Петрунева Р.М., Дулина Н.В., Васильева В.Д.
Волгоградский государственный технический университет E-mail: raissa@vstu.ru
ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье рассматривается проблема организации воспитательной деятельности вузов в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Ключевые слова: стандарты, основная образовательная программа, социокультурная среда, учебно-воспитательные технологии.
Образование в руках человека невоспитанного, все равно, что меч в руках дикаря!
Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ
Общим дидактическим и организационно-методическим проблемам внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в практику вузов посвящено достаточно много работ. Тем не менее, остаются незатронутыми проблемы формирования общекультурных компетенций, которые актуализируются в процессе целенаправленной воспитательной работы. Очевидно, что такое положение вещей связано с распространенным мнением преподавателей вузов о том, что задача вуза - дать высшее профессиональное образование, воспитывать взрослых студентов нет необходимости, это - дело общеобразовательной школы, семьи, но не вуза; что воспитательная работа в вузе сводится, прежде всего, к развитию художественной самодеятельности и спорта, студенческого самоуправления. Действительно, это важные компоненты учебно-воспитательной работы, но, отнюдь, не все!
Новые ФГОС ВПО снимают многие противоречия, существующие в практическом образовании. Главное - в контексте данной статьи - состоит в том, что ни в каких нормативных документах министерства образования и науки не предъявляются требования к содержанию, структуре и качеству воспитательной работы вуза, ни в каких подотчетных показателях не упоминается воспитательная деятельность, но, вместе с тем, она является одним из показателей, подлежащих анализу и оцениванию при аттеста-
ции и аккредитации вуза. В министерстве образования и науки РФ сегодня не существует подразделения, которое бы курировало воспитательный блок работы
Справедливости ради необходимо отметить, что ректорский корпус придерживается другого мнения. Впервые ключевые аспекты воспитания студентов были сформулированы в постановлении Российского Союза ректоров от 6 февраля 1997 года. Это - отношение к обществу, отношение к профессии, приобщение к культурным ценностям, личные отношения. Основные задачи вуза в воспитательном процессе сформулированы также и в законе «О высшем и послевузовском образовании»:
1) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
2) формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократизации;
3) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей;
4) воспитание потребности в освоении ценностей мировой и национальной культуры;
5) воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, введение компонента, связанного с воспитанием личности будущего ответственного специалиста, в структуру ФГОС во многом снимает существующие противоречия.
Сейчас очень часто вопрос профессионального решения той или иной технической проблемы «упирается» не столько в технические трудности, сколько в трудности, связанные с человеческим фактором. А он самым непосредственным образом связан с системой ценностных приоритетов специалиста, с его общекультурной компетентностью и воспитанностью. От того, в чем видит инженер ценность своей работы, как он понимает свою профессиональную миссию, зависит образ и реализация его проектного решения.
В свою очередь ценностно-смысловая база специалиста, его общекультурная компетентность формируются не только в процессе учебной деятельности, но и в тех неформализованных средах, которые связаны с корпоративной культурой, историей вуза, традициями межпоколенной преемственности. Словом, процесс воспитания будущего специалиста, формирование его системы личностных ценностей охватывает и эмоционально-волевую сферу студентов. Очевидно, что этот фактор в какой-то степени управляем на местах: через функционирование социокультурной (воспитывающей) среды вуза, через управление социально-психологическим климатом, квалифицированным подбором педагогических кадров, через использование гуманитарно-ориентированных учебных технологий.
Новые ФГОС предписывают [1], что при разработке основных образовательных программ (ООП) должны быть определены возможности вуза в формировании социальноличностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Впервые вузу предписано сформировать СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ ВУЗА, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса.
В целях достижения результатов при освоении ООП в части развития социальноличностных компетенций студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, в работе общественных органи-
заций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. Таким образом, ставится вопрос об организации СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, способствующей формированию ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ и ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ компетенций студентов. При этом социогуманитарная среда вуза выступает как совокупность элементов, воздействующих на процесс образования, т.е. обучения и воспитания, и создающих условия для самоактуализации студентов, характеризуется гуманистической направленностью, включая материальный и духовный компоненты социокультурной сферы и другие элементы корпоративной микросреды вуза.
Разумеется, воспитательный процесс в вузе не повторяет под «кальку» подходы, существующие в общеобразовательной школе, а учитывает специфику студенческого возраста, строится на определенных принципах и технологиях. Психологи считают, что студенческий возраст - начальное звено в цепи зрелых возрастов, а не завершающий этап юности. Для него характерна высокая степень «самости» (самостоятельность, самодеятельность, самонадеянность, самореализация и самовоспитание, самообразование, самоконтроль, самолюбие, самообладание, самонастройка, самоорганизация, самоопределение, самооценка и др.), ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ субъектов воспитательной деятельности, высокий образовательный уровень, научное мировоззрение, активное потребление культуры (профессиональной и молодежной субкультуры), высокий уровень познавательной мотивации, интеллектуальная и социальная зрелость, а также партнерские отношения с преподавателями и относительная экономическая самостоятельность [2].
Для эффективной организации воспитательной деятельности вузу необходима концепция воспитания, которая должна базироваться на определенных принципах или па-радигмальных установках, раскрывать сущностные характеристики воспитательного процесса (цели, задачи, содержание), определять приоритетные направления воспитательной деятельности, включать учебно-воспитательные технологии (средства реализа-
ции) и механизм воспитания, а также критерии достижения результата.
В этой связи концепция воспитания будущих специалистов должна базироваться на гуманистических основах (учет прав и свод личности, свободы совести, опора на непреходящие ценности и т.д.), быть научной (опора на психологические основы развития личности), учитывать непрерывный характер воспитательной деятельности в вузе (студенческая группа - курс - факультет - вуз). Организация воспитательной деятельности должна лежать на плечах специалистов по работе с молодежью, психологов, социологов т.п., которые имеют все необходимые для этого знания и умения - в отличие от преподавателей, которые являются специалистами в различных предметных областях, но, отнюдь, не в воспитании. На основе принципа верифицируемости разрабатываются объективные диагностически заданные критерии эффективности воспитательной деятельности образовательного учреждения [3,4]. Конфессиональная открытость процесса воспитания предполагает участие в нем различных светских и официальных религиозных организаций, которые имеют многовековой опыт воспитательной деятельности на основе непреходящих человеческих ценностей [5].
Учитывая требования, предъявляемые ФГОС нового поколения к результатам процесса обучения, задача вуза заключается в подготовке инженера нравственного, гуманитарно-ориентированного, ответственного за свои профессиональные действия, который бы задумывался над смыслом своих профессиональных решений и наступающими последствиями их внедрения.
Учебно-воспитательные технологии в высшей школе, конечно же, не могут строиться на мероприятийном подходе, при котором считается, что участие студентов в определенном количестве воспитательных мероприятий гарантирует формирование «запланированных заранее» качеств личности.
Педагогика, основанная на личностноориентированном подходе, предполагает наличие в учебном и внеучебном процессе кол-лизийных ситуаций, когда субъекты воспитания поставлены в такие ситуации, для разре-
шения которых необходимо совершить ПОСТУПКИ, которые задействуют всю эмоционально-чувственную сферу студента, вовлекают его в ситуацию нравственного выбора, где необходимо проявить свои лучшие личностные качества, активную гражданскую и профессиональную позицию, гуманизм (ситуационно-событийный механизм).
Источником таких личностно-развивающих коллизий является жизнь в студенческом сообществе во всех ее проявлениях: это и учеба, и научная работа, и внеучебная деятельность, в том числе общественная. В этом проявляется непрерывность процесса воспитания, его целостность, поскольку идет процесс взаимообмена духовно-нравственным и эмоциональным опытом между субъектами воспитания и между воспитывающими средами.
Направлениями воспитательной работы, позволяющими сформировать общекультурные компетенции, могут быть следующие: профессионально-трудовое; гражданско-патриотическое; правовое; культурно-просветительское; валеологическое (здоровый образ жизни, профилактика девиантного поведения и др.); социально одобряемая общественная деятельность; религиозно-просветительское; досуговое.
Социокультурная среда вуза, частью которой является воспитательная среда, имеет сложную природу и представляет собой органическое (неразделимое) сочетание материальных (производственных) ресурсов и нематериальных (внепроизводственных) активов вуза. Очевидно, что на характер и структуру социокультурной среды вуза будет налагать отпечаток как его собственная история развития и традиции, так и особенности региона. Тем не менее, обобщая опыт, накопленный в некоторых вузах России, можно выделить обязательные элементы.
Структурными составляющими социокультурной среды являются:
1) базовое гуманитарное образование;
2) система внеучебной (воспитательной) работы;
3) социально-значимая деятельность студентов и преподавателей;
4) система научно-методического руководства гуманитарным образованием и воспитательной (внеучебной) работой;
5) система повышения педагогической квалификации преподавателей;
6) система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
7) система реализации художественных, нравственных, эстетических и иных устремлений студентов, преподавателей и сотрудников;
8) система специальных программ развития;
9) современные гуманитарно- и личностно-ориентированные технологии обучения;
10) система гуманитарных школ (второе высшее (гуманитарное) образование).
Каждый из этих элементов внутренне самодостаточен, но только в единстве и взаимодействии они являют собой инструмент развития вуза и личности студента. Социокультурная среда выступает как совокупность элементов, воздействующих на процесс образования и создающих условия для самосоциа-лизации студентов, характеризуется гуманистической направленностью, включая материальный и духовный компоненты социокультурной сферы и другие элементы микросреды вуза.
Социокультурная среда вуза не формируется заново на каждом этапе развития общества и высшего учебного заведения, она активно включает в себя прошлый и настоящий опыт личности и общества, тем самым содействуя сохранению преемственных связей между поколениями, традициями. Социокультурная среда не существует автономно, как самодостаточное образование, она находится в постоянной динамике, изменяясь и взаимодействуя с другими элементами образовательного процесса [6].
Материальные ресурсы для организации воспитательной деятельности включают:
1) материальную базу кафедр социальногуманитарного блока (технические средства обучения, кабинеты для проведения тренингов, специализированные аудитории для обучения иностранным языкам и т.п.);
2) материальную базу для культурно-массовой, спортивно-оздоровительной работы и социально одобряемой общественной деятельности (актовый зал, репетиционные помещения, спортивные и гимнастические залы,
тренажерные залы, спортивные комнаты в общежитиях, комнаты для органов студенческого самоуправления и т.п.);
3) социально-бытовые условия для учебно-воспитательного процесса (общежития, столовая, лечебно-профилактические подразделения, спортивно-оздоровительный лагерь, спортплощадки и т.п.);
4) финансовые ресурсы (в том числе, внебюджетные, средства органов по реализации молодежной политики и др. не запрещенные законом средства).
Нематериальные ресурсы, активно актуализируемые в воспитательной деятельности, представляют собой:
1) духовно-нравственные традиции;
2) межпоколенные профессиональные связи;
3) профессиональные традиции;
4) неформализованные среды (Интернет-сообщества, клубы выпускников и т.п.).
В большой степени социокультурная среда связана с гуманитарным образованием. Основанием для этого послужили изменения, происходящие в мировой и отечественной образовательных системах, а именно: повышение значимости науки, образования, духовных ценностей, общей культуры в формировании специалиста XXI века; расширение фундаментальной гуманитарной и естественно-научной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира; активное взаимовлияние различных видов духовной культуры, науки, искусства, естественных и гуманитарных наук; возвращение к духовным ценностям и др.
Неоспоримо, что многие личностные профессионально важные качества будущего специалиста формируются в процессе изучения социально-гуманитарных наук, которые формируют его ценностно-смысловой базис, гражданскую позицию, опыт нравственной деятельности и здорового образа жизни, активизируют социально одобряемую деятельность, помогают молодежи определиться в поиске смысла своей профессиональной деятельности, расширяют культурно-гуманитарный базис и приобщают к мировой культуре, сохранению и приумножению нравственных, культурных, научных, социальных и корпоративных ценностей [7].
Современные тенденции развития общества и образования требуют обращения к личности специалиста, к его мотивационной, смыслообразующей и целеполагающей сфере, учету того факта, что личность и специалист - феномены неразделимые. Очевидно, что 10% учебного времени, отведенные на блок гуманитаных и социально-экономических дисциплин, не могут обеспечить те общекультурные компетенции, которые перечислены в стандарте (от 18 до 40). Следовательно, необходимо актуализировать полностью ресурсы внеучебной работы.
Ценностно-смысловая база специалиста формируется не только в процессе учебной деятельности, но в тех неформализованных средах, которые связаны с корпоративной культурой, историей вуза, традициями меж-поколенной преемственности. Словом формирование системы личностных ценностей охватывает и эмоционально-волевую сферу студентов.
Существенные изменения в педагогических подходах и методах выражаются: в активном переходе от авторитарных методов общения к свободному партнерству и сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе; в осознании широкой педагогической общественностью необходимости невмешательства в сферу ближайшего развития субъекта образования и отказа от конструирования заданных личностных характеристик студента. Иными словами, социокультурная среда должна служить условием и средством для саморазвития обучающегося и формирования глобальных компетентностей современности [8]. Приоритетной в воспитательной деятельности образовательного учреждения является задача по созданию условий для свободного самоопределения личности в пространстве научно-инженерных и гуманитарных смыслов профессиональной деятельности. Этот процесс воспринимается нами как необходимый аспект социализации субъектов образования, связанный с освоением культурно-исторического опыта предыдущих поколений и формированием личности компетентного специалиста.
Базовое гуманитарное образование выполняет важную функцию в подготовке инженеров - формирует опыт социогуманитар-
ной деятельности в процессе инженерного творчества, мировоззренческий и общекультурный базис будущего специалиста, аксиологический потенциал специалиста-инжене-ра, целостное (нефрагментарное) мышление специалиста технической сферы. Гуманитарная подготовка в технических вузах (например, в Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ) реализуется через предметы социально-гуманитарного цикла: философию, социологию, историю отечества, культурологию, политологию, правоведение, иностранный язык, русский язык и культуру речи, психологию профессиональной деятельности, профессиональную этику, а также систему второго (гуманитарного) образования, представленного Центром иностранных языков (с любого уровня владения, от 3-х мес. программы до 2-х летней) и факультетом послевузовского образования (экономическое образование).
Реализация гуманитарных интересов и устремлений студентов ВолгГТУ осуществляется посредством участия студентов в научной работе кафедр социально-гуманитарного (СГЭ) блока. Цели внеучебной воспитательной работы данных кафедр состоят в формировании устойчивого научно - познавательного интереса студентов к исследованиям в социогуманитарной сфере, создании условий для самореализации личности будущего инженера, активизации учебно - исследовательской позиции студентов, формировании целостного самосознания будущего специалиста и кросс-культурного способа жизнедеятельности.
Кафедрами СГЭ-блока разрабатываются различные формы внеучебной работы, в том числе научной, со студентами. Например, предметные олимпиады, поточные конференции, круглые столы и дискуссии, а также предметные КВН и викторины. Ежегодно в рамках университетского смотра студенческих научных, технологических и конструкторских работ проводится секция по гуманитарным и экономическим наукам. Совместно с Администрацией Волгоградской области на протяжении 15 лет ВолгГТУ проводит межвузовский смотр-конкурс студенческих научных работ «Социокультурные исследования» с изданием соответствующего сборника студенческих
статей. Интерес к исследовательской тематике, связанной с культурой и историей Волгограда и области, прививается студентам посредством организации «Краеведческих чтений». Следует отметить, что в данном мероприятии принимают участие не только студенты головного вуза, но и его филиалов. Региональная тематика в цикле СГЭ-дисциплин в структуре ФГОС реализуется также посредством проведения учебно-ознакомительных экскурсий по объектам историко-культурного наследия Волгоградской области. По материалам экскурсионных занятий проводятся семинары и опросы. В ВолгГТУ в блоке СГЭ-дисциплин используются различные формы самостоятельной работы (в том числе организуемой): рефераты, эссе, архивный поиск, конспектирование и реферирование первоисточников, подготовка докладов, рецензирование работ сокурсников, анализ продукции СМИ и др. По материалам психолого-социологи-ческой службы ВолгГТУ 41,57% студентов отмечают, что заметное воспитательное воздействие они ощущают именно со стороны преподавателей социально - гуманитарных кафедр [9].
Внеучебная работа в ВолгГТУ актуализируется отделом социологических иссле-
дований и внеучебной работы, студенческим клубом, музеем истории и науки университета, советом ветеранов, многотиражной газетой «Политехник», студенческой многотиражной газетой «Студинфо», студенческим советом и профсоюзным комитетом, научно-технической библиотекой, спортивным клубом.
Для специалистов, занимающихся проблемами воспитания, очевидно, что единого, заранее заданного содержания воспитания не может быть для людей даже одного возраста, одного социального статуса, поскольку процесс воспитания не линеен, не прост, не всегда явно наблюдаем и планируем. А простое накопление воспитательных воздействий не всегда приводит к скачку в качествах воспитанника.
В заключение статьи хотелось бы привести слова Дмитрия Сергеевича Лихачева о том, что «когда в обществе высокий уровень культуры во всех смыслах, то легче решаются экономические задачи, повышается дисциплина. Без культуры резко понижается уровень самосознания, человек перестает вообще отдавать себе отчет, что он делает, поддается инстинкту» [10, с. 220].
18.01.2011
Список литературы:
1. Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos/
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А.Зимняя. - М.: ЛОГОС, 2000. - З84 с.
3. Петрунева, Р.М. Воспитательная деятельность вуза: что оценивать и как? / Р.М. Петрунева // Высшее образование в России. - 2006. - №4. - C. 95-99.
4. Боденко Б.Н., Зимняя И.А., Климин С.В., Морозова Н.А., Петрунева Р.М., Татур Ю.Г., Шишкин И.Ф. Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения /; под общ. ред. И.А.Зимней; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 200З. - 9б с.
5. Петрунева, Р.М. Можно ли примирить науку и религию? / Р.М. Петрунева // Вестник высшей школы Alma mater. -2007. - №11. - C. 19-22.
6. Козырев, В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: дис. ...докт. пед. наук / В.А.Козырев. - С-Пб., 2000, - Зб с.
7. Петрунева, Р.М. Заметки неравнодушного человека (о проекте «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации») / Р.М. Петрунева // Вестник высшей школы Alma Mater. - 2005. - №11. - C. 47-51.
8. Петрунева, Р.М. Учебно-воспитательная работа в вузе: психолого-педагогическая подготовка преподавателей: учеб. пособ. Доп. УМО вузов по университетскому политехн. образованию / Р.М. Петрунева, Д.В. Воронков, Е.П. Скорико-ва; ВолгГТУ. - Волгоград: РПК «Политехник», 2005. - 1З2 с.
9. Петрунева Р.М., Дулина Н.В., Воронков Д.В., Скорикова Е.П. Воспитание в вузе: взгляд студентов / // Профессиональное образование. - 200б. - №1. - C. 29-З0.
10. Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / Д.С.Лихачев. - М.: Рос. фонд культуры, 200б. - ЗЗб с.
Сведения об авторах:
Петрунева Раиса Морадовна, проректор по учебной работе Волгоградского государственного технического университета, доктор педагогических наук, доцент, е-таіі: raissa@vstu.ru Дулина Надежда Васильевна, заведующий кафедрой истории, культуры и социологии Волгоградского государственного технического университета, доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор, е-таіі: dulina@vstu.ru
Васильева Валентина Дмитриевна, доцент кафедры технологии высокомолекулярных и волокнистых материалов Волгоградского государственного технического университета, кандидат технических наук,
доцент, е-mail: vasilyevavd@yandex.ru
UDC 378.01
Petruneva R.M., Dulina N.V., Vasilyeva V.D.
FGOS OF A THIRD GENERATION AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTION
In this article the problem of organization of educational activity in process of realization of the federal state educational standards of third generation are considered.
Keywords: standards, main educational program, socio-cultural environment, educational technology.
Bibliography:
1. Federal state educational standards. An access mode: http://mon.gov.ru/dok/fgos/
2. Zimnjaja, I.A. Pedagogical psychology: the textbook for high schools / I.A.Zimnjaja. - M.: LOGOS, 2000.- 384 p.
3. Petruneva R.M. Educational activity of high school: what to estimate and how / Petruneva R.M.//Higher education in Russia. -2006.-№4. - P. 95-99.
4. Bodenko B. N, Zimnjaja I.A., Klimin S.V., Morozova N.A., Petruneva R. M, Tatur J.G., Shishkin I.F. Methodical materials on complex criteria to an estimation of educational activity of educational institution/; under the general edition. I.A. Zimnjaja; The research center of problems of quality of preparation of experts. - М: Publishing house «The new textbook», 2003. - 96 p.
5. Petruneva R.M. Whether it is possible to reconcile a science and religion? / R.M.Petruneva // Higher school Alma Bulletin mater. - 2007.- №11. - P. 19-22.
6. Kozyrev V.A. Theoretical bases of development of the humanitarian educational environment of pedagogical university: The dissertation of the doctor of pedagogical sciences / V.A.Kozyrev. - S-pb., 2000, - 36 p.
7. Petruneva R.M Notes of not indifferent person (about the project «Strategy of the state youth policy in the Russian Federation») / Petruneva R.M // higher school Alma Mater Bulletin. - 2005.- 11. - P. 47-51.
8. Petruneva R.M, Voronkov D.V.,.Skorikova E.P Teaching and educational work in high school: psihologo-pedagogical preparation of teachers: the manual additional methodical formation of high schools on university polytechnic education / ВолгГТУ. -Volgograd: RPC «Politehnik», 2005. - 132 p.
9. Petruneva R. M, Dulina N.V., Voronkov D.V., Skorikova E.P. Education in high school: a sight of students//Vocational training. -2006.-№1. - Р 29-30.
10. Lihachev D.S. The selected works: thoughts on life, history, culture / D.S.Lihachev. - М: The Russian fund of culture, 2006. -336 p.