Научная статья на тему 'Социокультурная среда университета и традиции воспитания будущих инженеров'

Социокультурная среда университета и традиции воспитания будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ФОРМЫ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ / TRADITIONS OF EDUCATIONAL WORK / STUDENT UNIONS / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / FORMS OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунева Раиса Морадовна, Васильева Валентина Дмитриевна, Топоркова Ольга Викторовна

В статье рассмотрены сложившиеся в ВолгГТУ традиции воспитания будущих инженеров, представлен опыт университета по организации воспитательной деятельности, развитию социокультурной среды вуза. Авторы анализируют целевые установки, структуру, педагогическую и финансовую обеспеченность системы управления воспитательной работой, ее результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрунева Раиса Морадовна, Васильева Валентина Дмитриевна, Топоркова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY, TRADITIONS OF EDUCATIONAL WORK, AND EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES OF FUTURE ENGINEERS

The article considers VSTU traditions of pedagogical work with future engineers, describes the university experience in organization of extra-curricular activities and the development of social and cultural environment at the university. The authors analyze the goals, structure, pedagogical and financial support for the education management system and the results of its activity.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда университета и традиции воспитания будущих инженеров»

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА И ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

ПЕТРУНЕВА Раиса Морадовна - д-р пед. наук, проректор по учебной работе, Волгоградский государственный технический университет. E-mail: [email protected] ВАСИЛЬЕВА Валентина Дмитриевна - д-р пед. наук, профессор кафедры истории, культуры и социологии, Волгоградский государственный технический университет. E-mail: [email protected]

ТОПОРКОВА Ольга Викторовна - канд. пед. наук, зав. кафедрой иностранных языков, Волгоградский государственный технический университет. E-mail: toporkova.vstu @gmail.com

АннотацияВ статье рассмотрены сложившиеся в ВолгГТУ традиции воспитания будущих инженеров, представлен опыт университета по организации воспитательной деятельности, развитию социокультурной среды вуза. Авторы анализируют целевые установки, структуру, педагогическую и финансовую обеспеченность системы управления воспитательной работой, ее результаты.

Ключевые слова: традиции воспитательной работы, студенческие объединения, социокультурная среда, формы внеучебной работы

Для цитирования: Петрунева Р.М., Васильева В.Д, Топоркова О.В. Социокультурная среда университета и традиции воспитания будущих инженеров // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 127-136.

Волгоградский государственный технический университет находится в процессе внедрения современной модели инновационного развития, отвечающей высоким стандартам управления в сфере науки и образования XXI века. Развитие, основанное на использовании накопленного опыта и традиций российского университета, способствует повышению общественного интереса к образовательным продуктам и достижениям научно-исследовательского сообщества вуза.

Волгоградские политехники ежегодно участвуют и побеждают в конкурсах грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ и молодых российских ученых, стипендий Президента РФ, а также в конкурсах РФФИ, РГНФ, Волгоградской области и других. По этому показателю ВолгГТУ уступает в Южном федеральном округе лишь ЮФУ. В 2012 г. ВолгГТУ в числе 95 вузов стал также победителем в конкурсе Программ развития деятельности сту-

денческих объединений вузов с проектом под девизом «В единстве - наша сила!», направленным на развитие студенческого самоуправления университета и получившим финансирование в объеме 30 млн. руб.

на два года - 2012-2013 гг. Этот же успех был повторен и в конкурсах 2014 и 2015 гг. Нет необходимости перечислять количество кружков и спортивных секций - для вузов с большой историей это само собой разумеющаяся данность. Студенты постоянно выезжают за пределы региона для участия в фестивалях, конкурсах, спортивных состязаниях. Художественные и спортивные коллективы ВолгГТУ являются неоднократными лауреатами и призерами региональных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей и соревнований [1].

В университете уделяется большое внимание учебно-воспитательной работе. Механический институт (затем политехнический, в настоящее время - технический университет) известен в городе не только как кузница научных и инженерных кадров, но и как центр науки, культуры и спорта. Даже в разрушенном после Великой Отечественной войны Сталинграде в механическом институте работали кружки художественной самодеятельности, спортивные секции, клубы по интересам. Среди выпускников университета - не только профессора, заслуженные деятели науки, члены Российской академии наук, но и чемпионы России и Европы по отдельным видам спорта.

По результатам социологического исследования, проведенного Центром региональных прикладных исследований Института ситуационного анализа и новых технологий совместно с журналом «Эксперт» (г. Москва), были названы самые влиятельные люди в экономике и политике Волгоградской области [2]. Более четверти персоналий - это выпускники технического университета. Такое стало возможным благодаря тому, что политеховцы всегда отличались активной жизненной позицией, были неравнодушны к тому, что происходило в стенах родного вуза и в любимом городе. Профессорско-преподавательский состав всегда неформально относился и относится к воспитательным аспектам обра-

зовательного процесса. Это стало традицией, которая постоянно развивается, наполняется новым содержанием в соответствии с современными социокультурными процессами, протекающими в нашем обществе.

Почему сегодня так актуально развитие воспитательной деятельности и социогума-нитарной среды университета? Современные тенденции развития общества и образования требуют обращения к личности специалиста: к его мотивационной, смыс-лообразующей и целеполагающей сфере, ведь личность и специалист - феномены неразделимые. Мы воспитываем не столько специалиста, сколько личность! Еще Д.С. Лихачев заметил: «Когда в обществе высокий уровень культуры во всех смыслах, то легче решаются экономические задачи, повышается дисциплина. Без культуры резко понижается уровень самосознания, человек вообще перестает отдавать себе отчет, что он делает, поддается инстинкту» [3].

Понятно, что специалист воспитывается не в вакууме, как бы сам по себе. Воспитывает его университетская среда, которая представляет собой органическую неразделимую совокупность элементов, воздействующих на процесс образования и создающих условия для самоактуализации студентов. Базовой характеристикой социокультурного пространства университета является гуманистическая направленность. Социокультурное пространство включает как материальный, так и духовный компоненты и другие элементы корпоративной микросреды вуза. Социокультурная среда - это органическое (неразделимое) сочетание материальных (производственных) ресурсов и нематериальных (внепроизводственных) активов вуза. Как педагогический феномен социокультурная среда характеризуется диалектическим единством стабильности и динамичности, устойчивости и воспроизводимости, взаимосвязности и комплементарности различных микросред, в которых формируется будущий специалист, а также диверсифи-

кацией субкультур, включающих учебную субкультуру (квазипрофессиональная деятельность), профессиональную культуру, молодежную студенческую субкультуру. Это весьма существенный момент, так как для студентов, по мнению академика РАО И.А. Зимней, характерна не только высокая степень «самости» (самостоятельность, самодеятельность, самонадеянность, самореализация, самовоспитание, самообразование, самоконтроль, самолюбие, самообладание, самонастройка, самоорганизация, самоопределение, самооценка и др.), но и активное потребление культуры (профессиональной и молодежной субкультуры в том числе) [4]. И это обстоятельство необходимо учитывать при проектировании социокультурного пространства университета и воспитательной деятельности.

Очевидно, что собственно социокультурный процесс может состояться лишь в соответствующей среде при наличии определенных условий, в первую очередь - самих субъектов социокультурного процесса (обучающихся и преподавателей/ сотрудников), а также объективных условий его актуализации (ресурсной базы).

Ресурсная база социокультурной среды (материальные условия) включает материальную базу кафедр социально-гуманитарного блока (технические средства обучения, кабинеты для проведения тренингов, специализированные аудитории для обучения иностранным языкам и т.п.);

материальную базу для культурно-массовой, спортивно-оздоровительной работы и социально одобряемой общественной деятельности (актовый зал, репетиционные помещения, спортивные и гимнастические залы, тренажёрные залы, спортивные комнаты в общежитиях, комнаты для органов студенческого самоуправления и т.п.), а также социально-бытовые условия для учебно-воспитательного процесса (общежития, столовая, лечебно-профилактические подразделения, спортивно-оздоровительный

лагерь, спортплощадки и т.п.) и финансовые ресурсы (в том числе внебюджетные, средства органов по реализации молод ёж-ной политики и др. не запрещённые законом средства). Средства, выделяемые Министерством образования и науки РФ по Программе развития деятельности студенческих объединений, позволили существенно улучшить и расширить материальную базу для деятельности студенческих объединений различной направленности: спортивных, культурных, научных, СМИ, волонтерскихи др.

Ресурсная база социокультурной среды включает также и нематериальные активы университета: духовно-нравственные традиции (в т.ч. с учетом региональной и национальной специфики); межпоколенческие профессиональные связи; корпоративно-профессиональные традиции и другие неформализованные среды (клубы выпускников, попечительские советы, профессиональные интернет-сообщества, социальные сети т.п.).

Социокультурная среда университета формируется не только усилиями внеучеб-ных подразделений, таких как музей истории вуза, научно-техническая библиотека, отдел внеучебной работы, студенческие клубы и объединения, органы студенческого самоуправления и др., но и благодаря учебной и внеучебной деятельности деканатов и кафедр, особенно социально-гуманитарного профиля. Учебно-воспитательная деятельность этих кафедр вносит существенный вклад в формирование вне-производственного ресурса личности (единство слова и дела, следование здоровому образу жизни и т.п.), гражданско-патриотической позиции будущего специалиста, опыта взаимодействия с людьми и пр. Всё это, безусловно, необходимо, чтобы сформировалось то качество специалиста, которое сегодня называется социально-личностной и общекультурной компетентностью.

Интересен факт из истории высшей

технической школы России. Еще в конце 40-х годов XIX века администрация Петербургского технологического института, отстаивая перед Министерством финансов право на сохранение в учебных планах ряда общеобразовательных дисциплин, объясняла это необходимостью обучения слушателей словесным, политическим и социально-экономическим наукам для наиболее полного понимания ими в дальнейшем нужд российского общества [5]. До сих пор этот тезис не утратил своей актуальности.

Традиции воспитательной работы со студентами развиваются и сегодня [6; 7]. Вопросы воспитательной работы постоянно находятся в сфере внимания ректората: ректором университета утверждается план воспитательной работы на учебный год. Политика и планирование в области воспитания в Волгоградском государственном техническом университете осуществляется комиссией по гуманитарному образованию и воспитательной работе, которая функционирует в структуре научно-методического совета университета. Комиссия работает согласно плану, утвержденному председателем научно-методического совета университета, заслушивает отчеты подразделений, координирует их деятельность. Влияние комиссии распространяется на работу следующих структур: кафедры гуманитарных и социальных наук; деканаты дневных факультетов; отдел социологических исследований и внеучебной работы (ОСИВР) и психолого-социологической службы; школа педагогического мастерства преподавателей; постоянно действующий семинар кураторов академических групп; музей истории и науки университета; научно-техническая библиотека (гуманитарный фонд); студенческий клуб; спортивный клуб; студенческие общественные организации. Деятельность общественных организаций патронируется ОСИВР, который оказывает постоянную методическую, психоло-

го-педагогическую и консультативную помощь, проводит учебу актива. Календарный план воспитательной работы университета включает также мероприятия, проводимые общественными организациями в тесном контакте с ОСИВР.

Целевые установки в организации воспитательной деятельности определены в Концепции воспитательной работы университета, которая обсуждается на комиссии по гуманитарному образованию и воспитательной работе и утверждается ректором. Концепция включает разделы: основные понятия, общие положения, подразделения внеучебной работы, цели и задачи вне-учебной работы, основные принципы воспитания студентов, направления воспитательной деятельности, порядок организации внеучебной работы, финансирование внеучебной работы, мотивация работы преподавателей и студентов. Внеучебная воспитательная работа согласно Концепции проводится по следующим направлениям: профессионально-трудовое, гражданско-патриотическое и интернациональное, культурно-нравственное и валеологичес-кое. Воспитательную деятельность обеспечивают специалисты, имеющие соответствующее профильное образование: доктора и кандидаты педагогических, социологических, исторических наук; сотрудники отдела внеучебной работы - психолог и социолог, директор студенческого клуба -менеджер в социально-культурной сфере, председатель спортивного клуба - спортивный тренер и т.п.

В ВолгГТУ исторически сложилась достаточно эффективная система управления воспитательной работой. Все проводимые мероприятия оформляются приказом ректора и финансируются согласно утвержденной смете. Для подготовки и организации каждого мероприятия утверждается Положение и оргкомитет. Мероприятия проводятся в музее, спортивных и конференц-залах, актовом зале университета, в специально арендуемых учреждениях куль-

туры и спорта. При этом обеспечиваются безопасные условия проведения (отряд правопорядка университета или лицензированное охранное предприятие). Ректорат и научно-методический совет университета ежегодно заслушивают отчеты о состоянии воспитательной работы на отдельных факультетах и в университете в целом по наиболее актуальным проблемам воспитания студентов (работа комиссии по гуманитарному образованию и воспитательной работе, духовно-нравственное воспитание, состояние наглядной агитации, профилактика девиантного поведения студентов и др.).

Психолого-консультационная работа осуществляется психолого-социологической службой, которая работает как с отдельными студентами, так и со студенческими академическими группами по заказам кураторов и деканатов. В составе этой службы - дипломированные специалисты: ведущий психолог и ведущий социолог. Работники службы ведут подготовку волонтеров из числа студентов, издают методические материалы в помощь преподавателям, слушателям школы педагогического мастерства (в том числе учебные пособия с грифом УМО), студенческим советам, осуществляют профессиональные контакты с соответствующими учреждениями и т. п. Специальная профилактическая работа психолого-социологической службы включает мероприятия, направленные на профилактику отклонений в поведении молодёжи, в том числе наркомании, ВИЧ/СПИД-инфекций, гепатита, венерических заболеваний, алкоголизма и табакокурения. Эта деятельность осуществляется в тесном контакте со специалистами областного наркологического диспансера, Центра профилактики СПИДа, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и др. Ежегодно в университете проводится мониторинг наркоситуации, данные социологических исследований публикуются в газете «Политехник», обсуждаются в студен-

ческихгруппах, на комиссии по гуманитарному образованию и воспитательной работе и на ректорате.

Активную учебно-воспитательную работу проводят кафедры социально-гуманитарного блока [8]. Эти дисциплины обладают огромным ценностным потенциалом, поэтому оказывают значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы будущего специалиста и позволяют студенту познать мир не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне. Преподаватели ищут действенные методы, позволяющие избежать ситуации «отторжения» гуманитарного знания, идет постоянный поиск новых способов передачи духовного опыта, методов внеучебной работы, которые способствовали бы преодолению отчужденности одних людей от других. Один из таких способов преподаватели находят в интерактивном общении за рамками аудиторных занятий, вне учебного процесса, определенного «сеткой» занятий. Опыт свидетельствует, что непосредственное вовлечение студентов в создание того или иного события, коллективное сопережи-

вание этого события - это то самое живое человеческое общение, в процессе которого воспринимаемый духовный опыт может стать личным, поскольку совместное действие позволяет студенту сменить роль пассивного зрителя на роль субъекта действия. Цели учебно-воспитательной работы кафедр социально-гуманитарного блока могут быть сформулированы следующим образом: создание условий для самореализации личности будущего инженера; активизация учебно-исследовательской позиции студентов; формирование устойчивого научно-познавательного интереса студентов к исследованиям в социогума-нитарной сфере; повышение вовлеченности студентов в индивидуальную аналитическую работу; формирование целостного самосознания и кросс-культурного способа жизнедеятельности будущего специалиста.

Кафедры социально-гуманитарного блока широко используют различные формы внеучебной работы: профильные КВНы и викторины, предметные олимпиады в нетрадиционном формате, поточные конференции, круглые столы и дискуссии, межвузовский смотр-конкурс студенческих работ для студентов-негуманитариев «Социокультурные исследования », «Краеведческие чтения», учебно-экскурсионные занятия. Ежегодно в рамках университетского смотра студенческих научных, технологических и конструкторских работ проводится секция по гуманитарным и экономическим наукам. Эти мероприятия направлены прежде всего на формирование гуманитарных интересов и запросов студентов, эстетических вкусов, общей культуры. Межвузовский смотр-конкурс студенческих научных работ по гуманитарным наукам для студентов негуманитарных специальностей «Социокультурные исследования » проводится на протяжении уже более двадцати лет, по его результатам издается сборник студенческих научных работ. В смотре-конкурсе традиционно принима-

ют участие студенты практически всех вузов региона. В состав жюри смотра-конкурса входят ведущие профессора и доценты региона.

Любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю. С целью формирования исторического мышления и патриотического отношения к истории Царицына -Сталинграда - Волгограда ежегодно проводятся учебно-экскурсионные занятия для студентов, изучающих дисциплины «История», «Культурология», «Социология» и «Философия». Во время этих занятий студенты в сопровождении опытных экскурсоводов посещают исторические места, связанные с культурным наследием России и Волгоградского региона. По материалам экскурсионных занятий проводятся семинары и опросы, студенты пишут эссе и творческие работы. Учебно-экскурсионные занятия по объектам историко-культурного и героического наследия региона направлены прежде всего на эмоциональное познание истории, культуры и традиций региона. Ежегодно все первокурсники(около 1500 чел.) участвуют в этих экскурсиях, открывая для себя свои родные края, зачастую с незнакомой стороны.

Заметим, что в блоке социально-гуманитарных дисциплин у нас используются разнообразные формы самостоятельной работы (в том числе и организуемой): рефераты, эссе, архивный поиск, конспектирование и реферирование первоисточников, подготовка докладов для конференции, рецензирование работ сокурсников, контент-анализ продукции СМИ и др. Интерес к исследовательской тематике, связанной с культурой и историей Волгограда и области, прививается студентам посредством организации «Краеведческих чтений ». В данном мероприятии принимают участие студенты не только головного вуза, но и его филиалов. А с некоторого момента к участию в чтениях присоединились студенты и других вузов города. Студенты изучают историю России, Царицына - Сталин-

града - Волгограда и родного вуза не по учебникам, а по экспонатам музея истории науки ВолгГТУ, краеведческого музея Ка-мышинского технологического института (филиал ВолгГТУ), через судьбы земляков и судьбы своей семьи.

Литературно-художественные дарования студенты проявляют, участвуя в открытом литературно-художественном конкурсе, который организовывает кафедра русского языка для всех студентов города. В жюри конкурса - известные волгоградские писатели и филологи. По результатам конкурса издается литературно-художественный альманах «Звёзды с неба». Мастер-классы для студентов проводит также главный редактор журнала «Студенчество: диалоги о воспитании», член Союза писателей РФ В.В. Портнов; в издании публикуются лучшие студенческие произведения.

Проводится широкомасштабная подготовка профессорско-преподавательского состава, позволяющая обеспечить инновационное преобразование высшей школы. С целью повышения психолого-педагогической компетентности преподавателей вуза в 1995 г. организована и действует по настоящее время Школа педагогического мастерства. Новый этап ее развития обусловлен современной реформой высшего образования, для осуществления которой требуется профессорско-преподавательский состав нового типа. Современные требования к компетенциям преподавателей вуза и профессиональные стандарты стимулируют использование в процессе повышения квалификации мирового педагогического опыта. Учебный план утверждается ректором университета, обеспечен учебно-методической литературой, в том числе пособиями с грифом УМО. Учебные занятия со слушателями проводят авторитетные, опытные педагоги университета, а также ведущие преподаватели Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Постоянно действующий в университе-

те семинар кураторов академических групп организован в 1995 г. Его слушателями являются кураторы академических групп первого курса, назначенные приказом ректора. Тематические планы семинарских занятий включают теоретические вопросы организации воспитательной работы в вузе, знакомство с нормативными документами и другими научно-методическими материалами, необходимыми куратору в его ежедневной работе со студентами, а также психологические практикумы и тренинги. Семинары проводят специалисты отдела вне-учебной работы и социологических исследований (психолог, социолог, специалист по работе с молодёжью, филологи) и ведущие педагоги города.

Воспитательная деятельность ВолгГТУ имеет широкий резонанс в центральных и местных средствах массовой информации. В систему университетских СМИ (Пресс-центр) входят: многотиражная газета «Политехник» (еженедельно восемь полос в цветном исполнении); электронная версия «Политехника» на сайте университета (http://[email protected]); приложения к газете «Политехник» под названиями

«Студинфо», «Здравинфо» и «Спортин-фо », а также восемь многотиражных студенческих газет факультетов; два жидкокристаллических экрана (42 и 18 дюймов), установленных в вестибюлях учебных корпусов, на которых демонстрируются новости университета; сайт университета с «лентой новостей» (http://www.vstu.ru); студенческое телевидение «Политех ТВ» и др. Университетская многотиражная газета является самой долгоживущей вузовской газетой в Волгограде. В музее истории ВолгГТУ хранится один из первых выпусков газеты 1935 г. «За кадры». С 1966 г. она выходит под названием «Политехник». Опыт воспитательной работы ВолгГТУ неоднократно был представлен в журналах «Высшее образование в России», «Alma Mater», «Профессиональное образование», «Студенчество: диалоги о воспитании».

Внутренняя оценка состояния и качества воспитательной работы проводится психолого-социологической службой путем социологических опросов. К примеру, один из последних опросов был посвящен эффективности Программы развития деятельности студенческих объединений «В единстве - наша сила! » [1]. Его результаты говорят о том, что 67% опрошенных студентов принимали участие во внеучеб-ных мероприятиях вуза в течение действия Программы, причем более 30% выступали в роли организаторов. 62% респондентов считают, что роль органов студенческого самоуправления в жизни вуза весьма заметна. По результатам различных опросов планируются корректирующие мероприятия, вносятся изменения в планы деятельности различных служб университета. Участие факультетов в воспитательной работе объективно оценивается комиссией учебно-методического управления по квалиметрии и качеству через специальные показатели системы рейтинговой оценки.

В университете имеется материально-техническая база для проведения внеучеб-

ной работы: актовый зал на 540 мест; конференц-зал на 200 мест; спортзал, оборудованный раздевалками, душевыми; тренажерный зал на 20 мест; зал для занятий студентов с ослабленным здоровьем; открытая спортивная площадка с мягким покрытием «Физпол»; спортивно-оздоровительный лагерь на левом берегу Волги (на 180 человек в сезон). Спортивный и студенческий клубы постоянно приобретают культурно-спортивный инвентарь. Кроме того, университет оплачивает аренду спортивных и культурных учреждений для проведения мероприятий, репетиционного и тренировочного процессов. Материальная база позволяет реализовывать воспитательный потенциал образовательного учреждения в полном объеме.

Воспитательная деятельность университета полностью обеспечена финансово. Основные источники финансирования -федеральный бюджет и внебюджетные средства университета. Часть мероприятий финансируется из средств грантов Администрации Волгоградской области. Система поощрения студентов регламентируется Положением о поощрениях. Студенты за высокие показатели в учебе получают надбавки к стипендиям, за особые успехи в учебе и научной деятельности - повышенные стипендии, в том числе именные. Кроме денежного вознаграждения особо отличившиеся студенты по представлению деканатов, органов студенческого самоуправления, отдела внеучебной работы, пресс-центра, кураторов и других уполномоченных лиц получают бесплатные оздоровительные путёвки на Черноморское побережье. Участие преподавателей в воспитательной работе соответствующим образом стимулируется из внебюджетных средств университета, а также поощряется морально.

Сегодня ВолгГТУ находится в состоянии реорганизации в связи со слиянием с архитектурно-строительным университетом в единый опорный региональный вуз.

Конечно,процесс этот непростой и не одномоментный. Два старейших и крупнейших вуза региона имеют богатую историю и традиции воспитания специалистов - в соответствии со своей спецификой подготовки специалистов. У каждого вуза, несомненно, есть опыт, которым они могут поделиться друг с другом. Тем интереснее процесс слияния, тем богаче и разнообразнее будет деятельность и органов студенческого самоуправления, и воспитательных структур.

Литература

1. Петрунева Р.М, Васильева В.Д. О неко-

торых итогах реализации Программы развития деятельности студенческих объединений // Высшее образование в России. 2014. № 10. C. 163-167.

2. Самые влиятельные люди России-2003. М.:

ИСАНТ, 2004. 696 с.

3. Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни,

истории, культуре. М.: Рос. фонд культуры, 2006. 336 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология.

М.: Логос, 2000. 384 с.

5. Тарасова В.Н. Высшая инженерная школа

России (последняя четверть XVIII-1917 гг.). Автореф. дисс. ... д-ра истор. наук. М., 2000. 50 с.

6. Петрунева Р.М, Топоркова О.В, Василье-

ва В.Д. Профессионально-нравственное воспитание студентов инженерно-технического вуза в России и за рубежом // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Серии «Педагогические науки», «Филологические науки», «Исторические науки». 2015. № 3. C. 70-76.

7. Васильева В.Д., Петрунева Р.М. Социо-

культурная среда вуза - условие формирования профессиональной культуры специалиста // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 113-117.

8. Петрунева Р.М, Дулина Н.В, Васильева

В.Д. Организация учебно-воспитательной работы кафедр социально-гуманитарного блока в техническом вузе: учеб. пособие. Волгоград: Волгоградское научн. изд-во, 2014. 102 с.

Статья поступила в редакцию 30.05.16.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY, TRADITIONS OF EDUCATIONAL WORK, AND EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES OF FUTURE ENGINEERS

PETRUNEVA Raisa M. - Dr. Sci. (Pedagogics), Prof., Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. E-mail: [email protected]

VASILYEVA Valentina D. - Dr. Sci. (Pedagogics), Prof., Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. E-mail: [email protected]

TOPORKOVA Olga V. - Cand. Sci (Pedagogy), Assoc. Prof., Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article considers VSTU traditions of pedagogical work with future engineers, describes the university experience in organization of extra-curricular activities and the development of social and cultural environment at the university. The authors analyze the goals, structure, pedagogical and financial support for the education management system and the results of its activity.

Keywords: traditions of educational work, student unions, socio-cultural environment, forms of extra-curricular activities

Cite as: Petruneva, R.M., Vasilyeva, V.D., Toporkova, O.V. (2016). [Socio-cultural Environment of the University, Traditions of Educational Work, and Extra-Curricular Activities of Future Engineers]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7 (203), pp. 127-136. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Petruneva, R.M., Vasil'eva, V.D. (2014). [Some Results of the Realization of the Program on Development of the Activities of Student Unions], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 163-167. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Samye vliyatel'nye lyudiRossii-2003 [The Most Authoritative Persons in Russia - 2003] (2004), Moscow: ISANT Publ., 696 p.

3. Likhachev, D.S. (2006). Izbrannoe: myslio zhizni, istorii, kul'ture[The Selection: Thoughts on

Life, History, Culture]. Moscow: The Russian Fund of Culture Publ., 336 p.

4. Zimnyaya, I.A. (2000). Pedagogicheskayapsikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow: Logos

Publ., 384 p.

5. Tarasova, V.N. (2000). Vysshaya inzhenernaya shkola Rossii (poslednjaja chetvert' XVIII-1917

gg. Dokt. Diss avtoref.) [Higher Engineering School in Russia (the last quarter of the 18th century - 1917). Dr. Sci. Abstract]. Moscow. 50 p.

6. Petruneva, R.M., Toporkova, O.V., Vasil'yeva, V.D. (2015). [Professional and Moral Education of

Higher Technical School Students in Russia and Abroad]. Izvestiya Volgogradskogo gos, ped, un-ta, [The Proceedings of Volgograd State University. Series "Educational Sciences", "Philological Sciences", "Historical Sciences"]. No. 3, pp. 70-76. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Vasil'yeva, V.D., Petruneva, R.M. (2011). [University Socio-Cultural Environment as a Condition

ofForming Professional Culture ofa Future Specialist]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 113-117. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Petruneva, R.M., Dulina, N.V., Vasil'yeva, V.D. (2014). Organizatsiuya uchebno-vospitatel'noy

raboty kafedr sotsial'no-gumanitarnogo bloka v tekhnicheskom vuze: ucheb, posobie [The Organization of Educational Work of Social and Humanitarian Departments at Technical University: Manual]. Volgograd: "Volgogradskoe nauchnoe izdatel"stvo", 102 p.

The paper was submitted 30,05,16,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.