УДК 373+374+378
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-8-110-114
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ: ДОВУЗОВСКИЙ УРОВЕНЬ*
Л. С. Демина
Томский государственный педагогический университет, Томск
Показан процесс моделирования системы непрерывного педагогического образования, ее описание на довузовском (пропедевтическом) уровне. Представлен проект данной модели с акцентом на использование такой современной педагогической технологии, как профессиональная проба. Раскрыт педагогический, диагностический, ориентационный и акмеологический потенциал указанной технологии. На основе анализа теории и практики допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности выявлены возможности ее встраивания в содержание работы педагогических классов. Приведен опыт реализации модели и анализ ее результативности в практике работы педагогических классов (на примере совместного проекта Томского государственного педагогического университета и МАОУ СОШ № 30 города Томска «Социально-педагогический класс»). Обозначены перспективы дальнейших исследований по данной тематике в контексте выстраивания системы на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическое образование, профессиональная проба, педагогический класс, старшеклассники, профильная подготовка, довузовская подготовка, профессиональное самоопределение и профориентация.
Современные социально-экономические изменения и модернизация образования обострили проблему профессиональной подготовки педагогов, способных к адаптации в быстро меняющихся условиях, способных к непрерывному саморазвитию [1]. Перед педагогом ежедневно возникают новые ситуации, в которых ему необходимо сориентироваться и принять грамотные, теоретически и методически обоснованные решения, применить адекватные образовательной ситуации, эффективные и современные технологии работы и т. п.
Известно, что интенсивное профессиональное развитие будущего педагога начинается с момента поступления в педагогический вуз или колледж. Однако основы для него закладываются еще задолго до этапа студенчества. Достаточно развитая практика профориентационной работы охватывает категории детей, начиная от старшего дошкольного и затем школьного возраста, средствами дополнительного образования детей и их профильной подготовки в школе [2-4]. К этапу старшего школьного возраста акцент с группы социально ориентированных профессий переносится на профессии педагогического профиля, как правило, посредством обучения в педагогических классах.
Педагогические классы как образовательное явление отечественной системы образования были достаточно широко распространены в нашей стране в советский период [5, 6]. А в настоящее время
можно смело утверждать об их возрождении и концептуальной перестройке с формата классической профориентации на формат довузовской подготовки или так называемого «предбакалавриата» [6, 7].
Сегодня можно констатировать состояние относительной внутренней разобщенности и разнона-правленности педагогических классов, как система эта практика только начинает складываться. В связи с этим актуализируется проблема поиска ориентиров в их деятельности, механизмов, форм, технологий работы и др. Так, например, часто в подобных детских объединениях программы имеют акцент на психолого-педагогическую работу (психолого-педагогический класс), вожатскую деятельность (школа вожатых и т. п.), социально-педагогическую и/или волонтерскую деятельность (социально-педагогический класс) и др. Однако при этом все-таки большую распространенность имеют академические педагогические классы, программа работы которых достаточно консервативна как организационно, так и содержательно.
Происходят преобразования также в отношении используемых форм, методов и технологий. Помимо общепринятых игровых технологий, проектных и др., стали чаще использоваться кейс-технологии, элементы тренинга, форсайт-технологии, стажировки и пр. В данной статье будет представлен опыт использования в подобной работе технологии профессиональных проб.
* Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки России № 27 .7237 .2017/БЧ «Моделирование системы непрерывного педагогического образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности» .
Л. С. Демина. Моделирование системы непрерывного педагогического образования.
Анализируя сущностные аспекты технологии профессиональной пробы, мы опираемся на исследования С. Н. Чистяковой, в которых профессиональная проба рассматривается как специально созданная ситуация, имитирующая условия реальной профессиональной деятельности [8, 9]. Ее использование в работе педагогического класса может выполнять свою ведущую профориентационную функцию, а также диагностическую функцию (проходя пробу, ребенок может проявить способности к педагогической деятельности), функцию ориентации на акме в профессиональном развитии в будущем (наблюдая лучший опыт, старшеклассники могут выстраивать собственную траекторию профессионального и карьерного роста). Таким образом, данная технология обладает значительным образовательным, профориентационным и ак-ме-потенциалом в профильной довузовской подготовке старшеклассников в педагогических классах (предбакалавриат), а в последующем, в целях решения задач непрерывного педагогического образования, и на уровне бакалавриата [10]. Следовательно, для ее эффективного использования при моделировании системы непрерывного педагогического образования на довузовском этапе необходимо формировать ее методологическую основу на интеграции системно-деятельностного подхода, теории профориентации и акмеологического знания.
Подробнее рассмотрим использование профессиональной пробы на примере программы работы организованного социально-педагогического класса Томского государственного педагогического университета (совместный проект с МАОУ СОШ № 30 г. Томска) в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах, в рамках деятельности которого проходила первичная опытно-экспериментальная проверка предлагаемой разработки модели.
Ведущая цель программы работы социально-педагогического класса - актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся посредством специальной организации их деятельности по следующим направлениям: получение знаний о себе (своих способностях, умениях, интересах, ограничениях и преимуществах); о педагогической профессии (в данном случае профессии «социальный педагог»), о требованиях, которые она предъявляет к человеку; закрепление, интеграция этих знаний и их практическая отработка в процессе выполнения профессиональных проб. Понимание сущности и специфических особенностей педагогической профессии, и что не менее важно, отношение к ней у обучающихся социально-педагогического класса формируются в процессе теоретического изучения тем, где они знакомятся с основами педагогической деятельности и творчеством выдающихся педагогов. На практиче-
ских занятиях моделируются элементы деятельности, отрабатываются конкретные умения, определяется готовность обучающихся к выполнению профессиональных проб. Далее в процессе проб у старшеклассников актуализируются полученные знания, формируются первоначальные профессиональные умения и представления о себе как субъекте педагогической деятельности.
К основным задачам программы работы социально-педагогического класса можно отнести:
- сформировать у обучающихся представление о социальной значимости, сущности и специфических чертах профессии;
- на основе знакомства с теорией и историей педагогики развивать у старшеклассников устойчивый интерес к данной сфере профессиональной деятельности;
- создавать условия для формирования представления о себе как будущем профессионале.
Предлагаемая программа является профориен-тационным курсом и рассчитана на 2 года обучения (10-й и 11-й класс) и построена с учетом возрастных особенностей старшеклассников. Режим занятий - 1 урок в неделю (или два урока один раз в две недели по согласованию).
В качестве основных принципов обучения по данной программе определено:
- принцип гуманистической ориентации содержания программы (учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников, создание условий для раскрытия способностей ребенка, диало-гизация процесса обучения);
- систематичность и последовательность обучения (выражается в построении содержания программы «от простого к сложному», постепенном наращивании интенсивности деятельности, логической взаимосвязи изучаемых тем внутри программы, связей со знаниями школьной программы и со знаниями из жизненного опыта и пр.);
- принцип интерактивности предполагает проведение занятий в режиме «вопрос-ответ», конференции, проблемно-творческих семинаров, конкурсов, деловых игр и т. п.;
- общественная направленность обучения (программа рассчитана на подготовку старшеклассников к жизни в обществе, их социализацию, а также реализация данного принципа позволяет раскрывать контекст такого направления профессиональной педагогической деятельности, как социальная педагогика, через включение старшеклассников в социально-педагогическое проектирование и решение социально-педагогических задач).
На занятиях используются фронтальные, групповые, парные и индивидуальные формы работы, коллективная деятельность обучающихся. Курс предусматривает самостоятельную работу обучаю-
щихся: написание эссе, проведение опросов, выполнение проектных творческих работ. Практикум по методике воспитательной работы предусматривает занятия, где старшеклассники могут получить практические оформительские умения, навыки организации игровой деятельности и пр. Место профессиональных проб в программе работы социально-педагогического класса показано в табл. 1, 2.
Как видно из табл. 1, на первом году обучение начинается с постепенного погружения в тему и собственно профессиональные пробы включены в конце года, когда старшеклассники максимально готовы к ним. Важно отметить, что большинство занятий проходит на территории Томского государственного педагогического университета в специально оборудованных аудиториях, что также усиливает их эффективность. Старшеклассники получают возможность «примерить на себя» роль студентов педвуза, знакомятся с преподавателями и студентами, участвуют в открытых лекциях и могут расширять программу педкласса за счет участия в научных и воспитательных мероприятиях вуза.
На втором году обучения (табл. 2) программа более насыщена профессиональными пробами, причем организованы они уже с учетом специали-
План занятий социально-педагогическо.
заций социально-педагогической деятельности (вожатство, научно-исследовательская деятельность, воспитательная деятельность, организация проектной деятельности и т. п.).
Одним из критериев результативности обучения в социально-педагогическом классе можно считать осознанный выбор профессии, ее профиля, направленности и образовательной организации для ее получения. Так, по результатам проведенного по итогам обучения опроса из 15 обучающихся в 2017 г. обозначали намерение осваивать далее педагогическую профессию 8 человек (рассматривали несколько вариантов направленностей, в том числе социально-педагогическую) и 7 человек затруднились с ответом. А в 2018 г. 14 человек планируют поступать в педагогический вуз (также рассматривали несколько вариантов профилей и направленностей, включая социально-педагогическую), 1 человек - в медицинский вуз. При этом все старшеклассники отметили, что благодаря профессиональным пробам сформировали более реалистичное представление о профессии и путях ее получения, а также в некоторой степени преодолели внутренние барьеры и страхи, связанные с выбором профессии.
Таблица 1
класса: первый год обучения (10 класс)
№ п/п Тема Количество часов
1 Я пришел в педкласс: ожидания и целеполагание 2
2 Пути получения профессионального образования. Знакомство с Томским государственным педагогическим университетом (занятие с участием студентов и преподавателей ТГПУ) 2
3 Профессия «педагог»: сущность и специфика 2
4 Из истории профессии 2
5 Великие педагоги прошлого: основные педагогические открытия 4
6 Основы педагогического мастерства 2
7 Педагогическое общение 2
8 Основные категории педагогики 2
9 Сущность процесса воспитания. Виды воспитания 2
10 Понятие дидактики. Сущность процесса обучения 2
11 Практикум по решению социально-педагогических задач (профпроба «Социальный педагог» с участием студентов ТГПУ) 4
12 Итогово-обобщающее занятие 2
Итого 28 часов
Таблица 2
План занятий социально-педагогического класса: второй год обучения (11 класс)
№ п/п Тема Количество часов
1 Новые задачи педагогического класса: ожидания и целеполагание 2
2 Миссия педагога в современном обществе 2
3 Социализация как развитие человека во взаимодействии с окружающим миром 4
4 Виды социальных девиаций 4
5 Профилактика социальных девиаций 4
6 Организация досуговой деятельности детей 2
7 Вожатый как лидер детского коллектива (профпроба «вожатый») 2
8 Исследовательская деятельность педагога (профпроба «педагог-исследователь») 2
9 Практикум по социально-педагогическому проектированию (с участием студентов и преподавателей ТГПУ, учителей МАОУ СОШ № 30) 4
10 Итогово-обобщающее занятие (с участием студентов ТГПУ) 2
Итого 28 часов
Л. С. Демина. Моделирование системы непрерывного педагогического образования...
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод об эффективности использования технологии профессиональных проб в работе социально-педагогического класса и перспективах дальнейших исследований в направлении формирования системы непрерывного педагогического образования, начиная с довузовского этапа.
Анализ теории и практики допрофессиональ-ной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности и опыт организации деятельности социально-педагогического класса на данной стадии исследования показали, что важным фактором для реализации потенциала технологии профессиональных проб в целях решения задач непрерывного педагогического образования является использование знаний системно-деятельностного подхода, теории профориентации и акмеологии. Также большое значение в организации работы со старшеклассниками имеет соблюдение этического принципа свободы профессионального самоопре-
деления личности - профориентация не должна становиться профагитацией. Процесс самоопределения личности может протекать с разной интенсивностью, и решение о получении той или иной профессии старшеклассник может принять и изменить в течение обучения в педагогическом классе.
Первичная опытно-экспериментальная проверка предлагаемой модели системы непрерывного педагогического образования на довузовском уровне, акцент в которой сделан на поиске способов использования технологии профессиональных проб, показала, что ее эффективность в значительной степени зависит от выстроенности механизмов взаимодействия организаций-стейкхолдеров (педагогических колледжей и вузов, школ, учреждений дополнительного образования детей и др.) и всех заинтересованных лиц. Таким образом, вопрос разработки подобных механизмов был обозначен как один из ключевых в перспективе дальнейших
исследовании. Список литературы
1. Концепция поддержки развития педагогического образования . URL: http://MMHo6pHayKM. рф/документы/3871/файл/2676/ (дата обращения: 14 . 01. 2014)ю
2 . Деркач А. А. , Зазыкин В . Г . , Маркова А. К. Психология развития профессионала . М . : Изд-во РАГС, 2000 . 124 с .
3 . Резапкина Г .В .Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков . М . : Генезис, 2000 . 128 с .
4 . Лобанов В . В . Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации воспитанников //
Вестн. Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2009 . № 10 (88) . С . 81-85 .
5 . Ревякина В . И . Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности: на материале
педагогических классов: дис .. . . д-ра пед . наук. Барнаул, 2002 . 362 с.
6 . Ревякина В . И . Педагогические классы: начальная ступень непрерывной профессиональной подготовки учителя . Томск: STT, 2001.
236 с
7 . Смышляева Л . Г . , Титова Г . Ю . Развитие региональной практики профориентации школьников на педагогическую деятельность:
стратегия и ресурсы // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . № 5 (170) . С . 36-41.
8 . Чистякова С . Н . От учебы к профессиональной карьере: учеб . пособие / С . Н . Чистякова, Н . Ф . Родичев . М .: Академия, 2012 .
9 . Чистякова С . Н . , Родичев Н . Ф . , Сергеев И . С . Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопреде-
лению // Профессиональное образование . Столица . 2016 . № 8 . С . 10-16 .
10 . Смышляева Л . Г . , Демина Л . С . , Титова Г . Ю . Профессиональная проба как педагогическая технология // Высшее образование в
России .2015 . № 4 .С .65-69 .
Демина Людмила Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 21.09.2018.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-8-110-114
CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM MODELING ON THE BASIS OF PROFESSIONAL PROBATION
TECHNOLOGY: PRE-UNIVERSITY LEVEL
L. S. Dyomina
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The process of modeling the system of continuous pedagogical education, its description at the pre-university (propaedeutic) level is shown. The project of this model with an emphasis on the use of such modern pedagogical technology as a professional test is presented. The pedagogical, diagnostic, orientation and acmeological potential of this technology is revealed. On the basis of the analysis of the theory and practice of pre-professional training of high
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2018. 8 (197)
school students to teaching identified the possibility of its integration into the content of the pedagogical classes. The experience of implementation of the model and analysis of its effectiveness in the practice of pedagogical classes (on the example of a joint project of the Federal state educational institution of higher education "Tomsk State Pedagogical University and municipal autonomous educational institution «secondary school №30 of Tomsk» «Socio-ped-agogical class»). According to the results of the initial testing of the proposed model, the author formulated a number of conclusions: the importance of compliance with the principle of free professional self-determination of high school students, and therefore, the system should be very flexible and allow to build an individual route of professional development for each student; the effectiveness of the model largely depends on the structure of mechanisms of interaction of organizations-stakeholders (teacher training colleges and universities, schools, institutions of additional education of children, etc.) and all stakeholders. Taking into account these conclusions, the author identifies the need to adjust and refine the model proposed by him, and also outlines the prospects for further research on this topic in the context of building a system at the levels of undergraduate, graduate and postgraduate studies.
Key words: professional training, pedagogical education, professional probation, pedagogical class, high school students, profile training, pre-university training, professional self-determination and career guidance.
References
1. Kontseptsiya podderzhki razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya [The concept of support for the development of teacher education] (in Russian) . URL: http://minobrnauki. rf/dokumenty73871/fajl/2676/ (accessed 14 January 2014) .
2 . Derkach A. A., Zazykin V. G . , Markova A. K . Psikhologiya razvitiya professional [Psychology of professional development] . Moscow, Izd-vo
RANEPA Publ., 2000 . 124 p . (in Russian) .
3 . Rezapkina G . V. Ya i moya professiya: Programma professional'nogo samopredeleniya dlya podrostkov [Me and my profession: professional
self-determination program for teenagers] . Moscow, Genezis Publ . , 2000 . 128 p . (in Russian) .
4 . Lobanov V. V. Vozmozhnosti uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya v sfere professional'noy orientatsii vospitannikov [Possibilities of the
establishment of the additional education in sphere of professional councelling of pupils] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no . 10 (88), pp . 81-85 (in Russian) .
5 . Revyakina V. I . Teoriya i praktika doprofessional'noy podgotovki starsheklassnikov k pedagogicheskoy deyatel'nosti: na materiale peda-
gogicheskikh klassov Dis dokt ped nauk [Theory and practice of pre-professional preparation of high school students for teaching: on the material of pedagogical classes . Diss . doct. f ped . sci . ] . Barnaul, 2002 . 362 p . (in Russian) .
6 . Revyakina V. I . Pedagogicheskiye klassy: nachal'naya stupen' nepreryvnoy professional'noy podgotovki uchitelya [Pedagogical classes: initial
stage of continuous professional training of teachers] . Tomsk, STT Publ . , 2001.236 p . (in Russian) .
7 . Smyshlyaeva L . G . , Titova G . Yu . Razvitiye regional'noy praktiki proforientatsii shkol'nikov na pedagogicheskuyu deyatel'nost': strategiya i
resursy [Development of the regional practice of career guidance for pupils in commitment to teaching activity: strategy and resources] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no . 5 (170), pp . 36-41 (in Russian) .
8 . Chistyakova S . N ., Rodichev N . F. Ot ucheby k professional'noy kar'ere: ucheb. posobiye [From study to professional career: teaching aid] .
Moscow, Akademiya Publ . , 2012 (in Russian) .
9 . Chistyakova S . N . , Rodichev N . F., Sergeev I . S . Kriterii i pokazateli gotovnosti obuchayushchikhsya k professional'nomu samoopredeleniyu
[Criteria and indicators of readiness of students for professional self-determination] Professional'noye obrazovaniye. Stolitsza - Professional education. Capital, 2016, no . 8, pp . 10-16 (in Russian) .
10 . Smyishlyaeva L . G . , Demina L . S ., Titova G . Yu . Professional'naya proba kak pedagogicheskaya tekhnologiya [Professional probation as a
pedagogical technology] . Vyissheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2015, no . 4, pp . 65-69 (in Russian) .
Dyomina L.S., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]