литература
1. Когатько Д.Г. Российская идентичность как культурно-цивилизационный феномен: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2007.
2. Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2010.
3. Мазилова Г.Б. Динамика социальной идентичности личности в современном обществе: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006.
4. Российская гражданская идентичность как педагогический ресурс реализации духовнонравственного развития и патриотического воспитания учашдхся : метод. пособие / М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2011.
5. Сериков В.В. Общая педагогика. Избранные лекции. Волгоград : Перемена, 2004.
6. Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки ФГОС второго поколения [Электронный ресурс]. URL : http://fgos. isiorao.ru/download/publ.1.php.
7. Шибут И.А. Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.
* * *
1. Kogatko D.G. Rossiyskaya identichnost kak kulturno-tsivilizatsionnyiy fenomen: dis. ... kand. sotsiol. nauk. SPb., 2007.
2. Loginova A.A. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti shkolnikov sredstvami internet-proektov: dis. ... kand. ped. nauk. Samara, 2010.
3. Mazilova G.B. Dinamika sotsialnoy identich-nosti lichnosti v so-vremennom obschestve: dis. ... kand. psihol. nauk. Yaroslavl, 2006.
4. Rossiyskaya grazhdanskaya identichnost kak pedagogicheskiy resurs realizatsii duhovno-nravstvennogo razvitiya i patrioticheskogo vospitaniya uchaschihsya : metod. posobie / M.P. Buzskiy, A.N. Vyirschikov, M.B. Kusmartsev. Volgograd : Izd-vo VolgGMU, 2011.
5. Serikov V.V. Obschaya pedagogika. Izbrannyie lektsii. Volgograd : Peremena, 2004.
6. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti lichnosti v kontekste razrabotki FGOS vtorogo pokoleniya [Elektronnyiy resurs]. URL : http://fgos. isiorao.ru/download/publ.1.php.
7. Shibut I.A. Sotsialnaya i individualnaya identichnost nasele-niya Kolskogo Severa v kontekste regionalnoy identichnosti : dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2006.
Formation of Russian civil identity
of a teenager in project work in studying
one’s family tree
There are described the essential characteristics of the Russian civil identity of a teenager and specificity of its formation in project work that presupposes teenager’s studying his/her family tree in connection with the country history.
Key words: family, family and ancestral, Russian civil identity of a teenager, formation of Russian civil identity of a teenager, genealogic situation, genealogical projects.
(Статья поступила в редакцию 05.02.2014)
О.М. ДОРОШКО (Гродно)
воспитательная работа университета как средство развития экологической культуры будущих учителей
Представлена программа развития экологической культуры будущих учителей в процессе педагогического сопровождения студентов при поэтапном освоении ими воспитательного пространства университета. В ходе анализируемой воспитательной работы студенты изменяют свой статус с потребителей на созидателей экологической культуры, обеспечивающей гармонизацию отношений к окружающей действительности, другим людям и самому себе.
Ключевые слова: воспитательная работа в университете, воспитательное пространство учреждения образования, экологическое воспитание, экологическая культура.
Высокие требования к организации воспитательной работы в школе может обеспечить лишь воспитанный учитель. Именно поэтому процесс воспитания студентов и его совершенствование являются предметами изучения многих исследователей [6; 10-13]. Анализ теории и практики воспитания будущих учителей позволил сделать вывод о необходимости перехода от комплексного планирования воспитательных мероприятий и ожидаемых результатов к индивидуальному педагогическому
© Дорошко О.М., 2014
сопровождению студентов, предоставляя возможность для развития каждой личности, а не только коллектива в целом.
Особенно это важно при развитии экологической культуры будущих учителей, что подтверждается в работах Т.В. Анисимовой [1], С.Н. Глазачева [3], С.Д. Дерябо, В. А. Яс-вина [5] и др. [7-9]. Данный аспект воспитания обязательно присутствует в программах воспитания всех университетов страны.
Однако существенным недостатком изученных нами материалов является повышенное внимание исследователей и организаторов к формированию у будущих учителей знаний экологических законов и норм экологически оправданного поведения без учета значимости эмоционального развития студентов и включения их в пространство университета, которое моделируется как социальная экосистема, характеризующаяся экологической культурой по типу гармонии.
Учитывая вышесказанное, мы разработали программу воспитательной работы, направленной на развитие экологической культуры будущих учителей в сложной структуре взаимодействия преподавателей и студентов в условиях специально спроектированного воспитательного пространства университета.
Разрабатывая воспитательную систему, мы исходили из основополагающей установки, что она представляет собой упорядоченную совокупность компонентов воспитания: целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды. От взаимодействия и интеграции названных компонентов зависит наличие у вуза или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности студента. Воспитательную работу в вузе мы предлагаем строить с учетом сопровождения студента в воспитательном пространстве в течение всего периода обучения. В силу этого программа рассчитана на пятилетний период (время обучения в университете) и характеризует работу, направленную на одних и тех же студентов с первого по пятый курс.
Организованная таким образом воспитательная работа носит экстенсивный характер, сочетает развитие экологической культуры с процессами формирования педагогической культуры, индивидуального стиля профессиональной деятельности, потребности в само-осуществлении, готовности к экологическому воспитанию школьников. При этом воспитание студентов ориентируется на использо-
вание в качестве средства воспитания экологической обстановки в районе, городе, республике, в качестве основной формы воспитания - социально-экологических проектов, в качестве средства контроля за эффективностью воспитания - методик диагностики типов экологической культуры, в качестве содержания - совершенствование отношения человека к природе, людям и себе через сохранение приемлемых экологических условий жизни биологического вида homo sapiens.
Особенностью структурирования вузовского пространства в нашей программе является включение в него видов деятельности различных уровней сложности, разнообразного содержания, требующих проявления разной степени творчества и самостоятельности. Именно благодаря такому подходу организованная воспитательная работа обеспечит возможность участия в ней всех студентов в соответствии с их интересами, способностями и уровнем воспитанности. При этом характер взаимодействия субъектов в процессе организуемой воспитательной деятельности, их готовность работать в команде, чувство ответственности за общий результат являются показателями воспитанности участников, отражают их экологическую культуру.
В силу этого необходимо структурировать пространство вуза [2; 4; 6], в котором развивается будущий педагог, таким образом, чтобы субъекты могли гармонично встраивать в него свое поведение, либо обеспечивая свое развитие и других, либо разрушая и создавая новое, гармоничное. Данные процессы требуют от каждого умения познавать и грамотно ориентироваться в пространстве университета, т.к., только сохраняя себя и окружающий мир, можно выжить.
Наряду с установлением гармонических отношений с природой, для личности важны характер и содержание отношений к микро-, мезо- и макросоциуму, ко всему, что ее окружает (к социальной действительности, другим людям, себе самому). Культуру всей совокупности данных отношений мы определяем как экологическую культуру. Именно поэтому развитие экологической культуры будущих учителей возможно, если при организации воспитательного пространства университета особое внимание уделять: единству учебной, научной, практической деятельности и свободного времени студентов; педагогическому сопровождению студентов в процессе включения их в пространство университе-
1б9
та посредством посильной личностно значимой деятельности; разработке коллективных профессионально ориентированных творческих дел; установлению творческих продуктивных взаимоотношений всех субъектов воспитательного пространства университета; поэтапному включению студентов в проектноаналитическую деятельность; созданию условий для их самовыражения и профессионального самоопределения. Таким образом происходят проектирование и построение пространства экологической культуры гармонии университета, позволяющего установить гармоничное отношение каждого к себе, другим людям и окружающей действительности.
Мы предположили, что участие студентов в воспитательной работе будет способствовать формированию их экологической культуры, если она будет организована с учетом:
- экологизации содержания воспитательной деятельности, организуемой в университете;
- связи содержания деятельности студентов в свободное от учения время с будущей специальностью выпускника, его интересами, способностями и уровнем культуры;
- специфических психологических и возрастных особенностей современного студенчества, особенностей их личностного пространства и включенных в него значимых явлений действительности, окружающих людей, самооценок;
- педагогического сопровождения студентов по включению каждого в воспитательное пространство университета, по оптимальному расширению личностного пространства будущего учителя посредством включения в него значимости видов деятельности, увеличения сложности выполняемых заданий, ответственности каждого перед собой и однокурсниками за организуемую и выполняемую работу и количества лиц, с которыми интересно общаться, которым хочется помочь и др.;
- использования многообразных и взаимосвязанных форм, методов, технологий воспитания;
- проектирования воспитательного пространства университета с позиций его личностной значимости для каждого субъекта и характеристик экологической культуры гармонии.
Проверка предложенной гипотезы осуществлялась в учреждении образования «Гродненский государственный универси-
тет имени Янки Купалы» в 2002 -2012 гг. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 1167 студентов филологического и педагогического факультетов, а также факультетов истории и социологии, биологии и экологии. Анализ полученных результатов убеждает в правомерности выдвинутой гипотезы.
теоретической основой организации воспитательной работы будущих учителей являются создание и постепенное расширение пространства, основными характеристиками которого выступает экологическая культура по типу гармонии, что предполагает установление между субъектами деятельности и общения отношений взаимоуважения, толерантности, психологической безопасности, учета интересов, принятия разнообразных персональных позиций и точек зрения.
Принципами организации воспитательной работы со студентами являются: свобода выбора видов деятельности и стиля выполнения работы; личная заинтересованность в выбранном задании; сочетание личностных интересов и интересов подготовки специалистов; максимальное расширение выполняемых заданий, ограничиваемых лишь педагогическим пространством; комплексность воспитательных мероприятий, затрагивающих педагогические, психологические, экологические аспекты и личностную позицию будущего педагога. Реализация этих принципов позволяет преподавателям вуза обеспечить формирование творческой личности будущего учителя, развитие у студентов позитивного самовосприятия, адекватной самооценки, готовности к воспитательной работе со школьниками.
Каждый год обучения - это этап, предполагающий решение воспитательных задач при педагогическом сопровождении студентов и учете типа их экологической культуры, обеспечивающее включенность будущих учителей в организуемую деятельность и воспитательное пространство университета вначале как пассивных участников воспитательной работы, а затем как активных ее организаторов.
На первом курсе при проведении воспитательной работы студентам предлагаются задания, направленные на самоопределение, развитие самооценки и самокритичности посредством анализа своих личностных качеств, соотнесения их с требованиями к личности обучающегося в данном вузе и будущего специалиста. Это позволяет первокурсникам выбирать характер и содержание заданий, формы
презентации их результатов, что дает возможность позиционировать себя с лучшей стороны, устанавливать контакты с однокурсниками и преподавателями.
Решение воспитательных задач требует учета психологических особенностей первокурсников (высокая степень конформизма, отсутствие дифференцированного подхода к социальным ролям в новых условиях). У вчерашних абитуриентов наиболее часто встречается тип экологической культуры «личностная достаточность». Для данного типа характерны высокая самооценка, не всегда соответствующая действительности, потребительское отношение к окружающим их людям, ожидание того, что в университете их должны развлекать, кроме того, в своих неудачах они обвиняют других людей, но не себя. Отсюда часто реальная студенческая жизнь не совпадает с ожиданиями, приводит к разочарованию. Поэтому первокурсникам предлагаются воспитательные мероприятия, которые помогут изменить позицию «я пришел, развлекайте меня» на позицию «посмотрите, какой я»: встречи с руководством факультета, посещение музея университета, конкурс «Алло, мы ищем таланты», вечер презентаций первокурсников «Смотрите, кто пришел!».
Каждое из перечисленных мероприятий, его содержание и методика проведения обеспечивают успешность адаптационных процессов, включения первокурсников в воспитательное пространство университета.
На втором и третьем курсах для того, чтобы студент стал активным субъектом воспитания, необходимо предоставить ему возможность самореализоваться во всех направлениях воспитательной работы. Кроме того, предлагается экологизация всех форм воспитательной работы, что подразумевает включение аспектов экологической культуры учителя практически во все проводимые мероприятия.
тематика работы клубов, секций, музыкальных ансамблей, клубов, театральных и хоровых коллективов, команд КВН, театра моды, общественных организаций и др. обязательно затрагивает вопросы социальной экологии, отношения к себе, другим людям и природе. Так, например, студенческий театр эксцентрической миниатюры разыгрывает сцены о взаимоотношении человека и окружающей среды, об использовании природных ресурсов для удовлетворения собственных потребностей, высмеивает экологически неоправданное пове-
дение в природе. Команды КВН участвуют в конкурсах, связанных с формированием экологической культуры будущих учителей, отвечают на вопросы, требующие осмысления значения экологической культуры в жизни студентов. Театр моды предлагает показ костюмов, сделанных из отходов жизнедеятельности людей, которые не могут быть переработанными естественным путем в природе. Работа общественных организаций предполагает включение будущих учителей в волонтерскую деятельность по уходу за престарелыми людьми и лицами, пострадавшими от экологических катастроф (ликвидаторы последствий взрыва Чернобыльской АЭС и др.), в трудовые десанты по улучшению экологического состояния улиц и парков города и района, в международные экологические акции «Зеленый палец», «час земли» и др.
Формами воспитания на втором курсе являются: интеллектуальные марафоны, импровизированные телемосты «Пусть в любви живут сто лет - студент, профессор и доцент», фестивали бардовской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», заседания клуба интересных встреч, совместные преподавательские и студенческие капустники, веселые «спортландии», игры КВН между преподавателями и студентами, спортивные состязания, акции милосердия, помощи детям-сиротам, концерты для детей-инвалидов, беседы в школах региона об истории и современном развитии родного университета, поздравления ко Дню учителя, выпуск факультетской газеты «Преподаватель глазами студента -студент глазами педагога», праздник «Рождественская сказка», интеллектуальные брейн-ринг, викторина «Знаешь ли ты историю педагогики?», «Открытый микрофон», «Вахта памяти», уход за могилами воинов на военном кладбище, участие в круглых столах, дискуссия «Учитель: профессия, дающая пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа?», фестиваль танцевальной музыки, «Мисс и мистер факультета», акции «Чистый кабинет», «чистый корпус», «чистый город» и мн. др.
Для студентов третьего года обучения характерны начало специализации, укрепление интереса к педагогической деятельности как отражению и углублению личностных интересов. Надо отметить, что специализация порой приводит к сужению сферы интересов, но именно на третьем курсе студенты делают первые шаги как воспитатели, самостоятель-
но, при поддержке преподавателей, организуя и проводя воспитательные мероприятия с первокурсниками, учениками в школах. При этом приобретаются умения педагогической деятельности.
Формами воспитания на третьем курсе являются: дружеские встречи команд КВН, концерты, совместные выступления студенческих и школьных творческих коллективов ко Дню учителя и Дню студента, коллективные проекты воспитательных мероприятий для школьников разных возрастов; дни здоровья, акции «Суд над наркотиками», «Скажем никотину нет!», «Протянем руку помощи ветеранам!», беседы об истории и современной национальной символике, конкурс плакатов «Цвети, родная Беларусь!».
На четвертом курсе идет интенсивный поиск студентами более рациональных путей и форм специальной подготовки, переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. Принимая участие в воспитательных делах, они оказывают помощь студентам младших курсов в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, разрабатывают сценарии, предлагают необычные формы их реализации, пробуют себя как методисты, режиссеры, организаторы и исполнители задуманного. Важным является то, что включение в данную деятельность обеспечивает эффективное развитие личностных качеств, соответствующих экологической культуре по типу гармонии: личностной заинтересованности всем, что происходит вокруг, ответственности за качество происходящего, внимания и уважения к каждому, с кем общаешься, и высокой адекватной самооценки.
Примерами форм воспитательной работы являются: дни факультета, конкурс сценариев и методических рекомендаций по проведению внеклассных воспитательных мероприятий для детей и учащейся молодежи, клуб интересных идей, мастерская современного воспитателя, разработка конкурса «Куратор, ау!» и мн. др. Выбор данных форм работы обусловлен достаточным уровнем профессиональной подготовленности студентов.
На психологическую характеристику выпускника существенное влияние оказывает перспектива скорого окончания вуза. Именно она у большинства студентов формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Появляются новые ценности, связанные с материальным и семейным положением, с местом работы. Студенты по-
степенно отходят от коллективных форм общественной жизни вуза, но при этом полученный ими опыт и развитый тип экологической культуры очень значимы для всей системы образования.
Именно поэтому цель пятого этапа воспитательной работы - формирование педагогической направленности студентов, обеспечивающей активное включение будущих учителей в учебную, научную, воспитательную и практическую деятельность по развитию экологической культуры.
Наиболее эффективными формами воспитания для пятикурсников являются: встречи с представителями системы образования (начальниками отделов управлений образования, директорами школ, классными руководителями, воспитателями); вечера встреч с выпускниками, научно-практические студенческие конференции по проблемам подготовки педагогических кадров; круглый стол «Профессия, которой я собираюсь посвятить свою жизнь», конкурс сочинений-эссе «Если был бы я министром», последний звонок, торжественный выпуск пятикурсников. Каждая из названных форм включает в себя экологические аспекты и при умелой организации и проведении обеспечивает развитие экологической культуры будущих учителей.
Реализация разработанной программы развития экологической культуры будущих учителей позволяет оптимально распределить усилия педагогов и студентов. Показателями эффективности воспитательной системы университета являются наличие у студентов прочных знаний и профессиональных умений организовывать и проводить воспитательную работу, сформированность экологической культуры гармонического типа. Характеристика данного типа экологической культуры включает в себя высокий уровень самостоятельности поведения, суждений, оценок и, как следствие, самостоятельности при организации собственной деятельности.
В процессе развития у будущих педагогов экологической культуры особенно значима не только тема воспитательного мероприятия, но и процесс непосредственного включения студентов в воспитательную деятельность. технологически данный процесс можно представить как развитие отношения студента к себе как к педагогу, к ученику как субъекту педагогического процесса, готовности проектировать субъект-субъектные отношения в процес-
се воспитания. Данная закономерность подразумевает восприятие ученика как человека, заслуживающего уважения, принятия, позитивного восприятия уже исходя из своего социального статуса.
Воспитательная работа, организуемая с учетом обоснованных нами организационнопедагогических и психологических условий, являлась частью программы совершенствования процесса развития экологической культуры будущих учителей и получила оценку в ходе формирующего эксперимента в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы. Как показали исследования, предлагаемые в программе меры обеспечивают активное включение обучающихся в экологическое пространство университета. Для большинства из них оно становится личностно значимым, позволяющим реализовать свои способности, увидеть результаты собственной деятельности, почувствовать ответственность за свое поведение. Тем самым обеспечивается трансляция типа экологической культуры гармонии учреждения образования на личность студента, что позволяет надеяться, что данный тип культуры будет впоследствии прививаться и в местах будущей деятельности молодых педагогов.
Это подтверждают данные оценки сфор-мированности уровней экологической культуры студентов контрольных и экспериментальных групп до и после формирующего эксперимента: число студентов, у которых сформированы типы экологической культуры абсолютизации экологических знаний и гармонии, в экспериментальных группах выросло с 24,7 до 75,9 %.
Таким образом, специально организованная воспитательная работа в университете, включенная в экологическое пространство вуза на основе пространственно-экологического подхода к развитию экологической культуры будущих учителей, указывает на совершенствование исследуемого процесса.
литература
1. Анисимова Т.В. Становление экологической культуры личности будущего учителя в учебновоспитательном процессе в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. : МГПУ, 2002.
2. Гирусов Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма // Философия и общество. 2009. № 4. С. 74-92.
3. Глазачев С.Н., Вагнер И.В., Полева М.П. Моделирование пространства формирования экологической культуры: теоретический аспект // ЭПНИ «Вестник Международной академии наук. Русская секция» 2011. №1. 11 [Электронный ресурс]. URL : http://www.heraldrsias.ru/ online/2011/1/205.
4. Дворянкина Е.К. Система воспитания в вузе во внеаудиторное время и органы студенческого самоуправления // Фундаментальные исследования: электрон. журн. 2007. № 8. С. 98-101. URL : www. rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_ id=7778242 (дата обращения: 28.07.201З).
5. Дерябо С.Д., Ясвин ВА. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д. : Феникс, 1996.
6. Дорошко О.М., Прудко Т.М., Потько Е.С. Организация воспитательного пространства университета : пособие по организации восп. работы в вузе. Гродно : ГрГУ, 2008.
7. Дорошко О.М. Экологическая культура: не-дагогический аспект. Гродно: ГрГУ, 2002.
8. Максимова И.М. Экологическое восни-тание студентов педагогического вуза на основе системно-деятельностного подхода: автореф. дис. ... канд. нед. наук. Казань : КГУ,2000.
9. Носкова О.Л. Становление экологической науки, экологического образования и воспитания в Самарском регионе как факторов устойчивого развития территории: дис. ... канд. биол. наук. Тольятти, 2006.
10. Пономарев AB. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: автореф. дис. ... д-ра нед. наук. Екатеринбург, 2009.
11. Прудко Т.М., Дорошко О.М. Главный воспитатель факультета. Гродно: ГрГУ, 2008.
12. Прудко Т.М., Дорошко О.М. Вы стали куратором группы. Гродно: ГрГУ, 2008.
13. Титова Г.Ю. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы // Вестн. ТГПУ. 2011. Вып. 10. С. 82-84.
* * *
1. Anisimova T.V. Stanovlenie ekologicheskoy kulturyi lichnosti buduschego uchitelya v uchebno-vospitatelnom protsesse v vuze : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M. : MGPU, 2002.
2. Girusov E.V. Ekologicheskaya kultura kak vy-isshaya forma gumanizma // Filosofiya i obschestvo. 2009. № 4. C. 74-92.
3. Glazachev S.N., Vagner I.V., Poleva M.P. Mod-elirovanie prostranstva formirovaniya ekologicheskoy kulturyi: teoreticheskiy aspekt // EPNI «Vestnik Mezh-dunarodnoy akademii nauk. Russkaya sektsiya» 2011. №1. 11 [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.heral-drsias.ru/online/2011/1/205.
4. Dvoryankina E.K. Sistema vospitaniya v vuze vo vneauditornoe vremya i organyi studencheskogo samoupravleniya // Fundamentalnyie issledovaniya: elektron. zhurn. 2007. № 8. S. 98-101. URL : www. rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_ id=7778242 (data obrascheniya: 28.07.2013).
5. Deryabo S.D., Yasvin V.A. Ekologicheska-ya pedagogika i psihologiya. Rostov n/D. : Feniks, 1996.
6. Doroshko O.M., Prudko T.M., Potko E.S. Organizatsiya vospitatelnogo prostranstva universiteta : posobie po organizatsii vosp. rabotyi v vuze. Grodno : GrGU, 2008.
7. Doroshko O.M. Ekologicheskaya kultura: pedagogicheskiy aspekt. Grodno: GrGU, 2002.
8. Maksimova I.M. Ekologicheskoe vospitanie studentov pedagogicheskogo vuza na osnove sistemno-deyatelnostnogo podhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan : KGU,2000.
9. Noskova O.L. Stanovlenie ekologicheskoy nauki, ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya v Samarskom regione kak faktorov ustoychivogo razvitiya territorii: dis. ... kand. biol. nauk. Tolyatti, 2006.
10. Ponomarev A.V. Sotsialno-pedagogicheskaya funktsiya vuza v vospitanii sovremennogo spetsialista: avtoref. dis. . d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 2009.
11. Prudko T.M., Doroshko O.M. Glavnyiy vospitatel fakulteta. Grodno: GrGU, 2008.
12. Prudko T.M., Doroshko O.M. Vyi stali kuratorom gruppyi. Grodno: GrGU, 2008.
13. Titova G.Yu. Rol kuratora studencheskoy gruppyi v organizatsii vospitatelnoy rabotyi // Vestn. TGPU. 2011. Vyip. 10. S. 82-84.
University educational work as the means of future teacher’s ecological culture development
There is represented the programme of future teacher’s ecological culture development in the process ofpedagogic support of students in gradual study of the educational space of the university. In the course of the educational work students change their status from consumers to creators of the ecological culture that provides harmonization of relations to the environment, to other people and to oneself.
Key words: educational work at the university, educational space of the educational institution, ecological education, ecological culture.
(Статья поступила в редакцию 01.04.2014)