Научная статья на тему 'Опыт Волгоградского опорного университета в развитии межнационального и межконфессионального взаимодействия в регионе'

Опыт Волгоградского опорного университета в развитии межнационального и межконфессионального взаимодействия в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональный опорный университет / социокультурная среда / межнациональное и межконфессиональное взаимодействие / толерантность / патриотизм. / regional flagship university / social and cultural environment / inter-ethnic and interfaith cooperation / tolerance / patriotism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — P. M. Петрунева, В. Д. Васильева, Н. В. Дулина

Миссия региональных опорных университетов предполагает непосредственное участие вуза в актуальных для региона социальных процессах, генерирование университетом новых позитивных изменений в социокультурной среде. В статье рассмотрены возможности участия регионального опорного университета в развитии межнационального и межконфессионального взаимодействия в регионе. Приведен опыт социально значимой воспитательной работы Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — P. M. Петрунева, В. Д. Васильева, Н. В. Дулина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE VOLGOGRAD FLAGSHIP UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF INTER-ETHNIC AND INTERFAITH COOPERATION IN THE REGION

The mission of the regional support of the universities involves the direct participation of the University in the region relevant to the social processes generating University new positive changes in the socio-cultural environment. The article discusses the possibility of regional flagship university in the development of interethnic and interfaith interaction in the region. The experience of socially significant educational work of the Volgograd State Technical University.

Текст научной работы на тему «Опыт Волгоградского опорного университета в развитии межнационального и межконфессионального взаимодействия в регионе»

YAK 378.016 ББК 74.480.26

P.M. ПЕТРУНЕВА, В.Д. ВАСИЛЬЕВА, Н.В. ДУЛИНА

R.M. PETRUNEVA, V.D. VASILYEVA, N.V. DULINA

ОПЫТ ВОЛГОГРАДСКОГО ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕГИОНЕ

EXPERIENCE VOLGOGRAD FLAGSHIP UNIVERSITY

IN THE DEVELOPMENT OF INTER-ETHNIC AND INTERFAITH COOPERATION IN THE REGION

Миссия региональных опорных университетов предполагает непосредственное участие вуза в актуальных для региона социальных процессах, генерирование университетом новых позитивных изменений в социокультурной среде. В статье рассмотрены возможности участия регионального опорного университета в развитии межнационального и межконфессионального взаимодействия в регионе. Приведен опыт социально значимой воспитательной работы Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ).

The mission of the regional support of the universities involves the direct participation of the University in the region relevant to the social processes generating University new positive changes in the socio-cultural environment. The article discusses the possibility of regional flagship university in the development of interethnic and interfaith interaction in the region. The experience of socially significant educational work of the Volgograd State Technical University.

Ключевые слова: региональный опорный университет, социокультурная среда, межнациональное и межконфессиональное взаимодействие, толерантность, патриотизм.

Key words: regional flagship university, social and cultural environment, inter-ethnic and interfaith cooperation, tolerance, patriotism.

Стратегической целью организации в регионах России опорных университетов является создание региональных научно-образовательных комплексов, которые могли бы взять на себя функцию локомотива экономического и социального развития регионов страны. Миссия опорных университетов предполагает непосредственное участие вуза в актуальных для региона экономических и социальных процессах, генерирование университетом новых позитивных изменений в хозяйственном комплексе и социокультурной среде [1]. Кроме того, опорный университет должен стать коммуникационной площадкой, обеспечивающей конструктивное взаимодействие с представителями различных страт (бизнес, власть, наука, образование, общественность и т.п.), выступая инициатором проведения на своей базе различных симпозиумов, переговоров, конференций, совещаний, съездов, других ивен-тов. Университет также является площадкой для реализации различных молодежных проектов.

Опорный вуз Волгоградской области, объединив в 2016 году Волгоградский государственный технический и Волгоградский архитектурно-строительный университеты, сконцентрировал большую часть ведущих специалистов региона по различным направлениям развития промышленности, науки, экономики, что позволяет проводить на площадке ВолгГТУ обсуждение общественно значимых проблем регионального развития, быть инициатором и участником многих проектов, трансформирующих не только техническую, экономическую, но и социальную среду региона. Некоторые вопросы развития опорного университета уже были представлены нами в открытой печати [2].

Геополитическое и этнокультурное своеобразие Волгоградской области проявляется в том, что, находясь в междуречье Волги и Дона, она всегда являлась перекрестком торговых путей между западом и востоком, между севером и югом, «плавильным котлом» различных культур (см., напр., [3] и др.). Здесь многие века развивались все мировые религии, которые оказывали влияние не только на культурное своеобразие региона, но и социально-экономическую и политическую ситуацию. Устав Волгоградской области заявляет о необходимости сохранения исторических, культурных, национальных особенностей народов, проживающих в регионе, развитии межкультурного и межнационального диалога, сохранения межнационального мира [4]. Вопросы межэтнического взаимодействия также отражены в ряде других документов Волгоградской области [5, 6].

Несмотря на то, что, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, более 90% населения составляют русские, доля этой национальности постоянно уменьшается при возрастании доли других малочисленных национальностей (казахов, армян, цыган и т.д.). Существенно меняется и контингент студентов по национальному составу в связи с усиливающейся миграцией (как официальной, трудовой, так и нелегальной) из регионов Северного Кавказа и Средней Азии.

Согласно проведенным исследованиям [7], для всех регионов ЮФО характерен устойчивый миграционный прирост населения, который обеспечили граждане России из других регионов и из стран СНГ, из дальнего зарубежья, а также нелегальные мигранты и временно прибывающие (работать, учиться) и транзитные мигранты, численность которых точно установить не представляется возможным. Этнический контекст социальных процессов, связанных с миграцией, проявляется в локальных бытовых конфликтах и политических акциях, количество которых на территории ЮФО в последние годы растет и представляет собой угрозу общественной безопасности. Большая часть участников межэтнических стычек и протестных акций являются молодыми людьми в возрасте от 14 до 29 лет, что составляет приблизительно 25% населения округа.

Волгоградская область является составной частью Южного федерального округа (ЮФО) Российской федерации. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа (ЮФО) Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает его превращение «в одного из российских лидеров инновационного развития, в оплот стабильности» [8]. Географическое расположение ЮФО является одним из его конкурентных преимуществ. Однако достижению цели инновационного развития ЮФО препятствует наличие в регионе проблем межнационального (межэтнического) и межконфессионального взаимодействия, распространение исламского экстремизма и т.п. Три теракта 2013 года в Волгограде, взрывы у городского ГИБДД в 2011 году, на проспекте Жукова в 2000 году, в поезде «Астрахань - Волгоград» в 1996 году - свидетельствуют о высокой активности исламского экстремизма в Волгоградском регионе.

В настоящее время в Волгоградской области проживают граждане более 130 национальностей. При выраженном преобладании русского населения крупными национальными группами являются казахи, украинцы, армяне, татары, азербайджанцы, представители народов Дагестана, немцы, чеченцы. По данным Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, в регионе зарегистрировано более 60 национальных общественных объединений и 7 национальных общин и землячеств. На территории Волгоградской области действуют и более 400 религиозных организаций, которые принадлежат к 22-м вероисповеданиям.

Задачей областной Программы «Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности на территории Волгоградской области» на 2017-2019 годы [6] является недопущение проявлений политического, религиозного, этнического экстремизма, возникновения межнациональной и

межрелигиозной розни, вовлечение в эту работу различных национальных объединений и других организаций. В этом контексте значимое место должен занять опорный вуз региона, в котором обучается около четверти всех студентов Волгоградской области - более 20 тысяч. Молодежь, как наиболее активная часть населения, является локомотивом в формировании культуры межнационального общения, недопущении проявлений этнического и религиозного экстремизма, вовлечении в работу по предупреждению правонарушений национальных общественных организаций, религиозных организаций и общин.

Показатели сформированности этноконфессиональной толерантности студенческой молодежи специалисты связывают с наличием знаний о многообразии культур нашего региона, страны и мира; отношением к другому человеку как к свободной, равнодостойной личности, отсутствием чувства неприятия, вызванного расовыми, национальными особенностями, исповедуемой религией; конструктивным взаимодействием с представителями других национальностей и вероисповеданий и др. По словам Президента России В.В. Путина, «нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности» [9].

Как опорный университет региона ВолгГТУ реализует различные программы, направленные на развитие местных сообществ, городской и региональной среды, в том числе в сфере межнациональных отношений, выступает в качестве постоянно действующей площадки для обсуждения проблем межнационального и межконфессионального взаимодействия в регионе.

Рассмотрим опыт реализации традиционных и инновационных мероприятий сферы Государственной молодежной политики в Волгоградском государственном техническом университете в соответствии с принятой концепцией опорного университета [10-12]. В настоящее время в ВолгГТУ обучаются студенты более 30 национальностей, в том числе студенты-иностранцы. В течение 87 лет в ВолгГТУ, в полинациональной образовательной среде, формировалась достаточно эффективная система воспитательной работы, которая продолжает развиваться с учетом новых социокультурных условий региона. Многолетние традиции воспитательной деятельности университета пополнились новыми, современными формами и направлениями деятельности, социально-значимыми для региона проектами.

Важным ивентом является проведение региональных и международных конференций по проблемам межнационального и межконфессионального взаимодействия на Юге России. Впервые такая конференция была проведена по инициативе «Всероссийского межнационального союза молодежи» в 2013 году в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений. Однако проблема оказалась столь значимой не только для Юга России, но и для других регионов (даже для тех, где не наблюдается массовый приток мигрантов), что в конференции выражают желание принять участие специалисты и студенты из других федеральных округов. Теперь уже конференция приобрела международный статус: к программе присоединились Казахстан, Монголия, Болгария, Беларусь. Соорганизатором конференции на протяжении всех лет выступает Комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области.

На секциях и круглых столах конференции «Социокультурное пространство Юга России: межнациональное и межконфессиональное взаимодействие» традиционно заслушиваются и студенческие доклады, и работы опытных ученых - кандидатов и докторов наук, на базе этих докладов подготавливаются сборники статей. Круглые столы посвящаются острым пробле-

мам межнациональных отношений в студенческой среде, например, связанным с религиозной эпатажностью, неуважительным отношением и негативным общением со студентами и преподавателями других национальностей.

На базе опорного университета на протяжении трех лет проходит Всероссийский проект «Организация взаимодействия органов студенческого самоуправления и администрации вузов» с участием студентов и проректоров по воспитательной работе вузов ЮФО. В рамках форума проходят заседания, посвященные организации воспитательной работы, развитию студенческого самоуправления, укреплению межнационального и межконфессионального согласия в студенческой среде, профилактике экстремизма и терроризма и др. Участники получают знания в области защиты прав студентов, организации взаимодействия в студенческом социуме в условиях многонационального и многоконфессионального региона. С докладами выступают и представители студенческих объединений. Студенты обмениваются опытом работы, высказывают свое мнение по различным вопросам на дискуссионных площадках.

Для понимания исторически детерминированных особенностей территории, где мы все проживаем, куда приехали учиться иногородние студенты, студенты из регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, и в целях расширения общего культурного кругозора в опорном университете проводятся экскурсии по местам, связанным с формированием этнокультурного своеобразия Волгоградского региона и Нижней Волги. Наш опыт показывает, что более широкое знакомство молодежи с уникальными памятниками истории, культуры и природы родного края может быть предложено в форме однодневных автобусных экскурсий или экскурсий выходного дня, ведь на территории Волгоградской области имеется несколько сотен памятников истории и культуры, десятки памятников природы, тысячи археологических объектов. К числу самых востребованных экскурсионных маршрутов следует отнести поездку в «Храмы трех религий» с выездом в соседний регион - республику Калмыкию. В ходе этой однодневной экскурсии студенты познакомятся со всеми мировыми религиями, представленными в Волгоградской области и Калмыкии: увидят лютеранскую кирху в Сарепте (Красноармейский район Волгограда), уникальную деревянную мечеть в с. Малые Чапурники, православный храм Св. Никиты-Мученика в с. Дубовый Овраг, а также два буддийских храма в г. Элиста. Большой интерес к истории края проявляют студенты на экскурсиях, посвященных истории Золотой Орды на просторах волжских степей: столица Сарай-Берке, перенесенная на эти земли из Сарай-Бату в XIV веке.

С целью формирования исторического мышления и патриотического отношения к истории Царицына - Сталинграда - Волгограда ежегодно проводятся пешеходные и автобусно-пешеходные городские экскурсии для студентов-первокурсников. Во время этих занятий студенты посещают исторические места, связанные с героическим и культурным наследием города, и эмоционально познают его историю, культуру и традиции.

Главными экскурсионно-туристическими объектами нашего края являются памятники военной истории - сотни братских могил воинов и мирных граждан времен Великой Отечественной войны, исторических зданий и сооружений того времени, памятников, посвященных событиям Сталинградской битвы. Кроме того, представители различных национальностей, которые на протяжении четырех веков жили в нашем регионе, оставили свой след в культуре нашего края, запечатлев характерные особенности своей культуры и черты национальной самобытности в архитектуре, например, здание бывшей Синагоги на ул. Порт-Саида, здание католического костела на ул. Пражской, комплекс зданий в старой немецкой слободе Сарепта и многие другие.

Прошло уже более двадцати пяти лет с тех пор, как впервые в 1993 году в стенах ВолгГТУ собрались студенты разных вузов города, их научные руководители, чтобы в коллективной дискуссии выявить наиболее интересные на-

учные работы по дисциплинам гуманитарного блока. Межвузовский смотр-конкурс «Социокультурные исследования» стал и традиционным и ожидаемым событием в жизни студенческой молодежи (см., напр., [13]). С 2006 года в рамках смотра-конкурса проводятся студенческие патриотические чтения под общим девизом: «Мы за великую Россию». Чтобы стимулировать интерес студентов к самостоятельным аналитическим исследования по истории родного края, было решено также ежегодно проводить краеведческие чтения «Край родной, навек любимый...».

Понимание остроты вопроса межнационального и межконфессионального взаимодействия привело к разработке специальных мероприятий по адаптации российских студентов, прибывших из других территорий к социокультурным условиям Волгограда [14-16]. Так, например, с 2014 года в Волгоградском государственном техническом университете проходят круглые столы с участием сотрудников комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области и представителей национальных общественных объединений региона, Дома Дружбы со студентами на тему «Межнациональный диалог». Дело в том, что некоторые студенты - выходцы из СевероКавказских республик выражают нежелание ассимилироваться в принимающем обществе, принимать его правила общежития, предпочитают не интегрироваться в российское социокультурное поле, а стремятся решать свои внутренние проблемы через непосредственное обращение к традиционным лидерам - руководителям своих землячеств, институт которых имеет существенный вес в настоящее время среди мигрантов, проживающих в российских городах и сельской местности [17]. Студенты принимают активное участие в живом диалоге с руководителями национальных общественных организаций, которые призывают к соблюдению добрососедских отношений с людьми разных национальностей, толерантности и взаимоуважению. Это - очень важный разговор, т.к. именно молодежь, и со стороны коренного населения, и со стороны приезжих выступает в качестве основного инициатора и участника большинства происходящих конфликтов и столкновений. Это объяснить можно, в основном, особенностями возрастными, когда формируются конкурентные качества личности и авторитет в молодежном социуме и т.д. К тому же, молодежь постсоветского периода в отличие от старших поколений, не воспитывалась в идеологии советского интернационализма. Поскольку отсутствовала государственная политика формирования уважения к другим национальностям, молодёжь выстраивает собственное представление о других этнических группах эмпирическим путем. А опыт общения с молодежью, прибывающей на обучение из других регионов ЮФО, иногда носит и негативный характер. По данным социологических опросов, проведенных в Краснодарском крае, более 35% респондентов из числа опрошенной молодежи допускают возможность конфликтов на межнациональной почве, а 14,2% респондентов намерены принять личное участие в межнациональном столкновении в случае его возникновения [17]. Данная тенденция для нашего региона также является очень тревожной, учитывая многонациональный состав населения Волгоградской области. Поэтому опорный университет уделяет большое внимание такому формату взаимодействия с национальными общинами. Место проведения таких встреч также выбрано не случайно, так как ВолгГТУ - один из шести вузов Волгограда, где созданы молодежные советы по национальной политике, причем политех был одним из первых, кто откликнулся на это начинание. Педагогический эффект от таких встреч проявляется в том, что на сегодняшний день в университете практически отсутствуют эксцессы на межнациональной почве. Старейшины национальных диаспор берут под свой контроль бытовое поведение и воспитание молодых людей, прибывших из бывших республик Советского Союза. В целом межэтнические отношения в университете являются стабильными, таких конфликтов, которые воспринимались бы как межнациональные, пока не происходило.

Кроме того, этнокультурный молодежный форум «Дом Дружбы. Межнациональный диалог», организаторами которого выступают Комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области и Волгоградская областная общественная организация развития культуры «Дом Дружбы», стал площадкой подготовки молодежного актива для создания национальных консультативных советов на базе государственных высших учебных заведений. На форум съезжаются около 150 волгоградских студентов разных национальностей из вузов региона. Волгоградский государственный технический университет представляют члены волонтерского отряда и студенческого совета. На форуме участников ждет, как всегда, насыщенная программа: обучающие мастер-классы, тренинги, встречи с VIP-гостями, творческие мероприятия и многое другое. Эти форумы показали, что студенческая молодежь в целом имеет настрой на улучшение межнациональных отношений и формирование добрососедства.

Воспитательная деятельность в сфере межнационального и межконфессионального воспитания освещается в СМИ опорного университета, имеет широкий резонанс в центральных и местных средствах массовой информации. В развитую систему университетских СМИ входят: многотиражные газеты «Политехник» и «Градостроитель»; электронная версия «Политехника» на сайте университета http://www.gazeta@vstu.ru; приложения к газете «Политехник» под названием «СтудИнфо»; «СпортИнфо», «ЗдравИнфо», многотиражные студенческие газеты факультетов; сайт университета с «лентой новостей» http://www.vstu.ru; студенческое телевидение «Политех ТВ» и «Горхоз ТВ».

Таким образом, государственная политика Российской Федерации в сфере межнациональных отношений в молодежной среде в настоящее время с трудом отвечает на вызовы межнациональных отношений, что связано, на наш взгляд, с низкой эффективностью используемых форм работы и предпринимаемых мер в молодежной среде и в обществе в целом. В этом контексте, инновационное развитие традиционных форм воспитательной работы Волгоградского опорного университета способствует увеличению численности обучающихся, вовлеченных в федеральные и региональные проекты и программы в сфере государственной молодежной политики, увеличению численности молодежи, участвующей в мероприятиях по межнациональному и межконфессиональному взаимодействию и патриотическому воспитанию, что, безусловно, содействует миру и добрососедству в регионе, а также снижению общей напряженности в обществе.

Литература

1. Проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Опорные университеты». - URL: http://xn--b1agajcc1abgakngoqbh6l.xn--p1ai/about.

2. Опорный университет: развитие сообщества студентов, городской и региональной среды [Текст] / Р.М. Петрунева [и др.] // Вестник высшей школы. - Alma mater. - 2018. - № 1. - С. 30-35.

3. Дулина, Н.В. «Врата народов»: Южный федеральный округ в социокультурном пространстве России [Текст] / Н.В. Дулина, Е.В. Каргаполова, И.Н. Наумов // Вестник Калмыцкого университета. - 2016. - № 1 (29). - С. 88-97.

4. Устав Волгоградской области от 24 февраля 2012 года № 1-0Д. URL: http:// uv.volgograd.ru/upload/iblock/ddb/n_1_od_24.02.2012.rtf.

5. О мерах, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе-герое Волгограде. Постановление администрации Волгограда от 10 февраля 2017 года № 184 URL: http://docs.cntd.ru/ document/446172538.

6. Государственная программа Волгоградской области «Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности на территории Волгоградской области» на 2017-2019 годы. - URL: http://www.volganet.ru/up-load/iblock/354/programma-2017_2019-24.10.rtf.

7. Межэтнические и конфессиональные отношения в Южном федеральном округе. Экспертный доклад [Текст]. - М. : Ростов-на-Дону, 2013. - 114 с.

8. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. - URL: http://www.minregion.ru.

9. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос. - URL: http://www.ng.ru/po-litics/2012-01-23/1_national.html.

10. Петрунева, Р.М. Социокультурная среда университета и традиции воспитания будущих инженеров [Текст] / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, О.В. Топоркова // Высшее образование в России. - 2016. - № 7. - C. 127-136.

11. Петрунева, Р.М. К вопросу о социокультурной адаптации студентов нетитульных национальностей к условиям Юга России [Текст] / Р.М. Пе-трунева, В.Д. Васильева // Известия ВолгГТУ. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 17. - Волгоград, 2014. - № 13 (140). - C. 143-146.

12. Петрунева, Р.М. Формирование общекультурных компетенций будущего инженера в полинациональном пространстве вуза [Текст] / Р.М. Пе-трунева, В.Д. Васильева // Известия ВолгГТУ. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 23. - Волгоград, 2015. - № 9 (172). - C. 84-87.

13. Дулина, Н.В. Межвузовский смотр-конкурс научных работ студентов «Социокультурные исследования - 2016» как метод сопряжения двух культур при подготовке современных инженеров [Текст] / Н.В Дулина, И.Н. Наумов // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия. - 2016. - № 1 (4). -С. 98-103.

14. Дулина, Н.В. Жить единым человечьим общежитьем? (или студенты о своих взаимоотношениях с представителями других национальностей) [Текст] / Н.В. Дулина, Е.Н. Икингрин // Гуманитарная наука Юга России: международное и региональное взаимодействие : материалы II Международной научной конференции, посвященной 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 14-15 сентября 2016 г.). -Элиста : КИГИ РАН, 2016. - С. 125-126.

15. Дулина, Н.В. Патриотическое воспитание студенческой молодежи как фактор профилактики терроризма и экстремизма [Текст] / Н.В. Дулина, Р.М. Петрунева, Е.В. Ануфриева // Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления : сб. материалов Всероссийской науч.-прак. конф. - Ставрополь : СГПИ, 2016. -С. 373-376.

16. Дулина, Н.В. Проведение научных конференций с участием студентов как компонент формирования антитеррористических и антиэкстремистских ценностей в молодежной среде [Текст] / Н.В. Дулина, Р.М. Петрунева, Е.В. Ануфриева // Международно-правовые средства противодействия терроризму в условиях глобализации. Проблемы террористического наемничества среди молодежи и пути их преодоления : сб. материалов Всероссийской науч.-прак. конф. - Ставрополь : СГПИ, 2016. - С. 316-318.

17. Гонцовский, В.К. Этническая ксенофобия в Южном федеральном округе: причины и тенденции распространения в молодежной среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 4. -С. 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.