2, 4, 8]. Опираясь на проведенный анализ научных исследований Т.Е. Исаевой, М.И. Ситниковой, О.В. Еремкиной, И.А. Стеценко, Г.С. Вяликовой, В.П. Косы-рева, М.В. Александровой, А.И. Тимонина, Б.М. Игошева, Л.А. Филимонюк и др. представляется возможным выделить ряд актуальных сегодня аспектов деятельности педагога высшей школы: формирование профессионального интереса к выбранной профессии; активизация процесса личностно-профессионального самопознания студентов в процессе социализации в вузе; приобретение опыта профессиональной деятельности на основе смыслообразования, формирования профессиональных ценностных ориентиров; формирование преподавателями индивидуальной субъектной позиции и образовательной траектории студентов; оказание психолого-педагогической и социальной поддержки и профессиональной помощи студентам на каждом этапе обучения в вузе [5, с. 511-514].
В связи с этим преподавателям приходится переосмысливать свою педагогическую деятельность, искать новые механизмы постановки целей, содержания, приемов педагогической деятельности, создание новых педагогических ситуаций, педагогических ситуаций, которые по образному замечанию В.И. Слободчикова, составляют «живую ткань образовательного процесса» [6, с. 177].
Инновационные подходы к организации воспитательной работы в общеобразовательных учебных заведениях вызывают необходимость в специализированных усилиях по разработке и внедрению новых программ обучения студентов направления «психолого-педагогическое образование». Это новые дисциплины, курсы по выбору студентов и факультативы, программы дополнительного образования с использованием новых методов и форм воспитательной работы, где велика значимость личностных качеств студента в формировании воспитательного потенциала. Новые дисциплины формируют у студентов систему профессиональных знаний о новейших технологиях воспитательной деятельности, систему умений и навыков осуществления методики проведения воспитательных мероприятий в современном образовательном учреждении и сформируют не исследованное ранее понятие «воспитательный потенциал» студента направления «психолого-педагогическое образование». Под воспитательным потенциалом студента мы понимаем процесс формирования и развития профессиональной направленности личности студента (ценностные ориентации, смыслы, идеалы) на этапе профессионального образования.
Освоение основной образовательной программы в структуре бакалавриата/магистратуры раскрывает возможности использования постоянного информирования будущих специалистов о различных сферах жизненных процессов, протекающих в вузе в течение всего периода их обучения, созданием постоянно обновляемой системы представления информации, включающей в себя: освещение через газеты; организацию тематических выставок новинок литературы, активное взаимодействие с библиотекой, музеями, центрами; разработку и внедрения рекомендаций по организации умственного труда и самостоятельной работы студентов в рамках учебной деятельности, пропаганда положительного опыта работы группы и отдельных студентов в средствах массовой информации. Исследование проблемы воспитания личности будущего профессионала в условиях качественных изменений психологии студенчества и модернизации высшего образования в контексте реализации ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование» предполагает новые подходы к организации воспитательного процесса и со стороны Института Кураторства.
В связи с тем, что на освоение профессиональных дисциплин в уровневом образовании отводится значительная роль самостоятельному овладению знаний, требуется целенаправленная работа по тьюторскому сопровождению студентов в процессе подготовки и соответственно изменяется профессиональная роль куратора студенческой группы. Самое важное в работе кураторов являются их знания о современных студентах, их личностных особенностях, ценностных ориентаций и в зависимости от этих знаний, они выстраивают оптимальную педаго-
гическую линию поведения в дорожной карте профессионального развития студентов. В настоящее время становится все более очевидным, что успешное решение кураторами задач профессионального выращивания специалиста в вузе в решающей мере зависит от своевременной и оптимальной включенности студентов в преобразовательную деятельность (учебную и вне-учебную). Подобный подход к подготовке специалиста ориентирует вуз на поэтапное, ступенчатое определение и реализацию задач профессионализации студентов в вузовской практике через адаптацию, социализацию, соуправление, самоуправление, профессионализацию [1, 9].
Каждый этап процесса профессионального роста студентов сопряжен с изменениями социально-психологических особенностей студентов. Включенность куратора в процесс этих изменений определяется принципом «постепенно убывающей помощи», т.е. переходом от роли «опекающего» на первом курсе к роли «консультанта» на старших курсах.
Результаты и анализ результатов
Совершенствование профессионально-педагогической компетентности педагога (куратора студенческой группы), обусловлено социальной политикой государства к использованию и реализации воспитательной потенциала ФГОС ВПО в современных вузах: главным воспитывающим фактором должно стать гуманистически-ориентированное эффективное взаимодействие в системе «преподаватель-студент» как в учебной, так и внеучебной деятельности; преподаватель вуза должен быть генератором не только профессиональной информации, но и выступать посредником между студентом и культурой. Уровень общей культуры студента во многом определяется культурой преподавателей, оказывающих влияние на их становление как специалистов и как будущей российской интеллигенции. Увеличение требований к личности куратора (преподавателя), его общей культуре, субъектности указывает на необходимость наличия у него профессионально-педагогической компетентности высокого уровня.
Поскольку среда образовательного учреждения является компонентом воспитательной системы, то исходя из целей и задач, среда должна быть многообразной в содержании воспитания, позволяющем учесть интересы, наклонности и способности, многообразие видов деятельности, в которых каждый студент может проявить свои склонности и развивать себя профессионально и личносто.
Важным компонентом процесса формирования творческой личности студента, повышения его самостоятельности и ответственности перед обществом в реализации ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогическое образование» выступает студенческое само-
управление. «Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ» [7, п. 7.2].
Студенческое самоуправление в контексте воспитательного потенциала следует рассматривать как инструмент реализации новой молодежной политики государства, позволяющий сфокусировать внимание студенческого объединения на организации студенческой жизни внутри вуза для эффективной реализации воспитательных программ. Круг проблем и вопросов, к решению которых могут быть привлечены студенты в рамках освоения профессии, весьма разнообразен: участие в обсуждении итогов прохождения сессии, в подготовке и реализации различных воспитательных дел, эффективности организации самостоятельной работы студентов при изучении учебных дисциплин, помощь в составлении графика экзаменационной сессии с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических и правовых норм времени, в распределении мест в общежитии совместно со студенческим профкомом, в оценке качества проведения занятий и т.д. Важным показателем работы студенческого самоуправления является и участие будущих специалистов в научно-исследовательской деятельности, т.к. именно она позволяет сформировать профессиональные компетенции у студентов, вырабатывает навыки трудовой деятельности, формирует научное мышление, необходимое в профессиональной деятельности.
заключение
Таким образом, анализируя воспитательный потенциал ФГОС ВПО по направлению «психолого-педагогической образование» необходимо отметить, что конструирование инновационных моделей воспитательной системы направленно на обеспечение профессионально-личностного развития студентов. В эту систему органично вписаны учебная деятельность по освоению стандарта, практика, научно-исследовательская работа студентов, процесс их жизнедеятельности студентов в учебное и внеучебное время.
В статье использованы материалы исследования, выполненного при финансовой поддержке в рамках гранта РГНФ «Теоретико-методические основы воспитания студентов в системе уровневого психолого-педагогического образования» №14-06-00798.
список литературы
1. Акутина С.П. Модели кураторства в инновационном вузе: педагогический нарратив [Текст] / С.П. Акутина // «European Social Science Journal». 2014. № 6. Т. 2. С. 114-121.
2. Беренгер, А.Т. Специфика учебно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения студентов в высшей школе [Текст] / А.Т. Беренгер: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.. 1989. 21 с.
3. Закон «Об образовании» Российской Федерации - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 27.11.2014).
4. Залевский, Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, норме и патологии). [Текст] / Г.В. Залевский. - М.-Томск: Томский государственный университет. 2004. 460 с.
5. Пленкина, В.В. Концептуальные аспекты развития стратегических компетенций преподавателя вуза [Текст] / В.В. Пленкина, О.В. Ленкова // Фундаментальные исследования. -2011. № 12. Ч. 3. С. 511-514;.
6. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры [Текст] / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып. 7. - М., 1997. С. 177-185.
7. Стандарт ФГОС ВПО // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/ (дата обращения 17.11. 2014).
8. Трайнев, В.В. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии. [Текст] / В.В. Трайнев. - М.: ВЛАДОС, 2005. 303 с.
9. Щелина Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в системе высшего гуманитарного образования [Текст] / Т.Т. Щелина // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. Международный научный журнал. Вып. 2 (4). 2012. С. 15-18.
References
1. Akutina S.P. Modeli kuratorstva v innovacionnom vuze: pedagogicheskij narrativ [Tekst] / S.P. Akutina // «European Social Science Journal». 2014. № 6. T. 2. Рр. 114-121.
2. Berenger, A.T. Specifika uchebno-vospitatel'nogo processa na nachal'nom jetape obuchenija stu-dentov v vysshej shkole [Tekst] / A.T. Berenger: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1989. 21 р.
3. Zakon «Ob obrazovanii» Rossijskoj Federacii - [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (data obrashhenija 27.11.2014).
4. Zalevskij, G.V. Fiksirovannye formy povedenija individual'nyh i gruppovyh sistem (v kul'ture, obrazovanii, nauke, norme i patologii). [Tekst] / G.V. Zalevskij. - M.-Tomsk: Tomskij gosudarst-vennyj universitet. 2004. 460 р.
5. Plenkina, V.V. Konceptual'nye aspekty razvitija strategicheskih kompetencij prepodavatelja vuza [Tekst] / V.V. Plenkina, O.V. Lenkova // Fundamental'nye issledovanija. 2011. № 12 (chast' 3). Рр. 511-514.
6. Slobodchikov, V.I. Obrazovatel'naja sreda: realizacija celej obrazovanija v prostranstve kul'tury [Tekst] /V.I. Slobodchikov // Novye cennosti obrazovanija: Kul'turnye modeli shkol. Vyp. 7. - M., 1997. Рр. 177-185.
7. Standart FGOS VPO // Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://www.fgosvpo.ru/ ( data obrashhenija 17.11. 2014).
8. Trajnev, V.V. Uchebnye delovye igry v pedagogike, jekonomike, menedzhmente, upravlenii, marketings sociologii, psihologii. [Tekst] / V.V. Trajnev. - M.: VLADOS, 2005. 303 р.
9. Schelina T.T. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredelenija studentov v sisteme vysshego gumanitarnogo obrazovanija [Tekst] / T.T. Schelina // Vestnik obrazo-vanija i nauki. Pedagogika. Psihologija. Medicina. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. Vyp. 2 (4). 2012. Рр. 15-18.
данные об авторах
Акутина светлана петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования, доцент
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
ул. Калинина, 21, г. Арзамас Нижегородской области, 607220, Россия [email protected]
Щелина тамара тимофеевна, декан психолого-педагогического факультета, доктор педагогических наук, профессор
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
ул. Калинина, 21, г. Арзамас Нижегородской области, 607220, Россия [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Akutina Svetlana Petrovna, doctor of pedagogical sciences, professor of general pedagogy and pedagogy of vocational education, associate professor
Nizhny Novgorod University by N.I. Lobachevsky, Arzamas Branch st. Kalinina, 21, Nizhny Novgorod region, Arzamas, 607220, Russia [email protected]
Schelina Tamara Timofeevna, doctor of pedagogical sciences, professor of general pedagogy and pedagogy of vocational education, Dean of the psycho-pedagogical faculty Nizhny Novgorod University by N.I. Lobachevsky, Arzamas Branch st. Kalinina, 21, Nizhny Novgorod region, Arzamas, 607220, Russia [email protected]